КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тупые, жалкие скоты! 5 страница
Итак, окончательная Концепция вызывала странное чувство. Бросался в глаза разрыв между характером целей и средств. Разрыв абсолютно недопустимый и хорошо понятный авторам Концепции. Цели носили директивный характер. А средства... Все перечисленные в Концепции средства были связаны с опорой на стихийно-рыночное начало. То есть на то, что полностью зависит от конъюнктуры и качества рыночных агентов. Везде, где только можно, делался жесточайший акцент на инициативе частного капитала. В самых крайних (и немногочисленных) случаях говорилось о создании систем частно-государственного партнерства. Но даже это было, скорее, экзотикой. Государство как субъект развития? Вопреки всей мировой практике, такой характер отношений между развитием и государством концепция полностью и демонстративно игнорировала. Далее был полностью отброшен сценарно-вариантный подход. В конце полного текста Концепции прямо написано, что «Концепция базируется на инновационном сценарии, который наряду с использованием конкретных преимуществ как в традиционных секторах (энергетика, транспорт и аграрный сектор), так и в новых наукоемких секторах и экономике знаний предполагает прорыв в повышении эффективности человеческого капитала, развитии высоко- и среднетехнологичных производств и превращении инновационных факторов в основной источник экономического роста». При этом роль государства в создании инновационной экономики, согласно окончательному вердикту концепции, должна быть ничтожна: «Государство сосредоточится на создании потенциала для будущего развития путем придания инновационного характера системе образования, модернизации сектора научных исследований, компенсации "провалов рынка", осуществления целевой поддержки отдельных направлений технологического развития, выделяемых в качестве приоритетных, а также создания системы стимулов для наращивания инновационной активности». Рузвельт, создававший проект «Управление долиной Теннесси», понимал участие государства в технологическом прорыве иначе. И не он один. Создатели Концепции достаточно профессиональны для того, чтобы проанализировать мировой опыт и понять степень несоответствия этому опыту заявленной в Концепции минимизации роли государства. А это значит, что работа шла под идею, причем идею сугубо либеральную. При том, что никто, нигде и никогда не обеспечивал прорыв (то есть форсированное развитие) с опорой на либеральные принципы. Созданный в Концепции либеральный перекос не случаен. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с предлагаемыми механизмами «инновационности», основанными на коммерческом привлечении зарубежного опыта и технологий. О каком опережающем развитии можно после этого говорить? И цели, и принципы их реализации, и конкретные механизмы говорят о том, что речь идет о вялом, догоняющем развитии. В лучшем случае, об этом! Ядром всех разделов Концепции является экономическая либерализация и максимальная коммерциализация всех сфер жизни России, включая не только все «производящие» сектора экономики, но и науку, образование, культуру. Постоянно звучит – в разных вариациях – тезис о необходимости уменьшения государственного вмешательства в деятельность экономических агентов. Везде, где речь идет об инвестировании, написано, что основную роль должен играть частный капитал, в том числе и на условиях концессий. При всем моем желании поддержать ЛЮБУЮ идею развития России, я не имею права отказаться от констатации того, что разговор о концессиях реанимирует все, что связано с экономической десуверенизацией России. Что сам механизм концессий фактически забыт во всем мире. А если и вспоминается, то как отвратительный реликт эпохи империализма. А когда понимаешь, что Концепция предусматривает сохранение плоской налоговой шкалы (равного налога для бедных и богатых, чего нет ни в одной стране мира), а также сокращение государственного бюджета, то возникает дежа вю из эпохи Гайдара, а также смутное (сразу же отвергаемое) подозрение: не Гайдар ли писал этот текст? Не его ли Институт проблем переходного периода? Ощущение дежа вю усиливается при прочтении всего того, что посвящено в Концепции отношениям России с развитыми странами мира. Авторы Концепции – яростные и даже немного старомодные приверженцы предельной открытости России странам Запада. В Концепции подчеркивается, что Россия обязательно вступит в ВТО, а затем и в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития, объединяющую развитые страны мира). Ставится в качестве чуть ли не главной цели внешнеэкономической политики создание в России «одного из мировых финансовых центров, способного гораздо эффективнее привлекать капитал, чем национальная кредитно-финансовая система». Чем больше погружаешься в чтение окончательного текста Концепции, тем больше понимаешь, что предлагаемая Концепция развития России, по сути, является концепцией наращивания зависимости. В самом деле, с одной стороны, в Концепции утверждается, что у России есть неоспоримые «конкурентные преимущества» в сфере развития инновационной экономики (экономики знаний) и высоких технологий. С другой стороны, признается, что без привлечения современных западных технологий и более того – западных компаний и их опыта – задачи модернизации практически всех отраслей российской экономики решить не удастся. Не сказано прямо, что такой же подход рекомендуется для модернизации нашего ВПК. Но поскольку такой подход рекомендуется для модернизации всего в целом, то, видимо, и ВПК это тоже касается. С одной стороны, в Концепции утверждается, что накопленная «резервная подушка безопасности» при ее разумном расходовании позволит без особых затруднений пройти этап мирового экономического кризиса, который якобы закончится максимум в 2010 году. Но, с другой стороны, говорится, что для обеспечения инновационного развития Россия должна в несколько раз увеличить приток иностранных инвестиций. Однако авторы Концепции – не олухи и не дети! Они же знакомы с мировой экономической историей вообще и историей последних десятилетий глобализации в особенности. Они же не могут не понимать, что вся мировая экономическая история (а история последних десятилетий – в особенности) неопровержимо показывает, что в случае открытия слабой экономики (а российская экономика рассматривается в Концепции как слабая по отношению к той, откуда должны прийти инвестиции) начинает функционировать «принцип сообщающихся сосудов». То есть все ресурсы развития (финансовые, кредитные, интеллектуальные, знания, технологии, и так далее) начинают утекать из страны в направлении более сильных экономик. Если даже авторы Концепции недостаточно знакомы с опытом мировой истории, они не могут быть совсем уж чужды всему тому, что касается опыта их собственной страны. Россия уже напоролась на эти грабли в период, который именуется теперь «ужасными 90-ми годами». Авторы предлагают еще раз напороться на то же самое? Пусть им выпишут командировку в Латинскую Америку или Юго-Восточную Азию. Там на эти грабли в разных странах напарывались в основном по одному разу, но с такой силой, что потом никакие усилия вестернизированных элит не могли заставить общество повторить эксперимент. Видимо, считается, что у нас общество никогда ничему не окажет никакого осмысленного сопротивления. Может быть, это и так. Но при чем тут тогда развитие? Кроме того, чем ближе общество к состоянию комы и безволия, тем в большей степени экспертное сообщество должно брать на себя те функции, которых общество взять не может, и хотя бы говорить правду – обеспокоенно и ответственно. Есть в Концепции фрагменты, вызывающие уже не только недоумение, но и... не хочется говорить сострадание, но как иначе сказать? Например, на этапе реализации Концепции до 2012 года предполагается рост зарплат, превышающий рост производительности труда. А что такое рост зарплат, превышающий рост производительности труда? Это проедание неполученных доходов. Но ведь именно в этот период предполагается (в том числе и в самой Концепции) снижение валютных поступлений от сырьевого экспорта. А что такое снижение валютных поступлений от сырьевого экспорта? Это проедание так называемой «резервной подушки безопасности». А еще предлагается (в той же Концепции, между прочим) повышение социальных выплат непроизводственному сектору. Повышаются пенсии, пособия, зарплаты военным. А откуда на все это возьмутся деньги? Ведь речь идет о том, что «подушку» будут проедать ускоренно, с разных, так сказать, концов. И серьезного повышения доходов от инновационного экспорта на этот период не предполагается. Когда с популистскими целями в ходе предвыборной кампании даются завышенные обещания – это хотя бы понятно. Но зачем это делать в Концепции? Ведь ее никто, кроме специалистов, не прочитает. Иногда хочется руками развести от прямых несоответствий, которыми изобилует Концепция, причем не несоответствий мировому опыту, а несоответствий своим же собственным положениям. В Концепции предполагается, например, использование для защиты внутреннего рынка «таможенно-тарифных» мер ограничений импорта. Но в Концепции также предлагается вступать в ВТО. Правила ВТО не позволяют использовать «таможенно-тарифные» меры для ограничений импорта. Так что же, собственно, имеют в виду авторы Концепции? Или им кажется, что подобные несоответствия можно прикрыть употреблением броских (и ничему в мировой литературе не соответствующих) словечек? Почему надо называть уровень монетизации экономики России (обеспечения ее денежным предложением) «финансовой глубиной»? Что такое «финансовая глубина»? И не лучше ли было уменьшить сразу и количество ничему не соответствующих слов, призванных поразить внимание дилетантов, и количество несоответствий одних положений своей Концепции другим? В Концепции – в самом конце и вскользь – обозначены те издержки, которые предстоит принимать на себя адресатам. То бишь населению России. Речь идет о повышении до рыночного уровня тарифов на электроэнергию, газ, ЖКХ, транспорт. О «необходимости достижения равной доходности продаж газа на внутреннем и внешнем рынке». Все экспертные оценки (а их пруд пруди) показывают, что это станет тяжелейшим ударом для большинства предприятий России. А также чревато неприемлемыми социальными нагрузками для населения. Ведь вряд ли предприятия России к предлагаемому в Концепции времени станут конкурентоспособными на мировых и внутренних рынках в результате инновационной модернизации. А вот что будет, если инновационная модернизация «прикажет долго жить», а цены на газ повысят до мировых? Это, так сказать, «понятно до боли». Понятно также, почему это нужно «Газпрому». Но речь же идет о национальной Концепции. Для нации же и страны это абсолютно губительно. Вот что выясняется прежде всего при анализе объемного труда, призванного вывести нас на новые рубежи. Но к этому «прежде всего» все не сводится. Помимо заданности определенными (уже показавшими свою губительность) принципами, помимо небрежностей и корпоративных ангажементов, есть еще одно свойство Концепции, которое нельзя назвать иначе, как «странность». Конечно, можно только приветствовать то, что X съезд «Единой России» не отказался от развития в условиях кризиса. Но разве можно отказаться от детального рассмотрения кризиса как контекста и фактора? Это же называется «отрыв от реальности»! То есть экономический аутизм. Должно ли вообще заявляемое в Концепции соотноситься с реальностью хоть как-то? В Концепции, например, задается либеральный принцип руководства экономикой. Между тем правительство, подписавшее Концепцию, уже применяет дирижистские антикризисные меры, которые диаметрально противоположны всему, что предписывается Концепции. Налицо алармистские заявления А.Кудрина о том, что если государство будет наращивать госрасходы нынешними темпами, то резервов не хватит даже на три года. Кудрин сам по себе, Концепция сама по себе? Кудрин не член правительства, утвердившего Концепцию 25 ноября 2008 года? Налицо официальное заявление замглавы МЭР А. Клепача о том, что в России уже наступила рецессия. Налицо официальные экспертизы, предрекающие стране уже в следующем году глубокий экономический спад и глубоко дефицитный бюджет и призывающие Думу срочно заняться секвестром трехлетних бюджетных проектировок. Рассматриваемая Концепция является концепцией в полном смысле слова? Или ее можно называть «снами о развитии» (сон первый – инновационный, сон второй – инвестиционный и так далее)? Оппоненты могут мне сказать, что Концепция – это всего лишь пиар. Что-ж, это было бы грустно. Но еще грустнее, если это не пиар. А в том-то и дело, что, судя по выступлениям Путина и Медведева в конце 2008 года (если мне не изменяет, конечно, психологическое чутье), речь идет не о пиаре, а о символе веры. Путин и Медведев, как мне кажется (доказать тут нельзя ничего, но без интуиции аналитика невозможна), в каком-то смысле рассчитывают на реализацию Концепции. И вот тогда становится не только грустно, но и страшно. Потому что сталкиваешься с двумя несовместимыми пожеланиями, которые я здесь и далее буду называть принципом «И–И» (прошу не путать с четырьмя или пятью «и», заявленными российской властью в качестве ядра все той же Концепции). Говоря о принципе «И–И», я имею в виду парадигмальность, согласно которой тот или иной проект (в том числе и предложенный в Концепции проект развития) должен сочетать в себе нечто несочетаемое. Например, он должен быть И политически мягким, И обеспечивающим переход страны в новое цивилизационное качество. Никак не являясь адептом политической жесткости ради жесткости, я все-таки хочу понять: (а) как это может быть в принципе, (б) где и когда так было и (в) как это может быть в условиях глубокого кризиса? Либо надо отменять в условиях кризиса поставленные цели (что уже происходит де-факто хотя бы по отношению к росту ВВП), либо продавливать реализацию целей жесткими политическими методами. Когда же не происходит вообще ничего, то возникает именно странное и пока еще смутное ощущение какого-то совсем уж стратегического дежа вю... Какого именно? Ситуация слишком серьезна для того, чтобы описывать смутные ощущения. Описываемое должно перестать быть ощущением вообще, а уж смутным – тем более. Для того, чтобы этого добиться, нужно проводить качественно другую аналитику. Что я и собираюсь сделать. Анализ, который предложен выше, – это системная (структурная, сравнительно-историческая, герменевтическая и иная) аналитика текстов о развитии. И не абы каких текстов, а текстов законно избранных российских президентов. Текстов тех политиков, которые находились и находятся у руля. Нельзя пренебрегать текстами такого рода и заниматься развитием, не попав немедленно в башню из слоновой кости. Там-то все, как говорится, тип-топ. Можно и в опасную полемику не вступать, и не получать упреков по части профанации предмета («помилуйте, что вы анализируете!»). Итак, я сознательно анализирую эти тексты. Анализирую их как современную российскую политику и даже историю, то есть то, без чего любая политическая теория развития будет пустым умствованием. В то же время следует признать, что анализ конкретных (И я бы сказал, чересчур этой конкретностью обусловленных) текстов при построении политической теории развития возможен лишь в качестве отправной точки. В виде того частного, которое должно на следующем этапе обрести ту или иную связь с общим. Коим в нашем случае является развитие как таковое. Уже по ходу обсуждения частного (этих самых конкретных властных и околовластных политически значимых текстов о развитии России) я затронул кое-что выходящее за рамки, задаваемые самодостаточным обсуждением подобного «частного». Я попытался осмыслить ряд принципов, понятий и категорий. А заодно и символов. Базис и надстройка... Брэнды и супербрэнды... Бытие Развития как Лики (или Фигуры). Надыдеологическая консолидация и «алгебра страсти». Норма и патология... Возможно, по ходу исследования я еще не раз вернусь к этим принципам, категориям, понятиям и символам. Но тут я их вводил и рассматривал лишь постольку, поскольку это помогало решению конкретной задачи. Задачи анализа совокупности политических текстов, в которых делается заявка на развитие. Эти тексты проанализированы. Вплоть до текстов Концепции развития, уже имеющей скорее не политическое, а прикладное значение. Но никакой анализ текстов как таковых нельзя считать исчерпывающим, если нет ясного понимания того, что можно назвать ценой вопроса. В самом деле, какова цена вопроса о развитии, поднимаемого российской политической властью с теми или иными, возможно, не столь уж и масштабными, целями? Сводится ли вся цена вопроса к нежелательности для врагов и конкурентов России какого-либо развития страны? Врагу надо, чтобы страны не было. Конкуренту – чтобы она не мешала. Развитие спасает страну от гниения и распада, то есть не отвечает целям врага и конкурента. У России много врагов и конкурентов. Они сделают все возможное для того, чтобы Россия не развиваась, а, напротив, деградировала и рассыпалась на части. Проблема России носит общемировой характер. Так, может быть, цена вопроса о развитии, правильно или неправильно подымаемого политическими руководителями России, полностью сводится к нежелательности развития России для врагов и конкурентов и желательности этого развития для нас? Мне представляется очевидным, что в этом – лишь первое, может быть, и решающее, но никак не исчерпывающее, слагаемое цены вопроса о развитии. Что даже если Россия исчезнет – вопрос о развитии не будет снят с повестки дня. И даже не станет менее острым. Наверное, это сейчас самый острый из всех мировых вопросов. И вряд ли мы сможем что-то понять в объективном (процессами, а не намерениями авторов задаваемом) смысле анализируемых нами текстов без разбирательства того, почему этот вопрос имеет такую остроту именно в наше время. Почему именно этот вопрос является самым острым из мировых вопросов? В чем конкретно эта острота? И как эта острота, вторгаясь в тексты, преобразует их почти до неузнаваемости?
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |