КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Многозначность понятия психоанализа
Естественно предположить, что разночтения в трактовке психоанализа являются прежде всего результатом неадекватной интерпретации классического психоанализа или, точнее, того его определения, которое было предложено Фрейдом. И это действительно так, поскольку вся история международного психоаналитического движения наглядно свидетельствует о претензиях различных теоретиков и практиков на развитие «подлинной субстанции» психоанализа, на единственно верное толкование психоаналитического учения Фрейда о человеке. Чем обстоятельнее я занимался исследованием истории развития психоаналитического движения, тем больше убеждался в том, что многозначность и неопределенность понятия психоанализа связаны именно с попытками последователей и реформаторов учения Фрейда о человеке и культуре или предложить авторскую интерпретацию этого учения, или дать свое собственное понимание психоанализа. Однако при более тщательном и скрупулезном исследовании психоаналитических концепций оказалось, что не все так однозначно и просто, как это могло показаться на первый взгляд. Разумеется, если тот или иной автор придерживается определенной научной и мировоззренческой ориентации, то это может оказать влияние на его трактовку психоанализа. В таком случае следовало бы вернуться «назад к Фрейду», как это уже предлагалось некоторыми психоаналитиками, в частности, известным французским специалистом Жаком Лаканом, чтобы тем самым воскресить подлинное значение психоанализа, которое в силу тех или иных причин могло быть вытеснено из сознания современников или существенно искажено. Размышляя над фактом многозначности трактовки психоанализа в зарубежной и отечественной литературе, я еще в середине 80-х годов, то есть до начала возрождения психоанализа в России, вновь обратился к работам Фрейда с целью выявления единственно верного определения его, что впоследствии нашло отражение в одной из публикаций [3]. Не помню, предвкушал ли я удовольствие от того, что скрупулезный текстологический анализ даст возможность выявить истинное положение вещей. Помню лишь, что за работу взялся с энтузиазмом, так как хотелось понять, почему же зарубежные знатоки психоанализа, особенно те, кто имел возможность работать с первоисточниками и обладал доступом к архивным материалам, не обращали внимания на многосмысленность использования столь важного понятия. До этого момента я не особенно придавал значение формулировкам Фрейда, относящимся к определению психоанализа. Правда, изучая его работы в предшествующие годы, не мог не заметить того, что взгляды Фрейда на понимание основных влечений человека как его движущих сил, структуры психики, взаимоотношений между страхом и вытеснением менялись на протяжении его теоретической и клинической деятельности и, следовательно, могла меняться расстановка акцентов в толковании психоанализа как такового. И тем не менее я не ожидал, что текстологический анализ работ Фрейда скорее затемнит, нежели прояснит положение, связанное со стремлением дать однозначное толкование психоанализу. Одно из общеизвестных и часто приводимых зарубежными авторами мнений основывается на высказывании Фрейда о том, что психоанализ — это естественная наука. И Фрейд, действительно, стремился подчеркнуть научный Надо сказать, что в работах Фрейда встречаются такие суждения о психоанализе, которые не назовешь определением в строгом смысле этого слова. Нередко они включали в себя образные сравнения, не претендующие на статус точной дефиниции. Нечто аналогичное имело место и в эпистолярном наследии основателя психоанализа. Достаточно сослаться на одно такое определение, чтобы составить себе представление об образности мышления Фрейда. Так, в письме к Стефану Цвейгу от 20 июля 1938 г. он выразил свое понимание психоанализа следующим образом: «Анализ, — заметил он, — сродни женщине, которая хочет, чтобы ее покорили, но знает, что ее низко оценят, если она не окажет сопротивления» [4. С. 514]. Тем не менее встречающиеся в различных работах Фрейда те или иные суждения о психоанализе дают представление о том, что он понимал под ним и какой смысл вкладывал в это понятие. Другое дело, что по мере развития психоаналитической теории и практики он делал различного рода уточнения и дополнения к своему первоначальному пониманию психоанализа как процесса исследования и лечения, отличающегося от катарсиса (метода лечения, основанного на гипнотическом воздействии и использованного Йозефом Брейером) ориентацией не на снятие реакции аффекта, пошедшего по неверному пути, а на обнаружение и устранение вытеснений. Итак, на основе текстологического анализа работ Фрейда можно выделить по меньшей мере следующие определения психоанализа: (1) часть психологии как науки; (2) незаменимое средство научного исследования; (3) беспартийный инструмент, как, например, исчисление бесконечно малых величин; (4) наука о психическом бессознательном; (5) орудие, которое Дает возможность «Я» овладеть «Оно»; (6) любое исследование, признающее факты трансфера (переноса) и сопротивления как исходные положения работы; (7) вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни; (8) один из видов самопознания; (9) искусство истолкования; (10) не научное, свободное от тенденциозности, исследование, а терапевтический прием; (11) метод лечения психических заболеваний, метод для устранения или облегчения нервных страданий. Я не случайно использовал выражение «по меньшей мере», поскольку приведенные выше трактовки психоанализа, как они были сформулированы самим Фрейдом, не являются исчерпывающими. Полагаю, что любой исследователь, уделивший особое внимание этому вопросу и посвятивший время текстологическому анализу всех работ Фрейда именно под этим углом зрения, мог бы добавить к данному перечню еще ряд определений психоанализа. Но дело не в этом. Важно и существенно то, что приходится считаться с реальным фактом многозначности определения психоанализа самим его основателем. Действительно, диапазон трактовок психоанализа у Фрейда довольно обширный. Если за исходное определение взять какую-то одну фрейдовскую трактовку, то тем самым ускользает почва для адекватного понимания психоанализа. Вполне очевидно, что для тех, кто исходит из 1-го и 2-го фрейдовских определений, психоанализ будет выступать в качестве науки, в то время как для других, принимающих 8-е и 9-е определения, он может восприниматься как герменевтика (искусство толкования). Поэтому нет ничего удивительного в том, что до сих пор даже среди самих психоаналитиков, не говоря уже о критиках психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре, нет единой точки зрения по поводу понимания психоанализа. Не означает ли все это бессмысленность каких-либо попыток разобраться в существе психоанализа как такового? Имеются ли гарантии того, что в работе по истории, теории и практике психоанализа не будут допущены односторонности, связанные с принятием автором наиболее импонирующего ему фрейдовского определения психоанализа? Как все-таки по большому счету рассматривать психоанализ — в качестве науки или с точки зрения искусства толкования, исследования в разнообразных сферах человеческой деятельности или метода лечения? Разумеется, многозначность трактовок психоанализа, в том числе и самого Фрейда, вносит дополнительные трудности в понимание его теории и практики. Но это не может служить основанием для отказа ни в простой любознательности по отношению к идеям и концепциям Фрейда, ни в профессиональном исследовании психоанализа как такового. Напротив, изначальное понимание того, что за расхожим использованием термина «психоанализ» скрывается нечто неопределенное, требующее конкретизации и глубокого осмысления, должно настраивать на серьезную работу, связанную с раскрытием существа психоанализа. Что касается гарантии, связанной с недопущением односторонностей при изложении истории, теории и практики психоанализа, то это вопрос не простой. Любая авторская позиция, тем более по такому широкому спектру проблем, как история, теория и практика психоанализа, может быть воспринята не разделяющим данную позицию читателем в качестве односторонней. Но это сфера свободы выбора, предполагающая терпимое отношение к другому мнению и допускающая инакомыслие как один из критериев свободы. Другое дело односторонние интерпретации, в применении к излагаемому материалу обусловленные принятием какого-либо одного фрейдовского определения психоанализа. В этом смысле можно говорить о гарантии, поскольку, на мой взгляд, все выше воспроизведенные фрейдовские трактовки психоанализа заслуживают внимания. Они по-своему характеризуют то, что принято называть психоанализом, дают представление о его разносторонних аспектах, вносят дополнительные штрихи в его понимание. Именно поэтому рассмотрение истории, теории и практики психоанализа в данной книге осуществляется не через призму одного-единственного определения, а с учетом той многозначности, которая имела место у самого Фрейда и которая была связана с эволюцией его взглядов на природу, движущие силы, внутренний мир, психические расстройства человека. И, наконец, вопрос о том, какое понимание психоанализа следует считать правильным, истинным, единственно верным, адекватным образом отражающим его суть. Если придерживаешься строго какого-то одного фрейдовского определения психоанализа и игнорируешь другие, попадаешь в ловушку одностороннего его понимания. Если основываешься на многозначности психоанализа, рискуешь застрять в болоте эклектизма. Но можно ли разобраться в существе психоанализа, избегая опасностей Сциллы и Харибды? Думаю, есть приемлемый путь для более или менее адекватного понимания психоанализа. Мне представляется, что он является той исследовательской тропой, на которой многозначность понятия психоанализа выступает не в качестве чего-то эклектичного, искусственно связанного между собой, а в плане нанесенных мастерской рукой знаков, указывающих выход из темной преисподней незнания на освещенную дорогу знания о психоанализе как таковом. По мере изложения материала по истории, теории и практике психоанализа я с трудом брел по этой тропе, которая после соответствующих зарубок Фрейда успела зарасти сорной травой. При этом я не делал остановок, разделяя свой путь на вехи «история», «теория», «практика». Это был беспрерывный процесс движения вперед, по ходу которого все составные части психоанализа переплелись в некое единство. Вот почему в книге нет разделов, специально посвященных тем или иным его частям. Теория и практика психоанализа освещаются в едином историческом контексте того психоаналитического движения, которое возникло при жизни Фрейда и дошло до наших дней. Психоанализ — детище Фрейда. Со временем дитя подросло и сегодня превратилось в столетнего исполина, имеющего детей и внуков, прокладывающих свой путь в философии, психологии, социологии, культурологии, медицине, педагогике. Понимание того, что он из себя представляет, немыслимо без прояснения его характера и установок, формирование которых закладывается в детстве. Это, в свою очередь, предполагает знакомство с родителями, в данном случае с отцом ребенка, оказавшим непосредственное влияние на становление и развитие своего любимца. Поэтому рассмотрение истории, теории и практики психоанализа необходимо начать с освещения того, каким был его родоначальник, почему у него возникла потребность в порождении того, что сегодня именуется психоанализом, как и когда он решился известить мир о своем детище.
Глава 2 ЗИГМУНД ФРЕЙД:
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |