Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И социальная психология




Тема 17. Индивидуальная

Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. — С. 16—29.

Фрейд 3. Размышления о войне и смерти //Архетип. — 1995. — №2.-С. 17-24.

Фрейд 3. Неизбежна ли война? Письмо Альберту Эйнштейну // Фрейд 3. Поту сторону принципа удовольствия. — М., 1992. — С. 325—337.

А.ФрейдЗ. «Я»и«Оно». Труды разных лет. Кн. 1.—Тбилиси, 1991. — С. 173—192.

Психология личности как предмет психоаналитиче­ского исследования. Нарциссизм и нормальное сексуаль­ное развитие человека. Первичный нарциссизм ребенка.

Сексуальные влечения и влечения Я, «Я-либидо» и «объект-либидо». Нарциссический и опорный типы выбо­ра объекта любви. Сублимация и идеализация. Нарцис­сизм и идеальное Я. От идеала Я к пониманию психологии масс. Нарциссические и социальные душевные процессы.

Изменения в душевной деятельности человека, нахо­дящегося в коллективе. Регресс к примитивной душевной деятельности. Внушение, подражание, либидо.

Либидозная структура церкви и армии. Либидозные связи с вождем и другими индивидами. Ограничение нар­циссизма и выгода от сотрудничества. Идентификация как один из механизмов эмоциональной связи. Первона­чальная форма эмоциональной связи с объектом. Интро-екция объекта в Я. Аффективная общность через связь с вождем.

Влюбленность и идеализация. Гипноз и гипнотиче­ская связь. Идентификация индивидов между собой.

Человек — не стадное животное, а животное орды. Масса как ожившая первобытная орда. Психология мас­совых индивидов й психология вождя. Идеализированная переработка условий первобытной орды. Праотец, идеал


Я, вождь массы. Идентификация и замещение идеала Я объектом.

Индивид, массообразование, невроз. Противоборство между неврозом и массообразованием.

Изречения

Фрейд 3.: «...проявления либидо, заслуживающие на­звания нарциссизма, можно наблюдать в гораздо более широком объеме, и им должно быть уделено определенное место в нормальном сексуальном развитии человека».

«...первично либидо концентрируется на собственном «Я», а впоследствии часть либидо переносится на объек­ты».

«...лица, которые кормят, ухаживают и оберегают ре­бенка, становятся первыми сексуальными объектами его, как-то мать или лицо, заменяющее ее».

«От идеала «Я» широкий путь ведет к пониманию пси­хологии масс».

«В психической жизни человека всегда присутствует «другой». Он, как правило, является образцом, объектом. Помощником или противником, и поэтому психология личности с самого начала является одновременно также и психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованном смысле».

«...в отдельном индивиде, находящемся в массе, под ее влиянием часто происходят глубокие изменения в его ду­шевной деятельности».

«...любовные отношения (выражаясь безлично, эмо­циональные связи) представляют собой также и сущность «массовой души».

«Нам кажется, что мы стоим на правильном пути, ко­торый может разъяснить главное явление массовой психо­логии — несвободу в массе отдельного человека».

«Идентификация известна психоанализу как самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом. Она играет определенную роль в предыстории Эдипова комплекса».

«...первичная масса есть какое-то число индивидов, сделавших своим «идеалом Я» один и тот же объект и вследствие этого в своем «Я» между собой идентифициро­вавшихся».

«Множество равных, которые могут друг с другом идентифицироваться, и один единственный, их всех пре-


 




восходящий, — вот ситуация, осуществленная в жизне­способной массе».

«Масса кажется нам вновь ожившей первобытной ор­дой. Так же, как в каждом отдельном индивиде первобыт­ный человек фактически сохранился, так и из любой чело­веческой толпы может снова возникнуть первобытная орда».

«Праотец — идеал массы, который вместо «идеала Я» владеет человеческим «Я».

«...невроз делает больного асоциальным и удаляет.его из обычных массовых формаций».

Контрольные вопросы

1. Что представляют собой нарциссизм, сублимация,
идеализация и идентификация?

2. Какие изменения в душевной деятельности челове­
ка осуществляются под влиянием массы?

3. Каково психоаналитическое понимание роли и ме­
ханизмов либидозной связи в массе?

4. Каковы взгляды З.Фрейда на психологию массовых
индивидов и психологию вождя?

5. Как З.Фрейд понимал связь между неврозами и
массообразованием?

Литература

1. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» //
Фрейд 3. Я и Оно. — М., Харьков, 1998. — С. 769—838; 3. Фрейд. Либи­
до.—М., 1996.— С. 185—234; Фрейд 3. Психоаналитические этюды. —
Минск, 1997. — С. 422—480; Фрейд 3. По сторону принципа удоволь­
ствия. — М., 1992. — С. 256-324.

2. Фрейд 3. О нарциссизме // Фрейд 3. Либидо. — М., 1996. —
С. 99-117.

Тема 18. Психоанализ и искусство

Психоаналитическое понимание возникновения ис­кусства. Воображение и мифическая форма выражения бессознательных влечений. Перевод бессознательных же­ланий в символы.

Искусство как процесс сублимации бессознательных влечений человека. Компенсирующая функция искусства.

Невроз и искусство. Искусство как уход от реальности в мир иллюзорного удовлетворения влечений. Разреше­ние внутрипсихических конфликтов.


Поэт и ребенок. Фантазия и игра. Творчество как про­должение игры.

Психоаналитический метод исследования художест­венных произведений. Раскрытие смысла художествен­ных произведений. Выявление их скрытого содержания. Художественное произведение как выражение внутрипси­хических конфликтов.

Психология воздействия искусства на человека. Смяг­чение характера сексуальных и эгоистических влечений. Эстетическое наслаждение. Терапевтическая функция ис­кусства.

Границы психоанализа в понимании художественного дарования, писательского творчества, сущности художе­ственной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.