КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Математические софизмы
Логические софизмы Напомним, что софизмом называется умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного. Логические софизмы - софизмы, ошибки которых заключаются в неправильных рассуждениях. Например: «Полупустое тоже, что и полуполное» Доказательство: Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное Ошибка: полупустое не является половиной чего либо пустого, а является чем либо наполовину наполненным. Рассмотрим такой софизм с названием «ВОР». Он формулируется в рассуждении, которое призвано убедить нас, что вор делает благое дело. На то ведь он и софизм, чтобы с помощью своей софистической логики доказывать то, что является недоказуемым. «Вор приобретает лишь хорошее. Приобретать, а равно и делать хорошее — это благо. Значит, вор делает благо». Изъян софизма заметен с первого взгляда: приобретать хорошее и делать хорошее — это не только не равнозначные понятия, но даже и не синонимы. Вот еще один софизм «УЧЕНИКИ», в котором из верных посылок получается ложное заключение: «Все внимательные ученики хорошо усваивают уроки. Некоторые ученики внимательны. Все ученики хорошо усваивают уроки». Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки. Мартин Гарднер Кроме логических софизмов широко известны также и математические. Математические софизмы способствовали и способствуют повышению строгости в математических рассуждениях, содействовали и содействуют более глубокому уяснению понятий и методов математики. На наш взгляд их роль в развитии математики сходна с той ролью, какую продолжают играть до сегодняшнего дня непреднамеренные ошибки в математических доказательствах, допускаемые даже выдающимися математиками. Рассмотрев различный материал по теме исследования, мы узнали, что софистика основывалась на понятиях логики, её законах, которые основывались на ложных предположениях. А вот допустим, софизм основан на преднамеренном ложном умозаключении, но если смотреть его поверхностно, то оно кажется истинным. Выделяют три вида математических софизмов: Ø Арифметические Ø Алгебраические Ø Геометрические Обычно в математических софизмах скрыто выполняются запрещенные действия или не учитываются условия применимости правил, формул или теорем. Весьма интересно найти ошибку в рассуждении, которая приводит к абсурдному выводу, причем это не всегда легко и просто сделать. а) Арифметические софизмы Арифметические софизмы – это числовые выражения, имеющие неточность или ошибку, не заметную с первого взгляда. Примерами арифметических софизмов могут служить следующие: 1) «Дважды два – пять». Доказательство: Пусть исходное соотношение - очевидное равенство: 4:4= 5:5 (*). Вынесем за скобки общий множитель каждой чести (*) равенства, и мы получим: 4·(1:1)=5·(1:1) (**) Тогда разложим число 4 на произведение 2 ·2. Получаем (2·2)· (1:1)=5·(1:1) (***) Наконец, зная, что 1:1=1, мы из соотношения (**) устанавливаем: 2·2=5. Ошибка: ошибка заключается в том, что нельзя было выносить множитель за скобки в уравнение (**) 2) В то время когда наши мамы и папы были детьми, то есть в советские времена, существовала такая денежная единица как рубль, которая равнялась 100 копейкам. Так вот один из софизмов говорит нам обратное. «Один рубль не равен ста копейкам». Доказательство: Известно, что любые два неравенства можно перемножать почленно, не нарушая при этом равенства, т.е. Если a=b, c=d, то ac=bd. Применим это положение к двум очевидным равенствам 1 р.=100 коп. (*) 10р.=10·100коп.(**) Перемножая эти равенства почленно, получим 10 р.=100000 коп. Наконец, разделив последнее равенство на 10 получим, что 1 р.=10 000 коп. таким образом, один рубль не равен ста копейкам. Ошибка: ошибка, допущенная в этом софизме, состоит в нарушении правил действия с именованными величинами: все действия, совершаемые над величинами, необходимо совершать также и над их размерностями. 3) Докажем, что 5 = 6. Легко проверить справедливость равенства: 35 + 10 - 45 = 42+ 12-54. Вынеся общий множитель за скобки, его можно записать так: 5 • (7 + 2- 9) = 6 • (7 + 2 - 9). Как мы видим, произведения равны и вторые множители тоже равны, значит, и первые множители должны быть равны, т. е. 5=6. Ошибка: ошибка в этих рассуждениях состоит в том, что мы сделали вывод о равенстве первых множителей у равных произведений при условии равенства вторых множителей, что не всегда верно. Такое утверждение справедливо лишь тогда, когда эти равные вторые множители отличны от нуля, и мы можем обе части равенства разделить на это число. В случае же нуля всегда а ·0 = b ·0 = 0 при любых а и b, так что вовсе не обязательно, чтобы а=b. 4) “Единица равна двум” Простым вычитанием легко убедиться в справедливости равенства 1 - 3 = 4 - 6. Добавив к обеим частям этого равенства число , получим новое равенство 1- 3 + = 4-6+ , в котором, как нетрудно заметить, правая и левая части представляют собой полные квадраты, т. е. (1- ) =(2- ) Извлекая из правой и левой частей предыдущего равенства квадратный корень, получаем равенство: 1- =2- откуда следует, что 1=2. б) Алгебраические софизмы Алгебраические софизмы – намеренно скрытые ошибки в уравнениях и числовых выражениях. 1) Докажем, что 4 = 5. Возьмем два числа а = 4 и b = 5, их полусумму обозначим через с = (а+b)/2. Тогда а = 2с- b и 2с-а = b. Перемножив эти равенства почленно, получим: а2 - 2ас = b 2 - 2 b с. Прибавив к обеим частям по с2, получим: а2 - 2 ас + с2 = b 2- 2 b с + с2 или (а - с)2 = (b - с)2. Значит, а-с=b-с, откуда а = 6, то есть 4 = 5. Ошибка: Если квадраты чисел равны, то сами числа не обязательно равны, они могут быть и противоположными. Равенство а-с= b-с в данном случае неверно, должно быть а-с= b-с или а - с = с - b. Общий вид: “Все числа равны между собой” Возьмём два произвольных неравных между собой числа а и b и запишем для них очевидное тождество: а2 -2ab+b2 = b2 -2ab+ а2 Слева и справа стоят полные квадраты, т. е. можем записать (а-b)2 = (b-а)2. (*) Извлекая из обеих частей последнего равенства квадратный корень, получим: а - b = b - a (**) откуда 2а = 2b или окончательно a=b. Ошибка: 2) Докажем, что число 0 (нуль) больше любого числа а. Если число а отрицательное, то утверждение очевидно. Пусть а — сколь угодно большое положительное число. Ясно, что а - 1 < а. Умножим обе части этого неравенства почленно на - а, получим: - а2 + а< - а2. Прибавив к обеим частям полученного неравенства по а 2, получим: - а2 + а + а2 < - а2 + а 2, то есть а < 0. Следовательно, любое, даже сколь угодно большое положительное число а меньше 0. Ошибка: При умножении обеих частей неравенства на -а, то есть на отрицательное число, знак неравенства необходимо поменять на противоположный. 3) Докажем, что любое число равно 0. Рассмотрим сумму: а - а + а - а + а - а + а -... Эту сумму можно представить двояко: (а-а) + (а-а) + (а-а) +... =0 или а-(а-а)-(а-а)-(а-а)-... =а. Левые части этих выражений равны, значит, равны и правые, и, следовательно, а - 0. Ошибка: В первом выражении рассматривается четное количество слагаемых, а во втором — нечетное, поэтому результаты отличаются на а.
в) Геометрические софизмы Геометрические софизмы основаны на ошибках связанных с геометрическими фигурами и действиями над ними. 1) «Хорда, не проходящая через центр окружности, равна диаметру». Доказательство: Пусть в окружности проведен диаметр АВ. Через точку В проведем любую хорду ВЕ, не проходящую через центр, затем через середину этой хорды D и точку А проведем новую хорду АС. Наконец, точки Е и С соединим отрезком прямой. Рассмотрим ∆ АВD и ∆ЕDС. В этих треугольниках: ВD = DЕ (по построению), <А= = <Е (как вписанные, опирающиеся на одну и ту же дугу). Кроме того, <ВDА= = <ЕDC (как вертикальные). Если же сторона и два угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум углам другого треугольника, то такие треугольники равны. Значит, ∆ ВDА= ∆ЕDC, а в равных треугольниках против равных углов лежат равные стороны. Поэтому, АВ=ЕС. Ошибка: ошибка заключается в неправильном применении теоремы о равенстве треугольников. По теореме о признаке равенства треугольника: если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны. А в нашем случае, < А не прилежит к стороне ВD. 2) «Спичка вдвое длиннее телеграфного столба». Доказательство: Пусть а длина спички и b - длина столба. Разность между b и a обозначимчерез c. Имеем b - a = c, b = a + c. Перемножим два этих равенства по частям, находим: b2 - ab = ca + c2. Вычтем из обеих частей bc. Получим: b2- ab - bc = ca + c2 - bc, или b(b - a - c) = - c(b - a - c), откуда b = - c, но c = b - a, поэтому b = a - b, или a = 2b. Ошибка: ошибка заключается в том,что вравенстве выражений b(b-a-c)=-c(b-a-c) производится деление на 0. Это лишь несколько из множества известных еще с древности и дошедших до нас логических и математических софизмов. Софизмы способствовали повышению строгости математических рассуждений и содействовали более глубокому уяснению понятий и методов математики. Для изучающих математику софизмы полезны еще и тем, что их разбор развивает логическое мышление. Обнаружить ошибку в софизме – это значит осознать ее, а осознание ошибки предупреждает от повторения ее в других математических рассуждениях. Классификация, рассмотренных нами софизмов, по допущенным в них ошибках и темах, при изучении которых, на наш взгляд их можно использовать представлена нами в приложении. Заключение Итак, софизм – это изобретение человеческого разума, с помощью которого можно доказать всё, что угодно. Впрочем, и опровергнуть можно тоже всё. Недаром великий русский ученый И. П. Павлов говорил, что «правильно понятая ошибка – это путь к открытию». Поначалу может показаться, что существует мало софизмов, или что они не используются в жизни, то есть бесполезны. Но это не так. Существует огромное множество разных видов софизмов. И математические софизмы – всего лишь небольшая их часть. За свою жизнь человек слышит десятки софизмов, не умея отличить их от правдивых утверждений, и даже не зная, что вообще означает слово софизм. Понять софизм, то есть решить его, получается не сразу. Поначалу, чтобы решить некоторые софизмы, приходилось по многу раз их внимательно перечитывать, вдумываться и всматриваться, например в софизме «Хорда, не проходящая через центр окружности, равна диаметру» нам пришлось долго искать ошибку. Теперь, к концу работы над исследованием ошибки нам стали находиться быстрее. Мы считаем, что хорошо развитое логическое мышление может помочь не только в решении задач, но и в обычной жизни. Вообще, решение софизмов – интересное и познавательное занятие. Им можно заниматься как целенаправленно, так и в свободное время для собственного удовольствия, как например решение сканвордов или судоку. Вот такие они софизмы и вот такая она – софистика. И в ней есть своя логика, может, это не логика с большой буквы, но хотя бы своя софистическая логика. А это достойно того, чтобы к этой логике приглядеться, хотя она и замешана на логических ошибках. Но ведь логика изучает законы не только правильного, но и неправильного мышления. Ибо нельзя познать истину, не познав ложь, как нельзя постичь добро, не ведая зла. В мире все так: свет соседствует с тенью, жизнь – со смертью, а истина – с ложью. Мы пришли к выводу, что математические софизмы развивают наблюдательность и вдумчивость, приучают тщательно следить за точностью формулировок, правильностью записей и чертежей, за законностью выполняемых операций. Ну, и, наконец, разбор софизмов просто увлекателен – это изящная гимнастика для ума любого человека. Так как мы не сильны в создании собственных софизмов, то для исследования в работе мы воспользовались софизмами из книги [3]
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 23656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |