КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пути оптимизации психологических свойств военно-полевого быта 2 страница
Все это способствует формированию у военнослужащих гордости за принадлежность к своему виду вооруженных сил, роду войск. На основе слабой информированности военнослужащих о характере боевой деятельности воинов других боевых специальностей могут возникать определенные проблемы во взаимоотношениях между представителями разных видов вооруженных сил и родов войск. Чаще всего они проявляются в виде беззлобной словесной пикировки, присвоения друг другу «ярлыков» (так, воздушные и морские пехотинцы могут называть летчиков и моряков «шоферами», а те их «пехотой лапотной» и т. д.). Однако порой, особенно в случае ошибок, допущенных в ходе боевых действий подразделениями других видов вооруженных сил и родов войск, могут возникать серьезные и устойчивые конфликты, порождающие взаимную враждебность и жажду мести. Глава 18. Учет особенностей поло-ролевой, военно-видовой и военно-родовой... ____________ 417 Учитывая сказанное, командиры, органы воспитательной работы, военные психологи должны кропотливо работать, с одной стороны, по воспитанию у военнослужащих гордости за принадлежность к своему виду вооруженных сил, роду войск, а с другой стороны, всячески способствовать созданию у них позитивного образа других боевых специальностей. Вопросы для самоконтроля 1. Какова специфика социально-психологических функций, выполняемых женщинами на войне? 2. В чем проявляется специфика боевых качеств женщин — участниц боевых действий? 3. Какие проявления характеризуют отношение различных категорий военнослужащих в разные исторические эпохи к женщинам? 4. Какие условия боевой деятельности влияют на формирование специфических черт профессионально-групповой психологии?
5. В чем заключается психологическая специфика боевой деятельности личного состава различных видов вооруженных сил и родов войск? Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 1. Гнездилов Г. В. Психологические условия эффективной деятельности командира ЗРП сухопутных войск по управлению огнем: Дис... канд. психол. наук. — М., 1989. 2. Захарик С. В. Формирование психологической устойчивости у воинов-десантников к влиянию факторов современного боя (на основе опыта боевых действий в Афганистане): Дис... канд. психол. наук. — М., 1993. 3. Индюченко А. Д. Психологическая подготовка воинов-танкистов к активным боевым действиям: Дис... канд. психол. наук. — М., 1988. 4. Кампеано М. Опыт военной психологии, индивидуальной и общей. — СПб., 1902. 5. Корчемный П. А. Психология летного обучения. — М., 1986. 6. Пономаренко В. А. Психология жизни и труда летчика. — М., 1992. 7. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1999. 8. Ремарк Э. М. На западном фронте без перемен. — М., 1972. 9. Рыков С. Л. Женщина на войне: психологические особенности самореализации // Психологическая реабилитация военнослужащих. — М., 2003.
10. Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. — М., 1999. С.163. 11. Столяренко А. М. Психологические проблемы обеспечения высокой боевой готовности корабельных сил: Дис... д-ра психол. наук. — М., 1973. 12. Сысоев В. В. Психологическая подготовка воздушных десантников к боевым действиям в тылу противника: Дис... д-ра психол. наук. — М., 1989. 13. Фролов И. И., Анисин И. И. Люди и ракеты: заметки о морально-политической и психологической подготовке воинов зенитно-ракетных войск. — М., 1977. 14. Хаханьян Г. Основы военной психологии. — М.; Л., 1929. История войн и военного искусства убедительно свидетельствуют о том, что война становится по своей сущности все более и более психологическим явлением. Психологическое содержание здесь приобретают:
• цели (слом воли противника к сопротивлению и принуждение его к определенным действиям); • средства (информационно-психологическое, психотропное, соматопсихоло-гическое, технопсихологическое, психотронное оружие); • способы (введение в заблуждение, маскировка, внезапность и др.). Психологическое оружие превращается в самостоятельное, эффективное и сравнительно дешевое средство современной и будущей войны. И от того, насколько готовыми окажутся войска противоборствующих сторон действовать в условиях применения современных боевых психотехнологий, в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений, судьбы народов и государств, будущее планеты. Не случайно в последние годы в ВС РФ, в армиях ряда других государств вводится система морально-психологического обеспечения боевых действий войск, нацеленного на расширение психологических возможностей отдельного воина и воинского коллектива, их активных и самоотверженных действий на поле боя. В деле формирования высокого морально-психологического состояния войск важная роль принадлежит командирам, штабам, органам воспитательной работы. Однако главной фигурой, непосредственным организатором психологического обеспечения боевых действий личного состава является психолог. От уровня его профессиональной подготовки, мотивации, этических ориентации в значительной мере зависит качество психологического вспомоществования военнослужащим, а следовательно, их боевая активность и выживание в боевой обстановки. Эффективность деятельности военного психолога в боевой обстановке во многом определяется тем, насколько глубоко он уяснил сущность тех сложных процессов и явлений, которые составляют психологическую модель боя. Четкое понимание зависимостей между психологическими факторами боевой, социальной, эргономической, природно-географической среды, спецификой конкретного вида боевой деятельности, личностным психологическим ресурсом военнослужащего позволит военному психологу правильно сформулировать предложения командирам по следуюшим аспектам деятельности: • психологическим аспектам боевой и психологической подготовки;
• маскировке; • защите военнослужащих от психологических операций противника. Заключение Также это позволит грамотно организовывать психологическую работу по предупреждению развития негативных психических состояний, психотравматизации военнослужащих, прогнозировать психогенные потери, организовывать психологическую реабилитацию и социально-психологическую реадаптацию военнослужащих. Взгляды, изложенные в пособии, отличаются от традиционно присущих военной психологии последнего времени позиций. Важной задачей мы считали показать войну, бой, психологическую работу во всех их гранях. Они позволяют представить войну не только в ее «парадном» одеянии, в величии подвига и благородных порывов, но и с самых нелицеприятных ее сторон: с грязью и вшами повседневного военно-полевого быта, с непонятными, порой дикими содатскими суевериями, с проблемами межполовых и видородовых отношений, с чудовищными психологическими последствиями травм, симуляцией и другими видами девиантного поведения участников войны и т. д. По-новому, системно раскрывается сущность психологического обеспечения боевых действий частей и подразделений. Его теоретическим фундаментом выступает комплексный подход к рассмотрению психологических явлений войны и боя. В нашем учебном пособии психологу предложен материал, который «перекрывает» основные направления его деятельности в мирное время и в боевой обстановке, содержит информацию о «пограничной» деятельности других специалистов. Особо подчеркиваем, что лишь в тесном взаимодействии с командирами, специалистами воспитательных структур, медицинскими работниками психолог способен эффективно выполнить возложенные на него обязанности. Авторы надеются, что освоение военными психологами предлагаемого материала позволит им успешно решать возлагаемые на них сложные и многообразные задачи. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Абрамова Г. С. Практическая психология. Введение в практическую психологию. — Екатеринбург, 1998.
2. Абульханова К. А. Стратегия жизни. — М., 1991. 3. Абульханова К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения / Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. — М., 2002. 4. Агапеев А. Война наверняка. Военно-психологический очерк Йенской операции 1806. - Варшава, 1892. 5. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М., 1991. 6. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование. — М., 1994. 7. Анализ ошибочных действий / Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. — М., 1973. 8. Ананьев Б. Г. Из оборонного опыта советской психологии // Советская педагогика. 1943. № 2. 9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб., 2001.
10. Андреев Н. В, Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях. — М, 1997. 11. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2001. 12. Анцупов А. Я. Психологический анализ внезапности в вооруженной борьбе // Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. — М., 1989. С. 149-156. 13. Анцупов А. Я., Помогайбин В. П., Пошивалкин О. А. Методологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций — XX век. — М., 2000. 14. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М., 2001. 15. Анциферова Л. И. Психологическое содержание феномена «субъект» и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. — М., 2000. 16. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава к активным боевым действиям. Материалы 2-й научной конференции по военной психологии. — М., 1988. 17. Барабанщиков А. В., Феденко Н. Ф. История советской военной психологии. — М., 1983. Библиография 18. Бекетов А. А. и др. Маскировка действий подразделений сухопутных войск. — М., 1976. 19. Боенко А. В., Гончаров А. И. Рабочая книга психолога ВВ МВД. — М., 1998. 20. Боенко А. В. Суицидальное поведение военнослужащих срочной службы и его предупреждение. — М., 1993. 21. Боенко А. В., Лях Ю. М., Маров В, А., Стороженко А. П. Профилактика самоубийств: Метод, пособие для командиров, офицеров штабов и органов воспитательной работы. — М., 1995. 22. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — М., 2001. 23. Братусь Б. С. Постановка проблемы нормы психического здоровья // Аномалии личности. — М.: Мысль, 1998. С. 6-61. 24. Бругшшпский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.; Воронеж, 1996. 25. Буданов А. В. Практические рекомендации по ведению переговоров в ситуации захвата заложников (по материалам опыта правоохранительных органов США). - М., 1995. 26. Бэкон Ф. Новый Органон. — Л., 1935. 27. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1998. 28. Варин В. И. Опыт организации и проведения советской пропаганды среди немецко-фашистских войск в завершающей кампании третьего периода Великой Отечественной войны (январь—май 1945 г.): Дис... канд. ист. наук. — М., 1962; 29. Василевский А. Дело всей жизни. — М., 1978. 30. Василюк Ф. Е. От психологической практики к психологической теории // Моск. психотер. журнал. 1992. № 1. С. 15-31. 31. Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война: от мифов к реалиям. — М., 1993; 32. Военная профессиология / Под ред. А. Г. Караяни, Ю. Г. Сулимова. — М., 2005. 33. Военная психология: методология, теория, практика: Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного. — М., 1998. 34. Военная энциклопедия. — М., 1995. 35. Военно-психологические взгляды русских военных деятелей XVIII-XIX вв. -М., 1993. 36. Вольф К. М. Из дневника командира полка // Военный сборник. 1908. № 6. 37. Выборное С. Несмертельное оружие // Зарубежное военнное обозрение. 1993. № 4. С. 10-14. 38. Габриэль Р. Героев больше нет. — Нью-Йорк, 19875. 39. Геродот. История. В кн.: Историки античности. В 2-х т. Т. 1. — М. 1989. 40. Гершельман С. К. Нравственный элемент под Севастополем. — М., 1897. 41. Гинцберг Э., Андерсон Д. К., Гинсбурк С. В., Эрма Д. Л. Почему необходимо изучать неэффективного солдата / Современная военная буржуазная психология. — М., 1965. Библиография 42. Гнездилов Г. В. Психологические условия эффективной деятельности командира ЗРП сухопутных войск по управлению огнем: Дис... канд. психол. наук. — М., 1989. 43. Головин Н. Н. Наука и война. — Париж, 1928. 44. Горностай П. П., Васъковская С. В. Теория и практика психологического консультирования. Проблемный подход. — Киев, 1995. 45. Гуревич А. Д. Социально-психологические особенности воинского коллектива. - М., 1986. 46. Данилов Н. От чего плакал спецназ // Ориентир. 1996. №12. С. 46. 47. Джонс Д. Отныне и вовек. — М., 1986. 48. Дружинин К И. Исследование душевного состояния воинов в различных случаях боевой обстановки по опыту Русско-японской войны 1904-1905 гг. — СПб., 1910. 49. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999. 50. Дыскин А. А., Танюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. — М., 1996. 51. Дьяченко М. И. Психологический анализ бое'вой деятельности советских воинов. - М., 1972. 52. Дьяченко М. И., КандыбовичЛ. А. Готовность к деятельности. — Минск, 1979. 53. Дюбуа П. О психотерапии. — СПб., 1911. 54. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб., 2000. 55. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. — М., 1974. 56. Журавлев А. Л. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке. — М., 2000. 57. Захарик С. В. Формирование психологической устойчивости у воинов-десантников к влиянию факторов современного боя (на основе боевых действий в Афганистане): Дис... канд. психол. наук. — М., 1993. 58. Зенчепко М. В. Сообщение на тему «Анализ нравственных сил бойца». — СПб., 1892. 59. Илларионов В. П. Переговоры с преступниками. — М., 1993. 60. Индюченко А. Д. Психологическая подготовка воинов-танкистов к активным боевым действиям: Дис. канд. психол. наук. — М., 1988. 61. Калинчук Л. В., Караяни А. Г., Логинов И. П. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. — М., 1997. 62. Калмыкова Е. С, Мисько Е. А., Тарабрина Н. В. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психологический журнал. 2001. № 4. С. 72. 63. Кампеано М. Опыт военной психологии, индивидуальной и общей. — СПб., 1902. 64. Каничева Р. А., Ярмоленко А. В. Ленинградские психологи в годы войны // Психологический журнал. 1985. № 6. С. 3-7. 65. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий. В кн.: Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. — М., 1994. Библиография 66. Караяни А. Г. Психологические операции в современной войне: сущность, содержание, пути противодействия. — Самара, 1997. 67. Караяни А. Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне. — М., 1997. 68. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М; 1998. 69. Караяни А. Г. Психологические особенности боевых действий военнослужащих в различных видах боя и в условиях применения ОМП // Военная психология: методология, теория, практика. — М., 1998. 70. Караяни А. Г., Размазнин А. Н., Целиковский В. А. Информационно-психологическое противоборство: сущность, содержание, методы. — М., 2000. 71. Караяни А. Г. Психологическая реабилитация участников боевых действий // Психологическая реабилитация участников боевых действий / Под ред. А. Г. Караяни, М. С. Полянского. - М., 2003. 72. Караяни А. Г., Белоусов А. В. Отечественная психология в годы Второй мировой войны // Инновации в образовании. 2005. № 3. 73. Карвасарский Б. Д. Неврозы. — 2-изд. — М.: Медицина. 1990. 74. Каширии В. П. Морально-психологическое состояние личного состава подразделения, части (корабля) / Военная психология: методология, теория, практика. — М., 1998. 75. Кекчеев К. X. Психофизиология маскировки и разведки. — М., 1942. 76. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983. 77. Китаев-Смык Л. А. Стресс под прицелом снайпера // Миллениум. 2001. №2-3. 78. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992. 79. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. — Минск, 1997. 80. Конюхов Н. И., Феденко Н. Ф. Психологические потери и их профилактика. М., 1990. 81. Коробейников М. П. Современный бой и проблемы психологии. — М., 1972. 82. Корф Н. А. О воспитании воли военачальников // Общество ревнителей военных знаний. Кн. 1. — СПб., 1906. 83. Корчемный П. А. Психология летного обучения. — М., 1986. 84. Корчемный П. А. Психологическая подготовка летного состава к боевым действиям. — М., 1988. 85. Корчемный П. Из боя так просто не выйдешь // Независимое военное обозрение. 1997. № 6. 86. Корчемный П. А. Психологическое обеспечение боевой деятельности / Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного: в 2-х кн. Кн. 1. — М., 1998. 87. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 1999. 88. Краснов П. Душа армии // Душа армии. — М., 1998. 89. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1999. Библиография 90. Крысько В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). — Минск, 1999. 91. Кузнецов Л. Н. Формирование состояния психической готовности к боевым действиям у офицера-оператора в процессе боевого дежурства (на примере офицера наведения войск ПВО): Дис... канд. психол. наук. — М., 1989. 92. Курс военной психологии / Под ред. Н. Ф. Феденко. — М., 1995. 93. Кучер А., Крохмалев А., Мисюра В., Соловьев И. Солдат вернулся с войны // Ориентир. 1996. № 12. С. 17-24. 94. Лайнбарджер П. Психологическая война. — М, 1958. С. 26. 95. Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. — М., 1993. 96. Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в учебной деятельности: Учебное пособие. — М., 1981. 97. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. — М., 1964. 98. Лобов В. Н. Военная хитрость. Из теории и истории. — М., 1992. 99. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1999.
100. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1999. 101. Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. — М., Екатеринбург, 1999. 102. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.,1996. 103. Медицинский и психологический анализ ошибочных действий летного состава. — М.,1977. 104. Мезенцев В. А. О суевериях — всерьез. — М., 1989. 105. Морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (учебно-методические материалы и рекомендации) / Под ред. В. В. Ковуна — М., 1995. 106. Мышак Ф. И. Маскировка солдата, оружия и боевой техники. — М., 1954. 107. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. 108. Незнамов А. К вопросу о военной психологии // Военный вестник. 1922. № 17-18. 109. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000. 110. Нергеш Я. Поле битвы — стол переговоров. — М., 1989. 111. Нечипоренко В. В., Литвинцев С. В., Снедков Е. В. Современный взгляд на проблему боевой психической травмы // Военно-медицинский журнал. 1997. № 4. С. 22-26. 112. Нечипоренко В. В., Литвинцев С. В., Снедков Е. В., Маликов Ю. К., Саламатов В. Е. Психолого-психиатрические аспекты реабилитации участников войны // Медицинская реабилитация раненых и больных. — СПб., 1997. 113. Новиков В. С, Боченков А. А., Черемянин С. В. Психофизиологическое обоснование проблемы коррекции и реабилитации участвовавших в боевых действиях военнослужащих // Военно-медицинский журнал. 1997. № 3. С. 53-56. 114. О современных исследованиях в области «несмертельного оружия» // Иностранная печать об экономическом, научно-техническом и военном потенциа- Библиография ле государств-участников СНГ и технических средствах его выявления. — М, 1996. №5. С. 25. 115. Омелышн А. И. Психологические условия достижения и предупреждения внезапности в войнах и военных конфликтах: Дис... канд. психол. наук. — М., 1997. 116. Ольшанский Д. В. Психология террора. — М., 2002. 117. Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел / Под ред. М. И. Марьина. — М., 2002. 118. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2000. 119. Петер С. Л. Психологическая помощь лицам, перенесшим психотравмирую-щий стресс. — М., 2001. 120. Плотников И. Д. Психологические операции: цели, задачи, содержание (По опыту локальных войн и конфликтов) // Военная мысль. 1994. № 4. 121. Плутарх. Избранные жизнеописания. — М., 1987. 122. Полевой устав армии США FM 33-1 «Психологические операции». — М., 1988. 123. Политическая работа среди войск и населения противника в годы Великой Отечественной войны. — М., 1971. 124. Полторацкий А. В. По поводу статьи — отступление перебежками // Русский инвалид. 1907. №114. 125. Полянский В. Н. Иллюзия закрытия // Русский инвалид. Приложение. 1909. №272. 126. Пономаренко В. А. Психология жизни и труда летчика. — М., 1992. 127. Попов В. Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий (на материале землетрясения в Ленинакане, межнационального конфликта в Фергане и боевых действий в Афганистане): Дис... канд. психол. наук. — М./1992. 128. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2000. 129. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. Дубровиной. 2-е изд. — М., 1998. 130. Профилактика самоубийств: Метод, пособие для командиров, офицеров штабов и органов воспитательной работы. — М., 1995. 131. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. — М., 1998. 132. Психология для Вооруженных сил. Учебник Вооруженных сил США / Под ред. Э. Боринга. — Вашингтон, 1943; Варшава, 1960. 133. Психиатрия, психосоматика, психотерапия / К. П. Кискер, Г. Фрайбергер, Г. К. Розе, Э. Вульф / пер. с нем. И. Я. Сапожниковой, Э. Л. Гашанского. — М., 1999. 134. Психологическая психотерапия в условиях воинской деятельности / Под общей ред. П. А. Корчемного, А. Н. Харитонова. — М., 2001. 135. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей ред. Б. Д. Карвасарского. — Библиография 136. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Бруш-линского, М. И. Воловиковой. — М., 2002. 137. Пушкарев А. Л., Доморацикий В. А., Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрессовое расстройство. — М., 2000. 138. Расмуссен Д. Что можно узнать, изучая ошибки людей /Леонова А. Б., Чернышева А. Ц. Психология труда и организационная психология. — М., 1995. 139. Рекомендации по психологической подготовке личного состава Сухопутных войск. - М. 1972. 140. Ремарк Э. М. На западном фронте без перемен. — Мм 1972. 141. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М., 1996. 142. Рокоссовский К. К. Солдатский долг. — М., 1968. 143. Рубинштейн С. Л. Советская психология в условиях Великой Отечественной войны // Под знаменем марксизма. 1943. № 9-10. С. 45-61. 144. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946. 145. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-псиХологические труды. — М., 1997. 146. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — М., 1997. 147. Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных силах РФ. - М., 2000. 148. Руководство по психологической работе в ВС РФ. — М., 1996. 149. Руководство по психотерапии / Под общей ред. В. Е. Рожнова. — М., 1974. 150. Рыков С. Л. Женщина на войне: психологические особенности самореализации // Психологическая реабилитация военнослужащих. — М., 2003. 151. Свирская И. В., Андреев Н. В. Переговоры: психологическая характеристика и методы отбора инструктора по переговорной деятельности. — М., 1995. 152. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1989. 153. Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. — М., 1999. 154. Сенявская Е. С. Психология фронтового быта / Психология войны и боевых действий / Под ред. А. Г. Караяни, Э. П. Утлика. — М., 2003. 155. Сергиенко Е. А. Природа субъекта: онтогенетический аспект // Проблема субъекта в психологической науке. — М, 2000. 156. Симонов К. Солдатские мемуары. Документальные сценарии. — М., 1985. 157. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995. 158. Снедков Е. В. Боевая психическая травма: Автореф. дис... д-ра мед. наук. — СПб., 1997. 159. Советский энциклопедический словарь. — М., 1990. 160. Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. — М., 1994. 161. Соловьев И. О. Посттравматический стрессовый синдром: причины, условия, последствия, оказание психологической помощи и психореабилитация. — М., 2000. Библиография 162. Социально-психологический климат коллектива: Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Ю. М. Жукова. — М., 1981. 163. Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. — М., 1990. 164. Социальная психология. Краткий очерк / Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. - М, 1975. С. 307. 165. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х т. — М., 1957. Т 2. 166. Старков В. И., Горшкова Н. К. Захват заложников и их освобождение. — М., 1987. 167. Столяренко А. М. Психологические проблемы обеспечения высокой боевой готовности корабельных сил: Дис... д-ра психол. наук. — М., 1973. 168. Столяренко А. М.. Экстремальная психопедагогика. — М., 2002. 169. Сторм У. Психологический эффект массовых потерь // Современная буржуазная военная психология / Под ред. А. В. Барабанщикова и Н. Ф. Феденко. - М., 1965. 170. Сыромятников И. В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части сухопутных войск. — М., 1997. 171. Сыромятников И. В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время. — М., 2000. 172. Сыромятников И. В., Чайка В. Г. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика. — М., 2001. 173. Сысоев В. В. Психологическая подготовка воздушных десантников к боевым действиям в тылу противника: Дис... д-ра психол. наук. — М., 1989. 174. Съедин С. И., Абдурахманов Р. А. Психологические последствия участия в боевых действиях. — М., 1992. 175. Таланкин А. А. Военная психология и вопросы военно-политического воспитания в РККА. - М., 1929, 176. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. — М.,2001. 177. Тарас А., Заруцкий Ф. Подготовка разведчика. — М., 1999. 178. Тютченко А. М. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценки и пути формирования. — М., 1994. 179. Утлик Э. П. Психология дисциплины. — М., 1992. 180. Феденко Н. Ф. Буржуазная военная психология на службе психологической войны империализма. — М., 1981. 181. Феденко Н. Ф., Галицкий А. Н. Психологические аспекты преодоления конфликтов в воинских коллективах. — М., 1982. 182. Феденко Н. Ф., Железняк Л. Ф. Морально-психологическое обеспечение боевых действий войск в современных условиях. — М., 1986.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |