Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. - М., 1991




Фрейд 3. О психоанализе // Фрейд 3. Психоаналитические этю­ ды. — Минск, 1997. — С. 5—47.

Фрейд 3. К истории психоаналитического движения // Фрейд 3. Поту сторону принципа удовольствия. — М., 1992. — С. 149—200.

Сартр Ж. П. Фрейд. - М., 1992.

РуткевичА. М. Психоанализ: курс лекций. — М., 1997.

Лейбин В. М. Из истории возникновения психоанализа (Письма 3. Фрейда В. Флиссу) // Вопросы философии. — 1988. — № 4. — С. 104—117.

Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная фило­ софия. — М., 1990.

Клеман К. Истоки фрейдизма и эволюция психоанализа // Клеман К. Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. — М., 1976.

2. Крук В. М., Харитонов А. Н. Основные источники фрейдовского
классического психоанализа // Российский психоаналитический вест­
ник. - 1994. - № 3-4. - С. 9-24.


 

Тема 4. Психоаналитическое учение о бессознательном

Проблема бессознательного в истории философии и науки. Сознание и психика. Метафизические представле­ния о бессознательном.

Обращение 3. Фрейда к проблеме бессознательного. О тождестве сознания и психического. Бессознательные влечения человека.

Психическая реальность и ее роль в жизни человека. Бессознательное психическое.

Характеристика и особенности бессознательного пси­хического.

Вытесненное бессознательное, предсознательноё и со­отношение между ними.

Бессознательное и сознание. Отношения между ними.

«Третье» бессознательное. Многосмысленность поня­тия бессознательного.

Трудности на пути осознания бессознательного.

Психоанализ как метод исследования бессознательного.

Изречения

Фрейд 3.: «Вопрос о том, тождественно ли психиче­ское сознательному или же оно гораздо шире, может по­казаться пустой игрой слов, но смею вас заверить, что признание существования бессознательных психических процессов ведет к совершенно новой ориентации в мире и науке».

«Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает возможность понять и приобщить к науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процес­сы в душевной жизни».

«...согласно первому коробящему утверждению психо­анализа, психические процессы сами по себе бессознате­льны, сознательны лишь отдельные акты и стороны ду­шевной жизни».


 




«Мы видим, однако, что есть два вида бессознательно­го: латентное, но способное стать сознательным, и вытес­ненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным».

«Латентное бессознательное, являющееся таковым то­лько в описательном, но не в динамическом смысле, назы­вается нами предсознательным; термин бессознательное мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному».

«Психоанализ стремится к тому, чтобы привести вы­тесненный из сознания материал в сознание».

«Аналитик тоже не может сказать, что такое бессозна­тельное, но он может указать на область тех проявлений, наблюдение которых заставило его предположить сущест­вование бессознательного».

Ранк О., Закс Г.: «Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа».

Шерток Л., Соссюр Р.: «Бессознательное — это не цар­ство слепых сил, а определенная структура, основу кото­рой составляет несколько основных влечений. После это­го фрейдовского открытия бессознательное перестало быть темным колодцем, из глубин которого мы можем время от времени извлекать что-нибудь интересное. Оно стало объектом, доступным научному познанию».

Контрольные вопросы

1. Какие представления о бессознательном содержа­
лись в философских трудах прошлого?

2. Как и каким образом Фрейд пришел к идее бессоз­
нательного психического?

3. Что такое предсознательное и вытесненное бессоз­
нательное?

4. Как возможно познание бессознательного?

5. В чем состоит специфика психоаналитического
учения о бессознательном?

Литература

1. Бассин Ф. Б. Проблема бессознательного (о неосознаваемых фор­
мах высшей нервной деятельности). — М., 1968.

2. Бессознательное: природа, функции, методы исследования /
Под ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. Б. Бассина. — Тбили­
си, 1978. — Т. 1.

3. Бойко А. Н. Проблема бессознательного в философии и конкрет­
ных науках. — Киев, 1978.


 

4. Бочоришвили А. Т. Проблема бессознательного в психологии. —
Тбилиси, 1961.

5. Кнапп Г. Понятие бессознательного и его значение у Фрейда //
Энциклопедия глубинной психологии. Т. I: Зигмунд Фрейд. Жизнь. Ра­
бота. Наследие. - М., 1998. — С. 266-288.

6. Лейбин В. М. Психоанализ и бессознательное: уточнение поня­
тий//Психологический журнал. — 1989.—Т. 10. —№3. —С. 17—22.

7. Ранк О., Закс Г. Бессознательное и формы его проявления // Зиг­
мунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М., 1994. — С. 35—51.

8. Фрейд 3. Некоторые замечания относительно понятия бессозна­
тельного в психоанализе // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская
мысль. - М., 1994. - С. 29-34.

9. Фрейд 3. «Я и Оно» // Фрейд 3. Либидо. — М., 1996. —
С. 235-264.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.