Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое управление дебиторской задолженностью




Политика управления дебиторской задолженностью представля­ет заключается в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации,

Политика управления дебиторской за­долженностью предприятия осуществляется по следующим основным этапам:

1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предше­ствующем периоде.

2. Построение эффективных систем контроля за своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

3. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям данной продукции путем определения системы кредит­ных условий и формирования стандартов оценки кредитоспособности покупателей.

4. Определение возможной суммы оборотного капитала, направля­емого в дебиторскую задолженность по товарному кредиту.

5. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолжен­ности.

6. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

В процессе анализа (1) сложившейся дебиторской задолженности рассчитываются следующие показатели:

■ коэффициент отвлечения оборотных средств в дебиторскую за­долженность, показывающий долю оборотных активов, находящихся в форме дебиторской задолженности;

■ средний период инкассации дебиторской задолженности пред­приятия, характеризующий ее роль в фактической продолжительнос­ти операционного и финансового циклов предприятия;

■ количество оборотов дебиторской задолженности, характеризу­ющее скорость обращения авансированных в нее средств в течение от­четного периода.

■ коэффициент просроченной дебиторской задолженности, по­казывающий долю просроченной задолженности в общей сумме деби­торской задолженности;

■ средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности.

■ долей резервов по сомнительным долгам в общей сумме деби­торской задолженности;

■ удельным весом просроченных долгов в их совокупной ве­личине.

Для контроля (2) своевременности инкассации дебиторской задол­женности целесообразно классифицировать ее по срокам возникнове­ния, составлять реестр старения счетов дебиторов, позволяющий опре­делить периоды, в которые были допущены просчеты в управлении дебиторской задолженностью, рассчитывать взвешенное старение сче­тов дебиторов. На основе реестра старения дебиторской задолженно­сти рассчитываются коэффициенты инкассации, показывающие долю поступления средств в текущем периоде в оплату продукции, отгру­женной в этом же периоде. Для оценки реального состояния дебитор­ской задолженности оценивается вероятность безнадежных долгов по срокам возникновения задолженности и определяется сумма резерва по сомнительным долгам.

В практике финансового менеджмента разработаны следующие приемы управления дебиторской задолженностью:

■ учет заказов и установление характера дебиторской задолжен­ности;

■ ABC-анализ дебиторов;

■ анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации ее видов;

■ оценка реальной стоимости сложившейся дебиторской задол­женности;

■ контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задол­женности;

■ определение размеров скидок при досрочной оплате.

Составной частью политики управления дебиторской задолжен­ностью предприятия является его кредитная политика (3) — это решение вопросов о том, кому из покупателей, в каком размере и на какой срок предоставить кредит за отгруженную продукцию в соответствии с зак­люченным договором поставки. Тип кредитной политики предприятия характеризует принципи­альные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три типа кредитной политики предприятия по отношению к покупате­лям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики пред­приятия направлен на минимизацию кредитного риска: со­кращаются круг покупателей продукции в кредит за счет групп повышен­ного риска, сроки предоставления кредита и его размер, ужесточаются условия предоставления кредита и повышается его стоимость, использу­ются жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой ком­мерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уро­вень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации про­дукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска,

Расчет возможной суммы финансовых средств (4), авансируемых в дебиторскую задолженность (Адз), осуществляется по формуле

Ад, = [Рк х Кс/ц х (ППКср + ПРср)]: 365

где Рк — объем реализации продукции в кредит;

Кс/с — коэффициент соотношения себестоимости и цены реализован­ной продукции;

ППКср — средний период предоставления кредита, дней;

ПРср — средний период просрочки платежей по предоставленным кре­дитам.

С целью максимизации притока денежных средств предприятию необходимо разработать систему договоров с гибкими условиями и фор­мами оплаты: предоплата, частичная предоплата, передача на реализа­цию, выставление промежуточного счета, банковская гарантия, гибкое ценообразование.

Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приоб­ретенную продукцию.

ПСк = ЦСн х 365: СПк,

где ПСк — стоимость предоставляемого кредита, %;

ЦСн — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, %;

СПк — срок предоставления кредита, дней.

Устанавливая стоимость товарного кредита, необходимо имен в виду, что она не должна превышать уровень процентной ставки по краткосрочному банковскому кредиту.

Обязательным элементом политики управления дебиторской за­долженностью является система штрафных санкций за просрочку ис­полнения обязательств покупателями, формируемая в процессе раз­работки кредитных условий. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и др.).

В практике финансового менеджмента существует такая форма управления дебиторской задолженностью, как ее ре­финансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия — денежные средства и высоколиквидные кратко­срочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования (6) дебиторской задолжен­ности являются:

■ факторинг;

■ учет векселей, выданных покупателями продукции;

■ форфейтинг.

Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключа­ющуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денеж­ных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной факторинговой компании, ко­торые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга За осуществление такой операции факторинговая компания взимает с предприятия-продавца комиссионную плату в процентах к сумме ре­финансируемого долга. При факторинговой операции компания кре­дитует предприятие в форме предварительной оплаты долговых тре­бований по платежным документам (обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от степени риска). Остальные 10—30% сум­мы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения сум­мы долга покупателем).

Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому юриди­ческому лицу) по дисконтной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комис­сионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомни­тельной платежеспособности векселедателя. Указанная операция мо­жет быть осуществлена только с переводным векселем.

Учетная (дисконтная) цена векселя (УЦВ) определяется по формуле

УЦ„ = НС - (НС х Д х УСо): 365

где НС — номинальная сумма векселя, подлежащая погашению векселеда­телем в предусмотренный в нем срок;

Д — количество дней от момента продажи (учета) векселя до момента его погашения векселедателем;

Уо — годовая учетная вексельная ставка, по которой осуществляется дисконтирование суммы векселя, %.

Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по ре­финансированию дебиторской задолженности по экспортному товар­ному кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного воз­награждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязатель­ство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате задолженность покупателя по товарному кредиту трансформируется в задолженность в пользу бан­ка. По своей сути форфейтинг соединяет элементы факторинга и учета векселей. Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства. Его недостатком является высокая стоимость.

Таким образом, оптимальная сумма дебиторской задолженности должна быть такой, чтобы увеличение денежных потоков от роста объ­емов продаж равнялось или превосходило увеличение издержек от роста вложений в счета к получению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.