Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закат логического мышления




Условия нашего времени.

ОСНОВНЫХ ИДЕЙ

Ты всегда волен передумать
и выбрать себе другое будущее
или другое прошлое.

Р. Бах

Но как это сделать?..
Внутренний голос

 

Наше время проявляется как этап интеграции прежде противостоящих друг другу традиций, научных направлений, идей, этап восхождения к метаструктурам, их когда-то породившим. Естественные науки, достигшие фантастической утонченности, открывают законы, зашифрованные в древних космологических формулах. Самыми современными становятся самые древние книги. Однако древние духовные традиции рушатся, так как меняется темп и стиль жизни. На смену традициям приходит развитый интеллект и его порождения – технологии и наука.

Такого интеллекта в прежние времена у среднего человека не было. Но не было у него и той степени личной ответственности, которая прилагается к развитому интеллекту… В прежние времена ответственность за все жизненные выборы возлагалась на высшую силу («Бог дал, Бог и взял…») или на традицию, диктующую правила и этические нормы от имени этой силы. Интеллект же вынужден сам нести всю ответственность за свои выборы.

Как интеллект справляется с такой ответственностью? Он начинает тщательно продумывать и планировать свои действия. Он принимает решения «головой». Эти решения разумны и научны, но почему-то осуществляются все реже.

Этому загадочному явлению интеллект находит научные названия. «Жизнь вносит свои коррективы, – говорит человек в том благоприятном случае, когда не обвиняет в неожиданностях своих партнеров, – включаются обстоятельства непреодолимой силы». Таким образом интеллект загоняет себя в ловушку: теперь ему приходится учитывать и эти обстоятельства, и многое другое, оговаривая (скажем, в контракте или плане) возможность их появления… и так до бесконечности.

Так происходит оттого, что за время своего существования человечество освоило по крайней мере три ступени бытия, каждая из которых проживается на своей скорости – и скорость, характерная для третьей из них, выше скорости интеллекта.

Первой ступени соответствуют очень низкие скорости, в стиле прошлых неторопливых веков. Они связаны с эмоциональным восприятием мира и проживанием эмоций, а также с проживанием физических состояний (рис. 1, уровни 2, 3).

 

 

Рис.1. Уровни бытия

 

 

Следующая ступень переживания бытия – это интел­лектуальный уровень, уровень линейного (логического) мышления. Здесь скорости гораздо выше, мысли бегут стремительно. Это второй уровень скоростей. Он проявился в середине ХХ века, во времена НТР и бурного развития технологий, планирования и контрактных отношений (рис. 1, уровень 4).

Третья ступень, актуальная в наше время, – это уровень событийных потоков (рис.1, уровень 5). Одно дело предаваться размышлениям, анализируя обстоятельства и выбирая предпочтительные варианты, и совсем другое дело – оказаться в живом потоке событий, где на размышления времени нет. Это напоминает скорость решений водителя на оживленной трассе: каждое решение должно быть принято мгновенно и окончательно. Такие решения не обдумываются; они являются в виде точного знания.

Здесь от любого человека требуется такая степень внутренней скорости и силы, которая в прежние времена достигалась лишь отдельными людьми; решения и знание приходили к ним во время молитвы или медитации. Наши современники, лишенные подобных опор, ссылаются на озарение или интуицию. Однако для их проявления требуются особые условия и особая удача.

Такую удачу можно сделать нормой, если овладеть новыми формами мышления – более целостными, чем линейное (логическое). Этап формально-логического освоения мира завершается; подготавливается следующий скачок – переход к (многоуровневому) системному восприятию и мышлению. Человечество в целом начинает идентифицировать себя именно на событийном уровне – пройдя в прошлом чувственно-эмоциональную и интеллектуальную (научно-техническую) идентификацию.

Системное мышление и способы овладения им рассмотрены в главе XI. Под системным мышлением подразумевается особый стиль мышления, включающий несколько синхронно осуществляемых процессов и позволяющий принимать мгновенные точные решения даже в ситуации стресса или отсутствия ментальной информации. Системное мышление позволяет человеку осознавать себя как часть целостной системы, состоящей как минимум из двух частей (человек – среда). Примерами являются системы лидер – команда, дух – тело и т.д. Информация – в виде нового знания – возникает в ходе взаимодействия частей этой системы, т.е. человека и среды (лидера и команды, духа и тела и т.д.), а не передается от среды к человеку или обратно, как это принято описывать при линейном подходе, основанном на формальной логике.

Человек, владеющий системным мышлением, способен жить на событийном уровне. Его способность мгновенно принимать решения объясняется особым состоянием сознания. В этом состоянии сознания присутствует опора на подсознательные символы, проявленные в виде знаков внешнего мира. Знаки воспринимаются не логически, а интуитивно-чувственно, в виде тончайших ощущений-подсказок. При таком типе мышления интеллект занимает точно определенное (и далеко не господствующее) место.

Таким образом, логическое мышление вовсе не предназначено для того, чтобы успевать за событийным потоком и делать точные выборы, что хорошо известно в традиции. Поэтому наука и технологии, любые пошаговые инструкции никогда не достигали (и не могут достигать, по определению) тех скоростей, которые могли бы успевать за потоком событий.

В свою очередь, и древнее знание, опирающееся на особые состояния восприятия, а не на интеллект и формальную логику, современному человеку недоступно. Возникает задача адаптации древнего знания к специфике нынешнего времени, и оптимальный путь здесь – это интеграция современной научной логики с вневременными приемами интуитивного чувствования мира. Именно по этому пути мы и пошли при создании технологий трансформации внутренних состояний.

2. Что делать в новых условиях?

Некоторые особенности направления: личная

ответственность практикующего; внутренние технологии

Тебе не дано завершить работу,

но ты в силах ее начать.

Древняя мудрость

 

Развиваемые нами методы трансформации внутренних состояний позволяют каждому, независимо от религиозной, национальной или идеологической принадлежности, следовать единой структуре духовных практик, сформировавшей все основные духовные традиции.

 

В основе этих методов лежат следующие положения.

1. При современных скоростях уже невозможно использовать в качестве главной опоры логику и ментальные описания (как по инерции это пытаются делать). Претендующий на выживание человек сейчас вынужден позаботиться о собственном развитии и научиться новому – системному – способу взаимодействия с миром. Социум об этом заботиться не в состоянии (более того, он склонен всячески препятствовать этому), потому что он сам еще находится на привычном уровне линейного (формально-логического) мышления.

2. Основы системного мышления заложены в древних духовных традициях Востока и Запада. В современную же науку принципы системного мышления вошли вместе с развитием кибернетики, квантовой механики (система классический прибор – квантовый объект) и некоторых классических направлений физики (например, исследований взаимодействия в системе вещество – поле и т.д.).

3. Существует единая структура, составляющая основу всех духовных традиций. Христианство, даосизм, буддизм, йога, этнопсихология, шаманские традиции и т.д. предлагают различные формы работы, направленной на трансформацию внутреннего состояния. Однако, при всем различии форм, основные элементы этой работы сходны между собой и указывают на универсальную структуру духовных практик, к которой они восходят.

4. Современный человек, при условии, что он интеллектуально развит и берет на себя ответственность за свои отношения с миром, обладает всеми возможностями для того, чтобы воспринять эту структуру, научиться осоз­навать ее в рамках современных научных представлений о системном подходе и сделать практики трансформации внутреннего состояния образом жизни. Многолетний опыт применения этих практик нашей экспериментальной группой показывает, что у практикующих сразу же запускается устойчивый процесс оптимизации во всех сферах их жизни. Осознанная трансформация внутренних состояний благотворно влияет на здоровье, коммуникабельность, социальную адаптацию, профессиональное развитие и полноту творческого самовыражения, а также на развитие лучших человеческих качеств, потенциально присутствующих в каждом.

Итак, перед современным человеком стоит задача осознанной самотрансформации.

Часть этой задачи решается нами с помощью современной версии практик и медитаций, созданной на основе упомянутой выше глубинной структуры духовных традиций. В прежние времена было бы невозможно использовать такую версию практик самостоятельно, поскольку для этого необходимы способность осознанно следовать технологиям и сильная длительная концентрация, которые сегодня есть у каждого успевающего школьника. Такая концентрация в прошлом не требовалась, поскольку любой неграмотный крестьянин мог найти опору в ритуальном пространстве традиции либо следовать за учителем. Брать на себя ответственность за собственное развитие было не обязательно (такая задача и не ставилась).

Современному человеку поддерживающее ритуальное пространство могут заменить развитая концентрация и знание структуры практик, а знающего учителя – внутренняя дисциплина и понимание смысла шагов. Таким образом, в начале третьего тысячелетия любой человек, принимающий ответственность за себя самого, может самостоятельно следовать индивидуальному духовному пути – вне традиции и без учителя. Повторим, однако, что для этого он должен хорошо понимать универсальную структуру практик; как минимум, он должен знать о ее существовании.

Естественно поэтому, что другая важная часть задачи решается за счет внутренней активности практикующего, когда он вносит осознанную концентрацию и упорство в каждый процесс. Любой результат (или достижение) в данном подходе складывается из такого взаимодействия воли практикующего с упомянутой выше глубинной структурой, где ответственность лежит не на методе, ритуале или учителе, а на самом практикующем. Личная ответственность практикующего отличает путь трансформации внутренних состояний от многих других, включая и современные методы психотерапии.

Новизна и действенность предлагаемых нами приемов и методов работы заключается именно в том, что, будучи направлены на оптимизацию внешних событийных контекстов, они впервые основаны на трансформации внутренних состояний человека и пробуждении его внутренней активности. Мы называем их внутренними технологиями, в отличие от внешних технологий прямого воздействия на события жизни. Речь идет о способности осознанно и произвольно изменять стратегии и стили мышления, поведенческие стереотипы, а также телесные ощущения и стереотипы эмоциональных переживаний, и делать это самостоятельно, без помощи специалистов. Воздействие на любую жизненную ситуацию и управление событиями осуществляется здесь не напрямую, а через воздействие на собственные состояния.

Существенно, что обученный этим приемам человек более не нуждается в учителях и консультантах. Он сам способен порождать для себя новые психотехнологии, ориентируясь на конкретные задачи своей жизни.

Важно, что содержание и этапы такой внутренней работы диктуются внешними событийными потоками данного человека, т.е. теми напряжениями и тупиками, которые возникают в его личной и профессиональной жизни (в традиции сказали бы – испытаниями, посылаемыми судьбой или высшей силой). Все эти проблемы, как уже сказано, решаются здесь путем трансформации внутренних состояний. Это ведет человека к более полному осознанию своих ценностей и миссии, стратегически важных направлений в деловой и личной жизни, способности достигать успеха в этих направлениях.

Таким образом, события внешней реальности становятся результатом внутренних изменений человека, которые, в свою очередь, определяются его внешними задачами. Поэтому данный подход особенно эффективен для тех, кто ведет активную социальную и деловую жизнь. Профессиональное и личностное развитие, а также восстановление и сохранение здоровья интегрируются в единый процесс – и полностью входят в сферу личной компетентности и ответственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.