Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При личном обыске и освидетельствовании подозрева­емого, осмотре его одежды и обыске по месту жительства 12 страница




Задержание с поличным — действенное средство изо­бличения взяточников. Как правило, оно производится по всесторонне проверенному заявлению лица о вымога­тельстве взятки. Для изобличения взяточников может использоваться судебно-оперативная фотография, кино­съемка и оперативно-розыскные средства.

Момент задержания зависит от конкретных обстоя­тельств дела. Задержание с поличным проводится в мо­мент дачи (получения) взятки либо сразу же после ее вручения. Важно, чтобы при задержании взяткополуча­тель не мог избавиться от вещественных доказа­тельств — предмета взятки. Для выявления соучастников целесообразно провести задержание в момент реализа­ции предмета взятки либо ее передачи третьему лицу. Задержанию с поличным предшествует тщательная, де­тальная разработка плана проведения этой тактической операции. Сразу же после задержания рекомендуется до­просить взяткополучателя, который, не успев обдумать линию поведения и вымышленные причины нахождения у него предмета взятки, нередко сразу же признается в совершенных преступлениях и дает правдивые показа­ния.

Обыск. Личный обыск и обыск по месту жительства соучастников взяточничества, а также в рабочем кабинете должностного лица — взяткополучателя производится с целью обнаружения и изъятия предметов взятки, до­кументов, свидетельствующих о подготовке данного пре­ступления, ценностей, нажитых преступным путем. Это могут быть дорогие подарочные вещи, различные юве­лирные изделия, хрусталь, ковры, ценные бумаги, сбере­гательные книжки на предъявителя и т. д. Обычно лич-


ный обыск и обыск помещения проводятся одновремен­но. Особое внимание следует обращать на переписку, записные книжки, почтовые квитанции, различные запи­си, номера телефонов, подтверждающие связь соучаст­ников взяточничества. В ходе обыска необходимо об­ращать внимание также на шифрованные записи, фото­графии, на которых могут быть изображены соучастники и знакомство с которыми подозреваемый отрицает.

Важное следственное действие — осмотр документов. В одних случаях он позволяет установить круг лиц, при­частных к даче (получению) взятки, в других — запущен­ность учета и иные обстоятельства, способствовавшие взяточничеству, в третьих — подтвердить факт выполне­ния либо воздержания от выполнения должностным ли­цом в интересах взяткодателя каких-либо действий, рас­поряжений. Осмотр документов позволяет обнаружить внесенные преступником изменения и подделки, необыч­ность порядка оформления и очередности прохождения документов, наличие соответствующих реквизитов, виз и отметок должностных лиц о его выполнении. Чтобы взяточники не смогли уничтожить следы преступной де­ятельности, осмотр документов должен проводиться в неотложном порядке.

Допрос свидетелей. Круг лиц, которые могут быть свидетелями по делам о взяточничестве, во многом зави­сит от материалов, послуживших основанием к возбужде­нию уголовного дела. В качестве свидетелей обычно до­прашиваются лица: у которых вымогалась взятка; очевид­цы дачи (получения) взятки; участвовавшие в задержании взяточника с поличным; знакомые со служебной деятель­ностью должностного лица, подозреваемого во взяточни­честве, либо выполнявшего его определенные поручения (при условии, что они не были соучастниками); которые могут охарактеризовать личность и поведение взяточника (сослуживцы, соседи, родственники). Эта группа свидете­лей может дать полезную информацию о взаимоотноше­ниях соучастников взяточничества и осветить обстоятель­ства передачи взятки. После получения показаний может быть организована проверка показаний свидетелей-оче­видцев на месте, где передавалась (вручалась) взятка.

При расследовании дел о взяточничестве в некоторых случаях проводятся следственные эксперименты для про­верки возможности наблюдать факт получения (дачи) взятки, а также совершать те или иные действия.

Большую роль в раскрытии взяточничества имеют


судебные экспертизы. Так, нередко на предмете взятки либо его упаковке удается обнаружить следы пальцев рук и ладоней, в дневниках, тетрадях, записных книжках — записи, касающиеся дачи (получения) взятки, на чистых листах блокнотов — вдавленные следы текста. Для их исследования назначаются: технико-криминалистическая экспертиза документов; дактилоскопическая экспертиза по исследованию объектов, на которых могли остаться следы рук преступника (бумага, упаковочная коробка); судебно-бухгалтерская, товароведческая, когда взятка связана с совершением другого преступления, например хищения; трасологическая экспертиза по исследованию микрочастиц, материалов и веществ, а иногда комплекс­ные экспертизы.


Глава XXX. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПНЫХ

НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

------------------------------------------------------------------------

§ 1. Криминалистическая характеристика преступлений

Проблема безопасности движения и эксплуатации транспорта в нашей стране актуальна. Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиро-оборота, плохое состояние дорог, несовершенство в ряде случаев автомобильной техники, низкое эксплуатацион­ное состояние транспорта, недисциплинированность, а порой пьянство водителей, беспечное поведение пеше­ходов и ряд других обстоятельств зачастую приводит к возникновению аварийной обстановки на дороге и как следствие этого к нарушению лицами, управляющими транспортными средствами, правил безопасности движе­ния. За последние годы наблюдается рост дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — это нарушение нормальной работы транспорта, возникшее в процессе эксплуатации транспортных средств (автомо-тотранспорта, городского электротранспорта, самоход­ных машин) при их передвижении по дорогам, повлекшее вредные последствия.

В зависимости от характера этих последствий раз­личают преступные нарушения правил безопасности дви­жения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте.

Если нарушение правил безопасности движения и экс­плуатации транспорта привело к причинению потерпев­шему тяжкого, менее тяжкого телесного повреждения либо повлекло его смерть или гибель нескольких лиц, оно признается преступлением и квалифицируется по ст. 211 УК.

При наступлении иных последствий дорожно-транс­портные правонарушения квалифицируются как админи­стративно-правовые нарушения по соответствующим статьям Кодекса РФ об административных правонаруше­ниях.

К числу наиболее распространенных видов ДТП от­носятся: 1) наезд транспортного средства на пешехода;


2) столкновение транспортных средств; 3) опрокидыва­ние транспортного средства; 4) наезд транспортного средства на препятствие; 5) падение пассажиров1.

По причинам возникновения дорожно-транспортные происшествия можно подразделить на происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и др.), и происшествия, которые обус­ловлены непреодолимой силой природы (наводнение, об­вал, землетрясение и т. п.), а также случайным стечением обстоятельств.

В подавляющем большинстве случаев ДТП возника­ют в результате нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями, пешеходами, пассажирами, вело­сипедистами2, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил техничес­кой эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организацией регулирования уличного движе­ния.

Нарушения правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего заключаются в превышении без­опасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, необ­ходимости уклониться от столкновения или наезда, объ­ехать препятствие или неровность дороги); несоблюдении очередности проезда перекрестков; неподаче или непра­вильной подаче предупредительного сигнала; неправиль­ном расчете минимального остановочного пути при раз­личных скоростях движения и состоянии дорожного по­крытия; нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; несоблюдении безопасной дистанции; неожи­данном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения; нарушении правил перевозки пассажиров, технической неисправности автомашины, нарушении правил букси­ровки, перевозки грузов, проезда железнодорожных пере­ездов; обгоне и нетрезвом состоянии водителя; его работе по времени, превышающему допустимые пределы, после которых наступает утомляемость, и др.

Нарушения правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно состоят в неожиданном появлении

1 Названные виды ДТП фиксируются по правилам учета ДТП,
утвержденным МВД 24 апреля 1984 г.

2 Правила дорожного движения (ПДД) введены в действие с 1 но­
ября 1987 г. (утверждены МВД 16 июля 1986 г.)


пешехода из-за препятствия (например, из-за стоящего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочи­ны); во внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; в непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пеше­ходом (например, пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг побежал наперерез); в выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; во внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги; нарушении правил перехода на обозначенных переходах, зонах перекрестков и др.

Пешеходы, велосипедисты и пассажиры, допустившие нарушения ПДД, которые привели к гибели людей или иным тяжким последствиям, несут уголовную ответ­ственность по ст. 213 УК.

Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисп­равных автомототранспортных или городских электро­транспортных средств, тракторов или иных самоходных средств (например, с дефектом тормозной системы, хо­довой части и осветительных приборов) лицом, ответ­ственным за техническое состояние или эксплутацию транспортных средств, если это привело к наступлению последствий, предусмотренных в ст. 211 УК, квалифици­руется по ст. 2112 УК.

Расследование дорожно-транспортных происшествий во многом зависит от знания его механизма. В ДТП можно выделить три фазы: начальную, кульминаци­онную и конечную. Каждая из них является логическим продолжением предыдущей и, в свою очередь, предо­пределяет развитие последующей. Для начальной фазы ДТП характерны условия движения транспортного средства (средств) и пешеходов, сложившиеся перед воз­никновением опасной ситуации, при которой участ­ники движения должны немедленно принять все име­ющиеся в их распоряжении меры для предотвращения ДТП и снижения тяжести его последствий. Непринятие этих мер или их недостаточная эффективность приводит в процессе сближения транспортных средств и пешеходов к переходу от опасной ситуации в аварийную, когда участники движения не располагают технической воз­можностью предотвращения ДТП, и оно становится не­избежным.

Кульминационная фаза ДТП характеризуется событи­ями, вызывающими наиболее тяжелые последствия (по-


вреждения автомобилей, травмы пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП участвуют сравнительно немно­го транспортных средств и пешеходов, кульминационная фаза протекает быстро (обычно несколько секунд) и раз­вивается на участке дороги небольшой протяженности. Когда в происшествие вовлечены десятки, а иногда сотни автомашин (так называемые «цепные» ДТП), продолжи­тельность кульминационной фазы возрастает до несколь­ких минут, и зона ДТП значительно увеличивается.

Конечная фаза ДТП, следующая за кульминационной, часто совпадает с прекращением движения транспортно­го средства. Иногда (например, при возникновении пожа­ра на автомашине) конечная фаза продолжается и после остановки.

Знание механизма ДТП позволяет определить круг криминалистически значимых признаков, которые в свою очередь способствуют установлению объективной исти­ны.

В результате контакта, взаимодействий транспортно­го средства и пешехода на дорожном покрытии, транс­портном средстве и человеке возникают определенные материальные следы (например, следы крови, мозгового вещества, бензина, масла, отделившиеся детали транс­портного средства и часть перевозимого груза, осколки фар и лобового, боковых и заднего стекол, отслоившаяся краска, тормозной путь и др.). По этим следам при условии их своевременного обнаружения и фиксации воз­можно установление механизма и причин ДТП.

Как правило, для дорожно-транспортных происшест­вий характерна быстротечность события, его неожидан­ность для очевидцев, а иногда для участников происшест­вия и, как следствие этого, кратковременность его воспри­ятия и ограниченность объема воспринятой информации. На характер и полноту восприятия обстановки и обстоя­тельств механизма ДТП влияют неблагоприятные объек­тивные и субъективные факторы (недостаточная освещен­ность, плохие метеорологические условия, болезненное состояние участника ДТП, очевидца, трагический исход происшествия, состояние стресса и т. д.). Эти обстоятель­ства настоятельно диктуют необходимость установления всех очевидцев происшествия и проведения весьма обсто­ятельного допроса осведомленных лиц.

Лица, совершающие ДТП (водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства), как правило, действуют по не-530


осторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Известны также случаи умышленного со­вершения ДТП с целью сокрытия следов другого ранее совершенного преступления.

Зачастую совершение ДТП является для виновного трагической ситуацией, крахом общественной карьеры и бытовых условий жизни. Все это в значительной мере влияет на характер их поведения на следствии. Многие виновные, понимая очевидность происшедшего, на до­просах дают правдивые показания, хотя в ряде случаев принимают меры к фальсификации доказательств, на следствии ведут себя неискренне, скрываются с мест про­исшествий, при задержании оказывают сопротивление (в последние годы эта тенденция участилась).

Нередко ДТП возникают по вине потерпевших, на следствии они пытаются доказать, что в происшествии виновен водитель. Пешеходы, которые своим поведением способствовали ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно затрудняет установление механизма ДТП, его причины и виновника.

§ 2. Организация и планирование расследования в типичных следственных ситуациях

По получении сообщения о дорожно-транспортном происшествии инспектор ГАИ производит осмотр места происшествия, составляет протокол осмотра ДТП, полу­чает рапорт от инспектора ГАИ, обслуживающего трас­су, объяснения водителя, проверяет техническое состоя­ние автомашины, направляет водителя на освидетельст­вование для установления состояния алкогольного или наркотического опьянения. В случае смерти потерпевше­го, причинения ему тяжких телесных повреждений на место происшествия направляется следственно-оператив­ная группа в составе следователя и инспектора ГАИ, при необходимости — оперативного работника уголовного розыска, судебного медика, специалиста-криминалиста и специалиста-автотехника.

Поводами для возбуждения уголовного дела являют­ся непосредственное обнаружение милицией (главным об­разом ГАИ) признаков преступления; заявления потер­певших или их близких, очевидцев, водителей транспорт-

18* 531


ных средств, причастных к происшествию; сообщения сотрудников медицинских учреждений и транспортных организаций.

При оценке оснований для возбуждения уголовного дела (по ст. ст. 211 и 2112 УК) определенные затрудения возникают при определении степени тяжести телесных повреждений. В настоящее время перед правоохрани­тельными органами стоит задача улучшить предвари­тельную проверку материалов о ДТП, обеспечить предоставление в установленные законом сроки в ор­ганы следствия или дознания судебно-медицинскими учреждениями справок о степени тяжести телесных повреждений пострадавших.

В большинстве случаев уголовные дела о ДТП воз­буждаются следователем органов внутренних дел по ма­териалам, поступившим из ГАИ.

В процессе расследования ДТП подлежат установле­нию обстоятельства, определяемые на основании ст. 68 УПК и диспозиций ст. ст. 211 и 2112 УК с учетом конкретной криминальной ситуации: каков характер ДТП, имело ли место преступление, несчастный случай или действия непреодолимой силы; где, когда, в какой обстановке произошло ДТП (тип и состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, освещенность, обзор­ность, видимость, метеорологические условия и т. д.); кто виноват в ДТП; имеется ли причинная связь между нару­шениями ПДД и наступившими последствиями; каков механизм ДТП; каковы обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, указан­ные в ст. ст. 38 и 39 УК. Помимо этого в ходе расследова­ния надо установить квалификацию водителя, состояние его здоровья, продолжительность работы за рулем в день происшествия, наличие (или отсутствие) алкогольного опьянения, привлекался ли в прошлом к административ­ной или дисциплинарной ответственности за нарушения ПДД; каков характер и размер ущерба, причиненного преступлением; каковы причины и условия, способство­вавшие совершению преступления?

В зависимости от конкретных особенностей проис­шествия может возникнуть необходимость в установле­нии ряда других обстоятельств. Особое внимание следует обратить на выявление причин и условий, способствовав­ших совершению ДТП, для того, чтобы были обеспечены своевременные и качественные профилактические меро­приятия.


Анализ практики расследования наездов, столкнове­ний, опрокидывания и других ДТП показывает, что в са­мом начале расследования возникают следующие типич­ные следственные ситуации: 1) водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия; 2) водитель вместе с транспортным средством скрылся с места проис­шествия; 3) транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся; 4) водитель на авто­машине скрывается с места происшествия и увозит потер­певшего или его труп.

Наиболее распространена первая ситуация. В этих случаях чаще всего наблюдаются телесные поврежде­ния пострадавших или причинение существенного ма­териального ущерба. Программа действий следователя состоит в немедленном осмотре места происшествия, в том числе и транспортного средства, опросах и после­дующих допросах всех осведомленных лиц, освидетельст­вовании водителя и потерпевшего для установления ал­когольного или наркотического опьянения, назначении судебно-медицинской экспертизы потерпевшего и других экспертиз.

Для второй ситуации, когда водитель на автомаши­не скрылся с места происшествия, характерны наи­более серьезные вредные последствия в виде причине­ния тяжких телесных повреждений или смерти потерпев­шего. Чаще всего эта ситуация встречается после угона транспортного средства либо совершения ДТП нетрез­вым водителем. В этом случае следователь должен про­извести осмотр места ДТП, установить и допросить в ка­честве свидетелей осведомленных лиц, допросить потер­певшего, назначить судебно-медицинскую экспертизу потерпевшего и дать поручение органам ГАИ, уголовно­му розыску, службе охраны общественного порядка о производстве оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску скрывшегося водителя и его автомашины.

Для третьей ситуации характерно причинение телес­ных повреждений. При этой ситуации следователь дол­жен произвести осмотр места происшествия, в том числе и оставленного транспортного средства, установить и до­просить осведомленных лиц, допросить потерпевшего, назначить судебно-медицинскую экспертизу потерпевше­го и дать поручение органам дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий по розыску скрыв­шегося водителя. Как и при второй ситуации, дорож-


но-транспортным происшествиям в таких случаях часто предшествует угон автомашины, а также совершение ДТП пьяным водителем.

При четвертой ситуации, когда водитель скрылся и увез погибшего потерпевшего, программа действия сле­дователя состоит в осмотре места происшествия, опросах и последующих допросах осведомленных лиц и даче по­ручений органам дознания о производстве оператив­но-розыскных мероприятий. В случае обнаружения трупа потерпевшего назначается судебно-медицинская экспер­тиза.

При второй, третьей и четвертой ситуации исключи­тельно большое значение приобретает розыск скрывше­гося водителя и транспортного средства. Прежде всего должно быть обеспечено немедленное информирование подразделений ГАИ и соседних территориальных орга­нов милиции о случившемся, чтобы перекрыть пути дви­жения скрывшегося транспортного средства, произведен опрос возможных свидетелей в местах по направлению предполагаемого следования транспортного средства, организовано преследование по «горячим» следам. Сле­дует произвести обследование и осмотр автохозяйств, гаражей, автостоянок и других мест с целью обнаружения автомашины в районах, через которые пролегает путь движения скрывшегося транспортного средства. Наряду с этим проверяются имеющиеся данные по картотеке учета транспортных средств ГАИ.

Розыск транспортных средств и водителя чаще всего осуществляется по материальным следам, обнаруженным на месте происшествия, — марке и типу автомашины, ее цвету и другим приметам, номеру автомашины или ее частей, характеру перевозимого груза, повреждениям на окружающих предметах или на теле потерпевшего, сле­дам транспортного средства на дороге и т. п., а также по информации от осведомленных лиц о внешности води­теля.

Для розыска следует привлекать представителей об­щественности, использовать местную печать, радио и те­левидение.

Для розыска скрывшегося водителя по «горячим» сле­дам возможно использование служебно-розыскной соба­ки.

Обычно сразу же после осмотра места происшествия и проведения других первоначальных следственных дей­ствий следователь выдвигает и проверяет версии о причи-


нах ДТП. Типичными из них являются: 1) нарушение правил движения, нахождение водителя за рулем в нетре­звом состоянии, превышение допустимой скорости, не­правильный обгон и др.; 2) неисправности дорожного покрытия, мостов, переездов; 3) техническая неисправ­ность автомашины, в частности неисправность тормозов, рулевого управления и других узлов; 4) грубая неосто­рожность потерпевшего; 5) случайное стечение обстоя­тельств; 6) инсценировка ДТП с целью сокрытия другого преступления.

Одновременно с версиями о причинах ДТП возника­ют и проверяются версии о личности виновного, времени ДТП, месте совершения наезда (бывает, места обнаруже­ния трупа и наезда не совпадают), месте нахождения трупа потерпевшего, увезенного с места происшествия, и др.

§ 3. Тактика основных следственных действий

Осмотр места ДТП производится по общим правилам осмотра места происшествия. Вместе в тем следует учи­тывать специфику осмотра по рассматриваемой катего­рии дел. Надо иметь в виду настоятельную необходи­мость быстрого освобождения трассы для обеспечения нормального движения транспорта и в то же время точно зафиксировать обстановку происшествия. Поэтому на трассе целесообразно отметить места, где находился труп, транспортное средство и другие предметы, могу­щие иметь значение для дела, зафиксировать их взаимо­расположение, позу трупа, сделать необходимые измере­ния. Помимо традиционного метода фиксации обстанов­ки места происшествия — фотографирования могут быть использованы стереофотограмметрические методы съем­ки. Она производится с помощью специальной фотоап­паратуры в определенных пространственных условиях, что обеспечивает использование полученных снимков для масштабной реконструкции участков местности и пред­метов. Данный метод высокопроизводительный, он осво­бождает от необходимости детальных измерений и опи­саний объектов на месте ДТП, их размеры устанавлива­ются по полученным стереофотоизображениям. При необходимости эти объекты подробно описываются каж­дый в отдельности.


Определенные особенности имеет осмотр дороги. Фиксируется рисунок и профиль пути (прямая, перекрес­ток, поворот влево или право, развилка, горизонтальная дорога, спуск, подъем); тип покрытия дороги (грунт, бетон, асфальт); состояние покрытия проезжей части (су­хое, мокрое, заснеженное, гололедица); наличие обочин, тротуаров, газонов, дорожных знаков, пешеходных пере­ходов, остановок общественного транспорта и т. д.; рас­положение на месте происшествия транспортных средств, следов и других вещественных доказательств по отноше­нию к проезжей части или элементам дороги (обочине, газону) и постоянным ориентирам (перекрестку, углу до­ма, дорожному знаку и др.). Границы осматриваемого участка дороги следует максимально увеличить как в сто­рону движения транспортного средства, так и в противо­положную сторону. Следует также точно зафиксировать ширину проезжей части, обочин, тротуаров; описать сле­ды крови, мозгового вещества, бензина, масла, отделив­шиеся детали транспортного средства и части перевози­мого груза, осколки фар и стекол, отслоившуюся краску, длину и рисунок тормозного пути, заноса и волочения, их положение по отношению в какой-либо границе проезжей части (тротуара, обочине). В связи с тем, что нередко установление скорости движения транспортного средства имеет исключительно важное значение для расследова­ния, следует очень внимательно отнестись к изучению длины и характера тормозного пути (сплошной или пре­рывистый). Длина тормозного пути с учетом характера дорожного покрытия, рельефа дороги, предполагаемого веса автомашины, степени изношенности покрышек авто­машины, состояния тормозной системы, предметов, встретившихся на пути автомобиля, силы попутного или встречного ветра может помочь в установлении скорости движения в момент, предшествующий торможению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.