КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Акалькулия
Характеризуется нарушением счетных операций. В основе акалькулии могут лежать разные механизмы, характер которых зависит от локализации очага поражения. Нарушения, возни- кающие при поражений затылочно-теменных областей левого полушария, либо при двусторонних очагах, относятся к, так называемой, первичной акалькулии. а) При поражений затылочной области нарушается пред- ставление о числе, распадается оптический образ цифры; числа перестают быть знаками, отражающими известное количество. Цифры начинают смешиваться, плохо узнаваться, особенно близкие по начертанию (6 и 9). Эти нарушения носят опти- ко-гностический характер и сходны с оптической алексией (часто они сочетаются). б) В основе другого типа акалькулии лежит нарушение представления и восприятия пространственного расположения цифр, составляющих разрядное число. Многозначные числа читаются отдельными цифрами, числа с одинаковыми, но рас- положенными в другой последовательности цифрами, воспри- нимаются как идентичные (187 и 781). Особенно затруднено узнавание и оценка расположения элементов в римских циф- рах. Больные не могут определить разницу в цифрах IV и VI, IX и XI, оценивая их неверно, либо смешивая. Аналогичные ошибки возникают при записи римских чисел. В основе таких проявлений акалькулии лежат, по мнению А. Р. Лурия, более общие апрактоагностические расстройства, характерные для поражения теменной доли левого полушария. в) Третий тип акалькулии связан с нарушением счетных операций, которые могут быть аналогичными описанным вы- ше феноменам, но могут возникать при сохранном значении простых числовых символов. Больные утрачивают способность выполнять простые арифметические действия: сложение, вы- читание, умножение, деление, затрудняются в устном счете с однозначными числами. Особенно грубо нарушаются счетные операций с переходом через десятки. Грубо нарушается также осознание величины многозначных чисел по отдельным, вхо- дящим в него значениям (например, число 178 воспринима- ется большим, чем 201), часто полностью распадается разряд- ное строение числа — больной не знает, где в числе находятся десятки, сотни, единицы. Забывается последовательность пись- менного счета в вертикальном способе вычисления (в «стол- бик»), недоступны операций с дробями. Первичная акалькулия, как правило, сочетается с семанти- ческой афазией и другими левополушарными теменными син- дромами, входя в комплексный синдром Герстмана, являясь результатом поражения угловой извилины теменной доли ле- вого полушария. Вторичная акалькулия может выявляться при разных фор- мах афазий. Механизм этих нарушений тесно связан с меха- низмом речевых расстройств. Например, нарушения номина- ции цифр могут быть связаны с общими амнестическими на- рушениями при акустико-мнестической афазий, отчуждение на значение названного числа — с нарушением акустико-гности- ческого звена при сенсорной афазий. Нарушение счетных опе- раций при моторной афазий — с нарушением внутренней речи, инертностью мозговых процессов, дезавтоматизацией (при по- ражений премоторных отделов речевой зоны). Описания акалькулии приведены в работах Н. Head (1926), А. Р. Лурия (1962, 1969), А. Р. Лурия, С. В. Цветковой (1966) и др. авторов. 3.3.8. Синдром Герстмана Впервые в 1927 г. Герстман опубликовал ряд своих наблю- дений (Gerstmann J., 1927; цит. по И. М. Тонконогому, 1973), в которых описал комплексный синдром. В этот синдром входят пальцевая агнозия, сочетающаяся с «чистой» аграфией, нарушением ориентировки в правом и ле- вом, а часто и с нарушениями счета — акалькулией. Герстман расценивал это сочетание как отдельный особый синдром, в основе которого лежит невыраженная аутотопагнозия. Указан- ный синдром известен в настоящее время как синдром Гер- стмана (по имени автора, описавшего его). По данным автора, при этом синдроме очаг поражения локализован в теменно- затылочной области левого полушария (угловая и вторая за- тылочная извилины левого полушария у правшей). 3.3.9. Амузия Нарушение музыкальных способностей. Наблюдается в тех случаях, когда jth способности существовали до болезни. Опи- сывают случаи амузии при локальных поражениях мозга у профессиональных музыкантов, но нарушение узнавания или воспроизведсния хорошо знакомых мелодии может выявляться у больных, специально не обучавшихся музыке, но способных правильно спеть и узнать знакомую мелодию. а) Сенсорная амузия Характеризуется нарушением узнавания хорошо знакомых мелодии. Больные затрудняются в идентификации двух предъ- являемых последовательно коротких мелодических отрывков, принимают разные мелодии за одинаковые и, наоборот, за- трудняются в сопоставлении двух тонов по высоте. Професси- ональные музыканты не могут оценить величину интервала меж- ду двумя музыкальными тонами, что приводит к невозмож- ности нотной записи коротких мелодии. Часто сенсорная амузия сопровождается нарушением чтения hot — музыкальной алексией. Сенсорная амузия может выступать как самостоятельное расстройство или сочетаться с нарушениями слухового гнозиса — «чистой» речеслуховой агнозией, при которой нарушается уз- навание не только мелодии, но и других окружающих звуков и шумов (голосов животных и птиц; шума, производимого ветром, движением поезда и т. п.). б) Моторная амузия Нарушение способности петь и играть на музыкальных ин- струментах. Мелодии знакомых песен воспроизводятся неточ- но, искажение, нарушается последовательность музыкальных звуков, мелодический рисунок. У профессиональных музыкан- тов нарушается воспроизведение новых, незпакомых мелодии, повторение заданного музыкального тона, воспроизведение рит- мического рисунка мелодии. Больные, которые могли играть на музыкальных инструментах, теряют эту возможность. Они не только затрудняются в игре по нотам, но часто не могут воспроизвести хорошо выученные музыкальные произведения. Следует сказать, что нарушение музыкальных способностей никак не сказывается на речи больных, не изменяет ее ипто- национно-мелодическую и ритмическую структуру. Моторная амузия выявляется лишь при пении. У больных с эфферент- ной моторной афазией в случаях грубого распада экспрессив- ной речи (эмболофазия) в большинстве случаев сохраняется правильное воспроизведение хорошо знакомых мелодии, а пе- ние со словами часто способствует растормаживаншо речи. Описание сенсорной и моторной амузии содержится в пуб- ликациях ряда авторов: Е. Feuchtwanger (1930), К. Kleist (1928), R. Brain (1963), И. М. Тонконогого (1973). Амузия возникает чаще при поражений правого полушария. При сенсорной амузии очаг поражения расположен в нередне- средних отделах височной области, а при моторной — в задних отделах второй лобной извилины.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |