Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акустико-гностическая (сенсорно-акустическая) сенсорная афазия




о классификации А. Р. Фурия, в основе акустико-гности- ческ й сенсорной афазии лежат нарушения речевого (фонема- тического) слуха — способности анализа и синтеза речевых смыслоразличительных звуков в системе данного языка. В рус- ском языке к таким звукам (фонемам) относятся согласные звуки, которые противопоставляются по признакам твердости- мягкости, звонкости-глухости, а также все гласные звуки и их ударность. Нарушение фонематического слуха ведет к наруше- нию всей речевой системы. Вместе с тем, по нашим наблю- дениям, этот механизм является ведущим, но не единствен- ным и определяющим синдромом акустико-гностической сен- сорной афазии. Это подтверждается существованием чистой рече-слуховой агнозии, при которой полное отсутствие или на- рушение речевого слуха не ведет к нарушению речевой систе- мы, к возникновению афазии.

Акустико-гностическая сенсорная афазия характеризуется нарушениями экспрессивной и импрессивной речи, чтения и письма. Спонтанная и диалогическая речь в зависимости от степени выраженности нарушается от «словесной окрошки», представляющей собой набор нечленораздельных по звуковому составу слов, до относительно сохранной, но лексически обед- ненной речи. Приблизительно в половине случаев наблюдается логорея или склонность к речевой расторможенности. Экспрес- сивная речь без произпосительных затруднений, интонационно выразительная и эмоциональная, что дает возможность в ка- кой-то мере понимать больного даже в случаях, когда речь резко нарушена.

Изменена грамматическая структура речи. Она производит впечатление предикативной из-за обилия в ней глаголов, ввод- ных слов, наречий и бедности существительных. Наблюдаются дефекты согласования частей речи. Много нестойких литераль- ных и вербальных парафазии.

Грубо нарушена отраженная речь — повторение отдельных звуков, слов и особенно предложений. Страдает слухоречевая па- мять. Резко ограничен объем удержания речевого ряда. Расстра- ивается способность называть части тела, предметы и особенно их изображения (при этом подсказка практически не помогает).

Понимание ситуативной речи тотально нарушается только при очень грубой степени афазии со «словесной окрошкой» и логореей, когда не удается привлечь внимание больного к ска- занному. В большинстве случаев сохраняется воз

можность по- нимания отдельных слов и простых команд, хотя в целом по-

 

нимание ситуативной речи обычно недостаточное, легко в з- никает отчуждение смысла слов.

Письменная речь страдает у всех больных, но в неод на- ковой степени, а полный ее распад происходит редко. Пи ьмо, как правило, страдает более значительно. В тяжести нару ений устной и письменной речи нет полного параллелизма — воз- можна относительная сохранность чтения и письма при тяже- лой степени афазии и распад письма при афазии умеренной.

Одним из факторов, определяющих нарушения чтения, яв- ляется забывание названий букв. Запись диктуемых букв и вы- бор названий из набора страдает сильнее, чем чтение букв, за счет дефектов слухового различения и удержания услышанно- ro. Понимание читаемого не требует обязательного прочтения вслух и может быть лучше, чем понимание услышанного.

При глубоком распаде чтения могут сохраниться остатки глобального чтения (например, подкладывание названий под картинки), при меньшей глубине распада используются оба способа чтения — глобальный и аналитический. Чтение вслух обычно характеризуется теми же искажениями структуры сло- ва, какие характерны для устной речи. Тяжесть нарушения чте- ния вслух и про себя зависит от состояния номинативпой функции, т. е. от степени распада смысловой структуры слова. Очевидно, что доступ в лексикон затруднен не только через слуховой, но и через зрительный вход.

Распад письма также связан с дефектом номинации и рече- вой имитации, но наибольшее значение имеет степень наруше- ния фонематического анализа услышанного и способность к его удержанию. В целом, нарушения письменной и устной речи вза- имосвязаны и взаимно зависимы, составляя единый синдром, возникновение которого обусловлено в основном нарушением ре- чеслуховой функции, которая избирательно может страдать на уровне слухового различения, удержания и объема слухового вос- приятия. Теменные симптомы при акустико-гностической афа- зии в болыпинстве случаев отсутствуют.

Очаг поражения локализуется преимущественно в задне- верхних отделах 1-й височной извилины левого полушария («зона Вернике»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.