Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии и формы обучения




Тема 15. Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

Тема 14. Методика расследования мошенничеств

Тема 13. Методика расследования ДТП

Тема 12. Методика расследования грабежей и разбоев

Отрабатываемые вопросы: 1. Особенности возбуждения уголовного дела по грабежам и разбойным нападениям. 2. Особенности тактики отдельных следственных действий. 3. Судебные экспертизы, назначаемые по делам данной категории и обстоятельства, устанавливаемые в ходе их проведения.

Занятие проводится в виде деловой, ролевой игры по фабуле, предложенной преподавателем.

Во время занятия студентам предлагаются вводные, которые указывают направления расследования или являются реакцией на запланированные студентами мероприятия или сделанные запросы (для получения конкретной информации).

Отрабатываемые вопросы: 1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений. 2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций. 3. Первоначальный этап расследования. 4. Последующий этап расследования

 

Отрабатываемые вопросы: 1. Криминалистическая характеристика мошенничества. 2. Особенности возбуждения уголовных дел о мошенничестве. 3. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о мошенничестве. 4. Типичные следственные ситуации, возникающие на первоначальном этапе расследования мошенничества. 5. Особенности использования специальных знаний при расследовании мошенничества.

 

Во время занятия студенты должны решить пять задач, относящихся к данной теме, содержащихся в т. 3 Практикума по криминалистике.

Отрабатываемые вопросы: 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних. 2. Обстоятельства, подлежащие выяснению при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними.3. Особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних.

 

Управление самостоятельной работой студента.

консультации по вопросам освоения основных дидактических единиц данного модуля.

Приложение 3
к рабочей программе дисциплины
«Криминалистика»

Рекомендации по освоению дисциплины для студента

Трудоемкость освоения дисциплины составляет 180 часов, из них 18 часов аудиторных занятий и 153 часов, отведенных на самостоятельную работу студента.

Рекомендации по распределению учебного времени по видам самостоятельной работы и модулям дисциплины приведены в таблице.

Формы контроля и критерии оценивания приведены в Приложении 4 к Рабочей программе.

 

Вид работы Содержание (перечень вопросов) Трудоемкость, час. (ЗЕ) Рекомендации
Модуль 1. Теория криминалистики и криминалистическая техника
Подготовка к лекции № 1 Самостоятельное изучение вопросов: Предмет науки криминалистики: этапы развития представлений о предмете криминалистики; современное представление о предмете науки криминалистики. Система криминалистики. Связь криминалистики с другими правовыми дисциплинами, а также судебной медициной, судебной психиатрией и психологией. Задачи криминалистики в обеспечении деятельности правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений на современном этапе. Методы криминалистики: понятие метода; всеобщий, общие и частные (специальные) методы; основные направления разработки новых методов в криминалистике; требования, предъявляемые к криминалистическим методам. Понятие криминалистической идентификации.. Научные основы (предпосылки) криминалистической идентификации. Понятие свойства и признака объекта, идентификационного комплекса признаков и идентификационного периода. Задачи криминалистической идентификации. Субъекты и объекты криминалистической идентификации, ее формы и виды. Соотношение криминалистической идентификации и установления групповой принадлежности. Процесс криминалистической идентификации. Значение криминалистической идентификации. Понятие криминалистической диагностики, ее задачи и значение для раскрытия и расследования преступлений. Объекты криминалистического диагностирования. Стадии (этапы) диагностического исследования. Понятие криминалистической техники как раздела науки криминалистики. Классификация технико-криминалистических средств и методов: в зависимости от целей их использования; по видам исследования; средства обнаружения следов; средства фиксации и изъятия объектов. Направления развития криминалистической техники. Понятие криминалистической экспертизы, ее роды, виды и разновидности. Понятие и научные основы криминалистической фотографии, киносъемки и видеозаписи как отрасли криминалистической техники. Система криминалистической фотографии. Фотографические средства, используемые при раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений. Понятие и классификация материальных следов преступления и механизм их образования, классификация следов-отображений. Этапы работы со следами по месту их нахождения: обнаружение, фиксация, осмотр и изъятие. Понятие дактилоскопии. Строение кожного покрова рук человека, свойства папиллярных узоров, классификация папиллярных узоров. Средства и методы обнаружения и фиксации следов папиллярных узоров. Подготовка и назначение судебно-дактилоскопической экспертизы. Обстоятельства, устанавливаемые при проведении дактилоскопической экспертизы. Значение следов папиллярных узоров в раскрытии и расследовании преступлений. Следы ног человека. Классификация следов ног. Свойства ног, отображающиеся в следах, и механизм следообразования. Средства и методы обнаружения и фиксации следов ног человека. Подготовка и назначение экспертизы следов ног человека. Обстоятельства, устанавливаемые при проведении экспертизы ног человека. Криминалистическое значение ног человека. Следы зубов, ногтей и одежды человека, их классификация и значение. Следы орудий взлома, механизмов и инструментов. Классификация следов орудий и инструментов, свойств объектов, отображающиеся в следах, и механизм их образования. Средства и методы обнаружения следов орудий и инструментов. Следы транспортных средств. Классификация следов транспортных средств, их свойства как следообразующих объектов и механизм следообразования. Средства и методы обнаружения и фиксации следов транспортных средств. Криминалистическое значение следов транспортных средств. Понятие габитоскопии, ее структура. Понятие элементов внешности человека, их свойства и классификация. Источники информации о признаках внешности человека. Криминалистические средства и методы установления и фиксации внешних признаков человека. Значение информации о внешности человека для раскрытия и расследования преступлений.     Аленин А. П. Образцы описания отдельных объектов в процессуальных документах: учеб.-практ. пособие / Ом. акад. МВД РФ. – Омск, 2005. – 67 с.   Зинин А. М. Судебная экспертиза: учеб. пособие. – М.: Юрайт: Право и закон, 2002.   Иванов Н. А. Проверка подлинности документов и идентификация личности по фотографии в нотариальной практике: учеб.-практ. пособие / Н. А. Иванов, А. М. Зинин. – М.: ФРПК, 2008.   Ищенко А. В. Криминалистическая фотография и видеозапись: учеб.-практ. пособие / А. В. Ищенко, П. П. Ищенко, В. А. Зотчев. – М.: Юристъ, 1999.   Корниенко Н. А. Следы человека в криминалистике: учеб.-метод. пособие. – СПб.: Питер, 2001.   Павлов И. В. Контроль подлинности документов, ценных бумаг и денежных знаков: учеб. пособие / И. В. Павлов, А. И. Потапов. – М.: Техносфера, 2007.   Самищенко С. С. Современная дактилоскопия: основы и тенденции развития: курс лекций: учеб.-метод. пособие / Московский психолого-социальный институт; Российская академия образования. – М., 2004.   Топорков А. А. Словесный портрет: практическое пособие. – М., 1999.   Аленин А. П. Использование словесного портрета в розыскной деятельности ОВД: учеб.-практ. пособие / А. П. Аленин, Ю. П. Дубягин, А. А. Кузнецов; Ом. юрид. ин-т МВД РФ. - Омск, 1996.  
Подготовка лабораторного практикума № 1 Криминалистическая фотография: 1. На открытой местности (улица, двор, сквер) на имитированном месте происшествия (кража со взломом из магазина, гаража и др.) произвести: а) ориентирующую фотосъемку способом круговой или линейной (4-5 кадров) панорамы; б) обзорную фотосъемку; в) узловую фотосъемку; г) детальную фотосъемку масштабным способом. 2. Произвести опознавательную фотосъемку живого лица в положении: фас, правый профиль и левый полупрофиль. 3. Проявить полученные фотоплёнки и изготовить: фотографии места происшествия: ориентирующий фотоснимок (состоящий из 4-5 фотографий), обзорный, узловой и детальный форматом 9х13 см; опознавательные фотоснимки живого лица форматом 6х9 см. Наклеить фотографии в лабораторный практикум № 1. Трасология: 1. Осмотреть представленный объект и выявить на нем невидимые или слабо видимые следы рук. 2. Схематически зарисовать объект и следы рук на нем в практикуме с указанием основных результатов измерений (объекта, следов, расстояний между следами и т.п.). 3. Определить и описать признаки (в практикуме), позволяющие установить руку и пальцы, оставившие следы на осматриваемом объекте. 4. Описать объект и следы рук на нем в виде фрагмента протокола осмотра (в лабораторном практикуме). 5. Скопировать (изъять) выявленные следы на дактопленку. 6. Произвести процессуальное и техническое оформление результатов изъятия следов на дактилоскопическую пленку. 7. Составить фрагмент постановления о назначении судебной экспертизы по исследованию следов рук в практикуме. 8. Изготовить пробные отпечатки пальцев на листах чистой бумаги. 9. Изготовить дактилоскопическую карту. 10. Вклеить в лабораторный практикум конверт из бумаги и поместить в него дактилокарту. 11. Установить типы, виды и разновидности папиллярных узоров, отобразившихся на дактилоскопической карте и вписать эти данные в практикум. 12. Схематически зарисовать папиллярные узоры, отобразившиеся на дактилоскопической карте в практикуме. 13. Разметить на фотографии, предварительно вклеенной в практикум № 1, детали папиллярного узора и обозначить их наименования. Габитоскопия: 1. Письменно описать человека по сигналетическим фотоснимкам, имеющимся в лабораторном практикуме. 2. На отдельных листах бумаги составить розыскную ориентировку на лицо из учебной группы и сдать преподавателю. 3. Письменно составить розыскные ориентировки в лабораторном практикуме на лицо изображенное на фотоснимках.     Аленин А. П. Образцы описания отдельных объектов в процессуальных документах: учеб.-практ. пособие / Ом. акад. МВД РФ. – Омск, 2005. – 67 с.   Зинин А. М. Судебная экспертиза: учеб. пособие. – М.: Юрайт: Право и закон, 2002.   Иванов Н. А. Проверка подлинности документов и идентификация личности по фотографии в нотариальной практике: учеб.-практ. пособие / Н. А. Иванов, А. М. Зинин. – М.: ФРПК, 2008.   Ищенко А. В. Криминалистическая фотография и видеозапись: учеб.-практ. пособие / А. В. Ищенко, П. П. Ищенко, В. А. Зотчев. – М.: Юристъ, 1999.   Корниенко Н. А. Следы человека в криминалистике: учеб.-метод. пособие. – СПб.: Питер, 2001.   Павлов И. В. Контроль подлинности документов, ценных бумаг и денежных знаков: учеб. пособие / И. В. Павлов, А. И. Потапов. – М.: Техносфера, 2007.   Самищенко С. С. Современная дактилоскопия: основы и тенденции развития: курс лекций: учеб.-метод. пособие / Московский психолого-социальный институт; Российская академия образования. – М., 2004.   Топорков А. А. Словесный портрет: практическое пособие. – М., 1999.   Аленин А. П. Использование словесного портрета в розыскной деятельности ОВД: учеб.-практ. пособие / А. П. Аленин, Ю. П. Дубягин, А. А. Кузнецов; Ом. юрид. ин-т МВД РФ. - Омск, 1996.   Кошманов М. П. Признаки почерка: учеб. пособие / М. П. Кошманов, А. А. Шнейдер, П. М. Кошманов; Сарат. высш. шк. МВД РФ. - Саратов, 1997. -
Итого по модулю 1      
Модуль 2. Криминалистическая тактика
Подготовка к лекции № 3 Самостоятельное изучение вопросов: Общие положения криминалистической тактики. Понятие и содержание криминалистической тактики. Связь криминалистической тактики с другими частями криминалистики, юридическими и другими науками, практикой раскрытия и расследования преступлений. Система криминалистической тактики. Основные понятия криминалистической тактики. Источники криминалистической тактики. Тактика отдельных следственных действий как основная часть этого раздела криминалистики. Понятие, виды, цели и этапы следственного действия. Тенденции развития криминалистической тактики. Тактика следственного осмотра и освидетельствования Понятие и сущность следственного осмотра. Цели осмотра. Его виды. Общие положения тактики следственного осмотра. Понятие, сущность и задачи осмотра места происшествия. Методы и способы осмотра. Этапы и стадии осмотра места происшествия. Работа следователя на каждом из этапов. Сочетание осмотра с оперативно-розыскными мероприятиями на месте происшествия. Участие специалиста в осмотре. Технические средства, применяемые при осмотре. Фиксация хода и результатов осмотра места происшествия. Требования, предъявляемые к протоколу осмотра места происшествия. Дополнительные способы фиксации хода и результатов осмотра. Осмотр помещений и участков местности, не являющихся местом происшествия. Освидетельствование как особый вид следственного осмотра, его отличия от судебно-медицинского обследования. Тактика осмотра трупа на месте его обнаружения. Особенности осмотра неопознанного трупа. Тактика допроса и очной ставки Понятие и виды допроса. Понятие очной ставки. Общие положения тактики допроса. Этапы допроса. Понятие психологического контакта следователя с допрашиваемым. Значение установления психологического контакта для достижения целей допроса. Тактические приемы эмоционального и логического воздействия на доп-рашиваемого, применяемые при допросе. Подготовка к допросу. Технические средства, применяемые при допросе. Планирование допроса. Тактические особенности допроса в условиях бесконфликтной ситуации (дача правдивых показаний, ненамеренно ложных показаний). Тактические особенности допроса в условиях конфликтной ситуации (с нестрогим соперничеством, со строгим соперничеством). Приемы установления осведомленности допрашиваемого, не желающего давать правдивые показания. Особенности допроса подозреваемого и обвиняемого с участием защитника. Особенности тактики допроса несовершеннолетних. Фиксация хода и результатов допроса. Требования, предъявляемые к протоколу допроса. Допрос с применением звуко- и видеозаписи. Тактика очной ставки. Тактика обыска и выемки Понятие, сущность и задачи обыска и выемки. Значение этих следствен-ных действий в раскрытии и расследовании преступлений. Основания для производства обыска и выемки. Отличие обыска от выемки. Психологические основы и общие положения обыска и выемки. Подготовка к обыску. Технические средства, применяемые при обыске. Тактические приемы проведения различных видов обыска в зависимости от обыскиваемого объекта, последовательности и времени его производства. Тактика производства выемки. Фиксация результатов обыска и выемки. Тактика предъявления для опознания Понятие и сущность предъявления для опознания. Значение этого след-ственного действия в раскрытии и расследовании преступлений. Виды предъявления для опознания. Подготовка к предъявлению для опознания. Тактические приемы предъявления для опознания людей. Тактические особенности других видов предъявления для опознания. Предъявление для опознания по фотоизображениям. Фиксация хода и результатов предъявления для опознания. Оценка ре-зультатов этого следственного действия. Тактика следственного эксперимента Понятие следственного эксперимента, его сущность и значение в раскрытии и расследовании преступлений. Его цели. Виды следственного эксперимента. Подготовка к следственному эксперименту. Реконструкция обстановки и материальных объектов как важнейший элемент подготовки. Общие положения тактики следственного эксперимента. Фиксация хода и результатов следственного эксперимента и их оценка. Тактика проверки показаний на месте Понятие и сущность проверки показаний на месте. Подготовка к проверке показаний на месте. Тактика проведения проверки показаний на месте. Фиксация хода и результатов проверки показаний на месте и их оценка. Особенности тактики проверки показаний на месте при расследовании групповых или организованных преступлений. Тактика использования специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений. Назначение и производство судебных экспертиз. Понятие использования специальных познаний и их значение в раскрытии и расследовании преступлений. Тактика использования специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений. Консультации и дачи справок сведущих лиц, применение специальных познаний следователем, как формы использования специальных познаний. Понятие и виды судебных экспертиз. Процесс экспертного исследования. Его стадии. Содержание заключения эксперта. Требования, предъявляемые к заключению, критерии его оценки. Значение получения образцов для сравнительного исследования, а также назначения и производства предварительного специального исследования и экспертиз в раскрытии и расследовании преступлений. Понятие образцов для сравнительного исследования. Виды образцов. Требования, предъявляемые к образцам для сравнительного исследования.       Зинин А. М. Судебная экспертиза: учеб. пособие. – М.: Юрайт: Право и закон, 2002.   Сорокотягина Д. А. Судебная экспертиза (экспертология): учеб. пособие / Д. А. Сорокотягина, И. Н. Сорокотягин; Уральская государственная юридическая академия. – Екатеринбург, 2000.   Кальницкий В. В. Следственные действия: учеб. пособие / Ом. акад. МВД РФ. – 2-е изд., перераб. и доп. – Омск, 2003.   Комиссарова Я. В. Особенности невербальной коммуникации в ходе расследования преступлений: монография / Я. В. Комиссарова, В. В. Семенов. – М.: Юрлитинформ, 2004. – 224 с.   Криминалистическая тактика: учеб.-метод. пособие / ред.: В. Н. Карагодин, Е. В. Шишкина; Урал. гос. юрид. академия. – Екатеринбург, 1998.   Самолаева Е. Ю. Теория и практика предъявления для опознания людей: учеб.-практ. пособие. – М.: Юрлитинформ, 2004.  
Подготовка контрольной работы Вариант № 1 1. Понятие и содержание следственной ситуации. Значение ситуационного подхода при разработке приемов и рекомендаций криминалистической методики. 2. Общие положения тактики отдельных следственных действий. Этапы и стадии следственного действия. 3. Иванов обратился в ОВД с заявлением о том, что пять дней назад после очередной семейной ссоры его жена ушла из дома и до сих пор не вернулась. По словам Иванова, друзей или знакомых у жены по месту жительства не было, так как они лишь недавно переехали сюда из Волгограда. Жена жить здесь не хотела, и на этой почве у них бывали ссоры. В ходе проверки было выявлено, что гражданка Иванова к своим родителям, проживающим в Волгограде, не приезжала. Нет ее и у тех знакомых, которые были названы мужем. Соседи Ивановых подтвердили факт частых скандалов в их семье. Задание Выдвиньте версии, предложите комплекс действий по их проверке.   Вариант № 2 1. Понятие, цели и виды следственного осмотра. Общие положения тактики следственного осмотра. 2. Использование возможностей судебно-медицинской экспертизы при расследовании убийств. 3. При проведении проверки по факту обнаружения трупа без внешних признаков насильственной смерти следователь выдвинул четыре версии: 1) имел место несчастный случай; 2) имело место самоубийство; 3) имело место убийство; 4) смерть наступила в результате естественных причин (болезни). Следователь решил, что правильней будет сконцентрировать внимание на проверке лишь одной версии – об убийстве, т.к. все остальные версии не требуют принятия решения о возбуждении уголовного дела. Задание Проанализируйте позицию следователя.   Вариант № 3 1. Принципы криминалистики. 2. Понятие и виды тактической комбинации. 3. Сидоркин А.П. подозревается в совершении трех убийств, совершенных несколько месяцев назад. За это время внешность (лицо) подозреваемого сильно изменилась из-за травм, полученных при дорожно-транспортной аварии. Вопрос: Как может быть решен вопрос о предъявлении подозреваемого для опознания?   Вариант № 4 1. Криминалистическая диагностика. 2. Планирование расследования преступлений. 3. На обочине дороги был обнаружен труп неустановленного лица с внешними признаками насильственной смерти (множественные телесные повреждения). Следователь, проводивший предварительную проверку по данному факту, выдвинул две версии: убийство и самоубийство. Задание Определите обоснованность и достаточность выдвинутых версий.   Вариант № 5   1. Взаимодействие следователя с оперативными работниками, специалистом-криминалистом при осмотре места происшествия. 2. Тактические приемы допроса подозреваемых и обвиняемых в конфликтных ситуациях. 3. 20 января в 13 часов в п. Иваново в доме № 12 по ул. Центральной была совершена кража зимних женских сапог у Петровой. В ходе производства первоначальных следственных действий было установлено следующее: - в результате осмотра места происшествия – дом № 12 по ул. Центральной представляет собой одноэтажное жилое здание, которое состоит из двух квартир с общим подъездом имеющим одну не запирающуюся входную дверь со двора; - из показаний потерпевшей Петровой – она в обеденный перерыв пришла домой в 13 часов с целью взять деньги. Разувшись, она оставила сапоги перед входной дверью и зашла в квартиру. Через 7-10 минут Петрова вышла из квартиры и обнаружила, что сапог на месте, где они были оставлены, уже нет. В то время, когда Петрова находилась в квартире, она слышала, как кто-то зашел в подъезд и настойчиво несколько раз позвонил в дверь соседней квартиры. Насколько ей известно, соседняя квартира сдана в аренду молодой девушке, которая уже около недели в ней не появлялась. Задание Определите все возможные версии и составьте план первоначальных следственных действий и ОРМ.   Вариант № 6   1. Первоначальные следственные действия. 2. Понятие использования специальных познаний и их значение в раскрытии и расследовании преступлений. 3. Свидетель Т.А. Сидорова рассказала, что видела, как обвиняемый В.М. Васин поздно вечером вышел из дома ее соседей, где была совершена кража. Обвиняемый заявил, что в доме потерпевших никогда не был, а в 22 часа, как утверждает свидетель, было уже темно, и рассмотреть лицо человека с другой стороны улицы невозможно. Вопросы: Возможно ли проведение в данном случае следственного эксперимента? Если да, то укажите вид следственного эксперимента. Каковы круг участников и содержание опытных действий при проведении именно этого следственного эксперимента?     Вариант № 7   1. Криминалистическая идентификация: понятие, виды. 2. Понятие и виды нетрадиционных методов раскрытия и расследования преступлений. 3. Из показаний потерпевшей Климовой следовало, что вечером 23 мая около 22.00 часов по пути с работы домой на нее было совершено разбойное нападение, в котором участвовали двое мужчин. Одного из нападавших потерпевшая запомнила лучше, поскольку тот выделялся своей внешностью и особенно произношением, выдававшим в нападающем уроженца Кавказа. Через несколько дней при попытке реализовать награбленное был задержан по подозрению в совершении преступления гр. Овумян Ш. Следователь решил провести опознание задержанного по внешним признакам и по голосу. До начала его опознания потерпевшая Климова была еще раз допрошена следователем. Вопрос: Какие вопросы необходимо выяснить у Климовой до начала опознания? Составьте письменные планы допроса Климовой и предъявления ей для опознания гр. Овумяна.   Вариант № 8 1. Планирование как метод организации расследования. Цели и принципы планирования. 2. Понятие и виды судебных экспертиз. Подготовка экспертизы и ее назначение. 3. В ходе осмотра места квартирной кражи было установлено, что преступник проник в помещение, находящееся на первом этаже, через открытую форточку. На подоконнике внутри квартиры обнаружены поверхностные следы обуви. Вещи, находящиеся в бельевом шкафу, разбросаны по квартире. На двери шкафа имеются потожировые отпечатки пальцев, хорошо различимые в косопадающем свете. Ящики письменного стола выдвинуты, а один из них, в котором, со слов хозяйки квартиры, находилась крупная сумма денег и который закрывался на замок, оказался взломан. На взломанном ящике письменного стола имеются вдавленные следы прямоугольной формы. Вопросы: Какие экспертизы возможно назначить по делу? Определите перечень вопросов экспертам. Какие образцы для сравнительных исследований необходимо предоставить в распоряжение экспертов для проведения исследований?   Вариант № 9   1. Понятие, цели и содержание этапов процесса расследования преступления. 2. Криминалистическая характеристика преступления: понятие, элементы. 3. В 01.00 час в травмпункт поликлиники № 1 Центрального округа г. Омска обратился мужчина с множественными ссадинами и кровоподтеками на лице, пояснив, что был только что избит тремя находившимися в нетрезвом состоянии подростками во дворе соседнего дома. Подростки вырвали у него из рук портфель, в котором находились учредительские документы коммерческой фирмы и крупная сумма денег. В ходе осмотра места происшествия на земле были обнаружены многочисленные объемные следы ног, а также нож с пластмассовой рукояткой. Вопросы: Какие экспертизы могут быть назначены по данному делу? Какие материалы необходимо предоставить в распоряжение экспертов при назначении каждой экспертизы?   Вариант № 10 1. Следственные ситуации и алгоритм действий следователя при расследовании убийств, сопряженных с внезапным исчезновением потерпевшего. 2. Криминалистическая характеристика краж. 3. В криминалистической литературе приводятся примеры «улавливающего» вопроса, смысл которого сводится к следующему. Если допрашиваемый, ссылаясь на алиби, утверждает, что в определенный вечер находился, например, в конкретном ночном клубе, следователь может заметить, что в те же часы и он там был, и привести какие-нибудь вымышленные детали. Если подозреваемый говорит правду, он будет реагировать на замечания следователя, поправляя его в соответствующих местах, если же он лжет, то будет подстраиваться под утверждения следователя. Задание Проанализируйте такой «улавливающий» вопрос с позиции допустимости тактического приема.   Вариант № 11 1. Использование возможностей судебно-медицинской экспертизы при расследовании грабежей и разбойных нападений. 2. Разоблачение инсценировок краж имущества. Типичные негативные обстоятельства. 3. 15 марта текущего года в дежурную часть УВД ЦАО г. Омска обратилась гражданка Филимонова с заявлением о том, что ее муж Филимонов В.И. 12 марта ушел на работу и до сих пор не вернулся. Вопросы: Какие обстоятельства подлежат выяснению при получении объяснения от Филимоновой? Какие следственные действия и необходимо провести и какова цель их производства?   Вариант № 12 1. Использование возможностей осмотра места происшествия для установления факта совершения преступления группой лиц. 2. Розыскная деятельность следователя. 3. Путилов и Сергеева мошенническим путем получили от Симашкина 1 тыс. долларов США, обещая найти выгодный вариант обмена его двухкомнатной квартиры. В процессе расследования Симашкин представил следователю полученные от Путилова и Сергеева ордер на квартиру, выписку из домовой книги и выписку из лицевого счета, заверенные оттисками печатей и подписями, которые вызвали сомнение в их подлинности. Вопросы: Какие экспертизы надо назначить следователю для проверки подлинности указанных документов? Какие материалы необходимо предоставить в распоряжение эксперта? Вариант № 13 1. Предметная и наглядно-образная формы фиксации доказательственной информации. 2. Криминалистическая характеристика грабежей и разбойных нападений. 3. Известно, что частный дом расположен на краю коттеджного поселка, 2-х этажный, имеет два выхода (главный и запасной), состоит из 8 комнат. В доме проживают 6 человек, в т.ч. двое детей (9 лет и 1 год). На территории возле дома расположены: гараж, баня, беседка, хозяйственные постройки. Во дворе дома имеется система видеонаблюдения, а также сторожевая собака. Задание Составьте план обыска частного жилого дома. Вариант № 14   1. Использование специальных познаний при расследовании дел о дорожно-транспортных преступлениях. 2. Факторы, влияющие на расследование преступлений прошлых лет. 3. При расследовании уголовного дела, возбужденного по факту крупной недостачи в пищекомбинате «Центральный», заведующая производством Агеева в течение 40 минут не открывала дверь своей квартиры прибывшей для проведения у нее обыска следственно-оперативной группе. Только по прибытии вызванного следователем участкового уполномоченного Агеева впустила в квартиру участников обыска, однако заявила, что она больна, разделась и легла в постель. При попытке следователя приблизиться к постели, чтобы осмотреть ее, Агеева истерически закричала, а затем выбежала в нижнем белье на лестничную площадку и начала стучать в двери квартир соседей и громко взывать о помощи. Вышедших на ее крики жильцов дома Агеева просила оградить ее от «произвола». В этой ситуации следователь принял решение о прекращении следственного действия, а поведение Агеевой отразил в протоколе обыска. Задание Оцените правильность действий следователя. Предложите свой вариант разрешения описанной ситуации.   Вариант № 15 1. Фактор внезапности, его учет и использование при расследовании преступлений. 2. Понятие и классификация материальных следов преступления и механизм их образования. 3. Один из участников преступной группы Сидоренков, сознавшись в совершении им преступления, отказался давать показания в отношении руководителя группы Савельева. Следователь ознакомил Сидоренкова с протоколом допроса Савельева, который в своих показаниях высказал крайне нелесную характеристику в адрес Сидоренкова. После этого Сидоренков подробно рассказал о преступной деятельности руководителя группы. Вопрос: Допустим ли подобный тактический прием? Назовите критерии допустимости тактических приемов. Вариант № 16 1. Тактические приемы допроса в конфликтной ситуации без строгого соперничества. 2. Понятие, значение криминалистической характеристики преступления. 3. Находясь в командировке в г. Якутске, следователь принял решение о производстве обыска в доме Николаева. В ходе обыска были обнаружены охотничье ружье и патроны, которые следователь оставил на месте обнаружения, а сам вместе с Николаевым проследовал для поиска в другую комнату. В процессе поисковых действий обыскиваемый на якутском языке что-то сказал жене, находящейся на кухне. Через несколько минут жена Николаева зашла в комнату, где происходили поисковые действия, с ружьем и приказала сотрудникам милиции покинуть дом. Последние предприняли попытку разоружить женщину, но последняя успела выстрелить и ранить оперативного работника и следователя. Задание Оцените правильность действий следователя.   Вариант № 17 1. Понятие и виды образцов для сравнительного исследования. Требования, предъявляемые к образцам. 2. Розыскная деятельность следователя. 3. Допрошенный в качестве свидетеля по факту разбойного нападения Корсаков, пояснил, что молодого человека, совершившего преступление запомнил хорошо и может опознать, при этом подробно описал его. Следователь пригласил свидетеля на следующий день для участия с следственном действии предъявление для опознания. При входе в здание УВД Корсаков увидел, как из дежурной части выводят молодого человека, совершившего разбойное нападение, и узнал его. Вопрос: Как следователю зафиксировать факт узнавания? Вариант № 18 1. Классификация следов-отображений в трасологии. 2. Разоблачение инсценировок при расследовании преступлений. Типичные негативные обстоятельства. 3. В ходе проведения обыска подозреваемый в совершении кражи, воспользовавшись отсутствием к нему пристального внимания участников следственно-оперативной группы, схватил со стола несколько изъятых вещей и выкинул их в открытое окно. Вопрос: Какие действия следует выполнить следователю для изъятия и приобщения к материалам дела данных вещественных доказательств?   Вариант № 19 1. Понятие, классификация следственных ситуаций. 2. Классификация следов ног человека. Криминалистическое значение следов ног человека. 3. В ходе расследования уголовного дела по факту открытого хищения мобильного телефона, следователь принял решение провести обыск в квартире подозреваемого. В отношении подозреваемого была избрана мере пресечения – заключение под стражу, в связи с чем он не принимал участие в следственном действии и не знал, каковы его результаты. Несмотря на то, что имелись достаточные основания полагать, что похищенный телефон находится в квартире подозреваемого – он не был обнаружен. Вопрос: Возможно ли использование информации о проведенном обыске при допросе подозреваемого? Каким образом может быть использована эта информация? Вариант № 20 1. Правила обращения с документами – вещественными доказательствами. 2. Тактика осмотра трупа. 3. Следователь, недавний выпускник юридического ВУЗа, с целью обнаружения трупа решил произвести обыск на приусадебном участке подозреваемого в убийстве Мезенцева. В процессе подготовки к обыску, следователь обратился к своему более опытному коллеге с просьбой о помощи в выборе технических средств, эффективных при поисках трупа. В ответ он получил совет пригласить для участия в обыске экстрасенса – некоего Своровского, специализирующегося именно на поисках пропавших без вести лиц и трупов. При этом следователю было предложено включить Своровского в состав участников обыска в качестве специалиста. Задание Оцените возможность участия экстрасенсов в следственных действиях. При положительном ответе на первый вопрос, проанализируйте условия участия экстрасенса в планируемом обыске.   Вариант № 21 1. Понятие, сущность, виды следственного эксперимента. 2. Понятие тактической операции и тактической комбинации. Их соотношение, значение этих категорий для тактики и методики расследования преступлений. 3. Потерпевший по делу об ограблении на допросе показал, что разглядел трех мужчин, нападавших на него и сможет их опознать. Следователь предъявил для опознания одновременно всех троих подозреваемых. Вопрос: Оцените действия следователя. Вариант № 22 1. Использование возможностей судебно-медицинских экспертиз при расследовании преступлений. 2. Тактические особенности предъявления для опознания по фотографии. 3. Водитель автомобиля, на котором преступник приехал на место кражи, показал на допросе, что точно не сможет сказать, где высадил пассажира, так как плохо знает этот район, но сможет показать это место. Вопрос: Как называется следственное действие, которое необходимо провести в данной ситуации? Каковы его задачи?   Вариант № 23 1. Тактика производства освидетельствования. 2. Реконструкция обстановки материальных объектов как важный элемент подготовки следственного эксперимента. 3. В ходе расследования кражи магнитофона «Sony», совершенной через форточку окна на первом этаже 9-этажного дома из квартиры Ищенко, обвиняемый Грохотов на допросе заявил, что магнитофон он вытащил через открытую форточку с помощью рыболовной удочки с прикрепленным к ее концу проволочным крючком. Следователь решил провести следственный эксперимент. Вопросы: Назовите вид следственного эксперимента. Перечислите участников следственного эксперимента и реквизиты, необходимые для его проведения. Вариант № 24 1. Предъявление для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. 2. Тактические приемы допроса в конфликтной ситуации. 3. На берегу реки был обнаружен труп мужчины. На трупе были надеты трусы и брюки, в кармане которых находились документы на имя Демина Р.Г. и фрагмент бумаги с рукописным текстом: «Я устал, мне все надоело. В моей смерти прошу никого не винить». Следователь решил провести следующие виды предъявления для опознания с участием жены покойного: - предъявление для опознания трупа; - предъявление для опознания одежды, обнаруженной на трупе; - предъявление для опознания документа, обнаруженного в кармане брюк; - предъявление для опознания предсмертной записки. Задание Дайте оценку решениям следователя. Вариант № 25 1. Подготовка к допросу. 2. Реконструкция обстановки, материальных объектов как важный элемент подготовки следственного эксперимента. 3. По делу о разбойном нападении на универсальный магазин «Октябрьский» в г. Липецке по «горячим следам» был задержан нападавший – житель г. Воронежа Северцев. В момент его преследования, задержания и доставления в орган внутренних дел, следователь допрашивал кассиров и бухгалтера магазина, которым преступник в момент нападения угрожал пистолетом. По показаниям женщин нападавший был высокого роста, с темными волосами, прямыми чертами лица, голубыми глазами. Предполагая провести предъявление для опознания Северцева, следователь попросил его привести, а женщин проводил в соседний кабинет. Через несколько минут в кабинет следователя оперативный работник завел молодого парня 18-20 лет, невысокого роста, с рыжими волосами, карими глазами и сказал, что это Северцев. Задание Проанализируйте возможность предъявление для опознания в этой ситуации. Предложите действия, направленные на устранение возникших противоречий.   Вариант № 26 1. Тактические приемы проверки показаний на месте. 2. Способы и признаки подделки документов. 3. Следователь, имея основания для проведения выемки похищенного мобильного телефона у Тимофеевой – сожительницы Степанова, подозреваемого в совершении кражи, прибыл к ней в квартиру. Однако, в ходе производства следственного действия телефона в указанном месте не оказалось. Вопрос: Как в данном случае должен поступить следователь? Вариант № 27 1. Понятие и сущность криминалистической версии. 2. Понятие габитоскопии. Значение габитоскопии для раскрытия и расследования преступлений. 3. При обыске в квартире подозреваемого был обнаружен новый мужской костюм с фабричной биркой, аналогичный по общим признакам (вид, цвет ткани, размер, фасон) костюмам, похищенным из магазина. Вопрос: Возможно ли предъявление костюма для опознания? Вариант № 28 1. Критерии допустимости тактических приемов допроса. 2. Понятие методики расследования отдельных видов и групп преступлений, ее связь с другими разделами науки криминалистики. 3. 15 марта текущего года к дежурному УВД ЦАО г. Омска обратилась Крапивникова И.Т. с заявлением о совершенном на нее разбойном нападении. Со слов пострадавшей, примерно 30 минут назад двое парней в районе остановки «Площадь Ленина», применив физическую силу, забрали у нее сумку, в которой находился сотовый телефон и деньги. Дежурный поручил оперативному работнику совместно с пострадавшей немедленно осуществить поиск преступников. В ходе патрулирования у магазина «Яблонька» пострадавшая показала на молодого человека, стоящего на остановке общественного транспорта и заявила, что узнает в нем одного из участников разбойного нападения. Последний был задержан и доставлен в дежурную часть УВД ЦАО г. Омска. Вопрос: Какие существуют уголовно-процессуальные способы фиксации результатов подобного «узнавания»?   Вариант № 29 1. Особенности расследования нераскрытых преступлений прошлых лет. 2. Понятие, цели и содержание этапов процесса расследования преступления. 3. В подвальном помещении дома 7 по ул. Березовой был обнаружен труп Спиридонова, повесившегося на трубе отопления. Спиридонов проживал один в своей квартире в этом же доме, нигде не работал и злоупотреблял спиртными напитками. Участковый инспектор сообщил, что накануне Спиридонов оформил договор купли-продажи своей квартиры с Иванцовой. Вопросы: Какие общие версии может выдвинуть следователь в данной ситуации? Выведите из каждой версии следствия. Вариант № 30 1. Первоначальные следственные действия при расследовании краж имущества в зависимости от следственных ситуаций. 2. Сочетание осмотра с оперативно-розыскными мероприятиями на месте происшествия. 3. По уголовному делу об изнасиловании потерпевшая наотрез отказалась участвовать в предъявлении для опознания подозреваемого в качестве опознающей в силу психологического дискомфорта, который бы ей доставило данное следственное действие. Тогда следователь принял решение произвести предъявление для опознания подозреваемого по его фотографии. Задание Определите, верна ли тактика следователя. Оцените ее эффективность, пояснив, в чем Вы видите ее преимущества и недостатки. Предложите иные способы получения необходимой доказательственной информации в данной ситуации.        
Итого по модулю 2      
Модуль III. Криминалистическая методика
Решение задач   К практическому занятию студенты должны приготовить письменное решение задач, указанных преподавателем, относящихся к данной теме и имеющихся в т. 3 учебника Криминалистика, Омск. — 1996.   См. Криминалистика: Практикум. Том 3 Задача № 1 с. 243, № 2 с. 244, № 11 с. 254, № 12 с. 255  
Итого по модулю 3      
Всего      

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.