КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность-явление
СУБСТАНЦИЯ И МАТЕРИЯ. «Субстанция» (лат. Сущность). Термин возник кК перевод с греческого слова «гипостасис» (фундамент, основа). Ввел Аристотель, котОрый понимал под ней то, что способно к самостоятельному существованию и выражает суть бытия. Затем гипостатис использовали неоплатоники в учении о эманации. В схоластике под субстанцией стали понимать все имеющие самостоятельное бытие сущности – носители акциденции (качеств).В Новое время – о множественности субстанций. Декарт – три: несотворенная мыслящая (Бог), сотворенная мыслящая и сотворено-протяженная (телесная). Лейбниц – бесконечное ножество субстанций – монад. Материя. Материя – телесная субстанция, первичная данность чего-либо, вещество. Материалисты отождествляют материю и субстанцию. Категория сущности введена Аристотелем. Сущность – глубинный слой бытия, то что не лежит на поверхности, недоступно чувствам и постигается только умом. Подчеркивается самодостаточность сущности, это бытие, которое существует само по себе, а не через другое. От этого понимания пойдет понимание сущности как субстанции, т.е. причины самой себя. В средневековье разработали вопрос о соотношении сущности и существования, чтобы разделить Бога и сотворенный мир. Бог – единственное самостоятельное бытие. В нем сущность и существование совпадают. В начале 19 века Гегель противопоставляет сущность и явление. Сущность не может быть только «бытием в себе». Она должна явить себя и стать действительностью. Явление – это сущность в ее существовании. Эти категории стали рассматриваться как гносеологические. И описывали процесс познания от явления к сущности. Явление не просто видимость, оно подчиняется внутренним законам, свойствам, изучение которых и есть проникновение в сущность.
*** Обратимся к монизму. На протяжении существования философского знания он выступал как материализм и как идеализм в двух его разновидностях: объективный и субъективный.
МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ,
Самое известное деление философов — на материалистов и идеалистов. Оно же и самое древнее. Уже Платон делил философов подобным образом.
Нужно указать также на то, что материализм и идеализм весьма различаются в своих ценностных ориентациях. “ Невозможно логическими доводами, — справедливо замечает Л. Н. Гумилев, — примирить людей, взгляды которых на происхождение и сущность мира полярны, ибо они исходят из принципиально различных мироощущений. Одни ощущают материальный мир и его многообразие как благо, другие — как безусловное зло...”.
ГНОСЕОЛОГИЯ,
Гносеология как учение о познании исследует целый ряд вопросов, касающихся познавательной деятельности человека, проблемы познаваемости мира. Проблема познаваемости: 1. соответствует ли наше знание о мире самому миру; 2. существует ли принципиально непознаваемое. Позиции по этим вопросам группируются по двум походам: оптимизм и агностицизм. АГНОСТИЦИЗМ. Термин от слова «недоступный познанию». В классическом виде у Канта. Агностицизм позразделяет мир на две составляющие: явления и сущности. Человек может познать явления, а сущности остаются недоступными познанию. Разновидность агностицизма – фаллибилизм (у позитивистов и постпозитивистов). Его суть – все накопленное человеком знание – это собрание заблуждений, нельзя ошибиться только в одном – все наше знание ошибочно. ОПТИМИЗМ. Точка зрения, согласно которой объективный мир познаваем, нет принципиальной ограниченности познания. Оформляется в материалистических учениях. Т.к. явление дает о себе знать сущность вещи. Знание дополняется и уточняется. Однако все современные достижения науки не отвечают на главный вопрос философии. Целый ряд проблем о Боге, свободе, бессмертии души выходят за рамки научного познания.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |