Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Высказывания, превращающиеся в ядро текста и анализируемые в качестве такового 2 страница




Но нет ни политической констатации того, что мы страшно (и именно страшно!) далеки от цели, которой надо достигать в кратчайшие сроки. Ни политических разъяснений того, почему мы оказались так далеки от этой цели (тут размытых ссылок на страшные 90-е годы недостаточно). Ни политического же (и именно политического!) указания на средства, с помощью которых мы будем преодолевать имеющуюся пропасть.

Когда всего этого нет, то разговор об экономике знаний приобретает специфический обертон. И превращается в нечто наподобие необязательных (а в каком-то смысле и компенсаторных) благопожеланий: «Мол, поскольку мы очень просвещенные люди и полиостью в курсе мировых тенденций, то хотелось бы еще и вот этого».

В подобных случаях отвечают: «Хотеть не запрещено».

Итак, либо-либо. Либо разговор об экономике знаний в России – это компенсаторная риторика, замещающая больную тему дорогостоящей индустриализации... Либо это проработка неких стратегий «прыжка через одну ступень». Хочется верить, что это именно второй вариант. Но почему он не обеспечен ни констатацией состояния дел, ни констатацией масштаба необходимых усилий, ни предъявлением способа такой концентрации усилий? При том, что способ концентрации усилий известен. Он называется мобилизация. И не надо вздрагивать, кричать, что всех хотят построить в шеренгу, что жаждут войны.

Мобилизация – это особый тип концентрации усилий на чем бы то ни было. Можно мобилизовать усилия на достижение войны или достижение мира. Усилия можно мобилизовать, упрощая или усложняя организацию системы. Мобилизационная модель развития (а именно о ней идет речь в данном случае) может быть линейной или нелинейной, точечной или объемной. Она может обеспечиваться диктатурой или демократией. Но если нужен прыжок, то такой модели не избежать.

Так является ли для нас сегодня переход к экономике знаний прыжком или крохотным шагом?

Ясно, что прыжком. Ясно-то ясно... Но поскольку эта ясность неумолимо порождает никому не нужную мобилизационную модель (или болезненную капитуляцию), то этой ясности любой ценой пытаются избежать. Отсюда – туманные восклицания по поводу возрождения России.

Что эти туманные восклицания порождают? Для того, чтобы с этим разобраться, дополним краткий экскурс по вопросу о содержании понятия «экономика знаний» столь же кратким экскурсом по вопросу «что, где, когда».

8 июля 2000 года. Москва, Кремль. Послание президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации:

«Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на новую экономику – экономику знаний и технологий».

3 декабря 2001 года. Москва, Кремль. Выступление президента РФ В.В.Путина на встрече с членами президиума Российской академии наук:

«Экономика, основанная на знаниях, уже давно стала в мире основным фактором производства и главным стратегическим запасом. Об этом мы тоже со многими из присутствующих многократно говорили. В ведущих странах не энергоносители, а новые технологии дают, по оценкам экспертов, свыше 50 процентов прироста ВВП. Уверен, что нам еще очень многое надо сделать. В этом будущее России».

6 ноября 2003 года. Рим. Заявление для прессы и ответы на вопросы на пресс-конференции президента РФ В.В.Путина по итогам встречи на высшем уровне «Россия – Европейский Союз»:

«Хочу подчеркнуть, что сотрудничество в сфере образования и науки одновременно является важным шагом в построении единой европейской экономики, основанной на знании».

26 октября 2004 года. Москва, Кремль. Выступление В.В.Путина на заседании Совета по науке, технологиям и образованию:

«На наше заседание вынесен важнейший системообразующий вопрос – воспроизводство знаний, в процессе которого участвуют и наука, и образование, а теперь уже, можно сказать, и современная российская экономика. [...] Мы должны сформировать в России конкурентоспособную систему генерации, распространения и использования знаний. Только такая система станет основой устойчивых темпов и высокого качества экономического роста в стране. [...]

Номинально у нас есть целая "отрасль", включающая около трех тысяч институтов и КБ, шесть государственных академий, среди которых такая уникальная и старейшая, как РАН. Выражаясь современным языком – вертикально интегрированное, многопрофильное, общероссийское сообщество ученых.

Прибавьте сюда почти семь миллионов преподавателей и студентов, представляющих собой огромный ресурс для развития вузовской науки.

Между тем, удельный вес в нашем экспорте инновационной промышленной продукции – всего шесть процентов. А результаты научной деятельности по-прежнему мало востребуются отечественным рынком. И это несмотря на проведение в стране исследований практически по всему фронту».

Возникает естественный вопрос: если первый раз задача перехода к экономике знаний была поставлена в 2000 году... Если в 2001-м было сказано о том, что в ведущих странах (где есть экономика знаний, а если точнее – где можно говорить об обществе знаний, экономики отдельно от общества не бывает) свыше 50% ВВП дают не энергоносители, а новые технологии... Если все это так, то почему у нас после пяти лет (а это пятилетка, не правда ли?) нет настоящего сдвига в сторону поставленной цели, и вместо «более, чем 50%», мы имеем 6%?

Что и как делается властью для реализации ею же предъявленной жизненно важной цели? Ведь нельзя же просто сказать: «А у нас все вот так!» Надо сказать, что у нас все плохо, что цель не достигнута. И объяснить, почему она не достигнута. С политической точки зрения, ее недостижение означает либо наличие грубых и всеобъемлющих управленческих ошибок, либо наличие политического противодействия. Либо и то, и другое вместе.

В любом случае, надо объяснять, что происходит, давать оценки происходящему.

Чуть ниже В.В.Путин в том же своем выступлении на заседании Совета по науке, технологиям и образованию нечто конкретизирует:

«За пять лет – с 1999 по 2004 год – ассигнования на науку выросли почти в четыре раза и к концу года достигнут 46,2 миллиарда рублей. Я прекрасно знаю, в каких условиях работала наука в начале 90-х годов, а вы это знаете еще лучше, но все-таки движение есть, движение очевидно. Теперь уже вряд ли можно говорить, что эти деньги мизерны».

Что имеет в виду глава государства? Почему он говорит, что ассигнования на науку к концу 2004 года достигнут 46,2 миллиарда рублей? Он имеет в виду фундаментальную науку? Деньги, направляемые на финансирование РАН?

Худо-бедно, но в целом РФ тратит на науку 15–16 миллиардов долларов, а не 2 миллиарда долларов (примерный эквивалент 46,2 миллиарда рублей). Это если рассматривать все в совокупности – фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки. То есть то, что у нас называлось НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), а у них – внутренние затраты на исследования и разработки. Много это или мало?

Для того, чтобы тут что-то сопоставить, нужны элементарные и общедоступные сведения.

С НИОКРом в 2004 году (то есть тогда, когда Путин произнес свои, так подробно нами исследованные, слова о воскресении российской науки) все РЕАЛЬНО обстояло следующим образом.

США в этот год затратили на НИОКР (у них это, повторяю, называется «исследования и разработки») 312,5 миллиардов долларов.

Страны ЕС в совокупности затратили 229,7 миллиарда долларов.

Япония затратила 118 миллиардов долларов. Китай затратил 94 миллиарда долларов. Южная Корея затратила 28 миллиардов долларов. Россия затратила 16,5 миллиарда долларов. Мы говорим о многополярном мире. И о том, что Россия – это один из полюсов. Может ли реально быть полюсом страна, тратящая на НИОКР меньше, чем Южная Корея? Мы говорим о равном голосе с США при решении мировых проблем, о России как одной из сил, имеющих решающее значение при решении глобальных вопросов... Мы говорим также о том, что потенциалы стран в будущем будут определяться интеллектом этих стран (что такое иначе инновационная экономика и общество знаний?). Так почему бы при этом Путину прямо не сказать: «Мы тратим на НИОКР в 20 раз меньше, чем США», – и не предложить стратегию, исходя из этой печальной действительности?

Восстанавливаем ли мы научно-технологический паритет – и с кем? Аж с самими США? С ЕС? С Японией? Китаем? Южной Кореей? Но для того, чтобы восстановить паритет, надо затратить больше, чем для того, чтобы его сохранить.

Будущее науки определяется образованием. В 2005 году расходы США на образование достигли 878 миллиардов долларов или 7,5% ВВП. А с учетом специальных программ дополнительного образования и переобучения взрослых они превысили 1 триллион долларов.

В России расходы на образование в 10 раз меньше, чем в США (около 100 миллиардов долларов по паритету покупательной способности рубля, то есть по наилучшим для нас оценкам).

Никто не призывает посыпать голову пеплом. Но предъявить в качестве самой больной из всех российских проблем подобное вопиющее несоответствие мы обязаны. Мы обязаны также объяснить, как мы это несоответствие будем преодолевать. А если мы не собираемся его преодолевать, то на чем зиждется наше представление о себе как об одной из решающих стран будущего? Тут ведь одних пожеланий мало.

Рассмотрим в дополнение к статическим характеристикам характеристики динамические.

Бюджетные расходы Китая на НИОКР в 2000 году составляли 45 миллиардов долларов. В 2005-м – 115 миллиардов долларов. В 1999 году Китай производил 3% от общего мирового объема экспортного хай-тека, в 2005-м – уже 15%. Количество научных публикаций китайских авторов с 2000 по 2004 год по сравнению с общим числом таких публикаций во всем мире увеличилось с 3,8% до 6,4% (это твердое четвертое место после стран ЕС, США и Японии). Доля же России за этот же (между прочим, уже путинский) период сократилась с 3,6% до 2,8%.

А вот еще одно сопоставление. «Газпром» и «Шеврон» – это сопоставимые по капитализации и объемам продаж сырьевые компании. Но в 2007 (наиболее для нас благополучном) году «Шеврон» затратил на НИОКР около 1 миллиарда долларов, а «Газпром» – около 60 миллионов долларов.

США – лидер по абсолютным затратам на НИОКР. Но американское научное сообщество, в отличие от нашего, оказывает давление на государство, предупреждая его, что при сохранении существующего положения США не выдержат конкуренции во всем, что касается научного и технологического лидерства. Ведь в США за последнее десятилетие XX века расходы на НИОКР выросли на 60%, а в Китае на 500%, в Южной Корее на 300% и так далее.

Спросят: «А что можно сделать? США богаче нас...»

Отвечаю. Во-первых, каким-то образом СССР конкурировал с США. И более того, именно запуск первого советского спутника стал для США фактором переосмысления роли науки в развитии.

Во-вторых, крайне тревожны не только абсолютные (тут еще можно ссылаться на несопоставимость ВВП США и России), но и относительные (в процентах от ВВП) цифры наших расходов на НИОКР.

США расходуют 2,68% своего ВВП. Мы – 1,16% своего ВВП. При этом Израиль расходует 4,9%, Швеция – 4,3%, Финляндия – 3,5%, Япония – 3,2%, Исландия – 3,1%.

Что касается тех, кто в абсолютных цифрах расходует больше нас на НИОКР (США, ЕС, Япония, Китай, Южная Корея), то никто из них не расходует столь малый процент своего ВВП, как мы.

В-третьих, есть ситуации, в которых спасение нации требует определенных, пусть и травмирующих, перераспределений. Надо сказать народу: «Если мы сейчас не начнем тратить на НИОКР 200 миллиардов долларов в год, то страны через 15 лет не будет». Пусть народ, в конце концов, решает... есть самые разные методы, с помощью которых он это может делать. Как демократические, так и иные. Иные, кстати, широко применялись в таких ситуациях и выводили страны из тупиковых ситуаций, сходных с нашей. Но никакие методы – ни демократические, ни авторитарные – не сработают, если (а) траты на НИОКР будут разворованы или просто неэффективны и (б) не будут в соответствии со степенью жертв, требуемых от общества, ущемлены интересы тех, кто не только ничем не собирается жертвовать, но и длит бесстыдную оргию гиперпотребления.

В-четвертых, если мы не можем так много тратить на НИОКР, то некоторое (все равно, не такое вопиющее, как сейчас) снижение количественных трат должно быть чем-то компенсировано в смысле качества. То есть должны преобладать не денежные, а иные мотивы – творческие, патриотические... Мотивы, связанные с нематериальными слагаемыми социального престижа. Эти мотивы не могут быть задействованы в существующей социокультурной ситуации. Ситуации, которая создана регрессом и до сих пор поддерживается властью. Ситуации, в которой успешен только богатый. Когда деньги – единственный критерий престижа. Казалось бы, ясно, что вариантов решения проблемы не так уж и много.

Вариант №1 – вкладывать в науку столько денег, сколько в США (или, как минимум, сопоставимые суммы). Понятно, что это невозможно (хотя почему не нарастить расходуемые средства хотя бы до аналогичной по проценту от ВВП суммы – уже неясно).

Вариант №2 – изменить общество и за счет этого выиграть или хотя бы не проиграть гонку. Для этого надо сделать очень многое. Накалить утопию развития, повысить за счет этого престиж науки, создать совсем иную конфигурацию престижа в российском обществе.

Вариант №3 – честно сдаться.

Поскольку первый вариант недостижим, а третий несовместим с жизнью, то остается второй и только второй вариант. Почему этого не признают ни Путин, ни Медведев, ни все остальные наши элитарии, рассуждающие об обществе знаний? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется.

Скептик, конечно же, скажет, что я просто не понимаю разницы между осуществлением развития и разговором на тему о «развитии» (он же пиар).

Да все я понимаю. Так понимаю, что дальше некуда. Скептик скажет: «Вы всерьез беспокоитесь о развитии? А они пиарят это развитие. И вас используют для того, чтобы в их пиар поверили». Что значит поверили в пиар? Разве я только что не осуществил антипиар? Осуществил и буду осуществлять. Потому что понимаю недопустимость тотального опиаривания такой проблемы, как проблема развития. Но ведь опиаривание не может быть тотальным. Худо-бедно, но какие-то средства в науку стали вкладывать. И если мы боремся за любые, даже крохотные, сдвиги к лучшему, то почему нам эти сдвиги (а) не зафиксировать и (б) не подстегнуть? Почему, наконец, не использовать то, что развитие, пусть и с пиар-целями, помещают в фокус общественного внимания? Да, надо при этом вводить антипиар в свои концепции в качестве профилактического слагаемого. Но мы еще посмотрим, кто кого использовал.

Так, по-моему, обстоит дело в части (и впрямь печального, но не безнадежного) соотношения между действительностью и пиаром, реальным и виртуальным. Однако все не сводится к проблеме этого соотношения.

Все неизмеримо сложнее. В чем-то еще прискорбнее, чем если принять версию «пиар и только». А в чем-то перспективнее. Но прежде всего – именно неизмеримо сложнее. И, не поняв этой сложности, мы не сможем отстоять развитие в том реальном мире, который нас окружает.

Не хуже оппонирующих мне скептиков я знаю, что такое пиар и каков его вес в системе сегодняшних разговоров на тему «даешь развитие!». И тем не менее я считаю (поверьте, не без определенных оснований), что для Путина и Медведева экономика знаний и идея перевода страны в новое качество – это не пиаровский пузырь. Или, как минимум, не только такой пузырь. Мне кажется (да, только кажется, но вовсе не по причине тяги к романтизации действительности), что Путин и Медведев связывают для себя нечто (в конце концов, не важно, что именно) с идеей развития, идеей обретения страною нового качества.

При этом они, к сожалению, свято убеждены, что страна будет обретать новое качество, двигаясь по существующей социально-экономической и историко-культурной траектории, заданной событиями 1988–1991 и 1991–1993 годов.

Осуждая беспредел 90-х, наши политические лидеры не разрывают с их наследством. А заданная траектория, по которой движется страна, им представляется не только допустимой, но и спасительной.

Ведь освобождаемся же мы, так сказать, от предыдущего советского безумия, от «красивой, но вредной сказки». Те же, кто предлагает дать внятную оценку этой самой траектории, назвав ее регрессом (сдержанным, но не преодоленным при Путине), зовут назад, в ужасное советское прошлое. И под видом развития подсовывают все тот же, уже продемонстрировавший свою губительность и противоречащий мудрому мировому опыту, красный проект.

Итак, первое фундаментальное (ценностное и чуть ли не экзистенциальное) ограничение, в рамках которого Путин и Медведев хотят осуществлять развитие, можно назвать «запретом на изменение траектории».

Второе, столь же фундаментальное, ограничение можно назвать «запретом на изменение методов управления даже при сохранении траектории».

То есть запрещено (на уровне так называемого табуирования как властного, так и общественного сознания) не только констатировать абсолютную катастрофичность запущенного 20 лет назад (и вновь подчеркну, лишь сдержанного, а не преодоленного) процесса. Того самого, про который Горбачев сказал, что «процесс пошел».

Запрещено также – даже оставаясь в рамках процесса – менять управленческую модель, а также политическую систему и все остальное. Это-то почему нельзя менять? Ответить на такой вопрос с рациональных позиций невозможно.

Ну, предположим, что запущенный 20 лет назад процесс – не регресс, а возвращение к единственно правильным капиталистическим нормам жизни. Я-то уверен (и доказательств более, чем достаточно), что никаких капиталистических норм жизни нет и в помине. Но предположим, что мы к ним вернулись. И снова на что-то их менять не хотим. При этом весь мир потихоньку что-то меняет. А вскоре начнет менять не потихоньку, а весьма и весьма форсированно. Но мы не хотим. О'кей!

Но почему в рамках капитализма все применяли авторитарно-мобилизационные методы, а мы не можем? Почему авторитарная модернизация не является абсолютно западническим и абсолютно капиталистическим методом развития страны? Почему надо упорно и яростно путать капиталистическую авторитарную модернизацию и советский (и впрямь красный) проект совершенно другого, не капиталистического и не модернизационного, развития?

И почему, наконец, доказательства нежизнеспособности всего наличествующего, всей нашей сегодняшней жизни должны вызывать ТАКОЕ отторжение («с пути мы не свернем, и точка»)? Почему бы вместо этого «и точка» не осмыслить – спокойно и сугубо рационально – последствия несворачивания с ЭТОГО пути?

Почему нельзя свернуть с ЭТОГО пути, даже если продолжение движения по нему чревато гибельным для народа развалом страны и кровавой зачисткой существующей власти? Чай, не в горбачевскую эпоху живем – тогдашнее, весьма относительное, политическое вегетарианство давно и беспощадно избыто.

Если человеку для спасения надо переложить предмет из правой руки в левую, если человек при этом хочет спастись, если ему объясняют, что всего лишь надо переложить предмет подобным образом, а он его не перекладывает, то как это можно объяснить?

В принципе, есть три объяснения. Но именно три, и не более того.

Объяснение №1 – руководители страны – злодеи, которые жаждут ее погубить и потому даже при угрозе потери власти не хотят свернуть с обеспечивающего эту гибель пути. Например, по принципу: «И сам завалюсь, но уж эту пакостную Россию завалю окончательно». Обратите еще раз внимание на то, что на этот раз руководителям придется заваливаться вместе со страной. Горбачев реализовал уникальный и абсолютно неповторимый сценарий, при котором это можно сделать оставшись живым, здоровым и процветающим. Не будем обсуждать подробно, почему во второй раз этого будет сделать нельзя. Тем, кто хоть что-то понимает в политике, ясно, что нельзя. А остальным все равно ничего не докажешь. Обратите также внимание на то, что политическое поведение людей, которые столь беспощадно, рационально настроены на осуществление рассматриваемого нами злодейства, ничего не имеет общего с наблюдаемым реальным поведением Путина и Медведева. Как минимум, Путин ушел бы из сферы администрирования (а то и из политики вообще). Да и Медведев... Ну, не так бы вел он себя в этом случае в августе-сентябре 2008 года.

Объяснение №2 – руководители страны марионетки, которым даже не объясняют, почему нельзя сворачивать с гибельного пути. Просто говорят «нельзя» – и все. Сразу возникает вопрос: кто говорит? Загадочные всемирные заговорщики, инопланетяне? И почему столь могущественным силам, жаждущим нашей погибели, надо управлять руководителями страны так называемым рамочным способом? Намного проще дать прямые директивы. К счастью для одних и к сожалению для других, в мире нет сил, способных так влиять на политические решения. И потому объяснение №2 немногим более убедительно, чем объяснение №1.

Объяснение №3 – Путин и Медведев являются идеологическими фанатиками, причем не абы какими, а радикально-либерально-антисоветскими. При первом же взгляде на обсуждаемых политиков ясно, что они являются кем угодно, но не фанатиками. Что же касается идеологического антисоветского фанатизма, то наделавшее шума утверждение Путина о том, что Сталин лучше Гитлера, в это никак не вписывается. Идеологический антисоветский фанатик такого утверждения себе позволить не может, даже если оно ему по каким-то причинам выгодно. Да и выгодность (как при наличии обсуждаемого фанатизма, так и без оного) более чем сомнительна.

Так в чем тогда дело?

Мне кажется, что налицо соединение двух обстоятельств. Одно из них – макросоциальное. Тут надо обсуждать классовую принадлежность, корпоративную принадлежность и так далее. И Путин, и Медведев – плоть от плоти господствующего сословия. Как его ни назови. Разорвать с сословием они не могут. Да и не понимают, зачем. Возможно, при определенных обстоятельствах создадутся предпосылки для такого разрыва между властью (надстройкой) и классом (базисом). Если классу захочется «сдать» надстройку, то надстройка может серьезно призадуматься. Но пока она еще не призадумалась. А вне этой парадоксальной (и Марксом не обсуждавшейся) схемы, в которой надстройка может не подчиниться базису, а, мягко говоря, сильно его скорректировать, существует определенная заданность. Классовое (корпоративно-цеховое, групповое, кастовое и так далее) сознание – штука цепкая.

Речь при этом следует вести и о сознании, и о подсознании. Это-то и называется «плоть от плоти». Макросоциальный субъект ненавидит все, что связано с реальным советским бытием, боится всего, что адресует к какому-то повторению оного. Он также боится и ненавидит модернизационный авторитаризм. Это другой страх и другая ненависть. Но этот страх и эта ненависть тоже фундаментальны.

Кроме макросоциальных обстоятельств, есть еще и обстоятельства менее масштабные, но, как мне представляется, тоже существенные. Власть задается не только своими опорными группами, но и своей интеллектуальной инфраструктурой. Инфраструктура состоит из профессионалов, обеспечивающих власть информацией, и групп, готовых оппонировать как власти, так и этим околовластным профессионалам.

Рассмотрим и то, и другое. Профессионалы, обеспечивающие власть информацией, раз за разом демонстрируют то, что обеспечивать власть они будут только той информацией, которая власти нравится. Степень этой сервильности беспрецедентно высока. Она гораздо выше, чем в позднезастойный период. Это связано с эрозией морали и... И высочайшей ролью денежного фактора. Казалось бы, потеря властных симпатий для околовластных профессионалов не грозит последним ни остракизмом («волчьим билетом», исключением из КПСС), ни более серьезными жизненными неприятностями по модели 1937 года. Угроза потери места в нынешней системе чревата только экономическими неприятностями. Но они-то и оказались для нынешней околовластной интеллектуальной группы гораздо более болезненными, нежели издержки брежневского (а то и сталинского) формата.

Однако это касается только околовластных профессионалов. Чем мотивирована предельная пластичность групп, заинтересованных в оппонировании власти и не обусловленных рассмотренной выше околовластной интеллектуально-политической мотивацией? Например, академиков, перед которыми выступает В. Путин. Академиков, которым нужны иные средства на научные исследования, академиков, которые любят науку, знают положение дел в ней и, наконец, даже шкурно заинтересованы в том, чтобы денег было побольше. При Брежневе эти академики отказались лишить звания действительного члена Академии наук СССР А.Д.Сахарова. На них тогда давили «по полной программе». Но они проявили определенную «упругость». Почему теперь они, за немногими исключениями, так пластичны?

Мне кажется, что только всеобъемлющий регресс, касающийся всех социальных и профессиональных сообществ, может объяснить подобную загадку. Но ее объяснение не избавляет меня от необходимости внесения ясности в вопрос о том, что происходит реально с нашей наукой. Подчеркиваю – не я, а представители этой науки, ее элита должны во всеуслышание говорить об этом.

Никто не требует при этом от научной элиты (в том числе крайне близкой Путину) аввакумовского самопожертвования. Все можно и должно формулировать с предельной корректностью. Но только молчать нельзя. Нельзя кивать головами, поддакивать, зная, что происходит на самом деле. И понимая, что Путин по жизни не с наукой связан, от данных по ее поводу достаточно изолирован. И без прорыва этой изоляции научная элита обрекает науку на гарантированное прозябание.

Я не хочу сказать, что все сводится к тому, что Путин чего-то там не знает. Но и это слагаемое существенно. И совершенно непонятно, почему высшие научные администраторы, а также близкие к Путину околонаучные бизнесмены не приводят в разговорах с ним, а также в статьях, публичных выступлениях, на разного рода коллегиях хотя бы тех – беспощадных и неопровержимых цифр, которые уже приведены в данном исследовании. Но ведь все не сводится к этим цифрам!

Почему не говорится о том, что национальная инновационная система вообще, а у нас в особенности, потребует прямого, а не косвенного участия государства? О том, что в нынешнем культурном климате инновации невозможны? О том, что даже в условиях ВТО лидирующие страны (под теми или иными предлогами) поддерживают своих лидеров наукоемких отраслей? О том, что расходы на НИОКР одной лишь Toyota Motor в 2008 году составили 8 миллиардов 761 миллион долларов, то есть больше половины всех совокупных расходов России на НИОКР? А если (собственно, почему нет?) три японские автомобильные компании – Toyota, Honda и Nissan объединятся, то их совокупные расходы (а это совсем не три лидера расходов по НИОКР) составят 19 миллиардов 421 миллион долларов. То есть в пять раз превысят все расходы на НИОКР нашей страны?

Почему не говорится об этом теми, кто по профессии и статусу не может об этом не говорить? Что, так и будем обвинять во всем власть и при этом помалкивать в тряпочку? А общество? В данном случае, уже не только гражданское, но и корпоративное. Почему представители науки как корпорации воды в рот набрали? В чем генезис этого молчания на заседаниях Совета по науке, технологиям и образованию, на которых присутствуют и лидеры корпорации «Наука», и Путин?

 

25 октября 2005 года. Москва. Из вступительного слова президента РФ В.В.Путина на заседании Совета по науке, технологиям и образованию:

«Убежден: не только рынок должен стимулировать потребности людей к росту образовательного уровня. В эпоху экономики знаний и инноваций государство, конечно же, должно поддержать граждан в их желании наращивать знания».

Как поддержать? В какой социальной и культурной среде? Можно ли сделать это, не меняя среду? Как изменить среду? Путин уже говорит о том, что для подобной поддержки нужен не только рынок. Но как будет выглядеть нерыночная составляющая? Как она соотнесется с регрессивным российским рынком?

Вопросы повисают в воздухе. При этом Путин возвращается к теме раз за разом. И, убежден, не только по причинам, так сказать, «пиаровского характера».

17 июля 2006 года. Санкт-Петербург, Стрельна. Пресс-конферен­ция президента РФ В.В.Путина по итогам встречи глав государств и правительств «Группы восьми»:

«Следует адаптировать образование к требованиям инновационной экономики, которую не случайно называют экономикой знаний».

10 декабря 2006 года. Дрезден. Выступление президента РФ В.В. Путина на российско-германском форуме общественности «Петер­бургский диалог»:

«И в России, и в Германии прекрасно осознают, что экономика знаний выходит в современном мире на первый, приоритетный план. И мы со своей стороны, конечно, будем поддерживать все усилия Форума по этому направлению».

19 февраля 2007 года. Волгоград. Выступление президента РФ В.В. Путина на заседании президиума Госсовета:

«...Модернизация промышленности обязательно создаст спрос на продукты и услуги отечественных научных центров. Тем самым промышленность будет реально интегрироваться в новую экономику и, как мы сейчас часто говорим, в экономику знаний».

26 апреля 200I года. Москва, Кремль. Послание президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации:

«Богатство образовательного, научного, творческого достояния России дает нам видимые преимущества для создания конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях экономики. Такой экономики, где основным двигателем являются не темпы освоения природных ресурсов, а именно идеи, изобретения и умение быстрее других внедрять их в повседневную жизнь».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.