Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности методики дактилоскопических исследовании 4 страница




2. Митричев В. С. Криминалистическое исследование материалов, ве­ществ и изделий. — Саратов: СГУ, 1980.

3. Скоморохова А. Г. Криминалистическое исследование изделий мас­сового производства. — Алма-Ата, 1979

4. ЭКСПЕРТИЗА ПЛОМБ

Пломба — специальное устройство, навешиваемое на товары, запертые помещения, контейнеры, вагоны и т. п. Она выполняет контрольные функции по удостоверению сохранности материаль­ных ценностей.

При совершении хищений с опломбированных объектов прес­тупники вскрывают пломбы и (для сокрытия следов преступле­ния или затруднения их обнаружения) вновь навешивают снятые пломбы на прежнее место (причем создается видимость их цело­стности) либо заменяют поврежденные пломбы аналогичными. В подобных случаях возникает необходимость криминалистичес­кой экспертизы пломб, при производстве которой могут быть ре­шены следующие вопросы:

1. Вскрывалась ли представленная пломба после ее первона­чального навешивания на объект (или после наложения на нее оттисков пломбировочными тисками)? Каким способом навешива­лась пломба повторно?

2. Не образованы ли оттиски на пломбе плашками (матрица­ми) представленных пломбировочных тисков?

3. Каково содержание поврежденных оттисков на представлен­ной пломбе?

ОБЪЕКТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ПЛОМБ

В настоящее время в народном хозяйстве используется не­сколько видов пломб. К ним относятся свинцовые и полиэтилено­вые пломбы; отправительские (фирменные) пломбы, которыми предприятия-изготовители опломбировывают свою товарную про­дукцию; пломбы иностранного производства, поступающие с им­портными грузами и товарами.

Наибольшее распространение получили свинцовые и полиэти­леновые пломбы цилиндрической формы. В корпусе пломбы меж­ду ее контактными плоскостями имеются два параллельных ка­нала. У одних пломб они полностью изолированы друг от друга, у других частично соединены и образуют камеру (рис. 9). В полиэтиленовых пломбах, кроме того, в стенки камеры может быть впрессована металлическая пластинка — армировочная скоба — для лучшей фиксации пломбы в навешенном состоянии. Для на­вешивания таких пломб используется бечева из натуральных или синтетических волокон, одинарная или двойная проволока и лента. Обжатие пломб осуществляется специальными пломбировочными тисками, на плашках которых (они могут быть как съемными, так и выполненными заодно с тисками) имеются рельефные зеркаль­ные изображения буквенных и цифровых знаков, отображающих ся на контактных плоскостях пломб.

Материал и конструкция отправительских (фирменных) пломб,, как правило, аналогичны свинцовым и полиэтиленовым пломбам, но эти пломбы могут отличаться размерами. Другие же зачастую изготавливаются из отходов производства и имеют упрощенную несовершенную конструкцию, легко снимаются и повторно наве­шиваются. Например, пломбы, применяемые объединением «АВТОБАЗ» для опломбирования перевозимых новых легковых автомобилей, изготовлены из отрезков трубки из алюминиевого сплава. Контрольные знаки наносятся на контактные поверхнос­ти отправительских пломб при обжатии их пломбировочными тисками.

Пломбы, поступающие с импортными грузами, можно условно разделить на две группы. К первой относятся пломбы, у которыхпосле навешивания на дверь вагона или контейнера пломбировоч­ная бечева (проволока или лента) фиксируется в корпусе в ре­зультате обжатия его специальными пломбировочными тисками. Эти пломбы обычно изготавливаются цилиндрической или прямо­угольной формы из свинца, алюминиевых сплавов или пластичес­ких масс. Их устройство аналогично отечественным свинцовым и полиэтиленовым пломбам, могут варьироваться размеры. К этой же группе можно отнести пломбы, состоящие из жестяного кор­пуса, стального и свинцового вкладышей, между которыми про­пускается пломбировочная бечева. После этого края корпуса завальцовываются специальным приспособлением с одновременным наложением рельефных контрольных знаков на поверхность свин­цового вкладыша.

Ко второй группе импортных пломб можно отнести так на­зываемые самозапирающиеся пломбы. Принцип их запирания со­стоит в том, что в корпус пломбы помещается замковое устройст­во. Оно может быть в виде разомкнутого кольца, подпружинен­ных пластин, лепестковых вкладышей и т. п. и при введении в корпус свободного конца пломбировочной ленты (наконечника) прочно фиксирует его и препятствует извлечению ленты (нако­нечника) из корпуса пломбы. Контрольные знаки наносят, как правило, заранее на корпус пломбы, вкладыши и пломбировоч­ную ленту различными способами (типографским способом — краской, штамповкой — рельефные и др.).

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЛОМБ

После обжатия пломбы пломбировочными тисками на ее кон­тактных плоскостях образуются достаточно четкие оттиски пла­шек, для которых характерны плоское основание и выпуклые знаки. Внутренние каналы и камера сплющиваются, и пломбиро­вочная бечева впрессовывается в материал пломбы.

Изменение состояния пломбы происходит при ее снятии и по­вторном навешивании и зависит от способа снятия при соверше­нии замаскированных преступлений.

Вскрытие свинцовых и полиэтиленовых пломб, а также анало­гичных по конструкции отправительских и импортных осущест­вляется в основном следующими способами:

1. Перекусывание петли пломбировочной проволоки вблизи одного из отверстий. Для повторного навешивания отрезанный конец проволоки вводится в предварительно расширенное вход­ное отверстие и зажимается. Для лучшего удержания в корпусе пломбы он может быть изогнут в виде крючка.

2. Вытягивание узла, образованного пломбировочной прово­локой, из камеры пломбы, расплетение его и снятие пломбы. При повторном навешивании отверстие камеры слегка расширяется и в него вновь вводится завязанный узел. В особых случаях для лучшего удержания пломбировочной проволоки в корпусе пломбы она обжимается различными приспособлениями или инструмента­ми через мягкие прокладки.

3. Механическое разделение проволочной петли и повторное навешивание путем скручивания разделенных концов или навеши­вание другой пломбы.

Кроме того, полиэтиленовые пломбы предварительно могут быть нагреты (например, в горячей воде), что облегчает вытяги­вание проволоки из корпуса пломбы.

Для указанных способов вскрытия и повторного навешивания пломб характерно наличие двух групп признаков.

А. Признаки, отображающиеся на внешних поверхностях пломбы:

воронкообразная, расширенная форма входных отверстий и ка­меры пломбы; царапины вблизи отверстий; вздутия на контакт­ных плоскостях, образующиеся в результате воздействия тонкими заостренными предметами;

наличие на контактных плоскостях отображений рабочих ча­стей инструментов или структуры мягких прокладок, использовав­шихся при повторном обжиме; сглаженная, более плоская форма, неразборчивость буквенных и цифровых обозначений;

наличие кольцевого уступа по краям контактных плоскостей пломбы, возникающего при повторном обжиме вскрытой пломбы тисками с плашками, имеющими куполообразные углубления, со­ответствующие диаметру пломбы;

расширение отверстий каналов, значительное различие в длине

концов, петли, конусность ее торцевых окончаний (признаки сры­вания пломбы, когда резкое натяжение проволоки приводит к расширению отверстий каналов и ее разрыву).

Б, Признаки, отображающиеся на внутренних поверхностях пломбы:

нарушение целостности пломбировочной проволоки внутри корпуса пломбы;

сдвоенность отображений проволоки на стенках каналов, ка­меры, армировочной скобе вследствие несовпадения местоположе­ния проволоки после повторного введения ее в камеру;

повреждения на стенках каналов, камеры и армировочной ско­бе в виде царапин, образующиеся твердыми заостренными пред­метами при расширении каналов и камеры или разгибании арми­ровочной скобы;

следы скольжения в виде трасс на стенках каналов, камеры и армировочной скобе, образующиеся При вытягивании и вторичном втягивании проволоки (следы протяжки).

Самозапирающиеся пломбы очень трудно вскрыть, не повредив корпус, ленту или запирающее устройство, поэтому следы вскры­тия в виде царапин можно наблюдать в области входных отвер­стий, по краям завальцовки корпуса пломбы или на пломбировоч­ной ленте в случае ее расчленения.

Установление факта снятия и повторного навешивания пломбы. Исследование пломбы начинается с ее осмотра и микроскопиче­ского изучения. При этом в заключении эксперта необходимо от­разить, какие технические средства использовались.

В ходе исследования выявляются и изучаются признаки, ото­бражающие состояние внешних поверхностей пломбы:

материал, цвет, форма и основные размерные характеристики пломбы;

способ нанесения, форма, размеры и содержание рельефных оттисков и иных обозначений;

наличие (или осутствие) следов механического, химического или термического воздействия, их форма и локализация;

состояние и характеристика пломбировочной бечевы (проволо­ки, ленты) и прочность удержания ее в корпусе пломбы.

Затем пломбу фотографируют, фиксируя ее общий вид с обеих сторон,1 а также следы снятия и повторного навешивания, если они были обнаружены.

Для исследования внутренних поверхностей пломбу разрезают скальпелем или тонкой пилкой на две части параллельно кон­тактным плоскостям, стараясь при этом не нарушить положение пломбировочной бечевы в каналах и не уничтожить следы (если они имеются) на внутренних поверхностях пломбы. Полиэтиле­новые пломбы легко режутся слегка нагретым лезвием ножа.

В ходе исследования устанавливают признаки, отображающие состояние внутренних поверхностей пломбы:

целостность бечевы (проволоки, ленты);

прочность впрессовки бечевы в материал пломбы или армировочной скобы;

наличие (либо отсутствие) на поверхности каналов или армировочной скобе следов скольжения, сдвига материала пломбы;

наличие (либо отсутствие) несоответствия в расположении средств крепления и их следов внутри пломбы (конфигурация бечевы и вдавленных следов от нее, диаметр проволоки и ширина следов и др.);

состояние входных и выходных частей каналов (нет ли расши­рений) и наличие на их стенках и на внутренних поверхностях камеры или армировочной скобе следов воздействия посторонни­ми предметами.

Выявленные при исследовании признаки и следы фиксируются фотосъемкой, в том числе способами макро и микрофотографии.

Вывод о вскрытии и повторном навешивании пломбы осно­вывается на всей совокупности оцениваемых результатов иссле­дования.

Первостепенная роль принадлежит качественной стороне выяв­ленных признаков. Одни признаки являются бесспорным доказа­тельством факта снятия и повторного навешивания пломбы, а также способов, которыми эти действия осуществлялись. К ним прежде всего относятся особенности, обнаруженные внутри плом­бы, случайность возникновения которых, как правило, исключена

Остальные признаки могут быть следствием иных причин:

пломба недостаточно прочно закреплена на бечеве и поэтому в некоторых пределах перемещается по ней, при этом возникают следы скольжения на стенках каналов; отдельные поверхностные повреждения возникают при воздействии на пломбу какихлибо внешних факторов (удар посторонним предметом, сильное при­жатие к опломбированному объекту и т.п.).

Оценка результатов исследования должна быть направлена и на определение обстоятельств, способствовавших замаскирован­ным снятию и повторному навешиванию пломбы: упрощенный способ пломбирования; использование не соответствующих требо­ваниям средств крепления пломбы; дефекты пломбировочных тисков, препятствующие надежному закреплению пломбы и др.

Идентификация плашек пломбировочных тисков по оттискам на пломбе. Для маскировки краж и хищений нередко преступни­ки, у которых имеются пломбировочные тиски такого же типа, какими сделаны оттиски на пломбе, взамен снятой пломбы наве­шивают аналогичную и ставят на ней оттиски своих тисков. В та­ких случаях на разрешение экспертизы ставится вопрос об иден­тификации пломбировочных тисков по их оттискам на пломбе. Объектами такой экспертизы являются: исследуемая пломба, об­разцы аналогичных пломб, экспериментальные оттиски иденти­фицируемых тисков либо сами пломбировочные тиски.

Каждую плашку тисков характеризует совокупность так назы­ваемых технологических признаков:

содержание и расположение буквенных, цифровых и иных обо­значений;

конфигурация и размеры основания плашки;

конфигурация, размеры, общая характеристика (чистота об­работки, форма поверхности) и структура поверхности каждого знака обозначения;

рельеф поверхности основания плашки.

Вышеперечисленные признаки образуются при изготовлении (гравировании) плашек.

При использовании тисков изменяется внешнее строение плааиек, на поверхности которых появляются отдельные дефекты — вмятины, царапины, какието повреждения рельефных знаков и т. п. Эти изменения и являются теми особенностями, которые ин­дивидуализируют каждую плашку в отдельности. Их называют эксплуатационными, или признаками износа.

Исследуя представленные тиски, определяют их тип, а также особенности конструкции и состояния, влияющие на качество пломбирования. При изучении плашек тисков определяются их форма, размеры, содержание и расположение контрольных зна­ков. С помощью приборов увеличения выявляют микрорельеф на основании плашек; в углублениях знаков выделяют участки, на которых он наиболее выражен. Параллельно с тисками исследуют экспериментальные оттиски плашек на образцах аналогичных пломб, определяя при этом особенности механизма отображения в них идентификационных признаков и выявляя их устойчивую совокупность.

После исследования тисков изучаются общие признаки (каче­ство пломбирования, форма, размеры и содержание оттисков;

форма, размеры и расположение отдельных знаков) пломбы, яв­ляющейся вещественным доказательством. Выявленные общие признаки сравниваются с аналогичными признаками проверяемых пломбировочных тисков и экспериментальных оттисков их плашек. При наличии существенных различий хоти бы части этих общих признаков делается вывод об отсутствии тождества.

При совпадении общих признаков изучаются и сравниваются признаки износа плашек тисков (или их отображения в экспери­ментальных оттисках) и отображения этих дефектов в оттисках на пломбе:

конфигурация линий отдельных знаков, их взаимное располо­жение и рельеф поверхностей;

мелкие повреждения контактной поверхности плашки и их отображения на пломбе;

рельеф краев плашек, который может отображаться на пломбе в виде динамических следов скольжения и др.

Данные признаки сравниваются с учетом формы, размеров и [ Ц расположения отдельных деталей на поверхности плашки и отно И сительно других элементов ее рельефа.

При установлении совпадения совокупности общих (изготовле­ния) и индивидуализирующих (износа) признаков эксперт делает вывод о тождестве либо только плашек (когда они съемные), либо самих пломбировочных тисков, с которыми плашки состав­ляют единое целое.

Возможности применения рентгеноскопических методов и раст­ровой электронной микроскопии при исследовании пломб. Прежде Ц чем разрезать или вскрывать пломбу, целесообразно выяснить состояние и положение ее деталей (особенно при представлении на экспертизу пломб, снятых с вагонов и контейнеров, поступив­ших из-за границы). В этом случае может быть применен такой не разрушающий объекты метод, как рентгеновский анализ. Од­ной из наиболее распространенных рентгеновских установок, ра­ботающих в режиме «мягкого» рентгеновского излучения, является рентгеновский излучатель «РЕИСИ». При исследовании пласт­массовых пломб хорошо выявляется и фиксируется положение не только армировочной скобы и пломбировочной проволоки, но и различных следов внутри камеры, по которым можно судить о нарушении пломбы (воздействии посторонним предметом, первич­ном и вторичном наложении и др.).

Конструктивные особенности растрового электронного микро­скопа (РЭМ) дают возможность: изучения следов или поверхно­стей пломб при больших увеличениях со значительной глубиной резкости и высокой, разрешающей способностью; усиления топо­графического контраста для выявления слабо выраженного релье­фа; профилирования участка поверхности объекта или линии с одновременным получением обычного изображения. Применение РЭМа, снабженного рентгеновским микроанализатором, позволяет производить комплексное исследование пломб — изучать призна­ки внешнего строения пломб или следов и определять элементный состав материалов пломб и их деталей, а также других веществ, которые могут находиться на объекте в весьма малых количе­ствах.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Герасимов А. М., Капитонов В. Е., Пименов Н. Ф., Рыж­ков В. Л. Криминалистическое исследование; современных типов пломб и за­круток железнодорожных вагонов. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1988.

2. 3 у е в Е. И. Экспертное исследование железнодорожных пломб. — М., 1980.

. 3. Предварительное исследование некоторых криминалистических объектов с помощью рентгеновского излучателя «РейсИ»: Методические рекоменда дни. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1985.

5. ЭКСПЕРТИЗА СЛЕДОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Экспертиза следов автотранспортных средств (АТС) связана с их использованием в качестве орудий, средств или объектов преступления (дорожнотранспортные происшествия, перевозка похищенного, хищение транспортных средств и др.).

На разрешение экспертизы чаще всего ставятся вопросы:

1. Шиной какой модели оставлен изъятый с места происшест­вия след?

2. К какому типу (марке) относится транспортное средство (ТС), оставившее следы на месте происшествия?

3. Не данной ли шиной, установленной на конкретном транс­портном средстве, образованы следы?

4. Не данным ли транспортным средством образованы следы его контактного воздействия на определенный объект?

Решение последнего вопроса имеет много общего с эксперти­зой статических и динамических следов инструментов и орудий, поэтому в данном параграфе не рассматривается.

ОБЪЕКТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ СЛЕДОВ АТС

На экспертизу следов АТС чаще всего поступают автотранс­портные средства, их отдельные части, а также следы ТС на объ­ектах, которые составляют две основные группы:

следы шин, наиболее распространенные и содержащие значи­тельный объем информации о транспортном средстве;

следы автотранспортного средства.(отделившиеся части и де­тали транспортного средства, частицы краски, горючесмазочные материалы и др.).

Шина — это резинотканевая оболочка, укрепляемая на ободе колеса, используемая для уменьшения динамической нагрузки на колеса и обеспечения необходимого сцепления колес с поверхно­стью дороги. Пневматические шины состоят из покрышки (рис. 10) и камеры.

К внешним элементам покрышки относятся беговая дорожка, плечо, боковые стенки и борта. Наибольшее трасологическое зна­чение имеет беговая дорожка, образующая большинство следов шин.

Следы шин автотранспортных средств классифицируются по нескольким показателям:

механизм образования (следы качения и скольжения);

механизм формирования следов (объемные, поверхностные и комбинированные);

вид следообразующей поверхности (следы беговой дорожки и боковины протектора);

вид транспортного средства, оставившего след (грузовые ав­томобили, легковые автомобили, сельхозмашины, строительнодо­рожные машины, мотоциклы и мотоколяски, мотороллеры, мопеды и велосипеды).

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВ АТС

Установление модели шины по ее следам. Отображение при­знаков, характеризующих модель шины, изучается непосредствен­но в следе, в его объемной или плоскостной копии, на фотосним­ках.

К признакам, характеризующим модель шины, относятся ши­рина беговой дорожки, строение рисунка протектора и размеры отдельных его элементов.

При исследовании следа шины определяются следующие при­знаки:

ширина отобразившегося участка беговой дорожки протектора;

строение рисунка протектора (конфигурация, расположение, сочетание элементов рисунка);

размеры (линейные и угловые) элементов рисунка.

Указанные признаки сравниваются со справочными данными, имеющимися в криминалистической литературе, заводскими ката­логами и чертежами, натурными образцами шин.

Вывод эксперта относительно модели шины будет зависеть от полноты и качества отображения признаков в следе и оригиналь­ности рисунка.

Четкое отображение в следе полной ширины беговой дорожки, оригинальный рисунок протектора и совпадение этих признаков

гщалогичными признаками одной из моделей шин достаточны,i.i я категорического вывода эксперта о модели.

Если отображенный в следе участок рисунка встречается у не­скольких моделей шин, то для окончательного вывода о модели сравниваются размеры тех элементов рисунка, которые отобрази­лись в следе. В процессе сравнительного исследования следует учитывать, что ширина беговой дорожки и размеры элементов рисунка протектора в следе могут несколько отличаться от дан­ных, указанных в справочной литературе, что объясняется ошиб­ками при измерениях, деформацией шины в процессе следообразования, износом протектора. В случае совпадения всех признаков в следе с параметрами нескольких моделей шин все эти модели указываются в выводах эксперта.

Установление типа и модели автомобиля по следам колес. Решение вопроса о том, каким транспортным средством оставле­ны следы на месте происшествия, зависит от того, какие следы обнаружены.

В тех случаях, когда имеется след только одной шины, иссле­дование строится по следующей схеме.

Сначала устанавливается, моделью какой шины образован след, и определяется величина ее посадочного диаметра. Затем с помощью справочных материалов выясняют, для каких типов (моделей) автомобилей предназначена эта шина. При этом учи­тывается, что шина той или иной модели может быть использо­вана на автомобилях различных моделей. В выводах эксперт должен отметить группы транспортных средств, для которых эта модель шины предназначена и на которые шина этой модели может быть установлена.

Когда обнаружены следы колес транспортного средства, по которым можно определить размерные параметры его ходовой части, можно установить конкретную модель или несколько близ­ких по параметрам моделей транспортных средств. К числу таких параметров относятся колея, база, количество колес (рис. 11).

Колея — расстояние между средними линиями беговых доро­жек одинарных колес или между средними линиями промежутков сдвоенных колес, расположенных на одной оси.

База — расстояние между передней и задней осями. У трехос­ных автомобилей базой считается расстояние между передней и средней или между средней и задней осями.

Количество колес у автомобилей может быть различным: на передней оси всегда два колеса; на задней у двухосного — два или четыре.

Исследование в рассматриваемом случае заключается в изме­рении колеи и базы автомобиля, установлении количества колес и моделей шин, т. е. получении сведений о конструктивных особен­ностях ходовой части автомобиля, образовавшего следы, и срав­нении со справочными материалами, содержащими данные о со­ответствующих конструктивных особенностях автомобилей различ­ных типов и моделей.

Идентификация шины по ее следу. Исследование следов с целью идентификации конкретного экземпляра шины проводят по традиционной схеме идентификационных экспертиз, начиная с ре­шения вопроса о пригодности следов для идентификации. Для этого изучаются условия следообразования (характер, особенно­сти и состояние следовоспринимающей поверхности) и фиксации следов, а также устанавливается время, прошедшее с момента следообразования до изъятия шины, и интенсивность ее эксплуа­тации за этот период. Эти сведения в дальнейшем используются для оценки возможных искажений размеров элементов рисунка протектора и других признаков шины и закономерности их ото­бражения в следах. Кроме того, устанавливается достаточность этих признаков для решения идентификационных задач, которая определяется качеством каждого из них, характером и объемом содержащейся информации, относительной частотой встречаемос­ти отобразившихся признаков. Окончательно пригодность следов для идентификации устанавливается в процессе их сравнения с представленными образцами.

Установив пригодность следов для идентификации, приступают к раздельному исследованию — анализируют признаки шины и их отображение в следах. Затем сравнивают признаки группового значения, отобразившиеся в следе, с одноименными признаками проверяемой шины. По совокупности таких признаков устанавли­вают в ряде случаев тип и модель шины, образовавшей след, и сравнивают с моделью проверяемой шины. Различие моделей слу­жит. основанием для категорического вывода об отсутствии тож­дества.

При совпадении моделей проверяемой шины и шины, оставив­шей след, продолжают сравнение других групповых признаков (рис. 12):

широкий вулканизационный (выпрессовочный) шов (до 5мм), а также неравномерность его толщины, возникающие в результа

те неполного прилегания полуформ друг к друсу и их неодинако­вого разъема;

асимметричное расположение рисунка протектора, возникаю­щее в результате сдвига полуформ относительно друг друга;

повторный (сдвоенный) рисунок протектора, образующийся во время формования; *

поперечные выпрессовки резины, равномерно располагающиеся

по окружности беговой дорожки и боковины восстановленной по­крышки;

различная высота полуэлементов рельефного рисунка протек­тора, прилегающих к гребню;

смещение полуэлементов рельефного рисунка протектора по линии поперечного разъема прессформы;

степень общей изношенности шины (истирание протектора).

Устойчивые различия этих признаков являются достаточным основанием для отрицательного вывода.

При совпадении групповых признаков исследуемых объектов эксперт приступает к сопоставлению признаков, индивидуализи­рующих данный экземпляр шины, так называемых признаков про­изводственного и эксплуатационного происхождения.

К производственным признакам относятся мелкие дефекты, возникающие во время изготовления шин и их последующей ме­ханической обработки (рис. 13):

срывы (выхваты, сколы, подрывы) элементов рельефного ри­сунка протектора в виде различных по размерам и конфигурации отслоений резины;

недопрессовка элементов рельефного рисунка, проявляющаяся в виде сглаженности углов и граней ёлементов, а также в нару­шении их наружных контуров;

расхождение поперечного стыка протектора (отслоение уча­стка протектора от каркаса), на месте которого после местной вулканизации образуется зона с гладким протектором (без ри­сунка);

раковины на поверхности элементов рисунка, появление кото­рых вызвано наличием посторонних предметов в протекторе во время вулканизации;

срезы элементов рисунка, которые могут возникать в резуль­тате механического воздействия (с помощью ножей) при удалении выпрессовок резины.

При эксплуатации шин в зимних условиях в качестве средств противоскольжения используются специальные шипы, закрепляе­мые на выступах протектора. Их количество и расположение за­висят от размеров шин, назначения автотранспортного средства и конкретных дорожных условий, что является важным иденти­фикационным признаком.

Особое значение имеют признаки, приобретенные в процессе эксплуатации шин. Поскольку условия использования их различ­ны, то и изменения внешнего строения (истирание протектора, различные повреждения рельефных элементов рисунка) неодина­ковы и случайны. К основным индивидуализирующим эксплуата­ционным признакам следует отнести следующие:

пробоины или проколы (сквозные и несквозные отверстия) различных размеров, конфигурации и расположения;

выкрошенности, срезы, порезы на отдельных участках рельеф­ных элементов рисунка протектора или полное отрывание изоли­рованных выступов;

трещины, возникающие вследствие естественного старения ре­зины и многочисленных деформаций шины при качении;

местный износ протектора, проявляющийся в значительной стертости его на отдельных участках;

наличие заплат после производства местного ремонта;

наличие различных включений (камней, гвоздей и иных пред­метов), внедрившихся в промежутки между рельефнымц. элемен­тами рисунка или непосредственно в резину..

При сравнении шины и исследуемого следа изучаются совпа­дение или различие формы, размеров мелких характерных осо­бенностей внешнего строения протектора, а также их положение и взаиморасположение. Сравнение аналогичных участков на про­текторе проверяемой шины и следа можно осуществить с помо­щью наложения одномасштабных изображений следа и шины, изготовленных на прозрачном материале и содержащих не только выделенные в следе признаки, но и контуры элементов рисунка, на которых эти признаки находятся.

При обнаружении на протекторе проверяемой шины участка с похожим расположением особенностей продолжается его иссле­дование с целью выявления отличительных свойств и происхож­дения данных дефектов (результат изготовления, эксплуатации или ремонта шины), их конфигурации, размеров, положения, дав­ности возникновения повреждений (если о ней можно судить по внешним данным).

Заключительный этап этой стадии исследования состоит в сравнении результатов анализа следа и участка протектора про­веряемой шины, которым мог быть образован этот след. Одно­именные детали сопоставляются по форме, размерам и относи­тельному расположению. Помимо сопоставления можно использо­вать методы совмещения и наложения.

При сравнительном исследовании следует иметь.в виду, что следообразующая поверхность шины подвергается различным воздействиям с момента следообразования до времени изъятия шины, что обусловливает относительно быстрое изменение при­знаков. Эти изменения выражаются не только в общем и местном истирании протектора, изменении вида и размеров имеющихся на нем дефектов, но и в появлении различных новых повреждений. Поэтому при определении идентификационной значимости индивидуализирующих признаков шины следует уделять внимание относительному и взаимному их расположению. Несмотря на то что форма и размеры дефектов на самой шине подвержены су­щественным изменениям, а их отображениям свойственны откло­нения этих параметров, само расположение дефектов, даже час­тично измененных, весьма устойчиво.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.