![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Об универсальном принципе трансформации энергии
ДУХОВНЫХ ПРАКТИК УНИВЕРСАЛЬНАЯ СТРУКТУРА Структура направления
Направление содержит особые методы работы с восприятием прошлого, настоящего и будущего. Важнейшее место в нем занимают методы трансформации внутренних состояний («трансформация энергии»), которые были получены в процессе моделирования духовных практик Востока и Запада и могут рассматриваться как их современная версия. Подчеркнем, что идея трансформации внутренних состояний, лежащая в основе направления, существенно отличается от широко распространенной идеи ресурсных технологий. Владение приемами трансформации делает человека независимым от внешних ресурсов. Оно обеспечивает практикующему возможность изменять стратегии мышления и поведения, легко адаптируясь к изменениям внешнего мира, скорость которых постоянно возрастает.
Направление включает: · Приемы самоисцеления и восстановления ресурсного состояния (трансформация ощущений и болезненных симптомов, в том числе состояний хронической усталости или уныния, а также излечение хронических заболеваний), см. рис. 1, уровни 1 – 2. · Приемы управления эмоциями и эмоциональными конфликтами (трансформация эмоций), см. рис. 1, уровни 2 – 3. · Приемы решения интеллектуальных и коммуникативных проблем, в том числе задач подготовки к сложным или конфликтным переговорам; решение проблем выбора. (Трансформация мыслей, убеждений и картины мира), см. рис.1, уровни 3 – 4. · Методы развития навыков лидерства и управления. Обучение управлению событиями в профессиональной и личной жизни (трансформация настоящих и будущих событийных потоков через выслеживание и трансформацию неосознаваемых стереотипов реагирования на стрессовые воздействия), см. рис.1, уровни 4 – 5. · Дальнейшее развитие способности к лидерству и управлению. Методы развития способности к творчеству (бизнес рассматривается на этом этапе как способ самовыражения). Методы изменения жизненных сценариев. Уникальные методы вхождения в трансперсональные переживания. Методы их трансформации и использования в обыденной жизни. (Трансформация глубинных неосознаваемых страхов и негативных состояний), см. рис. 1, уровни 5 – 6.
Глава II Синхронная медитация. Классификация практик
В этой главе обсуждаются структурные элементы духовных практик, которые присутствуют в любой традиции, являясь универсальными и представляя собой своего рода аксиоматику. В различных духовных традициях существует большое многообразие практик трансформации внутреннего состояния или, другими словами, трансформации энергии. Цель данной главы – дать описание единого принципа, по которому строятся такие практики. Мы будем исходить из идеи о том, что современный человек может обнаружить и использовать некую абстрактную, универсальную практику трансформации состояния, изоморфную тому, что с разной степенью проявленности заключено в любой традиции. Эта универсальная практика, как будет видно ниже, состоит из нескольких одновременно протекающих разноуровневых практик (хотя в рамках одной традиции обычно не принято осознанно работать сразу со всеми уровнями). Все эти практики строятся по единому универсальному закону, который ниже мы сформулируем в виде нескольких аксиоматических принципов. В разных традициях эти принципы предъявляются в форме метафор, философских или этических категорий, хотя в действительности в них закодированы закономерности эволюции внутреннего состояния (эволюции энергии). Для того, чтобы описать классификацию этих практик, удобно исходить из модели тонких тел (см. рис. 2), принятой в традиции и породившей впоследствии различные многоуровневые модели в психологии (пирамида Маслоу, логические уровни в НЛП и т.д.). В традиции считается, что кроме физического тела человек обладает «телами» ощущений, эмоций, мыслей, событий, ценностей и – телом идентичности, в котором заключено бессмертное «я» и неосознаваемое знание о миссии. Каждое следующее тело состоит из материи более тонкого порядка. Интеллектуально познаваемыми и, следовательно, описуемыми в словах являются только те телесные планы, которые расположены ниже ментального:
Рис. 2а. Модель тонких тел. Стрелками обозначены энергетические потоки, объединяющие все телесные уровни в замкнутую систему
Рис. 2б. Модель тонких тел, принятая в традиции
Сопоставим каждому из тонких тел особый тип состояний (внутренних энергий), соответствующих им внутренних и внешних проблем – и соответствующий тип практик, позволяющих такие проблемы решать. Тогда можно говорить о трансформации эфирной энергии, трансформации астральной (эмоциональной) энергии, ментальной энергии и т.д., причем процесс, в ходе которого энергия трансформируется, представляет собой (по определению) медитацию соответствующего тела. Мы получаем, таким образом, классификацию практик. В следующих главах каждый из полученных типов трансформации будет представлен в виде отдельной технологии. С другой стороны, если мы возьмем любую проблему, то обнаружим, что она представлена одновременно во всех тонких телах. Предположим, человек находится в событийном тупике. Тогда у него возникает, в соответствии с его картиной мира, определенный набор горестных мыслей (ментальный тупик), негативных эмоций (астральный тупик), плохое самочувствие (эфирный тупик) и т.д. В физическом теле такому тупику, как правило, соответствует мышечный спазм (блок), характерный для данного фрагмента картины мира. Во многих случаях хронический мышечный спазм становится источником хронического заболевания, развивающегося постепенно, в течение многих лет. Для решения проблемы можно использовать с разной степенью эффективности медитации разных тонких тел, как это принято в различных традициях и в современной психологии. Наша цель, однако, построение единой, универсальной практики, в которую включены медитации всех планов, включая работу с мышечным блоком. Эти медитации строятся также по единому принципу. Рассмотрим его на примере медитации эфирного тела, или эфирной медитации (под этим подразумевается осознанная трансформация ощущений). Введем два типа внимания: центральное и периферийное (концентрация и деконцентрация, соответственно, «второе» и «первое»[1] внимание). Объединенное (синхронное) использование деконцентрации и концентрации внимания – это то особое состояние, из которого можно управлять энергией. Технически это состояние достигается следующим образом: 1. Расфокусировать внимание так, чтобы чувствовать все тело, от макушки до пальцев ног – т.е. включить деконцентрацию. 2. Одновременно удерживать внимание на локальном ощущении – например, найти какую-то конкретную боль, дискомфорт в теле – т.е. активизировать концентрацию. Владение таким состоянием делает возможной, в частности, эфирную медитацию. Шаги следующие:
1. Вспомнить ассоциированно проблемную ситуацию (например, фрагмент конфликта). 2. Определить свою эмоцию в данном фрагменте (например, раздражение). 3. Находясь в состоянии деконцентрации (т.е. чувствуя все тело), отследить телесный (эфирный) дискомфорт, вызванный этой эмоцией, и захватить его в фокус концентрации. 4. Усиливать ощущение дискомфорта, одновременно расслабляя тело. Здесь концентрация и деконцентрация работают синхронно.
Когда эти шаги выполнены, происходит быстрая эволюция ощущений: дискомфорт как бы меняет свои очертания в теле, он может подниматься, опускаться, перемещаться по телу в разных направлениях – и в конце концов либо растворяется во всем теле, превратившись в приятное тепло или жар, либо как бы выходит за пределы тела, оставив после себя чувство легкости или, наоборот, приятной наполненности, т.е. «негативная» эфирная энергия трансформируется в «позитивную». Если после этого снова ассоциированно войти в данный фрагмент конфликта, то эмоции раздражения там уже не будет, т.к. трансформированная эфирная энергия поднялась на астральный уровень по восходящему потоку. Подобная медитация – способ искренне изменить отношение к собственному прошлому. Если таким образом работать с эфирной проекцией обиды, то результатом будет подлинное и спонтанное, а не ментальное прощение обидчика, т.к. в телесных ощущениях полностью стирается память об обиде. Такого результата нельзя достигнуть, прибегая к ресурсным техникам, например, аффирмациям[2] или ритуальному прощению (в его современной версии). Настоящий, необратимый результат возможен, наоборот, только при осознанном и безжалостном (по отношению к себе) усилении страдания на эфирном и астральном планах вплоть до его полной трансформации. В христианстве это называется принять страдание – потому что (при соблюдении условий осознанности и безжалостности) во всех тонких телах и в физическом теле нет сопротивления и напряжения, они расслаблены (смирение). Можно говорить о том, что совет подставить левую щеку, если тебя ударили по правой, – это не столько буквальная инструкция, сколько метафорическое описание данной техники усиления ощущений, либо ее каузальный вариант. Этот принцип – открыто (т.е. расслабив тело) идти навстречу страданию (т.е. усиливать его) – определяет также структуру медитаций астрального, ментального, каузального и других уровней. Еще один важнейший принцип в трансформации энергии любого телесного уровня – никогда не отвлекаться на содержание эпизода, интересуясь лишь структурой практики и удерживая себя на каждом ее этапе до получения ожидаемого на этом этапе результата. Описание медитативных техник для астрального, ментального и последующих уровней дано в следующих главах. Здесь мы дадим одну из простейших версий астральной медитации. Астральная медитация (упрощенная версия [3]) Первые шаги уже известны, это вход в трансформирующую медитацию любого тела: вспомнить ассоциированно проблемную ситуацию, определить эмоцию, расфокусировать внимание по всему телу, расслабиться и углублять расслабление в течение всей медитации. Дальнейшие шаги:
Из описания эфирной и астральной медитаций видно, что в проблеме синхронно участвуют разные телесные уровни. В данных медитациях работа начинается с ментального и охватывает все нижележащие уровни. При таком способе действий гарантировано улучшение физического состояния, т.е. некоторое приближение к исцелению. С помощью такой многоуровневой медитации можно снимать любое обострение хронических заболеваний и вылечивать острые заболевания. В таких случаях медитации должно предшествовать выслеживание симптома, т.е. мысли и фрагмента картины мира, порождающих симптом[4]. О позитивных изменениях на более тонких планах – каузальном или буддхиальном – также можно говорить, однако эти изменения, если они и будут, достаточно иррациональны и случайны, нет никаких гарантий, что они произойдут. Для того, чтобы получить запланированные изменения на более тонких уровнях, т.е. ликвидировать каузальный тупик, необходима каузальная медитация, описание которой дано в следующих главах. Упомянем только, что в случае осознанной каузальной медитации оптимизируется событийный поток. Точно так же можно сформулировать правила трансформации энергии буддхиального тела. В результате приходит восприимчивость к все более тонким граням ценностного плана и ощущения «я», чувствованию миссии, т.е. человек освобождается от всех искажений, проявленных в проблемном эпизоде. Уже говорилось о том, что в традиции принято прорабатывать каждое из тонких тел отдельно. На это тратятся годы (сначала на проработку эфирного тела, потом астрального и т.д.; реализованный мастер использует все практики одновременно, что эквивалентно описанной выше синхронной медитации). В индийской традиции этому соответствуют разные уровни йоги, в китайской традиции – разные уровни энергетических практик. В христианской традиции разные формы молитвенных практик и ритуалов относятся к разным тонким планам (таинства относятся к наиболее тонким планам). Естественно, что в традиции нет проявленной классификации, классификация существует «по умолчанию». Но в некоторых практиках акцент определенно ставится (также «по умолчанию») на конкретных тонких телах. Например, практика «виппасана» в буддизме – это способ трансформации энергии эфирного и астрального тел. Аналогично, хатха-йогу можно рассматривать как способ трансформации энергии, в основном, физического и эфирного тел; бхакти-йогу – как способ трансформации энергии астрального и буддхиального тел, джняна-йогу – как способ трансформации энергии ментального тела, раджа-йогу – как способ трансформации энергии ментального и буддхиального тел, карма-йогу – как способ трансформации энергии каузального тела. В научной психологии (опять-таки «по умолчанию») для решения проблем разных логических уровней также принято использовать отдельно техники (и даже разные психологические направления), предназначенные для разных тонких тел (например, рефрейминг – работа с ментальным планом, ресурсные техники – в основном, с астральным и т.д.). Приведенную выше систему тонких тел можно рассматривать как одну из возможных основ для классификации различных психологических технологий и направлений. Современный человек (если он достаточно зрел и реализован в серьезной профессии) в принципе обладает достаточно развитыми концентрацией и чувствительностью, чтобы перейти от постепенного прохождения телесных уровней к единой универсальной медитации, синхронно включающей все планы от физического до буддхиального, и сознательно трансформировать энергию всех уровней, реально приближаясь к целостности и соответствию своей миссии, и при этом оставаясь социально успешным мирянином. Естественно, что если практики, подобные описанным, становятся образом жизни и применяются ко многим эпизодам личной истории (объединяясь в практики перепросмотра личной истории и стирания личной истории – в терминологии Кастанеды), позитивные изменения охватывают все большие контексты, что постепенно ведет к полному исцелению всех тонких тел. В отличие от традиционно-психологического подхода, в данном подходе можно и не ставить конкретных задач – действуя так, как принято в традиции. Все, на что претендует человек, движущийся в традиции, это постепенное накопление мудрости и зрелости. Важное отличие рассматриваемого подхода в том, что, непрерывно практикуя синхронную медитацию и другие многоуровневые технологии (см. следующие главы), подобного результата можно достичь значительно быстрее, чем в традиции. Кроме того, при этом решаются также и любые конкретные задачи. Результаты применения технологии определенного тонкого плана распространяются в вышележащий и нижележащий планы через два потока (которые обозначены стрелками на рис. 2). Нисходящий поток является потоком управления. В частности, миссия задается (фиксируется) в процессе рождения и в процессе жизни проявляется, «опускаясь» в плотный план по нисходящему потоку – к сожалению, слишком часто в виде проблемы (по типу страх – симптом). Восходящий поток представляет собой поток энергии, необходимой для жизнедеятельности вышележащих планов (и тел). Этот естественный процесс (в его позитивном аспекте) используется в предлагаемых здесь многоуровневых технологиях. В результате каждая синхронная медитация превращается в системный процесс, в котором медитация осуществляется в каждой из частей системы, а результаты медитации синхронизуются благодаря двойной связи (двум потокам). Это отличает предлагаемые здесь практики и технологии от того, что обычно используется и в традиции, и в общепринятых психологических подходах.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |