КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительные материалы для подготовки к занятию. Нарисуйте психологическую структуру психической деятельности человека с указанием основных функциональных блоков мозга
Нарисуйте психологическую структуру психической деятельности человека с указанием основных функциональных блоков мозга Нарисуйте схему взаимосвязи поражений различных участков мозолистого тела и характера модально- специфического нарушения межполушарного взаимодействия Укажите основные комиссуры межполушарного взаимодействия Закрасьте разными цветами лобную, теменную, височную и затылочную области конвекситальной и медиальной коры головного мозга
Пробы на моторные асимметрии (А.В.Семенович, 2002 г) Функциональная асимметрия рук 1. Переплетение пальцев рук. 2. Поза Наполеона. 3. Аплодирование. Инструкция (И.): « Сделай, пожалуйста, так ». Экспериментатор (Эксп.) в течение одной секунды демонстрирует нужную позу. Ведущая рука оказывается сверху; в пробе « переплетение пальцев » сверху — большой палец ведущей руки. 4. Измерение силы кисти каждой руки с помощью динамометра. Ведущая рука — сильнее. 5. Измерение скорости выполнения любых мануальных заданий (теппинг, рисунок, письмо и т. д.) каждой рукой, затем обеими вместе. Ведущая рука действует быстрее. 6. Проба Чернашека. Может проводиться с ребенком не младше 7 лет. Перед ребенком кладется чистый лист бумаги; в правую и левую руку дается по карандашу
И .: « Закрой глаза. Нарисуй, пожалуйста, одновременно: правой рукой (прикосновение к правой руке) — квадрат, а левой (прикосновение) — круг. Еще раз: квадрат (прикосновение), круг (прикосновение). Запомнил? » Затем под первой парой рисунков предлагается нарисовать по аналогичной инструкции следующую, например; « треугольник — квадрат », « крут — квадрат » и т. д. до восьми раз. При этом психолог достаточно громко приговаривает: « Быстрей, быстрей » (постукивает по столу) — и внимательно следит за тем, чтобы ребенок не открывал глаза, рисовал одновременно обеими руками и, желательно, с зафиксированным языком. Субдоминантная рука в этой пробе или повторяет движение ведущей, или демонстрирует запаздывающее выполнение задания. Функциональная асимметрия ног и тела 1. И .: « Попрыгай на одной ноге ». Используется ведущая нога. 2. И .: « Какой ногой ты забиваешь гол в футболе? » Активная (в том числе толчковая) нога — ведущая. 3. И .: « Закинь ногу на ногу ». Ведущая нога сверху. 4. И .: « Повертись, покрутись несколько раз ». При вращении вокруг собственной оси предпочитается направление в сторону доминантной половины тела.
Пробы на сенсорные асимметрии Функциональная слухоречевая асимметрия 1. И .: « Послушай, идут ли мои часы? » Ребенку прямо, по средней линии, даются часы или аналогичные тихо звучащие приборы. Предлагается поговорить по телефону. Для прислушивания ребенок пользуется ведущим ухом. 2. И .: « Повтори, что я скажу ». Эксп. шепотом произносит слово или фразу. Ребенок нагибается ближе ведущим ухом. 3. Дихотическое прослушивание. Процедура состоит в том, что ребенок слушает через стереонаушники (с правого и левого уха одновременно) две разные серии слов; после каждой серии он воспроизводит слова, которые услышал. Этот метод разработан D. Kimura и адаптирован на русский язык Е. П. Кок, многократно описан (Э. Г. Симерницкая, Б. С. Котик, 1978; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1988; Б. С. Котик, 1992). Ниже представлен протокол и оценка получаемых результатов. Цифрами в протоколе отмечается порядок слов, в котором ребенок воспроизводит прослушанную серию слов; в центре — слова, которые отсутствуют среди эталонных.
И так далее 10 серий слов. Затем на ушники меняются местами; повторяется та же процедура.
Помимо общепринятых критериев предлагается: а) наряду с традиционными Кпу {коэффициент правого уха), отражающим доминантность левого (правого) полушария или амбилатеральность полушарий по речи, и Кэфф {коэффициент эффективности) ввести коэффициент продуктивности — Кпр. где å ВС — сумма верно воспроизведенных слов, а ОКС — общее количество тестовых слов; б) подсчет ошибок (с каждого уха), количество: ü литеральных и вербальных парафазии, контаминации, персевераций, реминисценций, привнесений (конфабуляций) новых слов; ü нарушений порядка воспроизведения слов-эталонов (в протоколе помечается цифрами); ü в) анализ динамических (процессуальных) характеристик дихотического прослушивания:
Функциональная зрительная асимметрия 1. И .: « Прищурься одним глазом ». Первым прищуривается неведущий глаз. 2. И .: « Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу) ». Ребенку прямо, по средней линии, дается один из этих предметов. Для рассматривания используется ведущий глаз. 3. И .: « Загороди линейкой лампу ». Ребенку дается линейка (или что-то аналогичное), которой он должен загородить источник света. Тень при этом падает на ведущий глаз.
Оценка латеральной организации функций ( Хомская Е. Д. 2005 г.) Субъективная оценка ведущей руки
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |