№ занятия п/п
| № раздела п/п
| Тема занятия учебной дисциплины
| Количество часов
|
|
|
|
|
IV семестр
|
1.
| 1.
| Структура и организация иммунной системы (ИС). Функции ИС и ее роль в организме. Онтогенез ИС. Первичные и вторичные органы ИС. Костный мозг, тимус, лимфоузлы, селезенка, лимфоидная ткань.
| 2,83
|
2.
| 1.
| Естественный (врожденный) и адаптивный иммунитет, антигены и их свойства.Клетки-эффекторы естественного иммунитета, фагоцитоз, естественные киллеры, гуморальные факторы естественного иммунитета. Свойства антигенов(чужеродность, иммуногенность, специфичность, толерогенность), тимуснезависимые антигены.
| 2,83
|
3.
| 1.
| Антитела/иммуноглобулины, система мононуклеарных фагоцитов.Классы иммуноглобулинов и их функциональные различия. Защитные эффекты антител. Взаимодействие антител с антигенами.Особенности структуры иммуноглобулинов различных классов. Механизмы регуляции антителообразования. Клеточный состав СМФ, ее функции. Процессинг и презентация антигенов.
| 2,83
|
4.
| 1.
| Клетки иммунной системы. Т- и В-лимфоциты, стадии их дифференцировки. Субпопуляции лимфоцитов, их функциональные различия. Т- и В-клеточные рецепторы, их предназначение.Антигенраспознающий комплекс Т-лимфоцитов TCR-CD3, его роль в иммунном ответе.
| 2,83
|
5.
| 1.
| Главный комплекс гистосовместимости и система HLA, формирование иммунного ответа (ИО). Генетические основы ИО. Роль антигенов системы HLA в развитии болезней человека. Гуморальный и клеточно-опосредованный ИО. Первичный и вторичный ИО, их основные различия.
| 2,83
|
6.
| 1.
| Регуляция иммунного ответа. Общая характеристика гормонов тимуса, их клиническое применение. Физиологический смысл иммунной толерантности. Общая характеристика цитокинов. Лимфокины, монокины, интерлейкины и их функции. Роль в регуляции иммунитета.
| 2,83
|
7.
| 2.
| Интеграция иммунной системы с другими регуляторными системами организма. Гомеостатическая нейроиммуноэндокринная система, ее роль в адаптивных реакциях организма и в развитии заболеваний.
| 2,83
|
№ занятия п/п
| № раздела п/п
| Тема занятия учебной дисциплины
| Количество часов
|
|
|
|
|
IV семестр
|
8.
| 3.
| Методы оценки иммунного статуса человека.Понятие об иммунном статусе. Нормоиммунограмма и ее региональные особенности. Показания для проведения иммунологического обследования.
| 2,83
|
9.
| 3.
| Показания и противопоказания для проведения иммунокорригирующей терапии. Общие принципы иммунопрофилактики. Иммуномодуляция, иммунотерапия, иммунокоррекция.
| 2,83
|
10.
| 4.
| Иммунодефицитные состояния (ИДС), классификация. Особенности иммунной системы в различные периоды онтогенеза. Возрастной иммунодефицит. Характеристика первичных ИДС. Этиология и патогенез вторичных ИДС.
| 2,83
|
11.
| 4.
| Аутоиммунные заболевания.Понятия "аутоиммунизация" и "аутоиммунные болезни". Физиологические и патологические аутоиммунные процессы. Этиология и патогенез аутоиммунных заболеваний, их морфология. Классификация аутоиммунных заболеваний, их иммунодиагностика и иммунотерапия. Интерпретация иммунограмм больных аутоиммунными заболеваниями. Возможности иммунокоррекции при аутоиммунных заболеваниях.
| 2,83
|
12.
| 4.
| Этиология, иммунопатогенез, диагностика и лечение аллергических заболеваний (в интерактивной форме).Типы аллергенов, иммунологические механизмы развития аллергии. Виды и характеристика клинических проявлений аллергии. Аллерго- и иммунодиагностика. Принципы, методы лечения аллергических заболеваний. Интерпретация иммунограмм больных с аллергопатологией, выбор иммунокоррекции.
| 2,83
|
13.
| 4.
| Понятие об инфекциях иммунной системы (в интерактивной форме).
Структура заболеваемости вирусными инфекциями и их распространенность. Заболевания полости рта вирусной этиологии на примере герпетического стоматита. Иммунопатогенез и иммунодиагностика хронических ЦМВ- и ВЭБ-инфекций. Интерпретация иммунограмм больных с указанной патологией, выбор иммунодиагностики и иммунотерапии.
| 2,83
|
№ занятия п/п
| № раздела п/п
| Тема занятия учебной дисциплины
| Количество часов
|
|
|
|
|
IV семестр
|
14.
| 5.
| Механизмы защиты полости рта.
Роль слизистой оболочки и гуморальных факторов в защите полости рта. Реакции клеточного иммунного ответа в полости рта. Иммунологическая характеристика эмали зубов. Иммунные компоненты зубного налета.
| 2,83
|
15.
| 5.
| Состояние местного иммунитета полости рта при кариесе.
Иммунопатогенез и иммунокоррекция кариеса зубов. Изменения различных звеньев иммунитета при кариесе. Наиболее информативные показатели иммунограммы при кариесе. Развитие и течение кариеса при иммунодефицитных состояниях. Лечение кариеса у больных с ИДС.
| 2,83
|
16.
| 5.
| Иммунные механизмы в возникновении и развитии болезней пародонта.
Роль гуморального и клеточного звеньев иммунной системы в развитии гингивита и пародонтита. Изменения в иммунограммах больных при пародонтите и назначение им иммунокоррекции. Роль аллергического и аутоиммунного компонентов в патогенезе пародонтоза. Изменения состояния звеньев иммунитета при пародонтозе.
Иммунологические исследования при пародонтозе. Иммунокоррекция у больных пародонтозом.
| 2,83
|
17.
| 6.
| Иммунологические аспекты гнойной инфекции в челюстно-лицевой хирургии.Контроль иммунного статуса больных в пред- и после-операционном периодах. Механизмы развития иммуносупрессии при операциях и травмах, супрессивный эффект анестетиков и наркотических средств. Профилактика гнойных осложнений в послеоперационном периоде. Иммунопатогенез генерализованной гнойной хирургической инфекции на примере одонтогенного сепсиса. Интерпретация иммунограмм больных, назначение иммунокоррекции, заместительная иммунотерапия.
| 2,83
|
18.
| 7.
| Зачетное занятие. Проведение итогового тестового контроля. Решение ситуационных задач с постановкой иммунологического диагноза и выбором иммунокорригирующей терапии. Собеседование с обсуждением поставленного диагноза и обоснованности иммунотерапии.
| 2,83
|
Всего:
|
| |
|