Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изречения. Фрейд 3.:«Искусство, как мы давно убедились, дает эрзац удовлетворения, компенсирующий древнейшие, до сих пор глубочайшим образом переживаемые культурные




Фрейд 3.: «Искусство, как мы давно убедились, дает эрзац удовлетворения, компенсирующий древнейшие, до сих пор глубочайшим образом переживаемые культурные запреты, и тем самым как ничто другое примиряет с при­несенными им жертвами».

«В одной только области всемогущество мысли со­хранилось в нашей культуре, в области искусства. В од­ном только искусстве еще бывает, что томимый желани­ями человек создает нечто похожее на удовлетворение и что эта игра — благодаря художественной иллюзии — бу­дит эффекты, как будто бы она представляла собой не­что реальное. С правом говорят о чарах искусства и срав­нивают художника с чародеем, но это сравнение, быть может, имеет большее значение, чем то, которое в него вкладывают».

«Если враждебная действительности личность облада­ет психологически еще загадочным для нас художествен­ным дарованием, она может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, избегая этим невроза и возвращаясь таким необходимым путем к действительности».

«Поэт делает то же, что и играющее дитя; он создает мир, к которому относится очень серьезно, то есть вносит много увлечения, в то же время отделяя его от действите­льности».

«...сильное настоящее переживание будит в писателе старое воспоминание, большею частью относящееся к


 




детскому переживанию, исходному пункту желаний, ко­торое находит осуществление в произведении».

«Я того мнения, что всякое эстетическое наслаждение, данное нам писателем, носит характер этого «преддверия наслаждения» и что настоящее наслаждение от поэтиче­ского произведения объясняется освобождением от на­пряжения душевных сил. Быть может, этому немало спо­собствует и то обстоятельство, что писатель приводит нас в такое состояние, когда мы можем тут же получать удово­льствие от собственных фантазий, не испытывая ни стыда, ни упреков за них».

«К сожалению, перед проблемой писательского твор­чества психоанализ должен сложить оружие».

«Так как художественное дарование и работоспособ­ность тесно связаны с сублимированием, то мы должны прибавить, что и сущность художественной деятельности также недоступна психоанализу».

«Если психоанализ и не объясняет нам причины худо­жественности Леонардо, то он все же делает для нас понят­ным проявления и изъяны его таланта».

Контрольные вопросы

1. Как Фрейд объясняет истоки возникновения искус­
ства?

2. Что такое искусство с точки зрения психоанализа?

3. В чем состоит психоаналитический метод исследо­
вания художественных произведений?

4. Как и почему искусство воздействует на человека?

5. Какие ограничения в понимании художественного
творчества свойственны психоанализу?

Литература

1. Выготский Л. С- Психология искусства.— М.,1968. — С. 95—113.

2. Додельцев Р. Ф. Психоанализ искусства// Художник и фантазиро­
вание. - М., 1995. - С. 5—16.

3. Нейфельд Й. Достоевский. Психоаналитический очерк под редак­
цией проф. 3. Фрейда // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. —
М., 1994. - С. 52-88.

4. Лейбин В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М.,
1977.-С. 88-103.

5. Фрейд З.Леонардо да Винчи. Воспоминания детства. — М., 1991.

6. Фрейд 3. Художник и фантазирование. — М., 1995.

7. Штроцка Г. Остроумие и юмор // Энциклопедия глубинной пси­
хологии. Т. I: Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. — М., 1998. —
С. 304-321.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.