Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъект и объект познания




Субъект – познающее, объект – познаваемое. Субъективный идеализм дает идею активности субъекта познания и его определяющей роли. Объект познания создается субъектом и зависит от него.

Солипсизм – объект познает только собственные ощущения.

Агностицизм – субъект формирует объект познания на основе ощущения и доопытных форм познания. Таким образом, познаются не предметы, а их модели.

Материализ м подразумевает активную практическую деятельность познания. Субъект познания – имеет общественную природу.

Интересно, если ньютоновская физика четко разграничивала объект и субъект, то квантовая механика исходит из принципа активного вмешательства субъекта в формировании объекта познания.

 

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

Каким образом мы познаем мир?

Уже в Античности их разделили на три группы: чувства, рассудок и разум. Чувства – источник ощущений. Рассудок и разум представляют способность оперировать понятиями. Рассудок строит суждения о конечных вещах, разум муслит абсолютное и бесконечное.

Сопоставляют чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание протекает в формах ощущения, восприятия и представления. Рациональное протекает в формах понятия, суждения, умозаключения.

Разница между ощущением и понятием. Ощущения принадлежат только конкретному субъекту и относятся к отдельным свойствам объекта. Они изменчивы и непостоянны. Понятия являются общими, более устойчивыми.

Резкое противопоставления ощущений и понятий привело к вопросу, какой из двух видов познания более достоверный. Выразилось в противопоставлении сенсуализма и рационализма Нового времени.

ЭМПИРИЗМ абсолютизация промежуточного (между логикой и интуицией) способа мышления, вероятностного подхода, опыта. Эмпирики слишком скромно оценивают человеческое мышление и разум, в частности. Они отдают предпочтение чувственному опыту. Их наиболее яркий представитель — Д. Локк — утверждал: “Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах”. СЕНСУАЛИЗМ. Все знания основаны на ощущении, поэтому чувственное познание достоверно. Материалистический сенсуализм (Ламетри, Гельвеций, Гольбах) рассматривает ощущения как отражение реальных свойств предметов. Идеалистический сенсуализм (Беркли, Юм), считает, что невозможно доказать, что ощущения достоверно отражают свойства предметов. Гельмгольц предложил трактовать ощущения как знаки предметов. Т.е. ощущения не отображают, а лишь обозначают предмет.

РАЦИОНАЛИЗМ. Не отрицает роль ощущений в познании, но полагает, что именно разум придает знанию характер всеобщности. Рационалисты склонны к порядку, любят его и абсолютизируют его. Соответственно они абсолютизируют знание, всё непознанное пытаются истолковать с позиций познанного, наличного знания. Одно из основных значений слова “ratio” — разум. Соответственно рационализм часто понимают как концепцию, утверждающую верховенство разума в жизни человека. Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следовательно, существую”.

 

ИСТИНА

 

Проблема истины – главная в гносеологии. Что есть истина, достижима ли она, какие критерии истины.

КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ:

1. Корреспондентная (на принципе соответствия) или классическая. Истина как соответствие знания об объекте самому объекту. Т.е. соответствие субъективного образа объективному.

Слабые стороны: а что есть объект сам по себе без нашего восприятия?

На основе этой концепции строится материалистическое понятие истины. Разделяют Объективную, абсолютную истину – полное, неопровержимое знание об объекте, содержание этого знания не зависит от человека. и Относительную – неполное, одностороннее рассмотрение конкретными науками.

2. Прагматическая концепция (Пирс, Джемс, Дбюи). Смысл человеческой жизни – действие. Истинным считается то знание, которое ведет к успешному действию и достижению цели. На место объестивного знания ставится социально-признанное верование. Т.е. истина – общезначимое принудительное верование.

3. Конвенционалистская концепция (Пуанкаре, Дюгеи). Вопросы: Какая научная теория истина, какая геометрия? Пуанкаре делает вывод, что аксиомы в основании научных теорий не могут рассматриваться как истинные или ожные. Они являются соглашениями ученых. Критерий выбора – простота ситсемы, удобство использования, целесообразность применения.

 

 

***

Для истории философии, как и для любой истории, важнейшим является вопрос периодизации. Наиболее общепринятый подход периодизации истории философии предложен Г.В.Ф. Гегелем, который назвал философию «духовной квинтэссенцией эпохи».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.