КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая рели гия. - М., 1993
РуткевичА.М. Психоанализ и религия. — М., 1987. Попова М. А. Фрейдизм и религия. — М., 1985. Лейбин В. М. Вера или разум? // Вопросы философии. — 1988. — №8.-С. 126-132. Г руют нас о самом важном и интересном в нашей жизни, они ценятся особенно высоко». «...религиозные феномены не понять иначе как по образцу хорошо нам известных невротических симптомов индивидуума, как возвращение давно забытых, многозначительных событий в праистории человеческой семьи». «Религию в таком случае можно было бы считать общечеловеческим навязчивым неврозом, который, подобно соответствующему детскому неврозу, коренится в Эдиповом комплексе, в амбивалентном отношении к отцу». «Сомнительно, чтобы люди в эпоху неограниченного господства религиозных учений были в общем и целом счастливее, чем сегодня; нравственнее они явно не были. <...> Безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность». «Ценой насильственной фиксации психического инфантилизма и включения в систему массового безумия религии удается спасти многих людей от индивидуального невроза». «Намерение насильственно и одним ударом опрокинуть религию, несомненно, абсурдное предприятие. Прежде всего потому, что оно бесперспективно. Верующий не позволит отнять у него свою веру ни доводами разума, ни запретами». «...в конечном счете ничто не может противостоять разуму и опыту, а религия слишком явно противостоит им обоим». «Если применение психоаналитических методов позволяет получить новые доводы не в пользу истинности содержания религиозных верований, то тем хуже для религии, но защитники религии будут с тем же правом пользоваться психоанализом, чтобы вполне отдать должное эффективной значимости религиозных учений». Контрольные вопросы 1. Как объясняется происхождение религии в психоа 2. Каково психологическое значение религиозных 3. Какова ценность религии? 4. Возможно ли насильственное устранение религиоз 5. На чем основана вера Фрейда в разум? Литература 4. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992; Фрейд 3. 6. Фромм Э. Психоанализ и религия // Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Тема 14. Психоанализ и этика Представления Фрейда о нравственных основаниях человека. «Добрая» и «злая» природа человека. «Темные» стороны человеческой души. Вытеснение «дурных» побуждений в бессознательное. Проявление «злого» начала в сновидениях. Ответственность как чувство вины. Сексуальные влечения и нравственные ограничения. Любовь и ненависть. Антисоциальное поведение и совесть. Психоаналитическое понимание происхождения совести. Категорический императив Канта. Онтогенетические и филогенетические основания совести. Роковая неизбежность чувства вины. Постоянный рост чувства вины. Роль чувства вины в культуре. Вина й раскаяние. Нравственное сознание. Эдипов комплекс как источник возникновений нравственности. «Сверх-Я» культуры. Этические требования культурного «Сверх-Я». Ограничения религиозной этики. Невыполнимость религиозной максимы «возлюби ближнего». *-• * • Этика как попытка терапевтического воздействия на человека.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |