Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Афазии с сенсорной акустико-гностической)




Моторная афазия (сочетание афферентной моторной

Смешанная сенсорно-афферентная

Сенсорно-афферентная форма афазий встречается достаточ-
но редко и по степени проявления речевых расстройств всегда
может быть квалифицирована как грубая или выраженная.
Спонтанная и диалогическая речь больных легкая, выразитель-
ная, без затруднений в приступе к слову. Вместе с тем, про-
изношение слов у большинства настолько искажено, чго со-
здается впечатление, будто больной говорит на незнакомом
иностранном языке.

Состояние элементарного и символического орального
праксиса неполноценно, но сходно, тогда как артикуляторный
праксис нарушен у всех больных. Нарушения артикуляторного
праксиса различаются по тяжести и типу. В одних случаях в
речи больных вообще отсутствуют многие звуки русского язы-
ка (например, используются в спонтанной и диалогической ре-
чи несколько согласных звуков: «п, р, н, т», которые в сочета-
нии с гласными образуют псевдослова (типа «тото», «нетото»,
«неторато» и т. д.). В других случаях набор звуков полнее, но
они произносятся нечисто Эти искажения Moiyi быть стаи-
дартными со стойкими артикуляторными заменами в виде ог-
лушения звонких согласных, смягчения твердых и, наоборот,
упрощения аффрикатов, произношения звука «i» как южнорус-
ское «х» или непостоянными, когда отдельные слова и слово-


сочетания могут произноситься правильно (чаще всего это
глаголы, наречия, местоимения, связки).

Нарушения звукопроизношения могут сочетаться с искаже-
нием просодий русской речи, неправильной расстанопкой уда-
рения в словах и в предложениях. Наличие этих нарушений
в сочетании со звуковым распадом слова, когда слова искажа-
ются до неузнаваемости, делает речь похожей то на «украин-
скую» («замэнку, полипэнку»), то на «испанскую» («лучело ли-
чи бенье») и пр.

Все эти особенности, свидетельствующие о распаде артику-
ляторных схем или неполноценности артикуляторных укладов,
дают основание диагностирован афферентную моторную афа-
зию, но, в отличие от «чистой» ее формы, в смешанной не
наблюдается поиска артикуляций. Частые повторы одних и тех
же звуков в разных сочетаниях можно трактовать как своеоб-
разное нащупывание правильного произношения. Подобный
способ поиска артикуляторного уклада обусловлен также нали-
чием симптоматики сенсорной афазий.

Сходство с сенсорной афазией у некоторых больных наблю-
дается и в характере устной речи: она бедна существительны-
ми и глаголами, изобилует вводными и служебными словами,
нестойкими литеральными парафазиями. Слова могут иска-
жаться до полной неузнаваемости, что в сочетании со склон-
ностью к многоречивости обычно квалифицируется как «сло-
весная окрошка».

За очень редким исключением автоматизированная речь
у больных этой группы нарушена, а попытки перечислить
автоматизированные речевые ряды (даже числовой ряд до
10) представляют собой набор грубых парафазий, часто пе-
реходящий в невнятное бормотание. Так же, по существу,
недоступна речевая имитация. Нарушения выявляются на
всех уровнях, начиная от повторения отдельных звуков и
кончая словами и предложениями. Оценка этой функции на
всех уровнях примерно одинакова, но в механизме наруше-
ния повторения нашло отражение сочетание 2-х форм
афазий, составляющих единый синдром смешанной сенсор-
но-афферентной афазий. Для афферентной афазий в отра-
женной речи характерны поиски артикуляторной позы,
воспроизведения контура заданного слова без четкого арти-
кулирования, улучшение повторения при беззвучной артику-
ляторной подсказке, стойкие замены или искажения опреде-
ленных звуков. Добавление к услышанному лишних звуков
или звукосочетаний, нестойкие литеральные парафазий, ког-
да повторение совершенно несходно с образцом и часто пе-



членораздельно, вербальные замены относятся к сенсорно-
акустической части смегаанной афазий.

Номинативная функция речи грубо нарушена. Оценки спо-
собности называть предметы и действия почти полностью сов-
падают. Полная неспособность называть различные объекты
или их изображения обнаруживается у подавляющего боль-
шинства больных. Подсказка и контекст не помогают. Но и в
случаях, когда называние полностью недоступно, больные не
отказываются от ответов. У некоторых больных иногда сохра-
няются кое-какие остатки номинативной функции, когда не-
которые объекты называются правильно или с парафазиями,
но членораздельно. Подобные «псевдоправильные» ответы че-
редуются с высказываниями, не имеющими ничего общего с
требуемым наименованием. Соотношение их индивидуально раз-
лично (зонт - зонт»; топор - мост»; кувшин - хутью»; арбуз -
опечек, аропеча, морок»). Составление предложений к сюжет-
ным картинкам и пересказ прослушанного текста в какой-то
мере удается только тем испытуемым, у которых получены
лучшие результаты при исследований номинативной функции
и речевой имитации. Выполнение этих заданий грубо дефек-
тно: обнаруживается обилие литеральных парафазий, вербаль-
ных замен, отсутствие связей внутри предложения и между
предложениями, незаконченность фраз, наличие совершенно
нечленораздельных и фонетически плохо оформленных цепо-
чек слов, неожйданные вставки несвязанпых с текстом обрыв-
ков предложений, неадекватные определения.

Сочетание сенсорной и афферентной афазий приводит к
своеобразному механизму нарушения экспрессивной речи, ког-
да особенно заметно нарушается речь намеренная, вызываемая
обследующим, а не подсказанная ситуацией. Больные в какой-
то степени способны что-то сообщить по собственной иници-
ативе, но не могут воспроизвести услышанное, назвать объек-
ты, ответить на конкретные вопросы. Соотношение намерен-
ной и ненамеренной речи у больных с этой формой афазий
выражено с наиболыней отчетливостью.

У большинства нарушается понимание речи, слухоречевая
память, но в целом состояние импрессивной речи лучше, чем
экспрессивной, хотя и отличается большей динамичностью.

В целом, общение с такого рода больными осуществляется
с меньшими трудностями, что свидетельствует о большей со-
хранности ассоциативных систем, определяющих значение
слов. Очень редко встречаются случаи полной потери навыка
чтения - при самом тяжелом нарушений речи сохраняются
кое-какие возможности понять написанное. Ошибки при чте-


нии сходны с ошибками при назывании объектов и речевой
имитации. Как и в других видах устной речи, при чтении на-
блюдаются отказы, нечленораздельное бормотание, грубые ли-
теральные замены. При менее тяжелом речевом дефекте чте-
ния встречаются вербальные паралексии, искажения отдельных
звуков, редукция окончании. Затруднения в громком чтении
определяются трудностями произношения, доказательством че-
го является большая сохранность чтения про себя. Но и чтение,
не требующее произношения, тоже неполноценно. Степень выра-
женности этой неполноценности может быть различной-от воз-
можности только узнать привычную идеограмму, выбрать под-
пись к картинке, найти заданиое слово или букву и все это с
ошибками и при ограниченном выборе, до тех, кто вышепе-
речисленные задания выполняет легко, но не способны точно
выполнить письменные инструкций. При менее выраженной сте-
пени афазий встречаются случаи, когда больные, выполняя пись-
менные инструкций (иногда даже точнее, чем устные), могут
найти в тексте заданное слово, но для усвоения даже простого
короткого текста требуется многократное повторное прочитывание.

Письмо при сенсорно-афферентной афазий также наруша-
ется на всех уровнях: письмо под диктовку нарушается уже на
уровне записи букв, а при переходе к записи слов, эти нару-
шения нарастают. Помимо общих ошибок в виде пропусков
букв, перестановок, замен, ошибок орфографии встречаются
случаи, когда больные не отказываются от выполнения зада-
ния, но пишут цепочки букв, мало напоминающие слова. Про-
говаривание во время письма отсутствует, так как оно имеет
отрицательное значение. Списывание удается большинству
больных, как и частичная запись автоматизированных энг-
рамм. Теменные симптомы при этой форме афазий, как пра-
вило, отсутствует.

Сочетание двух афатических симптомокомплексов, их сли-
яние в один комплексный сложный синдром, вызывающий тя-
желую афазию, предполагает обширное поражение мозговой
коры: задние отделы третьей лобной извилины, нижние отделы
центральных извилин, островок, первую и вторую височные
извилины, а также нижнюю теменную дольку левого полуша-
рия у праворуких.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.