Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отраженная речь (повторение)




АКроме приведенных коротких рассказов при обследовании больных могут использоваться любые другие рассказы, аналогичные по величине и сложности текста.

 

При анализе повествовательной речи обращается внимание на то, в какой мере в пересказе отражены ключевые элементы текста, сохранена ли нужная последовательность повествова- ния, близость пересказа к тексту, понимание смысла рассказа. Отмечаются также возможность самостоятельного воспроизве- дения рассказа без наводящих вопросов, активность, разверну- тость, плавность или отрывистость речи, поиски слов, аграм- матизм, преобладание в речи глаголов, вводных слов, или су- ществительных, характер парафазии, их лабильность.

6. Повторение изолированных гласных звуков: а, о,у,и,е,ю;

у,и, а,у,ю,я;ит.д.

7. Повторение изолированных согласных звуков: эм,эр,рэ,с,д,к; т з х эл п эн. '8. Повторение слогов-триграмм:

лив, кет, бун, шом, тал, гис; шом, бун, тал, гис, лив, кет.

9. Повторение серий 3-х сложных гласных звуков: аоу, уао, оау, уоа, оуа, ауо; уао, оау, ауо, уоа, аоу, оуа.

10. Повторение серий оппозиционных слогов: ба-па, па-ба, ка-ха, са-за, да-та-да, та-та-да.

При грубых нарушениях повторения, для уточнения меха-

низмов этих дефектов могут быть использованы пробы 10а и 10б, направленные на исследование преимущественно слухо- речевого гнозиса. При отсутствии грубых расстройств повто- рения эти пробы практически не используются.

10а. Различение изолированных гласных звуков и их серий. Выполняется по условно-рефлекторной методике: исследуе-

мый поднимает руку при произношении экспериментатором «а» и не поднимает при произношении «у» и так далее. В каж- дой из серий положительным стимулом является первый по порядку:

а-у-у-а-у-а;

ау-уа-ау-уа-уа-ау;

аоу-ауо-оау-аоу-ауо-оуа.

 

10б. Дифференцирование близких по звучанию слогов, слов и звукосочетаний (инструкция та же, что и в предыдущей пробе):

да-та-да-да-та-та коса-коза-коза-коса-коза-коса

лопата-лобата-лопада-лопата-лобата-лопата

'11. Повторение простых и сложных слов:

дом, работа, водопровод, полководец, стратостат, электроэнцефалография;

мак, сорока, библиотека, трубопровод, приватизация, кораблекрушение.

'12. Повторение предложений: Я иду в кино;

Наступила весна, но снег в лесу не растаял;

Дом, который стоял у дороги, был окружен высоким забором;

Я рисую дом;

Сегодня хорошая погода, хотя ночью шел дождь;

Поезд, который отправляется ночью, всегда прибывает вовремя.

'13. Повторение серий слов, не связанных по смыслу (ин- пгервал между словами 1-2 сек):

дом-лес ночь-план-лист луч-мак мост-ключ-груз сон-бег гром-ноль-клад кухня-ферма-кофта-пушка

соска-дамба-лодка-цапля капля-тумба-лента-сушка

Пробы ## 13 — 16 направлены преимущественно на исс- ледование слухо-речевой кратковременной памяти.

'14. Повторение серий cnozoe-триграмм:

бун-лец рел-зук-тиз кет-лаш кет-бун-шом зук-тиз лив-цис-тал буп-цис-кет-лаш лец-зук-рел-тиз шом-лив-гис-тал

'15. Повторение серий слов в условиях интерференции. лес-кот

пауза — 5 сек лес-кот?

вес-род-шар

сон-луч-пар)пауза — 5 сек вес-род-шар?

дом ~п<-мир сад пауза — 5 сек дом-век-мир-сад? дым-сок-кот-зал

*1б. Повторение серий слогов-тригралам в условиях интер- ференции

пауза — 5 сек кет-лаш? лец-тиз

пауза — 5 сек лив-зук-тал? бун-шом-гис

рел-цис-кет-лаш

лец-бун-гис-тал пауза — 5 сек рел-цис-кет-лаш

В пробах ## 15 — 16 испытуемому необходимо запомнить предъявляемые последовательно две серии речевых стимулов и после однократного воспроизведения первой, а затем и вто- рой серии, через 5 сек вновь вернуться к припоминанию пер- вой серии. С помощью этих проб исследуется прочность удер- жания следов в условиях интерферирующей деятельности, ана- лизируются ошибки, проявляющиеся в виде парафазии, персевераций, конфабуляторных элементов и т. п.

17. Название реальных предметов:

стул, часы, карандаш, пуговица, люстра, циферблат.

'18. Называние частей тела:

глаз, колено, брови, локоть, подбородок, ресницы.

'19. Называние изображений предметов, например:

1-я серия очки утюг пила кофейник клещи

якорь 2-я серия ключ

ножницы

топор самовар циркуль пистолет

На рис. 1 (см. Приложение) изображены предметы, встре- чающиеся в обиходе как довольно часто, так и относительно редко. В предъявляемом испытуемому (последовательно) набо- ре из 6 изображений предметов следует предусмотреть как ча- сто, так и редко встречающиеся предметы. Этот же набор мож-

 

но использовать для исследования классификации — нахож- дения больным категориальных названий предметов, на- пример: пила, топор, клещи — инструменты и т. д., а также для называния качества предметов или действий с их по- мощью.

'20. Называние действий' Показывают больному изображение предмета.(рис. 1 При- лож.) и просят сказать, для чего он служит, например:

топор — рубить весы — взвешивать ножницы — резать пистолет — стрелять утюг — гладить циркуль — измерять

В другом варианте этой пробы просят больного назвать действия, отраженные на соответствующих картинках (рис. 2а, 2б, 2в, 2г). Эти же рисунки можно использовать для составления краткого рассказа на тему обозначенных дей- ствий.

При выполнении проб на называние главное внимание об- ращают на поиск больным нужного названия, помогает ли при этом подсказка первых 1 — 2 фонем и контекст, на характер парафазии, различия в назывании окружающих предметов и частей тела, с одной стороны, и изображений предметов и дей- ствий — с другой.

Подводя итог анализа особенностей выполнения заданий всех проб на оценку экспрессивной речи необходимо учитывать: темп речи, ее мелодические и интонационные характеристики, тенден- ции к логорее, плавность речи — напряжение, запинание, затруд- нение приступа к слову, артикуляторные искажения и поиски артикуляций, способность плавного перехода от одной артикуле- мы на другую, особенности парафазии, лабильность литеральных парафазии и др. (см. шкалу для оценки специфических дефектов речи). Для этой цели весьма целесообразно записывать образцы речи на магнитофоне, предваряя запись упоминанием Ф. И. О. больного и даты исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.