Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность-явление




СУБСТАНЦИЯ И МАТЕРИЯ.

«Субстанция» (лат. Сущность). Термин возник кК перевод с греческого слова «гипостасис» (фундамент, основа). Ввел Аристотель, котОрый понимал под ней то, что способно к самостоятельному существованию и выражает суть бытия. Затем гипостатис использовали неоплатоники в учении о эманации. В схоластике под субстанцией стали понимать все имеющие самостоятельное бытие сущности – носители акциденции (качеств).В Новое время – о множественности субстанций. Декарт – три: несотворенная мыслящая (Бог), сотворенная мыслящая и сотворено-протяженная (телесная). Лейбниц – бесконечное ножество субстанций – монад.

Материя. Материя – телесная субстанция, первичная данность чего-либо, вещество. Материалисты отождествляют материю и субстанцию.

Категория сущности введена Аристотелем. Сущность – глубинный слой бытия, то что не лежит на поверхности, недоступно чувствам и постигается только умом. Подчеркивается самодостаточность сущности, это бытие, которое существует само по себе, а не через другое. От этого понимания пойдет понимание сущности как субстанции, т.е. причины самой себя.

В средневековье разработали вопрос о соотношении сущности и существования, чтобы разделить Бога и сотворенный мир. Бог – единственное самостоятельное бытие. В нем сущность и существование совпадают.

В начале 19 века Гегель противопоставляет сущность и явление. Сущность не может быть только «бытием в себе». Она должна явить себя и стать действительностью. Явление – это сущность в ее существовании.

Эти категории стали рассматриваться как гносеологические. И описывали процесс познания от явления к сущности. Явление не просто видимость, оно подчиняется внутренним законам, свойствам, изучение которых и есть проникновение в сущность.

 

***

Обратимся к монизму. На протяжении существования философского знания он выступал как материализм и как идеализм в двух его разновидностях: объективный и субъективный.

 

МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ,

 

Самое известное деление философов — на материалистов и идеалистов. Оно же и самое древнее. Уже Платон делил философов подобным образом.

 

проблема материализм идеализм
объективный субъективный
Что первично Материальное начало Духовное начало, понимаемое по-разному.
в виде ничейного, так называемого абсолютного сознания, духа, чистой идеи в виде человеческого сознания, ощущений, восприятий, представлений
  идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин. Пытаются объяснить высшее через низшее идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют всё остальное. Пытаются объяснить низшее через высшее
Реальное-идеальное идеальное как слепок, отражение реального реальное как слепок-продукт идеального
  Материя вечна, духовное нет Духовное вечно, телесное нет
познание познание мира как отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. истолковывают познавательную деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных (доопытных) категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом и допущений.
Познавательная способность человека абсолютизируют познавательную способность абсолютизируют управляюще-преобразующую способность человека
объект природа и все остальное она рассматривает через “призму” природы. высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни.
за основу берется духовная жизнь человеческого общества за основу берется духовная жизнь индивидуума

 

Нужно указать также на то, что материализм и идеализм весьма различаются в своих ценностных ориентациях. “ Невозможно логическими доводами, — справедливо замечает Л. Н. Гумилев, — примирить людей, взгляды которых на происхождение и сущность мира полярны, ибо они исходят из принципиально различных мироощущений. Одни ощущают материальный мир и его многообразие как благо, другие — как безусловное зло...”.

 

ГНОСЕОЛОГИЯ,

 

Гносеология как учение о познании исследует целый ряд вопросов, касающихся познавательной деятельности человека, проблемы познаваемости мира.

Проблема познаваемости:

1. соответствует ли наше знание о мире самому миру;

2. существует ли принципиально непознаваемое.

Позиции по этим вопросам группируются по двум походам: оптимизм и агностицизм.

АГНОСТИЦИЗМ. Термин от слова «недоступный познанию». В классическом виде у Канта. Агностицизм позразделяет мир на две составляющие: явления и сущности. Человек может познать явления, а сущности остаются недоступными познанию.

Разновидность агностицизма – фаллибилизм (у позитивистов и постпозитивистов). Его суть – все накопленное человеком знание – это собрание заблуждений, нельзя ошибиться только в одном – все наше знание ошибочно.

ОПТИМИЗМ. Точка зрения, согласно которой объективный мир познаваем, нет принципиальной ограниченности познания. Оформляется в материалистических учениях. Т.к. явление дает о себе знать сущность вещи. Знание дополняется и уточняется.

Однако все современные достижения науки не отвечают на главный вопрос философии. Целый ряд проблем о Боге, свободе, бессмертии души выходят за рамки научного познания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.