Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы нейропсихологической диагностики и разработки методов исследования




Краткие сведения по истории и теории клинической ней- ропсихологии убедительно показывают, что в настоящее время этот раздел медицинской психологии наиболее фундаменталь- но теоретически обоснован и располагает большим количест- вом разнообразных методических приемов исследования, не все из которых теоретически и эмпирически одиноково обос- нованы. Многие из них, как уже говорилось, разрабатывались разными авторами на протяжении многих десятилетий~. Ис- пользование этих приемов в большинстве своем не ограничи- вается стандартными условиями эксперимента и оценки ус- пешности их выполнения. Диагностические алгоритмы доста- точно субъективны и во многом зависят от индивидуального опыта исследователя, что существенно затрудняет сопостави- мость и воспроизводимость результатов.

Естественно, что нейропсихолог должен хорошо знать и по- нимать те синдромы, которые возникают при различных по ло- кализации поражениях мозга и располагать достаточным набо- ром методических приемов для получения надежных в топико- диагностическом отношении данных. Но, по нашему убеждению, количество нейропсихологических проб, адекватных целям инди- видуальной диагностики, в клинических условиях должно ограни- чиваться рамками определенной схемы. В свое время А. Р. Фурия (1969), определяя основные принципы нейропсихологического ис-

1Авторство многих нейропсихологических проб и заданий установить не представляется возможным.

 

следования, отмечал лимит времени проведения эксперимента в клинике локально-органических поражений мозга Это свя- зано в первую очередь с быстрой истощаемостью внимания больных, снижением их умственной работоспособчости и т. п. Поэтому, при всем многообразии конкретных методических приемов исследования важно придерживаться определенной схемы эксперимента, к чему, собственно, и стремятся все раз- работчики. Следует помнить, что способ преодоления ошибок испытуемым, его отношение к неудачам также могут оказаться значимыми в топико-диагностическом отношении.

Не исключая творческого, исследовательского подхода к по- иску критериев для постановки топического диагноза, предпо- лагающего как «квалификацию симптома» (по Л. С. Выготско- му), так и структурно-динамический характер проведения исследования и принятия диагностического решения, необхо- димо иметь возможность достаточно объективно оценивать ус- пешность выполнения больным тех или иных заданий, опи- раясь на нормативные данные. Такой подход, сохраняя все своеобразие нейропсихологического эксперимента и возможно- сти полноценного анализа результатов, позволяет вместе с тем выйти за узкие рамки индивидуального опыта и широко приме- нять нейропсихологические методы в научно-исследовательской работе для оценки эффективности лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий и медико-педагогической прак- тики. Вопросы о надежности получаемых в нейропсихологиче- ском эксперименте данных проблематичны и, по-видимому, могут решаться, главным образом, путем сравнительного анализа ре- зультатов группы разнородных проб и обнаружением в них общих признаков, укладывающихся в единый синдром, как это подчер- кивали А. Р. Лурия (1969) и E. Д. Хомская (1986).

Наш многолетний опыт нейропсихологической диагностики позволяет утверждать, что основные требования, которым должен соответствовать набор нейропсихологических проб для решения топико-диагностических задач в неврологической, нейрохирурги- ческой и психиатрической клиниках, в дефектологии и медицин- ской педагогике, должны состоять в следующем.

1. Необходимы избирательная надежность и валидность ме- тодов исследования тех высших психических функций, нару- шения которых могут иметь место при локальных поражениях мозга. Иными словами, набор должен содержать минимально необходимое количество п

роб, адекватных для исследования речи, гнозиса, праксиса, специальных видов памяти и т. д., характеристика нарушений которых позволяет оценить их то- пико-диагностическую значимость в динамике лечения.

 

2. Методики должны быть доступны для выполнения лю- бому взрослому, практически здоровому испытуемому', для чего желательна их предварительная стандартизация на нор- мативной выборке, включая и относительно малообразованных людей. (Сложные пробы могут использоваться индивидуально с учетом преморбидных особенностей и культурного уровня больных).

3. В набор следует включать задания, направленные на вы- явление нарушений высших психических функций различной степени тяжести, не только выраженных и умеренно выражен- ных расстройств, но и слабовыраженных, которые часто не уда- ется обнаружить при обычном клинико-психологическом иссле- довании. Для этого необходимы сенсибилизированные приемы диагностики тонких, слабоструктурированных нарушений речи, гнозиса, праксиса, памяти и т. д.

4. Результаты исследования, полученные с помощью ней- ропсихологических проб и заданий, должны быть пригодны для сравнительной характеристики нарушений высших психи- ческих функций и их динамики в процессе восстановительного лечения и реабилитации больных. Это может быть достигнуто относительно стандартной процедурой исследования и оцени- вания.

5. Оценка степени выраженности расстройств высших кор- ковых функций (квантификация) не должна препятствовать основному принципу нейропсихологического исследования— качественному, структурному анализу синдрома.

6. В дополнение к методикам собственно нейропсихологи- ческой диагностики могут использоваться патопсихологиче- ские (нестандартизованные) и тестовые методики. Необходи- мость их применения должна обосновываться конкретными задачами исследования, например дифференциацией общемоз- говой и локальной патологии или различными видами экс- пертизы. Вместе с тем эти дополнительные эксперименталь- но-психологические методики (в связи с их многообразием и сложностью) не должны включаться в качестве обязательных компонентов в стандартный набор.

Нейропсихологическое исследование, как и любое другое медико-психологическое исследование, надо строить с учетом индивидуальных особенностей больного. В соответствии с эти- ми требованиями в основе предлагаемого стандартизованного набора нейропсихологических методик лежат субтесты, отобран-

1Вопрос о создании специального набора нейропсихологических проб

для детской нейропсихиатрической клиники, аналогичного взрослому, пок

а

еще не решен.

 

ные нами за 25 лет научно-практической работы в Институте им. В. М. Бехтерева как наиболее адекватные и валидные для решения топико-диагностических задач. Одни из них давно и хорошо известны (пробы Поппельрейтера, Беда, Н. И. Озерец- кого, А. Р. Фурия и т. д.). Другие пробы применялись многие годы преимущественно ленинградскими нейропсихологами — В. К. Ор- финской, Н. Н. Трауготт, С. И. Кайдаповой, И. 34. Тонконогим, В. М. Смирновым и др. Часть методических приемов исследо- вания, предложенная первоначально известными зарубежными нейропсихологами [А. Benton (1960, 1994); В. Milner (1967); D. Kimura (1961, 1966); D. Finley et al. (1978); К. Ьеу et al. (1979) и др.] модифицирована и апробирована в Институте им. В. М. Бехтерева. Наконец, ряд субтестов методики, как уже говорилось, впервые разработаны для целей тонической диагностики при локальных мозговых поражениях авторами этой книги в содружестве со специалистами по теории ин- формации и распознавания образов.

Предлагаемые методические подходы и принципы нейроп- сихологической диагностики, разумеется, не претендуют на всеобъемлемость. Также очевидно, что каждый нейропсихолог сам выбирает способы и методы обследования больных, «тех- нологию» принятия топико-диагностических решений. Выбор может быть обусловлен многими факторами: образованием, «школой», опытом работы с различными контингентами ис- пытуемых, направленностью исследований ВПФ (научная ра- бота, клиническая практика, восстановительное обучение или комплексный характер деятельности и т. п.). Вместе с тем представляется важным подчеркнуть, что любые наборы (схе- мы, блоки, батареи методик и т. п.) для многомерной диаг- ностики, в том числе нейропсихологической, должны отвечать требованиям научной обоснованности экспериментального ме- тода и анализа получаемых данных (в совокупности с клини- ческими) на основе методологии естественных наук. Это ме- тодологическое требование, предъявляемое к нейропсихологи- ческим исследованиям, исходит из нашего понимания нейропсихологии как науки, находящейся на стыке гуманитар- ных и естественнонаучных знаний.

2 — 1559

 

Глава II




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.