Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция двадцать четвертая. Наука




(Наука как внешняя приборная среда. Факт в науке. Человек как прибор. Факт для человека. Наука как логическое знание. Методология науки. Методы науки. Научные институты. Парадигмы науки. Строение и динамика научного знания. Революции в науке.

“Теоретик верит в логику. Ему кажется,

будто он презирает мечту, интуицию и поэзию.

Он не замечает, что они, эти три феи,

просто переоделись, чтобы обольстить его,

как влюбчивого мальчишку. Он не знает,

что как раз этим феям обязан он своими самыми

значительными находками. Они являются ему

под именем “рабочих гипотез”, “произвольных допущений”,

“аналогий”, и может ли теоретик подозревать, что,

слушая их, он изменяет суровой логике и внемлет напевам муз...”

(А.Экзюпери)

Наука есть систематизированное логически знание, при воспроизводстве которого обеспечиваются повторяющиеся эффекты. Кроме того, “наука упрочивает философию за счет устранения ложных представлений и очищает религию через разоблачение суеверий” (Книга Урантии 1997, 907). Наука есть:

n Знание,

n Технологии,

n Методы,

n Стратегии,

n Ученые и их институты,

n Сообщества,

n Информационные сети.

Начнем со знаний. Это та библиотека, которая при квалифицированном использовании помогает обществу рефлексировать себя в неограниченности общения с Высшим. Рефлексировать свое бытие и получить сообразно ему новые знания. “Наука дает знания; религия дает счастье; философия дает единство; откровение подтверждает эмпирическую согласованность этого триединого подхода к вселенской реальности” (Книга Урантии 1997, 1106).

Знания приходят при изменении бытия. Знания дают при росте человечества в целом. Знания дают гомологично - ни одно знание не поступает только через один канал на Землю.

Знание есть некая сумма информации об окружающей реальности, которой обладают индивид, группа, общество. Знание изменчиво - его можно накапливать, оно устаревает. Так “достаточно скоро люди перестанут понимать евклидову математику, ибо она не будет работать в новых пространственно-временных сферах” (Платонова 1999, 57).

Знание может быть обыденным - как система осмысленного здравого подхода к жизни.

Знание может быть научным, обработанным той или иной системой логики. Научные знания помогают избавиться от суеверий, развивают рефлексию.

Обыденное знание ближе к человеку, это его индивидуальная психология, это отражение его личного жизнепотока.

Эзотерическое знание исходит из наличия в физическом мире незнания, в том числе по личностному бытию. Эзотерическое знание либо раскрывается по мере развития личности (через книги, рассказы, сигналы), либо передается ученику Учителем. Последний может быть воплощенным, а может быть и развоплощенной сущностью.

“...Любое знание несет отпечаток личности того, кто его несет в себе или передает другим”(Говорит Сетх 1999, 16).

Теория обычно противопоставляется практике. Теория есть некая абстрактная система доказательств существования какого-либо феномена. Практика рассматривается как поле реализации тех или иных теорий с тем или иным эффектом: положительным, частичным или отрицательным. Важно зафиксировать то, что теория может быть частично или полностью ошибочной. Ее нужно обязательно “попробовать” в жизни.

Что вносит в эту дихотомию философия космического сознания? Все теории есть теории о самом человеке, его устройстве и его бытии. Истинность теории - любой, подчеркнем, можно проверить на себе и собой. И в этом главное.

Человеку дана свобода воли и она наиболее полно реализуется как раз через него самого. Не переустройство внешнего, а собственное переустройство. Ибо оно наиболее экологично для Гармоник Космоса. Внешняя наука очень часто “играет на грани фола”, подвергая Землю да и Солнечную систему иной раз предельным рискам, которые удается сбалансировать напряжением гигантских космических сил.

Факт есть обыденное наблюдение, фиксирующее повторяющееся в изучаемой области реальности. Факт проверяем при повторении наблюдения в сходных обстоятельствах. Факты выступают основанием для построения теорий.

Нет плохих или хороших систем знания, в той или иной степени отражающих реальность физического бытия. Вся проблема в том, что это знание иллюзорно в своей сути и рефлексия этой иллюзорности возможна лишь при раскрытии человека к Богу, Отцу нашему Единому.

Технологии есть знание соединенное со способом его применения для получения повторного эффекта будь то печение хлеба или производство какой-либо машины. Это соединение обеспечивает движение цивилизации как во внешнем - техногенном, так и собственно человеческом направлении. Во втором случае мы говорим о пробуждении человека творческого с его неограниченными возможностями трансмутации окружающего его мира в Гармонике Вселенной и во имя Гармоники Вселенной.

Методы обеспечивают обновление научного знания или получение его новых порций в положенное для этого время с учетом фактора свободной воли людей. Главный метод связан с развитием интуиции ученого или любого человека, систематически любопытного относительно того или иного явления его реальности. В методе важно осознать роль озарения. Важно развивать себя для озарения. Ибо есть ученые механические и ученые творческие.

Различные методы суть различные логики исследования.

“Аргументация есть метод науки; вера является методом религии; логика является испробованным методом философии” (Книга Урантии 1997, 1106).

Среди логик есть и так называемая слабая логика - “логика воображения”. Согласно Налимову, “смысл ее таков: любое суждение может быть приемлемым, если то, что обсуждается, поддается пониманию хотя бы с помощью фантазии” (Налимов 1997, 68).

Среди методов сейчас крайне важно осознать медитативное состояние. “Медитация для нас, - повторимся вслед за Налимовым, - это освобождение сознания от семантической скованности, это раскрепощение...спонтанности”(Налимов 1989, 208).

Стратегии необходимы для реализации выбора пути развития науки, поддержания разумного баланса между внешней и внутренней структурой ученого или целого института. Ибо разбалансировка гармоний затрагивает как внешнее, так и внутреннее. И в ряде случаев принимаются решения или сам ученый своими энергиями закрывает себе путь в данном воплощении. Поэтому менее важны стратегии внешние, чем стратегии внутренние.

Ученые работают индивидуально или в сообществах (лабораториях, институтах, пр.). Сообщества выдвигают на первый план согласования полученных знаний, систем фактов с уже существующими. Отсюда научные революции.

Воспроизводство ученых как сообщества создает научные школы, где ученики прямо или косвенно взаимодействуют с учителем или учителями.

“Научный человек есть дальнейшее развитие художественного человека” (Ницше 1-1990, 357).

Сообщества создают для своих потребностей информационные сети всех типов, позволяющих обмениваться полученными данными (фактами) и теориями.

Категория информации относится к знакам в реальности, несущим те или иные сведения для сознания. Информация бывает знаковой, информация бывает чувственно-образной, информация бывает лучевой, информация есть суть полей (энергий) Любви (праны).

В процессах информирования есть вопрошающий с определенной чистотой каналов, есть семантические поля, есть Учителя - проводники информации для учеников (вопрошающих).

Информацией обладает все, ибо все есть живое. Суть - в искусстве улавливания вибраций той или иной части живого.

Информация может быть знанием, а может быть ситуативной. Для идущего знание играет все меньшую роль. Обычно он оформляет знание “здесь-и-теперь”, чтобы, если необходимо, сменить его на новое для вновь наступившей ситуации.

Человек может оформлять информацию знаками, символами, формулами, образами, мелодиями и прочим.

Передача информации чревата неточностями, что порождает мифы и легенды.

Энергия есть информация. Энергия воспроизводит информацию. Информация основана н энергии Любви, она суть этой энергии.

Недаром же отмечается, что наука развивается как систематическая критика форм эмпирического существования действительности с точки зрения той же самой действительности.

Рассуждая о соотношении науки и человека можно отметить следующее. У человека есть несколько основных позиций относительно науки. Первая из них - потребительская, когда человек только пользуется - прямо или опосредовано - результатами деятельности науки.

Вторая - ментальная. Человек любопытствующий. Есть интерес к наблюдению или систематизации явлений окружающей реальности. Многие народные мудрости базируются на этом типе поведения.

Третья - технолого-экспериментирующая. Изобретатели, конструкторы и другие пользователи научных достижений.

Четвертая - ученые-систематизаторы. Подтверждение уже зафиксированных эффектов. Сюда же можно отнести преподавателей.

Пятая - творцы, люди, получающие принципиально новые результаты, формулы, идеи.

Всю эту классификацию можно развернуть как вовне, так и относительно самого человека сообразно идее “как наверху, так и внизу”.

Сложность науки как таковой выводит на ее первый план вопросы самоорганизации. Наука требует большей свободы, чем окружающее ее общество. И наука должна уметь пользоваться этой свободой для сохранения как себя, так и человечества.

 

Литература:

Бернал Дж. Наука в истории общества. Пер. с англ. М., 1956.

Говорит Сетх. Ченнелинг 6. - К.: София, 1999.

Книга Урантии. Пер. с англ. - Чикаго: Фонд Урантии, 1997.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

Налимов В.В. Размышления на философские темы // Вопросы философии, 1997, 10, 58-76.

Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Прометей, 1989.

Ницше Ф. Сочинения. Т.1. - М.: Мысль, 1990.

Платонова Т. Тайная доктрина Гермеса Трисмегиста. - М.: Белый Ашрам, 1999.

Поппер К. Логика и рост научного знания. Пер. с англ. - М., 1983.

Пуанкаре К. О науке. М., 1983.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Фолькманн Б. Наука, этика и вера сегодня // Поиск, 27 августа 1999 года.

 

Раздел пятый. Философские аспекты развития Российской цивилизации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.