Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слово 8




Блаженного аввы Исаии изречения

1. Я смотрю на себя иногда — сказал авва Исайя — как на коня, блуждающего без седока-правителя, на которого (коня) садится всякий, кто ни увидит его, и которого, когда один отпускает его, берет другой и садится на него.

2. В другом отношении, я, говорит, подобен человеку, которого враги, схвативши, связали и бросили в яму, и которого, лишь только воззовет он к господину своему, они бьют, чтоб молчал.

3. Подобен я также, сказал он, птице, привязанной ниткою за ногу, которая (птица) когда, думая что развязана, поднимается лететь и удерживается ниткою. Ибо никого нет такого, который до последнего издыхания своего не был бы угнетаем какою-либо заботою или смущением.

4. Он же сказал: если ты, давши кому что-либо взаймы, не требуешь того, то подражаешь Господу Иисусу; если потребуешь — Адаму; а если взыскиваешь и роста, то развратителю нрава сего последнего.

5. Когда кто укоряет тебя в чем, сделал ли ты то или не сделал, то, если молчишь, оказываешь себя подобным Господу Иисусу; если отвечаешь, говоря: что я сделал? — ты уже не подобен более Ему, а если воздаешь равным за равное, — то совершенно непохож ты на Него.

6. Если приносишь жертву твою со смирением, чувствуя свое недостоинство, то она приятна Богу; но если вознесешься в сердце своем, вспомнив о ком другом — спящем или нерадящем, то тщетен труд твой.

7. Имел он обычай говорить: смирение не имеет ни языка, чтоб говорить о ком, как нерадивом или гордом; ни очей, чтоб видеть грехи других, ни ушей, чтоб слышать то, что неполезно для души своей: ему ни до чего нет дела, кроме грехов своих. Оно со всеми в мире, не ради дружества, а по заповеди Божией. Если кто без смирения или на посты слишком налегает, или другим чем озлобляет себя через меру, или заповеди старается исполнять, — все труды такового тщетны.

8. Если кто, сказал он, имеет в собственности какой инструмент и в то время, когда особенно нужен он, не находит его, то напрасно имеет его (все одно, как бы не имел). Таков тот, кто утверждает, что имеет страх Божий, но когда настает время показать страх Божий, когда одолеваем бывает или гневом, или гордостью, или честолюбием, или другим каким пороком, не обретает в себе страха Божия. Такового все старания тщетны.

9. Господь наш Иисус Христос не прежде восшел на крест, как показав опыты исцелений всяких немощей человеческих, чтоб дать разуметь, с какою целью воспринял Он человечество. Ибо прежде пришествия Его во плоти человек был и слеп, и нем; и глух, и расслаблен; и прокажен, и хром, и мертв во всех страстях противоестественных: но после того, как восприял Он ради нас человеческое естество, то показал всякое к нему Свое милосердие, — мертвого воскресил, хромому даровал правохождение, слепому — зрение, немому — речь, глухому — слух, и нового устроил человека, свободного от всякой немощи. Далее, будучи вознесен на крест, взял Он с Собою двух разбойников, из которых тот, что был по правую сторону, хвалил Его и молился Ему, говоря: помяни мя, Господи, во царствии Твоемъ; а другой, что был по левую сторону, злословил Его (Лк. 23, 42, 39).

Ум, прежде чем пробудится от беспечности, бывает со врагом (заодно); но если Господь наш Иисус Христос возбудит его от беспечности и дарует ему силу, тогда, все рассудив, мужественно восходит он на крест (для очищения и обновления своего). Тогда и он сподобляется услышать: днесь со Мною будеши въ раи (Лк. 23, 43). Вот разбойник, восхитивший рай и вкусивший от древа жизни.

10. Он же опять говорил о святом причащении, что плод его состоит в том, чтоб сочетавать и соединить нас с Богом. Но, говорит, между тем, как сие так есть несомненно, где у нас такое сочетание? Преодолеваемые гневом или завистью, или ненавистью, или честолюбием, или тщеславием, или другими пороками, далеко отстоим мы от Бога.

11. Он же сказал: когда мы молимся и какая-нибудь из упомянутых страстей занимает сердце наше, напрасен труд наш и Богу неугоден.

12. В то же время, по вопросу одного из старцев, не некстати прибавил он: когда дождь падает на землю, в которой есть семена, она дает произрастения, а если нет в ней семян, не дает. Пусть же всякий озаботится выбросить злые семена из сердца своего, чтоб не произрастали. Бог хочет, чтоб человек был во всем подобен Ему. За тем пришел Он в мир и пострадал, чтоб падшую природу человека изменить, пожелания наши отсечь и ложное знание, которое занимает души наши, изгнать.

13. Кто хочет наслаждаться покоем в келлии своей и не быть одолеваемым от врага, тот должен удаляться от свыкновения с людьми, чтоб не укорить кого или не похвалить, или не счесть блаженным, или праведности своей не выказать, или не оскорбить кого, но себе самому должен внимать и не оставлять в сердце своем жала вражеских помыслов.

14. Не открывай мысли своей невеждам и воли своей неблагоразумным.

15. Познай самого себя и избегай того, что для тебя пагубно.

16. Кто, надеясь на свою праведность, воле своей последует, тот не может ни козней врага избежать, ни покой обрести, ни уразуметь, чего ему недостает, ни сподобиться милости при исходе из тела.

17. Вот в чем сущность всего: чтоб ты все надежды свои возложил на Бога и к Нему прибегал всем сердцем и всеми силами, а также был во всем милосерд и грехи свои оплакивал, и Божией испрашивал помощи и милосердия.

