КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первичные алексии
АМНЕСТИЧЕСКАЯ АГНОЗИЯ ИЛИ АГНОЗИЯ ЗАПЕЧАТЛЕНИЯ Эта форма зрительной агнозии впервые выделена Я. А. Ме- ерсоном (1986). При сохранном опознании объектных и сю- жетных изображений утрачивается способность удержать в па- мяти на короткий и на длительный сроки любой зрительный материал, поэтому страдает, главным образом, выполнение тех заданий, которые предъявляют большие требования к функции кратковременной и долговременной памяти. Выделяют две основные формы первичной алексии (нару- шения чтения), связанные с локальным поражением опреде- ленных участков мозга: агностическую (литеральную по дру- гой терминологии) и вербальную. Вторичные алексии разви- ваются при других нейропсихологических синдромах, в частности у больных с афазией. Механизм этих нарушений зависит от формы афазий и описан выше. а) Агностическая (литеральная) алексия При агностической алексии нарушается узнавание отдель- ных букв и соответственно нарушается чтение. Больные ча- сто путают буквы, сходные по своему начертанию (К и Х, Т и Г, Ц, Ш, Щ и др.), затрудняются в подборе одинако- вых букв разного шрифта (печатных, прописных, стилизо- ванных, заглавных), т. е. утрачивается способность к обоб- щенному восприятию буквы. Эта форма нарушения чтения известна еще под названием «чистая словесная слепота». Иногда больным удается прочесть отдельные знакомые сло- ва, написаниые крупными печатными буквами, узнавая их по общему рисунку. Чтение слов в рукописном или маши- нописном тексте практически невозможно. Отмечаются ошибки при чтении букв — амнсстическая алексия. Но даже назвав правильно все буквы с задержками и паузами, боль- ной читает слово побуквенно как малограмотный, т. е. гло- бальное чтение заменяется чисто аналитическим. Нередко нарушается чтение арифметических знаков (+, —‚ х; v") или нотных знаков, с которыми больной был знаком до за- болевания. Письмо у больных с агностической алексией, как правило, сохранено, но прочесть то, что сами написали не могут. Вме- сте с тем, нарушается списывание букв и слов, в том числе перевод при списывании букв и слов с печатного шрифта в рукописный. Перестав быть значимой графемой, буква превра- щается в «иероглиф», который больные при списывании сри- совывают или просто «рабски копируют». Агностическая алексия возникает при очагах в оснований левой затылочной доли, часто с захватом прилежащих отделов височных и теменных областей. Впервые описана A. Kussmaul (1887) (цит. по И. М. Тонконогому, 1973), тщательно изучена В. М. Смирновым (1959). б) Вербальная (аграфическая) алексия При вербальной (аграфической) алексии нарушения чтения сочетаются с расстройствами письма. В отличие от агности- ческой алексии узнавание отдельных букв сохранено или на- рушено мало. Утрачивается чтение целых слов, слогов, фраз. При чтении возникают частые литеральные и вербальные па- ралексии, отчуждение смысла слова. Больные пытаются ком- пенсировать дефект узнавания слогов и слов не аналитическим (побуквенным) способом чтения, а домысливанием непрочи- танных частей, попытками узнать слово «в лицо». Нередко смысл слов и фраз понимается верно, хотя больной не может прочесть вслух или читает с ошибками. Одним из основных отличий вербальной алексии от агно- стической является нарушение письма (отсюда второе назва- ние «аграфическая»). Больные не могут писать буквы и слова. При попытках написать заданную букву они чсртят прямые и кривые линии, штрихи, хотя иногда удается правильно восп- роизвести какой-то элемент буквы. В тяжелых случаях боль- ные неспособны писать совсем, в легких случаях удается на- писать под диктовку некоторые буквы, отдельные, хорошо зна- комые, слова (фамилию, простые одно-двухсложные слова). Списывание при вербальной (аграфической) алексии наруша- ется значительно меньше, нередко больные при списывании переводят буквы из печатного шрифта в рукописный. Многие авторы рассматривают вербальную алексию как од- но из проявлений симультанной агнозии. Впервые описана J. Dejerine (1892) (цит. по И. М. Тонко- ногому, 1973). Детальный обзор литературы дан В. М. Смир- новым (1959). Возникает при поражений теменной доли (угловой извили- ны) левого полушария, но имеются указания также на пора- жение затылочной доли и мозолистого тела.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |