Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика эпохи, ее основные черты. 4 страница




В ходе реформы пострадали интересы церкви, т.к. нужна была земля для крестьян, согласных стать стратиотами. Церковь оказала сопротивление реформе, конфликт двух властей принял форму иконоборчества. Император запретил иконопочитание (следует иметь в виду, что он был сирийцем, сторонником несторианства), провел секуляризацию монастырских земель, роздал эти земли в харистикий – держание на срок жизни, в основном светской знати. Материальной основой этого конфликта стала борьба за перераспределение земельного фонда в Византии, где монастыри сосредоточили в своих руках огромные земельные массивы, свободные от налогообложения. В стране было сто тысяч монахов, которые физически не работали и не были военнообязанными, что не нравилось простым людям. По новому указу монастыри превращались в трудовые коммуны. Императора поддержала знать и епископы. Иконоборчество нанесло определенный ущерб византийской культуре: были закрыты патриаршие школы, храмы отказались от скульптуры. Связь с античной культурой была ослаблена. Античная культурная традиция изживала себя, т.к. была тяжела для простого народа.

Светскую и духовную власть сплотило восстание Фомы Славянина в 821 г., бывшего ставленником арабов. На его стороне была часть армии и флота. Целью являлась смена династии. Одержав несколько военных побед Фома Славянин объявил себя императором. Светская власть и церковная сплотились и одержали победу. Светская власть отказалась от преследования монастырей, вернулись иконы, предметы культа, но монастырское землевладение держала под контролем. «Земледельческий закон», изучаемый на семинарском занятии, показывает, что в эту эпоху в стране преобладали свободные крестьяне-собственники и приселенцы - свободные арендаторы земли (парики) – либо инородцы, либо крестьяне потерывшие связь с общиной. Шла Славянская колонизация Балкан. Она поощрялась императорами, так как увеличивала слой свободных крестьян – воинов и налогоплательщиков. Наиболее массовой опоре императора и централизованного государства. Были и рабы – дулепты –но они не играли прежней хозяйственной роли, потомки античных рабов были порученцами, личными слугами, свитой знати. Колличество рабов создавало престиж.

Итог исторического развития Византии в VIII-IX в. – укрепление самостоятельного мелкого крестьянского хозяйства под патронатом государства. Это постантичный дофеодальный период в истории страны, период барьбы античного и средневекового укладов.

Стабилизация византийского общества совпала со временем правления Македонской династии (867-1056 г.). Стабилизируется относительно социальное положение в стране. Мелкое крестьянское хозяйство сохраняет своими собственными усилиями независимость, наступает социальное расслоение. Это период борьбы за тот или иной путь феодализации общества. Сложилась столичная – бюрократическая - и провинциальная – фемная – знать, владевшая землей на правах держания. За контроль над мелким крестьянским хозяйством столкнулись столичная бюрократия, византийское чиновничество и провинциальная землевладельческая знать – динаты (сильные). В конце 9 в. при Льве 4 фемная знать попыталась поднять мятеж, его поддержал патриарх, но император подавил его. Во второй половине 10 в. фемная знать снова наступает.Победа динатов означала бы утверждение частноправового путь развития, подобного тому, что демонстрирует королевство франков. Но Византия сохранила мощную государственность, противостоящую частному началу. Это создавало возможность иного варианта феодализации. Некоторые византиисты считают, что Византия развивалась по типу восточной деспотии. Но большинство не поддерживают эту идею, т.к. восточной деспотии государство напрямую организовывала хозяйственную жизнь страны, а в Византии косвенно стимулировало. Путь византийской феодализации – государственно-правовой.

