Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика эпохи, ее основные черты. 7 страница




К 13 в. социальные и духовные импульсы движения крестоносцев иссякли. Венеция и Генуя вытеснили своих конкурентов и прекратили инвестиции.

Результаты крестовых походов многообразны и неоднозначны:

1) Бесспорно, что удаление на Восток беспокойного рыцарства стабилизировало ситуацию в Европе. Исключением стала Германия, где без министериалов усилились процессы децентрализации – короли потеряли опору, рыцари погибли.

2) Укрепили свои позиции в торговле Генуя и Венеция.

3) Папская курия нарастила свою земельную и финансовую мощь. Однако престиж папства был подорван тем, что в 1204 г. оно не остановила разграбления христианских святынь Константинополя.

4) Общее предприятие консолидировало феодальный класс, возникли духовно-рыцарские ордена, игравшие важную роль в европейской истории.

5) Феодалы приобрели новые привычки и новый жизненный стиль, характерной чертой которого стали утонченные манеры и привычка к роскоши.

6) Европа познакомилась и заимствовала у Востока книжное и некнижное знание, обогатила свою хозяйственную практику.

7) Вместе с тем крестовые походы активизировали джихад и усилили конфронтацию не только с мусульманами, но и с православными. Идеология вражды и ненависти надолго пережила сами походы и использовалась для борьбы с собственными еретиками.


Тема 8. Превращение Европы в цивилизацию городов (2 часа).

1. Проблема происхождения средневековых городов и их типология.

2. Трансформация аграрной общности под влиянием городов.

3. Эрозия традиционного общественного уклада и «охота на ведьм»

4. Изменение религиозного менталитета в эпоху высокого средневековья.

Литература:

1. Сидоров Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры. - М.: 1953.

2. Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города. М., 1960.

3. Шевеленко А.Я. Технология городских ремесел в Западной Европе VI-XV вв. // Вопросы истории. 1993. № 1.

4. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. - М.: 1995.

5. Ястребицкая А.Л. Западноевропейский город в средние века // Вопросы истории. 1978. № 4.

6. Пиренн А. Средневековые города Бельгии. СПб. 2001.

7. Пиренн А. Средневековые города и возрождение торговли. Горький, 1941.

8. Социальная природа средневекового бюргерства. М., 1979.

9. Стоклицкая-Терешкович В.В. Очерки по социальной истории немецкого города. М., 1936.

Проблема происхождения и сущности средневековых европейских городов долго была дискуссионной. Ход и итоги этой дискуссии представлены в книге А.Я. Ястребицкой. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М.: 1995. В конце ХVIII - первой половине ХIХ в. большое распространение получила теория греко-римского континуитета, исходившая из представления о непрерывности развития городов с античности – романисты (французы: Дюбо, Рейнуар, Тьерри, Гизо, Савиньи). В ХIХ в. в Германии сложилась вотчинная теория (немцы: Нич, Эйхгорн), в соответствии с которой все основные слои городского населения вышли из феодальных поместий. Тогда же в немецкой историографии распространилась и гильдейная теория (немцы: Вильда, Гирка), согласно которой основой городской организации становились союзы купцов (гильдии), создававшиеся для защиты своих интересов у стен крепостей и замков. Близка к ней и бурговая теория, которая выводит средневековые города из крепостей (нем. бург). Тогда же возникла и марковая теория, автор которой, немецкий историк Г. Маурер считал, что городские организации произошли от крестьянских общин. Существовала также и рыночная теория (Зом, Шредер), выводившая города из купеческих поселков. Ее сторонником был крупный бельгийский историк конца ХIХ-начала ХХ в. А. Пиренн, доказывавший, что средневековые города создавались купцами на торговых путях.

Современная точка зрения: многочисленные теории происхождения европейских городов отразили сложность, многогранность их появления. Основная трудность - уловить, с какого момента то или иное конкретное поселение превращалось в город. Ибо в средние века важными были не только неаграрные занятия жителей, но также юридический статус их и самого поселения.

Для того чтобы поселение превратилось в город, было необходимо сочетание нескольких факторов. Прежде всего - наличие стабильного ремесленно-торгового населения. Далее - наличие администрации, управляющей хотя бы ближайшей округой. Как правило, города становились центрами церковных округов. Существование светской и церковной администрации притягивало определенные интеллектуальные силы: переписчиков, юристов и вообще образованных людей.

Но начинался город обычно с какого-либо одного элемента. Таковым мог быть замок феодала, владельца или управляющего некоей территорией. К нему часто съезжались различные гости. Они и обеспечивали устойчивый спрос для ремесленников и купцов, которые начинали селиться под стенами замка. Для их защиты раньше или позже сооружалась новая крепостная стена. Замок превращался в цитадель (акрополь, бург, кремль), окруженный торгово-ремесленным посадом (предградьем, окольным городом).

Нередко города появлялись в местах скопления людей: у переправ, пересечений дорог, старых гаваней. Туда же устремлялись ремесленники и купцы. Далее возникали крепостная стена, церкви и т.д.

Порой торгово-ремесленный люд обживал военные крепости, гарнизоны которых обеспечивали и безопасность, и спрос.

Но в любом случае, как видно, возникновение города зависело от наличия постоянного торгово-ремесленного населения. Причем наиболее устойчивыми были именно ремесленники, уже своей деятельностью привязанные к постоянному месту проживания. Таким образом, массовое появление городов стало следствием отделения ремесленного труда от аграрного, начавшегося в бывшей варварской Европе с VII-VIII вв. прежде всего в металлургии и металлообработке (кузнечном деле).

Но не экономические процессы были не единственными причинами возникновения городов. Как отмечалось, торгово-ремесленные слои тянулись к административным центрам, в которых скапливались потенциальные потребители - феодалы и которые представляли при необходимости необходимую защиту за своими крепостными стенами. Таким образом, в числе горожан оказывались и представители управленческого аппарата - чиновники-министериалы, выросшие из феодальной челяди[31].

К административным центрам обычно примыкали и церковные (бывало и наоборот) с многочисленными клириками разного уровня - от епископа до монаха. Хотя средневековое духовенство обычно избегало публичности и имело собственную юрисдикцию, но в городах оно вскоре составило значительную прослойку, тем более важную, что поначалу только в его среде можно было найти необходимых для ведения различных дел грамотных людей: писарей, секретарей, нотариусов, счетоводов. Из них же - и первые учителя, ставшие вскоре крайне необходимыми, ибо новые условия жизни быстро привели городское население к пониманию необходимости хотя бы элементарной грамотности, чего рутинная крестьянская работа пока не требовала. Концентрация в рождавшихся городах ученого люда стала привлекать в них и ученых монахов, до того прятавшихся за толстыми стенами уединенных монастырей. Ведь именно здесь они могли использовать свои знания в канцеляриях епископов, графов, королей, здесь же могли обмениваться мыслями и информацией с приезжими. Особое место в непривычно интенсивной для тогдашнего человека городской жизни стали занимать и знатоки права - юристы, а затем - и медики. Так в городской среде появляется новый для средневековой Европы социальный слой - интеллектуалы - люди, существующие не за счет физического труда и не за счет полученного по наследству или подаренного имущества, а благодаря своим знаниям. Так в городе происходит еще одно разделение труда - на материальный и умственный, интеллектуальный.

Таким образом, толчком к появлению средневековых городов стало отделение ремесла от сельского хозяйства. Оно же, в свою очередь, вызывалось и стимулировалось процессом закрепощения крестьян, который, как известно, начался в Западной Европе в VIII-IХ вв. Там же, где он наступил позже, и выделение ремесленников задерживалось. Лишь в Северной Италии возрождение городов было связано не с закрепощением крестьян, а с ранним, с VIII в., восстановлением средиземноморской торговли и, особенно, активизацией торговли с Востоком - с Византией, Арабским халифатом. Города здесь возникали или восстанавливались на местах старых римских поселений с VIII-IХ вв.[32] К северу от Средиземноморья массовое зарождение городских поселений начинается с IХ-Х вв., а в ХI-ХIII вв. возникло большинство существующих и поныне городов. В Скандинавии и Центральной Европе, где процессы феодализации развивались в замедленном ритме, и большинство крестьян оставались свободными, ремесленники предпочитали не порывать с аграрной средой. Там первые города создавались лишь купечеством в связи с внешней торговлей и королями в фискальных целях.

Европейский город по своей политической сути явление уникальное, не встречающееся в других частях света, они вольные и независимые. Город – фактор индивидуализации человека и западноевропейской культуры. Ему суждено было сыграть особую роль в происхождении и становлении капитализма. Ф. Бродель считает, что средневековый европейский город был моделью будущего мироустройства.

Типология городов:

1) К первому типу городов историки относят приморские города Средиземноморья, Ганзейские и Нидерландские города. Это были центры посреднической торговли, экспортных отраслей ремесла, банковской и ростовщической деятельности. Одним из наиболее ранних городов является Венеция. Как поселение, прежде всего - рыбацкий поселок, она возникла еще в V в. и, еще находясь в составе Византии, специализируется на продаже соли и рыбы. В Х в. город стал полностью независимым и вскоре становится центром посреднической торговли. Другой центр торговли Европы сложился на северном побережье Европы, во Фландрии. Здесь сформировался центр текстильной (шерстяной), работавший на вывоз в Англию, Балтику, в Центральную Европу и появляется густая сеть городов: Брюгге, Ипр, Гент, Лилль и др.

2) Второй тип городов был ориентирован на местные рынки. Это континентальные города Германии и Франции, а также английские города, юго-западные. Как правило, такие города добились самоуправления. Специфичным было формирование Парижа. Его исходным пунктом была маленькая крепость на острове (совр. Сите) посреди Сены, служившим административным центром одного из кельтских племен и его убежищем. В I в. до н.э. она была известна как Лютеция. Отсюда на север шел торговый путь. В эпоху варварских нашествий крепость имела важное стратегическое значение, так как прикрывала юг Галлии от нападения варваров с севера. В окрестностях крепости сосредотачивались крупные военные силы. Это скопление людей, нуждавшихся в предметах потребления, дало толчок образованию нескольких ремесленно-торговых поселений в виде предместий. Большую роль сыграло и расположение Парижа на торговых путях. При Хлодвиге Париж уже был центром франкского государства, а с конца Х в. - столицей королевской династии Капетингов. Королевский двор, чиновники, военные силы, сосредоточенные в Париже - все это создавало большой и регулярный спрос на ремесленные изделия. Уже тогда в Париже появились древнейшие цехи: мясников, продавцов вина и купцов, торговавших на Сене. Но долгое время только поселение на о.Сите считалось городом. Еще в конце ХII в. город занимал площадь 4 кв. км. Во второй половине ХI-ХII в. возникли так называемые "вольные города" или - города-коммуны. Они добились полной внутренней автономии от сеньоров, с которыми заключали соглашение с обоюдными обязательствами. Обычно коммуны издавали внутригородские, муниципальные законы, но контролировались сеньорами и не имели самостоятельности в контактах с внешним миром, а так же в высшей (уголовной) юрисдикции.

3) Третий тип городов представляли зависимые от феодала города Скандинавии и Руси – административные центры, нерасчлененное единство торговли, ремесла, промыслов и сельского хозяйства.

Города и сельская округа Средневековья воплощали два уклада: товарно-денежный и традиционный натуральный. Их взаимодействие, сосуществование и борьба определяли будущее европейского общества.

Наиболее интенсивно города создавались на торговых путях и в густозаселенных местах. Но размеры большинства из них были невелики. Преобладали города с населением в несколько тысяч жителей[33]. Это было связано с медленным отрывом населения от аграрного мира и трудностями снабжения горожан продовольствием[34]. Поэтому городские жители сохраняли некоторую связь с сельским хозяйством: держали скот, имели огороды у городских стен. Порой даже городские улицы имели специфические названия, например: "Улица коров" в Эдинбурге, "Улица быков" в Страсбурге. Очевидцы писала, что по утрам городские улицы оглашались мычанием выводившихся на пастбища коров.

Первоначально города больше росли за счет притока из вне крестьян, чем от своего естественного прироста. Поскольку люди были нужны для несения сторожевой службы, постройки укреплений и т.п., горожане поначалу охотно принимали в свои ряды всех без исключения, в том числе и несвободных. И, естественно, содействовали освобождению крепостных. Ибо если бы они оставались в городе, то феодалы могли потребовать их возврата, что ослабляло бы города. Поэтому городские общины активно поддерживали беглых крестьян в приобретении городских прав, в которые входили: полная личная свобода, подсудность городскому суду, право вступления в брак с любой женщиной по собственному выбору, право свободно распоряжаться приобретенным имуществом и его завещания.

Такие привилегии зачастую приводили к обезлюживанию сельских окрестностей. Так, например. В 1144 г. тулузский граф дал привилегии Монтабану, и тут же опустела ближайшая монастырская слобода. Французский король Филипп II Август широко раздавал коммунальные хартии (городские права) даже мелким селениям вдоль границы с Шампанью и местные феодалы жаловались на бегство их крестьян. Но постепенно многие феодалы тоже начали понимать роль городов в своих землях для повышения доходов и начали раздавать коммунальные хартии.

Но неразвитость товарно-денежных отношений часто приводила к тому, что избыточные средства, накапливаемые купцами, переходились во владение землей нередко городские окрестности представляли собой чересполосицу из земель горожан и феодалов.

Западноевропейские города оказывали на аграрную округу трансформационное воздействие. Проникновение товарно-денежного уклада в европейскую деревню, которое стимулировали города, шло двумя путями:

1) Крестьянский или демократический. Первый ярче всего проявился во Франции и Юго-западной Германии. Здесь распространена была сеньерия бана. Здесь с конца XII в. сеньориальное хозяйство вытесняется крестьянским, крестьяне переводятся на денежный оброк, выкупают свою свободу, отменяются сервильные повинности, остальные фиксируются в денежной форме. Феодалы получают достаточно средств от судебных и административных прав. Они не интересовались рынком, но нуждались в деньгах, поэтому распродавали крестьянам их личные свободы. Сервы начали превращаться в вилланов. Рента принимает денежную форму – коммутирует. Цензитории – поземельно зависимые крестьяне, платившие за землю ценз. Крестьянство раньше и сильнее, чем феодалы втягивалось в товарно-денежные отношения.

2) Вторую модель – сеньориальную или аристократическую представляет Юго-Восточная Англия и земли к востоку от Эльбы – Восточная Германия. Здесь наблюдается консервация домена и усиление личной зависимости крестьян. Сеньоры расширяют барщинное хозяйство, оброк переводят в барщину. Закрепощаются крестьяне. Денежная рента превращается в натуральную – процесс рекоммутации.

Тот или иной путь развития зависел от множества факторов: характера государства, наклонности сеньоров, времени. Выигрывали те, кто раньше перешел к неаграрным видам деятельности.

Первоначально, как известно, свои потребности в ремесленных изделиях - одежде, обуви, простейшей домашней утвари и инвентаре крестьяне удовлетворяли собственным трудом. Ремесленные изделия входили и в состав оброков, отдаваемых сеньорам. Но некоторые группы вещей требовали специальных навыков и приспособлений для их изготовления. Прежде всего, это касается изделий из металлов. В крупных сеньориях потребности в них покрывались как за счет покупок у заезжих купцов, так и работой ремесленников-профессионалов из дворовой челяди (по сути - рабов)[35]. Но потребности крестьян таким способом, естественно, не решались. И постепенно в деревнях возникает частичное разделение труда. Появляются кузнецы, затем гончары, ткачи, кожевенники, бондари и т.п. Оброки с них взимаются ремесленными изделиями. Обслуживали они и односельчан, а также выходили на местные рынки, упоминавшиеся в документах VIII-IХ вв. Фиксация повинностей, рост спроса от растущего населения и постепенное накопление профессиональных навыков позволяли таким ремесленникам скапливать некоторые средства. Сельское хозяйство становилось для них делом второстепенным, подсобным. Но в деревне много однотипных изделий было не нужно, и вскоре возможности квалифицированных сельских ремесленников стали ограничиваться малым спросом[36]. Это обстоятельство, а также сеньориальный гнет побуждал таких ремесленников к уходу в такие места, где легче было сбыть продукцию и можно было избавиться от гнета феодала. В отличие от крестьян, накрепко привязанных к земле, такие ремесленники, естественно, были более свободны в выборе места жительства.

Однако оформлявшееся крепостное право заставляло покидать деревни не только квалифицированных ремесленников (их вообще было мало). Бежали и землепашцы, занимавшиеся ремеслом от случая к случаю, но считавшие, что и они сумеют прокормить себя ремеслом, тем более что уже с VII в. в законах варварских королевств гарантировалась юридическая свобода и независимость странствующим ремесленникам.

В ходе Крестовых походов западноевропейское общество стабилизируется, начинается рост населения, появляются безземельные крестьяне, они покидают аграрный сектор. Германия развернула аграрную колонизацию восточных земель и создала возможность аграрного переселения безземельных крестьян. Это позволило продолжать жить в старом ритме жизни. Здесь позже стали возникать города.

Имел значение характер занятий феодалов. В Англии государственность рано централизована, мелкое и среднее рыцарство без земли и не принимало активного участия в общественной жизни, поскольку централизованное государство передало эту функцию чиновникам. В 12-13 вв. торговля сельскохозяйственной продукцией становится выгодной. Дворянство устремило свою энергию в предпринимательство и сельское хозяйство. Важна была и позиция самих городов. Города-космополиты не интересовались аграрной округой как своим торговым партнером и отдали ее в руки сеньоров.

Обращает на себя внимание сравнительная легкость освобождения крестьянства в Западной Европе в сопоставлении с Россией. Причины в том, что

1) европейская государственность была относительно слаба и не смогла заставить крестьянство работать на сеньора;

2) процесс прикрепления крестьянина к сеньору имел частноправовой характер, государство не имело отношения ни к прикреплению, ни к освобождению.

Показательно, что города добивались диалога с государственной власть и влияния на общественную атмосферу там, где не было централизации. Наоборот, там, где эта власть была сильнее оформлявшегося городского сословия, она нарушала баланс в свою пользу, как в Византии, где даже экономически сильные города не становились свободными.

Итак, город преподнес монархической эпохе республиканскую форму правления, "противопоставил петушиному пению - башенные часы; деревенскому однообразию - живость, предприимчивость, инициативу и многообразие своей среды; а догматическому знанию и мышлению - свободомыслие и вольнолюбие. По преимуществу из городов исходили импульсы и новации, преобразовавшие Средневековье" (А.А.Сванидзе). Ведь ремесло и торговля всегда развивались быстрее сельского хозяйства с его неподвижной производственной основой и традиционной инструментальной базой. В городах сложились цехи и прочие автономные малые самодеятельные группы, которые на Западе стали заметным элементом средневековой цивилизации и впоследствии - одной из основ гражданского общества[37].

Нельзя, конечно, забывать, что многие из отмеченных функций города, формировавших гражданское общество, существовали и в античности, особенно в ее поздний период. Очевидно, вместе с римским правом эти античные традиции оказались востребованы западноевропейским средневековьем, самой логикой развития городов[38].

 

Становление товарно-денежного уклада и связанная с ним социальная перестройка общества породили новые коллизии, поставили вопросы, на которые не было рациональных ответов:

1. Собственность; богатые и бедные, сколько нужно.

2. Власть, ее пределы, формы и т.

Коммунитарно-христианские ценности раннего Средневековья вступили в противоречие с индивидуализмом коммерсантов. Напряженность в общественном сознании требовала разрядки. Обществу вновь нужен был образ врага. Компенсаторный потенциал турка уже иссяк. Новым врагом стал еврей. Они занимали в обществе ту нишу, которая считалась греховной – коммерция, включая ростовщичество. Все мировые религии запрещают ссудный процент. В глазах европейцев XII-XIII в. еврей был, прежде всего, ростовщиком. Еврейские погромы не поощрялись монархами, но их собственная позиция была двусмысленной: в еврейских услугах нуждались, но, не имея возможности отдать долги, изгоняли их из страны. Для национальной коммерции гонения на евреев были формой конкурентной борьбы. Латеранские соборы XII-XIII в. заложили основы политики умеренного остракизма и еврейских гетто.

По мере развития коммерции стало все труднее списывать проблемы на евреев. Европа нашла чужака в своей собственной среде. Им стала ведьма. Дело борьбы с ними было поставлено на строго «научную» основу учреждением Инквизиции и изданием в 1487 г. книги «Молот ведьм». Расправа над ведьмой снимала действие черной магии и была услугой Богу, за что ожидалась награда.

Изменение системы ценностей привело к изменению религиозной ментальности. Церковь внесла изменения в догматику. В XIII в. появилась идея Чистилища и индульгенции. Стала обязательной исповедь, расцвел культ Мадонны как более мягкого и снисходительного посредника, ходатая перед грозным в своей справедливости Вседержителем. Ответом на социальные проблемы стал новый идеал святости, представленный фигурой Франциска Ассизского. Он демонстрировал бессребренничество и пренебрежение богатством, милосердие отверженным, веротерпимость, всепрощающую любовь. Франциск стал харизмой и для богатых, которым показал пример отказа от греховного богатства, и для бедных, проповедуя аскетизм. Церковь в эпоху высокого средневековья не сняла напряженность сознания, связанного с перестройкой общества, но сумела сгладить его остроту.

4.

В обществе были сильны эсхатологические ожидания, поскольку богатые считались грешниками и бедность считалась наказанием за грехи. Особенно остро проблема стояла в Италии, в нее было втянуто даже крестьянство, т.к. Оно рано получило личную свободу, но социально опустилось. Зажиточных было мало, т.к. Его эксплуатировал города.

На рубеже 13-14 веков проповедовал Сигарелли - секта " апостольских братьев ", основанная около 1260 г. в Пармской области неким Сегарелли - экзальтированным молодым невеждой, которого не приняли во францисканский орден[39]. В ответ он создал свою секту, основанную на мистике и апостольстве (то есть агитации бродячих проповедников). Апостольские братья отказывались от частной собственности, все имущество отдавали общине, а себя называли братьями и сестрами. Апостольские братья готовились с оружием в руках расчистить путь второму пришествию Христа. Милленаризм - ожидание второго пришествия Христа и его тысячелетнего царствования - хилиазм (по гре.). Рост влияния секты вызвал ее запрет. Сегарелли был изгнан из Пармы, но оправился проповедовать по всей Северной Италии, находя себе многочисленных последователей среди обездоленных. В 1300 г. его осудили и сожгли в Парме как еретика.

Его ученик - Дольчино - образованный монах, покинул монастырь. Его идеи: папа - не высшая инстанция, чтобы отпускать грехи, монастыри - паразиты, церкви не нужно платить, а нужно создать апостольсую церковь, равную свободную. Была создана община из бедных и богатых на Лысой горе (1303-1307). Он повел усиленную агитацию, в которой ему помогала подруга, также бывшая монахиня Маргарита. Они учили, что собственность и богатство - основа всех зол, и агитировали за введение общности имуществ. Католическая церковь, подчеркивали последователи Сегарелли, осквернила себя, когда стала владеть богатствами. Поэтому вся церковная иерархия, папа, десятина и все прочее отвергалось. Дольчино считал, что тысячелетнее царство божье на земле, царство справедливости восторжествует путем насилия над церковью и богачами. Примечательно, что первоначально Дольчино рассчитывал на поддержку светской власти. Но поняв, что это нереально, стал агитировать за вооруженное восстание угнетенных. В Пьемонтских Альпах, близ городка Верчелли в 1303 г. Дольчино создал вооруженный отряд, который стал быстро пополняться окрестными крестьянами. Посланные против них правительственные войска крестьяне разбили и перешли в наступление - стали громить поместья и монастыри. Власти и феодалы вынуждены были пойти на некоторые уступки и часть крестьян, удовлетворенная, покинула отряд. К этому времени папа, Климент V, объявил крестовый поход против восставших еретиков. Они отступали и конфисковывали продовольствие у крестьян, бросали раненных братьев, народ стал отворачиваться от них. Их оттеснили в горы и, не сумев разгромить, подвергли блокаде. В итоге, в 1307 г. оставшихся восставших, в том числе и Дольчино с Маргаритой были казнены. В Италии идею равенства реализовать не удалось, но потерпев поражение, они показали, что деньги не единственна ценность.

В 1494 г. Божья респубика во Флоренции, организованная монахом Джиронама Сованаролла. Хоризма выросла на той же почве, что и ереси. Медичи тираны, французы пытались захватить Флоренцию. Сованаролла объявил французского короля бичом божьим за суету, гордыню тщеславие, наживу, меркантильность и т.д. Флорентийцы испугались и пошли за ним и перестроили свою жизнь. Обложил контрибуцией сильно богатых, запретил конкуренцию, основал полицию нравов. В 1497 г. Сожгли все предметы искусства. Папа вызвал его на суд божий, его обвинили в трусости, сдали и сожгли. Флоренция оказалась не склонна к идее имущественного равенства. Флорентийцы каялись 4 г. И опять принялись за суету, но чувствовали себя освободившимися от грехов. Эти ереси разъедали Папство, но оно держалось.

В 15 в. Папа вернулся в Рим но это не нравилось французам. 1378-1418 - великая схизма, двоепапство, один был в Риме, дугой в Авиньоне.

Церковь в 14-15 вв. переживала догматический кризис. Католичество не выработало учения, оправдывавшего индивидуализм и предпринимательство. Борьба между двумя папам велась с помощью обмана, а это не к лицу Папе.

Сарбона и другие богословские факультеты - центр соборного движения. Главой церкви должен быть не Папа, а собор. Это движение подпитывало чешскую реформацию. Чехия вырастала месте с Германией и немецкой колонизацией. В 10 в Оттон стал сеньором Вацлова 1 Святого - короля Чехии. Как только императоры Германии попадали в трудности, чехи помогали. В 12 в. Пшемысловичи стали наследственными королями Чехии, они сами стали колонизировать Чехию. Немцы были высшими клирикалами, немцы крестили чехов. Немецким крестьянам отдавали пустоши. Города строились немцами. Немецких рыцарей приглашали на службу. Все это способствовало хозяйственному подъему. Цена - онемечивание королей и элиты общества, ее утрата этнического лица. Колонизаторы своей деятельностью поднимают уровень населения и способствуют росту национального самосознания - причина чешской реформации. Предприниматель в Чехии, как и во всей Европе, обременен эсхатологическими ожиданиями, плюс всплеск этнического самосознания.

Карл 4 Люксембургский издал золотую буллу. Чехия стала центром империи. Он открыл университет, стал покровительствовать чешским купцам. В 1408 г. Произошел конфликт в чешском университете, чехи потребовали дать им большинство преподавательских мест. Ян Гус стал ректором. Немецкие профессора уехали в Лейпциг. В 1412 г. Папский Легат ознакомился с тезисами Яна Гуса: причащение хлебом и вином всех, библия - источник знания, секуляизация церковных земель. Его отлучили от церкви и сослали. Собор в Констанце признал его еретиком и Гуса сожгли. Но это обернулось против церкви.

Движение чашников - бюргерство, требовали национальную библию и причащение хлебом и веном. К ним примкнула шляхта.

В 1419 г. На г. Табор крестьяне собрались - табориты. Они собирались устранить врагов господа, требовали имущественного равенства, отрицали библию как источник веры, ждали Христа. Папа объявил крестовый поход против Чехии. Шляхта обеспечивала чехам победу. Предводитель Ян Жишка. Папа нашел компромисс - в 1433 г. был заключен Пражский компактат с бюргерством. Обещана частичная секуляризация, причастие, проповедь на чешском. Табориты были рассеяны. Результаты: шляхта получила землю, миряне возможность читать библию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.