Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VIII 14 страница. Когда я услышал о происшествиях, изменяющих лицо земли, — я не почувствовал ни удивления, ниже того интереса




Когда я услышал о происшествиях, изменяющих лицо земли, — я не почувствовал ни удивления, ниже того интереса, который бы­вает при слухе о чем-нибудь новом. Когда я услышал об этих про­исшествиях — я как бы услышал о смерти человека, давно-давно страдавшего и изможденного неисцельным недугом, заживо умер­щвленного этим недугом прежде умерщвления смертию. Такой всегда мне казалась образованная Европа, или так называемый про­свещенный мир. Мое неудивление показалось странным мне само­му. В то время как я размышлял о моей холодности — внезапно вспомнились мне слова Спасителя: Егда услышите брани, и слы­шания бранен, не ужасайтеся: подобает бо быти: но не у кончина. Возстпанет бо язык на язык, и царство на царство и будут поруси по местам, и будут глади и мятежи: начало болезням сия (Мк. 13.7-8). Здесь особенно замечательно то — и на этом слове Евангелия я всегда останавливался, — что последним признаком начальных болезней, долженствующих предшествовать окончательной болез­ни — антихристу, Писание выставляет мятежи.

Рационализм с своими постановлениями не может остано­виться в движении своем, как имеющий основанием непрестан­но изменяющийся разум человеческий. Надо ожидать большого и большого развития болезни. Она начала потрясать спокойствие народов с конца прошлого столетия: чем далее, тем действие ее обширнее, разрушительнее. Из окончательного, всемирного дей­ствия этой болезни должен возникнуть «беззакониик», гений из гениев, как из французской революции родился его предизображение — колоссальный гений, Наполеон. — Что меня поража­ло больше, нежели нынешние обстоятельства? Меня поражали причины этих обстоятельств: общее стремление всех исключи­тельно к одному вещественному, будто бы оно было вечно, — забвение вечного, как бы несуществующего, — насмешки и ругательства над христианством, — утонченное и лютое гонение на Церковь, гонение на жизнь ее, на Святого Духа — заменение Духа и Его уставов лжеименным разумом и уставами, исходя­щими от миродержца — общая, всесветная молва, как бы при столпотворении, — повсеместное устройство железных дорог — работа, подобная столпотворению. Надо заметить, что Бог, как говорит Писание, с тою целию смесил языки и разделил народ на народы, чтоб лишить людей возможности все греховные пред­приятия приводить в исполнение общими силами всего соеди­ненного человечества; паровозы возвращают людям эту возмож­ность. Тогда, при столпотворении, нисшел Бог, говорит Писа­ние, взглянуть на дела человеческие и остановил безумное начинание смешением языков; теперь близок час, в который сно­ва сойдет Бог воззреть на дела человеческие и положить им ко­нец уже не смешением языков, а заменением мира, созревшего и обветшавшего в беззакониях, миром новым и непорочным.

Во время странствования моего я имел возможность доволь­но подробно взглянуть на землю Израилеву — на Церковь. Что сказать о ней? О ней надо сказать слова Пророка о земле, низвращенной от меча, собранных от язык многих на землю Израиле­ву. Бысть пуста весьма [81]. Это говорит Пророк вдохновенный, когда видел в дали времен время последнее, судьбу Церкви, и могущественное царство, возникающее на севере.

По непостижимой милости Божией нам дано туне величай­шее благодеяние Божие: «познание Христа, православная вера во Христа». Народ, — и в частности — душа человеческая, неприс­тупны для безбожного рационализма и его последствий, доколе они ограждены святою верою. Надо бдеть и молиться по завеща­нию Господа, чтоб избежать напастей видимых и невидимых.

№18

Когда на пути, пролегающем по обширной равнине, стоит вет­вистое древо, кидающее роскошную тень, — с какою радостию стремятся к нему путники; насладительно для них отдохнове­ние и дружеская беседа под прохладою густой и широкой тени. Такой приют, такое утешение доставляет для текущих путем земной жизни святый крест Христов. Треблаженное древо, на котором процвел плод жизни: воплотившийся Бог — Жизнь и Податель жизни. Под сению креста приятно беседую с Вами.

Выслушайте следующую священную повесть: «К святому, великому Пимену пришел некоторый брат и жаловался, что ви­дит в добрых делах своих примесь греха. Старец рассказал ему такую притчу: Два земледельца жили в одном месте. Один из них посеял немного хлеба, хотя и нечистого; а другой, предав­шись лености, не посеял ничего. При наступлении жатвы пер­вый собрал довольно хлеба, хотя и нечистого, второй не собрал ничего. Который из двух земледельцев будет иметь пропитание? Брат отвечал: тот, который посеял и собрал немного хлеба, хотя и нечистого. Старец отвечал: будем же и мы сеять понемногу, хотя даже нечистого, чтоб не умереть с голоду».

Бог даровал Вам с верностию взглянуть на Ваше сердце, ког­да, взглянув на него, Вы увидели в нем смешение душевного с духовным. Вышеприведенная повесть может уже довольно уте­шить Вас: Вы видите, для чего она приведена Для большего уте­шения услышите и следующее: один Бог может даровать свя­тую чистоту сердца верующему в Него и прибегающему к Нему покаянием. Он не требует от нас, лишь начинающих шествие к Нему, этой высокой чистоты, чуждой всяких пятен. Предшеству­ет чистоте зрение и сознание своей нечистоты. И это уже дар Божий, о получении которого мы молимся с коленопреклоне­нием: «Господи, даруй ми зрети прегрешения моя!» Но тот, кто видит нечистоту свою, должен оплакивать ее и у всесильного и всеблагого Врача просить исцеления.

Дух Святый — истинный наставник христиан. Его органами были пророки, апостолы и другие угодники Божий: Он говорил ими. Он да будет руководителем Вашим и да наставит вас на вся­кую истину. Вы поступите под это блаженное руководство, когда будете почерпать наставления для жизни вашей единственно из Священного Писания и писаний святых Отцов Восточной Церк­ви, единой истинной.

№19

«Много пришельстовала душа моя!» Милосердый Господь, дарующий рабам Своим все в известное Ему время, да дарует мне странствующему приют покаяния. Да дарует Он мне этот драгоценный дар! и поделюсь я сокровищами, доставляемыми покаянием, с друзьями моими о Господе. Дар покаяния — залог вечного блаженства. Убеленный покаянием, да вниду в рай, куда не будут впущены те, которых ризы не убелены покаянием. Да узрю там любящих меня о Господе, да припаду вместе с ними к стопам Господа, не скрывшего от нас село покаяния, на котором сокровен драгоценный бисер спасения. Но купец, желающий купить это село, должен продать все имение свое, чтоб купить село покаяния. Пусть буду этим купцом! Пусть буду обладате­лем этого духовного дара во спасение мое и ближних! Воздыха­ет душа моя, жаждет глубокого, ненарушимого безмолвия, вне которого невозможно найти обильного, полного покаяния. Пре­даюсь в волю Божию! да совершается надо мною и над всеми нами воля Божия.

№20

Сиротствующее на земле сердце мое услышало отголосок в душе Вашей, стремящейся познать Бога, как Бога, и покланять­ся Богу, как Богу. Если Он и умалил Себя для нас, приняв зрак раба по неизреченной любви к нам, то мы не имеем права забы­ваться пред Ним. Мы должны приступать к Нему, как рабы к Господу, как твари к Творцу, со страхом и трепетом спасение свое содевающе [82], по завещанию апостола. Необъятное Его вели­чие естественно наводит благоговейный страх на всех, и самых приближающихся к Нему, на всех, и самых приближеннейших к Нему. Сказал святый пророк Давид: Бог страшен всем окрес­тным его [83], преславным Серафимам и пламенным Херувимам, которые не терпя зреть славу, превосходящую силы тварей, зак­рывают крыльями огненными лица, и, в непрестанном, вечном исступлении вопиют: Свят, свят, свят, Господь Саваоф!..

Как же мрачный грешник предстанет лицу великого Бога сво­его? Разве покрывшись с главы до ног одеянием покаяния. Без этой одежды ему, пораженному от главы до ног смрадною язвою греха, естественнее, праведнее быть во тьме, в огне ада, нежели пред всесвятым Богом. Ад!., вот место, приличное грешникам.

Будем удостоивать себя ада, чтоб Бог удостоил нас неба.

 

 

№21

Скука случается со мною от двух причин. После того, когда я впаду в какое-нибудь дело, слово, помышление греховные, — и когда долго не займусь покаянием, хотя б в то время и был я занят занятиями полезными. Тогда душа чувствует недостаток, лишение: от ощущения недостатка — грусть.

Эта грусть врачуется покаянием и молитвою. Сердце сокру­шенно и смиренно Бог не уничижит. Помянух Бога, и возвеселихся.

Рассмотрите себя. В вышепомянутых причинах скорби не най­дете ли причину Вашей скорби? Употребите врачевание: молитву, растворенную покаянием.

№22

Не скрый от мене заповеди Твоя, яко пришельник есмь на зем­ли!... с плачем молил Бога святый Давид. Царь обширного цар­ства и обладатель великих богатств. Точно это едино на потре­бу, — как сказал Господь. Мария благую часть избра, яже не оты­мется от нея (Лк. 10.42).А прочие земные блага все отымутся — при смерти и после смерти.

№23

Предлагаю Вам священную глубокой древности повесть: «Три усердные к добродетельной жизни инока предположили для себя следующие благочестивые занятия: первый — примирять пос­сорившихся между собою. К этому занятию приводило его сло­во Евангелия: блаженни миротворцы [84]. Второй решился всю жизнь проводить в служении больным; его привлекли к такому занятию слова Господа: болен бых и посетисте Мене [85]. Третий удалился на безмолвие в пустыню. Примирявший враждующих между собою имел очень скудный успех. Утомившись, он при­шел к брату, посвятившему себя служению больным; но и того нашел ослабевшим, не могущим долее продолжать своего слу­жения. Тогда оба согласились повидаться с пустынником. Пришедши к нему, они поведали ему скорбь свою и умоляли сказать им, что приобрел он в безмолвии? Пустынник, несколько по­молчав, взял воды, и, налив в чашу, сказал им: посмотрите в воду. Они посмотрели, но не увидели ничего, потому что вода была мутна. По прошествии немногого времени пустынник опять ска­зал им: вода устоялась — теперь посмотрите. Когда они посмот­рели в воду — увидели в ней лица свои, как в зеркале. Он сказал им: живущий посреди человек не видит своих согрешений, бу­дучи возмущаем развлечением мира; когда же он придет на без­молвие, особенно в пустыню, тогда начинает усматривать живу­щий в себе грех». Надо сперва усмотреть грех свой, потом омыть его покаянием и стяжать чистоту сердца, без которой невозможно совершить ни одной добродетели чисто, вполне, с извещени­ем совести.

Зрение своих согрешений — не так легко, как может пока­заться по наружности, при первом, поверхностном взгляде. Чтоб стяжать это зрение — нужно много предварительных сведений. Нужно подробное знание закона Божия, без чего нельзя знать положительно — какие именно дела, слова, помышления, ощу­щения принадлежат правде, какие — греху. Грех часто принима­ет вид правды! — Нужно знать подробно свойства человека, чтоб знать — в чем заключаются греховные язвы ума, в чем язвы сер­дца, в чем язвы тела Нужно знать, — что падение человека? Нуж­но знать, какие свойства должны быть у потомков нового Ада­ма, чтоб видеть — какие и в чем наши недостатки. Столько-то требуется предварительных сведений, сведений важных, для получения подробного сведения и ясного зрения своих согре­шений! К такому зрению приводит истинное безмолвие. Оно доставляет душе устроение, подобное чистым зеркальным во­дам: в них видит человек и свое состояние и, соразмерно преус­пеянию своему, состояние ближних.

Мое уединение прерывается частыми внутренними и внешни­ми молвами; вода моя по большей части мутна! редко, редко по­лучает она некоторую зеркальность, — и то — на мгновение! В это краткое мгновение рисуется пред очами ума моего привле­кательнейшее зрелище. Вижу бесконечную ко мне милость Божию, вижу цепь беспрестанных Божиих благодеяний. За что излились они на меня? — Недоумеваю. Чем заплатил я за них Благодетелю? — беспрерывными грехами. Смотрю на грехи мои и ужасаюсь — как бы смотрел я в страшную глубокую пропасть, от одного взора в которую начинает кружиться голова. А что, если смерять эту пропасть?.. И начинаю измерять ее скорбию, измерять воздыханиями и рыданиями!.. Еще рыдаю, — внезап­но изменяется в сердце печаль на восхитительную радость: как будто кто-то говорит моему сердцу: «Непостижимый благоде­тель Бог недоволен Своими благодеяниями; Он еще хочет ввес­ти тебя в небо, соделать причастником наслаждения вечного». Я верю этому: всякого благодеяния, как бы оно ни было велико, можно ожидать от безмерной благости Божией. Верую, — и в тихое, упоительное веселие погружается все существо мое.

№24

Провожу время в праздности, тому причиною употребляемый мною образ лечения. Он приносит ощутительную пользу, но от­нимает все время. Неприятные заботы о теле, которое, несмотря на все заботы о нем, должно же непременно возвратиться в свой прах, в свою землю, из которой заимствовано Создателем. Вни­каю в себя, нахожу, что болезнями и обстоятельствами я сфор­мирован для уединения; холодно, мертво мое сердце к служени­ям внешним. Хотелось бы одним разом, одним ударом прервать мою связь с обществом! И сделал бы я это не для себя, не для людей, но чтоб намерение мое и предприятие были чисты пред Богом, который сказал: Никто же возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божий [86].

Впрочем, весьма различны суд Божий и суд человеческий: так выразился некоторый великий преподобный отец, особенно оби­ловавший даром духовного рассуждения. Не знаю, что назначил для меня Бог; а я, рассматривая себя, нахожу себя неспособным к должностям общественным, [но] более способным к уединению, к которому я приучился, проведя многие годы по причине болез­ни моей почти безвыходно в келлии моей. В уединении можно свободно предаваться странствованию в областях духовного мира, куда переселились с земли мысль моя и сердце. Я не в силах воз­вратить их на землю! И переселение их с земли совершилось без моего ведома. Я не помышлял об этом переселении, вовсе не знал, что оно возможно, — неожиданно увидел их переселенными. Уже глядят они на землю, как странники на чужбину. Побывав в чуд­ной области нерушимого, в области блаженной благодатного мира и света, они отвратились от страны мрака, от страны распрей, ссор, непрестанного смятения, от страны, где все доброе смешано со злом! Темная страна — земля! она — страна изгнания преступни­ков, осквернивших рай грехом, виновных в преслушании Богу, презревших общение с Ним, променявших это общение на обще­ние с диаволом. На земле — все враждебно человеку, — и сам он — в непрестанной борьбе с собою. Земля — юдоль изгнания, юдоль первоначальных страданий, которыми начинаются страдания веч­ные — справедливая казнь за оскорбление бесконечно Благого. Земля — изгнание наше, потому-то сюда пришел Искупитель: искупил безмерное согрешение ценою безмерною —Своею кровию. Земля изгнание наше: потому-то Искупитель возводит при­нявших Его искупление с земли на небо. Небо — истинное отече­ство человека: шествие туда надо совершить в самом себе. В себе надо увидать миродержцев! Надо рассчитаться с ними, возвратив им принадлежащее им, заимствованное человеком от них. Заим­ствовали мы от них яд греха, грех во всех его мелочных видах, во всех его разнообразных формах. Отделив из себя все, чуждое ес­теству нашему, мы останемся сами с собою, с своим собственным непорочным естеством. Это очищение производится в нас «Сло­вом Божиим», открывающим нам и свойства нового Адама и язвы ветхого. Всеблагий Дух Святый, увидев белизну нашу, низойдет в нас, осенит Своим миром и светом, изменит, запечатлеет, вчи­нит в блаженное племя избранных, в потомство второго челове­ка, который Господь с небесе. Запечатленные Духом, мы уже не будем страшиться миродержцев мрачных и злобных, пройдем сквозь темные и густые полчища их, к свету истины, найдем в лоне ее предвкушение будущего блаженства. Кто совершил этот путь на земли во внутреннем человеке, кто освободился от плена греховного и получил обручение Духа, того душа пройдет по раз­лучении ее с телом, беспрепятственно и безбедственно мытарства воздушных истязателей. Всему этому и многому другому, необъяс­нимому земным словом, изучается человек в безмолвии. Дух Свя­тый приникает к безмолвствующему правильно, соприсутствует ему, возвещает тайны Царствия Божия, чтоб обильно напитался знанием и ощущением духовными сам безмолвник и напитал ими алчущую и жаждущую братию свою. Учение Духа — учение жи­вое блистает из него свет, дышит из него жизнь. Человеческое учение, из падшего человеческого естества, из знания свойствен­ного этому состоянию падения — мрачно, мертво, имеет ложный свет, льстит слуху и сердечным чувствам, хранит в слушателях, умножает в них тьму, усиливает владычество смерти. Дивное чудо совершается при учении Духа, когда Дух — учитель, — произно­сящий слово Божие и слушающий его, разделяют между собою учение жизни. Вся слава принадлежит таинственному Учителю; произносящий слово, ощущает, что он произносит не свое слово, но слово Божие, — слушающий ощущает, что слышит слово Бо­жие: все внимание его привлечено к оживляющей его духовной силе; к человеческому слову, в которое облекается слово Божие, остается хладным его сердце. В храме душевном опрокинут, из­вергнут из него идол «я»; в этом храме, очищенном от скверны запустения, разливается благоухание Святого Духа, слышатся вещания Святого Духа.

Как Вы думаете, какое ощущение объемлет человека, глаголю­щего глаголы Духа, ощущающего в себе действие Духа? — Ощущение, которое иметь свойственно созданию пред его Создателем. Тогда человек явственно ощущает, видит, что он — ничто.

Не из книги, не от человеков, не из естественных гениальных способностей соделывается человек учеником, слышателем и ор­ганом Духа! — при посредстве веры во Христа, чрез оживление в себе Христа перенесением в себя свойств Христовых, которые Христос открыл людям в священных изречениях Евангелия. Где Христос, там Дух Его, там Ум Его — Его непостижимый Отец.

№25

Какая легкость, какое благополучие, какая блаженная чисто­та, когда человек не останавливает в себе чувств расположения к ближним, но служит только проводником их к святому, чистому небу! когда он говорит Богу о возлюбленных своих: «Боже! они — Твое достояние, — Твои создания! Твое тебе принадлежит, а я — что? кратковременный странник на земле, внезапно на ней явля­ющийся и внезапно с нее исчезающий». Кто таким образом очи­щает любовь от самолюбия и пристрастия, тот обретает в себе чистую любовь, любовь в Боге. Для приобретения этой любви за­поведано нам самоотвержение, такое значение имеют слова Гос­пода: Иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф. 16.25). В этих словах повеление соединено с обетованием.

Напротив того, кто вздумает найти душу свою в исполнен­ном обольщения веке, т. е. захочет исполнять свои неочищен­ные пожелания, тот погубит ее. В самоотвержении — спасение.

Покорите ум ваш Христу! Когда ум покорится Христу, то не будет оправдывать ни себя, ни сердца. Когда оправдания оску­деют у сердца, — оно приходит в состояние смирения и умиле­ния. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит; а оправда­ния — ужасная греховная смерть.

Молился так святый Давид и так научает нас молиться: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех [87]. «Непщевать вины о гресех» значит приводить извинения, оправдываться в своих согрешениях. Мысли и слова, в которых изображается это оправдание, названы словеса лукавствия. Лу­каво старается грешник обмануть себя и людей! лукаво старает­ся грешник скрыть грех свой от себя и от людей! лукаво старает­ся он представиться праведником пред собою и пред людьми!

Оправдаться пред людьми, скрыть пред ними грех свой застав­ляет иногда самая необходимость, польза ближнего, которого мог бы соблазнить грех наш. Оправдываться пред собою, обольщать, заглушать свою совесть — всегда беззаконно, всегда бедственно, усвоившиеся словеса лукавствия соделывают человека ожесто­ченным фарисеем, способным на всякое преступление. Оправ­дание в согрешениях, не нуждающееся в вымыслах и многосло­вии, оправдание, всегда принимаемое Богом — покаяние.

От лица покаяния бежит всякий грех; никакой грех не может устоять пред всемогущим покаянием. Покаяние — евангельская добродетель, дар Божий бесценный, купленный для нас ценою крови Сына Божия, — этою ценою, выкупающей всякое наше согрешение.

Решитесь сначала, хотя по уму, отречься себя ради Христа, лишите ум Ваш пагубного, бестолкового самовластия, подчини­те его заповедям Христовым, подчините его Евангелию. Начало самоотвержения — в уме, покорившись Христу, он постепенно приведет к этой блаженной покорности и сердце и тело.

Самоотвержение страшно при первом, поверхностном взгляде на него. Но только что человек решится на него, как и ощутит в душе необыкновенную легкость и свободу: легкость, свобода — свидетели истины.

 

№26

Ощущаю себя как бы отделенным от всего! мысль моя непре­станно вопиет к Богу, чтоб Он устроил для меня стезю к Нему, стезю покаяния. Широко отворились предо мною врата вечнос­ти. Гляжу туда, в эту бесконечную даль, в это беспредельное про­странство, в эти размеры безмерные. Время сократилось предо мною, — летит несравненно быстрее, чтоб впасть, как ручей в море, в вечность. Заглядываюсь в вечность: временное — незанятливо, мелочно, суетно, ничтожно. Люблю уединение: из него можно пристальнее смотреть в вечность, — высмотреть, что там нужно, — приготовить это нужное заблаговременно, прежде ис­хода души из тела.

Меня занимает Евангелие. Поражают взор мой черты образа Божия и оттенки подобия Божия, изображенные в Евангелии! Мне будьте подобны, — говорит Бог человекам. Чтоб удобно могли они усвоить это чудное сходство, Бог — вочеловечился. Какая неска­занная красота в новом Адаме, Господе нашем Иисусе Христе! Какое во мне безобразие, какое расстройство! Сколько на мне пятен! Таким вижу себя, когда смотрюсь в зеркало Евангелия. Нужно мне заняться и лицом души моей, и ее одеждами; нужно мне, чтоб при вступлении моем в вечность не нашлось во мне сход­ства и сродства с врагами Божиими, с темными демонами; нужно мне, чтоб Сын Божий признал меня похожим на Него, как похо­жи на Него все блаженные небожители. Подобие человека Богу, признанное Богом, доставит человеку блаженную вечность; ут­рата этого подобия влечет за собою изгнание от лица Божия в мрачный ад, в его огненную пропасть, на вечные страдания.

№27

Мир Христов, превосходяй всяк ум, соединяющий воедино человека, рассеченного грехом, — мир Христов, исполняющий все существо наше непостижимою силою и небесною сладостию, начинает нисходить в душу, когда она очистится от страстей хра­нением заповедей Христовых и благочестивым подвигом. Чтоб сохранить мир Христов в себе, чтоб вкусить его обильно, чтоб измениться им из ветхого в нового человека, — необходимо уеди­нение. Сокровище, поверженное на распутий, непременно дол­жно быть расхищено и похищено.

Могуществен мир, истекающий от действия Святаго Духа. Кто может противустать его влечению? От лица его бежат страсти; от действия его ум и сердце переселяются на небо. Человек прими­ряется ко всему в Боге. Он начинает как бы плавать в неизмери­мом пространстве духовного мира, и познает, что заповедь Божия широка есть зело. Мир Христов совершил мучеников и препо­добных: он выводит христианина из-под власти плоти и крови, исторгает отраву греховную из души и тела, уничтожает насиль­ственное влияние демонов на душу и тело, вводит в христианина свойства Христовы, кротость, смирение, благость. Душа, ощутив эти свойства, начинает вкушать чудный покой — залог и начало вечного покоя праведных в селениях вечного блаженства.

№28

Бог нашогнь [88], — научает Писание, но от действия этого огня постепенно угасает, наконец совершенно потухает огнь грехов­ный, огнь плотский и душевный. Божественный огнь чист, тонок, светел, — сообщает уму истину, а сердцу чудное спокой­ствие, чудную хладность ко всему земному, обилие кротости, смирения, благости.

Не ошибитесь! человеческого разгорячения не сочтите действи­ем Божественного огня. Многие ошиблись и впали в пагубное са­мообольщение. Из состояния разгоряченного возникли бесчис­ленные заблуждения и наполнили лжеучением землю. За этими мрачными облаками скрывается от мира солнце правды. От плод их познаете их, — сказал Спаситель о лжеучении и лжеучителях. Где разгорячение — там нет истины, оттуда не может произойти ничего доброго, ничего полезного: тут кипит кровь, тут дмится и строит воздушные замки лжеименный разум. Кротость и смире­ние, которых действие сопровождается каким-то тонким хладом, но потом является в бесчисленных благих плодах, — свидетели неподдельного, истинного, божественного добра.

№29

Учение святых Отцов Восточной Церкви — верно: оно — уче­ние Святаго Духа. Умоляю Вас: держитесь этого учения! оно будет руководить вас к блаженной вечности.

Возжен блистающий светильник в Святой Христовой Церк­ви — учение Святаго Духа: не устремляйте взоров Ваших к дру­гим светильникам, светящим на различных путях. Один путь святой истины ведет во спасение; прочие пути все ведут в поги­бель. Многие трудятся, многие страдают, многие подвизаются, но увенчаны будут только подвизающиеся законно. Истинный, законный подвиг во Христе Иисусе и Святом Духе, в ограде Святой Восточной Церкви.

№30

Ныне занимаюсь чтением книги, имеющейся у меня на сла­вянском, русском и других языках, заключающей в себе -«собра­ние изречений святых пустынножителей Египта». Эти изрече­ния — бесценные перлы! Спускается в глубокое море водолаз, чтоб достать дорогую жемчужину, и святые Отцы удалялись в глубокие пустыни, там глубоко вникали в себя, находили различ­ные бесценные, духовные перлы: христоподражательное смире­ние, младенческую простоту и незлобие, ангелоподобное бесстрастие, рассуждение и мудрость духовные, — словом сказать, находили Евангелие.

Сегодня я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое мне всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему. «я нахожусь в непрестанном памя­товании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «это — не вели­ко; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари».

Высокое занятие — непрестанное памятование Бога! но эта высота очень опасна, когда лествица к ней не основана на проч­ном камне смирения.

Смотрите — как Писание согласно с Отцами! Писание гово­рит: Всесожжения не благоволиши... жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Жертвы и са­мые всесожжения человеческие должны быть основаны на чув­стве нищеты духовной, на чувстве покаяния. Без этого они от­вергаются Богом.

Также мне очень нравится изречение Великого Пимена: «Если всегда и во всем будем обвинять себя, — сказал он, — то везде найдем покой». Другой Отец сказал: «мы оставили легкое бре­мя, состоящее в обвинении себя и взялись за тяжкое, состоящее в обвинении других». Такие изречения стоят целых книг! Ник­то, кажется, столько не вник в Евангелие, сколько вникли в него святые пустынножители; они старались осуществлять Еванге­лие самою жизнию, самыми помышлениями и чувствованиями своими. Отличительною чертою их было глубочайшее смире­ние; падение человека было постоянным предметом их размыш­ления; постоянным их занятием был плач о грехах своих.

Другое направление получили подвижники Западной Церкви и писатели ее о подвижничестве со времени разлучения этой Цер­кви от Восточной и отпадения ее в гибельную тьму ереси. Препо­добный Венедикт, святый папа Григорий Двоеслов еще согласны с аскетическими наставниками Востока; но уже Бернард отличается от них резкою чертою; позднейшие уклонились еще более. Они тот­час влекутся и влекут читателей своих к высотам, недоступным для новоначального, заносятся и заносят. Разгоряченная, часто ис­ступленная мечтательность заменяет у них все духовное, о кото­ром они не имеют никакого понятия. Эта мечтательность признана ими благодатию. От плод их познаете их, — сказал Спаситель. Из­вестно всем, какими преступлениями, какими потоками крови, ка­ким поведением, решительно противухристианским, выразили за­падные фанатики свой уродливый образ мыслей, свое уродливое чувство сердечное. Святые Отцы Восточной Церкви приводят чи­тателя своего не в объятия любви, не на высоты видений, приводят его к рассматриванию греха своего, своего падения, к исповеданию Искупителя, к плачу о себе пред милосердием Создателя. Они спер­ва научают обуздывать нечистые стремления нашего тела, соделывать его легким, способным к духовной деятельности; потом обра­щаются к уму, выправляют его образ мыслей, его разум, очищая его от мыслей, усвой вшихся нам по падении нашем, заменяя их мыслями обновленного естества человеческого, живо изображен­ного в Евангелии. С исправлением ума святые Отцы заботятся о исправлении сердца, о изменении его навыков и ощущений. Очис­тить сердце труднее, нежели очистить ум: ум, убедясь в справедли­вости новой мысли, легко отбрасывает старую, легко усвояет себе новую; но заменить навык навыком, свойство свойством, чувство­вание другим чувствованием, чувствованием противоположным, это — труд, это — усильная, продолжительная работа, это — борьба неимоверная. Лютость этой борьбы Отцы выражают так: «дай кровь и прими дух». Значит: надо умертвить все греховные пожелания плоти и крови, все движения ума и сердца, зависящие от плоти и крови. Надо ввести и тело, и ум, и сердце в управление духа. Кровь и нервы приводятся в движение многими страстями: и гневом, и сребролюбием, и сластолюбием, и тщеславием. Последние две чрез­вычайно разгорячают кровь в подвижниках, незаконно подвизаю­щихся, соделывают их исступленными фанатиками. Тщеславие стремится преждевременно к духовным состояниям, к которым человек еще неспособен по нечистоте своей, за недостижением ис­тины — сочиняет себе мечты. А сладострастие, присоединяя свое действие к действию тщеславия, производит в сердце обольсти­тельные, ложные утешения, наслаждения и упоения. Такое состо­яние есть состояние самообольщения. Все, незаконно подвизаю­щиеся, находятся в этом состоянии. Оно развивается в них больше или меньше, смотря по тому, сколько они усиливают свои подви­ги. Из этого состояния написано западными писателями множе­ство книг. На них-то с жадностию кидается, их-то проповедует пре­имущественно святыми и духовными, достойными стоять возле Священного Писания, слепотствующий и гордый мир, признаю­щий себя просвещенным в высшей степени и потому не нуждаю­щимся держаться неотступно преданий восточной Церкви.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.