Император Никифор Фока (963-969 г.) перед лицом арабской угрозы проводит очередную военную реформу, принцип народного ополчения был недостаточен перед лицом арабской опасности. Подобно Карлу Мартеллу, но на 200 лет позже, он создает тяжеловооруженную кавалерию – катафракты. Катафрактии – аналог рыцарства в Византии только в военно-техническом, но не в социально-экономическом плане. Катафрактий получал землю за службу и передавал ее по наследству, но он не получил бенефиция, т.е. права собирать подать с крестьян. Так же Карл Мартел создавал профессиональное воинство, оторванное от земли, а в Византии нет. Катафрактиями становились зажиточные стратиоты, имевшие средства для вооружения и возможность освободиться от работ в поле. Простые стратиоты оставались свободными и платили налоги государству. Зато стратиги получили пронию - право оставлять на местах определенную долю собранных в округе (феме) налогов во время войны. Предполагалось, что эти средства будут использоваться на нужды обороны. Прония это аналог западноевропейского бенефиция, т.е. условное пожалование за несение службы, только не для самого стратига, а для обороны, но жаловалась пожизненно. Перед прониариями открылась возможность путем насилия и злоупотребления правом поставить мелкое крестьянское хозяйство в зависимость от себя. Этим правом они воспользовались. Эта реформа укрепила позиции фемной знати, начался процесс феодализации. Он имел ряд собенностей:

Во-первых, не было добровольных сделок, земля приобреталась в частную собственность у обедневших общинников, особенно широко в голодные годы.

Во-вторых, власть феодала касалась только фискальной сферы, византийские динаты не имели над населением ни судебных, ни административных прав, они сохранялись у государства. Иммунитет в западноевропейском виде здесь отсутствовал. Существовала экакуссия – пожизненной освобождение имения от налогов, не наследовалось.

В третьих, не сложились и вассально-ленные отношения, без этих связей провинциальная знать была слаба. Ей не удалось расчленить империю собственными силами. Кождан определил это как «индивидуализм без свободы».

Такая модель феодализации может быть определена как государственно-правовая.

Главную роль в структуре господствующего класса играла столичная бюрократия, а затем городская торгово-промышленная верхушка. На втором месте была фемная знать

Зависимое крестьянство генетически восходило к античным рабам. Это дулевты и дулопарики. Частновладельческими становились присельники – обезземеленные и оторванные от общины люди, продавшие свою землю и оказавшиеся в поземельной зависимости. Государственные крестьяне - парики обрабатывали государственные земли и не имели аналога на западе. Сохранялся слой свободных крестьян-общинников. Македонское аграрное законодательство отмечено стремлением сохранить этот слой как источник военной силы и налоговых поступлений.

В 996 г. Василий II Болгаробойца издал закон о неотчуждаемости земель стратиотов, по которому купленные у них земли возвращались прежним хозяевам без какого-либо вознаграждения. Это был удар по динатам. Первоначально это было благом. Вместе с тем он консервировал деревню, препятствовал развитию товарно-денежных отношений, что стало причиной отставания Византии от Западной Европы в дальнейшем. Когда крестьянин теряет землю, он ищет другую сферу деятельности, углубляется разделение труда, развиваются товарно-денежные отношения. Товарно-денежные отношения Византии были направлены вовне, международная торговля. Это хорошо, когда есть торговые пути. Когда Византия их потеряла, началось отставание от Запада.

Эпоху Македонской династии называют золотым веком. Всю эпоху династия воевала. К концу перешла к внешней экспансии в Болгарии. Отношения с Русью становятся регулярными после ее крещения. Фемной знати династия становится ненужной, в 1056 г. ее сменила династия Камнинов из Малой Азии.

Камнины не укрепляли военную мощь. Врагами были тюрки-сельджуки, позже тюрки-османы. В 1071 г. Византия проиграла сражение при Манцикерте. Она потеряла территории, осталось побережье малой Азии и часть Балканского полуострова.

Арнольд Тойнби в монографии «Постижение истории» полагает следующее. Силы империи подтачивал милитаризм. Лев Исавр перенапряг силы империи и крестьян. С появлением турок-сельджуков началось массовое перекрещивание в ислам, т.к. мусульмане освобождались от уплаты налогов. В этом виновато и православное духовенство: клир подчинялся светской власти, поэтому что для крестьян церковь равнялась государству, т.е. отчуждение от церкви означало осуждение от государства. Причина падения империи в 1453 г. он видит в реформах 739 г. Но это слишком большой отрезок времени для прямой зависимости. Тойнби пропустил 1204 г, т.к. империя подверглась нападению со стороны единоверцев. Тогда в ходе крестового похода Византия была разорена.

Италия в эпоху великого переселения народов была неоднократно завоевана и оставлена варварами. В эпоху падения Римской империи, она оказалась у Одоакра, в 476 г. варварские наемные дружины провозгласили его правителем Рима. При этом резкого изменения ситуации не произошло, так как варвары были уже романизированы. Однако власть Одоакра оказалась непрочной.

Причины:

1) его не поддержала римская знать, поскольку он конфисковал у нее ⅓ земельных владений по требованию своиих дружинников и был арианином,

2) Не имел он опоры и в варварской среде. Он не был племенным королем, наемники были представителями разных, не только германских племен.

3) Неблагоприятной для него оказалась и позиция Византии.

Заложник Константинополя вождь племени остготов Теодорих получил средства для войны с Одоакром. В 493 г. с остготами он захватил Италию. Одоакр укрылся в Ровене, Теодорих выманил его и отравил.

Но ставленником Византии Теодорих не стал и повел самостоятельную от Византии политику, провозгласил себя императором. Теодорих сознательно подражал римским правителям, сохранил муниципальные структуры и сенат. Вся администрация были знатными римлянами. Его личным советником был сенатор Боэций, создавший «Об утешении философии». Он был веротерпим. Король начал борьбу с разрухой, покровительствовал науке и искусствам. Лояльной к Теодориху была местная знать. Он был глубоко романизированным. Участие варварской знати в управлении выразилось в учреждении должности сойонов – спецпорученцев и представителей короля в сенате. Титул Теодориха «Rex Gotorum et Italorum» отражал стремление сблизить и слить в один народ римлян и варваров. Земли дружинников Одоакра перешли к его дружинникам. Он был племенным вождем остготов – прочная основа.

Однако задача оказалось неразрешимой. Остготы были большим племенем и король конфисковал у местной знати ⅓ земель для раздачи своим соплеменникам. Римская знать отвернулась от Теодориха и вступила в тайный союз с Византией для его устранения. В заговоре участвовала часть сенаторов, о чем Боэций и Касиодор были в курсе. Теодорих утратил влияние и в своем племени, когда обложил остготов налогами, что для варварского общества было непонятно. После смерти Теодориха (ок. 526 г.), не стало и достижений остготов в Италии. Наследовал ему внук Аталарих, но тот спился и умер в 532 г. Стала правительницей его дочь Амаласунта, бывшая регентшей при сыне Аталарихе. Она предложила своему двоюродному брату Теододу стать королем, чтобы самой управлять. Когда тот короновался в 534 г., то сослал Амаласунту на остров озера Больсен, где она была убита. Византия в 535 г. начала войну с остготами под предлогом покровительства дому Теодориха. В 541-552 гг. королем остготов был Тотила.

Война Византии с остготами продолжалась 20 лет до 555 г. византийцы вырезали всех мужчин остготов. Страна была опустошена, но империя восстановлена. Местная знать была теперь недовольна Юстинианом, она отвыкла платить налоги, централизованная государственность была для нее тягостной. Когда в 568 г. началось новое нашествие варваров, ему не было оказано должного сопротивления и власть Византии пала. Согласно легенде италийский военоначальник сам пригласил лангобардов. Новые завоеватели Рима были самым отсталым из германских племен, язычники. Король вырезал 400 знатных римских родов. В течение нескольких десятилетий они захватили северную и среднюю Италию (Ломбардия), но централизованного государства не создали. Среди покоренных они жили военным лагерем, группировавшимся вокруг своих вождей – герцогов. После смерти короля Альбоина его держава распалась на 30 герцогств. Согласно источнику Альбоина убила жена Розамунда, отомстившая за убийство своего отца короля гепидов Кунимунда. Как повествует «Historia Langobardorum» Павла Диакона, убив отца Розамунды, Альбоин приказал сделать из его черепа кубок. И как-то раз нанес смертельную обиду Розамунде, заставив её пить из черепа собственного отца. Она подговорила своих любовников убить мужа во время обеденного сна, а сама привязала его меч к кровати. После смерти Альбоина из герцогов решили не выбирать короля, т.к. он им стал не нужен.

Недолговечность варварских королевств объясняется особенность исторического процесса в Италии. Многовековые смуты привели здесь к тому, что государственные функции перешли в руки земельных магнатов и военачальников отдельных городов. В смутное время, раньше чем у франков получили распространение коммендации, прекарные сделки, либелла (аренда земли с выплатой ⅓ урожая). Условия для феодальной раздробленности в стране сложились раньше всего. В последующем страна постоянно попадала в вассальную зависимость от крупных европейских держав. В X в. это была Германия. Но раздробленность, не мешала Италии процветать экономически.

Здесь сложился институт папства, резиденцией папы Римского была в Ровенне, Сицилия считалась патримонией (родовым имуществом) Святого Петра. Во время смуты Папство возвышается и заменяет государство, помогает бедным, выкупает пленных. В 596-604 гг. папой был Григорий 1 (Двоеслов). Он был ректором (завхозом) на Сицилии, где освободил рабов и привел в порядок платежи. Он призвал отказаться от термина варвары и заложил традицию – Папство – всеевропейский центр.

Испания стала первой провинцией, потерянной Римом. В 408 г. ее поделили вандалы-аздинги и вандалы-силинги, аланы, свевы, баски и визиготы. Союз с вестготами должен был вернуть провинцию империи. Союзнические отношения продолжались до 467 г. Вестготы вытеснили с полуострова вандалов и алан. Западная его часть (будущая Португалия) осталась под контролем свевов.

Затем королевство вестготов стало самостоятельным государством, существование которого осложняла острая межконфессиональная вражда. Испано-римляне были католиками, вестготы - арианами. На этой почве началась гражданская война. Обращение наследника престола в католичество в 586 г. открыло путь для сближения и слияния испано-римской и вестготской знати.

Инструментом этого сближения стала унаследованная от античности традиция провинциальных собраний знати. Теперь это был Толедский собор, созываемый королем. Здесь рассматривались как догматические, так и светские вопросы. Во втором случае король имел право «вето». Рядовые готы в соборах не участвовали, народное ополчение ослабело. Короли сделали ставку на дружину. Имели свои дружины и магнаты.

Система условных пожалований в Испании складывается на 100 лет раньше, чем у франков. Испано-римская знать и варварская знать приносили королю клятву верности и становились «верными», т.е. вассалами. Вестготские верные были более зависимы от короля, право наследования для них оговаривалось рядом условий. В имениях знати, которые не были велики в силу природно-географических условий, работали главным образом потомки рабов и колонов. Основная масса населения была представлена свободными мелкими собственниками.

На рубеже VII-VIII в. Испания вступила в полосу феодальной раздробленности. Особенность состояла в том, что функции власти брали на себя не графы (должностные лица короля), а могучие семейства – гранды. Они не позволили королям закрепить право наследования короны. Светские гранды и епископы стали оппонировать королю, которому приходится бороться против их попыток строить замки и иные укрепления. Король также борется и с ересями: арианством и иудаизмом (в Испании были еврейские торговые колонии). Они ослабляли единство общества. Вскоре прибавилась еще одна причина религиозной нетерпимости – страна попала в вассальную зависимость от мусульманского государства.

Арабская экспансия была обусловлена рядом факторов:

во-первых, их вступлением в стадию военной демократии;

во-вторых, исламизацией и принятием концепции джихада – «священной воны с неверными».

В начале VIII в. арабам покорилась Северная Африка, берберские племена (мавры) усилили их военный потенциал. Раздробленная Испания стала для них легкой добычей.

Согласно легенде, король Родриго (Родерик), отобравший власть у наследников законного монарха, вошел в древнюю «сокровищницу Геракла» в Толедо. Над сокровищницей было заклятие, кто войдет в нее – увидит изображение народа, который завоюет Испанию. Родриго увидел темнолицых людей на конях и кораблях.

Первые отряды арабов высадились на территории вестготского королевства в 709 г. В 711 г. король Испании Родерик потерпел поражение при Медино-де-Сидонья. В разгар сражения магнаты покинули короля, который бесследно исчез, оставив лишь королевскую мантию, седло и белую лошадь. К 714 г. Испанию завоевали мавры. Свободной оставалась Астурия (северо-запад Иберийского полуострова). Продвижение арабов в глубь франкского королевства было остановлено Карлом Мартеллом.

Арабы овладели большей частью полуострова. Слабость Вестготского королевства была обусловлена острыми внутренними социальными и политическими противоречиями. Крестьянство было отягощено повинностями и государственными налогами; знать вела ожесточенную борьбу за престол, поскольку принцип наследования королевской власти здесь так и не утвердился; огромное влияние католической церкви вызывало недовольство части светской знати, а также проживавших в стране ариан и иудеев. Поэтому основная масса населения довольно безразлично отнеслась к вторжению арабов, а некоторые пред­ставители господствующей верхушки (например, архиепископ Севильи) даже помогали им. Единственный сохранивший укрепления город Толедо был сдан арабам еврейскими торговцами. Родственные арабам евреи становились чиновниками оккупационных властей, входили в их гарнизоны, за что впоследствии были изгнаны из страны. Серьезное сопротивление мавры встретили лишь на гористом севере полуострова.

После поражения образ жизни испанцев изменился незначительно. Они удержали за собой свое имущество и даже получили право продавать его. В пользу победителей христианское население платило джизье - подушную подать и харадж – поземельный налог.

В сельском хозяйстве господствовало мелкое крестьянское хозяйство при фактически полном от­сутствии домена. Не получили развития прикрепление крестьян к земле и личная зависимость. Крестьяне, как правило, арендовали на тяжелых условиях (до 2/3 доходов с земли) участки у крупных землевладельцев (воинов, чиновников, придворных и т.п.), проживавших обычно в горо­дах, а также платили значительные налоги в казну. В отличие от других западноевропейских стран раннего средневековья плате­жи взимались главным образом деньгами.

Города стали общиной покровительствуемых, сами выбирали своего правителя, арабы лишь утверждали его в должности.

Арабы не настаивали на перемене веры, так как это означало бы исчезновение податного населения. Свободы христианского населения были достаточно широки. Вместе с тем в Испании появляются ренегаты (сменившие веру) и мосарабы (усвоили арабский язык). Причины были различны. Среди них не только возможность не платить джизье, но и возможность приобщиться к высокой и утонченной культуре. Арабы превратили средневековую Испанию в средоточие учености, приобщили ее к достижениям мировой цивилизации. Арабы обогатили и хозяйственную практику испанцев, научили строить ирригационные сооружения, принесли с собой новые сельскохозяйственные культуры: хлопок, цитрусовые, рис и т.п. Значительная часть завоевателей осела и городах, которые быстро превратились в торгово-ремесленные центры. Ал-Андалус славился своими тканями, керамикой, изде-ииями из металла и кожи. Несмотря на сложные отношения с остальным исламским миром, арабская Испания активно торго­вала на Средиземном море, ее монета обращалась от Индии до Ирландии.

До 755 г. мусульманская Испания (или ал-Андалус) входила в состав Дамасского халифата. В связи со сменой династии в Халифате Испания стала самостоятельным государством с названием Кордовский эмират (с X в. Кордовский халифат). Ее правителем был представитель династии Омейядов Абд ар-Рахман. Неоднократные мятежи мосарабов вынуждали арабов к жестким действиям.

Христиане не были полноправными гражданами, поднимали мятежи, особенно в периоды ужесточения мусульманского фанатизама. Источником постоянного беспокойства был Толедо. Не смогли арабы установить и полный контроль над полуостровом. Северные провинции: Леон, Астурия, Наварра, графство Барселонское формально были вассалами, но дань платили только под угрозой оружия. Они и стали опорой консолидации и освобождения полуострова.

Захватившие Северную Африку и Испанию арабы, или, как их тогда называли, сарацины, устраивали постоянные пиратские набеги на средиземноморские страны. Постоянным арабским нападениям подвергалось также население южнофранцузских областей.

X век был вершиной политического могущества ал-Андалуса, однако вызревавшие в это время тенденции феодаль­ной раздробленности вызвали в 1008—1031 гг. серию междоусо­биц и дворцовых переворотов, что привело к распаду халифата на несколько десятков независимых княжеств- тайф, крупнейшими из которых были Кордовская, Толедская, Севильская, Валенсийская, Сарагосская тайфы.

В ходе завоевательного похода 709—714 гг. арабам не удалось покорить территорию между Кантабрийскими горами, Пиренеями и Бискайским заливом. Эти земли, заселенные кантабрами, астурами, басками, не смогли захватить ни римляне, ни готы, здесь почти не получили распространения процессы феодализации. Бежавшие в Астурию остатки вестготского войска получили поддержку местного населения. В 718 г. близ местечка Ковадонга был разбит арабский отряд, посланный для ликвидации этого последнего очага сопротивления. Командовал победителями Пелайо, родственник последнего готского короля; он был провозглашен первым королем Астурии.

К концу 50-х годов VIII в. астурийские короли сумели захватить земли, в несколько раз превосходившие по площади первоначальную территорию государства. Таким образом, началось обратное отвоевание по-испански реконкиста. Реконкиста – военно-религиозное движение по отвоеванию Испании у арабов.

Она длилась почти 8 веков. Мотивы: Феодалы в ходе завоеваний получали новые земли, долж­ности в администрации покоренных областей, укрепляли свою самостоятельность по отношению к центральной власти. Церковь получала обширные земельные пожалования, учреждала новые приходы, монастыри, епископства, использовала лозунги борьбы христи­анства против ислама для усиления своего идейного и политического влияния в обществе. Победы над ал-Андалусом обогаща­ли королевскую казну, упрочивали позиции и престиж короны как внутри страны, так и на международной арене. Крестьянство стремилось найти на новых территориях облегчение от сеньориальных и государственных повинностей, приобрести землю, еще не поглощенную феодальными вотчинами. Города, которые ос­новывались в ходе Реконкисты или заселялись христианами после отвоевания, пользовались значительными льготами. Общим для всех участников войн с маврами было стремление к захвату богатой добычи. Единое национальное самосознание еще не сложилось.

Особенности на разных этапах:

До середины VIII в. шло переселение людей с юга на север, освоение внутренних районов королев­ства выходцами из разоренных войной территорий, а также эмигрантами-мосарабами. До середины IX в. заселение безлюдных пограничных земель велось на отдельными крес­тьянами и вотчинниками.

В конце VIII в. сложился еще один центр Реконкисты — владения франков. Они захватили территорию нынешней Каталонии и создали Испанскую марку с центром в Барселоне. После распада империи она стала графством Барселонским.

Горные районы между Астурией, Каталонией и арабскими владениями переходили из рук в руки, пока в течение IX—X вв. здесь не образовались - королевство Наварра и графство Арагон.

Астурийские короли, отвоевав у мавров несколько крупных городов к северу от реки Дуэро, перенесли свою столицу из Овьедо в Леон.

Во второй половине X в., в период наивысшего расцвета халифата, Реконкиста приостанови­лась. Мусульмане неоднократно опустошали как Астуро-Леонское ко­ролевство, так и Барселонское графство.

Королевская власть в Леоне в это время ослабела, большое влияние в стране приобрели графы Кастилии. В 1035 г. Арагон и Кастилия стали королевствами. В 1037 г. кастильский король Фернандо I разбил леонского короля и объединил под своей властью запад хрис­тианской Испании. Таким образом, к концу 30-х годов XI в. на Пиренейском полуострове сложились: королевство Кастилия, Наварра и Арагон, графство Барселонское с вассальными территориями и около тридцати мусульманских княжеств.

Первые герои Реконкисты король Кастилии Альфонсо VI и Сид Кампеадор (Родриго Диас) - главный персонаж испанского эпоса. Альфонсу удалось в 1085 г. завоевать Толедо. Сид – типичный авантюрист служил Альфонсу, перешел к королю Арагона, грабил не только мечети, но и христианские храмы, закончил свою богатую приключениями жизнь свободным правителем Валенсии. Успехи Реконкисты были относительны.

Фактом подчинения кочевому народу испанская раннесредневековая история похожа на историю Руси, но если арабское завоевание ускорило развитие Испании, то относительно отечественной истории этого нельзя утверждать. Русь не получили от монголов тех культурных ценностей, которые обрела Испания от арабов. Так как они ими сами не обладали.


Тема 6. Становление феодализма на варварском субстрате (2 часа).

1. Оттон Великий и объединение германских герцогств в единое государство. Особенности процесса феодализации.

2.Образование Священной Римской империи германской нации, ее историческое значение.

3. Англия до ХI в.

4. Скандинавия в период раннего средневековья.

Литература:

Балакин В.Д. Итальянская политика Оттона 1 (к вопросу о происхождении Священной Римской империи) // Средние века. 2001. № 62. с. 301-316.

Колесницкий Н.Ф. «Священная Римская империя»: притязания и действительность. [Текст] / Н.Ф. Колесницкий. - М.: 1977.

Колесницкий Н.Ф. Исследование по истории феодального государства в Германии. М. 1959.

Григоровичус Ф. История города Рима в средние века. М. 2008.

Тарле Е.В. История Италии в средние века. М. 2003.

Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. [Текст] / Д.М. Петрушевский. - М.: 2003.

Привильян Ж. Социальная история Англии. М., 1959.

Мельникова Е.А. Меч и лира. [Текст] / Е.А. Мельникова. - М., 1987.

Штокмар В.В. История Англии в средние века. [Текст] / В.В. Штокмар. - М., 1973.

История Норвегии.

Гуревич А.Я. История и сага. М. 68.

Походы викингов.

Сага о Свиррире.

 

Третий регион, где отсутствовало римское влияние, характерен так называемым бессинтезным типом генезиса феодализма. Это относится к Центральной, Восточной и Северной Европе.

Феодализация здесь состояла не в юридическом закабалении крестьян сеньорами, как на Западе, а в потере ими прав на свободное владение землей по старым общинным традициям. Земля становилась государственной и за нее платили налог. В этом - особенность феодализации в Центральной Европе[21].

Для региона с "бессинтезным" типом генезиса феодализма наиболее общим было:

ü общественное развитие на внутренней основе, без влияния античных институтов;

ü Долго сохранялись сильные общины, которые задерживали формирование аллода у германцев.;

ü медленное вычленение правящего слоя из-за отсутствия представлений о частных правах на землю; Начавшись в VIII-IХ вв., этот процесс завершился лишь в ХI-ХIII вв. Вассально-ленная система западного типа в Х-ХI вв. сложилась только в германских землях под франкским влиянием.

ü медленное становление государственности;

ü сохранение свободного крестьянства. Свободные общинники преобладали в Англии и Германии до ХI-ХII вв.

В начале средних веков коренные германские земли практически не испытали римского влияния. Местный правящий слой не имел таких источников обогащения, как его единоплеменники в римских провинциях. Более сплоченной была и крестьянская община, не ослабленная переселениями. Катализатором преобразований здесь стало франкское завоевание со второй половины VIII в. Феодалы Карла Великого приносили сюда свои порядки, которые влияли и на консолидацию местной знати. Но до ХII в. значительная часть крестьян еще оставалась свободными аллодистами, а крупное землевладение было незначительным, без прав наследственных держаний. В целом, в IХ-ХI вв. германские земли находились на той же стадии феодализации, что франки в VII - начале IХ в. Это предопределило бóльшую сплоченность германского общества в рассматриваемое время, но привело к раздроблению позднее.

По Верденскому разделу внук Карла Великого Людовик (по нем. - Людвиг) получил все земли империи к востоку от Рейна в самостоятельное правление. Там располагалось 3 племенных герцогства: Швабия, Бавария, Саксония с Тюрингией. В Х в. в германское королевство была включена Лотарингия. Населению этих земель еще было чуждо представление о некоем единстве. Лишь с ХI в. появилось общее самоназвание жителей этих земель - тевтоны [22].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.