Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опознание изображений в условиях зрительных помех




Испытуемым тахистоскопически предъявлялись, так назы- ваемые, зашумленные изображения — изображения на фоне зрительного шума (рис. 5). В качестве шума использовались синтезированные на ЭВМ текстуры — случайные распределения черных элементов на белом поле с вероятностью их появления

 

 

Р1 — 0,15 (слабый уровень шума), P2 — 0,25 (средний уровень шума) и P3 — 0,35 (относительно высокий уровень шума)'. На фоне каждого уровня шума предъявлялись поочередно 12 оби- ходных предметов (ключ, лопата, бутылка, молоток и т. д.). Для каждого уровня шума использовался свой набор объектов. Устанавливалось оптимальное время, при котором больной мог опознать изображение. Исходное время предъявления — 50 мс- увеличивалось каждый раз на 10 мс.

В норме, при уровне шума 0,15, порог опознания равнялся в среднем 60 мс, при уровне шума 0,25 — 70 мс, а при наи- более высоком уровне шума этот порог составлял в среднем 90 мс. У больных с заднелобными поражениями пороговые показатели мало отличались от нормы. У больных с очагами в теменной и особенно в височной области опознание зашум- ленных рисунков при уровне шума 0,25 и 0,35 было затруд- нено больше, чем у здоровых — порог повышался по сравне- нию с нормой соответственно на 20 и 30 мс. Эти затруднения выражались лишь в повышении временных порогов, но не ли- шали возможности больных опознавать (хотя и медленнее сравнительно со здоровыми) предъявляемые изображения.

У больных с поражением затылочной коры опознание за- шумленных изображений было резко нарушено даже при клинически не выявляемой агнозии. Уже при слабом уровне шума (Р1 — 0,15) число ошибочных ответов при максималь- ной экспозиции 5000 мс составляло у них 30 — 40 %. При уровне шума 0,25 и особенно 0,35 число ошибок возрастало до 50% и выше, т. е. ответы больных носили, по-существу, случайный характер. Изображения просто не распознавались и испытуемые нередко отказывались от продолжения экспе- римента.

Обращало на себя внимание, что больные с односторонними полушарными очагами, вне зависимости от их локализации в пределах полушария, испытывали значительно большие затруд- нения, если очаг находился в правом, а не в левом полушарии. Это дает основание говорить о том, что структуры правого пол- ушария принимают большее участие (по сравнению с левым) в механизмах помехоустойчивости. Иными словами, правополу- шарные структуры более защищены от помех, чем левополушар- ные, и поэтому их поражение в большей мере затрудняет выде- ление полезного сигнала (в данных случаях объектных изобра- жений) из помех.

1 Этот прием исследования с успехом используется в традиционном наборе нейропсихологических методик с уровнями «шума» — 0,25 и 0,35, но без учета фактора длительности эксп

озиции. 93

 

В заключение следует сказать, что разработанные и исполь- зованные нами методы, направленные на исследования про- цессов зрительного опознания в условиях осложняющих в той или иной мере этот процесс, оказались достаточно чувстви- тельными для выявления локализации очагов поражения и их латерализации. Использование этих методов дает возможность обнаружить скрытые, не диагностируемые обычными клини- ческими и нейропсихологическими приемами, различные де- фекты зрительного гнозиса, а также уточнить специфику меж- полушарной асимметрии мозга, особенно при сложных видах экспертизы (включая профотбор и т. п.).

 

Еще одним из приемов тахистоскопического исследования процессов узнавания может быть определение порогов разли- чения углов, одинаково и различно ориентированных в про- странстве (рис. 6).

Вначале определяли пороги различения острых углов в гра- дусах при одновременном их предъявлении. Попарно предъяв- ляли изображения двух углов на короткое время (не более 5000 мс) и больного просили сказать, одинаковые они или разные. Пары различающихся углов чередовали в случайном порядке с парами одинаковых. Различия в величине углов в предъявляемых парах постепенно уменьшали до того предела, который испытуемый еще способен различать, и устанавлива- ли дифференциальный порог различения. У здоровых лиц он составлял в среднем 3,0', у больных с поражением теменной области — 4,0', а у больных с затылочными и височными по- ражениями — 4,3'. Далее те же углы предъявляли в условиях, когда они были различно ориентированы по отношению друг к другу в пространстве, и вновь устанавливался порог разли- чения (рис. 6).

Значительные затруднения в различении различно ориен- тированных в пространстве углов, выражавшиеся в резком по- вышении порогов, в среднем в 2,5 раза, имели место только у больных с теменными поражениями. В то же время у других групп больных пороги возрастали не более чем на 05 — 1,0. Подобную же процедуру исследования осуществляли также в отношении изображений дуг различной кривизны и отрезков прямых разной длины (рис. 6) со сходными результатами: резкое повышение порогов при разной пространственной ори- ентации сравниваемых элементов формы имели место лишь у теменных больных. Таким образом, данный тест оказался весь- ма чувствительным по отношению к теменным поражениям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.