Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование критерия знаков для решения задачи 5




Решение задачи 5

Вопрос 1: Ощущаются ли участниками значимые сдвиги в уровне владения каждым из трех навыков после тренинга?

Поскольку данные представлены по одной экспериментальной выборке и было совершено 2 замера, мы должны выбирать между кри­терием знаков G и критерием Т Вилкоксона (см. Алгоритм 12). Сдвиги могут быть определены количественно, но они варьируют вдостаточно узком диапазоне - от –2 до +4. Учитывая это, применим последовательно оба критерия.

Преобразуя данные Табл. 3.9, составим таблицу сдвигов, которая будет полезна при использовании обоих критериев. Для этого из значе­ния, полученного во 2-м замере, вычтем значение, полученное данным испытуемым по данной шкале в 1-м замере.

 

Таблица 7.7

Последовательность операций в однофакторной модели дисперсионного анализа для связанных выборок

 

Вывод: H0(a) отклоняется. Различия в объеме воспроизведения слов в разных условиях являются более выраженными, чем различия, обусловленные случайными причинами (р <0,05).

H0(Б) принимается: Индивидуальные различия между испытуемыми являются не более выраженными, чем различия, обусловленные Случайными причинами.

Однако, судя по Рис. 7.3, мы не можем утверждать, что срабатывает фактор длины анаграммы. Более значимыми оказываются каче­ственные, а не количественные различия между анаграммами. Как мы уже имели возможность убедиться (см. параграфы 3.4 и 3.5), непараметрический L - критерий Пейджа подтверждает тенденцию увеличения Вшдивидуальных показателей при переходе от анаграммы КРУА к анаграмме ИНААМШ, а затем к анаграмме АЛСТЬ (р <0,01). Значимые различия были получены и с помощью критерия Фридмана χ 2r =0,0085).

Итак, непараметрические критерии позволяют нам констатировать Вэолее высокий уровень значимости различий между условиями! В Зачем же тогда использовать достаточно сложный дисперсион-Вшй анализ? Для того, чтобы подобрать существенные факторы, кото-Врые могут стать основой для формирования двух-, трех- и более фак-Вгорных дисперсионных комплексов, позволяющих оценить не только В^лияние каждого из факторов в отдельности, но и их взаимодействие.

Таблица 9.8

Сдвиги в уровне владения коммуникативными навыками "после"-"до" (n =12)

Код имени испытуемого Сдвиги Ранги абсолютных величин сдвигов
Активное слушание Снижение напряжения Аргументация Активное слушание Снижение напряжения Аргументация
  Ис.           6,5
  Я.         10,5  
  Ин.       11,5 10,5  
  Р.          
  К. –2          
  Н.           8,5
  Ен.       11,5 10,5 8,5
  Ле. –1         6,5
  Ли.          
  Т.            
  Ет. –1 –2      
  Б.         10,5  
Количество нетипичных сдвигов       Суммы рангов нетипичных сдвигов
           
Всего сдвигов           92

 

Из Табл. 9.8 мы видим, что положительных сдвигов по всем шкалам больше.

Сформулируем гипотезы.

H0: Преобладание типичного (положительного) сдвига в самооценках уровня владения коммуникативными навыками является случайным.

H1: Преобладание типичного (положительного) сдвига в самооценках уровня владения коммуникативными навыками не является случайным.

___________

2 Как мы помним, "нулевые" сдвиги исключаются из рассмотрения, а количество сопоставляемых пар значений уменьшается на величину, соответствующую количе­ству таких сдвигов; в данном случае для шкалы "Аргументация" п—9.

3 Суммы рангов для шкал "Активное слушание" и "Снижение напряжения" со­ставляют 78, что совпадает с расчетной суммой

Общая сумма рангов для шкалы "Аргументация" составляет 45, что также совпа­дает с расчетной суммой

 

Проверим гипотезы, определив критические значения критерия знаков по Табл. V Приложения 1.

Для шкалы "Активное слушание", n =12:

Ответ: H1 принимается.

Для шкалы "Снижение напряжения", n =12:

Ответ: H0 отвергается. Принимается H1. Преобладание поло­жительного сдвига в самооценке уровня владения навыком снижения напряжения не является случайным (р ≤0,01).

Для шкалы "Аргументация", n =9:

Оmвem: H0 отвергается. Принимается H1. Преобладание поло­жительного сдвига в самооценке уровня владения навыком аргумента­ции не является случайным (р ≤0,01).

Итак, преобладание положительного сдвига по навыку активного слушания является случайным, а по навыкам снижения эмоционального напряжения и аргументации не является случайным (р ≤0,01).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.