Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VIII 17 страница




№46

Ничто тленное, преходящее не может удовлетворить челове­ка. Если оно кажется удовлетворяющим, — не верьте ему: оно только льстит. Не долго будет льстить: обманет, ускользнет, ис­чезнет, — оставит человека во всех ужасах нищеты и бедствия. Божие — положительно, вечно. В начале оно, подобно малейше­му зерну, появляется в сердце в виде малейшего благого влече­ния, желания; потом начнет возрастать мало-помалу, обымет все мысли, все чувствования, обымет и душу и тело; сделается по­добным древу, великому и ветвистому. Птицы небесные, то есть ангельские помышления и созерцания, придут витать на ветвях его. Это должно совершиться над христианином во время зем­ной его жизни. Над кем оно совершится, тот, при вступлении в вечность, увидит себя гобзующим духовными сокровищами, — залогами нескончающегося блаженства. Такое состояние — уже здесь на земле вечное блаженство, прежде явного вступления в вечность смертию тела Такая жизнь — уже отселе вечная жизнь.

№47

Святая вера, над которою смеялись и смеются рационалисты, называя ее слепою, столько тонка и возвышена, что может быть постигнута и преподана только одним духовным разумом. Разум мира противен ей, отвергает ее. Когда же по какой-нибудь мате­риальной необходимости найдет ее нужною или терпимою; тогда понимает ее ложно и объясняет ее ложно: потому что слепота, приписываемая им вере, есть его неотъемлемая принадлежность. Тогда только вера свята и истинна, когда она — вера в святую Истину, когда она — вера, принесенная на землю вочеловечивше-юся Божескою Истиною, Господом нашим Иисусом Христом. Всякая другая вера, кроме веры в святую Истину, есть суеверие. Плоды суеверия — погибель. Такая вера осуждена Богом: ею ве­руют идолопоклонники в своих кумиров, мусульмане в лжепро­рока Магомета и коран, еретики в свои богохульные догматы и в своих ересиархов, рационалисты в падший разум человеческий. Ею будут веровать в антихриста его последователи.

II

Другие письма

№1

Ваше Превосходительство

Вследствие [нрзб.] письма Вашего, все будет с должною точ-ностию исполнено. Надежда на Господа, преданность Его Свя­той воле да утешат Вас в настоящей Вашей печали!

Все мы кратковременные гости в здешнем мире: отечество наше есть небо. Тот с благодерзновением вселяется в сие отече­ство, кто во время гощения своего на земли от всего сердца веро­вал в Спасителя, поступки свои соображал с Божественным За­коном, был радостию и подпорою семейства, полезным членом гражданского общества.

Моля Господа, чтобы Он с горнего престола своего призрел на скорбь Вашу и утешил Ваше сердце Небесным утешением, вчинив покойного сына Вашего в сонм праведных, в наслажде­ние непрестающее и не пресекаемое никакою горестию, честь имею быть с совершенным высокопочитанием

30-го Майя 1835 года

№2

Бог, пославший Вам скорбь, да дарует и силы к мужественно­му, великодушному перенесению скорби. Блаженны те, которые уходят непорочными из этого мира, наполненного греховными соблазнами. А соблазны непрестанно возрастают, умножаются в мире, делают спасение более и более затруднительным. Святая церковь препровождает почивших младенцев из этого мира в мир вечный не с плачевными песнями, а с песнями радостными. Она признает их блаженство верным: молитвы ея при погребении мла­денцев не говорят о неизвестной судьбе человека после смерти, как говорят о ней умилительно и плачевно при погребении воз­растных. Эти молитвы и испрашивают у Бога почившему мла­денцу упокоение (потому что никакая чистота человеческая, сама по себе, не может быть достойною небесного блаженства: оно дар Божий), и признают, что упокоение дано, — почившего младенца уже называют блаженным. Младенцы в кратковременное пребы­вание на земле избегают всего, что лишает блаженной вечности, успевают исполнить все, что доставляет блаженную вечность; омываются от прародительского греха и сочетаваются Христу крещением, соединяются с Ним во едино приобщением Его телу и крови и соединенному с ними Божеству Его. Не успев осквер­нить ни священного омовения, ни блаженнейшего соединения с Богом, они отходят из сего суетного мира, идут естественно туда, куда принадлежат. Мы, возрастные не имеем этого счастия: бе­лая одежда души, в которую облекаемся крещением, испещря­ется в течение земной жизни нашей бесчисленными пятнами; соединение с Богом мы расторгаем прелюбодейным соединени­ем с грехом. Возраст зрелый и опыт должны бы были сделать нас совершенными, а мы теряем и те достоинства, которые име­ли, быв младенцами. Наше душевное состояние делается столько неправильным, ложным, сочиненным, что Евангелие, призывая нас к исправлению, называет это исправление обращением, как бы из язычества или магометанства. Оно повелевает нам обра­титься и придти в то состояние, в котором были детьми. Аминь глаголю вам, свидетельствует оно: аще не обратитпися и будете яко дети, не внидите в Царствие Небесное [114].

Эти мысли могут утешить Вас, матерь, рыдающую о отшед-шем отсюда в вечность блаженном младенце дщери Вашей. По­корите ум и сердце Ваше воле Божией премудрой и всеблагой: в этой преданности Вы найдете успокоение и отраду для души Вашей. Бог взял возлюбленное дитя Ваше на небо, и вместе с ним взял туда Ваш ум и сердце. Там — хорошо.

Никто в нас, — сказал Апостол, — себе живет, и никто же себе умирает. Аще бо живем, Господеви живем: аще же умираем, Господеви умираем. Аще убо живем, аще умираем Господни есмы (Рим. 14.7,8). Оставшись жить на земли, живи не для себя, а для Госпо­да: живет для Господа тот, кто живет для исполнения его воли; живет для себя тот, кто живет для исполнения своих пожеланий. Последний хотя и кажется для смотрящих одними чувственны­ми глазами живым, но душею он мертв, вменяется как бы не су­ществующим для Господа, не вписан в книгу живота, имя его вне­сено в другие книги, Господь для него как бы несуществующий. Нет Бога для того, кто не верует живою верою в Бога! (Еф. 2.12.) Первый не умирает: телесною смертию он только переходит в большее развитие жизни. Блюди! чтоб не ожить для себя! жизнию о Господе умерщвляй жизнь свою, греховную, плотскую и душевную, и тем сохраняй себя в живот вечный.

№3[115]

Блюдите како опасно ходите, яко дниелукави суть, — сказал Апостол. Если в его время нужно было это наставление спасаю­щимся, тем нужнее оно в наше время. Точно! Нужны нам боль­шая осторожность, большая осмотрительность, большее благо­разумие: примеры святости, средства к достижению святости уменьшились, — примеры соблазнительные, средства расстро­ить себя грехом умножились. Беда и в пустынях, беда и в горо­дах! Но есть еще спасающиеся и спастись еще возможно по не­изреченной милости Божией.

Руководетвуясь советом Евангелия (Лк. 14. 28), сочти силы свои, и душевные и телесные, соответственно им избери себе место жительства.

Тот же Бог, который спасает в пустыне, спасает и в городе. Тот же грех, который губит в городе, губит и в пустыне. Почему городской ли, пустынный ли монастырь изберешь в место жи­тельства соответственно своим силам, помни Бога, держись близ Его, удаляйся от греха, от всех поводов к греху, — и Бог будет с тобою. Займись чтением святых отцов Восточной Церкви: они научат тебя непогрешительно идти путем иноческой жизни. Удаляйся от излишних знакомств вне и внутри монастыря, и от всего, что приводит в развлечение: развлечение, подобно инею, уничтожает все младые прозябения иноческих добродетелей. Развлечение — начало всех зол для инока: так назвали его Свя­тые Отцы. Ограничься знакомством, необходимым для твоих нужд, душевных и телесных. Не утомляй себя напрасно искани­ем наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скуд­но в наставлениях духовных. Их заменяют для подвижника пи­сания отеческие. Таковы: Лествица, сочинения Ефрема Сирского и Аввы Дорофея, письма Великого Варсонофия, Патерик Скитский, Добротолюбие, и другие. Образуй себя чтением их и молитвою в сокрушении духа. Постарайся найти хорошего, доб­росовестного духовника. Если найдешь его, — и тем будь дово­лен, ныне добросовестные духовники — великая редкость.

Многие возлагают тяжкие бремена на рамена ближних, но мало таких, которые научили и помогли носит бремена. — Осте­регись от сети диавола, который внушает неприметно человеку приняться за жительство и подвиги, превышающие силы его: диавол делает это с тем умыслом, чтоб истощить преждевременно силы человека и сделать его неспособным ни к какому душе­полезному занятию.

Христос с тобою. Поручаю себя твоим святым молитвам.

1848 года августа 18-го дня

№4

Без Божией помощи и благодати никто из человеков не си­лен противостать борениям невидимым, возникающим в его сер­дце и производящим душевную бурю. Молитва и чтение слова Божия помогают в бурях душевных, но и при этом пособии не скоро человек справится с самим собою, не скоро взойдет в пристанище нерушимого спокойствия, потому не скоро мысли и ощущения божественные усвоиваются падшему естеству на­шему, не скоро вера делается живою, как бы очами видящею Бога. От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, мир помыслов и спокойствие сердца.

Вам надо привить к Вашему сердцу веру в Бога, покорность Богу; вкусив их Вы вкусите вместе с ними духовное утешение в скорби и спокойствие. Борьба с помыслами, приносящими скорбь, как бы эти помысли ни были многосложны, запутанны и умны, должна быть очень проста, как проста и вся вера христи­анская по простоте своей доступная каждому человеку, а по силе своей удовлетворяющая каждого человека. Боритесь против по­мыслов и ощущений печали краткими словами: -«Господи! буди воля Твоя! Благословен и свят Бог во всех делах Своих!» Про­износите эти слова умом, а когда Вы одни, произносите несколь­ко вслух; произносите не торопясь, с большим вниманием и бла­гоговением; повторяйте эти краткие слова до тех пор, пока не затихнут помыслы и ощущения печали. Когда они снова поды­мутся, и Вы снова употребляйте против них то же самое оружие. Опытом узнайте силу этого оружия, по наружности своей, с пер­вого взгляду, столько незначительного. А из состояния борьбы невозможно иначе выдти в состояние спокойствия, как победою. Подчиняться печали чрезвычайно опасно: когда она усилится в человеке, возобладает им, может убить и тело и душу. Не торо­питесь умереть: и самая долговременная жизнь в сравнении с вечностию — мгновение. Отдайте себя в срок Вашего земного странствования в волю Божию; а Вы употребите этот срок для того, чтоб приготовить себя как можно лучше к вечности, чтоб сделать как можно больше добра Вашему Родителю. Не удив­ляйтесь тому, что Вы слабы в духовном подвиге: причина этой слабости Ваша новость. Время обогатит Вас и опытами и силою. С участием смотрю на Ваше душевное состояние: Вы переплав­ляетесь в лютой скорби, как в огне. Претерпите тягость этого со­стояния, по прошествии его, Вы ощутите себя перерожденною, увидите себя обогащенною духовными сокровищами, о существо­вании которых не имеют понятия люди, которых земная жизнь была усыпана однеми удовольствиями. Тогда Вы узнаете, что благ Господь и в самых скорбях, Им посылаемых, потому что времен­ные скорби приводят к вечным благам тех, которые принимают эти скорби как должно.

№5

Приношу Вам усерднейшее поздравление с днем Вашего Ан­гела! С этим поздравлением соединяю сердечное желание, что­бы святой Ангел хранитель Ваш сохранил земную жизнь Вашу в мире и благополучии, руководя Вас по этому пути к блажен­ной вечности. Точно земная жизнь наша — путь. Только измеря­ется путь этот не расстоянием, а временем. Как на обыкновен­ном пути переменяются предметы, беспрестанно заменяются одни другими, так на пути земной жизни сменяют друг друга события. И неизвестно человеку, какое событие ожидает его в каждый наступающий новый день.

Бог, попускающий скорби человеку, среди их же посылает и утешение. Я уверен, что это утешение приносит Вашему сердцу от престола Божия святый Ангел хранитель Ваш, потому что истинное утешение от Бога уничтожает печаль сердечную в ее корне, в мрачных помыслах безнадежия. Он приносит человеку благие и смиренные помыслы покорности Богу, помыслы, пол­ные живой веры и кроткой сладостной надежды. Пред взорами ума открывается неизмеримая вечность, а жизнь земная начи­нает казаться кратким странствованием, ее счастье и несчастье начинают казаться маловажными и ничтожными, потому что все неровности земной жизни сглаживаются, уравниваются созер­цанием вечности.

№6

«Благодарение милосердому Богу, — сказал некоторый святой отец, — когда слова одного человека принесут пользу другому че­ловеку; они оба должны благодарить Бога». Благодарю Бога, из­бравшего меня в орудие для утешения и питания души Вашей. Вашим письмом Вы меня очень одобрили: я надеялся видеть в Вас дальнейшие успехи на пути духовном, ведущем ко всему доброму. Не страшитесь того мрака, той пустыни, в которую Вы взошли теперь умом и сердцем: между Египтом и обетованною землею — мрак и пустыня. И скоро увидит землю обетованную, скоро насла­дится ее благами верный и мужественный Израильтянин. Под именем Египта разумеется жизнь мирская, исполненная суетны­ми попечениями и развлечениями; под именем земли обетован­ной — жизнь духовная, наполненная Божественными утешения­ми; пространство, составляющее переход от одной жизни к дру­гой — пустыня. Верный израильтянин — человек, решившийся принести жизнь свою в служение Богу. Жалею о В.: мало-помалу его распечатывают и прочитывают. Такова судьба всех, носящих маски: нельзя же постоянно быть в маске! По временам маска сни­мается или спадает, взорам является обнаженное лицо души — и горе, если оно безобразно и только обманывало красотою маски. При сем прилагаю статью: «Слава Богу». «Чаша» еще не напеча­тана окончательно.

№7

Спешу представить Вам слабый опыт правила, который я на­звал «Чин внимающего себе посреди мира».

Внушилось мне сделать его по возможности общим, для того, чтобы он Вас нисколько не стеснял. Тем более показалось мне это удобным, что я Вам передал лично, как читать, по обычаю внимательных, утренние и вечерние молитвы и акафист Слад­чайшему Иисусу, то есть не спешно, очень не спешно, даже про­тяжно, не стремясь к тому, чтобы прочитать за один раз весь ака­фист, или же собрание вечерних и утренних молитв, но заботясь о том, чтоб читаемый Вами известный отдел этих молитвословий был прочитан со вниманием, как во уши Господа Бога, а не на воздух. Руководство для деятельной жизни — Евангельские заповеди. Руководствуйтесь ими во дворце Вашем, как руковод­ствовался ими святый Давид в дворце своем. Этот царь говорил молитвенно Богу о заповедях Его: Свет стезям моим закон Твой; ко всем заповедем Твоим направлялся, всяк путь неправды возненавидех; путь неправды отстави от мене и законом Твоим поми­луй мя; возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия; живи мя в заповедех Твоих (Пс. 118).

Величайшие святые Отцы повелевают, чтоб правило для хри­стианина было как можно проще и малосложнее. Великий Вар-сонофий говорит, что врата в царство Небесное узки и что не надо давать широкого правила для вшествия в них; широкое правило даже может помешать вшествию в них, потому что го­нясь за мелочами, мы можем упустить важнейшее.

№8

В ответ на письмо Ваше скажу Вам слово Божие, которое дол­жно Вас укрепить и утешить в постигших Вас скорбях. Аз их же люблю, — говорит Господь, — обличаю и наказую. Все прибли­зившиеся и усвоившиеся Господу достигли этого многими скор­бя ми, по свидетельству Священного Писания. Апостол Павел проповедовал в числе догматов, что «многими скорбями подо­бает нам внити в Царствие Божие». Напротив того, те, которые чужды скорбей, признаются забытыми Богом. Итак, не унывай­те в скорбях Ваших, но благодарите за них Бога, как за великое благодеяние, и полагайтесь на Его святую волю и на Его свя­той Промысл. Да почитывайте Евангелие, чтоб Вам научиться из него, что ненесущий креста своего не может быть учеником Христовым! Что бы было с Вами, если б Бог не обучал Вас скор­бями? Вы пожертвовали бы и всем временем Вашим и всеми способностями Вашими суете и вступили бы в вечность недо­стойною никакой награды; напротив того, достойною полного наказания за пренебрежение Христом Спасителем мира, Сыном Божиим, принесшим себя в жертву за Вас с тем, чтоб Вы при­несли себя, для собственного Вашего блага, в духовную жертву Ему. Недостаточно быть добрым по естеству, надо быть добрым по Евангелию. Естественное добро часто противоречит добру евангельскому, потому что наше естество находится не в перво­бытной чистоте, дарованной ему при создании, но в состоянии падения, при котором добро перемешано в нас со злом. И пото­му это добро, если не выправится и не вычистится Евангелием, само по себе непотребно и недостойно Бога! Христос с Вами! Он да укрепит и душу Вашу и тело! Он да устроит во благо и вре­менные и вечные отношения Ваши.

№9

Необходима преданность воле Божией в самых попущениях Божиих. Очевидно, что христианство — этот таинственный ду­ховный дар Божий человекам — удаляется неприметным обра­зом (для невнимающих своему спасению) из общества челове­ческого, пренебрегшего этим даром. Надо увидеть это, чтоб не быть обманутым актерами и актерством благочестия; увидев, надо от­вратить взоры от грустного зрелища, что не подвергнуться поро­ку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, поза­ботиться о собственном спасении, так как милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись.

26 марта 1864 года

№10

На письмо Ваше нельзя не отвечать. Бог отверз сердце Ваше к писаниям о покаянии. Все Святые Православной Церкви в те­чение всей жизни своей неотступно держались покаяния, дер­жались его и тогда, когда благодать Божия действовала на них явно. Ныне, при занятии религиею более ищут или холодного познания по букве или обольстительного наслаждения. То и дру­гое принадлежит миру сему, а не Христу.

За послушание молюсь о Вас и о чадах Ваших. Милосердный Господь да восстановит здравие супруги Вашей. По истинной любви христианской, которая ищет не угождать, а доставлять су­щественную пользу ближнему, постарайтесь внушить супруге Вашей во спасение ее, что у западных верований остались лишь буква и самообольщение, а в Православной Церкви, несмотря на наше крайнее изнеможение, действуют еще Истина и Святый Дух в сосудах, приспособленных к тому правильным, по возможнос­ти человеческой, жительством христианским. Необходимо всту­пить в общение с Духом Божиим посредством Истины; необхо­димо сделать это во время земной жизни: без этого нет спасения. За искренность слова Вашего примите, как священное возмездие, искренность моего слова,— и да благословит Вас Бог!

Апостол завещает мужу верному заботиться о доставлении бесценного сокровища истинной веры жене (1 Кор. 7. 12-16), когда она не имеет его. О, какое счастие доставить ближнему блаженство в вечности!

Е<пископ> И<гнатий>. 12 апреля 1864 года

№11

Искренне желаю, чтоб вы уподобились благочестивым сест­рам, Марфе и Марии, упоминаемым в Евангелии, которые спо­добились принять Господа в дом свой и благоугодить Ему вни­манием слову Его и усердным служением Ему. Господь сказал: Где два или три собраны о имени Моем, т. е. живут вместе с целию истинно-христианскою, ту есмь посреде их. Да совершится это над вами! Призывающий на вас благословение Божие ваш покорнейший слуга.

Е<пископ > И<гнатий>.

1 июля 1864 года

№ 12

Воля Божия да совершается над нами! Недавно занимался я книгою, в которой собраны сочинения различных Святых, между прочим, Антония Великого. В числе других изречений Отца по­мещено, что он видел нисшествие Святаго Духа на авву Афана­сия и на авву Пахомия, при этом первому дано дарование патри­аршества, а второму — настоятельства над общежительными мо­настырями. Также в Евангелии сказано, что Господь заповедал Апостолам пребывать неисходно в Иерусалиме, доколе они не облекутся силою Свыше, т. е. доколе не низойдет на них Святый Дух. Уже облеченные силою Свыше, не прежде, они вышли на проповедь и насеяли во вселенной истинное Богопознание. Свя­тый Дух был учредителем и воспитателем христианства! Святый Дух основал Церковь! Святый Дух поддерживал Церковь чрез посредство избранных мужей, служивших Духу только орудия­ми! Человеки отвергли эту сверхъестественную Силу, Которую они сочли юродством, недостойным их, и хотят действовать си­лами и средствами своего падшего естества. Но падшее естество заражено враждою к Богу: как же оно может действовать в пользу дела Божия? Это — противоестественно ему! Это невозможно для него! Решительная невозможность доказывается опытом в самом обширном размере. Оказалось, что люди, вздумавшие действо­вать из себя в пользу дела Божия, сделались главными врагами этого дела, разрушителями его. Жить проще — вернее. Стараться исполнить волю Божию и положиться во всем на Бога — самое лучшее дело.

Е<пископ > И<гиатий>.

14 ноября 1864 года

№13

5 февраля день моего рождения. В этот день сделан мне пода­рок, неизъяснимо приятный. В этот день напечатана в -«Москов­ском Вестнике» статья, в которой в основную мысль поставлено, что ложь имеет только минутные торжества, что ложью ни­чего нельзя взять прочно, что она не усиливает, а ослабляет и роняет дело, которому служит. Это великая, величайшей важ­ности истина! Ее надо начертать золотыми буквами! Ее надо знать и знать всякому, кто хочет правильно управлять собою, в особенности кто хочет правильно управлять людьми и обще­ственными делами. Что ж оказывается? В «Аскетических Опы­тах» эта мысль развивается во всей ясности и подробности: она высказывается в статье «Разговор об Иисусовой Молитве»- (стр. 121), в начале статьи о монастыре (стр. 437) и во многих других местах. Отчего случается иногда, что люди становятся в фаль­шивое положение и действуют во вред себе и всем? От приня­тия и усвоения ложных мыслей и понятий, от действия из обла­сти человекоубийственной лжи. Вся история человечества до­казывает это поразительнейшими фактами. О, когда бы у нас в России развилось величественное и благотворное для времен­ного и вечного быта человеков правильное понятие о святой Истине! когда бы вся деятельность и частная и общественная потекли из этого Божественного источника!

Ложь не усиливает, а роняет дело, которому она служит! Как верно! Особливо это верно выказывается в делах религии. Меж­ду прочим, доказательствами этому служит недавно вышедшая в Москве книжка 26 московских лжепророков. Книжка публи­кована в журнале «Странник», и в книжке наведена тень на свя­тость лица неназванного, но мною угадываемого. Ход дел таков, что обличение в больших размерах неминуемо.

13 февраля 1865 года

№14

Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Тяжело видеть, кому вверены или кому по­пались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руковод­ство и спасение. Но это — попущение Божие. Сущие во Иудеи да бежать в горы.

23 мая 1865 года.

№15

Земля сама собою производит разные сорные травы (плеве­лы). Никто не садит их: они растут сами. Причина тому — извра­щенное свойство земли. Безрассудно желать от земли несвойственного ей, т. е. чтоб земля не производила плевелов. Зная та­кое свойство земли, земледельцы с тщательиостию и терпением выдергивают из земли плевелы по мере, как оии показываются; иначе плевелы заглушат собою и уничтожат полезные произра­стания. Точно так должно поступать и с проявлением страстей, когда они будут возникать из сердца — Свойственно нашему падшему сердцу рождать из себя разные греховные пожелания. От этого не должно приходить в уныние: должно врачевать стра­стные проявления и увлечения покаянием и исправлением себя.

2 апреля 1866 года

№16'

Неожиданным, приятнейшим утешением было для меня по­лучение строк твоих, Ангел мой!.. Кто научил тебя быть таким милым, добрым Ангелом? — Во второй раз поступаешь со мною, как Ангел. В первый раз поступил так, когда, встретившись на дороге, пришел нарочно взглянуть на меня, познакомиться со мною, во второй раз — ныне. Сердце мое чувствительно, заметли­во, памятливо.

Ты два раза записал на нем воспоминания о тебе. Не я пред­варил тебя приветствием моим; ты предварил это в глазах моих с своей ценою, с полною ценою.

Помни меня, Ангел!.. Помните меня, Ангелы!.. Не умею быть приветливым поверхностно для приличия светского; приветлив ради Христа. Христос вечен и пресвят: Он хранит любовь, кото­рая ради Его, в святыне, в неизменяемости, в ревности, в мире, в постоянстве.

№17[116]

Есть подвиг телесный, есть подвиг умственный и душевный. Есть подвиг веры. Подвиг телесный и подвиг умственный одни, сами по себе не только не полезны, — вредны. Тщетно думаем ими противостоять греху: только более и более запутываемся в его сетях, погружаемые в его пропасти. Стяжи подвиг веры! — им сокрушишь всех врагов твоих. Подвиг веры умерщвляет че­ловеческое Я, оживляет Бога для человека, — и живый Бог со­вершает знамения в земли Египетской, вводит Израиля в землю обетованную, избивает от лица его иноплеменников дождем каменным и громами небесными, созидает стены Иерусалима. Стяжи подвиг веры — и будешь всемогущ, будешь всегда победи­телем. Тогда захочешь ли употребить в дело подвиг телесный, или подвиг душевный, — увидишь их ожившими, возмогшими о Господе. Если же захочешь обойтись без них — одною челюс-тию ослею — смирением, — поразишь иноплемеников. Верою возвеличь в себе Бога, и Он возвеличит тебя бесстрастием и духовным разумом.

№18

В религиозном отношении наше время — очень трудно: раз­нообразное отступничество от православной веры приняло об­ширный размер и начало действовать с необыкновенною энергиею и свободою. Это предсказано Словом Божиим и даже у нас, совершается давно.

Над судьбами мира и каждого человека неусыпно бдит Про­мысл всемогущего Бога,— и все совершающееся совершается или по воле или по попущению Божиим. Нам должно обращать взо­ры ума на себя и умолять Господа, чтоб Он сохранил нас в вер­ности православной Церкви, открыл нам всесвятую волю Свою и непреткновеиный путь к Себе, источнику истинной жизни и спасения. Спасение человеков есть дар Божий человекам, отнюдь не собственное их изобретение и приобретение: и потому оио не может иначе выработаться, как под водительством Бога — Его милостию и благодатию. Эта милость Божия избавила тебя от видений, оставив при душеполезнейшем, безопасном видении: при видении грехов своих. Милость Божия свидетельствуется успокоением сердца.

Письма разных лиц к святителю Игнатию

Письмо Петра Чичерина

Примите, отец Архимандрит, покорнейшую просьбу, которой я вас беспокою: подательница сего монастырского служителя Дочь, в замужестве за бывшим моим конюшим, которому я и до­мик вцсгроил.

Я, собственно, прошу вашего к ним покровительства и защи­ты на случай какого им притеснения от обывателей.

И все, что с вашей стороны будет для иих сделано, я почту себе в особенное одолжение.

Сим окончив, желаю вам быть здоровым, помолитесь о по­койном Фотии.[117]

И примите уверения в особенном моем к вам уважении и том почтении, с коим имею честь быть, Отец архимандрит, Вашего Высокопреподобия покорнейший слуга

Петр Чичерин. Сентябрь 16 день 1838 С.-Петербург Архимандриту Игнатию [118]

Письмо Алексея Олсуфьева

Получ. 12 октября

Молитвами святых Отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас. Аминь

Ваше Высокопреподобие

Милостивый Отец и благодетель!

Благословите!

Сколько я оказываюсь недостаточен в изъявлении преданно­сти покорнейшего сердца моего, пред Вами, высочайшие мои благодетели, что даже не нахожу слов выразить оную.

При получении небесного послания Вашего, и при требова­нии от меня, скудного разумом, скорейшего исполнения на оное; я, хотя и признавая искренно, что это, попечительный Божествен­ный Промысл коснулся греховности моей; но совесть как бы воз­браняла мне в ту ж минуту приступить ко оному; ибо я был пост­рижен пред сим ноября 12 дня в ряску, то намеревался по силам моим хотя малейшую принести благодарность благодеявшему мне. Теперь же более и более усугубив желание достигнуть того места, которое я с особенным удовольствием наблюдал во время походу на фрегате, а паче Вас милостивейшие промыслители мо­его благополучия, молю припадая, не отриньте моего убогого про­шения, и будьте ходатаи к милостивому Владыце. Мое же упова­ние да не посрамит, Надежду мою в Бозе полагаю, повелевшему мне прибегнуть к милостивейшей особе Вашей. Склоненное чело до земли и признательное сердце всегда будет совокупно с покор-ностию благодарствовать Вашему родительскому вниманию о подобных тварях, каков я есмь. Не осмеливаюсь дерзнуть испра­шивать благословения его Высокопреподобия Отца Архимандрита, будьте посредником к Его Высокопреподобию, не лишите благ чаемых и меня раба Вашего, милостиво простите за столь смелый почерк письма сего, припишите моему невежеству.

0 Благодетелю! Не оставьте!

Имже образом желает елень на источники водныя, сице же­лает душа моя во святыя недра святыя обители Вашей Меньшего разряду в числе послушников нижайший слуга

Алексей Олсуфьев. 1839 года октября 25 дня Если благоволите явиться мне в Вашу обитель, то благосло­вите заехать в Тверь к родственнику, чтоб обеспечить себя на дорогу в нужном, ибо я при себе не имею.

Письма П. Соколова[119]

№1

Ваше Высокопреподобие Отец архимандрит Игнатий,

Милостивый Государь!

По письму Вашему с особенным удовольствием принял со­действие в Кире Михайлове о увольнении на поступление в монашество, — но как он еще не приписан нигде, то общество г. Кадникова принимая, соглашается и о отчислении, но с взно­сом 200р<ублей>запоследствий платежа податей. — Отец Кира неимущий, отказался от таковой суммы, — а потому, извещая Ваше Высокопреподобие, могу уверить Вас, что если будет ка­кая-либо возможность сделать угодное Вам, я в особенную честь себе поставлю устроить все по доброму делу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.