КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пути оптимизации психологических свойств военно-полевого быта 1 страница
Оптимизация психологических свойств военно-полевого быта возможна посредством: 1) предварительной психологической подготовки военнослужащих к жизнедеятельности в бытовых условиях военного времени; 2) повышения способности военно-полевого быта реализовать свои психологические функции. Г. Е. Шумков, создавая научные основы военной психологии, подчеркивал, что для психологической подготовки будущих бойцов к боевой обстановке необходимо «честно, откровенно, правдиво и деловито познакомить воинов с их будущей деятельностью и обстановкой. Они должны отчетливо сознавать, что война не торжественная прогулка и даже не ряд возвышающих душу боев, а сплошные тяготы бивачной, походной, сторожевой службы с их трудностями, лишениями, болезнями и потерями» [192, с. 76]. Глава 17. Психологический анализ военно-полевого быта войск,., _______________________ 407 Психологическая подготовка предполагает периодические полевые выходы частей и подразделений, в процессе которых военнослужащие адаптируются к условиям военно-полевого быта. При этом на короткое время создается обстановка, которая но своим отрицательным психологическим свойствам превосходит условия жизнедеятельности в современном бою. Опыт боевых действий в Афганистане и Чечне показывает, что военнослужащие должны обучаться выживанию в крайне неблагоприятных обстоятельствах. Они должны уметь: • строить временное полевое жилье из подручных материалов (шалаши, перекрытые щели, «поры» и т. п.); • выживать в условиях экстремально высоких и низких температур; • добывать и обеззараживать воду; • готовить пищу из продуктов сухого пайка; • добывать и готовить пищу в условиях индивидуального и группового выживания; • употреблять растения и насекомых, традиционно не относящихся к пищевым; • продуктивно отдыхать и спать по самоприказу и т. д. Непосредственно в боевой обстановке командиры и другие должностные лица должны принимать меры к реализации психологических функций военно-полевого быта (иотребностная, коммуникативная, рекреационная, гедонистическая, личностного развития, психотерапевтическая)1. Особенно важно заботиться о питании, тепле и возможности высушить промокшее обмундирование. Чрезвычайно позитивно влияют на самочувствие военнослужащих полевые бани, устраиваемые в походных палатках, землянках, капитальных строениях и т. д. Не случайно в книге Б. Колодзина «Как жить после психической травмы», в одной из лучших, посвященных проблемам посттравматического стресса, одной из наиболее действенных методик снятия симптомов стресса называется индейская баня [78]. Таким образом, военно-полевой быт включает в себя «не боевую жизнедеятельность в боевой обстановке». Выполняя конкретные психологические функции, он является важнейшим фактором морально-психологического состояния и боеспособности войск, а значит — победы и поражения в войне. Оптимизация психологических свойств военно-полевого быта предполагает предварительную психологическую подготовку военнослужащих к невзгодам и тяготам повседневного бытия в боевой обстановке и целенаправленную работу по реализации его психологических функций. Вопросы для самоконтроля 1. Что понимают под военно-полевым бытом? 2. Каково соотношение военно-полевого быта и отношения общества к воюющей армии? См. также главу «Характеристика деятельности по психологическому обеспечению основных этапов динамики боя полка». 408 ______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий 3. Каковы основные психологические функции военно-полевого быта? 4. Назовите пути оптимизации психологических свойств военно-полевого быта. Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 1. Василевский А. Дело всей жизни. — М., 1978. 2. Геродот. История /Историки античности. — М., 1989. 3. Джонс Д. Отныне и вовек. — М., 1986. 4. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. — М., 1974. 5. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992. 6. Плутарх. Избранные жизнеописания. — М., 1987. 7. Психология для Вооруженных сил. Учебник Вооруженных сил США / Под ред. Э. Боринга. — Вашингтон, 1943; Варшава,1960. 8. Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. — М., 1999. 9. Сенявская Е. С. Психология фронтового быта / Психология войны и боевых действий / Под ред. А. Г. Караяни, Э. П. Утлика — М., 2003.
10. Симонов К. Солдатские мемуары. Документальные сценарии. — М., 1985. 11. Ремарк Э. М. На западном фронте без перемен. — М.,1972. 12. Рокоссовский К. К. Солдатский долг. — М, 1968. 13. Фролов Ю. П. Предисловие к книге Г. Хаханьяна «Основы военной психологии». - М., 1929. 14. ХаханъянГ. Основы военной психологии. — М., 1929. 15. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб., 1999. 16. Шумков Г. Е. Психика бойцов во время сражений. Выпуск 1. — СПб., 1905. 17. Шумков Г. Е. Пьяная храбрость или алкоголь в бою // Общество ревнителей военных знаний. 1909. № 1. Глава 18. УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛО-РОЛЕВОЙ, ВОЕННО-ВИДОВОЙ И ВОЕННО-РОДОВОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ВОЙСК Воздействие психологических факторов войны на участников боевых действий осуществляется не непосредственно, а опосредуется многими переменными. К числу наиболее значимых из них можно отнести половые особенности военнослужащих и принадлежность их к различным профессиональным группам. Споры о том, место ли женщине на войне, сегодня уже бессмысленны. Женщины в армии, в том числе на полях сражений, — это объективная реальность. Учитывая, что военнослужащие-женщины в некоторых частях нашей армии сегодня составляют от 10 до 20% численного состава, и тенденция на увеличение их численности возрастает, изучение психологических особенностей их поведения на войне представляется весьма актуальным. Не менее важным является познание опосредствующего влияния на боевую активность «видородовой» принадлежности военнослужащих. С точки зрения социальной психологии, само разделение армии на виды вооруженных сил и рода войск закономерно ведет к разделению в сознании военнослужащих на «мы» и «они», формирует специфические социальные установки, «образы мира и войны», своеобразные социальную идентичность и модели поведения. Психологическая «особость» представителя того или иного вида Вооруженных сил, рода войск существенно усиливается в силу своеобразия целей, способов и средств боевой деятельности. Командиры, военные психологи могут постичь психологические механизмы поведения военнослужащего на поле боя, лишь выявив «фокус» преломления всех внешних воздействий и внутренних побуждений через его тендерную и профессиональную специфику. 18.1. Психологические особенности участия женщин-военнослужащих в боевых действиях Специалисты отмечают, что среди очевидных параметров, отличающих одного человека от другого, имеются два наиболее значимых, «которые белее всего важны для Я-концегщии и социальных взаимоотношений — это расовая принадлежность и, в особенности, пол» [126, с. 228]. Социальными психологами установлено, что имеются существенные различия в поведении мужчин и женщин. В ряде Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий исследований показано, что мужчины прежде всего ориентируются на решение задачи, женщины во главу угла ставят отношения между людьми; женщины в 2 раза чаще страдают от стресса, тревожности и депрессии, зато в 3 раза реже совершают самоубийства и в 5 раз реже становятся алкоголиками; женщины более эмпатичны; мужчины более агрессивны (в США они в 10 раз чаще женщин осуждаются за убийство и 5 раз — за угрозу или попытку насилия); у женщин лучше развито обоняние и др. [126, с. 28]. Ясно, что эти и другие различия не могут не сказаться на специфике восприятия боевой обстановки, мотивации участия в боевых действиях, ценностных ори-ентациях, социальных функциях на войне, реагировании на боевые события, переживании, функциональных состояниях и др. Женщина на войне выполняет вполне конкретные социально-психологические функции, которые существенно отличаются от мужских функций. С помощью логического анализа, изучения литературы и опроса участников боевых действий мы выделили следующие функции: • профессионально-психологические функции (преимущественно медицинское, банно-прачечное обслуживание, финансовое обеспечение, сферы питания и культуры, работа в штабах, на узлах связи); • значительно реже — участие в боевых порядках воинских подразделений (артиллерия, пехота); • оптимизации социально-психологического климата воинских подразделений и частей (в присутствии женщин отмечается меньше мата, хамства, деструктивных конфликтов и т. д.); • мобилизации психологического ресурса' участников боевых действий (присутствие женщины мобилизует энергетические, эмоциональные возможности, находчивость, изобретательность, смекалку мужчин в боевой обстановке, заставляет преодолевать сложные препятствия); • психологического вспомоществования участникам боевых действий, как мужчинам, так и женщинам (сопереживание, соболезнование, эмпатия, поддержка и т. д.); • снятия сексуального напряжения (сексуальные контакты и сублимация в виде фантазий, несексуальных контактов, разговоров и шуток на сексуальную тему). Непосредственное наблюдение и беседы с реальными и потенциальными участницами боевых действий позволяют в самом общем виде очертить основные мотивы такого участия. Это следующие мотивы: • сострадания, альтруизма (стремления помочь тем, кому во время войны наиболее тяжело); • следования за любимым мужчи'ной, мести за погибшего мужа, любимого; • поиска любви, надежды на создание семьи; • улучшения материального положения; • патриотизма; • бегства от семейных неурядиц; • сексуальной неудовлетворенности; Глава 18. Учет особенностей поло-ролевой, военно-видовой и военно-родовой... ____________ 41_[ • маскулинности (врожденная агрессивность; стремление испытать себя «в крутом» деле»); • искупления грехов (за совершенные ранее преступления и порицаемые поступки) и др. Особенности нервно-психической организации и мотивации участниц боевых действий обусловливают специфику их боевых качеств. Изучение показывает, что мужчины на войне способны переходить грань относительной утраты личностной идентичности, деперсонифицироваться, превращаться в своеобразное «орудие войны», в «зверя», обуреваемого инстинктом агрессивности. Образно показал эти трансформации Э. М. Ремарк: «Наши лица не стали бледнее или краснее обычного; нет в них и особенного напряжения или безразличия, но все же они сейчас не такие, как всегда. Мы чувствуем, что у нас в крови включен какой-то контакт. Это не пустые слова; это действительно так. Фронт, сознание, что ты на фронте, — вот что заставляет срабатывать этот контакт. В то мгновение, когда раздается свист первых снарядов, когда выстрелы начинают рвать воздух, в наших жилах, в наших руках, в наших глазах вдруг появляется ощущение сосредоточенного ожидания, настороженности, обостренной чуткости, удивительной восприимчивости всех органов чувств. Все тело разом приходит в состояние полной готовности. ... Мы превратились в опасных зверей. Мы не сражаемся, мы спасаем себя от уничтожения. Мы швыряем наши гранаты не в людей — какое нам сейчас дело до того, люди или не люди эти существа с человеческими руками и в касках? В их облике за нами гонится сама смерть, впервые за три дня мы можем взглянуть ей в лицо, впервые за три дня мы можем от нее защищаться, нами владеет бешеная ярость, мы уже не бессильные жертвы, ожидающие своей судьбы, лежа на эшафоте; теперь мы можем разрушать и убивать, чтобы спастись самим, чтобы спастись и отомстить за себя. Мы укрываемся за каждым выступом, за каждым столбом проволочного заграждения, швыряем под ноги наступающим снопы осколков и снова молниеносно делаем перебежку. Грохот рвущихся гранат с силой отдается в наших руках, в наших ногах. Сжавшись в комочек, как кошки, мы бежим, подхваченные этой неудержимо увлекающей нас волной, которая делает нас жестокими, превращает нас в бандитов, убийц, я сказал бы — в дьяволов, и, вселяя в нас страх, ярость и жажду жизни, удесятеряет наши силы, — волной, которая помогает нам отыскать путь к спасению и победить смерть. Если бы среди атакующих был твой отец, ты не колеблясь метнул бы гранату и в него!» [140, с. 184]. С. Л. Рыков отмечает, что женщина же на войне не перестает быть женщиной. «Это генетически заложено в жизненную стратегию ее самореализации. В Чечне наши офицеры наблюдали интересные факты. У женщин-снайперов, которые в горах воевали на стороне боевиков, находили в косметичках дорогую французскую косметику. Их макияж был ярок и насыщен оттенками агрессивности (в бытовом лексиконе — «боевой раскрас»). И это при том, что этих женщин в течение нескольких дней никто из мужчин не видел. Психологи, изучающие 412 ______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий факторы самореализации личности в экстремальных условиях деятельности, объясняют этот феномен тем, что когда женщина накладывает привлекательный макияж, она становится более уверенной в себе, а это, в свою очередь, влияет на точность снайперской стрельбы» [150, с. 98]. Мужчина в боевой обстановке стремится или мечтает проявить и продемонстрировать решительность, волю, дерзость, физическую силу, лихость. Для него не чужда мотивация самоотверженных действий по типу: «А, гори оно все синим пламенем!», «На миру и смерть красна», «Двум смертям не бывать, а одной не миновать», «Авось пронесет» и т. п. Он способен переносить в короткие временные интервалы гипернагрузки, эффективно функционировать в «рваном режим» деятельности (без четкого деления на день и ночь, время работы и отдыха и т. д.). Однако его психическая организация — не благодатная почва терпеливости, терпимости, кропотливой, монотонной деятельности и т. п. Женщина же более внимательна, терпелива и вынослива. «Как показали специально проведенные исследования, потерю крови на клеточном уровне и болезни женщина переносит лучше, чем мужчина. Выстрел из снайперской винтовки производится между ударами сердца, а у женщин, по данным медиков, сердечный ритм реже. Поэтому им легче надежнее прицелиться и произвести выстрел. Не случайно до 20-22% чеченских снайперов составляли именно женщины. Причем анализ боевых потерь российских войск в Чечне показал, что до 73% убитых офицеров — жертвы именно снайперов (пулевые ранения в голову и область сердца). Нетрудно подсчитать, что каждый третий российский офицер, погибший в Чечне, был убит женщинами-снайперами» [150, с. 99]. Женщина легче переносит боль, монотонию, зато более эмоциональна. Специфика выполняемых социальных функций, мотивации, способов деятельности обусловливает особенности восприятия женщин на войне со стороны мужчин. Е. С. Сенявская дает анализ отношений различных категорий военнослужащих в разные исторические эпохи к женщинам, находившимся рядом с ними в боевом строю [153, с. 163]. Они занимают широкий континуум от любви до негативизма. Среди этих отношений доминирующими являются: • страх за «свою» женщину и усиление страха за свою жизнь, так как «при ней и ценность жизни стала дороже»; • желание подтянуться, проявить себя с лучшей стороны, оказавшись в обществе «дам»; • снисходительная опека, покровительство «слабому полу»; • недоверие, скептицизм, настороженность; • зависть, ревность; • нетерпимое отношение к женщинам и женам на войне. Итак, с психологической точки зрения, женщина на войне отличается от мужчин мотивацией боевой деятельности, выполняемыми социально-психологическими функциями, доминирующими боевыми качествами, имиджем. Эти особенное- Глава 18, Учет особенностей поло-ролевой, военно-видовой и военно-родовой,.. ____________ 4П ти предопределяют специфические модели отношения к ним со стороны военнослужащих-мужчин. Оптимизация этого отношения требует специально целенаправленной работы командиров, органов воспитательной работы, военных психологов. 18.2. Психологический анализ «видородовой» психологии Один из основателей отечественной военной психологии П. И. Изместьев подчеркивал: «В армии... могут быть группы, деятельность которых основана на отличных одних от других базисах, имеющих дело с отличными одних от других машинами, военное бытие которых создает далеко не однородное сознание... Под групповой военной психологией я мыслю психологию разных родов войск». И далее продолжает: «Если проследить каждый род войск, то мы должны прийти к заключению, что на дух его влияет вся особенность, специфичность всех тех условий, в которых ему приходится исполнять свою работу» [153, с. 126]. Стремление проникнуть в тайны групповой психологии, определяемой принадлежности к разным профессиональным группам владело военными учеными давно1. В разнообразных работах конца XIX — начала XX в. сделаны первые попытки осмыслить психологическую специфику боевой деятельности родов войск. В частности, весьма фундаментально эта задача решается в работах М. Кампеано «Опыт военной психологии, индивидуальной и общей», вышедших еще в 1902 г. Автор дает глубокий анализ целей, способов, средств боевой деятельности, ее требований к физическим и психологическим качествам бойцов. В книге выделена самостоятельная часть «Психология войск по родам оружия», в которой имеются главы «Пехота», «Кавалерия» и «Артиллерия» [63]. В настоящее время видородовую тематику в психологии продолжают С. С. Ануфриенко (ВСК), Г. Н. Гнездилов (ПВО), А. В. Булгаков, А. Н. Костров, В. Н. Селезнев, Г. А. Броневицкий (ВМФ), А. И. Индюченко (танковые войска), П. А. Корчемный, В. А. Пономаренко (ВВС), В. В. Сысоев, С. В. Захарик (ВДВ), А. Г. Караяии (сухопутные войска) и т. д. Однако исследователи концентрируют свое внимание исключительно на тех аспектах групповой видородовой психологии, которые составляют предмет их анализа. В военной психологии практически отсутствуют работы, содержащие сравнительный анализ психологии деятельности различных родов войск2. 1 Анализ особенностей поведения воинов разных родов войск давался в работах: Биль- 2 Одна из первых попыток современного анализа видородовой психологии предпринята Раздел II, Психологическая работа входе ведения боевых действий Исключение составляет исторический труд Е. С. Сенявской, в котором на богатом фактологическом материале дается характеристика боевой деятельности представителей различных профессиональных групп. Она же выделила наиболее важные условия боевой деятельности, влияющие на формирование специфических черт профессионально-групповой психологии: 1) конкретная обстановка и задача каждого бойца и командира в бою; 2) наиболее вероятный вид опасности; 3) характер физических и нервных нагрузок; 4) специфика контактов с противником — ближний или дальний; 5) взаимодействие с техникой (вид оружия); 6) особенность военного быта [153, с. 127]. Добавим, что не менее важными с психологической точки зрения являются такие обстоятельства: • возможность наблюдать результаты применения своего оружия (трупы солдат противника); • возможность видеть тела убитых и раненых товарищей; • продолжительность и интенсивность боевых действий (минуты, часы, сутки); • характер взаимодействия с сослуживцами (индивидуальная или групповая, взаимно последовательная или взаимно параллельная деятельность); • требуемый уровень профессиональной подготовки; • социальный статус (элитность) боевой специальности. Используя выделенные условия, дадим схематическую характеристику видам деятельности личного состава видов вооруженных сил и основных родов войск (табл. 2.12). Из таблицы видно, что анализируемые виды боевой деятельности имеют существенные различия практически по всем показателям. Наиболее сложной с психологической точки зрения является боевая деятельность воина-десантника. Для нее характерны практически все из имеющихся видов опасности (сгореть в самолете, упасть с высоты, погибнуть от любого вида оружия и боевых средств на земле, погибнуть в рукопашной схватке), она отличается высокой интенсивностью, продолжительностью, большими физическими нагрузками. Десантник вынужден наблюдать результаты своих боевых действий — трупы убитых солдат противника, взорванные боевые объекты, видеть тела погибших и раненых товарищей. Быт десантника не устроен (палатки, землянки, блиндажи, приготовленные наспех) по причине частой смены мест дислокации. Выполняя боевые задачи в глубоком тылу противника, десантник отдыхает в схронах, норах, под снегом и т. д. В ходе боевых действий он часто может рассчитывать только на двух-трех боевых товарищей. При малейшей ошибке наступает плачевный исход — смерть или плен. Боевая деятельность предъявляет к профессиональной и психологической подготовке десантника высокие требования (развитые психические процессы, интеллектуальные качества, умение ориентироваться на местности, знание языка, обычаев, традиций, уклада жизни противника, умение выживать в различных природно-географических и погодно-климатических условиях). Не случайно боевая специальность воина-десантника относится к числу элитных. Таблица 2.12 Сравнительная характеристика боевой деятельности личного состава видов вооруженных сил, родов войск
416______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действие Не менее сложна с психологической точки зрения боевая деятельность мотострелка. Кроме всего прочего она еще и не относится к разряду высокостатусных что накладывает свой отпечаток на социальную и профессиональную идентичность пехотинцев. Однако следует заметить, что всякая опасность и сложность — величины относительные. Их истинная «цена» познается лишь в сравнении. Так, летчик, переквалифицировавшийся на время в авианаводчика и принявший участие в боевых действиях пехоты, наверняка скажет, что «хуже, чем у пехоты, работы нет». Мотострелок, совершивший продолжительную по времени переправу через залив на паромах и других плавсредствах под огнем противника, навсегда «проклянет» боевую работу моряка. Танкист, совершивший переброску по воздуху, в процессе которой пришлось участвовать в воздушном бою, сильнее полюбит свою боевую технику и специальность. В этом отношении интересен пример из жизни воинов-саперов одного из инженерно-саперных батальонов 5-й гвардейской мотострелковой дивизии, участвовавшей в боевых действиях в Афганистане. Саперы в разговорах друг с другом нередко сетовали на то, что для установки минных полей приходится часами «трястись» в БТРах. «Работы на полчаса, а блужданий на стуки» — в сердцах говорили они. «Не может, что ли, командование выделить нам вертолет? Вон у американцев саперы перемещаются на «вертушках». И вот однажды интересы боя потребовали быстро перебросить саперов по воздуху и блокировать возможный отход душманов, вырвавшихся из кольца окружения наших войск у крепости Каварзан. Радости саперов не было конца. Однако радостное настроение пропало уже через несколько минут полета. Специфика воздушных потоков в районе выполнения боевой задачи обусловливала наличие различных «воздушных ям», восходящих потоков воздуха. Вертолет мотало как щенку в океане. Во время полета машина была несколько раз обстреляна противником. Пули проделали красноречивые отверстия в ее бортах. Экипаж вертолета был вынужден активно маневрировать и вести огонь на поражение неприятеля. Этот бой в сочетании с периодическими «провалами» и «подбрасываниями» вертолета произвел на саперов такое впечатление, что ни один из них больше никогда не изъявлял желания «полетать».
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |