КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Достижима ли биографическая истина?
ЧЕЛОВЕК И ОСНОВАТЕЛЬ ПСИХОАНАЛИЗА О жизни Фрейда и возникновении психоанализа написано немало. Начиная с Ф. Виттельса и С. Цвейга []], при жизни Фрейда написавших о нем, и кончая многочисленными авторами, обратившимися к биографическому жанру после его смерти, эта работа продолжается по сей день и, надо полагать, будет осуществляться в дальнейшем, поскольку и сам основатель психоанализа, и его идеи вызывают интерес у многих биографов, историков науки, публицистов, романистов, журналистов. За рубежом существует такое количество разноязычных публикаций в форме книг, журнальных и газетных статей, посвященных Фрейду, как человеку и основателю психоанализа, что практически невозможно ознакомиться со всеми из них. Однако условно их можно было бы разделить по меньшей мере на две категории. Канонические работы, в которых приводятся воспоминания и факты, дающие представление о Фрейде как гении и великом человеке, наделенном исключительно положительными качествами, свойствами, чертами характера, включая природную одаренность, честность, искренность, сердоболие, терпимое отношение к людям. Альтернативные, в которых содержатся материалы, свидетельствующие о том, что Фрейд не был идеалом, ему были свойственны ревность, честолюбивые помыслы, эгоистические мотивы поведения, авторитаризм. В канонических работах, главным образом написанных психоаналитиками — приверженцами идей классического психоанализа, перед нами предстает, говоря словами Фрейда, «концепция развития героя», сумевшего благодаря своему интеллекту, независимому мышлению, любви к истине, титаническому труду и бесстрашию, преодолеть стоящие на его пути преграды и стать величайшим умом XX столетия, перевернувшим традиционные представления о человеке и культуре. Авторы этого типа работ характеризуют Фрейда как подлинного революционера в науке, освободителя человечества от различного рода иллюзий, человека, чей пример служения честности, долгу и истине заслуживает всяческого подражания. Альтернативные работы различаются между собой мировоззренческой позицией их авторов. В одних, написанных реформаторами классического психоанализа, Фрейд предстает в образе догматического ученого и авторитарного аналитика, внесшего вклад в понимание бессознательных влечений человека, но оказавшегося пленником естественнонаучного мышления XIX века. В других, созданных противниками психоанализа, он обвиняется во всех грехах и подчас изображается сексуально озабоченным, страдающим психическими расстройствами человеком, сомнительные идеи которого были выдвинуты под воздействием кокаина и основывались исключительно наличном опыте. Некоторые зарубежные работы, посвященные жизненному пути Фрейда и становлению психоанализа, переведены и опубликованы в России. К их числу относятся прежде всего труды Р. Дадуна, Э. Джонса, Ж.-П. Сартра, И. Стоуна, Э. Фромма [2]. При желании можно ознакомиться с ними и почерпнуть содержащуюся в них информацию, дающую представление об основателе психоанализа. В рамках данной работы нет необходимости в подробнейшем жизнеописании Фрейда как человека и основателя психоанализа. Однако для понимания истории становления и развития психоанализа важно рассмотреть некоторые вехи жизненного пути Фрейда, чтобы тем самым одновременно задать ориентиры для освещения его теории и практики. В связи с этим хочу подчеркнуть, что на фоне неоднозначных, подчас противоречивых суждений о Фрейде, я отнюдь не собираюсь претендовать на истину в последней инстанции. Не все архивные материалы, касающиеся его идейного наследия и дающие, возможно, основания для пересмотра наших привычных представлений о нем, опубликованы. Не стала пока достоянием широкого круга читателей переписка Фрейда с Франсом Александером, Эрнстом Джонсом, Отто Ранком, Вильгельмом Райхом, Полем Федерном, Шандором Ференци (более 2000 писем), Максом Эйтингоном. Часть эпистолярного наследия Фрейда безвозвратно утрачена, так как, насколько известно, в период с 1885 по 1907 гг. он трижды уничтожал свои дневники, письма, научные записи, рукописи публикаций. При этом он с долей юмора и издевки над будущими биографами сообщал своей невесте о том, что им предстоит нелегкая работа по созданию собственных конструкций о герое, который заранее испытывает удовольствие от их заблуждений по поводу уверенности каждого в своей правоте. В этом отношении весьма показательно письмо Фрейда к невесте от 28 апреля 1885 года, где он писал о том, что осуществил одно решение, о котором будут сожалеть, как о несчастье, его будущие биографы, поскольку он уничтожил все свои дневники за последние 14 лет [3. С. 15]. Кроме того, провозглашаемая исследователем биографическая истина чаще всего оказывается весьма сомнительной, поскольку время, взятые в качестве источника информации воспоминания героя и авторское восприятие исторических событий, завораживающих или отталкивающих идей, — все это накладывает отпечаток на адекватность понимания того, что имело место быть. Единственное, о чем, пожалуй, может идти речь, так это о таком авторском понимании, при котором Фрейд воспринимается как человек, которому были присущи обычные людские страсти и который, прежде чем стать одним из крупнейших мыслителей XX века, прошел тернистый путь поиска своего места в мире, мучительных сомнений, разочарований, глубоких переживаний, физических страданий и в то же время сохранил необычайную трудоспособность, проявил завидную стойкость духа и выдержал испытание славой. Впрочем, это соответствует тому высказыванию Фрейда, которое он сделал, почти дословно повторив за одним из мыслителей прошлого, в письме к своей невесте от 29 августа 1883 года: «Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо» [4. С. 71]. В соответствии с таким пониманием приходится признать, что основатель психоанализа был сложной, противоречивой фигурой, до сих пор вызывающей к себе неоднозначное отношение. Фрейд — от природы одаренный острым умом человек, всецело отдававшийся любимой работе, но не умевший сохранять дружбу со своими коллегами и друзьями. Фрейд — величайший знаток человеческой души, исследовавший тайники индивидуальной психики, но неоднократно ошибавшийся в оценке конкретных людей. Фрейд — яркая личность, оставившая заметный след в истории, но испытавшая горечь обид от различного рода обвинений в свой адрес. Фрейд — темпераментный юноша, изводивший ревностью себя и невесту, готовый во имя встречи с любимой прервать свои занятия, но хладнокровный муж, не бравший жену в свои путешествия и отдававший всю свою энергию исследовательской и терапевтической деятельности. Фрейд - наделавший много шума в светском мире «пансексуалист», вскрывший пагубность моральных издержек психосексуального развития человека, особенно ребенка, и сексуальную этиологию неврозов, но пуританин, не пользовавшийся сексуальной свободой в собственной жизни и придерживавшийся традиционных методов воспитания своих детей. Фрейд - мнительный человек, предсказывавший свою смерть в различные периоды своей жизни, но отважно перенесший более тридцати операций в связи с обнаруженным у него в 1923 году раком челюсти (правой стороны неба) и на протяжении последующих 16 лет, вплоть до своей смерти в 1939 г., осуществлявший активную деятельность и завершавший свои научные труды, несмотря на все тяготы и страдания, которые выпали на его долю. Фрейд — парадоксальный мыслитель, с трудом воспринимавший чужое мнение, но способный со временем включить его в остов дальнейших психоаналитических разработок. Фрейд — неутомимый исследователь, вносивший изменения в ранее выдвинутые психоаналитические концепции, но неизменно сохранявший основные принципы психоанализа. Фрейд — бунтарь, решительно выступавший против распространенных иллюзий и совершивший революционный переворот в понимании человека, но консерватор, настаивающий на соблюдении установленных им правил и норм в психоаналитической практике. Фрейд — неустанный поборник выявления истины при теоретическом осмыслении жизненных проблем и практическом излечении нервнобольных, но скептик в отношении возможностей достижения биографической истины, касающейся его самого. Таким образом, понимание Фрейда как человека и основателя психоанализа не является однозначным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в многочисленных работах о Фрейде он сам и становление классического психоанализа воспринимаются по-разному. Предлагаемое в данной книге еще одно понимание Фрейда и истории возникновения психоанализа — не более чем попытка автора изложить свое видение того и другого без какой-либо претензии на биографическую истину и тем более навязывания своего мнения читателю.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |