Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути оптимизации психологических свойств военно-полевого быта 2 страница




Все это способствует формированию у военнослужащих гордости за принад­лежность к своему виду вооруженных сил, роду войск.

На основе слабой информированности военнослужащих о характере боевой деятельности воинов других боевых специальностей могут возникать определен­ные проблемы во взаимоотношениях между представителями разных видов воо­руженных сил и родов войск. Чаще всего они проявляются в виде беззлобной сло­весной пикировки, присвоения друг другу «ярлыков» (так, воздушные и морские пехотинцы могут называть летчиков и моряков «шоферами», а те их «пехотой лапотной» и т. д.). Однако порой, особенно в случае ошибок, допущенных в ходе боевых действий подразделениями других видов вооруженных сил и родов войск, могут возникать серьезные и устойчивые конфликты, порождающие взаимную враждебность и жажду мести.


Глава 18. Учет особенностей поло-ролевой, военно-видовой и военно-родовой... ____________ 417

Учитывая сказанное, командиры, органы воспитательной работы, военные пси­хологи должны кропотливо работать, с одной стороны, по воспитанию у военно­служащих гордости за принадлежность к своему виду вооруженных сил, роду войск, а с другой стороны, всячески способствовать созданию у них позитивного образа других боевых специальностей.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова специфика социально-психологических функций, выполняемых жен­щинами на войне?

2. В чем проявляется специфика боевых качеств женщин — участниц боевых действий?

3. Какие проявления характеризуют отношение различных категорий военно­служащих в разные исторические эпохи к женщинам?

4. Какие условия боевой деятельности влияют на формирование специфиче­ских черт профессионально-групповой психологии?

5. В чем заключается психологическая специфика боевой деятельности лич­ного состава различных видов вооруженных сил и родов войск?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Гнездилов Г. В. Психологические условия эффективной деятельности коман­дира ЗРП сухопутных войск по управлению огнем: Дис... канд. психол. наук. — М., 1989.

2. Захарик С. В. Формирование психологической устойчивости у воинов-де­сантников к влиянию факторов современного боя (на основе опыта боевых действий в Афганистане): Дис... канд. психол. наук. — М., 1993.

3. Индюченко А. Д. Психологическая подготовка воинов-танкистов к активным боевым действиям: Дис... канд. психол. наук. — М., 1988.

4. Кампеано М. Опыт военной психологии, индивидуальной и общей. — СПб., 1902.

5. Корчемный П. А. Психология летного обучения. — М., 1986.

6. Пономаренко В. А. Психология жизни и труда летчика. — М., 1992.

7. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1999.

8. Ремарк Э. М. На западном фронте без перемен. — М., 1972.

9. Рыков С. Л. Женщина на войне: психологические особенности самореализа­ции // Психологическая реабилитация военнослужащих. — М., 2003.

 

10. Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. — М., 1999. С.163.

11. Столяренко А. М. Психологические проблемы обеспечения высокой боевой готовности корабельных сил: Дис... д-ра психол. наук. — М., 1973.

12. Сысоев В. В. Психологическая подготовка воздушных десантников к боевым действиям в тылу противника: Дис... д-ра психол. наук. — М., 1989.

13. Фролов И. И., Анисин И. И. Люди и ракеты: заметки о морально-политической и психологической подготовке воинов зенитно-ракетных войск. — М., 1977.

14. Хаханьян Г. Основы военной психологии. — М.; Л., 1929.


История войн и военного искусства убедительно свидетельствуют о том, что вой­на становится по своей сущности все более и более психологическим явлением. Психологическое содержание здесь приобретают:

цели (слом воли противника к сопротивлению и принуждение его к опреде­ленным действиям);

средства (информационно-психологическое, психотропное, соматопсихоло-гическое, технопсихологическое, психотронное оружие);

способы (введение в заблуждение, маскировка, внезапность и др.).

Психологическое оружие превращается в самостоятельное, эффективное и срав­нительно дешевое средство современной и будущей войны. И от того, насколько готовыми окажутся войска противоборствующих сторон действовать в условиях применения современных боевых психотехнологий, в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений, судьбы народов и государств, будущее планеты.

Не случайно в последние годы в ВС РФ, в армиях ряда других государств вво­дится система морально-психологического обеспечения боевых действий войск, нацеленного на расширение психологических возможностей отдельного воина и воинского коллектива, их активных и самоотверженных действий на поле боя.

В деле формирования высокого морально-психологического состояния войск важная роль принадлежит командирам, штабам, органам воспитательной работы. Однако главной фигурой, непосредственным организатором психологического обеспечения боевых действий личного состава является психолог. От уровня его профессиональной подготовки, мотивации, этических ориентации в значитель­ной мере зависит качество психологического вспомоществования военнослужа­щим, а следовательно, их боевая активность и выживание в боевой обстановки.

Эффективность деятельности военного психолога в боевой обстановке во мно­гом определяется тем, насколько глубоко он уяснил сущность тех сложных про­цессов и явлений, которые составляют психологическую модель боя. Четкое по­нимание зависимостей между психологическими факторами боевой, социальной, эргономической, природно-географической среды, спецификой конкретного вида боевой деятельности, личностным психологическим ресурсом военнослужащего позволит военному психологу правильно сформулировать предложения коман­дирам по следуюшим аспектам деятельности:

• психологическим аспектам боевой и психологической подготовки;

• маскировке;

• защите военнослужащих от психологических операций противника.


Заключение



Также это позволит грамотно организовывать психологическую работу по пре­дупреждению развития негативных психических состояний, психотравматизации военнослужащих, прогнозировать психогенные потери, организовывать психоло­гическую реабилитацию и социально-психологическую реадаптацию военнослу­жащих.

Взгляды, изложенные в пособии, отличаются от традиционно присущих воен­ной психологии последнего времени позиций. Важной задачей мы считали пока­зать войну, бой, психологическую работу во всех их гранях. Они позволяют пред­ставить войну не только в ее «парадном» одеянии, в величии подвига и благородных порывов, но и с самых нелицеприятных ее сторон: с грязью и вшами повседневного военно-полевого быта, с непонятными, порой дикими содатскими суевериями, с проблемами межполовых и видородовых отношений, с чудовищными психологи­ческими последствиями травм, симуляцией и другими видами девиантного пове­дения участников войны и т. д.

По-новому, системно раскрывается сущность психологического обеспечения боевых действий частей и подразделений. Его теоретическим фундаментом высту­пает комплексный подход к рассмотрению психологических явлений войны и боя.

В нашем учебном пособии психологу предложен материал, который «перекры­вает» основные направления его деятельности в мирное время и в боевой обстанов­ке, содержит информацию о «пограничной» деятельности других специалистов. Особо подчеркиваем, что лишь в тесном взаимодействии с командирами, специа­листами воспитательных структур, медицинскими работниками психолог спосо­бен эффективно выполнить возложенные на него обязанности.

Авторы надеются, что освоение военными психологами предлагаемого матери­ала позволит им успешно решать возлагаемые на них сложные и многообразные задачи.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. Введение в практическую психо­логию. — Екатеринбург, 1998.

2. Абульханова К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.

3. Абульханова К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения / Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. — М., 2002.

4. Агапеев А. Война наверняка. Военно-психологический очерк Йенской опе­рации 1806. - Варшава, 1892.

5. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М., 1991.

6. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование. — М., 1994.

7. Анализ ошибочных действий / Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. — М., 1973.

8. Ананьев Б. Г. Из оборонного опыта советской психологии // Советская пе­дагогика. 1943. № 2.

9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб., 2001.

 

10. Андреев Н. В, Психологическое обеспечение переговорной деятельности со­трудников ОВД в экстремальных условиях. — М, 1997.

11. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2001.

12. Анцупов А. Я. Психологический анализ внезапности в вооруженной борьбе // Пути повышения эффективности морально-политической и психоло­гической подготовки личного состава в подразделении, части. — М., 1989. С. 149-156.

13. Анцупов А. Я., Помогайбин В. П., Пошивалкин О. А. Методологические пробле­мы военно-психологических исследований: обзор диссертаций — XX век. — М., 2000.

14. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М., 2001.

15. Анциферова Л. И. Психологическое содержание феномена «субъект» и гра­ницы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психоло­гической науке. — М., 2000.

16. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного со­става к активным боевым действиям. Материалы 2-й научной конференции по военной психологии. — М., 1988.

17. Барабанщиков А. В., Феденко Н. Ф. История советской военной психологии. — М., 1983.


Библиография



18. Бекетов А. А. и др. Маскировка действий подразделений сухопутных войск. — М., 1976.

19. Боенко А. В., Гончаров А. И. Рабочая книга психолога ВВ МВД. — М., 1998.

20. Боенко А. В. Суицидальное поведение военнослужащих срочной службы и его предупреждение. — М., 1993.

21. Боенко А. В., Лях Ю. М., Маров В, А., Стороженко А. П. Профилактика само­убийств: Метод, пособие для командиров, офицеров штабов и органов вос­питательной работы. — М., 1995.

22. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — М., 2001.

23. Братусь Б. С. Постановка проблемы нормы психического здоровья // Ано­малии личности. — М.: Мысль, 1998. С. 6-61.

24. Бругшшпский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.; Воронеж, 1996.

25. Буданов А. В. Практические рекомендации по ведению переговоров в ситуа­ции захвата заложников (по материалам опыта правоохранительных орга­нов США). - М., 1995.

26. Бэкон Ф. Новый Органон. — Л., 1935.

27. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1998.

28. Варин В. И. Опыт организации и проведения советской пропаганды среди немецко-фашистских войск в завершающей кампании третьего периода Ве­ликой Отечественной войны (январь—май 1945 г.): Дис... канд. ист. наук. — М., 1962;

29. Василевский А. Дело всей жизни. — М., 1978.

30. Василюк Ф. Е. От психологической практики к психологической теории // Моск. психотер. журнал. 1992. № 1. С. 15-31.

31. Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война: от мифов к реалиям. — М., 1993;

32. Военная профессиология / Под ред. А. Г. Караяни, Ю. Г. Сулимова. — М., 2005.

33. Военная психология: методология, теория, практика: Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного. — М., 1998.

34. Военная энциклопедия. — М., 1995.

35. Военно-психологические взгляды русских военных деятелей XVIII-XIX вв. -М., 1993.

36. Вольф К. М. Из дневника командира полка // Военный сборник. 1908. № 6.

37. Выборное С. Несмертельное оружие // Зарубежное военнное обозрение. 1993. № 4. С. 10-14.

38. Габриэль Р. Героев больше нет. — Нью-Йорк, 19875.

39. Геродот. История. В кн.: Историки античности. В 2-х т. Т. 1. — М. 1989.

40. Гершельман С. К. Нравственный элемент под Севастополем. — М., 1897.

41. Гинцберг Э., Андерсон Д. К., Гинсбурк С. В., Эрма Д. Л. Почему необходимо изучать неэффективного солдата / Современная военная буржуазная пси­хология. — М., 1965.



Библиография


42. Гнездилов Г. В. Психологические условия эффективной деятельности коман­дира ЗРП сухопутных войск по управлению огнем: Дис... канд. психол. наук. — М., 1989.

43. Головин Н. Н. Наука и война. — Париж, 1928.

44. Горностай П. П., Васъковская С. В. Теория и практика психологического консультирования. Проблемный подход. — Киев, 1995.

45. Гуревич А. Д. Социально-психологические особенности воинского коллек­тива. - М., 1986.

46. Данилов Н. От чего плакал спецназ // Ориентир. 1996. №12. С. 46.

47. Джонс Д. Отныне и вовек. — М., 1986.

48. Дружинин К И. Исследование душевного состояния воинов в различных слу­чаях боевой обстановки по опыту Русско-японской войны 1904-1905 гг. — СПб., 1910.

49. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999.

50. Дыскин А. А., Танюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. — М., 1996.

51. Дьяченко М. И. Психологический анализ бое'вой деятельности советских во­инов. - М., 1972.

52. Дьяченко М. И., КандыбовичЛ. А. Готовность к деятельности. — Минск, 1979.

53. Дюбуа П. О психотерапии. — СПб., 1911.

54. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб., 2000.

55. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. — М., 1974.

56. Журавлев А. Л. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке. — М., 2000.

57. Захарик С. В. Формирование психологической устойчивости у воинов-де­сантников к влиянию факторов современного боя (на основе боевых дей­ствий в Афганистане): Дис... канд. психол. наук. — М., 1993.

58. Зенчепко М. В. Сообщение на тему «Анализ нравственных сил бойца». — СПб., 1892.

59. Илларионов В. П. Переговоры с преступниками. — М., 1993.

60. Индюченко А. Д. Психологическая подготовка воинов-танкистов к активным боевым действиям: Дис. канд. психол. наук. — М., 1988.

61. Калинчук Л. В., Караяни А. Г., Логинов И. П. Технологии морально-психологи­ческого обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. — М., 1997.

62. Калмыкова Е. С, Мисько Е. А., Тарабрина Н. В. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психологический журнал. 2001. № 4. С. 72.

63. Кампеано М. Опыт военной психологии, индивидуальной и общей. — СПб., 1902.

64. Каничева Р. А., Ярмоленко А. В. Ленинградские психологи в годы войны // Психологический журнал. 1985. № 6. С. 3-7.

65. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий. В кн.: Содер­жание и организация морально-психологического обеспечения боевых дей­ствий. — М., 1994.


Библиография



66. Караяни А. Г. Психологические операции в современной войне: сущность, содержание, пути противодействия. — Самара, 1997.

67. Караяни А. Г. Информационно-психологическое противоборство в современ­ной войне. — М., 1997.

68. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного соста­ва частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М; 1998.

69. Караяни А. Г. Психологические особенности боевых действий военнослужа­щих в различных видах боя и в условиях применения ОМП // Военная пси­хология: методология, теория, практика. — М., 1998.

70. Караяни А. Г., Размазнин А. Н., Целиковский В. А. Информационно-психоло­гическое противоборство: сущность, содержание, методы. — М., 2000.

71. Караяни А. Г. Психологическая реабилитация участников боевых действий // Психологическая реабилитация участников боевых действий / Под ред. А. Г. Караяни, М. С. Полянского. - М., 2003.

72. Караяни А. Г., Белоусов А. В. Отечественная психология в годы Второй ми­ровой войны // Инновации в образовании. 2005. № 3.

73. Карвасарский Б. Д. Неврозы. — 2-изд. — М.: Медицина. 1990.

74. Каширии В. П. Морально-психологическое состояние личного состава под­разделения, части (корабля) / Военная психология: методология, теория, практика. — М., 1998.

75. Кекчеев К. X. Психофизиология маскировки и разведки. — М., 1942.

76. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983.

77. Китаев-Смык Л. А. Стресс под прицелом снайпера // Миллениум. 2001. №2-3.

78. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992.

79. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. — Минск, 1997.

80. Конюхов Н. И., Феденко Н. Ф. Психологические потери и их профилактика. М., 1990.

81. Коробейников М. П. Современный бой и проблемы психологии. — М., 1972.

82. Корф Н. А. О воспитании воли военачальников // Общество ревнителей во­енных знаний. Кн. 1. — СПб., 1906.

83. Корчемный П. А. Психология летного обучения. — М., 1986.

84. Корчемный П. А. Психологическая подготовка летного состава к боевым дей­ствиям. — М., 1988.

85. Корчемный П. Из боя так просто не выйдешь // Независимое военное обо­зрение. 1997. № 6.

86. Корчемный П. А. Психологическое обеспечение боевой деятельности / Во­енная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного: в 2-х кн. Кн. 1. — М., 1998.

87. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 1999.

88. Краснов П. Душа армии // Душа армии. — М., 1998.

89. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1999.



Библиография


90. Крысько В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, фор­мы, опыт). — Минск, 1999.

91. Кузнецов Л. Н. Формирование состояния психической готовности к боевым действиям у офицера-оператора в процессе боевого дежурства (на примере офицера наведения войск ПВО): Дис... канд. психол. наук. — М., 1989.

92. Курс военной психологии / Под ред. Н. Ф. Феденко. — М., 1995.

93. Кучер А., Крохмалев А., Мисюра В., Соловьев И. Солдат вернулся с войны // Ориентир. 1996. № 12. С. 17-24.

94. Лайнбарджер П. Психологическая война. — М, 1958. С. 26.

95. Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. — М., 1993.

96. Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в учеб­ной деятельности: Учебное пособие. — М., 1981.

97. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. — М., 1964.

98. Лобов В. Н. Военная хитрость. Из теории и истории. — М., 1992.

99. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1999.

 

100. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1999.

101. Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. — М., Екатеринбург, 1999.

102. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.,1996.

103. Медицинский и психологический анализ ошибочных действий летного со­става. — М.,1977.

104. Мезенцев В. А. О суевериях — всерьез. — М., 1989.

105. Морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению за­дач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (учебно-методические матери­алы и рекомендации) / Под ред. В. В. Ковуна — М., 1995.

106. Мышак Ф. И. Маскировка солдата, оружия и боевой техники. — М., 1954.

107. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

108. Незнамов А. К вопросу о военной психологии // Военный вестник. 1922. № 17-18.

109. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.

110. Нергеш Я. Поле битвы — стол переговоров. — М., 1989.

111. Нечипоренко В. В., Литвинцев С. В., Снедков Е. В. Современный взгляд на про­блему боевой психической травмы // Военно-медицинский журнал. 1997. № 4. С. 22-26.

112. Нечипоренко В. В., Литвинцев С. В., Снедков Е. В., Маликов Ю. К., Саламатов В. Е. Психолого-психиатрические аспекты реабилитации участников войны // Медицинская реабилитация раненых и больных. — СПб., 1997.

113. Новиков В. С, Боченков А. А., Черемянин С. В. Психофизиологическое обосно­вание проблемы коррекции и реабилитации участвовавших в боевых действи­ях военнослужащих // Военно-медицинский журнал. 1997. № 3. С. 53-56.

114. О современных исследованиях в области «несмертельного оружия» // Ино­странная печать об экономическом, научно-техническом и военном потенциа-


Библиография



ле государств-участников СНГ и технических средствах его выявления. — М, 1996. №5. С. 25.

115. Омелышн А. И. Психологические условия достижения и предупреждения вне­запности в войнах и военных конфликтах: Дис... канд. психол. наук. — М., 1997.

116. Ольшанский Д. В. Психология террора. — М., 2002.

117. Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутрен­них дел / Под ред. М. И. Марьина. — М., 2002.

118. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов ву­зов. - М., 2000.

119. Петер С. Л. Психологическая помощь лицам, перенесшим психотравмирую-щий стресс. — М., 2001.

120. Плотников И. Д. Психологические операции: цели, задачи, содержание (По опыту локальных войн и конфликтов) // Военная мысль. 1994. № 4.

121. Плутарх. Избранные жизнеописания. — М., 1987.

122. Полевой устав армии США FM 33-1 «Психологические операции». — М., 1988.

123. Политическая работа среди войск и населения противника в годы Великой Отечественной войны. — М., 1971.

124. Полторацкий А. В. По поводу статьи — отступление перебежками // Русский инвалид. 1907. №114.

125. Полянский В. Н. Иллюзия закрытия // Русский инвалид. Приложение. 1909. №272.

126. Пономаренко В. А. Психология жизни и труда летчика. — М., 1992.

127. Попов В. Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстре­мальных воздействий (на материале землетрясения в Ленинакане, межна­ционального конфликта в Фергане и боевых действий в Афганистане): Дис... канд. психол. наук. — М./1992.

128. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2000.

129. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. Дубровиной. 2-е изд. — М., 1998.

130. Профилактика самоубийств: Метод, пособие для командиров, офицеров шта­бов и органов воспитательной работы. — М., 1995.

131. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. — М., 1998.

132. Психология для Вооруженных сил. Учебник Вооруженных сил США / Под ред. Э. Боринга. — Вашингтон, 1943; Варшава, 1960.

133. Психиатрия, психосоматика, психотерапия / К. П. Кискер, Г. Фрайбергер, Г. К. Розе, Э. Вульф / пер. с нем. И. Я. Сапожниковой, Э. Л. Гашанского. — М., 1999.

134. Психологическая психотерапия в условиях воинской деятельности / Под общей ред. П. А. Корчемного, А. Н. Харитонова. — М., 2001.

135. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей ред. Б. Д. Карвасарского. —
СПб., 1998.



Библиография


136. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Бруш-линского, М. И. Воловиковой. — М., 2002.

137. Пушкарев А. Л., Доморацикий В. А., Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрес­совое расстройство. — М., 2000.

138. Расмуссен Д. Что можно узнать, изучая ошибки людей /Леонова А. Б., Чер­нышева А. Ц. Психология труда и организационная психология. — М., 1995.

139. Рекомендации по психологической подготовке личного состава Сухопутных войск. - М. 1972.

140. Ремарк Э. М. На западном фронте без перемен. — Мм 1972.

141. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб­ное пособие. — М., 1996.

142. Рокоссовский К. К. Солдатский долг. — М., 1968.

143. Рубинштейн С. Л. Советская психология в условиях Великой Отечествен­ной войны // Под знаменем марксизма. 1943. № 9-10. С. 45-61.

144. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

145. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-псиХологические труды. — М., 1997.

146. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — М., 1997.

147. Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооружен­ных силах РФ. - М., 2000.

148. Руководство по психологической работе в ВС РФ. — М., 1996.

149. Руководство по психотерапии / Под общей ред. В. Е. Рожнова. — М., 1974.

150. Рыков С. Л. Женщина на войне: психологические особенности самореализа­ции // Психологическая реабилитация военнослужащих. — М., 2003.

151. Свирская И. В., Андреев Н. В. Переговоры: психологическая характеристика и методы отбора инструктора по переговорной деятельности. — М., 1995.

152. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологиче­ского консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1989.

153. Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. — М., 1999.

154. Сенявская Е. С. Психология фронтового быта / Психология войны и боевых действий / Под ред. А. Г. Караяни, Э. П. Утлика. — М., 2003.

155. Сергиенко Е. А. Природа субъекта: онтогенетический аспект // Проблема субъ­екта в психологической науке. — М, 2000.

156. Симонов К. Солдатские мемуары. Документальные сценарии. — М., 1985.

157. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.

158. Снедков Е. В. Боевая психическая травма: Автореф. дис... д-ра мед. наук. — СПб., 1997.

159. Советский энциклопедический словарь. — М., 1990.

160. Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. — М., 1994.

161. Соловьев И. О. Посттравматический стрессовый синдром: причины, условия, последствия, оказание психологической помощи и психореабилитация. — М., 2000.


Библиография



162. Социально-психологический климат коллектива: Спецпрактикум по соци­альной психологии / Под ред. Ю. М. Жукова. — М., 1981.

163. Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. — М., 1990.

164. Социальная психология. Краткий очерк / Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. - М, 1975. С. 307.

165. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х т. — М., 1957. Т 2.

166. Старков В. И., Горшкова Н. К. Захват заложников и их освобождение. — М., 1987.

167. Столяренко А. М. Психологические проблемы обеспечения высокой боевой готовности корабельных сил: Дис... д-ра психол. наук. — М., 1973.

168. Столяренко А. М.. Экстремальная психопедагогика. — М., 2002.

169. Сторм У. Психологический эффект массовых потерь // Современная бур­жуазная военная психология / Под ред. А. В. Барабанщикова и Н. Ф. Феден­ко. - М., 1965.

170. Сыромятников И. В. Становление профессиональной деятельности психо­лога воинской части сухопутных войск. — М., 1997.

171. Сыромятников И. В. Организация психологической работы в воинской час­ти в мирное время. — М., 2000.

172. Сыромятников И. В., Чайка В. Г. Психология девиантного поведения воен­нослужащих и его профилактика. — М., 2001.

173. Сысоев В. В. Психологическая подготовка воздушных десантников к боевым действиям в тылу противника: Дис... д-ра психол. наук. — М., 1989.

174. Съедин С. И., Абдурахманов Р. А. Психологические последствия участия в бое­вых действиях. — М., 1992.

175. Таланкин А. А. Военная психология и вопросы военно-политического воспи­тания в РККА. - М., 1929,

176. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. — М.,2001.

177. Тарас А., Заруцкий Ф. Подготовка разведчика. — М., 1999.

178. Тютченко А. М. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оцен­ки и пути формирования. — М., 1994.

179. Утлик Э. П. Психология дисциплины. — М., 1992.

180. Феденко Н. Ф. Буржуазная военная психология на службе психологической войны империализма. — М., 1981.

181. Феденко Н. Ф., Галицкий А. Н. Психологические аспекты преодоления конф­ликтов в воинских коллективах. — М., 1982.

182. Феденко Н. Ф., Железняк Л. Ф. Морально-психологическое обеспечение бое­вых действий войск в современных условиях. — М., 1986.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.