КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV. Тайпинское восстание 1850. —1864 ГГ. Земельная система Небесной династии
«Земельная система Небесной династии» — утопическая программа общественной организации сельского населения, которую тай-пины намеревались осуществить в провозглашенном ими государстве Тайпйн Тяньго («Небесном государстве великого спокойствия»). Основная ее мысль — создание справедливого строя на основе уравнительногораспре.д£дения. земли среди всего крестьянства. В каждой армии распределением земель, судопроизводством, финансами и продовольствием, приходом и расходом,ве- бе» дают два человека: начал ьники ег о заместитель, я^лятишрея j одновременно командиром -дивизии и командиром бригады^ Назначенные на должность непосредственно ведают делами, связанными с этой должностью, несостоящие" в должности помогают им. В каждой армии о делах, касающихся жизни и смерти, понижений и повышений по службе, командующий* армией подробно докладывает... инспек тору арм ии,' инспектора армии подробно докладывает назначенному по высочайшемуа повелению главноуправляющему, главноуправляющий докладывает цзянцзюню, шивэю, чжихуэю, цзяньдяню и чэнся-ну. Чэнс'ян почтительно докладывает наставнику армии, последний же — небесному князю1. Небесный князь издает соответствующий указ, который принимается наставником армии для исполнения. Имеющие заслуги "чиновники получают наследственное право кормиться небесным жалованьем. Впредь в каждой армии из каждой семьи, перешедшей в лагерь восставших, один человек выделяется в качестве рядового в пятке. В случае тревоги начальник ведет их [рядовых] как солдат на уничтожение врагов и поимку бандитов. Когда военной опасности нет, они под контролем начальника работают на полях в качестве земледельцев и таким образом обеспечивают [себя и] лиц вышестоящих. Все земли делятся на девять категорий. Землей первой категории считается земля, которая может дать в два сбора 1 200 цзиней 2, второй — 1 100 цзиней, третьей — 1 OOl) цзиней, четвертой — 900 цзиней, пятой — 800 цзиней, шестой — 700 цзиней, седьмой —600 цзиней, восьмой '—5€0-ЦЗ-идей и девятой—400 цзиней. Один му земли первой категории "приравнивается к 1,1 му второй, 1,2 му —третьей, 1,35 му —четвертой, 1,5 му—пятой, 1,75 му —шестой, 2 му —седьмой, 2,4 му —восьмой и 3 му — девятой категории. Раздел земельных угодий производится сообразно числу едоков без различия пола.) На большее число едоков приходится больше, на меньшее'—меньше. Земля дается смешанная: если в семье шесть человек, то. три из них получают хорошую землю, а остальные три — плохую, чтобы распределение земли было равномерным. Вся земля Поднебесной обрабатывается жителями совместна Если в одном районе земли недостаточно, то людйНпереселяются в другой. В случае неурожая в одном районе другие оказывают ему помощь. Должностные ранги тайпинов трудно переводимы и потому даются обычно в транскрипции. Все принятые у тайпинов должности условно подразделялись на центральные, военные и местные. Чэнсян считался высшим среди центральных должностных рангов. Цзянцзюнь, шивэй, чжихуэй, цзяньдянь —также центральные должностные ранги тайпинов. 2 Цзинь — мера веса, равная 596,8 г. 20 Хрестоматия, т. II 609 Необходимо, чтобы все жители Поднебесной в равной ст пени и совместно наслаждались великим счастьем, дар' ванным небесным отцом, господом богом: имея поля, обр. батывали бы их сообща, имея пищу, вкушали бы ее вмест имея одежду, делили бы ее между собой поровну, имея ден] ги, тратили бы их совместно, чтобы ни в чем не было нер; венства, чтобы все были сыты и одеты. Все мужчины и же! щины старше 16 лет получают земли вдвое больше, че: подростки моложе 15 лет. Например, каждый житель По/ небесной старше 16 лет получает земли первой категории п 1 му, в то время как подростки моложе 15 лет — лишь поле вину этого количества, т. е. 5 фэней '. Точно так же люд старше 16 лет получают земли девятой категории по 3 м> ровно вдвое больше, чем подростки моложе 15 лет. В Поднебесной следует культивировать тутовые деревья Женщины обязаны ткать полотно. Каждая семья Поднебес ной должна иметь по пять наседок и_две_свиноматки. После уборки урожая каждая община, состоящая из 25 семей, ос тавляет себе ровно столько зерна, сколько необходимо дл5 того, чтобы ее члены могли кормиться до нового урожая, а излишки сдает в государственные хранилища. Следить [за соблюдением этого принципа] должны командиры пятков'; которых в свою очередь контролируют лянсыма2. Этот принцип распространяется также на бобы, коноплю, ткани, кур, собак и на серебряные деньги. Все население Поднебесной — одна большая семья нашего небесного отца, господа бога. Жители ее не преследуют корыстных целей и все излишки-отдают своему повелителю, чтобы он имел средства для» использования их на общее благо. В большой семье Поднебесной повсюду должно быть полное равенство, все люди должны иметь достаточно пищи и одежды. Такова воля истинного повелителя, наместника небесного отца, господа бога нашего, явившегося к людям, чтобы спасти мир. Должностные лица - в ранге^лянсьШа^должны хранить деньги и зерно, а также вести им*~учет. О количестве их они должны докладывать «"вышестоящим должностным лицам, ведающим финансами и продовольствием, приходом и расходом. На каждую общину, состоящую из 25 семей, ^ создается одно государственное хранилище, одна церковь, которыми ведает лянсыма. Средства на свадьбы, крестины и радостные события3 выделяются из государственного хранилища, одна- 1 Фэнь—1) китайская мера площади, равная 61,4 «е. м, 2) мера веса, 2 Лянсыма — глава общины, состоящей из 25 семейств. 3 К радостным событиям тайпины относили похороны. Они считали, ко в количествах, не превышающих установленных пределов. Сверх нормы не разрешается расходовать ни копейки. Семье, в которой происходит свадьба или крестины, государство выделяет тысячу медных монет и сто цзиней зерна. Это правило распространяется на всех жителей Поднебесной. Деньги и продукты надлежит расходовать экономно, чтобы всегда оставался некоторый запас на случай бедствий, связанных с войной. При заключении браков в Поднебесной не должны приниматься в расчет деньги или имущество. В общине, состоящей из 25 семей, командиры "пдтков и ряд овые в св обод -ное от полевых работ время занимаются гончарньм^_кузнеч-ным, плотницким и столярным делом. Во время свадеб и радостных событий лянсыма совершают жертвоприношения и возносят молитвы небесному отцу, господу богу. Все прежние неправильные обычаи упраздняются. В каждой общине, состоящей из 25 семей, все мальчики ежедневно посещают церковь, где лянсыма наставляет их, читая Ветхий завет, Новый завет и священные писания. По воскресеньям командиры пятков ведут жителей в церковь, причем мужчины и женщины следуют'в церковь раздельно. Там они слушают проповеди, славят небо и совершают жертвоприношения небесному отцу, господу богу. В каждой общине, состоящей из 25 семей, награждаются усердные и наказываются ленивые земледельцы. Если в семье (или между семьями) возникает тяжба или спор, обе стороны идут к ^лянсыма, который выслушивает доводы тех и других. Если спор не прекращается, лянсыма предлагает противникам обратиться к2командиру^роты, который также выслушивает доводы обеих бто'рон. Если ссора продолжается, командир роты докладывает о ней^командиру бригады, командиру дивизии, ведающему юстицией' и командующему армией. Командующий армией вместе с ведающим юстицией решают тяжбу. Если выносится решение о тюремном заключении одной из сторон, командующий армией обязан доложить об этом'"инспектору армии. Инспектор армии докладывает главноуправляющему^ цзянцзюню, шивэю, чжихуэю, цзяньДяню и чэнеяну. Чэнсян доносит наставнику армии, последний же — небесному князю. Небесный князь издает указ, предписывая наставнику армии, чэнеяну, цзяньдяню и ведающему юстицией познакомить его во всех подробностях без малейших искажений с обстоятельствами дела. Затем наставник армии, чэнсян, цзяньдянь и ведающий юстицией просят небесного князя принять решение. Небесный князь выносит решение, присуждая к смерти или даруя жизнь, даваяпши" дает в рай, то смерть этого человека для его близких может служить лишь источником радости, и потому оплакивать покойника строго запрещалось. 20* 611 отнимая [то, о чем шла тяжба]. Наставник арми и, исполняя указание, выносит соответствующий приговоре Должностные лица Поднебесной, которые следуют десяти небесным "заповедям, подчиняются приказам, преданно служат государству и являются верными слугами династии, из низких чинов производятся в высокие, получая право передавать свои должности по нас ледств у. Те, кто нарушает десять небесных заповедей, идет против приказов, берет взятки и допускает злоупотребления, являются преступниками и подлежат разжалованию вплоть до обращения в простых земледельцев. Жители, следующие заповедям и приказам, а также усердно работающие на полях, считаются добродетельными и подлежат выдвижению и поощрению. Те же, кто нарушает заповеди и приказы, а также плохо работает на полях, считаются порочными и подлежат либо смертной казни, либо" другому наказанию. Ежегодно в Поднебесной для заполнения служебных вакансий производится выдвижение. За выдвижение человека подходящего награждают," 'за~"рекомендацию же человека неподходящего наказывают. Если члены пятков соблюдают небесные, заповеди, приказы и.,усердно трудятся на полях, лянсьша_регистрируют их поступки, записывают их им,ена, а затем рекомендуют их командиду_дот.Э- Командир роты подробно знакомится с деятельностью, данного человека в пределах подведомственных ему 100 семей и, если окажется, что сведения правильны, рекомендует его к выдвижению, сообщая о нем все данные командиру бригады. К°манДиР бригады подробно знакомится с деятельностью выдвигаемого человека в пределах подведомственных ему 500 семей и, если сведения оказались правильными, рекомендует его командиру дивизии. Командир дивизии проверяет деятельность"данного человека в пределах подведомственных ему 2 500 семей и, если найдет, что сведения соответствуют действительности, рекомендует его командующему...армией. Командующий армией производит проверку деятельности выдвигаемого человека в пределах своей армии и, если сведения о нем соответствуют действительности, рекомендует его инспектору,армии. Инспектор армии подробно докладывает главноуправляющему, цзянцзю-ню, шивэю, чжихуэю, цзяньдяню и чэнсяну. Чэнсян докладывает наставнику армии, последний же — небесному князю. Небесный князь издает декрет, назначая рекомендованных всеми армиями Поднебесной на соответствующие должности— на должности командиров дивизий, командиров бригад, командиров рот, лянсыма или командиров пятков. Виновных в неосмотрительном представлении рекомендаций разжалуют в простых земледельцев. Раз в три года производится повышение или понижение чиновников в должности, в чем проявляется справедливость Небесной династии. За неосмотрительное представление к повышению, равно как и к понижению, [виновные] разжалу-ются в земледельцы. В год, когда производится повышение и понижение в должности, все начальники представляют ходатайство о своих подчиненных. Командиры рот внимательно знакомятся с деятельностью подчиненных им лянсыма и командиров пятков. Если кто-либо из них совершил добродетельные дела, таковые регистрируются. Если кто-либо из них совершил дурные поступки, таковые также регистрируются. Имена людей, рекомендованных к повышению или понижению в должности, доводятся до сведения командира бригады. Если кто-либо из лянсыма или командиров пятков не заслуживает ни повышения, ни понижения, то о них командир роты не докладывает командиру бригады. Командир, бригады подробно разбирает достоинства подчиненных ему командиров рот, лянсыма и командиров пятков. Если за кем-либо из них числятся хорошие дела, таковые регистрируются. Если за кем-либо из них числятся дурные дела, таковые также регистрируются. Имена этих людей, рекомендованных к повышению или понижению в должности, доводятся до сведения кшанднр_а^ивизии. Командир дивизии собирает о подчиненных ему должностных лицах (от командира бригады и ниже) подробные сведения-, регистрирует их хорошие и дурные деяния, если таковые имеются, а затем сообщает их имена командующему армией, рекомендуя к повышению или понижению в должности. Командующий армией докладывает инспектору армии имена лиц, рекомендованных командирами (от командира дивизии и ниже), а также имена лиц, рекомендуемых им самим. Инспектор армии подробно проверяет деятельность находящихся под его началом: командующих армиями. Если кто-либо из них совершил добрые деяния, таковые регистрируются. Если кто-либо из них совершил дурные деяния, таковые также регистрируются. Их имена вместе,с именами лиц, рекомендованных нижестоящими чинами, представляются инспектором армии назначенному по высочайшему повелению главноуправляющему. Назначенный по высочайшему повелению главноуправляющий проверяет деятельность находящихся под его началом инспекторов армий. Если кто-либо из них совершил добрые деяния, таковые регистрируются. Если кто-либо из них совершил дурные деяния, таковые также регистрируются. Главноуправляющий доводит их имена и имена лиц, которых ему рекомендовали к повышению или понижению в / должности нижестоящие чины, до сведения цзянцзюня, ши--вэя, чжихуэя, цзяньдяня и чэнсяна. Чэнсян докладывает наставнику армии. Наставник же армии доводит до высочайшего сведения имена людей, представленных ему главноуправляющими, инспекторами армий и командующими армиями. Небесный князь издает указ; он возводит инспекторов адмийрекомендованных к повышению назначенными по высочайшему повелению главноуправляющими, в ранги главноуправляющих или шивэев и разжалует инспекторов армий, рекомендованных к понижению назначенными по высочайшему повелению главноуправляющими, в командующих армиями и командиров дивизий; он дарует командующих армиями, представленных к повышению инспекторами армий, должностями инспекторов армий или шивэев и разжалует командующих армиями, представленных инспекторами армий к понижению по службе, в командиров дивизий, командиров бригад и рот; он повышает должностных лиц, рекомендованных командующими армиями к повышению в должности, на одну или две служебные ступени, однако не выше ранга командующего армией, и понижает должностных лиц, рекомендованных командующими армиями к понижению в должности, на одну или две служебные ступени вплоть до разжалования в простые земледельцы. Когда небесный князь изъявил, таким образом, свою волю, наставник армии доводит ее до сведения чэнсяна, чэнсян объявляет ее цзяньдяню, чжихуэю, шивэю, цзянцзюню и главноуправляющему; главноуправляющий в свою очередь доводит волю небесного князя до сведения инспектора армии, инспектор же армии возвещает ее всем [нижестоящим] должностным лицам для неукоснительного исполнения. Все должностные лица ниже инспектора армии имеют право рекомендовать к повышению или понижению по службе лишь лиц ниже себя рангом. Только находящимся под началом назначенных по высочайшему повелению главноуправляющих даруется привилегия представлять рекомендации о повышении или понижении в должности своего начальника — главноуправляющего. Такой же порядок устанавливается и для чэнсяна, цзяньдяня, чжихуэя, цзянцзюня и шивэя. Небесный князь также разрешает им представлять рекомендации о повышении и понижении друг друга, невзирая на должностную зависимость, чтобы не допустить использования служебного положения для сокрытия пороков и злоупотреблений. В случае выдающихся подвигов или вопиющих беззаконий, совершенных центральными и местными чинами, небесный князь разрешает представлять доклады о выдвижении или понижении в должности в любое время, не дожидаясь установленных для этого сроков. За ложный доклад, пред- ставленный человеком вышестоящим о лице нижестоящем, виновный разжалуется в земледельцы. Если же ложный доклад представлен человеком нижестоящим о лице вышестоящем, наказание должно быть еще строже. Во всех рекомендациях о повышении или понижении в должности должны содержаться исчерпывающие доказательства добрых или дурных поступков, совершенных рекомендуемыми лицами. Только в этом случае рекомендации могут иметь вес. Каждая армия объединяет 13 156 семей. Сначала учреждается должность командующего ар мией, потом должности подчиненных ему пяти командиров дивизий, затем должности пяти командиров бриг ад в каждой дивизии (всего 25 бригадных командиров), потом должности пяти кс^м^нддпэов рот в каждой бригаде (всего 125 командиров рот), после чего учреждаются должности четырех лянсыма в каждой роте (всего 500 лянсыма) и, наконец, должности пяти командиров пятков под контролем каждого лянсыма (всего 2 500 командиров пятков). Каждому командиру пятка дается под начало четыре рядовых. Таким образом, общее число рядовых составляет 10 тыс. Общая численность армии (с командирами) равна 13 156 человекам. По мере роста численности населения производится соответствующее пополнение армии. Так, если прибавилось 5 семей, дополнительно назначается один командир пятка; если прибавилось 26 семей, дополнительно назначается один лянсыма; если прибавилось 105 семей, дополнительно назначается один командир роты; если прибавилось 526 семей, дополнительно назначается один командир бригады; если прибавилась 2 631 семья, дополнительно назначается один командир дивизии;- если же прибавилось 13 156 семей, дополнительно назначается один командующий армией. До назначения нового командующего армией назначенные дополнительно командиры (от командира дивизии и ниже) подчиняются прежнему командующему армией. Как только назначается новый командующий армией, все они переходят в его подчинение. По воскресеньям все центральные и местные чины, а также простой народ слушают толкование священного писания и приносят жертвы, славя небесного отца, господа бога. В каждое седьмое воскресенье командиры дивизий, бригад и рот лично посещают церкви, находящиеся в ведении подчиненных им лянсыма, где разъясняют священное писание, наставляют людей и одновременно проверяют, следуют ли они заповедям и приказам, прилежны они или ленивы. Так, например, в первое воскресенье командир дивизии идет в церковь к одному лянсыма, в следующее — к другому и т. д., посещая их всех по очереди. Соответственно поступают командиры бригад и рот.4 В Поднебесной у каждого мужа есть жена и, как правило, от трех до девяти детей. Один человек из семьи идет в солдаты, остальные члены семьи, а также вдовцы, сироты, одинокие, калеки и больные освобождаются от службы и кормятся за счет казны. Каждое воскресенье для должностных лиц устраивается трапеза с жертвоприношением, восхвалением небесного отца и чтением священного писания. Те, кто проявил себя при этом нерадивым, разжалуются в простые-земледельцы. Да будет так. «Тайшгнское восстание 1850—1864 гг.». М., 1960, стр. 29—35.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |