Термин
| Значение термина
|
Апостериори
| на основании опыта.
|
Аппарат
| 1) совокупность органов управления; 2) совокупность работников в какой-либо организации; 3) совокупность приемов, например математический аппарат; 4) прибор, техническое устройство, приспособление.
|
Априори
| независимо от предшествующего опыта.
|
Аспект
| точка зрения на ситуацию, предмет, явление.
|
Бизнес
| экономическая деятельность, дающая прибыль; вид деятельности, приносящий доход.
|
Вариация
| Различие в значениях какого-либо признака у разных единиц совокупности в один и тот же период или момент времени.
|
Внутренняя среда организации
| все, что находится внутри организации: персонал, производство, финансы, технология, информация, маркетинг, организационная культура, психологический климат и т.д.
|
Встречные перевозки
| на одном и том же виде транспорта или на разных видах транспорта однородная продукция перевозится во встречном направлении.
|
Геометрическая модель
| модель, которая воспроизводит только геометрическое подобие изучаемого оригинала без отражения природы происходящих в нем процессов.
|
Готовая продукция
| Продукты, изготовление которых завершено в пределах данной хозяйственной единицы.
|
Декомпозиция
| разложение целого на составные части.
|
Диагностика
| установление и изучение признаков, определяющих развитие ситуации и позволяющих предотвратить нежелательные отклонения в ее развитии.
|
Диверсификация
| разностороннее развитие производства, одновременное развитие нескольких (многих) не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий, использование различных финансовых инструментов с целью минимизации риска.
|
Динамика
| состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов.
|
Задача оптимизации ассортимента
| определение объема выпуска каждого вида однородной группы продукции, при котором общий расход сырья не будет превышать имеющиеся запасы и суммарная прибыль будет максимальной.
|
Закон предложения
| объективно существующая связь, проявляющаяся, при прочих равных условиях между ценой и предложением, в том, что при повышении цен размер предложения увеличивается, а снижение цен вызывает сокращение предложения.
|
Закон спроса
| объективно существующая связь, которая прослеживается между ценой и спросом.
|
Излишние перевозки
| такие перевозки, когда в пункт потребления направляется точно такая же продукция, какая вырабатывается в этом пункте и вывозится за его пределы.
|
Имитация
| подражание кому-либо, чему-либо, воспроизведение, подделка.
|
Инвестиция
| способ вложения капитала в какое- либо предприятие, дело с целью получения прибыли.
|
Индекс
| Обобщающий показатель, который выражает соотношение величин какого-либо сложного явления во времени, в пространстве или дает сравнение фактических данных с любым эталоном (план, прогноз, норматив и т.д.).
|
Инфляция
| чрезмерное увеличение находящейся в обращении массы денег по сравнению с реальным предложением товаров, падение стоимости денежной единицы.
|
Информационная среда
| совокупность естественно научных знаний, в том числе знаний, воплощенных в орудиях труда и средствах производства, нормы общественной и политической культуры, морали, система информационного обмена между организациями.
|
Информационная система управления
| совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
|
Информационная технология
| процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения задач управления социально-экономическими системами.
|
Итерация
| результат применения какой-либо математической операции, -получающийся в серии аналогичных операций. Из последовательных итераций состоит алгоритм, процесс выработки управленческого решения.
|
Коммуникация
| процесс, с помощью которого может быть получена или передана управленческая информация.
|
Композиция
| подбор и группировка элементов, образующих единое целое.
|
Контроллинг
| совокупность всех форм контрольной деятельности, призванная, исходя из поставленных целей, объективно и качественно проанализировать и оценить деятельность системы управления организацией для ее развития или совершенствования.
|
Концепция
| комплекс ключевых положений, система взглядов, то или иное понимание ситуации, единый определяющий замысел, ведущая мысль при проведении исследований или при выработке управленческого решения.
|
Корреляционная связь
| Связь, где воздействие отдельных факторов проявляется только как тенденция (в среднем) при массовом наблюдении фактических данных.
|
Критерий
| признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.
|
Лимит
| предельное количество, предельная норма.
|
Маркетинг
| система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров.
|
Математическая модель
| модель, в которой описываются свойства, особенности и характеристики исследуемого объекта и процесса в виде системы уравнений, неравенств и функций.
|
Менеджер
| специалист по управлению, сотрудник среднего и высшего звена управления, принимающий самостоятельные решения по вопросам управления организацией.
|
Менеджмент
| совокупность принципов, методов, приемов, средств и форм управления организацией.
|
Методология
| учение о структуре, логике, методах и средствах деятельности.
|
Модель
| приближенное или упрощенное воспроизведение важнейших сторон, особенностей и характеристик изучаемых систем, явлений и процессов.
|
Мониторинг
| специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов.
|
Неопределенность
| неполнота или неточность информации об условиях реализации управленческого решения, в том числе о связанных с ним затратах.
|
Объект
| это то, кем или чем управляют, предмет практического воздействия субъекта.
|
Оптимизация
| процесс приведения системы в наилучшее состояние путем выбора наилучшего варианта из множества возможных.
|
Организация
| как процесс — это управление деятельностью людей, включающий в себя распределение функций контроля исполнения, распределение денежных и материальных фондов и т.д; как явление - это искусственное объединение людей, являющееся элементом общественной структуры и выполняющее определенные функции; как действие (воздействие) - упорядочивание какого-либо объекта (организация офиса, склада, водопроводной сети и т.п.).
|
Основная тенденция развития (тренд)
| Плавное и устойчивое изменение уровня явления во времени, свободное от случайных колебаний.
|
Парадигма
| ключевая идея, лежащая в основе концепции при выявлении и решении проблем.
|
Параметр
| величина, характеризующая какое-либо свойство ситуации, объекта, устройства, процесса.
|
Парная корреляция
| Зависимость между двумя случайными величинами, не имеющая строго функционального характера, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению другой.
|
Предприятие
| Самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги (согласно закону «О предприятии и предпринимательской деятельности» от 01.01.91). От предприятия следует отличать такие понятия как «фирма», «организация».
|
Прибыль
| Часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и уплатой налогов на производство и импорт.
Финансовый итог производственно-хозяйственной деятельности предприятия, это основной источник накопления, развития производственных сил, расширенного воспроизводства и роста благосостояния трудящихся.
|
Прибыль от реализации продукции
| Получается как разность между стоимостью реализованной продукции и ее полной себестоимостью. Она характеризует общий результат основной хозяйственной деятельности предприятия.
|
Принцип
| основное правило, в соответствии с которым осуществляется деятельность, разрабатываются и принимаются решения для достижения поставленной цели.
|
Приоритет
| первенствующее значение чего-либо; первенство в каком-либо открытии, изобретении и т. п.
|
Причинно-следственные отношения
| Связь явлений и процессов, при которой изменение одного из них - причины - ведет к изменению другого - следствия.
Признак, характеризующий следствие, называется результативным; признаки, характеризующие причины, - факторными.
|
Прогноз
| научное предвидение развития ситуации, состояния объекта прогнозирования на будущий период, последствий принимаемых решений.
|
Производительность труда
| Способность работников к труду, результативность труда, эффективность использования труда.
|
Производственная мощность
| Максимально возможный выпуск продукции в единицу времени (чаще – в год) при всех наилучших условиях обеспеченности предприятия разными видами ресурсов (ОФ, оборотным капиталом, трудовыми ресурсами) при полном использовании рабочего времени, рассчитанного по плану.
|
Производственный участок
| Совокупность рабочих мест, территориально обоснованных, на которых выполняется технологически однородная работа или различные операции по изготовлению одинаковой или однотипной продукции.
|
Процесс управления
| процесс формирования и осуществления управленческих воздействий.
|
Ресурсы
| средства, запасы, возможности, источники чего-либо: финансы, сырье, материалы, персонал, информация, энергия, и т. д.
|
Реинжиниринг
| фундаментальное переосмысление и радикальное перепланирование бизнес-процессов компании, имеющее целью резкое улучшение таких показателей, как затраты, качество, надежность и др.
|
Решение
| выбор одного из возможных альтернативных вариантов, осуществляемый лицом, принимающим решение и направленный на достижение поставленной цели.
|
Рентабельность
| величина прибыли в процентах, которую можно получить от реализации проекта, инвестиций или других активов, приносящих доход.
|
Риск
| принятие решений в условиях, когда возможен как благоприятный, так и неблагоприятный исход.
|
Рыночная цена
| Устанавливается в результате соотношения спроса и предложения.
|
Себестоимость
| Все денежные затраты (издержки) предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.
|
Сезонные колебания
| Внутригодовые колебания уровней ряда, имеющие регулярный характер, т.е. более или менее устойчиво повторяющиеся из года в год (в одни и те же месяцы, кварталы и более короткие промежутки времени) изменения уровней ряда в сторону повышения или понижения. Наиболее наглядно они проявляются в таких видах деятельности, как строительство, сельское хозяйство, перевозки пассажирским транспортом и т.п.
|
Система
| это целое образование, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой в направлении достижения единой цели. Система управления - совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих целенаправленное функционирование организации.
|
Системный подход
| управление организацией как единой системой, где любое управленческое воздействие на одну часть системы сказывается и на других ее частях.
|
Самонастройка организации
| результат действия процессов адаптации организации как элемента более сложной системы экономических отношений к изменениям в окружающей среде.
|
Статика
| неизменное состояние параметров организационной системы, независимо от изменений, происходящих во внешней среде.
|
Стратегия
| способы, набор методов действий, определяющих долгосрочную перспективу развития организации, включая: долговременные цели, определяющие деятельность организации (стратегические цели); технологии, с помощью которых реализуется достижение стратегических целей; ресурсы, которые будут использованы при достижении стратегических целей.
|
Стратегические решения
| это решения, определяющие долговременную перспективу развития организации.
|
Стратегическое управление
| это не только фиксирование желаемого состояния организации в будущем, но и, прежде всего, обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений, нацеленных на достижение желаемого состояния организации в будущем.
|
|
|
Субъект управления
| звено или часть системы управления, являющаяся источником воздействия на объект управления.
|
Тактика
| приемы, способы достижения краткосрочной цели, в рамках решения стратегических задач.
|
Технология разработки, принятия, реализации управленческих решений
| последовательность операций, основу которых составляют критерии качества управленческих решений, с учетом их результативности, экономичности, контролируемости, адресности; различают целевые процессорные технологии.
|
Товарная продукция
| Стоимость всех видов готовой продукции, отвечающей всем стандартам, сданной на склад, оприходованной документально, подготовленной к реализации в народнохозяйственный оборот.
|
Товары
| Предметы, на которые могут быть распространены права собственности.
|
Транспортная задача
| получение оптимального плана перевозок грузов от нескольких пунктов-поставщиков к нескольким пунктам-потребителям, обеспечивающего наименьшую величину затрат (или транспортной работы).
|
Управленческое решение
| акт деятельности ЛПР, ведущий к разрешению проблемы, определяющий функционирование и развитие организации как социально-экономической системы.
|
Физическая модель
| модель, в которой отображаются те свойства и особенности предмета (объекта), которые необходимы для исследования определенных физических явлений и процессов.
|
Физический износ
| Утрата первоначальной стоимости ОФ. Физический износ можно частично устранять путем проведения среднего и капитального ремонтов, реконструкции и модернизации ОФ.
|
Цех
| Административно-обоснованное производственное подразделение предприятия, в котором изготовляется продукция или выполняется определенная стадия производства, в результате которой создается полуфабрикат или готовая продукция.
|
Чистая прибыль
| Разность между балансовой прибылью всеми налогами, штрафами, пенями, процентами за банковский кредит и прочими обязательными платежами. Это прибыль, оставшаяся в полном распоряжении предприятия.
|
Экономико-математическая модель
| модель, с помощью которой отображаются количественные зависимости между параметрами, характеризующими состояние и динамику того или иного экономического процесса.
|
Эксперт
| высококвалифицированный специалист в некоторой области деятельности, владеющий технологиями проведения экспертиз и соответствующей нормативно-правовой базой.
|
Экспертиза
| исследование какого-либо объекта, ситуации, вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.
|
Экстраполяция, экстраполирование
| метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его.
|
Эмпирический
| основанный на опыте
|
Эффективность управления
| отношение полезного результата к затратам.
|