Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Письмо букв под диктовку




Списывание

Чтение букв

Чтение букв невозможно или читаются одна-две буквы, написанные простыми шрифтами

Возможно чтение 50% предъявляемых букв. Ошибки (замены) нестойкие. Практически не чи- таются стилизованно написанные буквы и буквы на фоне маскирующего шума

Ошибки встречаются изредка, главным образом, при чтении букв, изображенных непривычным шрифтом или в затрудненных для чтения усло-

 

виях (наложенные друг на друга, на фоне одно- родного шума и т. д.)

Нарушения отсутствуют

Списывание даже простой фразы не удается, сохраняется копирование только отдельных букв или слогов, при этом буквы могут быть грубо искажены

Списывается короткая фраза (или «рабски» ко- пируется), но с пропусками, с грубыми ошибками, которые нередко искажают слова до неузнавае- мости

Отдельные ошибки, главным образом, при спи- сывании, редко встречающихся и многосложных слов

Нарушения отсутствуют

Письмо букв под диктовку невозможно или 1 — 2 буквы из 6 — 10 предъявляемых

Возможно написание (копирование) примерно 50 — 60% продиктованных букв Редкие ошибки

Нарушения отсутствуют

21. Письмо (самостоятельное и под диктовку)

Самостоятельное письмо отсутствует. Возможно иногда письмо под диктовку отдельных идеограмм и нескольких простых слов

Самостоятельное письмо грубо затруднено. Воз- можно письмо под диктовку слов и простых фраз, но при этом встречаются частые искажения в виде литеральных парафазии

Самостоятельное письмо возможно, но отражает особенности экспрессивной речи больного. Письмо под диктовку сохранено, но осуществляется с па- раграфиями (пропусками, заменами, перестановка- ми букв и т. д.)

Нарушения отсутствуют ф 1 0 1

 

2.3. Исследование право-леворукости

Любое многомерное нейропсихологическое исследование, особенно в клинической и дефектологической практике пред- полагает в той или иной степени оценку право-леворукости и доминантности полушарий по речи. Очевидно, что эта задача, являясь весьма важной в общем контексте нейропсихологиче- ского эксперимента, все же остается частной по-отношению к фундаментальной (и междисциплинарной) проблеме функци- ональной асимметрии (ФАП) или функциональной специали- зации полушарий головного мозга человека, которая в насто- ящее время рассматривается как одна из наиболее актуальных для научной и прикладной нейропсихологии (Хомская Е. Д., 1995).

Теоретическим и экспериментальным исследованиям в об- ласти функциональной асимметрии головного мозга посвяще- но множество работ (Ананьев Б. Г., 1968; Балонов Л. Я., Де- глин В. Л., 1976; Симерницкая Э. Г., 1978; Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А., 1981, 1988; Спрингер С. и Дейч Г., 1983; Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н., 1994; Хомская Е. Д., 1995 и мн. др.)'. Анализ публикаций показывает, что существу1ощее в норме множество вариантов проявлений ФАП и их оценки в клинической практике сводится преимущественно к опреде- лению асимметрии в отношении моторных (рука и нога) и сенсорных (глаз, ухо) функций, на основе учета которых опос- редованно судят о полушарии, доминирующем по речи. Сле- дует подчеркнуть, что определение ведущих руки и глаза (на- иболее часто используемое в эксперименте) не может служить абсолютным критерием для суждения о доминантности пол- ушария по речи. Существуют данные о том, что и у левшей речевые функции часто обеспечиваются левым полушарием, а поражение правого полушария (височные и лобио-центральные области) не вызывает отчетливых синдромов речевых рас- стройств по типу афазии. Т. А. Доброхотова и Н. Н. Брагина (1994) ссылаются на данные литературы о том, что у 40,7% леворуких афазия возникает при поражении правого полуша- рия мозга и у 38,2% — при поражении левой гемисферы, со- четаясь с правосторонним гемипарезом. Существенное значе- ние здесь, по данным авторов, имеет левшество или прав-

1 Помимо монографий рекомендуем читателям монотематический сборник, где проблемы ФАП представлены во многих статьях: «Нейро- психологический анализ межполушарной асимметрии мозга». М., Наука, 1986.

 

шество по слуху. Учитывая эти и другие аналогичные факты, в клинической, особенно нейрохирургической, практике для уточнения доминантности полушарий по речи в связи с опе- рациями на мозге проводят и другие, более сложные исследо- вания (проба Вада, дихотическое прослушивание, специальные пробы при регистрации ЭЭГ и вызванных потенциалов мозга и др.).

Традиционное предпочтение в нейропсихологических исс- ледованиях методических приемов определения моторной асимметрии рук — исследование право-леворукости — объясня- ется рядом обстоятельств. Хорошо известно, что в популяции преобладают люди с более развитой правой рукой. По аналити- ческим и собственным данным Т. А. Доброхотовой и Н. Н. Бра- гиной (1994), левши встречаются среди населения в 5 — 6% при разбросе статистики от 1% до 30%. У 57% праворуких испы- туемых авторы обнаружили различные проявления левшества. Вместе с тем существуют проблемы скрьггого и парциального лев- шества, амбидекстрии и переученных в детстве левшей. А. Р. Фу- рия еще в 1947 г. отмечал, что частота амбидектров в попу- ляции достигает 13,2% при 7,2% — леворуких. Вот почему в различных схемах нейропсихологического исследования отда- ется предпочтение оценке именно право-леворукости, которая по мере необходимости дополняется пробами для определения ведущей ноги, глаза или уха.

Моторная асимметрия проявляется у детей с 4 — 6-летне- го возраста и достигает безусловной выраженности (с уче- том особенностей онтогенеза, воспитания и обучения) к подростковому и юношескому возрасту. В пожилом возрасте отчетливая ранее асимметрия заметно сглаживается (что не- обходимо учитывать при обследовании пожилых пациентов). Проявления право-леворукости, как правило, весьма отчетли- вы в повседневной жизни и поведенческих актах, методиче- ские приемы исследования этого феномена просты и до- ступны; они описаны в многочисленных руководствах и по- собиях, поэтому наиболее традиционно надежные приемы целесообразно включить и в настоящую книгу, руководству- ясь прежде всего своим многолетним опытом нейропсихоло- гических исследований.

В процессе комплексного нейропсихологического экспери- мента данные оценки право-леворукости уточняются, и окон- чательное решение о специфике полушарной асимметрии при- нимается, как правило, на основе интеграции всех доступных анализу источников информации (анамнез, опрос, экспери- мент

и т. п.).

 

Схема

для исследования право-леворукости'

Оценка право-леворукости складывается из данных анамне- за, наблюдения за спонтанной и целенаправленной активно- стью испытуемого, его жестами, самооценки и относительно объективного исследования с помощью специальных проб и заданий. Последние два варианта получения информации о право-леворукости приводятся нами в формализованной фор- ме — схемы исследования, которая позволяет получать сопоста- вимые данные при сравнительных исследованиях.

Р а з д е л 1. Опросник право-леворукости'

Испытуемый может заполнить его сам, с помощью родст- венников или экспериментатора. Нужное в пунктах опросника подчеркивается или вписывается в бланк.

1. Были ли у Вас среди близких родственников лица, лучше владевшие левой рукой или обеими руками одинаково (нужное подчеркнуть). Кто?........................ '.....

2. Были ли склонности в начале школьного обучения к зер- кальному (отраженному) изображению букв, цифр? Да, нет.

3. Какой рукой в детстве Вы начинали: рисовать — правой, левой, попеременно; писать — правой, левой, попеременно; есть — правой, левой, попеременно.

В каком возрасте выявилось предпочтение........ 4. Какой рукой Вы:

пишите — правой, левой, попеременно;

набираете номер телефона — правой, левой, попеременно; открываете замок ключом — правой, левой, попеременно.

5. Какой рукой Вы держите:

чашку — правой, левой, попеременно; ложку — правой, левой, попеременно; нож — правой, левой, попеременно. 6. Какой рукой Вы держите:

расческу — правой, левой, попеременно,

1 Специфика аналогичного обследования детей описывается ниже. 2 Из многих опубликованных специальных опросников традиционно чаще всего используются принципы опроса, предложенные М. Annet, 1972,и др.

 

зубную щетку — правой, левой, попеременно; ~аФ ножницы — правой, левой, попеременно. @ 7. Какой рукой Вы бросаете:

мяч — правой, левой, попеременно;

камень — правой, левой, попеременно; палку — правой, левой, попеременно. 8. Какой рукой Вы:

подметаете пол — правой, левой, попеременно;

забиваете гвозди — правой, левой, попеременно; зажигаете спичку — правой, левой, попеременно.

г':

Каждый выбор испытуемого оценивается в 1 балл. Макси- мальное количество баллов по опроснику — 18. Ответы на ## 1 и 2 не оцениваются, но принимаются во внимание при оценке результатов опроса. Предпочтение правой или левой руки считается определенным при наборе 2/3 возможных бал- лов в пользу одной из них. В пользу амбидекстрии могут сви- детельствовать от 6 и более баллов (от 30%), полученных за предпочтение испытуемыми ответа — «попеременно».

Р а з д ел П. Моторные тесты для определения право-леворукости 1

Исследование производится с учетом анамнеза, клиниче- ского и речевого статуса испытуемого, который обычно сидит напротив экспериментатора.

Задания предъявляются, как правило, вербально, но в ряде случаев (при плохо понимаемой обращенной речи, снижении слуха и др.) могут выполняться по подражанию. В протоколе отмечается «активная» рука.

1. Переплести пальцы рук......,......,........ У правшей сверху оказывается большой палец правой руки, у левшей — левой.

2. Имитировать аплодисменты................... ' У правшей более активной является правая рука.

3. Пожать руку в приветствии................... Отмечается, какую руку первой подает для рукопожатия ис- пытуемый,' сравнивается сила рукопожатия правой и левой руки.

1 Обобщенные материалы по исследованию функциональной асимметрии полушарий головного мозга, включающие преимущественно моторные и сен- сорные пробы, приводятся Е. Д. Хомской с соавт., 1995 г.

 

4. Причесаться. 5. Завести часы. 6. Поймать одной рукой брошенный с расстояния 1,5 — 2 м бумажный шарик..............................

7. Бросить бумажный шарик с расстояния 1,5 — 2 м в кор- зину......................................

8. Поднять одной рукой рассыпанные на столе спички (мо- неты, таблетки и т. п.).........................

Для сопоставления скорости и координированности движения правой и левой руки пробу проводят попеременно, отметив первую, («активную») руку.

9. Попасть 10 раз карандашом в кружки — «мишени» в цен- тре 2 одинаковых листов бумаги. Проба проводится попере- менно правой и левой рукой. Оценивается скорость выполне- ния задания и «кучность» попадания в мишени. Более актив- ную и координированную руку можно считать ведущей. Правая рука — левая рука (ведущую руку подчеркнуть).

По результатам тестирования подсчитываются соответствую- щие баллы. 6 баллов и более из 9 (2/3) свидетельствуют о пре- обладании правой или левой руки. Эти результаты суммируются с предыдущими и на основании всей имеющейся информации решается вопрос о доминировании правой или левой руки, а также, возможно, и амбидекстрии. Поскольку данная схема ис- следования право-леворукости проводится перед многомерным нейропсихологичесим исследованием, то ряд специфических осо- бенностей выполнения заданий необходимо отмечать в протоко- ле для последующего учета при исследовании, в частности, по- нимания обращенной речи, письма, особенно праксиса и т. д.

Протоколы (схемы) исследования право-леворукости целе- сообразно напечатать отдельно.

2.4. Методики экспериментального нейропсихологического исследования

Как уже отмечалось, экспериментально-нейропсихологиче- ское исследование состояния высших психических функций, особенностей функциональной асимметрии полушарий и по- знавательных процессов является многомерным и многоаспек- тным; оно включает не только применение специальных при- емов исследования, но и своеобразный естественный экспери- мент, в качестве которого здесь выступает предварительная

 

клинико-психологическая беседа с больным (или подэксперт- ным). Иными словами, нейропсихологическое исследование чаще всего начинается с оценки речевого статуса как важней- шей предпосылки коммуникативной деятельности.

Вот почему в нашей схеме нейропсихологического иссле- дования прежде всего приводятся приемы исследования фун- кциональной системы речи.

РЕЧЬ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.