КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лейбин В. М. Проблема страха в истории философии, науки и медицины
Изречения Тема 12. Страх Проблема страха в истории философии, науки и медицины. Многозначность понятия страха. Субъективное состояние и переживание. Различие между страхом, боязнью и испугом. Страх и неврозность. Целесообразный характер готовности к страху и нецелесообразное развитие страха. Реальный и невротический страх. Формы проявления страха у нервнобольных. Свободный страх ожидания и фобии. Фобии детей. Инфантильный страх и невротический страх взрослых. Психоаналитическое понимание причин возникновения невротического страха. Генетическая связь между либидо и страхом/Сексуальные ограничения и страх. Топическая динамика развития страха. Связь развития страха с судьбой либидо и с системой бессознательного. Взаимосвязь между вытеснением и страхом. Стрдх кастрации, вытеснение, образование неврозов. Страх рождения и отделение от матери. Три вида страха: реальный, невротический и страх совести. Двоякое происхождение страха: как прямое следствие травматического фактора и как сигнал о том, что возникает угроза повторения этого фактора. Фрейд 3.: «...есть боязливые люди, но вовсе не нервные, и есть нервные, страдающие многими симптомами, у которых нет склонности к страху». «Как бы там ни было, несомненно, что проблема страха — узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить свет на всю нашу душевную жизнь». «...страх является ходкой монетой, на которую меняются или могут обмениваться все аффекты, если соответствующее содержание представления подлежит вытеснению». «Подобно тому как попытка бегства от внешней опасности сменяется стойкостью и целесообразными мерами защиты, так и развитие невротического страха уступает образованию симптомов, которое сковывает страх». «Позвольте нам обобщить сведения из наблюдений о боязливости детей: инфантильный страх имеет мало общего с реальным страхом и, наоборот, очень близок к невротическому страху взрослых. Как и последний, он возникает из неиспользованного либидо и замещает недостающий объект любви внешним предметом или ситуацией».
«Страх, будучи аффективным состоянием, является воспроизведением старого грозящего опасностью события, страх служит самосохранению и является сигналом новой опасности, он возникает из либидо, каким-то образом оставшегося неиспользованным, и в процессе вытеснения сменяется образованием симптома, словно он связан психически, — чувствуется, что здесь чего-то не хватает, что соединяет фрагменты в целое». «...мы приветствовали как желательное то соответст «Не вытеснение создает страх, а страх появляется раньше, страх производит вытеснение». «...страх кастрации является одним из наиболее часто встречающихся и наиболее сильных двигателей вытеснения и тем самым и образования неврозов». «Страх перед Сверх-Я обычно не должен исчезать, так как он в качестве страха совести необходим в социальных отношениях, и отдельный человек только в самых редких случаях может стать независимым от человеческого общества». Контрольные вопросы 1. В чем состоит различие между страхом, испугом и 2. Какие виды страха рассматривались 3. Фрейдом? 3. Каково различие между реальным и невротическим 4. Каково психоаналитическое понимание причин 5. Как З.Фрейд объясняет отношения между вытесне 6. Что является первичным страхом в понимании Литератур а 1. Айке Д. Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического 2. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М., J993. 3. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная фило 4. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх. 5. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1995. — 6. Фрейд 3. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Фрейд 3. Психо Тема 13. Психоанализ и религия Психоаналитическое объяснение возникновения религии. Замена естествознания психологией. Религия как реакция на беспомощность человека перед силами природы. Придание силам природы характера отца и превращение их в богов. Тотемизм как первая форма проявления религии. Связь религии с социальными образованиями, нравственными запретами, моральными предписаниями. Патриархат и матриархат. Очеловечивание почитаемых существ. Обожествление праотца. Соединение божественных свойств в одном лице. Религиозные представления как достижения культуры. Психологическое значение религиозных представлений. Происхождение иллюзий из человеческих желаний. Религиозные представления как исторические реминисценции. Параллели между детскими неврозами и состояниями человечества, аналогичными неврозами. Религия как общечеловеческий навязчивый невроз. Вера и разум. Жизнь без религиозных иллюзий. Логос как Бог. Вера в разум. Изречения Фрейд 3.: «С давних времен человек создавал себе идеальное представление о всемогуществе и всезнании, воплощением которых были его боги. Им он приписывал все то, что было ему запрещено. Можно даже сказать, что боги были его культурными идеалами». «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, выпадающие на долю человека в культурном сообществе». «Религиозные представления суть тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней (или внутренней) реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры. Поскольку они информи-"
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |