КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности методики дактилоскопических исследовании 4 страница
2. Митричев В. С. Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий. — Саратов: СГУ, 1980. 3. Скоморохова А. Г. Криминалистическое исследование изделий массового производства. — Алма-Ата, 1979 4. ЭКСПЕРТИЗА ПЛОМБ Пломба — специальное устройство, навешиваемое на товары, запертые помещения, контейнеры, вагоны и т. п. Она выполняет контрольные функции по удостоверению сохранности материальных ценностей. При совершении хищений с опломбированных объектов преступники вскрывают пломбы и (для сокрытия следов преступления или затруднения их обнаружения) вновь навешивают снятые пломбы на прежнее место (причем создается видимость их целостности) либо заменяют поврежденные пломбы аналогичными. В подобных случаях возникает необходимость криминалистической экспертизы пломб, при производстве которой могут быть решены следующие вопросы: 1. Вскрывалась ли представленная пломба после ее первоначального навешивания на объект (или после наложения на нее оттисков пломбировочными тисками)? Каким способом навешивалась пломба повторно? 2. Не образованы ли оттиски на пломбе плашками (матрицами) представленных пломбировочных тисков? 3. Каково содержание поврежденных оттисков на представленной пломбе? ОБЪЕКТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ПЛОМБ В настоящее время в народном хозяйстве используется несколько видов пломб. К ним относятся свинцовые и полиэтиленовые пломбы; отправительские (фирменные) пломбы, которыми предприятия-изготовители опломбировывают свою товарную продукцию; пломбы иностранного производства, поступающие с импортными грузами и товарами. Наибольшее распространение получили свинцовые и полиэтиленовые пломбы цилиндрической формы. В корпусе пломбы между ее контактными плоскостями имеются два параллельных канала. У одних пломб они полностью изолированы друг от друга, у других частично соединены и образуют камеру (рис. 9). В полиэтиленовых пломбах, кроме того, в стенки камеры может быть впрессована металлическая пластинка — армировочная скоба — для лучшей фиксации пломбы в навешенном состоянии. Для навешивания таких пломб используется бечева из натуральных или синтетических волокон, одинарная или двойная проволока и лента. Обжатие пломб осуществляется специальными пломбировочными тисками, на плашках которых (они могут быть как съемными, так и выполненными заодно с тисками) имеются рельефные зеркальные изображения буквенных и цифровых знаков, отображающих ся на контактных плоскостях пломб. Материал и конструкция отправительских (фирменных) пломб,, как правило, аналогичны свинцовым и полиэтиленовым пломбам, но эти пломбы могут отличаться размерами. Другие же зачастую изготавливаются из отходов производства и имеют упрощенную несовершенную конструкцию, легко снимаются и повторно навешиваются. Например, пломбы, применяемые объединением «АВТОБАЗ» для опломбирования перевозимых новых легковых автомобилей, изготовлены из отрезков трубки из алюминиевого сплава. Контрольные знаки наносятся на контактные поверхности отправительских пломб при обжатии их пломбировочными тисками. Пломбы, поступающие с импортными грузами, можно условно разделить на две группы. К первой относятся пломбы, у которыхпосле навешивания на дверь вагона или контейнера пломбировочная бечева (проволока или лента) фиксируется в корпусе в результате обжатия его специальными пломбировочными тисками. Эти пломбы обычно изготавливаются цилиндрической или прямоугольной формы из свинца, алюминиевых сплавов или пластических масс. Их устройство аналогично отечественным свинцовым и полиэтиленовым пломбам, могут варьироваться размеры. К этой же группе можно отнести пломбы, состоящие из жестяного корпуса, стального и свинцового вкладышей, между которыми пропускается пломбировочная бечева. После этого края корпуса завальцовываются специальным приспособлением с одновременным наложением рельефных контрольных знаков на поверхность свинцового вкладыша. Ко второй группе импортных пломб можно отнести так называемые самозапирающиеся пломбы. Принцип их запирания состоит в том, что в корпус пломбы помещается замковое устройство. Оно может быть в виде разомкнутого кольца, подпружиненных пластин, лепестковых вкладышей и т. п. и при введении в корпус свободного конца пломбировочной ленты (наконечника) прочно фиксирует его и препятствует извлечению ленты (наконечника) из корпуса пломбы. Контрольные знаки наносят, как правило, заранее на корпус пломбы, вкладыши и пломбировочную ленту различными способами (типографским способом — краской, штамповкой — рельефные и др.). ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЛОМБ После обжатия пломбы пломбировочными тисками на ее контактных плоскостях образуются достаточно четкие оттиски плашек, для которых характерны плоское основание и выпуклые знаки. Внутренние каналы и камера сплющиваются, и пломбировочная бечева впрессовывается в материал пломбы. Изменение состояния пломбы происходит при ее снятии и повторном навешивании и зависит от способа снятия при совершении замаскированных преступлений. Вскрытие свинцовых и полиэтиленовых пломб, а также аналогичных по конструкции отправительских и импортных осуществляется в основном следующими способами: 1. Перекусывание петли пломбировочной проволоки вблизи одного из отверстий. Для повторного навешивания отрезанный конец проволоки вводится в предварительно расширенное входное отверстие и зажимается. Для лучшего удержания в корпусе пломбы он может быть изогнут в виде крючка. 2. Вытягивание узла, образованного пломбировочной проволокой, из камеры пломбы, расплетение его и снятие пломбы. При повторном навешивании отверстие камеры слегка расширяется и в него вновь вводится завязанный узел. В особых случаях для лучшего удержания пломбировочной проволоки в корпусе пломбы она обжимается различными приспособлениями или инструментами через мягкие прокладки. 3. Механическое разделение проволочной петли и повторное навешивание путем скручивания разделенных концов или навешивание другой пломбы. Кроме того, полиэтиленовые пломбы предварительно могут быть нагреты (например, в горячей воде), что облегчает вытягивание проволоки из корпуса пломбы. Для указанных способов вскрытия и повторного навешивания пломб характерно наличие двух групп признаков. А. Признаки, отображающиеся на внешних поверхностях пломбы: воронкообразная, расширенная форма входных отверстий и камеры пломбы; царапины вблизи отверстий; вздутия на контактных плоскостях, образующиеся в результате воздействия тонкими заостренными предметами; наличие на контактных плоскостях отображений рабочих частей инструментов или структуры мягких прокладок, использовавшихся при повторном обжиме; сглаженная, более плоская форма, неразборчивость буквенных и цифровых обозначений; наличие кольцевого уступа по краям контактных плоскостей пломбы, возникающего при повторном обжиме вскрытой пломбы тисками с плашками, имеющими куполообразные углубления, соответствующие диаметру пломбы; расширение отверстий каналов, значительное различие в длине концов, петли, конусность ее торцевых окончаний (признаки срывания пломбы, когда резкое натяжение проволоки приводит к расширению отверстий каналов и ее разрыву). Б, Признаки, отображающиеся на внутренних поверхностях пломбы: нарушение целостности пломбировочной проволоки внутри корпуса пломбы; сдвоенность отображений проволоки на стенках каналов, камеры, армировочной скобе вследствие несовпадения местоположения проволоки после повторного введения ее в камеру; повреждения на стенках каналов, камеры и армировочной скобе в виде царапин, образующиеся твердыми заостренными предметами при расширении каналов и камеры или разгибании армировочной скобы; следы скольжения в виде трасс на стенках каналов, камеры и армировочной скобе, образующиеся При вытягивании и вторичном втягивании проволоки (следы протяжки). Самозапирающиеся пломбы очень трудно вскрыть, не повредив корпус, ленту или запирающее устройство, поэтому следы вскрытия в виде царапин можно наблюдать в области входных отверстий, по краям завальцовки корпуса пломбы или на пломбировочной ленте в случае ее расчленения. Установление факта снятия и повторного навешивания пломбы. Исследование пломбы начинается с ее осмотра и микроскопического изучения. При этом в заключении эксперта необходимо отразить, какие технические средства использовались. В ходе исследования выявляются и изучаются признаки, отображающие состояние внешних поверхностей пломбы: материал, цвет, форма и основные размерные характеристики пломбы; способ нанесения, форма, размеры и содержание рельефных оттисков и иных обозначений; наличие (или осутствие) следов механического, химического или термического воздействия, их форма и локализация; состояние и характеристика пломбировочной бечевы (проволоки, ленты) и прочность удержания ее в корпусе пломбы. Затем пломбу фотографируют, фиксируя ее общий вид с обеих сторон,1 а также следы снятия и повторного навешивания, если они были обнаружены. Для исследования внутренних поверхностей пломбу разрезают скальпелем или тонкой пилкой на две части параллельно контактным плоскостям, стараясь при этом не нарушить положение пломбировочной бечевы в каналах и не уничтожить следы (если они имеются) на внутренних поверхностях пломбы. Полиэтиленовые пломбы легко режутся слегка нагретым лезвием ножа. В ходе исследования устанавливают признаки, отображающие состояние внутренних поверхностей пломбы: целостность бечевы (проволоки, ленты); прочность впрессовки бечевы в материал пломбы или армировочной скобы; наличие (либо отсутствие) на поверхности каналов или армировочной скобе следов скольжения, сдвига материала пломбы; наличие (либо отсутствие) несоответствия в расположении средств крепления и их следов внутри пломбы (конфигурация бечевы и вдавленных следов от нее, диаметр проволоки и ширина следов и др.); состояние входных и выходных частей каналов (нет ли расширений) и наличие на их стенках и на внутренних поверхностях камеры или армировочной скобе следов воздействия посторонними предметами. Выявленные при исследовании признаки и следы фиксируются фотосъемкой, в том числе способами макро и микрофотографии. Вывод о вскрытии и повторном навешивании пломбы основывается на всей совокупности оцениваемых результатов исследования. Первостепенная роль принадлежит качественной стороне выявленных признаков. Одни признаки являются бесспорным доказательством факта снятия и повторного навешивания пломбы, а также способов, которыми эти действия осуществлялись. К ним прежде всего относятся особенности, обнаруженные внутри пломбы, случайность возникновения которых, как правило, исключена Остальные признаки могут быть следствием иных причин: пломба недостаточно прочно закреплена на бечеве и поэтому в некоторых пределах перемещается по ней, при этом возникают следы скольжения на стенках каналов; отдельные поверхностные повреждения возникают при воздействии на пломбу какихлибо внешних факторов (удар посторонним предметом, сильное прижатие к опломбированному объекту и т.п.). Оценка результатов исследования должна быть направлена и на определение обстоятельств, способствовавших замаскированным снятию и повторному навешиванию пломбы: упрощенный способ пломбирования; использование не соответствующих требованиям средств крепления пломбы; дефекты пломбировочных тисков, препятствующие надежному закреплению пломбы и др. Идентификация плашек пломбировочных тисков по оттискам на пломбе. Для маскировки краж и хищений нередко преступники, у которых имеются пломбировочные тиски такого же типа, какими сделаны оттиски на пломбе, взамен снятой пломбы навешивают аналогичную и ставят на ней оттиски своих тисков. В таких случаях на разрешение экспертизы ставится вопрос об идентификации пломбировочных тисков по их оттискам на пломбе. Объектами такой экспертизы являются: исследуемая пломба, образцы аналогичных пломб, экспериментальные оттиски идентифицируемых тисков либо сами пломбировочные тиски. Каждую плашку тисков характеризует совокупность так называемых технологических признаков: содержание и расположение буквенных, цифровых и иных обозначений; конфигурация и размеры основания плашки; конфигурация, размеры, общая характеристика (чистота обработки, форма поверхности) и структура поверхности каждого знака обозначения; рельеф поверхности основания плашки. Вышеперечисленные признаки образуются при изготовлении (гравировании) плашек. При использовании тисков изменяется внешнее строение плааиек, на поверхности которых появляются отдельные дефекты — вмятины, царапины, какието повреждения рельефных знаков и т. п. Эти изменения и являются теми особенностями, которые индивидуализируют каждую плашку в отдельности. Их называют эксплуатационными, или признаками износа. Исследуя представленные тиски, определяют их тип, а также особенности конструкции и состояния, влияющие на качество пломбирования. При изучении плашек тисков определяются их форма, размеры, содержание и расположение контрольных знаков. С помощью приборов увеличения выявляют микрорельеф на основании плашек; в углублениях знаков выделяют участки, на которых он наиболее выражен. Параллельно с тисками исследуют экспериментальные оттиски плашек на образцах аналогичных пломб, определяя при этом особенности механизма отображения в них идентификационных признаков и выявляя их устойчивую совокупность. После исследования тисков изучаются общие признаки (качество пломбирования, форма, размеры и содержание оттисков; форма, размеры и расположение отдельных знаков) пломбы, являющейся вещественным доказательством. Выявленные общие признаки сравниваются с аналогичными признаками проверяемых пломбировочных тисков и экспериментальных оттисков их плашек. При наличии существенных различий хоти бы части этих общих признаков делается вывод об отсутствии тождества. При совпадении общих признаков изучаются и сравниваются признаки износа плашек тисков (или их отображения в экспериментальных оттисках) и отображения этих дефектов в оттисках на пломбе: конфигурация линий отдельных знаков, их взаимное расположение и рельеф поверхностей; мелкие повреждения контактной поверхности плашки и их отображения на пломбе; рельеф краев плашек, который может отображаться на пломбе в виде динамических следов скольжения и др. Данные признаки сравниваются с учетом формы, размеров и [ Ц расположения отдельных деталей на поверхности плашки и отно И сительно других элементов ее рельефа. При установлении совпадения совокупности общих (изготовления) и индивидуализирующих (износа) признаков эксперт делает вывод о тождестве либо только плашек (когда они съемные), либо самих пломбировочных тисков, с которыми плашки составляют единое целое. Возможности применения рентгеноскопических методов и растровой электронной микроскопии при исследовании пломб. Прежде Ц чем разрезать или вскрывать пломбу, целесообразно выяснить состояние и положение ее деталей (особенно при представлении на экспертизу пломб, снятых с вагонов и контейнеров, поступивших из-за границы). В этом случае может быть применен такой не разрушающий объекты метод, как рентгеновский анализ. Одной из наиболее распространенных рентгеновских установок, работающих в режиме «мягкого» рентгеновского излучения, является рентгеновский излучатель «РЕИСИ». При исследовании пластмассовых пломб хорошо выявляется и фиксируется положение не только армировочной скобы и пломбировочной проволоки, но и различных следов внутри камеры, по которым можно судить о нарушении пломбы (воздействии посторонним предметом, первичном и вторичном наложении и др.). Конструктивные особенности растрового электронного микроскопа (РЭМ) дают возможность: изучения следов или поверхностей пломб при больших увеличениях со значительной глубиной резкости и высокой, разрешающей способностью; усиления топографического контраста для выявления слабо выраженного рельефа; профилирования участка поверхности объекта или линии с одновременным получением обычного изображения. Применение РЭМа, снабженного рентгеновским микроанализатором, позволяет производить комплексное исследование пломб — изучать признаки внешнего строения пломб или следов и определять элементный состав материалов пломб и их деталей, а также других веществ, которые могут находиться на объекте в весьма малых количествах. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Герасимов А. М., Капитонов В. Е., Пименов Н. Ф., Рыжков В. Л. Криминалистическое исследование; современных типов пломб и закруток железнодорожных вагонов. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1988. 2. 3 у е в Е. И. Экспертное исследование железнодорожных пломб. — М., 1980. . 3. Предварительное исследование некоторых криминалистических объектов с помощью рентгеновского излучателя «РейсИ»: Методические рекоменда дни. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1985. 5. ЭКСПЕРТИЗА СЛЕДОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Экспертиза следов автотранспортных средств (АТС) связана с их использованием в качестве орудий, средств или объектов преступления (дорожнотранспортные происшествия, перевозка похищенного, хищение транспортных средств и др.). На разрешение экспертизы чаще всего ставятся вопросы: 1. Шиной какой модели оставлен изъятый с места происшествия след? 2. К какому типу (марке) относится транспортное средство (ТС), оставившее следы на месте происшествия? 3. Не данной ли шиной, установленной на конкретном транспортном средстве, образованы следы? 4. Не данным ли транспортным средством образованы следы его контактного воздействия на определенный объект? Решение последнего вопроса имеет много общего с экспертизой статических и динамических следов инструментов и орудий, поэтому в данном параграфе не рассматривается. ОБЪЕКТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ СЛЕДОВ АТС На экспертизу следов АТС чаще всего поступают автотранспортные средства, их отдельные части, а также следы ТС на объектах, которые составляют две основные группы: следы шин, наиболее распространенные и содержащие значительный объем информации о транспортном средстве; следы автотранспортного средства.(отделившиеся части и детали транспортного средства, частицы краски, горючесмазочные материалы и др.). Шина — это резинотканевая оболочка, укрепляемая на ободе колеса, используемая для уменьшения динамической нагрузки на колеса и обеспечения необходимого сцепления колес с поверхностью дороги. Пневматические шины состоят из покрышки (рис. 10) и камеры. К внешним элементам покрышки относятся беговая дорожка, плечо, боковые стенки и борта. Наибольшее трасологическое значение имеет беговая дорожка, образующая большинство следов шин. Следы шин автотранспортных средств классифицируются по нескольким показателям: механизм образования (следы качения и скольжения); механизм формирования следов (объемные, поверхностные и комбинированные); вид следообразующей поверхности (следы беговой дорожки и боковины протектора); вид транспортного средства, оставившего след (грузовые автомобили, легковые автомобили, сельхозмашины, строительнодорожные машины, мотоциклы и мотоколяски, мотороллеры, мопеды и велосипеды). ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВ АТС Установление модели шины по ее следам. Отображение признаков, характеризующих модель шины, изучается непосредственно в следе, в его объемной или плоскостной копии, на фотоснимках. К признакам, характеризующим модель шины, относятся ширина беговой дорожки, строение рисунка протектора и размеры отдельных его элементов. При исследовании следа шины определяются следующие признаки: ширина отобразившегося участка беговой дорожки протектора; строение рисунка протектора (конфигурация, расположение, сочетание элементов рисунка); размеры (линейные и угловые) элементов рисунка. Указанные признаки сравниваются со справочными данными, имеющимися в криминалистической литературе, заводскими каталогами и чертежами, натурными образцами шин. Вывод эксперта относительно модели шины будет зависеть от полноты и качества отображения признаков в следе и оригинальности рисунка. Четкое отображение в следе полной ширины беговой дорожки, оригинальный рисунок протектора и совпадение этих признаков гщалогичными признаками одной из моделей шин достаточны,i.i я категорического вывода эксперта о модели. Если отображенный в следе участок рисунка встречается у нескольких моделей шин, то для окончательного вывода о модели сравниваются размеры тех элементов рисунка, которые отобразились в следе. В процессе сравнительного исследования следует учитывать, что ширина беговой дорожки и размеры элементов рисунка протектора в следе могут несколько отличаться от данных, указанных в справочной литературе, что объясняется ошибками при измерениях, деформацией шины в процессе следообразования, износом протектора. В случае совпадения всех признаков в следе с параметрами нескольких моделей шин все эти модели указываются в выводах эксперта. Установление типа и модели автомобиля по следам колес. Решение вопроса о том, каким транспортным средством оставлены следы на месте происшествия, зависит от того, какие следы обнаружены. В тех случаях, когда имеется след только одной шины, исследование строится по следующей схеме. Сначала устанавливается, моделью какой шины образован след, и определяется величина ее посадочного диаметра. Затем с помощью справочных материалов выясняют, для каких типов (моделей) автомобилей предназначена эта шина. При этом учитывается, что шина той или иной модели может быть использована на автомобилях различных моделей. В выводах эксперт должен отметить группы транспортных средств, для которых эта модель шины предназначена и на которые шина этой модели может быть установлена. Когда обнаружены следы колес транспортного средства, по которым можно определить размерные параметры его ходовой части, можно установить конкретную модель или несколько близких по параметрам моделей транспортных средств. К числу таких параметров относятся колея, база, количество колес (рис. 11). Колея — расстояние между средними линиями беговых дорожек одинарных колес или между средними линиями промежутков сдвоенных колес, расположенных на одной оси. База — расстояние между передней и задней осями. У трехосных автомобилей базой считается расстояние между передней и средней или между средней и задней осями. Количество колес у автомобилей может быть различным: на передней оси всегда два колеса; на задней у двухосного — два или четыре. Исследование в рассматриваемом случае заключается в измерении колеи и базы автомобиля, установлении количества колес и моделей шин, т. е. получении сведений о конструктивных особенностях ходовой части автомобиля, образовавшего следы, и сравнении со справочными материалами, содержащими данные о соответствующих конструктивных особенностях автомобилей различных типов и моделей. Идентификация шины по ее следу. Исследование следов с целью идентификации конкретного экземпляра шины проводят по традиционной схеме идентификационных экспертиз, начиная с решения вопроса о пригодности следов для идентификации. Для этого изучаются условия следообразования (характер, особенности и состояние следовоспринимающей поверхности) и фиксации следов, а также устанавливается время, прошедшее с момента следообразования до изъятия шины, и интенсивность ее эксплуатации за этот период. Эти сведения в дальнейшем используются для оценки возможных искажений размеров элементов рисунка протектора и других признаков шины и закономерности их отображения в следах. Кроме того, устанавливается достаточность этих признаков для решения идентификационных задач, которая определяется качеством каждого из них, характером и объемом содержащейся информации, относительной частотой встречаемости отобразившихся признаков. Окончательно пригодность следов для идентификации устанавливается в процессе их сравнения с представленными образцами. Установив пригодность следов для идентификации, приступают к раздельному исследованию — анализируют признаки шины и их отображение в следах. Затем сравнивают признаки группового значения, отобразившиеся в следе, с одноименными признаками проверяемой шины. По совокупности таких признаков устанавливают в ряде случаев тип и модель шины, образовавшей след, и сравнивают с моделью проверяемой шины. Различие моделей служит. основанием для категорического вывода об отсутствии тождества. При совпадении моделей проверяемой шины и шины, оставившей след, продолжают сравнение других групповых признаков (рис. 12): широкий вулканизационный (выпрессовочный) шов (до 5мм), а также неравномерность его толщины, возникающие в результа те неполного прилегания полуформ друг к друсу и их неодинакового разъема; асимметричное расположение рисунка протектора, возникающее в результате сдвига полуформ относительно друг друга; повторный (сдвоенный) рисунок протектора, образующийся во время формования; * поперечные выпрессовки резины, равномерно располагающиеся по окружности беговой дорожки и боковины восстановленной покрышки; различная высота полуэлементов рельефного рисунка протектора, прилегающих к гребню; смещение полуэлементов рельефного рисунка протектора по линии поперечного разъема прессформы; степень общей изношенности шины (истирание протектора). Устойчивые различия этих признаков являются достаточным основанием для отрицательного вывода. При совпадении групповых признаков исследуемых объектов эксперт приступает к сопоставлению признаков, индивидуализирующих данный экземпляр шины, так называемых признаков производственного и эксплуатационного происхождения. К производственным признакам относятся мелкие дефекты, возникающие во время изготовления шин и их последующей механической обработки (рис. 13): срывы (выхваты, сколы, подрывы) элементов рельефного рисунка протектора в виде различных по размерам и конфигурации отслоений резины; недопрессовка элементов рельефного рисунка, проявляющаяся в виде сглаженности углов и граней ёлементов, а также в нарушении их наружных контуров; расхождение поперечного стыка протектора (отслоение участка протектора от каркаса), на месте которого после местной вулканизации образуется зона с гладким протектором (без рисунка); раковины на поверхности элементов рисунка, появление которых вызвано наличием посторонних предметов в протекторе во время вулканизации; срезы элементов рисунка, которые могут возникать в результате механического воздействия (с помощью ножей) при удалении выпрессовок резины. При эксплуатации шин в зимних условиях в качестве средств противоскольжения используются специальные шипы, закрепляемые на выступах протектора. Их количество и расположение зависят от размеров шин, назначения автотранспортного средства и конкретных дорожных условий, что является важным идентификационным признаком. Особое значение имеют признаки, приобретенные в процессе эксплуатации шин. Поскольку условия использования их различны, то и изменения внешнего строения (истирание протектора, различные повреждения рельефных элементов рисунка) неодинаковы и случайны. К основным индивидуализирующим эксплуатационным признакам следует отнести следующие: пробоины или проколы (сквозные и несквозные отверстия) различных размеров, конфигурации и расположения; выкрошенности, срезы, порезы на отдельных участках рельефных элементов рисунка протектора или полное отрывание изолированных выступов; трещины, возникающие вследствие естественного старения резины и многочисленных деформаций шины при качении; местный износ протектора, проявляющийся в значительной стертости его на отдельных участках; наличие заплат после производства местного ремонта; наличие различных включений (камней, гвоздей и иных предметов), внедрившихся в промежутки между рельефнымц. элементами рисунка или непосредственно в резину.. При сравнении шины и исследуемого следа изучаются совпадение или различие формы, размеров мелких характерных особенностей внешнего строения протектора, а также их положение и взаиморасположение. Сравнение аналогичных участков на протекторе проверяемой шины и следа можно осуществить с помощью наложения одномасштабных изображений следа и шины, изготовленных на прозрачном материале и содержащих не только выделенные в следе признаки, но и контуры элементов рисунка, на которых эти признаки находятся. При обнаружении на протекторе проверяемой шины участка с похожим расположением особенностей продолжается его исследование с целью выявления отличительных свойств и происхождения данных дефектов (результат изготовления, эксплуатации или ремонта шины), их конфигурации, размеров, положения, давности возникновения повреждений (если о ней можно судить по внешним данным). Заключительный этап этой стадии исследования состоит в сравнении результатов анализа следа и участка протектора проверяемой шины, которым мог быть образован этот след. Одноименные детали сопоставляются по форме, размерам и относительному расположению. Помимо сопоставления можно использовать методы совмещения и наложения. При сравнительном исследовании следует иметь.в виду, что следообразующая поверхность шины подвергается различным воздействиям с момента следообразования до времени изъятия шины, что обусловливает относительно быстрое изменение признаков. Эти изменения выражаются не только в общем и местном истирании протектора, изменении вида и размеров имеющихся на нем дефектов, но и в появлении различных новых повреждений. Поэтому при определении идентификационной значимости индивидуализирующих признаков шины следует уделять внимание относительному и взаимному их расположению. Несмотря на то что форма и размеры дефектов на самой шине подвержены существенным изменениям, а их отображениям свойственны отклонения этих параметров, само расположение дефектов, даже частично измененных, весьма устойчиво.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |