Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При личном обыске и освидетельствовании подозрева­емого, осмотре его одежды и обыске по месту жительства 13 страница




Определенную специфику имеет осмотр трупа потер­певшего. Если обстановка позволяет, труп следует осмат­ривать на месте его обнаружения. Однако нередко в силу интенсивности дорожного движения и необходимости ос­вобождения дороги для проезда труп приходится осмат­ривать в морге.

Помимо общепринятых в судебной медицине и кри­миналистике признаков и следов особое внимание при осмотре трупа следует обратить на поиск следов, харак­теризующих механизм происшествия, в том числе следов транспортной травмы.


Значительные особенности имеет осмотр транспорт­ного средства. Автомобиль осматривается на месте про­исшествия или в месте его обнаружения после происшест­вия. Фиксируются тип, марка, номерной знак автомаши­ны, повреждения, возможно возникшие в результате ДТП, осуществляется поиск следов и других веществен­ных доказательств, появившихся в процессе ДТП (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани, одежды по­терпевшего). Обычно осмотр автомобиля начинают с пе­редней части. Тщательному осмотру должны быть под­вергнуты фары, подфарники, указатели поворота, перед­нее стекло, бампер, облицовка радиатора, капот, передние крылья, ручки дверей с тем, чтобы обнаружить на них возможные повреждения, части ткани одежды потерпевшего, следы крови, волосы и т. п. После этого необходимо в этих же целях осмотреть ходовую часть и низ кузова автомашины, зафиксировать состояние тор­мозной системы, рулевого управления и других агрега­тов.

В ходе осмотра кабины автомобиля надо обратить внимание на положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и включения ос­вещения. Осуществляется поиск следов рук на рычагах управления, документов и предметов с целью установле­ния личности скрывшегося водителя.

В случае обнаружения транспортного средства, воз­можно, участвовавшего в ДТП, не на месте происшествия рекомендуется обратить особое внимание на наличие не­давнего ремонта (выпрямление вмятин, свежей покраски и т. п.).

Допрос свидетелей. Прежде всего допрашиваются оче­видцы ДТП, они устанавливаются обычно во время ос­мотра места происшествия. Ими могут быть пешеходы, водители и пассажиры транспортных средств, проезжав­ших по трассе в момент ДТП, лица, проживающие в жи­лых домах в районе места происшествия, лица, по роду своей работы находящиеся на улицах, и другие осведом­ленные лица. Очевидцы ДТП могут быть установлены с помощью средств массовой информации (местной печа­ти, радио и телевидения).

Обычно очевидцами ДТП являются посторонние ли­ца, поэтому логично предполагать, что их показания объективны. Однако скоротечность и неожиданность для очевидца события ДТП, кратковременность его восприя­тия, субъективные свойства очевидца могут оказать на


качество восприятия отрицательное воздействие — люди могут неполно и даже искаженно воспринять наблюдав­шееся, не среагировать на обстоятельства, способствовав­шие ДТП. Поэтому рекомендуется принять меры к выяв­лению максимального круга свидетелей — очевидцев.

При допросе очевидцев должны быть выяснены воп­росы, касающиеся условий восприятия наблюдавшегося события, сложившейся аварийной ситуации и механизма ДТП.

Целесообразно предъявлять допрашиваемым схему места ДТП. Иногда полезен допрос очевидцев на месте происшествия. Это активизирует память допрашиваемо­го, способствует полноте, точности и объективности по­казаний.

Очевидцы, установленные на месте происшествия, как правило, дают правдивые показания; что же касается очевидцев, явившихся к следователю по своей инициативе спустя определенное время после ДТП, особенно при отсутствии обращения к ним с помощью средств мас­совой информации, то, как показала практика последних лет, они бывают необъективными. Чаще всего они прихо­дят к следователю по просьбе кого-либо из участников ДТП и дают выгодные этим участникам неправдивые показания. В ходе допроса таких очевидцев надо особен­но тщательно выяснить все известные им обстоятельства ДТП, причину их запоздалого обращения к следователю, их отношение к участникам происшествия.

В качестве свидетелей в ходе расследования допраши­вают также всех установленных осведомленных лиц — очевидцев, лиц, могущих дать характеристику участни­кам ДТП, медицинских работников, оказавших помощь потерпевшему, работников милиции, непосредственно ос­ведомленных о происшествии, родственников, знакомых и др.

Допрашивая лиц из числа родственников, близких знакомых участников ДТП, необходимо выяснить, не страдал ли потерпевший какими-либо психическими и физическими недостатками, каково было его состояние здоровья перед происшествием, с какой целью, с кем, куда он направлялся, как был одет, что имел при себе и т. п.

Медицинские работники допрашиваются, как прави­ло, в случаях смерти потерпевшего в лечебном учрежде­нии или при его транспортировке в лечебное учреждение. Они иногда могут со слов потерпевшего предоставить ценную информацию.


Сослуживцы водителя-профессионала обычно до­прашиваются о его деловых и личных качествах, об уровне профессиональной подготовки, отношении к де­лу, о качестве произведенного ремонта транспортного средства, порядке выпуска автомашин на линию и реги­страции возвращения транспортного средства в гараж и других вопросах, касающихся производственных условий работы водителя и его семейно-бытовых обсто­ятельств.

Работники милиции и их общественные помощники, первыми прибывшие на место происшествия, могут быть допрошены в целях получения от них информации о пер­воначальной обстановке на месте происшествия.

Допрос водителя. Допрос водителя осуществляется с учетом его процессуального положения: если он задер­жан в порядке ст. 122 УПК, то допрашивается в качестве подозреваемого; если он таковым не является, его до­прашивают в качестве свидетеля с соблюдением предус­мотренных законом правил. Подмена его профессиональ­ного положения, допрос как подозреваемого с оформле­нием протокола допроса свидетеля, как это нередко бывает на практике, неправомерны. Перед допросом во­дителя следует, помимо уяснения данных, зафиксирован­ных в справке по ДТП, ознакомиться с его документами: удостоверением на право вождения транспортных средств; техническим паспортом (или талоном техничес­кого паспорта), путевым листом, имеющимся у води­теля-профессионала, маршрутом движения, его квалифи­кацией, выяснить, не привлекался ли он ранее к админи­стративной или уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и др. Вопросы, разреша­емые при допросе водителя, определяются исходя из предмета доказывания по делу с учетом конкретной кри­минальной ситуации. Если водитель с места происшест­вия скрылся и был позже установлен, то при его допросе следует выяснить, почему и куда он скрылся и не оказал помощи потерпевшему; принимал ли он меры к уничто­жению следов преступления; в чем они конкретно выра­жались.

Поскольку ДТП совершается, как правило, неумыш­ленно, то обычно водители склонны к даче правдивых показаний, однако при этом стремятся приуменьшить свою вину, ссылаясь на непредвиденные обстоятельства, например грубую неосторожность потерпевшего, небла­гоприятные условия дорожного покрытия, плохую види-


мость, непредвиденную неисправность механизма авто­машины, свое неожиданное недомогание и др.

Допрос потерпевшего чаще всего осуществляется пос­ле его доставления в медицинское учреждение и получе­ния разрешения врача. У потерпевшего пешехода выясня­ется, не страдает ли он каким-либо физическим недугом (например, близорукостью, частичной утратой слуха), ко­торый мог помешать ему быстро сориентироваться в сложившейся аварийной обстановке; где он находился в момент происшествия; были ли рядом другие лица; как он сам действовал, видел ли приближающееся транспорт­ное средство, каковы его отличительные особенности (об этом особенно подробно, если оно скрылось) и другие определяемые характером наезда обстоятельства. При допросе потерпевших из числа пассажиров, кроме указан­ных обстоятельств, надо выяснить, какова была скорость автомашины; как себя вел водитель: не отвлекался ли, не жаловался ли на усталость, недомогание, не рассказывал ли о неисправностях транспортного средства, как вел себя после ДТП.

Как и водитель, потерпевший является лицом, заин­тересованным в исходе дела, поэтому его показания мо­гут быть необъективными. Кроме того, состояние страха, физические страдания могут повлиять на его оценку слу­чившегося и поэтому она может быть ошибочной, нечет­кой. Необходима критическая оценка его показаний.

Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех случаях, когда в результате ДТП гибнут люди или им причиняются телесные повреждения. Эта экспертиза, по­мимо общих вопросов о причине смерти, времени, характе­ре, локализации и степени тяжести телесных повреждений, состоянии здоровья потерпевшего перед нанесением ему повреждений, имеет своей задачей исследование вопросов о наличии или отсутствии на теле и одежде потерпевшего следов транспортной (автомобильной) травмы — следов удара частей тела об автомашину или о дорожное покры­тие; сотрясения мозга в результате удара; сдавливания тела, следов волочения по дорожному покрытию.

Кроме того, проводится судебно-медицинское освиде­тельствование водителя и потерпевшего для установления алкогольного или наркотического опьянения. Производ­ство этого освидетельствования по приказу Министерст­ва здравоохранения РФ возложено на врачей психонев­рологических диспансеров, поликлиник, больниц, амбу­латорий, а также врачей обычных больниц, станций


и пунктов скорой медицинской помощи. Освидетельст­вованием устанавливается факт употребления спиртного или наркотиков, их количество, степень опьянения, дав­ность употребления, наличие или отсутствие остаточных явлений, свидетельствующих о бывшем опьянении. При этом может быть произведено биохимическое исследова­ние с получением проб крови и мочи испытуемого, каче­ственного и количественного определения алкоголя.

При необходимости проводится судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств, которая исследу­ет различные объекты биологического происхождения, главным образом кровь, волосы, частицы мозгового ве­щества, кости и различные ткани и органы человеческого тела, обнаруженные в ходе осмотра места ДТП, на теле и одежде потерпевшего. В связи с этим перед экспертом ставятся вопросы: не является ли обнаруженная кровь (вещество) кровью человека; совпадает ли она по группе и типу с группой и типом крови потерпевшего; принад­лежат ли обнаруженные при осмотре транспортного средства волосы человеку, если да, то сходны ли они с волосами потерпевшего.

Дорожно-транспортная (автотехническая) экспертиза назначается для определения технического состояния транспортного средства и исправности отдельных его частей, механизмов и узлов, установления механизма ДТП, исследования технической возможности предотвра­щения происшествия.

Чаще всего перед экспертом-автотехником ставятся следующие вопросы: какие повреждения имеются на транспортном средстве; когда они образовались — до происшествия или после, с какой скоростью двигалось транспортное средство перед происшествием; возможно ли при данной скорости движения, состоянии проезжей части дороги и определенном расстоянии до препятствия остановить транспортное средство с помощью торможе­ния; какое значение в данных условиях могла иметь неисправность тормозов и рулевого управления, какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства и дорожной обстановкой, спо­собствовали происшествию.

Во ВНИИСЭ МЮ РФ введена в эксплуатацию сис­тема «Автоэкс/2» для производства автотехнических экс­пертиз по делам о наездах с использованием ЭВМ «Минск-32», для выполнения исследований и печатания заключений, что позволяет получать заключения в корот-


кие сроки независимо от числа вопросов и количества вариантов численных значений исходных данных.

Производство дорожно-транспортной (автотехничес­кой) экспертизы осуществляется экспертами автотехни­ческой лаборатории ВНИИСЭ МЮ РФ и областных (краевых) лабораторий судебных экспертиз.

Судебно-химическая экспертиза назначается в тех слу­чаях, когда возникает необходимость определить, не од­нородны ли частицы краски, смазочных материалов, жидких и сыпучих грузов, обнаруженные на месте проис­шествия, на потерпевшем и на транспортном средстве.

Из криминалистических экспертиз характерной для рас­сматриваемой категории дел является трасологическая экспертиза. Она чаще всего назначается для идентифика­ции транспортного средства по следу протектора шины, частям и деталям, отделившимся при происшествии; опре­деления последовательности возникновения следов, на­правления приложения силы при их образовании; установ­ления взаиморасположения объектов в момент столкнове­ния; направления движения транспортного средства; идентификации человека по следам рук, оставленным на рычагах управления и наружных поверхностях транспорт­ного средства; установления целого по частям (осколкам стекла, отломанным деталям, обрывкам одежды).

Иногда возникает необходимость в проведении ком­плексной (криминалистической, автотехнической и судеб­но-медицинской) экспертизы, на разрешение которой ста­вятся следующие вопросы: являются ли обнаруженные на трупе повреждения транспортной травмой, какими частя­ми транспортного средства они могли быть нанесены; каково было положение тела потерпевшего по отноше­нию к транспортному средству в момент нанесения по­вреждений; с какой скоростью двигалось транспортное средство в момент нанесения повреждений потерпевше­му; каков механизм нанесения повреждений, обнаружен­ных на трупе; не нанесены ли повреждения на трупе данными частями транспортного средства; каков тип (вид, марка) транспортного средства, совершившего на­езд (устанавливается по следам шин, осколкам фар, от­печаткам определенных частей транспортного средства).

В необходимых случаях проводятся и другие экспер­тизы, в частности судебно-психиатрическая и судебно-пси- хологическая и др.

Следственный эксперимент. По рассматриваемой кате­гории дел чаще всего проводятся следственные экспери-


менты по установлению возможности восприятия ка­ких-либо обстоятельств происшествия, установлению возможности совершения определенных действий и уста­новлению механизма ДТП.

Следственный эксперимент позволяет получить ин­формацию о возможности видеть появившееся препят­ствие (человека, автомашину и др.) в конкретной дорож­ной ситуации, слышать звуки транспортного средства, шум двигателя и т. п., установить скорость движения автомашины, состояние тормозов и других агрегатов транспортного средства, влияющих на безопасность дви­жения, наличие или отсутствие у водителя определенных профессиональных навыков и т. п. Путем воспроизведе­ния обстановки ДТП с учетом следов на транспортном средстве, дорожном покрытии и других объектах возмож­но установление механизма столкновения или наезда.

При проведении эксперимента следует особенно тща­тельно соблюдать требования о максимальном прибли­жении его условий к действительным обстоятельствам расследуемого ДТП (производство эксперимента на том же месте, в то же время, с использованием, если это возможно, того же транспортного средства).

В ряде случаев результаты эксперимента могут быть использованы в качестве исходных данных при производ­стве дорожно-транспортной (автотехнической) эксперти­зы.


Глава XXXI. РАССЛЕДОВАНИЕ ПОДЖОГОВ

И ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

§ 1. Криминалистическая характеристика поджогов и преступных нарушений правил противопожарной безопасности

Значительное и, к сожалению, не сокращающееся ко­личество пожаров, причиняющих ежегодно большой ма­териальный ущерб государству, предприятиям, гражда­нам, вызывает необходимость совершенствовать методы профилактики, выявления причин и виновников крими­нальных пожаров.

В уголовном законе содержится ряд статей, направ­ленных на охрану имущества от поджогов и преступных нарушений правил противопожарной безопасности.

Успех уголовно-правовой борьбы с этими преступле­ниями во многом зависит от правильного применения уголовного закона и научно обоснованных методов их раскрытия и предупреждения.

По обстоятельствам возникновения криминальных пожаров можно выделить несколько типичных крими­нальных ситуаций:

пожары в жилых помещениях. Они наиболее распро­странены и возникают чаще всего в результате неисправ­ности и неправильной эксплуатации электронагреватель­ных приборов, отопительных печей и газовых плит, ос­тавленных без надзора, невыключенными, от коротких замыканий в электропроводке, от непогашенных окурков и т. д.

