Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тупые, жалкие скоты! 1 страница




Противны мне до тошноты

Повадки этой мрази.

 

Но это оценочная норма, свойственная эпохе Элеоноры Аквитанской и Ричарда Львиное Сердце. Эпохе того, что на языке Бертрана де Борна можно назвать восхождением сброда торгашей. Или же – триумфом сторонников «нормальной жизни». Но много прежде, чем этот триумф состоялся (и столетиями позже однозначно-оскорбительных оценок Бертрана де Борна), родился гений – Мигель Сервантес. И он написал своего беспрецедентного «Дон Кихота». Того самого, про которого Достоевский говорил как про достаточное оправдание всего человечества на Страшном Суде. Мол, если человечество смогло создать такое – оно заслуживает прощения все целиком.

У Сервантеса нет и в помине деборновской категоричности. Санчо Панса – не прописной негодяй (представитель «сброда»), а глубокий, трогательный, душевный человек со своей правдой.

Он во всех смыслах слова – нормальное начало. Он, прежде всего, просто здоров и не принимает ветряную мельницу за великана.

Он не только здоров – он еще и здравомыслящ.

Он не просто здравомыслящ – он, как бы сейчас сказали, авангарден. Он критикует уходящее, осуществляя важнейшую культурную функцию.

Но кто когда-либо решался сказать, что Санчо Панса – Протагонист, а Дон Кихот – Антагонист? Кто-кто... Перестройка наша – вот кто... «Заколебали вы нас своими ветряными мельницами! Хватит воевать с ветряными мельницами!»

Табун перестройщиков прошелся по всей отечественной и зарубежной культуре. Георгий Товстоногов в преддверии перестройки за счет легкого смещения акцентов в блестящем своем спектакле представил «Горе от ума» Грибоедова как равный поединок Протагониста (Чацкого) и Антагониста (Молчалина). Но он не мог и никогда не стал бы выворачивать наизнанку отношения в рамках вышеуказанной протоантагонистической пары. Да это и не нужно было предперестроечной интеллигенции 60–70-х годов, только готовящей перестройку. На тот момент нужно было держать пальму первенства за интеллигентом – Чацким, борющимся с номенклатурщиком – Молчалиным.

Но хлесткий, умный и внутренне непримиримый ответ Молчалина на вопрос Чацкого о его талантах: «Два-с: умеренность и аккуратность» – закладывал основу для будущего выворачивания протоантагонистических отношений наизнанку.

Еще один шаг – и Молчалин начнет олицетворять собой норму (нормальную жизнь), а Чацкий – антагонистичное норме патологическое начало. Ну, назвали же человека психом? Может, не зря? Теперь этот шаг уже сделан литовским режиссером у Волчек и... Путин, которому спектакль показали, недоумевал – как так можно? А ему снисходительно разъясняли: «Можно, можно». И ухмылялись. Вы только не думайте, что я с политики перешел на театр. Я аккурат политику обсуждаю. Ее и только ее. И политику вообще (к вопросу об ухмылках по поводу недоумений Путина), и эту самую перестройку с ее подкопом под героизм, выдаваемым за апологию нормальности. Перестройка хотела раскурочить весь предыдущий жизненный уклад. Но больше всего ей хотелось раскурочить героическое в этом укладе, предъявляя его в качестве ненормального.

«Надо прожить свою жизнь нормально, по-человечески, чтобы не было стыдно», – говорит Д.Медведев...

Еще не ушло из жизни поколение, учившее наизусть: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества».

Медведев говорит: «Ставить же перед собой какие-то глобальные цели можно, и каждый из нас имеет, наверное, эти цели, но они не должны заслонять именно главного – надо прожить свою жизнь нормально, по-человечески, чтобы не было стыдно».

И там, и там – стыдно плохо прожить жизнь.

Но в одном случае все без остатка подчинено глобальной (самой великой из возможных) целей. И ничего другого нет вообще.

А в другом случае такое заслонение глобальным всего остального – ненормально, то есть помещено не на положительный, а на отрицательный полюс идеологемы.

Последовательная дегероизация – это порождение чего? Бюргерского духа? Капитализма?

Каждая эпоха имеет своих героев. Последовательная дегероизация, изобретенная спецкульторологией и спецантропологией для так называемой денацификации Германии (и потом примененная для декоммунизации и дебольшевизации), оказалась весьма коварным изобретением. Как мы все видим просто по факту, нацистские герои стремительно возвращаются в нынешнюю, постъялтинскую по своей сути, Европу. Гуманизм в его поствоенном исполнении вознамерился убить всех героев (якобы чтобы искоренить жестокость, непримиримость, амбициозность – темные стороны героя вообще). Но убил гуманизм только своих героев.

Героев же своего смертельного врага он не убил, а парадоксальным образом возвысил...

Герой-спецназовец из американских фильмов ведет ненормальную жизнь. Но грезит только нормальной – своим домиком, лужайкой, праздничной индейкой и прочим. Во имя нормальной жизни – должна осуществляться жертва? Но чем так хороша эта нормальная жизнь, что ради такой жизни у других ты должен лишаться ее сам? Лишаться благ этой самой нормы, а то и жизни вообще. Уже и Голливуд устал от такой, явно несостоятельной, версии... Уже и ему понятно, что нужно в хороших парнях рассмотреть какое-то метафизическое благо, а в плохих парнях – метафизическое же зло.

Ну, например, свобода – это благо. Несвобода – зло. Но, как только ты оживляешь эту метафизику (кто-то скажет – эгрегор), появляются и герои, которые во имя идеала свободы очень репрессивно обходятся с нормальной жизнью – и своей, и чужой.

Да, конечно, «ты меня ждешь, и у детской кроватки не спишь»... А также «смертный бой не ради славы – ради жизни на Земле». Но рядом с этим – и метафизика.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой...

Проклятая Орда... Дмитрий Донской с его Куликовым полем. Скольких он лишил права на нормальную жизнь. А ведь можно было договориться...

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать...

Ну, нельзя изъять из жизни метафизику, подвиг, героизм и назвать нормальным то, что от нее осталось при подобном изъятии! Всегда ли в жизни есть место подвигу – это отдельный вопрос, но если в ней вообще не будет места подвигу – то почему она будет человеческой жизнью?

По факту того, что раз эти существа – двуногие, владеющие речью, любящие гамбургеры и баскетбол и умеющие обращаться с компьютерами, то они – люди? Или, еще точнее, только они и есть нормальные люди?

Но предположим, что вам удалось убедить гражданина России в том, что нужна нормальная жизнь и именно она ценнее всего на свете. Где жизнь нормальнее и комфортнее? В Австрии или Магадане? Ну, хорошо, не в Магадане, а в Санкт-Петербурге... Или даже Москве. В Москве или Санкт-Петербурге она может быть «круче». Но это другое. Нормальнее она очевидным образом в Австрии. Или даже в Чехии... Или... Стоп! Начни я только нащупывать «территориальный сакралитет» темы «нормальной жизни», ее картографию в каноническом советском варианте... А начинать надо, конечно же, с советского варианта... Только спроси я себя и других, куда должен был совершать паломничество советский человек, уверовавший в «бога нормальности» (а это был именно бог), – и все взорвется. Потому что немедленно выяснится со всей непреложностью, что совершать эти паломничества он должен был в священные Палестины под названием Прибалтика. В какой-нибудь Пярну... Ну вот, видите... «какой-нибудь»...

Нет уж, поскольку тему «нормальной жизни» можно обсуждать или с огромной осторожностью или никак, то не с картографии надо начинать ее обсуждение. И хотя советский вариант этой темы, советский культ нормальной жизни при таком обсуждении не минуешь, хотя там-то и «собака зарыта», там-то и находится все, заслуживающее самого серьезного рассмотрения... Хотя, конечно же, туда и только туда меня притягивает страсть исследователя... Так ведь опять-таки страсть... А ну, как ее лучи спалят дотла нежный цветок мечты о нормальной жизни? И что тогда я буду исследовать? Нет уж, наступлю-ка я (предупреждаю, что не надолго) на горло собственной песне. И обсужу наше сегодня, задав себе вопрос, какие социальные группы могут породить в сегодняшнем российском обществе запрос на нормальную жизнь.

Потому что, согласитесь, Д.Медведев – политик. А политик может в предвыборный период делать акцент на определенной – больной и очень непростой – теме нормальной жизни, только рассчитывая нащупать и активизировать свою социальную и политическую опору. Она же – ядро электората. А как иначе? Ну, так и давайте разбираться со структурой опорных групп в современной России. Чему созвучна в ней может быть органическая для Медведева тема нормальности? А ну как эта тема, благопристойнейшая сама по себе, породит, соединившись с нашей действительностью, нечто диаметрально противоположное?

 

 

Глава IX. Нормальность и криминальный гедонизм

 

Когда наш олигарх говорит, что он причастился дарам западной цивилизации и обрел желанную ему нормальность, научившись правильно пользоваться сложнейшей сервировкой и пить вино по тридцать тысяч евро бутылка, то вряд ли речь идет о нормальности, ненавидимой Бертраном де Борном и не без внутреннего сарказма воспетой Гете:

Цвет Просвещенья – разве он

Не духом бюргерства рожден?

Дух бюргерства – сложен и противоречив. В тихом омуте этого духа завелись черти, скорое пришествие которых предсказал Гейне. Но если Гейне видел в тихом омуте немецкого бюргерства только чертей будущего фашизма, то и Гете, и Шиллер, каждый по-своему, улавливали и благие вибрации этого невероятно противоречивого духа бюргерства, проклятого – вот ведь коварство истории – с одной стороны, гением Бертрана де Борна и, совсем с другой стороны, гением Генриха Гейне. Ни Шиллер, ни Гете этот дух не проклинали. И Томас Манн сказал о себе – я, мол, человек, рожденный и выросший в духовных традициях немецкого бюргерства.

Не считаю сколь-нибудь перспективной попытку воспеть Молчалина и проклясть Чацкого. Считаю, напротив, что это ужасная попытка – распутная и абсолютно нигилистическая. Продиктованная специфической – именно прибалтийской – ненавистью к русской культуре. Ну вот, опять Прибалтика... Стоп... Крестьянин из Ставрополья по фамилии Горбачев и ярославский крестьянин по фамилии Яковлев «отоспались» на нашей культурной и социальной бытийности почище любых прибалтов. Да и некоторые представители благородных сословий «отличились» как перед революцией 1917 года, так и впоследствии.

В прибалтийской ненависти к русской культуре и плодах этой ненависти, включая спектакли по произведениям русской классики, извращающие наши ценности, есть своя логика: культуры-то (наша и прибалтийская) слишком несопоставимы. И это ясно всем, включая самих прибалтов. Что же касается нас, то, обладая таким культурным потенциалом, мы имеем право иронически и аналитически исследовать любые извращения этого потенциала, поскольку они в конечном итоге только раскроют его, потенциала нашего, подлинную природу и глубину.

А потому давайте зафиксируем, что, как ни ужасна и сокрушительна, пошла и бесперспективна, унизительна и провокационна попытка воспеть Молчалина, она к чему адресует? К умеренности как особому таланту...

Вино за тридцать тысяч евро бутылка – это умеренность? Это дух бюргерства? Это – распутство, вызов, гульба... Гусарство, «эх-ма» на манер Бертрана де Борна. Это криминал, а не норма. Или, точнее, ерничество криминала, пытающегося утверждать вопреки всему свою нормальность и буржуазность. Это даже не мечта криминалитета об Оксфорде для детей. Это фантастическая внутренняя издевка, с которой Россия, якобы радостно соглашаясь на призыв стать нормальней», на самом деле выворачивает эту нормальность наизнанку. И в каком-то смысле при этом самоспасается в разрушении: «Если уж смыслов не даете, то я вашу нормальность буржуазную так извращу, что мало никому не покажется, ни мне, ни вам. Так спародирую, что стошнит всех. И меня в первую очередь». Наша культура и онтология содержит в себе для этого пародирования все необходимые компоненты. Достаточно только заменить апелляцию к норме апелляцией к пародирующей эту норму криминальной гульбе. Тут тебе хоть анекдоты («мы немножко попоем и тихонько постреляем»), хоть песни, в которых гульба обыгрывается по-разному. И так:

 

Учили меня

Отец мой и мать:

Стрелять – так стрелять,

Гулять – так гулять.

 

И этак:

 

И ежели останешься живой –

Гуляй, рванина, от рубля и выше!

 

«Народ для разврата собрался», – докладывает Егору Прокудину нанятый им организатор досуга... «Не могли бы мы здесь где-нибудь организовать аккуратненький такой бордельеро?.. Забег в ширину...», – предлагает сам герой «Калины красной». Увидев брошенную старуху мать, он раскаивается и начинает надрывно вкалывать. Но это надрыв, а не дух «нормальности». Убежден, что советская номенклатура простила Шукшину его Егора лишь потому, что рядом с Егором Шукшин разместил подлинного Санчо Пансу своего криминального Дон Кихота – брата жены, Петро. «Молчит и работает, работает и молчит», – умилялись пропустившие фильм номенклатурщики. Но и Петро, согласитесь, не дух бюргерства, не умильная отсылка к «нормальности».

Итак, криминальный олигарх – это стихия «бордельеро» и «забега в ширину». Только без раскаяний и сомнений. Люсьен – шлюха из «Калины красной» – пытается заступиться за Егора перед собирающимся его убить уголовником. «Молчи, – говорит ей уголовник (он же предтеча наших нынешних олигархов), – а то я вас рядышком положу, как голубков...». И добавляет, глядя на идущего к ним Егора: «Где ж справедливость? Он мало натворил?»

Можно ли адресоваться к криминальному базису, посылая ему мессидж «нормальности»? В той степени, в какой нормальность – это дух бюргерства, создавший обустроенность и процветательность западного мира... В той степени, в которой это так, конечно, нельзя. А все другое я обсужу чуть позже. Пока же лишь зафиксирую несомненное. Дух бюргерства вел непримиримую войну с роскошью, распутством, гламуром, «забегами в ширину», Ксениями Собчак своего времени и любителями вина по тридцать тысяч евро бутылка. Этот дух изгнал роскошь из церквей, родив протестантство. Исступленный труд, умеренность, подвижничество в миру неотделимы от духа бюргерства. Отстранение порядка от хаоса, культуры от природы – вот что в основе.

«Тут везде я велю понасажать цветочков, цветочков, и будет запах», – кричит Наташа из «Трех сестер»... Зачем надо, чтобы был «запах»? Откуда этот ритуал чистоты и упорядоченности? Каждый, кто внимательно читал «Будденброков», понимает откуда. От страха смерти. «Я лютеран люблю богослуженье», – неискренне надрывается Тютчев...

И рядом другие строки:

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Протестант чувствует смрад тленья и хаоса. Его от этого смрада ежесекундно выворачивает наизнанку. Но он посадит цветочки, и «будет запах». Он огородится от хаоса палисадником и черепичной крышей. Благоустроенную Европу создал дух бюргерства? Есть и другая точка зрения, согласно которой создали эту благоустроенность монахи, усмирявшие плоть трудом на болотистых равнинах Франции. В любом случае, это создал исступленный труд, взятый на вооружение в качестве лекарства от смертного ужаса. И – порядок, взятый на вооружение как лекарство от хаоса, от ветра ночного, который Тютчев неискренне умоляет не петь песен про хаос, тут же называя этот хаос «родимым».

Я уже обсуждал великое безумие Петра Великого, рожденное его влюбленностью в нормальность, и отклик безумной России на это великое безумие. Вдумаемся – как именно работали любимые Петром голландцы (а также немцы и прочие)? Они работали «от и до». С перерывами на обед, ритмично и степенно. А как работал Петр, его сподвижники, заразившиеся его безумием иностранцы, включенные в петровский проект? Они работали так, как радели хлысты. А не так, как подлинные носители той западной традиции, которой якобы подражали рехнувшиеся на почве исступленной работы русских.

Русские оказались рыцарями труда. А те, кого они копировали, были бюргерами труда. Стать рыцарем труда русский может. Стать бюргером труда – нет. Лефорт, который был бюргером труда, оказавшись рядом с Петром, превращается в рыцаря труда как отрицание бюргерства. Отрицание, а не утверждение. И это касается отнюдь не только петровских судорог.

Герой Шукшина, советский крестьянин, превратившийся в вора, Егор Прокудин, отказавшись от воровства и уйдя от пародийного «бордельеро» в труд, становится рыцарем труда, а не бюргером. Он берет постриг в миру, а не живет нормально. И даже взяв этот постриг, он все равно труд постоянно проблематизирует. В этом и выявляется антибуржуазная, монашеско-рыцарская природа трудового русского безумия. Нашей работоголии, породившей разного рода русские индустриальные чудеса. Проблематизация адресует к смыслу труда. «Зачем родились-то?» – спрашивает Егор Прокудин, кроя очередные рекорды на трудовой ниве. Откуда это «зачем»? Почему все пронизано подобной проблематизацией?

Потому что рядом с возделанным полем – не ненавидимая хаосность природы, которую надо подавить вокруг и в себе самом, а любимые березки. «Инобытие в бытии» – другая формула спасения, другой труд. Мир зол, чудовищен – и потому возможен соблазн его отрицания. Но он – не богооставлен, он не тьма без света, в которой только самомашинизация может быть ответом на вызов хаотизации.

Нормальная жизнь в ее исполнении аутентичной западной цивилизацией – это протестантская схима. Это лекарство от смертной болезни, порожденной богооставленностью.

«Знаю, что смерть рядом, но буду говорить ей свое «нет», подстригая газон... Травинка к травинке. А она мне шепчет «да»... Ая ей «нет». И подстригаю, и понимаю, и сдерживаюсь».

А когда «лимиты сдерживания» (не путать с «лимитами на революцию») исчерпываются, тогда «зиг хайль!»

Искать сию добродетель в криминальном базисе бессмысленно. Этого Дмитрий Анатольевич, как политик, не может не понимать. Но он это ищет, хотя и не там. А где искать? Ведь не в маргинализованных же низах! Или, может быть, он не это ищет? Позже мы рассмотрим и такую возможность. Но сначала все-таки додумаем до конца...

Если Дмитрий Анатольевич, апеллируя к нормальному, ищет это, бюргерское, а не что-то другое... Если он ищет это (а я так убежден, что именно это ищут и он, и его команда), то где они это могут искать? Если не в криминальном базисе и не в маргинализованных низах, то где?

Ядром криминального базиса являются организаторы воровства в особо крупных (миллиарды баксов) и просто крупных (сотни миллионов баксов) размерах. Им пафос бюргерской добродетели и бюргерской умеренности глубоко чужд. И уж если идти в фарватере «Горя от ума», то это не отмываемый Молчалин, а отмываемый Фамусов. А на самом деле – это скукоженный до криминальности дух Бертрана де Борна.

Деньги по этой – рыцарской – схеме делаются не за счет бюргерских радений на трудовой ниве. Они добываются на большой дороге... Или в постели императрицы... И это добродетельно! Труд же – постыден и греховен. «Ты бумажечки свои пишешь за гроши без выходных, – издевался надо мной симпатизировавший мне бывший член Политбюро, – а такой-то (голос его теплел), как настоящий человек, одним росчерком пера своего родственника увел миллиард долларов и нормально живет». Тут нормальное выступало в скукоженно деборновском варианте. Кстати, в сходном варианте этот идеал описывает и Фамусов. Мол, стукнулся лбом об пол... Высочайшая улыбка... Еще раз стукнулся... Бабки, почет. Не трудился, стукался! Наш человек.

Если бы Молчалин проявлял таланты подобного рода, Фамусов с радостью отдал бы за него дочь. Но он не видит в Молчалине этого любезного его сердцу лобостукательного таланта. И – презирает. Никогда с таким чужаком не породнится. Но – терпит. А почему? Почему терпит-то? В чем тут тайна базиса?

Предположим, что некто хапнул условный миллиард баксов и вошел в ядро криминального базиса. Потому ли вошел, что хапнул, или потому ли хапнул, что вошел... Не будем погружаться в эти детали (при всей их важности). Часть того, что некто хапнул, он сразу же увел за бугор. А часть оставил здесь...

На бабки, которые оставлены здесь, этот некто (а) живет и (б) хапает. Точнее – готовится к очередному хапку. А это тонкая и рисковая деятельность, требующая и криминального ума, и (криминального же) таланта. В той мере, в которой некто хапает (прорабатывает хапок, присматривается, приглядывается, планирует хапок и осуществляет оный), ему никакие бюргерские добродетели не нужны.

Есть братва, наделенная другими добродетелями. Это типичная феодальная ватага. И «некто» – в главном, что составляет содержание его жизни и доблесть оной, то есть в хапке, – опирается именно на такую ватагу.

Чего в ватаге нет – так это нормальности в ее бюргерском исполнении. Все остальное есть – удаль, ум, нюх, азарт, жестокость... Все – кроме нормальности. Значит, не только в ядре криминального базиса (архитекторы хапков), но и в первой (ватажной) оболочке этого базиса нет никакого пиетета перед нормальной жизнью в ее умеренно-добродетельном бюргерском исполнении. И если Д.А. Медведев апеллирует к бюргерско-добродетельному началу, говоря о нормальной жизни, то вроде бы он посылает свой сигнал в никуда?

Так ли? И так, и не так! Потому что и шефы (ядро базиса), и ватага (первый слой оболочки базиса) не только хапают и уводят, уводят и хапают. Они еще и, так сказать, живут на родной земле.

Во втором слое оболочки этого же криминального базиса находятся те, кто должен обеспечивать не хапок (так сказать, «работу»), а жизнь. Они должны проектировать и строить виллы для хапуг и их ватаг. Они должны данный контингент обслуживать. А это сложная и многоуровневая задача. Врач, который спасает нашего хапугу – не скажу от рака, от геморроя, – должен быть профессиональным и порядочным человеком. Хапуга будет этого человека презирать, но обхаживать. Для деятельности он не нужен и даже вреден. Но для жизни он абсолютно незаменим.

Криминальный капитализм, конечно, порождает криминальную медицину, а также криминальное образование, криминальные спецслужбы и прочее. Но он хотел бы для себя иметь нечто другое. Для себя – в смысле для жизни. Для деятельности нужен криминальный мент или криминальный министр здравоохранения, вместе с которыми хапнешь. Но для жизни нужен честный начальник охраны или врач. Иначе залетишь. И архитектор виллы (твоей, разумеется) должен быть профессионален и честен. И строитель. Иначе это (вилла то бишь) обрушится тебе на голову. И у соседа, Иван Иваныча, так и произошло: «Как ведь хапнул человек! Блеск! Но у него и строитель так хапнул, что трам-тара-рам – в лепешку. Вместе с семейством. Любо-дорого посмотреть было... Тьфу, типун мне на язык!»

Значит, хапуге нужен бюргер для своего (и только своего) жизнеобеспечения.

Но хапуг много. И каждому нужны свои бюргеры. Итак, ни в ядре базиса, ни в его первой оболочке места для бюргерского сословия (а значит и апелляций к бюргерской норме) нет. А во второй оболочке это место есть. И оболочка эта отнюдь не так тонка, как кому-то кажется. Если совокупный хапок... Ну, даже равен трети валового внутреннего продукта (а многие считают, что он существенно больше) и если хотя бы 25% хапка – это обеспечение жизни хапуг в нашем отечестве, то речь может идти о миллионах и миллионах тех профи, которым хапуги хотели бы вменить добродетель.

Не к ним ли обращается Д.Медведев? Не их ли уютные квартиры, дачи с подстриженными газонами, машины «Вольво» и поездки в австрийские четырехзвездочные гостиницы в отпускной период он хочет сделать отправной точкой в борьбе с ядром и первой оболочкой криминальной системы? Это был бы очень амбициозный политический проект. Он же – проект «нормальная комфортная жизнь» Он же – проект «a la Кукуй» «Давайте поживем по-людски». Только вот...

Прошли выборы... И выяснилось, что некий слой, почему-то называемый «средним классом» или даже «верхушкой среднего класса», а по сути являющийся этой самой второй жизнеобеспечительной оболочкой (находящейся и впрямь в непростых отношениях с хапугами и ватагой), голосует ногами. То есть он и впрямь откликается на идеал нормальной комфортной жизни в его классически бюргерском исполнении. Но он не связывает для себя этот идеал с Россией. Потому что, по его мнению, жизнь в России ненормальна и некомфортна по этим самым бюргерским меркам. А как она может быть нормальна и комфортна для тех, кто является второй оболочкой, коль скоро и ядро, и первая оболочка ориентированы на нечто, прямо противоположное нормальному бюргерскому идеалу?

Если все, что хочет представитель этой самой второй оболочки, нормальность... То реализовывать свой идеал он будет в нормальных же странах... Где соблюдают правила уличного движения... А также другие правила, делающие жизнь нормальной и комфортной в достойно-бюргерском смысле.

Добиться такой жизни в России эта вторая оболочка базиса может только сметя ядро базиса и первую оболочку. Но ни хапуги, ни ватага не сдадутся на милость своих проктологов и дантистов. Хапуг и тем более ватагу надо будет сметать известным дедовским способом, именуемым «революция». Сметать, погибая, жертвуя собой... ради чего? Нормальной комфортной жизни? А зачем ради нее чем-то жертвовать? И совместим ли этот идеал с жертвой? Тем более, что говорится о пагубности потрясений, о необходимости передышки, причем многодесятилетней. Значит, в течение всего этого времени хапуги должны хапать, ватага – наезжать... А вторая оболочка базиса – добросовестно и за хорошие деньги обеспечивать «жизненно важные потребности» хапуг и ватаги?

Но это нельзя назвать нормальным или даже комфортным. Это можно назвать лакомым. Но не более того. И дело не в высоких идеалах, а в повседневности. Будь ты тысячу раз аполитичен, повседневность тебя «достанет». То гаишник тебя неоправданно тормознет, то браток в зад твоего «Вольво» въедет на своем «Мерседесе». И тебя же за починку «Мерседеса» платить заставит. То есть пригнет – на бабки выставит и унизит. А при чем тут тогда комфорт? Нормальность? Если это позитивно-бюргерский идеал, то он основан на острейшем чувстве собственного достоинства. На защищенности твоих прав законом. Причем настоящей защищенности... А тут все по анекдоту: «Нам истец дал двадцать тысяч долларов, а ответчик – тридцать. Предлагаю – взять с истца еще десять тысяч и судить по закону». Это, что ли, комфорт и норма?

Если нормальность, к которой апеллирует Д.Медведев, – это бюргерская нормальность, нормальность умеренности и дехаотизации жизни («умеренность и аккуратность» в некарикатурном и неапологетическом прочтении образа Молчалина), то для нее жизнь по данному анекдоту (а имеет место она и только она) – это глубочайшая патология.

Устранение этой патологии – высокоиздержечный процесс, несовместимый с комфортом, вменяемым тебе в качестве высшей ценности. А вот если это не устранение патологии, а отстранение от нее, тогда... домик в Австрии, вид на жительство, знание языка... Ну, а дальше – «по ситуации».

Но, может быть, речь идет не об этой нормальности (назовем ее нормальностью-1), а о каких-то других нормальностях, нормальностях–2, -3 и так далее? Рассмотрим и их.

Нормальность–2 представляет собой не бюргерскую, а гедонистическую нормальность («да дайте пожить нормально, однова живем, в конце-то концов»). Бюргер заболевшую жену из дома не выкинет. Он будет вздыхать о непорядке, менять простыни и проветривать помещение, изгоняя больные, скверные запахи... Он будет занудно требовать от жены оформления завещания, соблюдения прочих нормальностей, предписанных ему его бюргерским кодексом чести. Но он жену не выкинет никогда! Это не только не по правилам. Это неприлично и непорядочно. Домочадцы его не поймут, соседи, собратья по цеху, общество. Бюргер может извести придирками здоровую жену так, что она повесится. Но больную жену он, повторяю, никогда не выкинет из дома. Гедонист же это сделает «на раз».

Дом классического бюргера и дом гедониста, даже если они тождественны как материальные объекты вплоть до каждой кафельной плитки и каждой сервизной чашечки (а так, конечно же, быть не может), служат совершенно разным целям. Задача дома гедониста – дать гедонисту сорвать максимум цветов удовольствия, набрать максимум очков в игре под названием «жизнь». Задача дома бюргера – создать пространство для мирского служения, превратить быт в утвердительный и спасительный ритуал, не дать океану хаоса просочиться в батискаф личного (семейного) материального космоса и этим, придав материальному ритуальный смысл, сотворить магию вытеснения хаоса из сопряженного с материальным космосом космоса смыслов. Беря ложку, моя пол, застилая постель, классический бюргер творит обряд: «Прочь, хаос, и из жизни, и из души. Изыди, сатана!»

Домочадцы, как следователи, ведут неустанный розыск: «Куда еще вторгся этот ужасный хаос? Откуда еще можно его изгнать?». Нормальную жизнь классического бюргера кто-то может назвать непрерывным невротически-вытеснительным ритуалом. Так закладывались основы той жизни, которая потом покажется такой умилительной и удобной: «Нормально живут люди! Эх-ма! Нам бы так!»

Когда кто-то хочет повторить результат, не вникая в то, чем он порожден, какой ценой оплачен и что собой знаменует... Зачастую некий результат, который стороннему наблюдателю кажется самозначимым (у них красивая жизнь – почему? потому, что они так обустраиваются), на самом деле является, так сказать, отходами другого (чаще всего духовного) производства. Чистота тела или аккуратность могут иметь гигиенический смысл, а могут быть следствием исполнения очистительного культа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.