18. Относительно научения ближних заповедям Божиим, сказал он: почему знать мне, что сам я угодил Богу, чтоб осмелиться другому предписывать: делай это или то, когда сам я еще оплакиваю грехи свои? Ибо кто пал когда-нибудь и как-нибудь, тот плакать должен; и не безопасен он (не должен предаваться чувству, что ему нечего бояться за себя и свою вечную участь), пока не удостоверится, что испросил прощение. Человек грешит, а Бог милует. Сердце твое не может быть свободно от боязни за себя, прежде чем приступишь ты к судилищу Божию. Если хочешь уразуметь, прощены ли тебе грехи твои, самое большое тому доказательство есть, если ничего от них более не осталось в сердце твоем. Но если они живут в тебе и движутся в памяти, ты же об этом ни мало не заботишься, то это худой признак. Итак, плачь, болезнуй сердцем и трепещи, пока не испросишь у Бога милосердия себе.

19. Если кто хочет поучаться у тебя и не делает того, что ты, в заботе о нем, со вниманием и рассуждением велишь ему, часто однако ж обращается к тебе, докучая о том же, отклонись от него. Учит всех Бог, когда слушать хотят. Кто научал Авеля одно делать, а от другого воздерживаться, когда закон еще не был написан? Тщетно иждивает труды свои на учение человек, когда Бога не имеет учителем своим.

20. Если кто произносит слова бесполезные, не слушай того, чтоб не погубил он души твоей. Пусть и оскорбится тем, не беспокойся. Скажи: душа моя не может понести сего, оставь это, умоляю тебя; ибо я не крепче первого человека, которого руками Своими образовал Бог и которого, однако ж, сгубили худые речи. Беги же и не слушай; но так убеги, чтоб совсем забыть, что говорено было: ибо если попустишь ты остаться тому в памяти твоей, то демоны не пренебрегут тем, а постараются нанести вред душе твоей.

21. Он же сказал: как вижу я, интерес, честь и покой до самой смерти борют человека.

22. Кто сам себе присвояет чин учить других, тот вредит душе своей, и в то время, как мнит исправлять ближнего, и дом его созидать, сам себе устрояет разорение и пагубу.

23. Бойся грехом осквернить чистоту, которую получил ты в крещении. Ибо в тело ли свое согрешаешь ты или вяжешь себя воровством, или взираешь на что с вожделением, или тайно съедаешь что, боясь, чтоб кто не увидал тебя, или тайком владеешь вещью какою поизящнее и поценнее (чем другие); всем этим ты Сына Божия оскорбляешь.

24. Неужели это так, отец? — спросил его некто при этом. — Он отвечал: кто побеждается в малом, побеждается и в большом; и кто препобеждает то, побеждает (с Божиею помощью) и это.

25. Если кто, говорил он еще, великие являет силы, исцеления совершает, обладает всем знанием, мертвых воскрешает, тело свое измождает; но увидев кого-либо валяющимся во грехах, презирает его, — то ему все это никакой не принесет пользы: ибо сам дерзает судить члены Христовы, которые надлежит оставлять суду Божию.

26. Говорил также, что мы все (нравственно) похожи на лежащих в больнице, где один болит глазами, другой руками, иной фистулою, тот другою какою болезнью. Как в больнице, если ты, когда начала излечиваться твоя болезнь, не воздержишься от вредных яств, болезнь опять возобновляется: так возобновляет болезненность души своей и тот из прилежащих покаянию, кто судит и презирает другого. Итак, свою всякий болезнь уврачевать старайся, свои оплакивай грехи, а за другими нечего смотреть. Горе душе, которая с ужасом и омерзением не отвращается от всякого греха.

27. Говорил он, что в словах, сказанных Богом Моисею пред самым исходом израильтян из Египта: глаголи во уши людемъ, и да испроситъ кийждо у соседа, и жена у соседы своея, сосуды сребряны и златы, и ризы (Исх. 11, 2), — как слышал он от старцев, — сосуды сребряны и златы и ризы означают чувства, работающие врагу, которые если человек не исторгнет из рук врага и не сделает, чтоб они плод приносили Богу, в истинный покой войти не может.

28. Скинии не осенял Бог, пока она не была кончена; но когда совсем была окончена, тогда осенил ее. Также и храма (Соломонова) не осенял Он облаком, пока в нем чего-либо недоставало; но когда уже все было в нем исполнено, принесено всесожжение и Бог обонял благоухания его. Так, если человек всеми силами своими и всею душою своею не возлюбит Бога и к Нему всем сердцем не прилепится, то не почиет в нем Бог.

29. Если, говорил он также, какая душа, прежде чем укротит чувства, захочет взойти на крест, то она привлекает гнев Божий: потому что приступает к вещи, которая выше сил ее.

30. Если худые помыслы оскверняют тебя, а ты не болишь о том сердцем своим, а, напротив, греешь их в исходищах их, то последуешь ветхому Адаму. Если же ты все тщание прилагаешь к тому, чтоб преодолеть грех, и для того себя самого удручаешь, все случаи ко греху отдаляешь, и помощи у Бога испрашиваешь, говоря: Твоего, Господи, милосердия дело есть избавить меня, я же сам без помощи Твоей из рук врагов моих избежать не могу, — если делаешь это, всячески при этом опасаясь оскорбить тех, кои учат тебя по Богу, то ты последуешь Господу Иисусу. И Он сохранит тебя от всякого зла. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.