КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика эпохи, ее основные черты. 6 страница
Сложное и неустойчивое положение было чревато потрясениями и вылилось в гражданскую войну XII в. конфликт военнослужилой и родовой знати не был исчерпан, а был заглушен. Родовая знать не притесняла бондов, а военносулужилая их эксплуатировала. Священники главенствуют на тингах. Родовая знать обращается к народу и настраивает его против королевской власти. Часть бондов сохранила свою свободу, другая часть потеряла свои права и обязанности. На самом деле свободу потеряли ни те ни другие. Хольды – сохранившие свой статус, полноправие. Бонды социально опустились. Причины гражданской войны: 1) конфликт в среде знати; 2) социальное расслоение в среде бондов; 3) династический кризис 70-80-х гг. 12 в. Становление феодализма на бессинтезной основе было глубокой общественной ломкой. Не знавшие неравенства и эксплуататорского государства рядовые свободные активно сопротивлялись феодализации. КXII в. борьба старого и нового захватила не только знать, но и широкие круги населения. В сравнении с государственными повинностями: строительством дорог, содержанием королевской дружины, охраной границ, церковной десятиной прежние права и свободы становились все более привлекательными. В среде бондов шло социальное расслоение. Сохранившие свою дееспособность и полноправие хольды обособились от других, социально опустившихся. Крайняя степень социального опускания – биркебейнерство. Биркебейнеры (березовоногие или лапотники) часто занимались бандитизмом. В конце 70-х г. пресеклась старая королевская династия Харальда Прекрасноволосого. Знать и духовенство на альтинге выбрали нового короля Магнуса Эрлингсона. Против выступил самозванец по имени Сверрир. Он объявил себя внебрачным сыном одного из представителей старой династии - Харольдсонов. Самозванство – феномен средневековья, всякая начинающаяся смута желая выразить свои идеалы и цели обращалась к прошлому – авторитарное общество. О человеке в эту эпоху судили не по личным качествам, а по принадлежности к сословию или роду Харольдсоны имели авторитет. Представитель старой династии был предпочтительней, чем новичок. Сверрир был незаурядным человеком: образованным, прекрасным военачальником, хотя сам не вел дружину в бой, искусным политиком и демагогом. Он сумел привлечь на свою сторону часть знати и биркебейнеров. Он начал строить крепости, пытался ввести конницу. Новый боевой строй, новая тактика морского боя и демагогия обеспечили ему победу. Произошло исключительное для Европы явление - низы общества победили и возвели на престол своего короля. В 1184 г. Сверрир короновался как король династии Харальдсон. На время установилось подобие демократии. Норвегия осталась страной мелкого крестьянского землевладения. Новая власть проводила политику ограничения знати и духовенства. Драма народных движений состоит в том, что в их ходе возникает и растет новая знать. Безродные биркебейнеры стали новой норвежской знатью. Своим новым положением они были обязаны королю, а король был обязан им властью. Это была новая значительно более прочная социальная база норвежского государства. Долговременным результатом результатом гражданской войны стала прочная королевская власть. Таким образом, становление государственности и феодализма на варварском субстрате длительный и болезненный процесс. Общество переживает глубокую социальную ломку и сопротивляется новациям. Историческая эволюция, опирающаяся на варварский субстрат часто идет с гражданскими конфликтами. ВЫВОДЫ: Наиболее динамично общество развивалось там, где варварские и античные порядки уравновешивали друг друга. Замедленные темпы отмечаются при преобладании одного из укладов: первобытного или античного. Особенно это заметно при сопоставлении темпов складывания одного из основных феодальных сословий - зависимого крестьянства: у франков оно сложилось в IХ в., в Италии - в ХI-ХII вв., в Германии и далее на восток Европы - в ХI-ХIII вв. и позднее. В итоге феодальный уклад стал ведущим у франков к Х в., а к востоку, югу и северу от них - с ХI-ХII вв. В XI в. рамки феодальной эксплуатации охватили все слои населения: крестьян, ремесленников, купцов. Но по ряду причин крепостничество в Западной Европе отсутствовало. Барщинное хозяйство не получило развития в силу географических условий Европы, где не было крупных латифундий. Сказались и особенности становления феодализма, в частности добровольность частноправовых сделок. Отсутствовал общегосударственный аппарат принуждения. Слабость королевской власти не позволяла реально прикрепить крестьян к земле. Сеньория бана обеспечивала феодалам доходы, часто не связанные с землей. Тема 7. Христианская церковь в XI в. Крестовые походы. (2 часа) 1. Великая схизма 1054 г. Церковный раскол в контексте различных исторических судеб Западной Европы и Византии. 2. Движение за чистоту церкви. Клюнийский орден. 3. Борьба за инвеституру между империей и папством и ее социально-политические последствия. 4. Крестовые походы. Литература: Лозинский С.Г. История папства. М., 1986, Смоленск: Русич, 2004. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000072/index.shtml Чайковская О.Г. Клюнийское движение 10-11 вв., его социальный и политический характер // Вопросы истории религии и атеизма. Т. 8 (Сб. 13?). М. 1960. Сюзюмов М.Я. Разделение церквей в 1054 г. // ВИ. 1956. № 8. Веймар П. Крестовые походы: мифы и реальность священной войны. [Текст] /П.Веймар. – СПб.: 2006. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. [Текст] / М.А. Заборов. - М.: 1980. Добиашь-Рождественская О. Крестом и мечом. М. 1991. Мишо Г. История крестовых походов. М. 2001
Ко времени крушения Западной Римской империи христианство широко распространилось по Западной Европе. К VII в. оно исповедовалось к югу от Дуная и к западу от Рейна. В VII-VIII вв. началась экспансия христианства в Англию и на восток, в германские земли. В IХ-ХI вв. в новую религию было обращено почти все население Центральной, Северной и Восточной Европы (за исключением отдельных балтских и финно-угорских племен). Хотя о полной победе христианства над язычеством в среде рядового сельского населения можно говорить лишь с ХIII в. Но столь широкое распространение новой и достаточно сложной религии способствовало пестроте ее толкования. Уже во II-III вв., когда христианские общины появились в галльских и германских землях, новая религия была туда занесена далекими от тонкостей догматики солдатами и торговцами с юга. Постепенно среди варваров широко распространилось так называемое арианство. Александрийский священник (ливийского происхождения?) Арий (256-336) считал, что Христос, будучи смертным, не мог быть Богом. Следовательно, он не равен Богу-Отцу, что противоречило учрежденному на Соборе 325 г. символу веры, установившему триединство, в соответствии с которым Бог-Отец равен Богу-Сыну и Богу-Духу Святому. Арианами были готы и бургунды. Арианство было занесено в Ирландию и оттуда вновь, в VII-VIII вв. стало распространяться на континенте. Но постепенно влияние ариан было вытеснено более мощным и организованным потоком миссионеров с юга. Уже с III в. христианство стало претендовать на универсальное, вселенское, католическое учение[26]. Оно отходит от примитивного религиозного откровения к более сложной догматике. Это вызывалось распространением христианства среди образованных римлян. Они не верили просто в Мессию, тем более, что он не приходил, хотя его давно ждали и мир всё не погибал. Требовалось менее прямолинейное объяснение. Миряне устраняются от культовых действий, а клирики превращаются в актеров, имитирующих священные действия Христа[27]. Помимо арианства, в христианстве постепенно выявились и другие противоречия. На Западе языческие культы и обычаи превращались в христианские[28]. Кстати, вытеснению арианства из варварской среды способствовало то, что западная церковь с VII в. стала подчеркивать божественность королевской власти. Так постепенно западное христианство обосабливалось от восточного. Но прежние культурные достижения вытеснялись как бы с двух сторон: христианская идеология требовала отбрасывать из античности вредное (что было характерно для образованного Востока), а нужда и неграмотность вели к отбрасыванию бесполезного (для варваров, что было характерно для Запада). В 1054 г. состоялся раскол христианской церкви на римско-католическую и греко-православную, подготовленным всем предшествующим развитием Запада и Востока Европы. Причины: 1. Соперничество двух христианских центров за первенство в христианском мире. 2. Различие двух типов феодализма. Византия и Европа развивались по разному, государственно-правовой / частно-правовой пути. Это отразилось в догматике, организации, обрядах. 3. Различия религиозного мировоззрения. На Западе и Востоке по-разному осмысливали место человека в мире и его взаимоотношения с Богом и государством, что нашло отражение в области вероучения и обрядов. Центральный пункт догматических разногласий – спор о филиокве, исхождении Святого Духа. Никейский собор 325 г. принял символ веры, где утвердил, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Через 200 лет Толедский собор без участия восточных иерархов изменил символ веры, по которому Святой Дух исходит и от Отца и от Сына. В то время не было другой формы, кроме религиозной, для выражения мировоззрения. Религиозное сознание отражало реальное положение вещей, когда защитником человека в частноправовом государстве мог быть как король, так и магнат. В централизованном государстве Византии только монарх был таким защитником. Западная церковь закрепила за собой особую святость и подчеркнула ее целибатом и причастием хлебом и вином для священников, хлебом и водой для мирян. Минуя клир в католицизме нельзя спастись. В православии акцент делается на индивидуальной молитве. В Византии не было особого положения духовенства и безбрачия придерживались только монахи и высшие церковные иерархи. Земные корни этих различий, очевидно, связаны с тем, что Византия не была варваризирована и моральные христианские истины глубже и шире проникли в сознание мирян. Здесь миряне и клирики никогда резко не разделялись. На Западе церковь в действительности была единственным носителем этих истин. Выделению духовенства в особое сословие нравственно чистых лиц здесь служила и обрядовая сторона, упоминавшийся целибат, причастие под двумя видами, богослужение на латыни, индульгенции (аналог варварского вергельда). Организационные различия двух церквей также могут объясняться особенностями двух типов исторического развития. Защищенная светским мечом православная церковь могла позволить себе соборный (демократический) принцип, католики установил и для себя монархическую церковную организацию. Конфликт 1054 г. начался между папой Римским Львом 9 и патриархом Константинополя Михаилом Кируларием. Они предали друг друга анафиме. Попытка Константина Мономаха помирить их не нашла понимания у горожан. Они встали на сторону своего патриарха. Очевидно, дело было не только в догматических разногласиях, которые могли быть горожанам не вполне ясны. В Константинополе было много итальянских торговцев, становиться их колонией никто не хотел. Теми же мотивами руководствовался и первый русский митрополит Илларион, когда сопротивлялся латинству в годы усобиц Ярославичей. Последствия раскола церкви оцениваются как неблагоприятные. Церкви стали врагами и ослабляли друг друга. Рим не только не спешил на помощь Константинополю, когда его осаждали турки-османы, но и санкционировал грабеж города крестоносцами. В том же ряду тевтоно-монгольские клещи для Руси. К XI в. феодализм на Западе утвердился и столкнулся с ограниченностью доходов. Собственного хозяйства здесь феодалы практически не вели, а эксплуатация крестьян имела своим пределом их разорение, равнозначное разорению самого сеньора. Торговля еще не была развита и доходов не давала. Выходом были междоусобные войны, которые церковь запрещала под страхом интердикта (от лат. interdictum— запрещение, одна из форм церковного воздействия и наказания в католицизме, заключающаяся во временном запрете папой (иногда епископом) совершать богослужение и религиозные обряды (без отлучения от церкви) в пределах той или иной территории - И. локальный; иногда налагался на определённых лиц - И. персональный). Экспансия на запад упиралась в Атлантику. Оставалось идти на восток, где жили единоверцы. Рим объявил их схизматиками (греч. schísma, буквально - расщепление) и тем самым санкционировал агрессию на восток ради мира в собственном доме. Сама католическая церковь стремилась увеличить там количество приходов, что наращивало ее материальную и моральную силу. Восточный (византийский) феодализм был менее агрессивен, так как мощные города и государственность давали знати достаточное содержание. Борьба Рима и Константинополя расколола славянский мир, отдала Сирию и Палестину исламу. Но закрепились особенности двух различных цивилизаций. Вошел в историю как великая Схизма.
К 11 в. вся Европа была крещена, но крещение было поверхностным, т.е. она не была еще евангелизирована. Это было связано с тем, что древнегерманская традиция была связана с войной, которая считалась великой ценностью, уклонение от войны – позор. Европа находилась в состоянии постоянной войны, т.к. она была источником социальной мобильности. Трудно было миру войны внушить христианство. Но католической церкви удалось это сделать методами культового насилия: отлучения, анафемы ( торжественное официальное проклятие, отделение кого-либо от общины, изгнание, проклятие ) и интердикта. И это было естественно. Характер и методы культового насилия были связаны с магическим авторитетом церкви. Церковь была предназначена вырвать душу человека из лап дьявола. Средство – благодать. Учение Христа было передано священникам церкви. Уже в III в. карфагенский епископ Киприан выдвинул концепцию "человека церковного", так как только церковь гарантирует верующим связь с богом и надежду на спасение через регламентацию повседневной жизни человека, даже в мелочах. Это привязывало верующих к профессиональному духовенству - клиру, который начал господствовать в обрядах, подменив раннехристианское равенство в общинах. Главные таинства – крещение и причащение. Магический авторитет основан на передаче благодати. Всякий, кто отступал от норм христианской жизни, могли отлучить от церкви, предать анафеме – проклятью. Все боялись этих наказаний (Сверрер, Фридрих Сицилийский). Если язычество регулировало отношения человека с природной средой, то христианство регулировало социальные отношения. Отличало его от язычества не единобожие. И у язычников были главные боги, и в христианстве сохранялись элементы политеизма (Дева, апостолы). Отличие, думается, именно в социальных и моральных рамках. В язычестве нравственно все, что способствует выживанию. В отличие от язычества, в котором личность растворялась в коллективе, в христианстве уже есть индивид с определенной долей ответственности за свое поведение. Неграмотность варваров способствовала и тому, что христианство превратилось для них в основу миропонимания. Они стали смотреть на окружавшие их явления глазами христианских миссионеров и проповедников. Тем более, что грамотных, с уходом в мир иной последних римлян, начала готовить только церковь. Однако сама церковь в 11 в. не соответствовала моральным нормам Христианства, была варваризирована. Причина засоренности клира - ее институциализация еще не была завершена, замещение должностей происходило на смешанной основе, зависела от светских властей. Оттон имел право назначать Папу и епископов. Это привело к практике симонии – продажи церковных должностей, ими расплачивались за услуги. Обмирщение инвеституры положило начало светскому образу жизни духовенства. Епископы облачались в латы, порой не имели духовного звания и толком не помнили молитв. Движение за чистоту церкви началось в среде клириков и мирян, первоначально оно было направлено только против симонии, но затем оно переросло в борьбу за ее обновление. В Милане это движение возглавил монах Арнольд. Во главе движения встало черное духовенство Клюнийского монастыря. Они разослали по всем монастырям своих людей. Выработанная им программа требовала: - отстранить светскую власть от церковных назначений – инвеститура – практика введение в должность; От investio, лат. - облачение, ибо при получении церковной должности соискателю передавались кольцо и посох как символы вступления в должность (т. наз. церковная инвеститура) и скипетр - символ передачи прав на землю (светская инвеститура). - уничтожить симонию – экстренная мера; - ввести целибат – безбрачие духовенства; - грамотность – обязательное условие для получения духовного сана. Монастыри открывали школы; - все монастыри Европы подчинить папе, а не сеньеру; - избирать папу только духовной конгрегации, только кординалами. Все сторонники этой программы объединились в Клюнийский орден. Он и выработал идеал западного аскетизма, не созерцательного, а деятельностного и практического. Идеолог этого движения клюнийский монах Гильдебрант в 1073 г. был избран папой под именем Григория VII. Его политической программой стала Всеевропейская христианская монархия во главе с папой, папская теократия. На это вдохновил его Халифат. Император Священной Римской империи Генрих IV(1056-1106 г.) был ребенком и не мог вмешаться в эти планы. Должности потеряли все, кто получил их путем симонии. Латеранский собор 1059 г. постановил избирать папу только духовным лицам, императоры лишь утверждали избранника. Не все были довольны этими решениями. Недовольные стали опорой возмужавшему императору. После того, как христианство в Римской империи превратилось в государственную религию, одним из ее основных центров стал Рим, где на Ватиканском холме обосновалась резиденция римских епископов, которых стали именовать папами [29]. В VIII в. с подачи Пипина Короткого было образовано Папское государство. Для оправдания светской власти и возникших тогда же притязаний пап на главенство в христианском мире, тогда же возникла подделка, разоблаченная лишь в ХV в., о так называемом "Константиновом даре", согласно которомуримскийимператор Константин Великий якобы завещал римскому папе Сильвестру главенство в западной части Римской империи. Это было сделано в условиях начавшегося противостояния с византийской церковью. В условиях слабости варварских государств и отсутствия у римских пап конкуренции в Западной Европе, Рим постепенно оказался во главе всего западноевропейского духовенства. По римским представлениям боги имели право приобретать всякого рода имущество. Оно считалось священным и не отчуждалось. Обычай верующих приносить церкви дары вел к росту церковных имуществ. Духовное и материальное влияние церкви делало зависимыми от нее многочисленных государей варварских королевств. Хотя при нехватке земель такие короли нередко прибегали и к секуляризациям. Карл Великий превратил духовенство в служилое сословие: епископы и аббаты [30](настоятели крупных монастырей) должны были выставлять определенное число воинов от своих владений и сами участвовать в походах. А так как сила церкви зависела и от ее владений, Карл, как отмечалось, ввел обязательную для всех земель империи церковную десятину и некоторые привилегии в ее пользу (торговые, судебные и административные). Но включение духовенства в состав служилого сословия ослабило церковную централизацию и власть римского папы, ибо церковные иерархи становились вассалами императора, который приобретал право назначать епископов - инвеституру. Государи получили право контролировать церковь, подчиняли себе епископов, при необходимости проводили секуляризации. Роль и авторитет церкви стали снижаться. Первыми это ощутили монастыри, оказавшиеся беззащитными перед светскими властями, а, нередко, при слабости тогдашних государств, и перед произволом феодалов. И в Х в. именно монастыри начали борьбу за восстановление порядка в церковной среде и единовластия римской курии. Лишь в ХI в. к этому движению, к борьбе за инвеституру со светской властью подключились римские папы. Конфликт начал вызревать при императоре Генрихе lll (1039-1056), правление которого можно считать временем наибольшего могущества раннесредневековой германской империи. Он считал себя, как императора и "помазанника", выше пап, вмешивался в дела римской курии, прекратил в ней усобицу, низложив трех соперничавших пап из итальянской знати, и поставил своего ставленника – немца. Самолично назначая пап до самой своей смерти, Генрих lll способствовал церковному обновлению. Обострение конфликта, переросшее в прямое противостояние, пришлось на правление амбициозного, хорошо образованного сына и преемника Конрада, императора Генриха lV (1056-1106). Дело в том, что к середине ХI в. в руководстве церковью возобладали сторонники идеи ее верховенства над светской властью. Они постарались полностью оттеснить императоров от назначения на церковные должности. Но честолюбивый император Генрих IV попытался переломить ситуацию. В 1073-1075 г., император Генрих IV подавил восстание в своем домене в Саксонии, где начал строить замки. Свободные аллодисты не хотели работать на короля. К ним присоединились магнаты. Григорий VII поддержал мятежников и не только осудил императора, но обнародовал трактат «Диктат пап», в котором десакрализовал власть короля и разрешил отстранить его от власти. Даже после помазания, король – мирянин. Если церковь не одобряет действий светских властей, - заявил папа, - они становятся властью не от бога, а по божьему попущению, как наказание за грехи. Таким образом, народ получал разрешение на восстание. Возмущенный император, воспользовавшись своим титулом защитника Рима, созвал в 1076 г. собор в Вормсе, где его сторонники низложили папу. Он также вопреки папе назначил на вакантные должности нескольких епископов. Однако тот умело использовал растущее стремление к самостоятельности светских феодалов Германии, уже укрепившихся в своих владениях. В ответ папа отлучил императора от церкви и освободил его вассалов от клятвы верности. И вассалы все отвернулись. Опора Генриха на мелких рыцарей оказалась недостаточной. В возникшем конфликте "двух ветвей власти" знать настоятельно посоветовала Генриху смириться, если он хочет сохранить на голове корону. Даже рыцари начали покидать императора. Тогда он решил хотя бы для вида помириться с папой и отправился на свидание с ним. Папа же, опасаясь Генриха, спрятался под защитой своей сторонницы, маркграфини тосканской Матильды в замке Каносса, в северной Италии. В 1077 г. с семьей отправился на поклон к папе, укрывшемуся в замке Каносса. «Хождение в Каноссу» стало синонимом унизительной капитуляции политика. Суровой зимой, с небольшой свитой, Генрих преодолел труднопроходимые в эту пору Альпы. Но папа решил "дожать" императора и не удовлетворился его публично выраженным раскаянием перед итальянской знатью, а потребовал, чтобы тот продемонстрировал полное смирение перед ним: передал все знаки императорского достоинства и смиренно ждал своей участи. В итоге Генриху довелось в течение трех февральских дней 1077 г. с утра до захода солнца босым, в рубище, без пищи простоять в переднем дворике замка, где обосновался папа. И лишь на четвертый день Григорий принял его, и примирение состоялось. Генрих, правда, вскоре отомстил папе. Укрепившись в Германии, в 1084 г. он сумел захватить Рим. Григорий укрылся в одном из замков, бросив горожан на произвол завоевателей. Но на помощь папе пришли его союзники - сицилийские норманны, его вассал Роббер Гюискар. Они освободили осажденного папу, однако бывшие в их войске наемники-мусульмане учинили в Риме страшный погром, увезя многих горожан в рабство. Римляне не простили Григорию накликанные на них беды, и ему пришлось уйти вслед за норманнами на юг, где спустя год он и умер. Скончался и Генрих IV в 1106 г., преданный женой Ефросиньей и гонимый собственным сыном. Король был похоронен вне церковных пределов, что не помешало подданным почитать его могилу. Борьба между светской и церковной властью, борьба за инвеституру, т.е. право вводить в должность продолжалась до 1122 г. и закончилась компромиссом. Вормсский конкордат (собор в Вормсе) запретил симонию и провел разделение между светской и духовной инвеститурой. Назначаемый епископ получал от папы символы духовной власти – кольцо и посох, а от короля символ власти над землей - скипитр, причем только в Германии. При выборах папы император имел решающее слово в случае, когда голоса кардиналов разделились поровну. Это была первая попытка отделения церкви от государства. Западноевропейская церковь получила независимость от светских властей и свободу выполнять свои цивилизующие функции. Подобное стало возможным, во-первых, в силу лучшей организации католической церкви; во-вторых, в силу большей свободы светской знати, на которую церковь и опиралась в своей борьбе. 11-12 вв. германские короли упустили момент развития городов, т.е. закрепилась раздробленность, и борьба за инвеституру ее закрепила. Официальное начало крестовых походов - 1095 г. На Клермонском соборе папа Урбан II призвал монархов и рыцарей Европы освободить от мусульман Иерусалим и христианские святыни. Собравшиеся «приняли крест». Было положено начало крестоносному движению, беспримерному по масштабам и продолжительности конфликту между Западом и Востоком, первый крестовый поход – 1096 г., продолжавшемуся до 1270 г. Мотивы крестоносного движения и его причины скрывались внутри самого общества и не имели отношения к «злодеяниям» мусульман, которых не было. 11 в. – это время перестройки западноевропейского общества, трансформации социальных институтов. Комплекс проблем – голод, эпидемии, файды, падение нравственности требовал от церкви ответа на вопросы «за что?» и «как быть». Ответ должен был снять общественное напряжение и придать обществу стабильность. Он был сформулирован в символах греха и искупления. Все беды общества вытекают из его греховности. Крестовые походы, т.е. путь по стезе господней стали средством очищения. В очищении нуждался весь рыцарский слой, образ жизни и кодекс чести которого связаны с войной и гордыней. Природа рыцарства требовала защищать личности от посягательства. Этическая сторона была связана с церковью, рыцарь должен совершать подвиги в помощь слабому и обиженному. Рыцарство уходило в монастыри, но это общественной напряженности не снимало. Выход оказался в Крестовых походах, он позволял сохранить профессию рыцарю, избавить его от раздвоения личности и потенциальных врагов. Безземельное рыцарство самоутверждалось за счет Крестовых походов. В нем нуждались монархи Европы, чье соперничество и стремление к власти также были греховными. В очищении нуждалась и церковь. Менталитет средневекового человека отличался апокалиптическими и эсхатологическими ожиданиями, т.е. ожиданием конца света и страшного суда. В этих условиях люди обращались к церкви. Крестовые реформы практически совпадали с церковной реформой. Крестовые походы мыслились как всеевропейская Ордалья (Божий суд), который оставит праведников и приберет грешников. Результатом походов станет стабилизация общества. Так оно и случилось. Единственный упрек в адрес католической церкви состоит в том, что она добивалась стабилизации европейского общества, дестабилизируя Восток, т. е. за чужой счет. Образ врага, объясняющий общественные проблемы также был создан Римом. Таким врагом стал турок. Западная Европа решила свои проблемы за счет других народов. Менталитет – коллективное бессознательное, совокупность идей, символов, ценностей с помощью которых человек объясняет самому себе мир. Существенная черта менталитета – безотчетность. Мирские причины крестовых походов были связаны с нестабильностью общества, переходящего к товарно-денежным отношениям, и недостаточностью доходов господствующего класса. Он искал на востоке новых владений и усиления своего влияния. Рыцарство всегда жаждало славы и добычи. В 11 в. существовала проблема ограниченности доходов. Монархи хотели доказать право на всеевропейское владычество – Иннокентий 3, Ричард Львиное Сердце, Филипп 2. Папство рассматривало православную церковь и ислам как соперников не только в духовной, но и в материальной области. Особое место занимают в этой эпопее итальянские города Венеция и Генуя. Они были финансистами почти всех походов и не скрывали, что ведут борьбу со своими торговыми конкурентами - восточными купцами - Византией. В 13 в. проходил процесс централизации Крестовых походов. Европа пытается определить границы своих государств. Основным организатором Крестовых походов была церковь. В 1099 г. крестоносцы взяли Иерусалим, основали Иерусалимское королевство. Вместе с княжеством Антиохия и графствами Эдесса и Триполи оно составило Латино-Иерусалимское королевство. Данные об общественных отношениях в королевстве дает судебник «Иерусалимская ассиза». Судя по его материалам, в королевстве был достигнут синтез двух традиций: восточной и западноевропейской. С Запада сюда пришла вассально-ленная система. Ассиза строго регламентировала власть короля относительно тех десяти случаев, когда он мог требовать от вассалов службы. В походах за пределами королевства король должен был обеспечить вассалу приличное содержание. Отнять лен король мог лишь с согласия пэров. Король избирался. Восточная традиция прослеживается в строгой регламентации торговли и мореплавания. Венецианские и генуэзские купцы получили здесь территориальные и экстерриториальные права, коммерческие и фискальные привилегии. Таким образом, элита была с запада, фундамент местный. Местные крестьяне: греки и сирийцы отдавали сеньорам ⅓ своих доходов, при этом всегда были на стороне мусульман. Это и ряд других обстоятельств делали государство слабым: 1) силы колонизаторов были недостаточны для обороны, 100-120 тысяч, а из Европы прибывал криминальный элемент – пилигримы - ненадежная опора государству. Овладев добычей, рыцари и искатели приключений покидали Святую землю; 2) общество отличалось межконфессиональной враждой; 3) границу государства, протянувшуюся по пустыне на 1200 км вдоль побережья Средиземного моря, было трудно охранять; 4) постоянные набеги сельджуков осложняли ситуацию и, в конце концов, вытеснили крестоносцев из Сирии и Палестины. К 1147 г. потеряли Эдессу, к 1148 г. Антиохию, к 1187 г. государство прекратило свое существование.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |