Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чистая рече-слуховая агнозия




Тотальная афазия

В остром периоде инсульта тотальная афазия проявляется в виде полного отсутствия всех видов экспрессивной и имп- рессивной речи. У большинства больных отсутствует способ- ность намеренного продуцирования звуков, в то

время как не-

 

намеренная фонация при кашле, стоне сохраняется. Речевой и жестовой контакт с больным практически невозможен.

Резидуальный период. Указанная симптоматика сохраняет- ся, как правило, и в резидуальной фазе инсульта. Речевая ди- намика очень незначительная. Может появиться нечленораз- дельная звуковая продукция и речевой остаток в виде эмбола. Автоматизированная, отраженная и номинативная речь отсут- ствуют.

Понимание речи грубо нарушено, но иногда больные улав- ливают смысл простых и значимых для них вопросов, выпол- няют одну-две простые инструкции. Понимание жестовых ин- струкций также грубо нарушено. Чтение и письмо отсутствуют (даже энграммное). Выявляются выраженные нарушения орального праксиса. Нередко наблюдаются различной степени выраженности нарушения конструктивного праксиса, пальце- вого гнозиса и праксиса позы пальцев.

Тотальная афазия представляет собой сочетание нескольких форм афазии и возникает при обширных очагах размягчения в лобио-центральных, височных и теменных областях левого полушария головного мозга (у праворуких).

Чистая рече-слуховая агнозия характеризуется грубым на- рушением узнавания или различения на слух речевых звуков, слогов, слов, предложений, что приводит к нарушению пони- мания речи, к той патологии речевого слуха, которая была впервые описана Вернике — Лихтгеймом под названием «чис- той словесной глухоты». У больных ослабляется слуховое вни- мание, они с трудом концентрируют его, а часто вообще не реагируют на речь. При речеслуховой агнозии может нару- шаться узнавание знакомых звуков и шумов. Больные не оп- ределяют голоса животных и птиц: мычание коров, лай собаки, пение соловья; не узнают шумы: звон ключей, шелест бумаги, плач ребенка, шум моря и т. д. Иногда выявляется сенсорная амузия.

Больные с рече-слуховой агнозией похожи на глухих или слабослышащих, они часто жалуются на снижение слуха или показывают, что не слышат, не понимают речь. Вместе с тем, при всех вышеназванных нарушениях речевого и неречевого слуха элементарный слух у этих больных остается сохранным. После письменной или жестовой инструкции больные реаги- руют на монотонную речь. Аудиографическое исследование также показывает сохранность элементарного слуха, и хотя по- вторные аудиограммы часто дают некоторый разброс в пока-

 

заниях, снижения слуха столь незначительны, что не могут яв- ляться причиной нарушения восприятия речи.

Чистая речеслуховая агнозия встречается в неврологиче- ской клинике крайне редко, возможно потому, что для возник- новения этого феномена необходимо двухстороннее поражение извилин Гешля — корковой проекции слуховых путей. Такая тоника поражения возникает при энцефалите, который вполне может дать несколько очагов поражения, а также у больных, перенесших повторные нарушения мозгового кровообращения с очагами в правом и в левом полушарии головного мозга. В картине нарушений речеслухового гнозиса при этих заболе- ваниях много и общего, и различного. У больных, перенесших энцефалит, обычно неврологическая симптоматика не отмеча- ется. Особенности речи зависят от возраста, когда возникло за- болевание. Если энцефалитом заболевает ребенок 3 — 7 лет, то расстройство речевого гнозиса (как и истинная поздняя глухота) приводит к полному распаду речи. Если речеслуховая агнозия возникает в более позднем возрасте — 14 — 16 лет, то речь со- храняется.

У больных, перенесших повторные нарушения мозгового кровообращения, клиническая картина речеслуховой агнозии мало чем отличается от взрослых больных, перенесших энце- фалит, если очаги поражения строго ограничены извилинами Гешля. В отличие от акустико-гностической афазии, ведущим симптомом которой является нарушение речеслухового гнози- са, при чистой речеслуховой агнозии речевая система не стра- дает и афазии не возникает. Вместе с тем, если первый ин- сульт возникает в левом полушарии и захватывает речевые и двигательные зоны, то могут отмечаться двигательные и ре- чевые расстройства. После второго инсульта в височной доле правого полушария возникает речеслуховая агнозия. Характер- но, что неврологическая симптоматика после повторного на- рушения мозгового кровообращения может частично регресси- ровать. Степень нарушения речевого слуха разная — от полного непонимания речи до ограниченного и даже приличного.

При чистой речеслуховой агнозии общим является то, что не отмечается разницы в том, повторяет ли больной или раз- личает на слух. Все, что различается, то. и воспроизводится. Если больной услышит слово, то поймет его и напишет. По- нимание и повторение лучше, если можно опереться на смысл. Слоги повторяются хуже, чем слова, слова хуже, чем фразы. Знакомый голос воспринимается лучше, чем н

езнакомый.

1 Н. Н. Трауготг, Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева н др., 1980.

5-1559 129

 

Больные хуже различают оппозиционные слова, слова со сте- чением согласных, труднее осуществляется узнавание слов, на- чинающихся с гласной.

В тех случаях, когда речеслуховая агнозия возникает в де- тстве и ведет за собой распад речи, необходима своевременная и правильная диагностика для методически обоснованного вос- становительного лечения по преодолению последствий наруше- ний речевого слуха.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.