КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8. Сексуальность в жизни человека
Цвейг С. Врачевание и психика. — М., 1992. — С. 258—271. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989. ~ С. 50-152, 301-316. Фрейд 3. Сновидения. — Алма-Ата, 1990. Фрейд 3. Толкование сновидений. — Минск, 1997. Фрейд 3. Сон и сновидения. — М., 1997. Розин В. Толкование сновидений в теории Фрейда // Наука и ре лигия. - 1989. -№ 11. - С. 40-43.
Сексуальные влечения человека в структуре бессознательного. Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии. Гомоэротика. Сексуальное и гениталь-ное. Понятие либидо. Сексуальная жизнь ребенка. Первые сексуальные побуждения. Эрогенные зоны. Сексуальные объекты. Психоаналитическое понимание фаз сексуального развития. Ребенок как «полиморфно-извращенное» существо. Мужское и женское начало. Бисексуальность. Пассивность и активность. Садизм и мазохизм. Подавление сексуальных влечений и его значение для развития общества. Культурная сексуальная мораль. Низменное и возвышенное в сексуальности. Сексуальность, любовь, эротика. Психоанализ и «пансексуализм». Изречения Фрейд 3.: «Люди вообще неискренни в половых вопросах. Они не обнаруживают свободно своих сексуальных переживаний, но закрывают их толстым одеянием, сотканным из лжи, как будто в мире сексуального всегда дурная погода. Это действительно так: солнце и ветер не благоприятствуют сексуальным переживаниям в нашем культурном мире. Собственно, никто из нас не может свободно открыть свою эротику другим». «Уже больше нет надобности не замечать душевные и социальные проявления сексуальной жизни; выбор объекта, нежное предпочтение отдельных лиц, даже решение в пользу одного из полов, ревность установлены беспристрастными наблюдениями независимо от психоанализа и до его появления и могут быть подтверждены любым наблюдателем, желающим это видеть». «Мы расширили понятие сексуальности лишь настолько, чтобы оно могло включить сексуальную жизнь извращенных и детей. Это значит, что мы возвратили ему его правильный объем». «Конечно, господа, дело не обстоит так, будто половое чувство вселяется в детей во время полового развития, как в Евангелии сатана в свиней. Ребенок с самого начала об- ладает сексуальными влечениями и деятельностью; он приносит их в свет вместе с собой, и из этих влечений образуется благодаря весьма важному поэтапному процессу развития так называемая нормальная сексуальность взрослых». «Исходя из потребности в полнозвучном лозунге, дошли до того, что стали говорить о «пансексуализме» психоанализа и делать ему бессмысленный упрек, что он объясняет «все» сексуальностью». «В своем происхождении, действии и отношении к половой любви «Эрос» Платона совершенно конгруэнтен нашему пониманию любовной силы психоаналитического либидо. <...> Кто видит в сексуальном нечто постыдное и унизительное для человеческой природы, волен, конечно, пользоваться более аристократическим выражением — эрос и эротика. Я бы и сам с самого начала мог так поступить, избегнув таким образом множества упреков. Но я не - хотел этого, так как я, по мере возможности, избегаю робости. Никогда не известно, куда таким образом попадешь. Сначала уступишь на словах, а постепенно и по существу. Я не могу согласиться с тем, что стыд перед сексуальностью — заслуга; ведь греческое слово Эрос, которому подобает смягчить предосудительность, есть ни что иное, как перевод нашего слова любовь; и, наконец, на кого работает время, может уступок не делать». Контрольные вопросы 1. Какова роль сексуальных влечений в жизни челове 2. Что понимается под либидо в психоанализе? 3. Какова психоаналитическая трактовка сексуальной 4. Как в психоанализе понимается отношение между 5. Насколько оправданы обвинения психоанализа в Литература 1. ЗбигневЛ. С. Секс в культурах мира. — М., 1991. 2. Кон И. С. Введение в сексологию. — М., 1988. 3. Кон И. С. Вкус запретного плода. — М., 1991. 4. Ницшке Б. Значение сексуальности в трудах Зигмунда Фрейда // 5. Психоанализ детской сексуальности.— СПб., 1997.
6. Фрейд 3. Три статьи по теории сексуальности // Фрейд 3. Либи 7. Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских 8. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. — Киев, 1990.
9. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М 1995 — 10. ФрейдЗ. Психология бессознательного. — М., 1989. — С. 369—381. Тема 9. Эдипов комплекс Место Эдипова комплекса в психоаналитической теории. Эдипов комплекс как ядро неврозов. Амбивалентные чувства детей к родителям. Отождествление с отцом и соперничество. Позитивный и негативный Эдипов комплекс. Комплекс Электры. Изживание Эдипова комплекса. Запрет и искушение. Инцестуозное желание как одна из форм инфантильной привязанности к объекту любви. Табу на инцест, запрет на кровосмесительные связи как культурный феномен. Психологический инцест. Реакция на сексуальное запугивание или подавление сексуальной деятельности ребенка. Инфантильный страх. Комплекс кастрации. Эдипов комплекс как столкновение желания и запрещения, страха и наказания. Реальное и воображаемое убийство. Факт и фантазия. Символическое убийство. Эдипов комплекс как источник возникновения религии, нравственности, искусства. Значение Эдипова комплекса в истории становления и развития культуры. Изречения Фрейд 3.: «А теперь вы с нетерпением хотите узнать, что же такое этот страшный Эдипов комплекс. Само имя вам говорит об этом. Вы все знаете греческое сказание о царе Эдипе, которому судьбой было предопределено убить своего отца и взять в жены мать, который делает все, чтобы избежать исполнения предсказаний оракула, и после того, как узнает, что по незнанию все-таки совершил оба этих преступления, в наказание выкалывает себе глаза. Надеюсь, многие из вас сами пережили потрясающее действие трагедии, в которой Софокл представил этот материал. Произведение аттического поэта изображает, как благодаря искусно задерживаемому и опять возбуждаемому все новыми уликами расследованию постепенно раскрывается давно совершенное преступление Эдипа; в этом отношении оно имеет определенное сходство с ходом психоанализа». «Правильно утверждают, что Эдипов комплекс составляет ядро неврозов, представляя собой существенную часть содержания их. В нем завершается инфантильная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальность взрослых. Каждому новорожденному предстоит задача одолеть Эдиповский комплекс». «Все больше и больше открывается значение Эдипова комплекса как центрального феномена сексуального пе-. риода, относящегося к раннему детству». «Эдипов комплекс дает ребенку две возможности удовлетворения, активную и пассивную. Он может, как мужчина, поставить себя на место отца и относиться, как последний, к матери, причем отец учитывается тогда, как стоящее на его пути препятствие, или же он стремится заменить мать и быть любимым отцом, причем мать становится излишней». «В соотношении между Эдиповым и кастрационным комплексом существует фундаментальная разница у обоих полов. В то время как Эдипов комплекс мальчика погибает вследствие кастрационнрго комплекса, Эдипов комплекс девочки становится возможным благодаря кастрационно-му комплексу». «Я не хочу утверждать, что Эдипов комплекс исчерпывает отношение детей к родителям, оно может быть намного сложнее. Эдипов комплекс может быть также более или менее сильно выражен, может сам претерпеть противоположное выражение, но он постоянный и очень значительный фактор душевной жизни ребенка, и возникает опасность скорее недооценивать его влияние и обусловленное им развитие, чем переоценить его». «...в Эдиповом комплексе совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства в полном согласии с данными психоанализа». Виттельс Ф.: «Эдипов комплекс — это тот локомотив, который промчал триумфальный поезд Фрейда вокруг земного шара».
Леви-Строс К.: «Итак, мы можем отнести гипотезу Фрейда заодно с текстом Софокла к числу версий мифа об Эдипе. Их версии заслуживают не меньшего доверия, чем более древние, и на первый взгляд, более «подлинные». Фромм Э.: «Утверждение Фрейда, что Эдипов комплекс, инцестуозность, есть «сердцевина невроза», имеет огромное значение для проблемы психического здоровья, если мы освободим его от узкой формулировки в сексуальных терминах и будем понимать шире, в плане межличностных отношений. Фрейд и сам указывал, что имеет в виду нечто выходящее за сферу сексуального». Контрольные вопросы 1. Какое место отводится Эдипову комплексу в психо 2. Что представляет собой Эдипов комплекс? 3. Что такое комплекс Электры? 4. Влияет ли Эдипов комплекс на жизнь человека? 5. Какая связь существует между Эдиповым комплек 6. Какие трактовки Эдипова комплекса имеют место в Литература 1. Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Ан 2. Брюно Л. Психоанализ и антропология // Клеманн К. Б., Брюно 3. Леви-Строс К. Структурная антропология. — М., 1985. — 4. Лейбин В. Ял Эдипов комплекс // Архетип. — 1995. — № 2. — 5. Лейбин В. Эдипов комплекс и российская ментальность. — М., 6. Ранк О. Миф о рождении героя. — М.; Киев, 1997. — С. 174—176. 7. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. — Тбилиси, 1991. — 8. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1995. — 9. Фрейд 3. Гибель Эдипова'комплекса // Фрейд 3. Психоаналити 10. Фрейд 3. Некоторые психические следствия анатомического 11. Флоренская Т. А. Катарсис как осознание (Эдип Софокла и 12. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. — С. 267—283.
13. ХолдерА. Эдилов комплекс //Энциклопедия глубинной психо 14. Штольце Г. Эдипова ситуация, эдипов конфликт, эдипов комп 15. Ярхо В. «Эдипов комплекс» и «Цезарь Эдип» Софокла (О некото Тема 10. Неврозы: смысл, этиология, терапия . Невротические симптомы и их смысл. Связь невротических симптомов с переживаниями человека. Симптомы как производные бессознательных процессов. Невроз как незнание, неведение о душевных процессах. Пробелы в воспоминаниях. Истерическая амнезия как продолжение детской амнезии. Этиология сексуальности. Фиксация влечения на ранней стадии развития. Регрессия. Воскрешение инфантильных желаний. Реальность и фантазия. Психическая реальность и невроз. Профантазии как филогенетическое достояние исторического прошлого. Столкновение желаний. Сексуальные влечения и влечения Я. Психический конфликт. Патогенные конфликты. Вытеснение и его связь с образованием симптомов. Симптомы как заместители сексуального удовлетворения или защиты от него. Сопротивление в интересах болезни. Различные формы сопротивления. Преодоление сопротивления. Перенесение (трансфер). Новые варианты старых конфликтов. Перенесение как столкновение борющихся между собой сил. Терапевтическое значение перенесения. Психоаналитическая терапия. Уничтожение вытеснения. Устранение условий для образования симптомов. Перевод патогенного конфликта в нормальный. Культурные цели терапии.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |