Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итого70 3 страница




Таким образом устанавливается активная обратная связь ученых с персоналом, она и служит гарантией конечного успеха. Обсуждение выявленных учеными проблем подвигло участников конференции поставить новые вопросы, которые прежде выпали из поля зрения. Работники обвинили менеджеров в том, что они мало делегируют свои полномочия подчиненным, а те, в свою очередь, указали на недостаточно высокую квалификацию персонала и нежелание ее повышать. Другая проблема коллективного обсуждения - условия труда и его оплата.

Оказалось, что никто из сотрудников компании раньше никогда не сталкивался с количественным анализом человеческих проблем, не читал статистических отчетов и никто, естественно, не был обучен тому, как интерпретировать и решать проблемы, выявленные в процессе обобщения ответов респондентов. Ученые помогли менеджерам интерпретировать данные и глубже понять особенности поведения подчиненных.

Если диагноз является важным этапом процесса принятия решений, то его кульминацией служит выбор способа практических действий. Польза участия менеджеров в том, что они помогают ученым найти альтернативные интерпретацию или практическое решение, которые без них никогда не были бы увидены.

Ученые использовали современный арсенал знаний в области социологии, антропологии, психологии, статистики для интерпретации данных, в частности теорию игр, концепцию полевой неопределенности, теорию принятия риска. Разумеется, употреблять их произвольно, кому как вздумается, было бы неправильно. Поэтому степень применимости таких знаний к конкретным условиям устанавливалась специальной экспериментальной процедурой.

Исследование завершилось стадией организационного изменения. Научные результаты высветили для менеджмента те проблемы, на которые ему необходимо было сконцентрировать свое внимание в практической работе и что-то в ней изменить, например, стиль лидерства или систему поощрения подчиненных. Одноразовых крупномасштабных перестроек организационной структуры может и не происходить. Более того, они не всегда полезны. Важно, чтобы менеджеры учли уроки и изменили свое отношение к порученным обязанностям.

Чаще всего управленцы сомневаются в возможностях и пользе науки. Ученые - всего лишь временные гости, со стороны наблюдающие за происходящим (<аутсайдеры>). Менеджеры не верят, что за короткое время они способны хорошо разобраться в делах компании, хотя собственные трудности они воспринимают излишне эмоционально. Если ученому удалось убедить их в надежности и объективности полученных данных, менеджеры начинают иначе смотреть на свои проблемы. Они острее чувствуют свою социальную ответственность и сосредоточиваются не на деталях, а на принципиальных выводах исследования. Помогая менеджерам, специалисты постепенно превратились из обычных социальных ученых или социоинженеров в клиницистов, само исследование переросло в обучение персонала. В результате компания, служившая исследовательским <полем>, стала вначале опытной лабораторией, а затем учебным классом1.

Ограниченное влияние прикладника. В начале своей карьеры один из президентов АСА, видный специалист по прикладной социологии Уильям Уайт, участвовал в социоинженерном проекте. Цель - разработать эффективные методы привлечения индустриальных рабочих к принятию решений в совместных с менеджерами комитетах. В 1965 г. ученые задумали сравнить положение дел в частных и в самоуправляющихся, т. е. находящихся в собственности рабочих, компаниях. Уайт тесно сотрудничал с комиссией конгресса США по узакониванию собственности рабочих и участию их в управлении.

Хотя Уайт полагал, что ему удалось достичь определенного вклада в науку, его успех не следует переоценивать. Вместе с другими титанами прикладной социологии - Д. Макгрегором, Р. Лайкертом и К. Арджирисом - Уайт в своих статьях доказывал преимущества участия рабочих в управлении начиная еще с 40-х годов. Однако идеи партисипативного менеджмента в Америке долгое время признавали только на словах: с ними соглашались, но ничего не делали для прак-тического распространения.

Первыми обратили серьезное внимание на партисипативный менеджмент японцы. Они занялись научными изысканиями и практическим внедрением. Американцы же обратились к открытию Уайта только в 70-е годы и то лишь после одного прецедента: рабочие завода и члены местной общины предотвратили закрытие нерентабельного предприятия. Они выкупили его, и он стал их коллективной собственностью. Естественно, что уровень участия рядовых работников в управлении здесь был выше, нежели в частных компаниях.

Только с этого момента вопрос о собственности рабочих вышел за рамки академических дискуссий, став предметом широких публичных прений. У. Уайт предвидел возможности возникновения предприятий с коллективной собственностью, поэтому успел провести диагноз на предприятии до перехода к новой форме организации, а затем повторил его в процессе нововведения. Для интерпретации данных он применил социальную теорию, к разработке которой приступил еще в 40-е годы.

Проведенное исследование убедило У. Уайта в двух вещах: 1) приложение теории к практическим проблемам дает ей более надежную проверку, чем критика коллегами в профессиональных журналах; 2) даже доброкачественные результаты исследования не могут уберечь его от забвения. Профессионализм теории не влияет на то, что может сделать с научным открытием клиент1.

Прикладные социальные науки представляют собой разветвленную систему отраслей, направлений и технологий, которые создаются экономистами, социологами, психологами и представителями других наук для диагноза конкретных ситуаций и решения практических проблем. Среди основных направлений и отраслей прикладных исследований, получивших развитие (в разные годы) в нашей стране и за рубежом, можно назвать следующие виды.

Практическая социальная психология - область социальной психологии, выделившаяся в последние годы и считающая своим предметом не столько социально-психологические исследования, сколько практическое <вмешательство> в социальные процессы. Формы практической социальной психологии - экспертиза, консультирование, тренинг. В России создана Ассоциация практической социальной психологии, координирующая деятельность в этой области.

Психотехника - прикладное направление в советской психологии труда в 20-30-е годы, изучавшее широкий круг социальных вопросов от дизайна рабочего места и проблем утомляемости до мотивации труда и обучения персонала, - послужило историческим предшественником заводской социологии.

Социальное планирование - существовавшее с середины 60-х до середины 80-х годов прикладное направление в неакадемической сфере: на производстве, в сельском хозяйстве, в органах регионального управления. Цель социального планирования заключалась в научном консультировании и попытках найти решение <социальных проблем> (текучесть кадров, борьба с пьянством и т. д.). Приглашенные академические и прикладные социологи, а также работники отделов кадров предприятий разрабатывали и внедряли комплексные пятилетние программы социально-экономического развития трудового коллектива. Проводившиеся тогда исследования на предприятиях и в регионах следует квалифицировать как социальные, а не социологические. Часто их проводили сотрудники отделов кадров, отделов труда и заработной платы на предприятиях, инструкторы и общественники при райкомах партии. В рамках социального планирования в Советском Союзе была создана сеть социологических служб в регионах и на некоторых промышленных предприятиях.

Социальная инженерия - совокупность подходов прикладных социальных наук или прикладной социологии, ориентированных на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним.

Социальная работа - возникшая в нашей стране в начале 90-х, а в Америке и Европе в начале XX века прикладная междисциплинарная (на стыке психологии, социологии, медицины) область знаний и практических действий, ориентированная на помощь социальным аутсайдерам (безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным).

Деловые игры - прикладная методика и система решения конкретных управленческих задач на предприятии или в организации, имеющая характер непродолжительного тренинга (метод активного обучения) руководящего персонала.

Заводская социология - в Советском Союзе прикладная отрасль индустриальной социологии, в которой были заняты числящиеся в штате предприятия или приглашенные по контракту социологи. Обычная проблематика: исследования трудовых отношений, социально-психологического климата, стабилизации и текучести персонала, эффективности труда, разработка практических рекомендаций управленцам.

Эргономика (от греч. ergon - работа и nomos - закон), отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики - системы <человек - машина>, в том числе и так называемые эргатические системы; метод исследования - системный подход.

Прикладная социология культуры - совокупность социальных исследований, призванных изучить реальные процессы и дать практические рекомендации по улучшению деятельности учреждений культуры. Прикладной социолог культуры способен оказать городской администрации неоценимую помощь в правильном планировании и размещении учреждений социального, культурного и бытового назначения. Именно он изучит, в какое время суток и в какие районы города больше всего приезжают и отъезжают люди, какие учреждения посещаются больше, а какие меньше, стоит ли строить в <спальных районах> театры и музеи или стоит ограничиться, как это практикуется в последние годы, кафе и ресторанами, какой должна быть репертуарная политика кинотеатров и видеосалонов в зависимости от возраста, пола и уровня образования жителей района, социолог выяснит полный список культурных потребностей и предпочтений горожан на сегодняшний день. Построив рейтинг всевозможных учреждений культуры (театров, клубов, библиотек, музеев), социолог поможет установить, что именно и в каком количестве стоит ныне строить, а что необходимо <заморозить>. По мнению Л.Н.Когана, <каждый крупный город должен иметь городскую службу социологии культуры>. Прикладной социолог способен на многое. Так, например, никто <не верил уральским социологам, предсказавшим еще в 1968 г. значительное сокращение посещаемости кинотеатров, особенно городских. Однако эти прогнозы оправдались>1.

Наиболее трудоемким видом, или направлением, прикладного исследования являются социальные технологии. В нашей стране этот термин введен в научный оборот в начале 80-х годов. В отличие от традиционного социологического исследования, программа и инструментарий которого создаются каждый раз практически заново, социальная технология дает возможность много-кратно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач социального управления, например, в аттестации, подборе и расстановке кадров. Это позволяет тиражировать применяемые заводскими социологами методические приемы.

Социальная технология достаточно проста в употреблении, так как внедренцы идут накатанным путем, но сложна в изготовлении. На ее создание, даже если оно - всего лишь адаптация заданного опыта, уходят многие годы. Социальные технологии бывают самых разных типов и различаются по трудоемкости, оригинальности, простоте и доступности, эффективности, сфере применения.

В классификации В. В. Щербины выделены два типа социальных технологий: 1) технология подготовки решений (социальная диагностика) и 2) технология их реализации. Ко второму типу относятся пермская система стабилизации трудового коллектива (СТК) и программа <Ваше настроение>, к первому - методика <ГОЛ> (<групповая оценка личности>), которая называется еще моделью оптимального руководителя. Она содержит технологию оценки деловых и личных качеств кандидатов на должность руководителей. В диагностике используются методика Кэттелла (форма В) и объективные показатели эффективности работы коллектива. Сама процедура проходит в два этапа: 1) создание модели оптимального мастера применительно к заданной цели и 2) процесс оценивания кандидата. На первый вид работ один социолог тратит до трех месяцев, на второй уходит 2 часа.

За период с середины 60-х до середины 80-х годов заводские социологи накопили значительный опыт решения прикладных задач в сфере социального управления. Это уменьшение текучести кадров и сокращение числа конфликтов, внедрение прогрессивных систем адаптации молодежи, новых форм организации труда и другие программы, созданные в те годы социологами Тираспольского швейного объединения, производственного объединения <Курганприбор>, Днепропетровского машиностроительного завода, автомобильных объединений АЗЛК, ВАЗ, ЗИЛ, КамАЗ. Широкое распространение получили львовская система <Пульсар>, днепропетровская система изучения общественного мнения <Внимание>, рижская методика выбора мастеров (<Сержант>), пермская система стабилизации трудового коллектива (СТК), московская методика программно-целевого управления социальным развитием коллектива (объединение <Красный пролетарий>). Разработаны всевозможные технологии профориентации школьников, гибкий график работы (Кохтла-Ярве), методы аттестации руководителей, развития самоуправления в производственных бригадах, укрепления трудовой дисциплины.

В социологической лаборатории Тираспольского ПШО была создана система делегирования социальных целей, закрепленная юридически в особых <Положениях>. В. В. Чичилимовым разработано и внедрено несколько целевых долгосрочных (на 15 лет) программ, в частности программы адаптации работников, рекреации и воспитательной работы. Система стабилизации трудового коллектива создана на Пермском телефонном заводе в 1973 г. Она включает процедуры приема, расстановки, адаптации кадров, внутризаводского перемещения и профилактики текучести. Все затраты на ее разработку и эксплуатацию окупились в течение 10 месяцев, причем уже на стадии опытного внедрения, когда она охватывала только половину годового объема рабочих (в целях образования экспериментальной и контрольной групп). СТК получила распространение тогда на десятках предприя-тий.

При гибком графике труда работники в заданных преде-лах сами планировали начало и конец своего рабочего дня, но с обязательной отработкой установленной месячной нормы часов. Его внедрение привело к тому, что исчезли потери рабочего времени в связи с опозданиями, уходом с работы по разрешению администрации для выполнения личных дел (посещение больниц, уход за детьми), сократились сверхурочные, улучшился социально-психологический климат. Большинство рабочих рассматривали предоставленные им права как поощрение за хороший труд и дисциплину. Цена рабочего времени в их глазах резко возросла. Гибкий график широко применялся и за рубежом, откуда он и был перенесен на нашу почву.

Более сложную и вместе с тем более оригинальную систему управления дисциплиной разработали социологи Башкирского университета и внедрили ее на ряде предприятий Уфы. В системе <Сигнал> тяжесть того или иного нарушения определяется с помощью экспертного опроса. Так, прогул оценивается в 0,8-1,0, а небрежное хранение материалов - в 0,2-0,4 балла. Каждый случай нарушения и его оценка определяются на общем собрании первичного коллектива. Диапазон в три десятые единицы позволял дифференцировано оценивать тяжесть проступка. Если работник за предыдущие три месяца уже имел нарушения, то оценка за новый проступок утраивалась. Для управления дисциплиной была создана система управленческих органов во главе с советом завода по управлению дисциплиной труда, в рамках которого функционировали четыре секции. Так, организационно-техническая секция обеспечивала внедрение новой техники, совершенствование организации труда, снабжение сырьем и энергией, ритмичность работы, а экономическая - отвечала за премирование и стимулирование.

Обсуждение в первичном коллективе происходило в течение суток после совершения нарушения. Информация поступала начальнику цеха, который был обязан зафиксировать нарушение в цеховом журнале, оформить специальный бланк <Сигнала> с информацией о нарушении и принятых мерах, который поступал в заводскую информационно-анализирующую подсистему. Раз в неделю заседал цеховой совет по дисциплине, где рассматривались все случаи нарушений и их причины, принятые меры и проделанная профилактическая работа. Особенность уфимской технологии - коллективная ответственность за дисциплину труда. Бригада несла материальную ответственность за любые нарушения и компенсировала потери из общей премии. В конечном итоге число прогулов и опозданий сократилось в несколько раз.

Таковы лишь некоторые системы социального управления, которые прямо или косвенно можно отнести к социальным технологиям. Они демонстрируют возможности и специфику деятельности социолога-прикладника. В конце 80-х и начале 90-х годов создание новых технологий данного класса значительно сократилось либо приостановилось вовсе. Зато быстрыми темпами стала развиваться игротехника - еще один вид управленческих технологий в нашей стране.

Второй раздел

 

Глава 1. Исторические корни социологии

Нередко студенты задают вопрос: зачем нам изучать историю социологии, знать то, что навсегда ушло в прошлое и в текущей деятельности вряд ли пригодится. Не лучше ли сразу начать с изучения методики и принципов разработки социальных технологий, не забивая голову излишней информацией?

Но подлинный профессионализм невозможен без исторических знаний. Без знания истории невозможны профессиональная культура человека, аналитическое мышление, сформировать которые призвано университетское образование. Интерес к истории - не досужее любопытство, а естественная необходимость и внутренняя потребность тех, кто стремится выйти за грань поверхностного усвоения предмета.

Ознакомление с историей науки - весьма выигрышный способ приобщиться к общемировым ценностям, избавиться от дилетантизма и постоянного стремления изобретать то, что давно известно. Выигрышным оно является потому, что в историческом очерке раскрывается эволюция социальной мысли, кратко излагаются воззрения М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, других классиков социологии, с которыми, не будь такого очерка, студенту пришлось бы знакомиться по оригиналам. Читать авторские произведения в рамках университетского курса социологии не всегда удается, но знать основные идеи, научные школы и этапы становления социологии труда необходимо. Поэтому оставим углубленное знакомство с сочинениями классиков для будущей профессиональной деятельности и предлагаем читателю краткий очерк истории вопроса.

В эволюции представлений об обществе можно выделить три периода: донаучный, классический и современный.

Другую хронологию социологии предложил известный американский социолог Алвин Гоулднер в своей книге <Грядущий кризис западной социологии>1. Он начинает отсчет сразу с ХIХ в. Получившийся отрезок времени разбивает на 4 периода. Первый период называется социологическим позитивизмом. Он начался в первой четверти ХIХ в. и формировался под влиянием идей Сен-Симона и О. Конта. Второй период называется марксизмом. Расцвет приходится на середину ХIХ столетия. В марксизме немецкая идеалистическая философия органично соединилась с французским утопическим социализмом и английской политической экономией. Третий период - классическая социология - послужил соединительным мостом между двумя предыдущими и четвертым периодами. В это время были созданы классические учения М.Вебера, Э.Дюркгейма и В.Парето. Он продолжался до Первой мировой войны. Четвертый период ознаменован господством парсоновского структурного функционализма. В 30-е годы ХХ века Т.Парсонс создал фундаментальную общесоциологическую теорию, отдельные положения которой развивались в дальнейшем группой молодых коллег Парсонса по Гарварду: Р. Мертоном, К. Дэвисом, У. Муром, Р. Уильямсом и др.2

В данной книге будут учтены обе классификации. Достоинства второй заключаются в том, что А.Гоулднер дает не только исторический (пусть и ограниченный во времени), но и социально-экономический контекст возникновения социологии. Согласно его мнению, социология возникла как идеологический ответ среднего класса на происходящие в западном обществе перемены.

На наш взгляд, первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет, историческая пауза, прежде чем появились выдающиеся ученые и мыслители (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, А. Гельвеций, И. Кант и многие другие), которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей. Наконец, в Х1Х в. рождается собственно социология, вобравшая в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществе и, благодаря применению конкретно-научных методов, продвинувшая наши знания дальше. В ряду творцов научной социологии выделяются О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм и М. Вебер. С них открывается собственно научный период истории социологии.

Донаучный период развития социологии - самый значительный по времени: III тысячелетие до н. э. - XVIII в. н. э.

Древний Восток. Древнейшие письменные документы, в которых затрагиваются социально-трудовые проблемы общества, относятся к III-II тысячелетиям до н.э. и охватывают такие страны, как Египет, Месопотамия, Шумер, Урарту, Хетское царство, Вавилон. Реконструкцию социально-трудовых отношений Древнего Востока осуществляют на основе изучения клинописных, папирологических, эпиграфических и нарративных источников. Сохранились многочисленные документы из храмовых архивов (арендные контракты об участках земли, письма чиновников, записи о выдаче продуктов и поставке зерна, переписи жителей рабочих поселков, договоры о купле-продаже <рабов>, материалы судебных процессов, наряды на работы) и стенные росписи гробниц. Храмовые чиновники и государственные служащие периодически устраивали ревизии скота и посевного зерна, имущества и рабочей силы. Из одного только Египта эпохи Нового царства (длившегося около 500 лет) дошло примерно 1,5 тыс. текстов государственной документации и частной деловой переписки.

Известны письменные свидетельства о проведении учета населения - его социального и демографического состава, отношения к военной службе и возможности участия в государственном управлении, уровня экономического благосостояния и т.п. - уже в III тысячелетии до н. э. Прежде все-го они были связаны с установлением численности населения, способного носить оружие и платить налоги. Античный историк Геродот сообщает, что скифский царь Ариантас для установления числа своих подданных приказал каждому из них принести по наконечнику стрелы. Аналогичным методом счета пользовался Тамерлан: каждый воин должен был положить по одному камню. В древнегреческих храмах использовался иной способ учета естественного движения населения. Жертвоприношение выполнялось по определенному ритуалу: при рождении приносились мера пшеницы, а при смерти - мера ячменя.

Особенно регулярными переписи населения - каждые два года - были в Древнем Египте и Риме. Во времена египетского фараона Амазиса каждый житель обязан был явиться к специальному чиновнику и сообщить о своих занятиях, средствах и доходах. Государственное регулирование экономических отношений в централизованных обществах Древнего Востока основывалось на систематическом учете и опросах занятости населения. В определенной мере можно говорить о господствовавшей тогда <плановой> экономике, учитывающей меру труда и меру потребления (в соответствии с социально-имущественным статусом), основанной на жестком разделении труда и примитивной кооперации труда, централизованном распределении рабочей силы (<рабов>), зависимого населения по видам труда (свободном оргнаборе), принудительной регламентации труда и профессиональном закреплении работников. Несомненно, данные переписей обеспечивали решение не только финансово-экономических и военных задач (налогообложение, учет воинов), но и политических, поскольку определенный уровень обеспеченности давал право на участие в органах управления.

Древневосточные документы дают богатейшую информацию о социальной стратификации общества, профессионально-квалификационной структуре населения, формах социальной организации труда, нормах выработки, распределении рабочей силы, механизмах стимулирования труда и его оплате, структуре и продолжительности рабочего дня. Анализ первоисточников разрушает миф о примитивной организации древневосточного общества и убеждает в исключительном многообразии форм социально-экономических отношений.

Одно из заблуждений связано с распространенностью и ролью труда рабов. Как показывает конкретный анализ, в экономике Передней Азии рабский труд: 1) был не самым распространенным в профессионально-квалификационной структуре населения; 2) относился к сфере неквалифицированного - исполнительского труда, который не определял технического облика древней экономики; 3) не являлся конкурентоспособным со свободным (и дорогостоящим) трудом свободного населения - земледельцев, ремесленников, служащих. Известно, что в III-II тысячелетии до н. э. ведущим сектором экономики ближневосточных обществ выступал труд зависимых людей (иккару, шушану, гарда - три основных категории), среди которых собственно рабы составляли незначительную часть. Значительным достижением древневосточной экономической мысли являлось принципиальное, с точки зрения социологии труда, открытие крайней непроизводительности рабского труда и свойственных ему (как и другим формам принудительного труда) патологических явлений, например рестрикционизма (сознательного ограничения нормы выработки).

Древневосточная цивилизация - и это зафиксировано в письменных источниках - дала миру всю ту сложнейшую систему общественного разделения труда, которая существует по сей день. Прежде всего речь идет об отделении умственного труда от физического. Сам по себе это чисто организационный процесс и к социологии имеет меньшее касательство, чем его конкретная разновидность - обособление умственного труда. Перед нами чисто социальный процесс Так, в Древнем Египте, профессия художника считалась более привилегированной, чем ремесло камнереза. Часть профессий выделилась в социально привилегированные, а часть стала считаться профессиями второго сорта. Обособление профессий получило институциональное закрепление (через законодательство и судебную практику) и послужило основой возникновения, пожалуй, самого древнего института мотивации труда - понижения в должности. Не будь социальной дифференциации профессий, невозможно было бы использовать менее престижные виды труда в качестве негативного мотиватора для поддержания дисциплины и повышения производительности труда. Провинившихся чиновников могли разжаловать в категорию зависимых, земледельцев, превратить в рабов, рабов сослать на галеры и т. д. Использование физического и малопрестижного труда как меры социального наказания с тех пор прочно утвердилось в человеческом обществе: русских крестьян и даже дворян (декабристов) ссылали на каторжные работы, советских граждан в годы репрессий подвергали пыткам лагерного труда.

Понижение в должности, перевод на социально не престижные занятия в тоталитарно-централизованных обществах могли и могут применяться абсолютно ко всем гражданам, за исключением первых лиц в государстве. В дошедших до нас текстах эпохи ХХ династии говорится о возможности перевода в камнесечцы даже <начальника подразделения> - высокооплачиваемого чиновника. В социальном смысле все работники или служащие в тоталитарном обществе являются <рабами>, так как <держателем> всех должностей выступает только государство. В обществе с товарно-денежной экономикой подобная форма негативной мотивации невозможна: понижение в должности заменяется здесь экономическим разорением, предпринимательским крахом.

Поводом для применения карательных функций труда могли стать в Древнем Египте уголовное преступление, злоупотребление служебным положением, присвоение царских орудий, грабеж и насилие. Все случаи фиксировались специальным кодексом и юридическими нормами. Формировался механизм социальной организации труда. Его элементы - государственно-планомерное распределение рабочей силы, юридическое и организационное оформление круга обязанностей за каждой должностью, налаженная система трудовой мобилизации. Последняя включала не только понижение в должности, но и симметричный ему процесс - повышение по службе (позитивный мотив), т. е. перевод в социально более престижный вид деятельности. Наконец, самостоятельными элементами данного механизма является профессиональное обучение и профессиональный отбор. В Древнем Египте и Вавилоне существовали общеобразовательные и специальные школы, которые готовили юношей к управлению государством. Будущие чиновники должны были овладеть широким кругом гуманитарных и естественных наук, в совершенстве владеть придворным этикетом, знать основы психологии отношений между людьми и т. п.

Античная Греция. Новый этап в развитии идей о труде связан с античной Грецией. Античные мыслители - Сократ, Платон, Ксенофонт, Аристотель - в достаточной мере осознавали прогрессивную функцию разделения труда, благодаря которому общество получает социальную стратификацию, разнообразие видов труда и занятий, хорошо профессионализированный труд, систему экономического обмена товарами и услугами. Именно в результате разделения труда происходит специализация людей на изготовлении тех или иных видов продукции, повышение их качества. Люди приобретают возможность избрать сферу деятельности сами по своим наклонностям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.