Отмечено немало случаев, когда лицо в нетрезвом состоянии засыпает с недокуренной сигаретой, от кото­рой возникает пожар, гибнет имущество, а порой и сам человек. Пожары в жилых домах возникают иногда в ре­зультате шалости детей, в руки которых по недосмотру взрослых попадают спички, газовые зажигалки, ракет­ницы, патроны, «самопалы» и т. п.;

пожары на производственных предприятиях, возника­ющие в результате нарушений правил противопожарной безопасности, технологических процессов производства, правил хранения горючих жидкостей, газов и других легковоспламеняющихся веществ, а также материалов и сырья, способных к самовоспламенению или самовоз-


горанию, нарушении правил производства электро- и га­зосварочных работ, различных неполадок в электросило­вом хозяйстве, электросети и электрооборудования, в системах охлаждения и вентиляции, неисправности ото­пительной системы и небрежного обращения с огнем, курения в недозволенных местах, особенно в условиях захламленных помещений с наличием промасленной ве­тоши, тряпок, стружки и других материалов;

пожары на элеваторах, мукомольных, сахарорафинад­ных и других предприятиях, где возможно возникновение огнеопасных и взрывоопасных пылевоздушных смесей;

пожары на складах и в торговых помещениях. По количеству их значительно меньше, чем, например, пожа­ров на объектах государственного и индивидуального жилого фонда, однако по размеру причиненных убытков они превосходят их в несколько раз. Основными причи­нами этой группы пожаров являются нарушения правил противопожарной безопасности, складирования и сов­местного хранения различных материалов, небрежное об­ращение с огнем и самовозгорание. Отмечены также слу­чаи поджога с целью сокрытия хищений, совершенных в магазинах, на складах и других предприятиях торговли;

пожары на объектах сельского хозяйства: животно­водческих фермах и в ремонтных мастерских, а также на полевых участках с созревшими зерновыми культурами, лугах и пастбищах и в местах скирдования необмолочен­ного зерна, сена и соломы. Полевые пожары происходят главным образом в результате небрежного обращения с огнем (курение, разведение костров), а также самовоз­горания после скирдования мокрого, непросушенного се­на или соломы. Пожары в ремонтных мастерских, коров­никах и других помещениях возникают чаще всего от коротких замыканий в электросети, неосторожного об­ращения с керосиновыми светильниками, несоблюдения правил курения и производства газосварочных и электро­сварочных работ;

лесные пожары. Их причинами в условиях жаркого засушливого лета нередко являются небрежное обраще­ние с огнем (непогашенный окурок или костер и др.) и загорание от искры транспортного средства, а также самовозгорание торфяников, самовоспламенение под действием солнечных лучей и грозовых разрядов;

пожары на объектах транспорта (загорание вагонов и цистерн с горючими и другими легковоспламеняющи­мися веществами, пожары на станциях и путевых объек-


тах, на морских и речных судах). Причинами загорания цистерн с легковоспламеняющимися жидкостями явля­ются нарушения правил их транспортировки, недостаточ­ная промывка и просушка цистерн, использовавшихся ранее для перевозки других химических соединений, не­брежное обращение с огнем. Загорание буксов вагонов происходит в результате недосмотра смазчиков, а также вследствие попадания в буксы песка и других посторон­них предметов. Пожары на морских и речных судах воз­никают главным образом в результате небрежного об­ращения с огнем, технических неполадок в машинном отделении и нарушений правил противопожарной без­опасности на борту судна;

пожары в культурно-зрелищных учреждениях (клубах, кинотеатрах, домах культуры и др.), возникающие чаще всего по вине зрителей от брошенных непогашенных окурков и спичек, а также в результате искрения в элек­тросети;

пожары, возникающие в результате диффузных взры­вов (например, при утечке газа в закрытых помещениях и магистральных газопроводах);

пожары, явившиеся следствием поджога.

Следственная практика убеждает, что в приведенных типичных ситуациях совершения преступления содержа­ние выдвигаемых следственных версий, совокупность вы­ясняемых обстоятельств и система мероприятий по их проверке существенно различаются.

Непосредственные (технические) причины возникнове­ния пожара разнообразны. Обобщенные данные следст­венной, судебной и экспертной практики позволяют вы­делить четыре группы технических причин возникновения пожара:

1) воздействие открытого огня (пламя, накаленное
тело, искра, молния);

2) самовоспламенение, то есть загорание веществ от
внешнего воздействия тепла без открытого огня (от кон­
такта с нагретыми поверхностями, резкого повышения
давления, нагрева вещества до температуры его самовос­
пламенения, трения, действия тепла химических реакций
и лучистой энергии).

Температура самовоспламенения для определенного вещества постоянная, но она может измениться в зависи­мости от содержания кислорода, примеси водяных паров и негорючих газов, от давления, характера и каталитичес­ких свойств поверхности нагревающего тела и от емкости 546


сосуда, в котором находится данное вещество. Эти фак­торы нельзя не учитывать при осмотре места пожара и производстве пожарно-технической экспертизы;

3) самовозгорание, то есть загорание под влиянием
химических реакций (разложение, соединение, окисление),
биологических процессов (прорастание, гниение, жизнеде­
ятельность микроорганизмов) и физических явлений (ад­
сорбция).

Самовозгораться могут почти все твердые, жидкие и газообразные вещества, но одни из них самовозгорают­ся сами по себе (по принятой классификации эти вещества составляют первую группу), другие только в контакте с определенными веществами (вторая группа).

Чаще всего самовозгораются измельченные вещества или пропитанные маслами тряпки, ветошь, опилки, пак­ля, хлопок и т. п. Химические вещества и смеси могут самовозгораться при соприкосновении с воздухом (фто­ристый водород, металлическая пыль, сернистый калий и натрий), а также при смешивании с органическими веществами, жидкими и твердыми окислителями (кисло­род, азотная кислота, перекись натрия, марганцовокис­лый калий и др.). Поэтому, например, фосфор хранят и транспортируют под слоем воды, а калий и натрий — под слоем минеральных масел.

Некоторые химические соединения при соприкоснове­нии или смешивании с другими веществами вызывают их горение. Например, отдельно взятые глицерин и марганцо­вокислый калий не загораются даже под действием интен­сивного открытого огня. В смеси же эти вещества способ­ны к энергичному самовозгоранию, так как в результате химической реакции выделяется озон, который, соединяясь с продуктами разложения глицерина, вызывает горение;

4) взрыв. Диффузный химический взрыв, а иногда
и концентрированный взрыв, например взрыв мины, мо­
жет вызвать загорание окружающих предметов и при­
вести к пожару. Необходимо иметь в виду, что взрыв
может быть не только причиной пожара, но и его следст­
вием, так как при неполном горении некоторых веществ
образуются разнообразные сложные продукты, способ­
ные создавать с воздухом взрывчатые смеси. Поэтому
в каждом случае одновременного пожара и взрыва на
объекте следует проверить, является взрыв причиной или
следствием пожара.

Криминалистическая характеристика рассматривае­мых преступлений включает сведения не только о наи- 547


более распространенных технических причинах возник­новения огня, но и типичных условиях, вызывающих его развитие и распространение. Такими условиями чаще всего являются: наличие в помещении горючих матери­алов, захламленность помещения, отсутствие или неисп­равность первичных средств тушения пожара, пожарной сигнализации, отсутствие противопожарных преград, не­соблюдение правил противопожарной безопасности в производственных помещениях и хранилищах, а также растекание горючих жидкостей при пожаре, взрывы, де­формации и обрушивание конструкций, несвоевременный вызов пожарной команды, неподготовленность работни­ков объекта к тушению пожара.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.