Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слово 17




0 радости души, работающей Богу

1. Во-первых, убеждаю тебя страхом Божиим быть совершенным в исполнении воли Его, чтоб труды твои не были тщетны, но угодны Богу. Кто, ведя торговлю, получает прибыль, тот радуется; о трудах же, какие подъял, и не думает. Кто берет себе жену, тот старательно блюдет ее и смотрит за нею, — и сердце его в ней успокаивается. Воин, сражаясь за Царя своего, презирает смерть, чтоб получить венец. Таковы этого мира дела, — и кто ведет их с успехом, радуется. Если это так, то какою радостью должна преисполняться душа того, кто посвящает себя на служение Богу и совершает его со всем усердием, когда он помышляет, что, при выходе его из сей жизни, изыдут ему в сретение Ангелы и поздравят его с тем, что избавился от властей тьмы? Ибо когда душа исходит из тела, Ангелы сопровождают ее. Тогда все власти тьмы выходят ей навстречу и разыскивают, нет ли в ней чего их собственного, чтоб восхитить ее себе. Ангелы, напротив, стоят за нее, чтоб те не уцепились за нее неправедно. Защищают же ее и охраняют от нападающих на нее врагов дела, которые она совершила в жизни. Когда препобеждают добрые дела, тогда Ангелы поют ей хвалебную песнь, пока не предстанет она в радости Богу. В то время она забывает о всех трудах, которые понесла в мире. Будем же усердно работать во время сей кратковременной жизни, и дела наши хранить чистыми от всякой примеси зла, чтоб избавиться от руки врагов наших, неправедных и злых.

2. Блажен тот, в ком нет ничего ихнего (врагов); потому что радость его и веселие, покой и венец вечны. Мира же сего богатства и утехи тщетны. Будем плакать пред Господом сколько сил есть, чтоб Он помиловал нас по благости Своей и подал нам помощь противостоять имеющим напасть на нас врагам. Попечемся о себе со строгостью и к Богу устремимся всем желанием, чтоб Он исхитил нас тогда из вражеских непотребных рук. Любовно будем принимать бедных, чтоб освободиться от корыстолюбия. Всех братий наших будем равно любить, никого не преследуя ненавистью, никому злом за зло не воздавая (см. Рим. 12, 17), и избавимся от рвения и зависти. Будем иметь мир со всеми, и с малыми, как и с великими; во всем будем соблюдать смирение и уступать ближнему, хотя подвергнемся от него обиде и унижению, чтоб стать свободными от гордости. Будем почтительно относиться о ближнем нашем, хотя бы он поносил нас, — и будем чужды злословия. Презрим мирские утехи и почести, чтоб быть чистыми от зависти и ненависти. На языке своем будем держать богохваление и молитвы, чтоб далеко от нас была ложь. И душу и тело будем воздерживать от похоти, чтоб быть чистыми и непорочными. Все это будет охранять и защищать душу, когда она выйдет из тела; добродетели будут ей тогда помощны, если озаботится стяжать их заранее. И кто, мудрый, откажется даже смерть подъять, чтоб только избавиться от пагубного мира и грехов?

3. Сделаем что в наших силах, и сила Господа нашего Иисуса Христа не отступит от смирения нашего. Он ведает слабость человека, и потому дал ему убежище в покаянии, пока он в теле сем до последнего издыхания.

4. Все свои помышления впери в Бога, чтоб Он охранял тебя. На мир этот не полагай никакой надежды, чтоб он не сгубил тебя: ибо все вещи земные оставишь и переселишься в другой мир; и только то, что сделаешь ты ради Бога, будет спомоществовать тебе во время нужное.

5. Яже суть мира сего, преследуй то ненавистью, чтоб сердце твое зрело Бога. Непрестанно прилежи молитве, да просветится душа твоя.

6. Бегай разленения, чтоб не быть посрамлену в воскресении праведных.

7. Береги язык свой и восприими страх Божий.

8. К бедным будь милостив, чтоб не постыдиться пред лицом святых.

9. Не поблажай пожеланию яств, чтоб не преградил тебе дороги Амалик.

10. Воздержись от ропота, чтоб не напали на тебя змии.

11. Не люби вина до опьянения, чтоб не лишиться радости Божией.

12. Людей благочестивых люби и послужи им, чтоб через них сподобиться милости Божией. Святых людей чти, — и ревность их да снедает тебя.

13. Помни о Царствии Небесном, чтоб память о нем мало-помалу увлекла тебя (возжелать снискать его). Помышляй о геенне, чтоб ненавистными стали тебе дела (приводящая в нее). Каждодневно, вставая утром, помышляй, что ты имеешь отдать Богу отчет во всех делах, какие ни сделаешь, — и никогда не согрешишь против Него, но страх Его пребудет в тебе. Готовься к тому, как имеешь встретить Его, — и будешь покорен воле Его. Каждодневно своди счет всему, чего недостает еще у тебя, и в час смерти не будешь поражен скорбью. Увидят братие добрые дела твои, — и святая ревность снесть их.

14. Каждый день наблюдай, какую победил ты в себе страсть; и, однако ж, не услаждайся собою; ибо всякое добро от милости Божией. Не возносись верою своею и добротою, но до последнего издыхания стой в страхе. Не верь себе, пока жив, пока не преодолеешь все темные силы.

15. Бодрствуй, брат, против духа, наводящего на человека печаль. Много устрояет он козней, чтоб утеснить тебя. Печаль, которая от Бога есть, приносит радость и утверждает человека в воле Божией. Кто говорит тебе: куда убежишь? Нет тебе покаяния и прощения не получишь, — тот от врага есть и ищет не другого чего, как чтоб ты пал в отчаяние и бросил всякую строгость жития. Печаль же, которая от Бога есть, не ведет человека к отчаянию, а, напротив, еще утешает его более, говоря: не бойся, обратись к Богу, милостивому и благому, Который ведает слабость человека.

16. Злым помыслам противостань с жаром, — и они убежат от тебя. Ибо только боязливых и нерадивых они теснят и одолевают, обличая тем их маловерие.

17. Кто не льстит себе самому, но сознает свою неопытность и нетвердость, тот не поблажает своим помыслам, но воле Божией покорствует. Кто много о себе думает и свое мнение предпочитает другим, показывает, что в нем нет страха Божия.

18. Страх Божий есть страж души и защитник ума от врагов его.

19. Любящий славу Божию гонит от себя нечистоту.

20. Кто благоразумную имеет ревность о спасении, тот отсекает пожелания; и истинная ревность есть достояние мудрого.

21. Уничижающий себя обрел верный путь ко спасению.

22. Кто побеждает врагов царя своего, тот венчается; если же предадимся разленению, то мы предатели.

23. Труд по Богу пособствует добродетели: а разленение есть матерь пороков.

24. Те, кои истинно ревнуют о стяжании добродетелей, если случится им пасть, не отчаяваются, но спешат восстать и снова за дело.

25. Умеренные труды телесные много полезны в возделывании добродетелей; от бездействия же распложаются пороки.

26. Ограждение для воинствующих разумно есть — не судить ближнего. Ограждение это разоряет тот, кто осуждает ближнего.

27. Обуздание языка показывает мудрого человека; послабляющий же узду языка показывает, что он далек от добродетели.

28. Милостыня рождает упование; кто же отвращается от милостыни, тот непричастен добродетели.

29. Доброта есть матерь чистоты и целомудрия.

30. Рассеянность души рождает пожелания.

31. Жестокость сердца разражается гневом.

32. Занятые духовным, отвращаются от земных забот: ибо телесное обучение вмале есть полезно (1 Тим. 4, 8). Дух ниспадает, когда кто предается заботам, и восстает, когда кто восприемлет умеренный покой.

33. Сон в сытость возбуждает в теле движения похоти; умеренное же бдение отрезвляет сердце. Сон неумеренный притупляет ум, а умеренный изощряет его. Кто время бдения иждивает в праздности, о том надо сказать, что лучше б он употреблял его на сон.

34. Всякому пороку сопутствует скорбь.

35. Смирение не уязвляет совести ближнего.

36. Слава людская мало-помалу рождает гордость.

37. Развлечение препятствует ведению.

38. Обуздание чрева заглушает пороки, а взыскание яств возбуждает непомерные похотствования.

39. Украшение тела есть пагуба души.

40. Помышление о суде Божием держит душу в своем чине.

41. Кто попирает совесть, тот изгоняет добродетели из сердца своего.

42. Кто боится Бога, тот бывает ревностен; а кто не боится Его, тот предается нерадению.

43. Кто хранит уста свои и благоразумно молчит, того помышления воспаряют к Богу; от многословия же происходит разленение и ярость.

44. Кто волю свою подчиняет ближнему, тот показывает в себе ревностный к добродетели дух; кто же следует своей воле, тот, значит, неискусен в действовании.

45. Страх Божий и сокровенное поучение сохраняют душу от грехов.

46. Беседы мирские мраком облагают сердце и от добродетелей отторгают.

47. Любовь к вещам земным возмущает ум и сердце, а презрение к ним приносит покой и тишину.

48. Кто скрывает помыслы свои, тот, значит, ищет славы мира; кто же открывает помыслы отцам, тот прогоняет их от себя.

49. В дом, не имеющий окон и дверей, вползает всякая гадина; ему подобен человек, который трудится и не хранит трудов своих (вниманием к помыслам).

50. Как ржавчина снедает железо, так честолюбие истребляет добро в сердце человека.

51. Как плющ, охватив виноградную лозу, губит плод ее, так тщеславие губит труды человека.

52. Между добродетелями превосходнее всех смирение, а между пороками преимуществует многоядение.

53. Конец добродетелей есть любовь; а край пороков есть — почитать себя праведным.

54. Кто душу свою повергает в руки Божии, тот легко сносит поношение человеческое.

55. Кто сам себя не осуждает, тот побеждаем бывает гневом.

56. Кто обращается с людьми, преданными миру, и ведет с ними беседы, тот смущает и расстраивает душу свою, лишая ее притом и надежды в молитве.

57. Кто любит, яже суть мира сего, тот тьмою облагает душу свою. А кто презирает и ни во что ставит яже суть мира сего, тот, значит, познал и ощутил, в чем истинное благо.

58. Кто охотно подъемлет труды, тот удобно укрощает и прогоняет страсти; бездействие же и нерадение распложает их и греет.

59. Не вплетайся в мирские дела, и дух твой покоен будет.

60. Не полагайся на свои силы, и помощь Божия всегда будет присуща тебе.

61. Ни к одному человеку не имей вражды, иначе молитва твоя мерзка. Будь в мире со всеми, чтоб молитва твоя благоугодна была Богу.

62. Блюди очи свои, чтоб и сердце твое не восприяло чего непотребного. Ибо кто воззревает на женщину с вожделением, тот совершает любодеяние (см. Мф. 5, 28).

63. Не желай слышать о падении врага, чтоб сердце твое не впало в злорадство; и всегда заключай уши свои, чтоб не набрать себе врагов.

64. Прилежи трудам рукоделия, чтоб бедный нашел у тебя хлеб насущный: ибо бездействие есть смерть и пагуба души.

65. Частая молитва разбивает иго работы греху и страстям.

66. Кто помышляет о близости смерти, тот легко укрощает страсти; кто же надеется долго жить, тот опутывается многими грехами.

67. Кто так живет, как имеющий дать отчет во всех своих делах, тот с помощью Божиею сохраняет жизнь свою чистою от грехов; кто же с презорством говорит: когда еще будет этот день, — тот идет путем грешников.

68. Помни о том, где ты, и куда должен отойти по исходе из тела, и никогда не допустишь нерадения о душе своей.

69. Помышляй о чести, которой сподобились все святые, и соревнование им мало-помалу привлечет тебя к добродетели. Помышляй также о сраме, которому подвергнутся грешники, и это всегда будет охранять тебя от зла.

70. Что ни делаешь, делай то по совету отцов твоих, — и спокойно проведешь все время жизни твоей.

71. Внимай себе; когда помысл тревожит тебя, что оскорбил брата, не пренебрегай его (помысла); но поди, поклонись брату и проси у него прощения, пока не получишь.

72. Не будь жестокосерд и безжалостен к брату своему; ибо все мы бываем искушаемы от врага.

73. Когда живешь с другими братиями, работай вместе с ними, чтоб не потерять тебе мзды своей.

74. Если демоны вложат в тебя заботу о пище и одежде, или станут срамить тебя пред тобою за крайнюю бедноту во всем, ничего им не отвечай: но от всего сердца своего повергнись пред Богом, — и Он утешит тебя.

75. Не будь небрежен в молитвах своих; ибо от них исходит свет в душу.

76. Если ты совершил много добрых дел, не хвались тем; и опять, если много наделал зла, сердце твое да не изнуряется отчаянием, но лучше пусть тщательнее внимает, чтоб более не опутываться им.

77. Если нападет на тебя похоть, озлобляй без сожаления плоть свою пред Богом со смирением, и найдешь покой.

78. Если станет мучить тебя зависть, помысли, что все мы члены Христовы, и что как честь, так и бесчестие у всех нас общи, — и избавишься от ней.

79. Если борет тебя чрево пожеланием яств, приведи на мысль, какое бывает от них зловоние, и успокоишься.

80. Если возродится в тебе позыв похулить брата, подумай, как это противно и ненавистно Богу, — и он отступит от тебя.

81. Если начнет овладевать тобою гордость, вспомни, как гибнут от нее все плоды добродетели, — и она бежит от тебя.

82. Если войдет в тебя презрение к ближнему, помысли о том, что за это Бог предаст тебя в руки врагов твоих, — и оно отступит от тебя.

83. Если сердце твое увлекается чьею красотою телесною, помысли о тлении, какому она обречена и какое уже есть в ней, и успокоишься. Если сластит тебя похоть жены, приведи на память некоторых из них уже умерших, каковы они во гробе, и найдешь покой.

84. Все сие исследуется суждением разума. Правильности, однако ж, сие суждение достигнуть не может без деятельного подвига и опыта.

85. Прежде всего необходим покой (от суетностей мира); из него и в нем рождается ревность (о доброй спасительной жизни); ревность опытом приводит к познанию бедноты человеческой, от которого рождается страх Божий; от страха Божия происходит смирение; из смирения благоразумие; из благоразумия любовь; любовь хранит душу от мятежа страстей. Тогда легко уразумевает человек, как далеко отстоит он от Бога.

86. Кто хочет приступить к тому, чтоб украситься сими добродетелями, пусть отвергнет всякую заботу человеческую и себя самого пусть приготовит к смерти; и всякий раз, как молится, пусть рассматривает, что отдаляет его от Бога, и того пусть потом избегает; мир же весь пусть возненавидит, — и благость Божия скоро ущедрит его всеми сими дарами.

87. Об этом, верь мне, никто не станет воздыхать из тех, кои позволяют себе пить вино и услаждаться яствами, и любят что-либо из того, что есть от мира сего, — но они обольщают сами себя. Почему всех, которые желают примирить с собою Бога через покаяние, убеждаю воздерживаться от вина, ибо вино возобновляет все страсти и изгоняет из души страх Божий.

88. Всеми силами моли Бога, да дарует тебе страх, которым мог бы ты преодолеть все страсти, борющие бедную душу и в рабство себе ее влекущие.

89. Никогда, брат, не переставай так делать, пока находишься в теле сем; и никогда самому себе не верь, хотя бы ты иногда чувствовал себя свободным от мятежа страстей. Ибо враги перестают на время бороть нас, чтоб мы ослабили ревность свою: тогда они бросаются на нас неразумных, схватывают бедную душу, как малую птицу, и ввергают ее в грехи, более тяжкие, чем те, об избавлении от которых она прежде молилась.

90. Итак, пребудем в страхе Божием и восприимем все добродетели, которые отражают злобу врагов. Ибо добродетели не только освобождают нас от страстей, но и венец уготовляют душе, прежде чем изыдет она из тела.

91. Учитель наш Святой, Господь Иисус, зная злокозненность врагов наших, сказал: бдите, ибо не знаете, въ какой часъ тать приидетъ (Мф. 24, 42-43), чтоб не пришел он невзначай и не застал нас спящими. И опять уча учеников Своих, сказал Он: внемлите себе, да не когда отягчаютъ сердца ваша объядениемъ и пиянствомъ и печальми житейскими, и найдетъ на вы внезапу день той (Лк. 21, 34). Зная также, что враги наши сильнее нас, и желая внушить, что от Него исходит сила, коею быв ограждены, мы не будем более бояться их, Он сказал: се посылаю вы яко овцы посреде волковъ (Мф. 10, 16), и заповедал ничего не брать на дорогу (см. Лк. 9, 3). Как они не имели ничего волчьего, то волки не могли их поражать. Далее, когда они, исполнив посольство, возвратились невредимыми, Он приветствовал их, благодарение за них воссылая Богу и Отцу, и утверждая сердца их, сказал: видехъ сатану яко молнию съ небесе спадша. Се, даю вамъ власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию, и ничесоже васъ вредитъ (Лк. 10,18-19). Посольство то было со страхом и бдительным вниманием. Но когда, исполнив повеление, они возвратились, тогда дал Он им власть и силу.

92. Это не к апостолам только относится, ни и ко всем, кои соблюдают заповеди Его. Ибо как Он возлюбил их совершенною любовью, то сказал им: не бойся малое стадо; яко благоизволи Отецъ вашъ дати вамъ Царство. Продадите имения ваша и дадите милостыню. Сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесехъ (Лк. 12, 32-33). Но так как они это слово исполнили, то сказал: миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ (Ин. 14, 27). И опять, утешая их, сказал: аще кто любитъ Мя, слово Мое соблюдетъ: и Отецъ Мой возлюбитъ его, и къ нему приидемъ и обитель у него сотворимъ (Ин. 14, 23). А чтоб отогнать от них страх мира, сказал: въ мире скорбни будете, но дерзайте, яко Азъ победихъ миръ (Ин. 16, 33). Воодушевляя же их, чтоб не падали духом при противностях, и сердца их исполняя радостью, сказал: вы же есте пребывше со Мною въ напастехъ Моихъ: и Азъ завещаваю вамъ, якоже завеща Мне Отецъ Мой Царство, да ясте и пиете на трапезе Моей въ Царствии Моемъ (Лк. 22, 28-30). Это не всем Он сказал, но тем, кои пребыли с Ним в напастях. Кто же это пребывшие со Иисусом в напастях, если не те, кои постоянны в преследовании страстей, пока не отреют их от сердца? Так говорил Он к ним, когда шествовал ко кресту. Почему, кто хочет есть и пить на трапезе Господней, должен взойти вместе с Ним на крест. Крест же Иисусов есть — преследование всех похотей, пока не истребишь их совсем.

93. Блажен апостол, который, подавив их, дерзнул сказать: Христови сраспяхся. Живу же не ктому азъ, но живетъ во мне Христосъ (Гал. 2, 19-20). Итак, в тех, кои истребили в себе похоти, живет Христос. Почему апостол, увещевая чад своих, сказал: иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). К Тимофею же, сыну своему, пиша, сказал: верно слово: аще бо съ Нимъ умрохомъ, то съ Нимъ и оживемъ: аще терпимъ, съ Нимъ и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется насъ (2 Тим. 2, 11-12). Кто же отвергается Его, если не тот, кто волю свою творит в похоти и кто тем поношению подвергает святое крещение?

94. Во имя Его святое дано нам отпущение грехов; но враг по зависти опять оковал нас грехом. Господу нашему Иисусу Христу изначала не безызвестна была его злоба; почему Он благоволил дать нам благодать покаяния до последнего издыхания. Если б не было сего дара покаяния, никто, может быть, не спасся бы. И апостол, зная, что никогда не будет недостатка в согрешающих по крещении, сказал: крадый ктому да не крадетъ (Еф. 4, 28) (то есть покайся и отстань от греха).

95. Имея на себе печать Духа Святого, постараемся изгладить грехи наши, чтоб обрести милость в день тот, который, впрочем, уже и приближается.

96. Скоро приидет Господь, сидя на престоле величествия Своего, и соберутся пред Ним все народы (см. Мф. 25, 31- 32). Тогда всякий будет освещаться светом от того светильника, который будет держать в руке своей. У кого недостанет елея, светильник его погаснет, и он будет ввержен во тьму; а у кого светильник будет гореть ярко, блестяще, тот внидет в Царствие.

97. Итак, братие, приложим труд наполнить сосуды наши елеем, пока еще мы в теле сем, чтоб светильник наш светил нам при входе в Царствие. Пресветлая и ярко сияющая лампада есть душа святая. Душа, блестящая добрыми делами, внидет в Царствие; а душа, омраченная грехом, низойдет во тьму. Итак, бдите, братие, и прилежите добрым делам, потому что приближается уже время то.

98. Блажен, кто ведет себя бодренно. Нивы созрели и жатва уже настоит. Блажен, кто сохранит плод свой; потому что придут Ангелы и приберут его в вечную житницу. Горе тем, кои суть плевелы; потому что таких ожидает огонь!

99. Наследие мира сего суть золото и серебро, домы и одежды, которые все доставляют материал греху, и который, отходя отсюда, мы поневоле оставляем здесь. Божие же наследие необъятно, таково, что ни око не видало, ни ухо не слыхало и на сердце человеку не восходило ничего подобного (см. 1 Кор. 2,9). И им-то ущедрит Бог тех, кои в настоящее короткое время покорно исполняют Его заповеди. Его получим мы за хлеб, воду и одежды, какие раздадим бедным, за человеколюбие, за чистоту тела; за непорочность сердца и прочие добродетели. Те, которые возделывают в себе эти добродетели и в этом веке находят покой с почетом и уважением от людей, и по выходе из тела восприимут радость нескончаемую. Те же, кои поблажают пожеланиям своим, а между тем не каются, но держатся в узах похотного самоугодия, гоняются за утехами, обольщаясь ложным о них мнением, сплетаются со страстями, не боясь суда Божия, бывают жестокосерды и бесчеловечны к бедным, и другими грехами себя связывают и сквернят, — такие и в этом веке покрываются стыдом, будучи презираемы и ненавидимы людьми, и по преселении из мира сего с посрамлением и бесчестием пойдут в геенну.

100. Бог же да сподобит нас того, чтоб мы преуспевали в делах Ему угодных и воздерживались от всякого дела злого, да спасемся в годину искушения, грядущего на всю вселенную. Ибо не закоснит Господь наш Иисус Христос, но приидет, неся с собою воздаяние всем: нечестивых пошлет Он в геенну, а благочестивых преисполнит благ, — и внидут они с Ним в Царство Небесное, где и упокоятся во веки веков. Аминь.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.