Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Джулиан Бернард Роттер




Родился в 1916 г. в Бруклине. Бакалавр в области химии (Бруклин­ский колледж, 1937), магистерская и докторская степени по психо­логии (Айовский университет, 1938 г. и Индианский университет, 1941). После Второй мировой войны, во время которой служил военным психологом, работает с Дж. Келли в университете Огайо. С 1963 г. профессор психологии Коннектикутского университета. Основные работы в области социального научения и клинической психологии. В исследованиях личности исходил из признания ин­дивидуальных различий в сфере возложения ответственности за то, что происходит с человеком. Ввел понятия интернального и экстернального локуса контроля. Первым обладают лица, склон­ные принимать ответственность на себя, а второй характерен для тех, кто приписывает ответственность внешним факторам (случай, судьба и т. п.). В об­ласти психологического тестирования личности исходит из того, что любой тест должен базироваться на развитой теории, касающейся природы измеряемого явления. Помимо шкалы интернальности—экстернальности разработал и другие личностные тесты, один из наиболее известных — тест «Неоконченные предложения».

Дж. Гилфорд предполагает существование 120 факторов интеллекта и разрабаты­вает тесты для их измерения.

Значимым событием этого десятилетия была разработка критериально-ори­ентированного тестирования1. Термин был введен Р. Гласером (R. Glaser, 1963). В отличие от обычного тестирования, ориентированного на нормы, в критери­ально-ориентированном в качестве системы отсчета используется конкретная об­ласть содержания теста. Результат испытуемого не то, как он выглядит сравни­тельно с другими, а, скажем, освоенный набор арифметических операций, объем словаря и т. д. Как отмечала А. Анастази, в общем виде критериально-ориентиро­ванный подход равносилен интерпретации результатов теста соотносительно с его доказанной валидностью, а не «посредством неких туманных сущностей, лежащих в его основе». Критериально-ориентированное тестирование находит свое приме­нение прежде всего в области обучения (см. ниже раздел, посвященный тестам в образовании).

Создание наиболее заметных личностных опросников связано с появлением новых психологических концепций. Достаточно ярким примером может служить развиваемая Джулианом Бернардом Роттером в рамках теории социального на­учения концепция локуса контроля. Созданная на ее основе шкала экстерналь­ности—интернальности (1966) вызвала значительный интерес у психодиагностов и послужила основой для большого числа исследований, обобщенных в 1980-е гг. (Researsh with the Locus of Control Construct — «Исследование с конструктом локус контроля» в 3 т., 1981-1984). Нельзя обойти вниманием и еще один личностный опросник, базирующийся на теории потребностей, развитой Генри Мюрреем. Это Форма для исследования личности (The Personality Research Form, PRF), представ­ленная в 1967 г. Джексоном. Данный опросник можно отнести, в известном смы-

Несмотря на то что этот термин употребляется по настоящее время, появились и другие термины, более точно отражающие смысл данного вида тестирования. Анастази, например, предпочитает го­ворить о предметно-ориентированных тестах.


Вальтер Мишель

Родился в 1930 г. в Вене. Бакалавр Нью-Йоркского университета (1952), магистр того же университета (1953). Докторскую диссертацию защитил в университете штата Огайо (1956). Профессор ряда университетов США. На формирование взглядов Мишеля наи­большее влияние оказали Дж. Келли и Д. Роттер, известный как создатель шкалы интер-нальности—экстернальности. Широко известен как критик теории личностных черт. В по­следние годы занимается изучением мыслительных процессов. Его исследования в обла­сти психологии личности широко известны во всем мире, и без упоминания о них невоз­можно представить себе психологию XX в.

еле, к тяжелой артиллерии психодиагностики; первоначально он состоял из двух параллельных форм, насчитывающих по 440 заданий, также были разработаны еще две параллельные формы по 330 заданий! Еще одна теория, на этот раз тео­рия развития Эрика Эриксона, была основой для разработки Опросника психо­социального баланса (The Inventory of PsychosocialBalance, 1963). Хотя упомяну­тые опросники и не занимали первых мест в рейтингах популярности, для нас они важны тем, что наглядно иллюстрируют ту мысль, которую приходится неодно­кратно повторять: развитие психодиагностики, преодоление разной глубины кри­зисов обеспечивается не только совершенствованием математико-статистическо-го аппарата, но прежде всего развитием теории измеряемых явлений.

Наблюдается определенный прогресс в разработке проективных техник. Тест Хольцмана был предложен как ответ на критику, направленную против теста Рор-шаха. Эти «чернильные пятна» имели две эквивалентные формы, каждая из кото­рых состояла из 45 карточек-заданий. От обследуемого требовалось дать по одно­му ответу на каждую карточку. Были установлены нормативные показатели. Од­нако этот тест не получил широкой поддержки среди психологов. Тем не менее, несмотря на продолжающуюся критику проективных методик, не только появля­ются новые, но и не снижается популярность уже известных. Достаточно сказать, что опубликованная в 1964 г. библиография исследований с тестом Роршаха на­считывала 3855 наименований! Из этого следует, что даже в случае одной из про­ективных методик, пусть самой популярной, речь может идти о сложившейся об­ласти научных исследований.

Ближе к концу 1960-х гг. психологическая общественность многих стран ми­ра вовлекается в дискуссию, начавшуюся с публикации книги Вальтера Мишеля «Личность и оценка». В категорической форме Мишелем утверждалось то, что нет постоянства, устойчивости в личностных чертах, которые измеряют психологи. Следовательно, результаты таких измерений, по сути, дезинформация и должны быть заменены измерениями среды, в которой осуществляется поведение лично­сти. Эта дискуссия стимулировала внимание исследователей к факторам окру­жающей среды, к тому, что находится за пределами личности. Компромиссное решение в конце концов свелось к тому, что вариативность поведения человека объясняется взаимодействием личности и ситуации. Эта дискуссия напомнила психологам более ранние споры в социальной психологии, споры о том, насколь­ко атттюды личности реализуются в ее поведении.

Отнюдь не случайно дискуссия, инициированная Мишелем, совпала с началом бурного развития такой области психологии, как «психология среды». Естестве-


ней в связи с этим и интерес к инструментам оценки окружения. Появляются шка­лы оценки домашней обстановки, апробируются методики описания окружения через типы поведения находящихся в этом окружении людей, изучается возмож­ность создания шкал для предсказания успехов в развитии интеллекта и дости­жений в учебной деятельности. В этих исследованиях преодолевается традицион­ная для психодиагностики индивидуально-психологическая парадигма.

Наконец, 1960-е гг. — это годы появления компьютеризированных тестов (первые такие тесты появляются в начале 1960-х). Уровень развития информаци­онных технологий позволяет психологам возложить решение многих диагности­ческих задач на компьютер, который обещает стать незаменимым инструментом ведущего исследования психолога. Одним из первых компьютеризированных те­стов был ММРГ. Интересно то, что уже на сравнительно раннем этапе компьюте­ризации тестов осознаются те опасности, которые могут возникнуть на этом пути. В изданных Американской психологической ассоциацией «Стандартов для те­стирования в образовании и психологии» (Standards for Educational Psychological Testing, 1966) было введено требование разумного объяснения тех оснований, на которых базируются программы интерпретации компьютеризированных тестов.

В 1961 г. начался новый проект Института психических измерений Буроса. До­полнительно к «Ежегоднику психических измерений» выпускается первый том нового издания — Tests in Print, призванного, так же как и «Ежегодник», инфор­мировать специалистов о новых коммерческих тестах и результатах, полученных при их использовании.

Завершились 1960-е гг. грандиозным скандалом, вызванным публикацией Артура Дженсена (Jensen, 1969) в Гарвардском образовательном обозрении рабо­ты под названием «Насколько мы можем повысить коэффициент интеллекта и успеваемость в школе?» (How much can we boost IQ and scholastic achievement), в ко­торой на основе значительных исследований сделан вывод о том, что интеллект, измеряемый с помощью тестов, на 80 % обусловлен генетически. На основании это­го автор утверждал, что различия в интеллекте между черными и белыми школь­никами также обусловлены генетическими различиями между расовыми группа­ми. Реакция на эту статью была шокирующей. К счастью, начавшиеся расовые вол­нения были предотвращены публичной негативной реакций на «исследования» Дженсена большинством американских ученых и общественных деятелей. Тем не менее споры о наследуемости интеллекта, затрагивающие не только психологов, но и широкие круги общественности, будут продолжаться и далее.

1.3.7. Развитие психодиагностики в 1970-е гг.

На протяжении 1970-х гг. психологическое тестирование продолжало подвергать­ся нападкам со стороны критиков, работающих как в этой области, так и вне ее. Основные направления критики были теми же, что и ранее: тесты обвиняли в том, что на их основе осуществлялась сегрегация детей, многих людей лишали возмож­ности получения образования, в том числе профессионального. Отмечалось, что

Первая компьютерная психологическая программа была использована в начале 1960-х гг. в клини­ке Мэйо (Миннесота), в которой было много пациентов, но очень мало психологов.


по многим тестам отсутствовали убедительные данные, касающиеся их валидно-сти. Были высказаны предложения о полном отказе от проведения психологиче­ских тестов. При этом высказывалось мнение о том, что наблюдение за поведени­ем человека в естественных условиях имеет более важное значение, чем тестиро­вание. Менее ортодоксальные борцы с тестами предлагали создать новые тесты, которые были бы более валидны, нежели старые, и имели бы репрезентативные выборки стандартизации. Также предлагалось разрабатывать узкоспециализиро­ванные тесты, с заранее определенными и ясными критериями валидизации.

Американская психологическая ассоциация (АПА) в 1975 г. подготовила спе­циальный отчет для своих членов. В этом отчете были представлены данные о существовании определенных различий, обнаруженных при тестировании интел­лекта у черных и белых. Средние результаты белых детей были выше примерно на одно стандартное отклонение, чем средние результаты черных подростков. Бы­ло выяснено, что эти различия постоянны на протяжении школьных лет, но они не могли служить основанием для сегрегации детей по расовому признаку и не мо­гут рассматриваться как доказательство генетических различий между этими ра­сами. АПА предложила новое понимание интеллекта, согласно которому он преж­де всего определяется через навыки, знания и установки на обучение. Соответ­ственно тесты интеллекта должны содержать задания, репрезентирующие таким образом понятые его проявления. Был сделан вывод о настоятельной необходи­мости «лучшего и более справедливого использования тестов».

Отчет АПА повлек за собой немедленный ответ со стороны представителей того меньшинства психологов, которое выступало против тестов: «Психологиче­ское тестирование исторически было квазинаучным инструментом для увекове­чивания расизма... оно выкопало выгребную яму... для ошибочных данных, кото­рые усиливают эгоизм белых путем унижения черных людей и являются потен­циальной угрозой геноцида черных» (статья Джексона, опубликована в журнале American Psichologist, 1975).

Несмотря на неутихающую борьбу с психологическими тестами, их количество продолжало расти. Совершенствуются известные тесты интеллекта, в 1974 г. была опубликована новая редакция шкалы Векслера для детей (WISC-R). Усилия уче­ных также были направлены на разработку новых критериев интеллекта, прежде всего тех, которые не были бы связаны с культурой. Объектом пристального вни­мания некоторых ученых становятся появившиеся несколько ранее так называ­емые «культурно свободные» тесты, но реализуемые в них попытки освободить­ся от культурно-социальных факторов оказываются в конечном счете тщетными. Один из авторов таких тестов — Раймонд Кеттелл — в 1971 г. представляет на суд научной общественности новую теорию, в которой пытается решить пресловутый вопрос о соотношении природного и приобретенного в интеллекте. Развивая взгля­ды Спирмена, он полагает, что G-фактор складывается из двух общих факторов, которые были названы текучим и кристаллизованным интеллектом. По сути, те­кучий интеллект — то, что генетически детерминировано, а кристаллизованный зависит от социума и как раз является таким интеллектом, который измеряется традиционными тестами. Правда, он сообщает, что и кристаллизованный интел­лект не просто вместилище всего того, что получено личностью в ходе ее разви-


Сирил Людовик Барт

Родился в 1883 г. в Лондоне. Степени бакалавра (1907), магистра (1909) и доктора (1923) получил в Оксфордском университете. На формирование взглядов Барта оказало влия­ние знакомство с Ф. Гальтоном. Профессиональная деятельность связана в основном с Лондонским университетом (профессор педагогики — 1924-1931 гг., профессор психо­логии университетского колледжа — 1931-1950 гг.). Исследования Барта по генетике ин­теллекта, первоначально высоко оцененные благодаря значительным выборкам испы­туемых, оказались, как было доказано, попыткой выдать желаемое за действительное. В данном случае желаемым было доказательство того, что интеллектуальное развитие че­ловека наследственно детерминировано. Выходит в отставку в 1951 г., скончался в 1971 г.

тия, но также, только в меньшей мере, детерминирован генетически. Теория Кет-телла не осталась незамеченной и не раз становилась предметом дискуссий не только в это десятилетие, но и позднее.

В работах известного английского психолога Ганса Айзенка продолжает прово­диться мысль о том, что измеряемый тестами интеллект по меньшей мере на 80 % генетически детерминирован. Во многом итоговая работа этого ученого «Структу­ра и измерение интеллекта» (The Structure and Measurement of Intelligenc, 1979), помимо новой модели интеллекта, во многом повторяющей гилфордовскую, до­водит до читателя новые данные о «расщеплении /Q». Фактически эти данные не оставляют места для средовых воздействий на интеллект.

Огромное значение, и не только в США, для подведения хотя бы предваритель­ного итога бесконечных дискуссий, посвященных измерению IQ, имела публика­ция книги Леона Дж. Кэмина «Наука и политика /Q» (The Science and Politics of IQ, 1974). Заслуга Кэмина состоит прежде всего в том, что он подверг тщатель­ному анализу эмпирический материал, на котором базируется теория генетиче­ской предопределенности интеллекта. Оказалось, что известный английский пси­холог Сирил Барт, данные близнецовых исследований которого считались наибо­лее обширными и значимыми, попросту эти данные фальсифицировал. На основе своих изысканий Кэмин сообщает: «Мы видим, что данные Барта, говорящие о бесспорно самом сильном влиянии наследственности, несостоятельны из-за ариф­метических несообразностей и словесных противоречий. Несколько описаний то­го, как собирались данные, не совпадают друг с другом точно так же, как и опи­сание применявшихся "тестов". Оценки имеют субъективную окраску. Полное отсутствие информации о методических подробностях следует считать просто недопустимым. Никакая наука не может принять за основу подобные данные» (Kamin, 1974, р. 67).

Так была разоблачена, вероятно, одна из самых крупных мистификаций в пси­хологической науке. Теория генетической предопределенности интеллекта, со­гласно одному из центральных положений которой имеющиеся тесты измеряют природный интеллект, оказалась зданием, выстроенным без фундамента. Тем не менее это лишенное опоры и давшее трещины здание продолжают «ремонтиро­вать» до сих пор.

Большинство новых инструментов измерения личности были опросниками, многие из которых могли бы быть приспособлены для компьютерной обработки. Хотя и в этой области психодиагностики, как и можно было ожидать, критиче-


ские голоса были сродни тем, которые раздавались почти 50 лет тому назад: ин­формация при самоотчетах искажается, люди могут быть в неведении об особен­ностях собственного поведения, вопросы могут не затрагивать важные аспекты личности.

Из личностных опросников, появившихся в 1970-е гг., стоит отметить опрос­ник общего здоровья Д. Голдберга (1972) и разработанный Т. Миллоном Кли­нический многоосевой опросник (1977). Опросник Голдберга был предназначен для диагностики психического благополучия, эмоциональной стабильности. Один из вариантов опросника (1978) быстро получил популярность как своего рода мерило «качества жизни» и был переведен на 28 языков.

Миллон создает опросник на основе собственной теории, согласно которой расстройства личности трактуются как прототипы. Каждый прототип содержит множество разновидностей. Таким образом получается, что, например, шизоид­ные или депрессивные типы не существуют обособленно, а являются различными формами выражения ядра или прототипа личности. Опросник в конце 1970-х— начале 1980-х гг. начинает активно внедряться к клиническую психодиагности­ку, чему способствует его соответствие с принятыми за рубежом классификато­рами психических расстройств (DSMIII, а позднее — DSM-IV).

В психодиагностике, особенно клинической, по-прежнему продолжают поль­зоваться популярностью проективные методики, применение которых из-за часто недоказанной валидности вызывает дискуссии среди психологов. Некоторые кли­ницисты, такие как Хольт (Holt, 1971), продолжали утверждать, что результаты, полученные с помощью проективных техник, могут дать гораздо больше, неже­ли любая компьютерная распечатка, несмотря на то что они были получены эмпи­рическим путем.

Была предложена еще одна интерпретационная система для теста Роршаха (Ехпег, 1976). Ее характерной особенностью является психометрическая ориен­тация автора, стремящегося найти формулу для любого ответа испытуемого. К концу 1970-х гг. начинается активно проводимое Экснером внедрение этой сис­темы в мировую роршахиану. Идет процесс постепенного вытеснения других схем интерпретации результатов по тесту Роршаха, о чем свидетельствуют соответству­ющие конгрессы и симпозиумы.

Характерной чертой развития психодиагностики в 1970-е гг. в развитых стра­нах мира становится ее компьютеризация. Резко возрастает количество компью­терных версий тестов. Однако уже раздаются и первые призывы к тому, чтобы оце­нить последствия компьютеризации, изучить валидность и надежность тестов, предъявляемых и обрабатываемых с помощью компьютера. Возможности, предо­ставляемые компьютером, реализуются в так называемом адаптивном тестирова­нии1. Адаптивное тестирование строится на основе разных процедурных моделей, но в конечном счете исследователь стремится из некоторого множества заданий предъявить испытуемому те, с которыми он может справиться.

В то же время в целом психологи уделяют тестированию все меньшую долю своего времени. В этом смысле показательны клинические психологи, которые

В литературе также используются следующие термины: последовательное, разветвленное, динами­ческое, индивидуализированное, наконец программируемое тестирование.


всегда были активными потребителями разного диагностического инструмента­рия. Так, если в 1959 г. в США около 44 % времени клинических психологов было уделено диагностированию с помощью тестов, то этот показатель снизился при­мерно до 24 % в 1976 г. Частично этот спад может объясняться возрастающей ро­лью психологов в психотерапии. Обучение психологическому тестированию ста­ло занимать меньше места в аспирантских программах по психологии.

В 1974 г. в Монреале на Конгрессе Международной ассоциации прикладной психологии (International Association of Applied Psychology, IAAP) происходит важ­ное для развития и координации психологических измерений событие — учрежде­на Международная тестовая комиссия (International Test Commission, ITC), в состав которой вошли представители 15 стран (в настоящее время входят национальные психологические общества 23 стран, а также все крупные издательства тестов). В этом же году увидел свет первый выпуск Бюллетеня ITC. Устав и основные орга­низационные документы Комиссии были приняты позднее, в 1976 и 1978 гг.

В 1970-е гг., применительно к области измерения индивидуально-психологи­ческих различий, наиболее употребительным становится термин, который к на­стоящему времени во многих странах Западной Европы и США почти полностью вытеснил ранее распространенный — психологическое тестирование. Это — «пси­хологическая оценка» (см. об этом ниже).

В 1970 г. известный Институт психических измерений Буроса выпускает об­ширный справочно-обзорный том, посвященный личностным тестам (Personality Test and Reviews I), а четыре года спустя выходит в свет второй выпуск Tests in Print II. Оказался весьма урожайным на справочную литературу по тестам (1975). Пик начатой в 1970 г. Институтом Буроса деятельности по изданию тематических сводок тестов приходится на 1975 г. В этом году вышли многостраничные тома, посвященные тестам для измерения интеллекта, математическим личностным (второй выпуск) и др.

Заключая рассмотрение событий 1970-х гг., следует отметить и появление вто­рого издания «Стандартов для тестирования в образовании и психологии» (1974). «Стандарты» становятся известными во многих странах мира, на их основе созда­ются национальные требования к психологическим тестам, их разработчикам и пользователям.

1.3.8. Развитие психодиагностики в 1980-е гг.

В начале 1940-х гг. будущее психологического тестирования, во всяком случае в США, казалось отнюдь не светлым. Один из выпусков журнала American Psycho­logist (октябрь 1981) был полностью посвящен тестированию и грозящим ему опасностям, однако в дискуссиях наметилась и очевидная позитивная тенденция, суть которой сводилась к тому, что данное направление исследований не должно быть утрачено для науки и практики.

Количество тестов продолжало расти. Для диагностики личностных особен­ностей было разработано немало новых опросников, но исследователей по-преж­нему беспокоила мысль о том, что ответы на вопросы могут быть сознательно или неосознанно фальсифицированы. Валидность оставалась наиболее уязвимым местом почти каждой диагностической методики, особенно проективной. Тем не


менее годы критики относительно мало повлияли на статус проективных тестов. В первый десяток по популярности входили почти те же тесты, что и в прошлом десятилетии: MMPI, WAIS, гештальт-тест Бендер, тест Роршаха, WISC, тест на до­полнение предложений, ТАТ, рисунок человека и некоторые другие. Данные о наиболее часто используемых в США тестах в период с 1935 по 1982 гг. представ­лены ниже.

Тест Ранговое место

Миннесотский многоаспектный личностный опросник 1

Шкала интеллекта Векслера для взрослых 2

Гештальт-тест Бендер 3

Тест Роршаха 4

Шкала интеллекта Векслера для детей 5

Тест тематической апперцепции 6

Тест на завершение предложений 7

Тест «Нарисуй человека» 8

Тест «Дом-дерево-человек» 9

Пибода тест 10

Тест Роттера на завершение предложений 11

Шкала памяти Векслера 12

Большой интерес вызывало появление последней (четвертой) версии шкалы Стэнфорд-Бине (четвертой). Это были 15 субтестов с заданиями, расположенны­ми в порядке возрастания трудности. Большое значение имело изменение отно­шения к тому, что измерял тест. Постепенно уходят в прошлое, применительно к тестированию интеллекта, термины «умственный возраст», «интеллект» и «/Q». Они были заменены понятиями «когнитивное развитие» и «стандартный возраст­ной балл». «Сырые» баллы, полученные в результате обследования, конвертиро­вались в стандартный возрастной балл (СВБ).

Что дали эти изменения? Согласно некоторым критикам, они были попыткой преодолеть 20-летний спад в тестировании интеллекта (Spruill, 1987). Введение показателя СВБ в новую версию теста Стэнфорд-Бине принесло несомненный успех его разработчикам, правда, несколько омраченный тем, что в этом тесте стан­дартное отклонение было равно 16, в то время как большинство остальных шкал имело стандартное отклонение 15. Тем самым затруднялось сопоставление ре­зультатов, полученных с помощью разных тестов. Четвертая версия шкалы Стэн­форд-Бине была призвана погасить тот негативный эмоциональный заряд, носи­телем которого был /Q-показатель. В какой мере это удалось, сказать трудно, во всяком случае, понятие стандартного возрастного балла быстро нашло горячих сторонников среди тех, кому надоело обсуждать вопросы, связанные с наследу­емым и приобретенным в интеллекте, отложив их решение до лучших времен.

Дальнейшее развитие получают векслеровские шкалы для измерения интел­лекта. Незадолго до смерти его создателя выходит переработанный WAIS (WAIS-R, 1981). Новая версия Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence (WPPSI-R) появилась в 1989 г. Эта шкала была повторно стандартизирована на 1700 детях от


3 лет до 7 лет и 3 месяцев, имела лучшие задания, были внесены другие измене­ния, но в основном это была те же самая шкала.

Свежей струей в тестировании интеллекта была появившаяся в это десятиле­тие батарея для измерения интеллекта детей, разработанная в университете Ала­бамы Аланом Кауфманом. «Оценочная батарея Кауфмана для детей» {Kaufman Assessment Battery for Children, 1983) вобрала в себя последние достижения в обла­сти тестирования интеллекта. Автор отказывается от традиции, согласно которой детей относили к той или иной категории на основе коэффициента интеллекта. В оценочной батарее для характеристики умственного развития ребенка исполь­зуются множественные показатели, а все когнитивные задачи рассматриваются автором в качестве критериев того, чему ребенок научился.

Несомненным достижением психологов 1980-х гг., достижением, имеющим не­посредственное отношение к диагностике способностей, было издание в период с 1982 по 1989 г. пятитомника «Успехи в психологии человеческого интеллекта» {Advances in The Psychology of Human Intelligence). Этот труд был издан под редак­цией известного американского психолога Роберта Стернберга, чья иерархиче­ская модель интеллекта, разрабатывавшаяся в этот период, претендовала на объяс­нение взаимоотношений между интеллектом, с одной стороны, и познавательны­ми процессами, опытом индивида, наконец, его поведением, с другой стороны. Несмотря на то что эта модель интеллекта носит откровенно когнитивистский характер, важно то, что ее автор критикует психофизиологическую редукцию ин­теллекта, свойственную, например, исследованиям Г. Айзенка. Еще одним свиде­тельством внимания психологов к проблеме интеллекта стало издание «Между­народного информационного бюллетеня по человеческому интеллекту» {Human Intelligence International Newsletter, 1980-1987), который освещал не только иссле­дования в разных странах, но и приложение их результатов в области образова­ния. Важным событием для понимания места и значения тестов в современном об­ществе становится выход в свет книги «Тестирование способностей: области при­менения, следствия и полемические вопросы» {Ability Testing: Uses, Consequences, and Controversies, 1982). В этом двухтомном труде рассматривались результаты ис­пользования тестов способностей в школах и высших учебных заведениях, при приеме на работу. Особое внимание было уделено этическим проблемам, возни­кающим в психологическом тестировании.

Пополняется арсенал личностных опросников. Достоянием психодиагностов в 1989 г. становится MMPI-2. Несмотря на свое сходство с MMPI, MMPI-2 — это новый диагностический инструмент. Такой вывод следует из множества новаций в MMPI-2. Достаточно сказать, что появилось 15 новых так называемых содер­жательных шкал, каждая из которых, за исключением трех, «сопровождается» разным количеством субшкал (всего 27 субшкал). Имелись и другие новшества. Опросник был стандартизирован на выборке с одинаковым представительством мужчин и женщин и пропорциональным представительством национальных мень­шинств. Необходимость в появлении MMPI-2 обусловлена различными причи­нами. Прежде всего следует вспомнить о том, что с момента рождения MMPInpo- шло немало времени и требовалась, по крайней мере, очередная стандартизация.


Разработчики стремились исключить двусмысленные или «обидные» утвержде­ния, например такие: «Я думаю, что Линкольн был более знаменитым человеком, нежели Вашингтон». Также за прошедшие десятилетия подверглись изменениям смысл и значение некоторых утверждений, таких, в частности, как утверждение «Я важная особа». Если в 1930-е гг. только 9% нормальных взрослых людей со­глашались с этим утверждением, то в конце XX в. ситуация резко изменилась. Примерно 49 % современных американских мужчин и женщин согласны с этим утверждением! В MMPI-2 был также осовременен язык около 14 % утверждений.

Восьмидесятые годы — годы значительного оживления в факторных исследо­ваниях личности. На симпозиуме, посвященном факторным исследованиям лич­ности (Гонолулу, 1980), в выступлениях Льювиса Гольдберга, Наоми Такемото, Андре Комрея и Джерси Виггинса обосновывалась пятифакторная модель лично­сти, получившая название «Большой пятерки». Нельзя сказать, что ее авторы были полностью оригинальны в своих изысканиях (ср. с исследованиями, выпол­ненными Терстоуном в 1930-х гг. и более поздними работами Р. Кеттелла), тем не менее модель вызвала значительный интерес. Пауль Коста и Роберт Мак-Гри, ра­нее развивавшие трехфакторную модель личности (1976), добавляют к своим фак­торам нейротизма, экстраверсии и открытости опыту еще два: склонности к со­гласию и добросовестности. На основе этой модели ими создается первый опрос­ник, предназначенный для диагностики «большой пятерки» (1985).

Тем временем появляется множество компьютерных версий тестов, которые все чаще привлекают психологов. В течение 1983-1984 гг. результаты 300 000 те­стовых исследований интерпретировались с помощью компьютера и высказыва­лись предположения, что к 2000 г. практически все психологические тесты будут автоматизированы. Однако если в 1970-е гг. многие психологи оказались очарова­ны возможностями компьютеров и не особенно прислушивались к голосам, заяв­лявшим о проблемах, которые приносит с собой компьютеризированное тестиро­вание, в это десятилетие предостережения звучат все чаще, носят более обоснован­ный характер и не остаются без внимания научной общественности. Указывается на необходимость продолжения исследований по определения валидности мно­гих из автоматизированных тестов и полученных таким образом интерпретаций (Groth-Marnat и Shumaker, 1989). Компьютерные интерпретации, как оказалось, нуждаются в периодическом пересмотре. Также отмечается то, что должны быть решены вопросы, связанные с квалификацией, с одной стороны, разработчиков программного обеспечения, а с другой стороны — психологов, проводящих ком­пьютерное тестирование. Компьютерные интерпретации справедливо характери­зуются как такие, которые грешат расплывчатыми утверждениями общего харак­тера и тем самым применимы почти к каждому человеку.

В 1984 г. появляется еще одно справочное издание, посвященное тестам, — «Критика тестов» (Test Critiques), которое, наряду с «Ежегодниками психических измерений», становится важным источником информации и критических оценок в отношении сотен тестов. Завершится эта десятитомная серия в 1994 г.

Переиздание Американской психологической ассоциацией в 1985 г. «Стандар­тов для тестирования в образовании и психологии» явилось очередной вехой в со­вершенствовании нормативно-правовой основы диагностической деятельности.


1.3.9. Развитие психодиагностики в 1990-е гг.

Чем ближе та точка в истории психодиагностики, которая называется «сегодня», тем труднее говорить о событиях, происходящих в этой области психологическо­го знания, выделить наиболее значительные из них. И в этом нет ничего удиви­тельного. История — это, как хорошо известно, рассказ о прошедшем, узнанном. Когда же события, о которых нужно было бы писать, в силу их близости к насто­ящему времени автору неизвестны, а известные еще не получили должной оцен­ки и понимания, что возможно только по истечении некоторого времени, склады­вается весьма своеобразная ситуация, подразумевающая возможность переосмыс­ления этой истории. Эту возможность мы и оставляем за собой на будущее.

Опубликованный в 1992 г. одиннадцатый выпуск Ежегодника психических из­мерений содержал сведения о 477 коммерческих тестах (тесты, которые, в отли­чие от исследовательских, изданы и предназначены для продажи специалистам)1. Наибольшая часть этих тестов предназначалась для диагностики личности (28,3 %), тогда как на исследование интеллекта были ориентированы всего 4,6 % от общего числа новых тестов (напомним, что каждый новый выпуск Ежегодника не повто­ряет ранее опубликованные тесты за исключением случаев их переиздания или рестандартизации).

Среди тестов для диагностики интеллекта по-прежнему первые по популярно­сти места занимают предназначенные для разных возрастных групп шкалы Векс-лера. Эти шкалы совершенствуются: так в 1991 г. выходит третья редакция шкалы для детей (WISC-R), а в 1998 г. — третья редакция шкалы для взрослых (WAIS-III).

Продолжают разработку новых тестов для измерения интеллекта А. Кауфман и Н. Кауфман. В 1990 г. был опубликован «Краткий тест интеллекта Кауфмана», состоящий из одного вербального и одного невербального субтестов и охватыва­ющий возрастной диапазон от 4 до 90 лет. В 1993 г. этими исследователями пред­ложен «Тест интеллекта подростков и взрослых Кауфмана». При разработке те­ста была предпринята попытка интегрировать теорию текучего и кристаллизован­ного интеллекта с взглядами других исследователей. Отличительной чертой теста является множество необычных и интересных заданий, привлекающих внимание обследуемых.

Следует упомянуть и о развитии в США «Британской шкалы способностей», о которой уже упоминалось ранее. Ее пересмотренная и расширенная версия под названием «Дифференциальные шкалы способностей» была издана Элиоттом в 1990 г. В этих шкалах автор избегает понятия интеллекта и предпочитает го­ворить о специфических способностях. Теоретическое обоснование шкал носит эклектический характер; используется однопараметрическая модель теории «за­дание—ответ», что позволяет градуировать каждое задание по уровню трудности (используется стратегия адаптивного тестирования). В целом шкалы, благодаря множеству психометрических новшеств, характеризуются высокой сложностью проведения и обработки результатов, что может препятствовать их распростране­нию. Новые взгляды на измерение познавательной деятельности нашли свое от­ражение и в «Системе когнитивной оценки», разработанной Дж. Дасом и Нагли-

Десятый выпуск «Ежегодника» вышел в свет в 1989 г.


ери (1997). Задания, входящие в тест, определяющий так называемый когнитив­ный статус, предназначены для измерения основных познавательных функций, участвующих в научении, но, как предполагается, не зависимых от школьного обучения. Тест создан в соответствии с авторской моделью интеллекта, полагаю­щей планирование, внимание, симультанную и сукцессивную обработку инфор­мации его важнейшими составляющими.

Не остаются забытыми и тесты для оценки познавательной деятельности мла­денцев. Среди наиболее интересных и вызвавших внимание исследователей мож­но назвать «Фэгена тест интеллекта младенцев» (Fagan Test of Infant Intelligence, 1992) и «Оценка возрастного развития младенцев и детей раннего возраста» {Infant-Toddler Developmental Assessment, 1995).

Интерес к проблеме интеллекта в том виде, как он измеряется тестами, оказал­ся весьма устойчивым, и своеобразным итогом более чем двадцатилетних иссле­дований в этой области была публикация «Энциклопедии человеческого интел­лекта» {Encyclopedia of Human Intelligence, 1994). В то же время не прекращается воистину вечная дискуссия о врожденном (генетическом) и приобретенном в ин­теллекте. Выходит в свет книга американских психологов Ричарда Хернстайна и Чарльза Мюррея «Кривая "колокола"». Интеллект и классовая структура амери­канского общества» {The bell curve: Intelligence and class structure in American life, 1994). Констатируя различия в IQ между разными этническими группами, населя­ющими США, авторы, полагая наследуемость интеллекта очень высокой, указы­вают на негативные общественные явления, связанные с появлением замкнутых элит и низших каст. Книга эта не только задела расовые чувства многих амери­канцев, но и послужила, как пишет Анастази, еще большему укреплению разно­образных стереотипов и заблуждений, касающихся этнических и тендерных раз­личий в выполнении тестов интеллекта, добавила путаницы и разногласий в этой сложной проблеме.

Процессы развития и использования личностных тестов не были столь дискус­сионными в этот период. Незначительно, сравнительно с прошлым десятилети­ем, изменяется ситуация с популярностью личностных опросников. Анализ дан­ных, содержащихся в PsyLit1, за период с января 1990-го по июль 1996 г. позволя­ет указать на следующие наиболее часто цитируемые опросники (табл. 1.1).

В 1992 г. публикуется вариант MMPI, предназначенный для обследования под­ростков — MMPI-A. Этот опросник, который начали разрабатывать в 1989 г., был стандартизирован на выборке, состоящей из 805 юношей и 815 девушек в возрас­те от 14 до 18 лет. В опросник были включены новые шкалы: четыре шкалы ва-лидности и шесть дополнительных шкал.

В 1990-е гг. в психодиагностике продолжается изучение роли ситуаций в пове­дении индивидуума. Естественно, что по большей части это относится не к обыч­ным житейским ситуациям — основное внимание уделяется анализу поведения

1 PsyLit - база данных, издаваемая на лазерных дисках Американской психологической ассоциаци­ей. Предоставляет информацию (резюме) о статьях, публикуемых примерно в 1300 психологиче­ских журналах более чем из 50 стран мира. Также включены резюме книг и глав из книг, посвящен­ных психологии и смежным наукам. Информация обновляется каждые три месяца.


Таблица 1.1 ________

Название личностного опросника Количество статей,

в которых упоминается

 

Опросник депрессии Бека  
Опросник для диагностики тревожности  
как черты и состояния  
MMPI -2  
Опросник Айзенка (EPQ)  
Опросник общего здоровья  
Опросник Айзенка (ЕРГ)  
Опросник 16 факторов личности  
Опросник Миллона (I, II, III)  

человека в сложных, стрессовых условиях. Разрабатываются и соответствующие диагностические инструменты. К изучаемым феноменам в первую очередь отно­сятся посттравматические стрессовые расстройства, для измерения которых создаются многочисленные опросники. Все большее значение придается разработ­ке инструментов, позволяющих оценить особенности реагирования на сложную ситуацию (защитные механизмы, совладающее поведение и др.).

Не теряют своего авторитета среди психологов и проективные тесты. Наряду с появлением новых, идет развитие уже известных. Преобладающей схемой интер­претации результатов по тесту Роршаха становится та, которая развивается в ра­ботах Дж. Экснера. В 1993 г. Экснер публикует нормативные данные, опирающи­еся на обследование 700 нормальных взрослых и 1390 детей в возрасте от 5 до 16 лет. Ирвинг Вейнер, известный специалист по тесту Роршаха, отмечает, что за последние два десятилетия эта популярная методика превратилась в стандартный и надежный с точки зрения психометрии инструмент оценки личности, приме­нение которого позволяет сделать множество обоснованных выводов. Сказанное относится к разработкам Дж. Экснера, носящим, как уже отмечалось ранее, отчет­ливую психометрическую направленность. В то же время остаются и сторонники качественного анализа результатов по тесту Роршаха, хотя их становится все меньше и меньше. Проходят очередные международные конгрессы, посвященные тесту Роршаха и проективным методикам (XIV — в 1990-м, XV — в 1996-м, по­следний, XVI конгресс, состоялся в 1999 г. в Амстердаме). Выходит в свет 23-й том пользующейся большой популярностью среди специалистов по проективным ме­тодикам «Роршахианы» (1999).

Сравнительный анализ популярности проективных тестов и личностных опрос­ников показывает, что и за рамками клинической психологии проективная тех­ника не утратила своего значения. Проведенный в США в 1990 г. опрос 64 руко­водителей консультационных психологических программ по вопросу использо­вания тренинга личностной оценки при подготовке психологов-консультантов показал, что 45 % опрошенных используют в своих программах так называемую «объективную» личностную оценку, а 32 % — проективную. Для проведения «объ­ективной» личностной оценки чаще всего используют MMPI, Калифорнийский


[сихологический опросник и опросники Кеттелла. Для проективной личност-гой оценки применяют тест Роршаха, ТАТ и методики незаконченных предло­жений.

Начало 1990-х гг. отмечено значительным возрастанием числа тестов, исполь-ование которых предполагает наличие компьютера. Институт психических из-герений Буроса сообщал о том, что количество таких тестов возрастает от 4 — 1965 г. до 400 — в 1990 г. В то же время в большинстве своем это компьютеризи-ованные уже известные тесты, а не тесты, специально разработанные с учетом озможностей компьютера (компьютерные тесты). К концу 1990-х гг. можно кон-татировать определенный спад интереса к компьютеризированным тестам, и не олько потому, что зачастую возникают проблемы с их надежностью и валидно-тью. Многие психологи, прежде всего работающие в клинике, не удовлетворены редлагаемыми программами интерпретации получаемых результатов, вполне боснованно полагая, что данная работа — задача диагноста.

В 1990-е гг. Центр психических измерений Буроса1 начинает очередной про-кт — публикацию реферативных настольных книг по отдельным направлениям естирования. В 1994 г. выходит том, посвященный психологической оценке в шко-

е. Своеобразным подведением итогов развития психодиагностики в 1990-е гг.
гали публикации очередного, тринадцатого, выпуска «Ежегодника психических
змерений» (1998), в котором сообщается о 370 новых тестах (в 1999 г. выходит
риложение к этому Ежегоднику) и двухтомного Tests in Print (1999). Нельзя не
помянуть и уникальное 6-томное издание (1995), посвященное некоммерческим
зстам (тесты, которые не вышли за рамки научных исследований и не предна-
яачены для продажи другим пользователям), осуществленное Американской пси-
элогической ассоциацией {Directory of Unpublished Experimental Mental Measures).

Все возрастающая заинтересованность правительственных органов США в при-енении психологических тестов приводит в 1993 г. к образованию Совета по тести-эванию и оценке. Главная задача этого Совета состоит в разъяснении разнообраз-ым правительственным службам значения психологических тестов как орудий)сударственной политики. Опубликованные Советом отчеты свидетельствуют о

ж, что наибольшее значение американское правительство придает тестированию
области образования, а также совершенствованию имеющихся тестов.

Итак, «1990-е гг. свидетельствовали о неуклонном повышении и расширении итереса к психологическому тестированию. На это указывает как разработка но->1Х тестов, часть которых отражает принципиально новые подходы, так и непре-эащающиеся исследования существующих тестов наряду с систематическим пе-;смотром их более ранних версий» (Анастази, Урбина, 2001, с. 12). Добавим так-е, что по завершению этого десятилетия закончился более чем столетний период 1звития психодиагностики. За это время значительный прогресс был достигнут разработке методик, с помощью которых пытались измерять едва ли не все воз-эжные проявления индивидуальности. Психодиагностика прошла как через пи-i популярности и признания, так и по низинам яростной критики и даже забве-

31994 г. Институт психических измерений Буроса был преобразован в Центр психических измере-1ий Буроса, см. выше.


ния в отдельных странах мира. В новое тысячелетие эта наука, как и вся психоло­гия, вошла с множеством нерешенных проблем, но с обоснованной убежденностью в возможности их решении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.