Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Тайпинское восстание 1850. —1864 ГГ. Земельная система Небесной династии




«Земельная система Небесной династии» — утопическая програм­ма общественной организации сельского населения, которую тай-пины намеревались осуществить в провозглашенном ими государстве Тайпйн Тяньго («Небесном государстве великого спокойствия»). Основная ее мысль — создание справедливого строя на основе урав­нительногораспре.д£дения. земли среди всего крестьянства.

В каждой армии распределением земель, судопроизводст­вом, финансами и продовольствием, приходом и расходом,ве-

бе»


дают два человека: начал ьники ег о заместитель, я^лятишрея j одновременно командиром -дивизии и командиром бригады^ Назначенные на должность непосредственно ведают делами, связанными с этой должностью, несостоящие" в должности помогают им. В каждой армии о делах, касающихся жизни и смерти, понижений и повышений по службе, командующий* армией подробно докладывает... инспек тору арм ии,' инспектора армии подробно докладывает назначенному по высочайшемуа повелению главноуправляющему, главноуправляющий до­кладывает цзянцзюню, шивэю, чжихуэю, цзяньдяню и чэнся-ну. Чэнс'ян почтительно докладывает наставнику армии, по­следний же — небесному князю1.

Небесный князь издает соответствующий указ, который принимается наставником армии для исполнения. Имеющие заслуги "чиновники получают наследственное право кормиться небесным жалованьем. Впредь в каждой армии из каждой семьи, перешедшей в лагерь восставших, один человек выде­ляется в качестве рядового в пятке. В случае тревоги началь­ник ведет их [рядовых] как солдат на уничтожение врагов и поимку бандитов. Когда военной опасности нет, они под контролем начальника работают на полях в качестве земле­дельцев и таким образом обеспечивают [себя и] лиц выше­стоящих.

Все земли делятся на девять категорий. Землей первой категории считается земля, которая может дать в два сбора 1 200 цзиней 2, второй — 1 100 цзиней, третьей — 1 OOl) цзиней, четвертой — 900 цзиней, пятой — 800 цзиней, шестой — 700 цзиней, седьмой —600 цзиней, восьмой '—5€0-ЦЗ-идей и девя­той—400 цзиней. Один му земли первой категории "прирав­нивается к 1,1 му второй, 1,2 му —третьей, 1,35 му —четвер­той, 1,5 му—пятой, 1,75 му —шестой, 2 му —седьмой, 2,4 му —восьмой и 3 му — девятой категории.

Раздел земельных угодий производится сообразно числу едоков без различия пола.) На большее число едоков прихо­дится больше, на меньшее'—меньше. Земля дается смешан­ная: если в семье шесть человек, то. три из них получают хорошую землю, а остальные три — плохую, чтобы распреде­ление земли было равномерным. Вся земля Поднебесной об­рабатывается жителями совместна Если в одном районе земли недостаточно, то людйНпереселяются в другой. В слу­чае неурожая в одном районе другие оказывают ему помощь.

Должностные ранги тайпинов трудно переводимы и потому даются обычно в транскрипции. Все принятые у тайпинов должности условно под­разделялись на центральные, военные и местные. Чэнсян считался высшим среди центральных должностных рангов. Цзянцзюнь, шивэй, чжихуэй, цзяньдянь —также центральные должностные ранги тайпинов. 2 Цзинь — мера веса, равная 596,8 г.

20 Хрестоматия, т. II 609


Необходимо, чтобы все жители Поднебесной в равной ст

пени и совместно наслаждались великим счастьем, дар'

ванным небесным отцом, господом богом: имея поля, обр.

батывали бы их сообща, имея пищу, вкушали бы ее вмест

имея одежду, делили бы ее между собой поровну, имея ден]

ги, тратили бы их совместно, чтобы ни в чем не было нер;

венства, чтобы все были сыты и одеты. Все мужчины и же!

щины старше 16 лет получают земли вдвое больше, че:

подростки моложе 15 лет. Например, каждый житель По/

небесной старше 16 лет получает земли первой категории п

1 му, в то время как подростки моложе 15 лет — лишь поле

вину этого количества, т. е. 5 фэней '. Точно так же люд

старше 16 лет получают земли девятой категории по 3 м>

ровно вдвое больше, чем подростки моложе 15 лет.

В Поднебесной следует культивировать тутовые деревья Женщины обязаны ткать полотно. Каждая семья Поднебес ной должна иметь по пять наседок и_две_свиноматки. После уборки урожая каждая община, состоящая из 25 семей, ос тавляет себе ровно столько зерна, сколько необходимо дл5 того, чтобы ее члены могли кормиться до нового урожая, а излишки сдает в государственные хранилища. Следить [за соблюдением этого принципа] должны командиры пятков'; которых в свою очередь контролируют лянсыма2. Этот прин­цип распространяется также на бобы, коноплю, ткани, кур, собак и на серебряные деньги. Все население Поднебесной — одна большая семья нашего небесного отца, господа бога. Жители ее не преследуют корыстных целей и все излишки-отдают своему повелителю, чтобы он имел средства для» ис­пользования их на общее благо. В большой семье Поднебес­ной повсюду должно быть полное равенство, все люди долж­ны иметь достаточно пищи и одежды. Такова воля истинного повелителя, наместника небесного отца, господа бога нашего, явившегося к людям, чтобы спасти мир. Должностные лица - в ранге^лянсьШа^должны хранить деньги и зерно, а также вести им*~учет. О количестве их они должны докладывать «"вышестоящим должностным лицам, ведающим финансами и продовольствием, приходом и расходом.

На каждую общину, состоящую из 25 семей, ^ создается одно государственное хранилище, одна церковь, которыми ведает лянсыма. Средства на свадьбы, крестины и радостные события3 выделяются из государственного хранилища, одна-

1 Фэнь—1) китайская мера площади, равная 61,4 «е. м, 2) мера веса,
равная 0,37 г.

2 Лянсыма — глава общины, состоящей из 25 семейств.

3 К радостным событиям тайпины относили похороны. Они считали,
что поскольку душа человека, который вел праведный образ жизни, попа-


ко в количествах, не превышающих установленных пределов. Сверх нормы не разрешается расходовать ни копейки. Семье, в которой происходит свадьба или крестины, государство вы­деляет тысячу медных монет и сто цзиней зерна. Это правило распространяется на всех жителей Поднебесной. Деньги и продукты надлежит расходовать экономно, чтобы всегда ос­тавался некоторый запас на случай бедствий, связанных с войной. При заключении браков в Поднебесной не должны приниматься в расчет деньги или имущество. В общине, со­стоящей из 25 семей, командиры "пдтков и ряд овые в св обод -ное от полевых работ время занимаются гончарньм^_кузнеч-ным, плотницким и столярным делом.

Во время свадеб и радостных событий лянсыма соверша­ют жертвоприношения и возносят молитвы небесному отцу, господу богу. Все прежние неправильные обычаи упразд­няются. В каждой общине, состоящей из 25 семей, все маль­чики ежедневно посещают церковь, где лянсыма наставляет их, читая Ветхий завет, Новый завет и священные писания. По воскресеньям командиры пятков ведут жителей в церковь, причем мужчины и женщины следуют'в церковь раздельно. Там они слушают проповеди, славят небо и совершают жерт­воприношения небесному отцу, господу богу.

В каждой общине, состоящей из 25 семей, награждаются усердные и наказываются ленивые земледельцы. Если в семье (или между семьями) возникает тяжба или спор, обе стороны идут к ^лянсыма, который выслушивает доводы тех и других. Если спор не прекращается, лянсыма предлагает противникам обратиться к2командиру^роты, который также выслушивает доводы обеих бто'рон. Если ссора продолжается, командир роты докладывает о ней^командиру бригады, ко­мандиру дивизии, ведающему юстицией' и командующему армией. Командующий армией вместе с ведающим юстицией решают тяжбу. Если выносится решение о тюремном заклю­чении одной из сторон, командующий армией обязан доло­жить об этом'"инспектору армии. Инспектор армии доклады­вает главноуправляющему^ цзянцзюню, шивэю, чжихуэю, цзяньДяню и чэнеяну. Чэнсян доносит наставнику армии, по­следний же — небесному князю. Небесный князь издает указ, предписывая наставнику армии, чэнеяну, цзяньдяню и ведаю­щему юстицией познакомить его во всех подробностях без малейших искажений с обстоятельствами дела. Затем настав­ник армии, чэнсян, цзяньдянь и ведающий юстицией просят небесного князя принять решение. Небесный князь выносит решение, присуждая к смерти или даруя жизнь, даваяпши"

дает в рай, то смерть этого человека для его близких может служить лишь источником радости, и потому оплакивать покойника строго запрещалось.

20* 611


отнимая [то, о чем шла тяжба]. Наставник арми и, исполняя указание, выносит соответствующий приговоре

Должностные лица Поднебесной, которые следуют де­сяти небесным "заповедям, подчиняются приказам, предан­но служат государству и являются верными слугами динас­тии, из низких чинов производятся в высокие, получая право передавать свои должности по нас ледств у.

Те, кто нарушает десять небесных заповедей, идет против приказов, берет взятки и допускает злоупотребления, явля­ются преступниками и подлежат разжалованию вплоть до обращения в простых земледельцев. Жители, следующие за­поведям и приказам, а также усердно работающие на полях, считаются добродетельными и подлежат выдвижению и по­ощрению. Те же, кто нарушает заповеди и приказы, а также плохо работает на полях, считаются порочными и подлежат либо смертной казни, либо" другому наказанию. Ежегодно в Поднебесной для заполнения служебных вакансий произво­дится выдвижение. За выдвижение человека подходящего на­граждают," 'за~"рекомендацию же человека неподходящего наказывают.

Если члены пятков соблюдают небесные, заповеди, при­казы и.,усердно трудятся на полях, лянсьша_регистрируют их поступки, записывают их им,ена, а затем рекомендуют их командиду_дот.Э- Командир роты подробно знакомится с дея­тельностью, данного человека в пределах подведомственных ему 100 семей и, если окажется, что сведения правильны, рекомендует его к выдвижению, сообщая о нем все данные командиру бригады. К°манДиР бригады подробно знакомит­ся с деятельностью выдвигаемого человека в пределах под­ведомственных ему 500 семей и, если сведения оказались правильными, рекомендует его командиру дивизии. Командир дивизии проверяет деятельность"данного человека в преде­лах подведомственных ему 2 500 семей и, если найдет, что сведения соответствуют действительности, рекомендует его командующему...армией. Командующий армией производит проверку деятельности выдвигаемого человека в пределах своей армии и, если сведения о нем соответствуют действи­тельности, рекомендует его инспектору,армии. Инспектор ар­мии подробно докладывает главноуправляющему, цзянцзю-ню, шивэю, чжихуэю, цзяньдяню и чэнсяну. Чэнсян доклады­вает наставнику армии, последний же — небесному князю. Небесный князь издает декрет, назначая рекомендованных всеми армиями Поднебесной на соответствующие должно­сти— на должности командиров дивизий, командиров бригад, командиров рот, лянсыма или командиров пятков. Винов­ных в неосмотрительном представлении рекомендаций раз­жалуют в простых земледельцев.


Раз в три года производится повышение или понижение чиновников в должности, в чем проявляется справедливость Небесной династии. За неосмотрительное представление к повышению, равно как и к понижению, [виновные] разжалу-ются в земледельцы.

В год, когда производится повышение и понижение в должности, все начальники представляют ходатайство о сво­их подчиненных. Командиры рот внимательно знакомятся с деятельностью подчиненных им лянсыма и командиров пят­ков. Если кто-либо из них совершил добродетельные дела, таковые регистрируются. Если кто-либо из них совершил дурные поступки, таковые также регистрируются. Имена лю­дей, рекомендованных к повышению или понижению в долж­ности, доводятся до сведения командира бригады. Если кто-либо из лянсыма или командиров пятков не заслуживает ни повышения, ни понижения, то о них командир роты не до­кладывает командиру бригады.

Командир, бригады подробно разбирает достоинства под­чиненных ему командиров рот, лянсыма и командиров пят­ков. Если за кем-либо из них числятся хорошие дела, тако­вые регистрируются. Если за кем-либо из них числятся дур­ные дела, таковые также регистрируются. Имена этих людей, рекомендованных к повышению или понижению в должности, доводятся до сведения кшанднр_а^ивизии.

Командир дивизии собирает о подчиненных ему должност­ных лицах (от командира бригады и ниже) подробные све­дения-, регистрирует их хорошие и дурные деяния, если тако­вые имеются, а затем сообщает их имена командующему ар­мией, рекомендуя к повышению или понижению в должности.

Командующий армией докладывает инспектору армии имена лиц, рекомендованных командирами (от командира ди­визии и ниже), а также имена лиц, рекомендуемых им самим.

Инспектор армии подробно проверяет деятельность нахо­дящихся под его началом: командующих армиями. Если кто-либо из них совершил добрые деяния, таковые регистрируют­ся. Если кто-либо из них совершил дурные деяния, таковые также регистрируются. Их имена вместе,с именами лиц, рекомендованных нижестоящими чинами, представляются инспектором армии назначенному по высочайшему повелению главноуправляющему.

Назначенный по высочайшему повелению главноуправ­ляющий проверяет деятельность находящихся под его нача­лом инспекторов армий. Если кто-либо из них совершил добрые деяния, таковые регистрируются. Если кто-либо из них совершил дурные деяния, таковые также регистрируются. Главноуправляющий доводит их имена и имена лиц, кото­рых ему рекомендовали к повышению или понижению в

/


должности нижестоящие чины, до сведения цзянцзюня, ши--вэя, чжихуэя, цзяньдяня и чэнсяна.

Чэнсян докладывает наставнику армии. Наставник же ар­мии доводит до высочайшего сведения имена людей, пред­ставленных ему главноуправляющими, инспекторами армий и командующими армиями. Небесный князь издает указ; он возводит инспекторов адмийрекомендованных к повышению назначенными по высочайшему повелению главноуправляю­щими, в ранги главноуправляющих или шивэев и разжалует инспекторов армий, рекомендованных к понижению назна­ченными по высочайшему повелению главноуправляющими, в командующих армиями и командиров дивизий; он дарует командующих армиями, представленных к повышению ин­спекторами армий, должностями инспекторов армий или ши­вэев и разжалует командующих армиями, представленных инспекторами армий к понижению по службе, в командиров дивизий, командиров бригад и рот; он повышает должност­ных лиц, рекомендованных командующими армиями к повы­шению в должности, на одну или две служебные ступени, однако не выше ранга командующего армией, и понижает должностных лиц, рекомендованных командующими армия­ми к понижению в должности, на одну или две служебные ступени вплоть до разжалования в простые земледельцы. Когда небесный князь изъявил, таким образом, свою волю, наставник армии доводит ее до сведения чэнсяна, чэнсян объ­являет ее цзяньдяню, чжихуэю, шивэю, цзянцзюню и главно­управляющему; главноуправляющий в свою очередь доводит волю небесного князя до сведения инспектора армии, инспек­тор же армии возвещает ее всем [нижестоящим] должност­ным лицам для неукоснительного исполнения. Все должност­ные лица ниже инспектора армии имеют право рекомендо­вать к повышению или понижению по службе лишь лиц ниже себя рангом. Только находящимся под началом назначен­ных по высочайшему повелению главноуправляющих дару­ется привилегия представлять рекомендации о повышении или понижении в должности своего начальника — главноуп­равляющего. Такой же порядок устанавливается и для чэн­сяна, цзяньдяня, чжихуэя, цзянцзюня и шивэя. Небесный князь также разрешает им представлять рекомендации о по­вышении и понижении друг друга, невзирая на должностную зависимость, чтобы не допустить использования служебного положения для сокрытия пороков и злоупотреблений.

В случае выдающихся подвигов или вопиющих беззако­ний, совершенных центральными и местными чинами, небес­ный князь разрешает представлять доклады о выдвижении или понижении в должности в любое время, не дожидаясь установленных для этого сроков. За ложный доклад, пред-


ставленный человеком вышестоящим о лице нижестоящем, виновный разжалуется в земледельцы. Если же ложный до­клад представлен человеком нижестоящим о лице вышестоя­щем, наказание должно быть еще строже.

Во всех рекомендациях о повышении или понижении в должности должны содержаться исчерпывающие доказатель­ства добрых или дурных поступков, совершенных рекомен­дуемыми лицами. Только в этом случае рекомендации могут иметь вес.

Каждая армия объединяет 13 156 семей. Сначала учреж­дается должность командующего ар мией, потом должности подчиненных ему пяти командиров дивизий, затем должно­сти пяти командиров бриг ад в каждой дивизии (всего 25 бригадных командиров), потом должности пяти кс^м^нддпэов рот в каждой бригаде (всего 125 командиров рот), после чего учреждаются должности четырех лянсыма в каждой роте (всего 500 лянсыма) и, наконец, должности пяти командиров пятков под контролем каждого лянсыма (всего 2 500 коман­диров пятков). Каждому командиру пятка дается под начало четыре рядовых. Таким образом, общее число рядовых со­ставляет 10 тыс. Общая численность армии (с командирами) равна 13 156 человекам. По мере роста численности населе­ния производится соответствующее пополнение армии. Так, если прибавилось 5 семей, дополнительно назначается один командир пятка; если прибавилось 26 семей, дополнительно назначается один лянсыма; если прибавилось 105 семей, до­полнительно назначается один командир роты; если прибави­лось 526 семей, дополнительно назначается один командир бригады; если прибавилась 2 631 семья, дополнительно на­значается один командир дивизии;- если же прибавилось 13 156 семей, дополнительно назначается один командующий армией. До назначения нового командующего армией назна­ченные дополнительно командиры (от командира дивизии и ниже) подчиняются прежнему командующему армией. Как только назначается новый командующий армией, все они переходят в его подчинение.

По воскресеньям все центральные и местные чины, а так­же простой народ слушают толкование священного писания и приносят жертвы, славя небесного отца, господа бога.

В каждое седьмое воскресенье командиры дивизий, бригад и рот лично посещают церкви, находящиеся в ведении подчиненных им лянсыма, где разъясняют священное писа­ние, наставляют людей и одновременно проверяют, следуют ли они заповедям и приказам, прилежны они или ленивы.

Так, например, в первое воскресенье командир дивизии идет в церковь к одному лянсыма, в следующее — к другому



и т. д., посещая их всех по очереди. Соответственно поступа­ют командиры бригад и рот.4

В Поднебесной у каждого мужа есть жена и, как правило, от трех до девяти детей. Один человек из семьи идет в солда­ты, остальные члены семьи, а также вдовцы, сироты, одино­кие, калеки и больные освобождаются от службы и кормятся за счет казны. Каждое воскресенье для должностных лиц устраивается трапеза с жертвоприношением, восхвалением небесного отца и чтением священного писания. Те, кто проя­вил себя при этом нерадивым, разжалуются в простые-зем­ледельцы.

Да будет так.

«Тайшгнское восстание 1850—1864 гг.». М., 1960, стр. 29—35.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.