Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заявка команды 10 страница




К началу 1944 г. в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях и в западной части Тихого океана одновременно действова­ло 30-35 американских подводных лодок. С захватом Маршалло-вых о-вов их базы на 2300 км приблизились к основным японским коммуникациям, что намного увеличило время пребывания на бо­евых позициях. Из-за слабости японской противолодочной оборо­ны потери американцев были невелики. С декабря 1943 г. по май 1944 г. США потеряли на Тихом океане всего 6 лодок, в то время как Япония — 26. Одновременно американская авиация, получив новые аэродро­мы на захваченных к тому времени островах, стала наносить уда­ры по судам противника в районах Борнео, Целебеса и южной ча­сти Филиппин. Это привело к таким потерям в японском транспорт­ном флоте, что японское командование было вынуждено исполь­зовать для снабжения островных гарнизонов подводные лодки. Целью №1 для американских подводных лодок и авиации бы­ли японские танкеры. За первое полугодие 1944 г. их было унич­тожено 43. В результате ввоз нефти в Японию в мае 1944 г. по сравнению с январем сократился с 1 млн. до 600 тыс. баррелей. С мая 1943 г. по май 1944 г. тоннаж торгового флота Японии упал с 5630 тыс. до 4308 тыс. т. В 1944 г. ввоз стратегического сырья и продовольствия в метрополию уменьшился до 10,1 млн. ф (в 1943 г. — 16,4 млн. т). В Японии таяли стратегические запасы нефти, цветных металлов, угля, каучука, бокситов. Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941—1945) Япония, со своей стороны, не смогла создать угроз коммуни­кациям союзников. Океанские перевозки США через Тихий океан к районам боевых действий и вдоль тихоокеанского побережья Америки осуществлялись практически беспрепятственно. В ию­не-сентябре 1944 г. японским подводным лодкам не удалось по­топить ни одного боевого корабля или судна союзников в Тихом океане. За октябрь-декабрь они уничтожили 2 эсминца, танкер и 2 торговых судна. Столь скверные результаты объяснялись тем, что большинство японских лодок не имели радиолокаторов и не могли своевременно обнаруживать противника. В 1945 г. Япония продолжала расплачиваться за прежние ошибки в организации защиты своих коммуникаций. За 7 месяцев 1945 г. японский торговый флот смог обеспечить доставку 2743 тыс. ф различных грузов, т.е. в 3,7 раза меньше, чем за 1944 год. За тот же период японцы построили 473 тыс. ф торгового тон­нажа, сумев восстановить лишь 1 / 3 потопленного. Военная экономика Японии Война стоила Японии колоссального напряжения всех видов ресурсов — финансовых, производственных, людских. Приоритет­ным направлением экономического развития стала военная про­мышленность, а функционирование всех других сфер хозяйства во все большей степени ориентировалось на обслуживание нужд армии и флота. Война также поставила на повестку дня вопрос о создании механизма государственного регулирования экономики, адекватного требованиям военного времени. . Разумеется, и во время войны главным ры- Бюджетно-финан- т чагом государственного регулирования ос- совая политика J тт г j г тавался бюджет. Через него государство аккумулировало существенную часть национального дохода стра­ны и направляло полученные средства на военные нужды, высту­пая на рынке как предъявитель огромного спроса на продукцию военного назначения, что обеспечивало чрезвычайно выгодные условия контрактов. За 1936/37-1945/46 фин. гг. государст­венные расходы Японии выросли с 2,3 млрд. до 103,8 млрд. иен и в целом составили 293,1 млрд. иен. Из них на войну было израс­ходовано 221,9 млрд. иен (75,7%). Пропорционально росту государственных расходов нарастали и размеры бюджетного дефицита — с 0,6 млрд. иен в 1936/37 до 75,6 млрд. в 1945/46 фин. гг. Покрытие дефицита осуществля­лось главным образом за счет внутренних займов, и к концу вой­ Часть 3. Япония на пути военных авантюр ны размеры государственного долга достигли астрономической суммы 113,4 млрд. иен. При этом использовалась практика при­нудительного размещения облигаций государственных займов. Так, в первые месяцы войны Банк Японии принял решение осу­ществлять кредитование коммерческих банков только в том слу­чае, если они приобретают определенное количество государст­венных облигаций. Дважды в месяц представители 45 крупней­ших банков страны приглашались в Банк Японии, где они получа­ли задания по покупке облигаций. Регулярное приобретение госу­дарственных облигаций было вменено в обязанность и всем про­чим финансовым институтам (сберегательным банкам, местным коммерческим банкам, трастовым и страховым компаниям). Правительство стремилось сделать облигации полнокровным финансовым инструментом; хотя их свободная продажа была за­прещена, они принимались в качестве залога под ссуды. Кроме того, Банк Японии при выдаче кредитов предоставлял владельцам облигаций определенные льготы (снижение процента, увеличение сроков кредита и т.д.). Около 30% всех выпущенных во время войны облигаций было размещено в системе почтовых сбережений министерства финан­сов, где хранили деньги наименее состоятельные граждане. Во время войны была введена система принудительных сбережений, по которой рабочие и служащие были обязаны помещать опреде­ленную часть своих доходов на счета почтово-сберегательных касс. Так, в 1943 г. на них в принудительном порядке было пере­ведено около 2/3 годичных бонусов рабочих и служащих про­мышленных компаний. Одновременно значительно усилилось и налоговое бремя, при­чем основная его тяжесть легла на плечи рядовых граждан, так как в отношении компаний в период войны действовала развет­вленная система всевозможных налоговых освобождений, льгот, скидок и т.д. Среднедушевая сумма налоговых сборов выросла с 26,5 иен в 1935 г. до 85,3 иен в 1941 г. и 201,6 иены в 1944 г. В 1944/45 фин. г. налоги увеличились на 2,9 млрд. иен и составили 13,7 млрд. иен. В то же время из-за резкого роста объемов госу­дарственных займов доля налоговых поступлений в доходной час­ти бюджета снизилась с 58% в 1936/37 фин. г. до 26% в 1943/44 фин. г. Бюджет был лишь частью сложив-Государственное регу- щеися в военные годы системы госу-лирование экономики дарственного регулирования эконо­мики. Другими ее составляющими были государственное пред­ Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945) принимательство, кредитно-финансовое регулирование и прямое административное вмешательство государственных органов в дея­тельность частного сектора. В годы войны размеры государственной собственности увели­чились незначительно, и доля его в совокупном предпринима­тельском капитале страны составляла около 20%. В собственно­сти государства по-прежнему находилась большая часть желез­ных дорог, авиатранспорта, средств связи, около половины парка судов и автомобилей, а также несколько крупных предприятий и военные арсеналы. В то же время специфические условия военно­го времени породили различные формы смешанных государствен­но-частных компаний, где государству принадлежала лишь часть капитала, но деятельность которых находилась под жестким пра­вительственным контролем. В целом эту группу предприятий можно разделить на две ка­тегории: государственно-частные компании, в которых сущест­венная, а иногда и львиная доля капитала принадлежала государ­ству; и частно-государственные компании, в капитале которых го­сударство имело незначительную (часто символическую) долю, но которые были созданы по инициативе правительства и находи­лись под его покровительством и контролем. Среди предприятий первой категории наиболее известным был металлургический комбинат «Нихон сэйтэцу», созданный еще в довоенные годы. Среди предприятий второй категории можно назвать железнодо­рожную компанию «Нихон цуун», компанию по производству жидкого топлива «Тэйкоку нэнрё», компанию международной электросвязи «Кокусай дэнки цусин» и т.д. Наконец, во время войны в Японии возникла и такая уникаль­ная форма предпринимательства, когда при сохранении права соб­ственности на капитал за частными владельцами права управле­ния компанией передавались государству (по принципу «частная собственность — общественное управление»). Именно на таких условиях под государственное управление были переданы част­ные авиастроительные компании «Накадзима хикбки» и «Кавани-си какуки», а также частная электроэнергетическая компания «Нихон хассбдэн», созданная по инициативе правительства путем объединения почти всех компаний, занятых в производстве элек­троэнергии. Частные или полугосударственные компании, находившиеся под правительственным контролем (получившие название «ком­пании государственной политики»), пользовались значительными привилегиями, которые предоставлялись им в качестве компенса­ Часть 3. Япония на пути военных авантюр ции за утраченную независимость. Прежде всего, они освобожда­лись от всех государственных и большей части местных налогов и пользовались приоритетом при получении государственных субси­дий. Кроме того, правительство гарантировало их акционерам оп­ределенный уровень прибыли и дивидендов (при этом в смешан­ных компаниях государство отказывалось от своей части прибыли на капитал, чтобы обеспечить более высокую прибыль частным владельцам). Наконец, этим компаниям предоставлялись исклю­чительно благоприятные условия кредитования и право выпуска собственных облигаций (под гарантии правительства) на сумму, в 10-15 раз превышавшую размеры их собственного капитала. К началу войны на Тихом океане в Японии и ее колониях на­считывалось уже более 100 «компаний государственной полити­ки», причем большинство из них были созданы в отраслях, имев­ших важное военно-стратегическое значение (разработка ресур­сов, инфраструктура, энергетика, тяжелая промышленность). Однако наибольшая часть экономики в течение всего военного периода оставалась в частных руках и вне сферы прямого государ­ственного контроля. Для использования ее потенциала для реше­ния военно-стратегических задач государство использовало ши­рокий набор средств кредитно-фискальной политики, а в опреде­ленные моменты — и жесткое административное регулирование. Для облегчения государственного контроля над частным сек­тором было проведено объединение предприятий с тем, чтобы го­сударство имело дело не с каждым предприятием в отдельности, а с их объединениями или ассоциациями. Еще в марте 1938 г. был принят закон о всеобщей мобилизации, в котором, помимо проче­го, шла речь о создании объединений предприятий и оговарива­лось право правительства на вмешательство в этот процесс. Всего к 1941 г. было создано более 20 тыс. всевозможных промышлен­ных, торговых и иных объединений. Некоторые из них возникла на базе старых картелей, другие были образованы заново. Дальнейшим шагом в упорядочении этой системы стал выход в августе 1941 г. императорского указа, вводившего в действие закон об ассоциациях в главных отраслях промышленности. В со­ответствии с ним в 18 ведущих отраслях должны были быть соз­даны «контрольные ассоциации» и «контрольные союзы». «Кон­трольные ассоциации» объединяли в масштабах отрасли все круп­ные предприятия, а «контрольные союзы» — мелкие и средние. С 1943 г. все «контрольные союзы» должны были объединиться в единый отраслевой союз и перейти в подчинение соответствую­щей отраслевой «контрольной ассоциации». Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945) Ключевые посты в «контрольных ассоциациях» заняли пред­ставители дзайбацу. К февралю І943 г. было создано 22 «кон­трольных ассоциации», которые возглавили директора крупней­ших промышленных компаний и торговых фирм. Контрольные органы были созданы и в сельском хозяйстве (в 1943 г. здесь действовало уже 50 «контрольных компаний» и 100 «контрольных союзов»), и в сферах торговли и финансов. Все эти организации представляли собой органы частномоно-полистического регулирования, находившиеся в подчинении со­ответствующих министерств и ведомств и действовавшие в тес­ном контакте с ними. Руководство ими со стороны правительст­венных учреждений сводилось к постановке конкретных задач (например, достижение определенных объемов производства тех или иных видов продукции), а вопросы квотирования производст­ва, распределения сырья, оборудования, выдачи лицензий на но­вые капиталовложения, организации сбыта продукции и т. д. на­ходились в ведении самих ассоциаций и союзов. Такая система регулирования частнопредпринимательского сектора сохранялась до 1943 г. Однако эскалация военных дейст­вий потребовала ужесточения государственного контроля над экономикой. В начале 1943 г. были изданы императорские указы об особых правах правительства в военное время, в марте были назначены 7 советников правительства в ранге министра, которы­ми стали представители крупнейших военно-промышленных кор­пораций. Совместно с кабинетом министров они составили выс­ший экономический совет, имевший право давать рекомендации премьер-министру в отношении руководства военной экономикой. Наконец, в сентябре 1943 г. было создано министерство вооруже­ний с чрезвычайно широкими полномочиями. С его образованием роль «контрольных ассоциаций» и «сою­зов» в ведущих отраслях промышленности существенно умень­шилась. В их ведении осталась лишь 1/3 предприятий этих от­раслей, а основная часть перешла в непосредственное подчинение министерству вооружений. В январе 1944 г. были подчинены ми­нистерству вооружений и стали получать государственное финан­сирование 150 компаний, связанные преимущественно с самоле­тостроением, а в апреле — еще 424 компании. На их предприяти­ях была введена военная дисциплина, многие фабрики и заводы переведены на круглосуточную работу. Логическим продолжением усиления государственного кон­троля стало принятие на последнем этапе войны (в конце 1944 г.) закона о компаниях по производству вооружений и введение на Часть 3. Япония на пути военных авантюр его основании системы «выделенных компаний». К февралю 1945 года в эту категорию вошли 677 компаний, в том числе все авиа­строительные предприятия, а также крупнейшие компании в угольной промышленности, в производстве цветных металлов, черной металлургии и судостроения. Все они пользовались при­оритетом в обеспечении сырьем, оборудованием и рабочей силой. Правительство приняло также на себя обязательство компенсиро­вать их владельцам все убытки, связанные с бомбардировками или эвакуацией предприятий, и гарантировало им получение твердых дивидендов (не менее 5%) независимо от реальных ре­зультатов деятельности. Для обеспечения этих компаний необходимыми финансовыми средствами было издано распоряжение о выделении специальных банков, осуществлявших их приоритетное финансирование. В на­чале 1945 г. таких банков насчитывалось 57. В эту категорию во­шли головные банки дзайбацу и крупнейшие из местных коммер­ческих банков. В последние месяцы войны через них проходило 70-80% всех кредитных ресурсов страны, львиная доля которых предоставлялась «выделенным компаниям». Перевод экономики на военные рельсы потребовал и вмеша­тельства государства в святая святых рыночного механизма — процесс ценообразования — для создания такой системы цен, ко­торая делала бы выгодными, высокоприбыльными военное и свя­занные с ним производства. Вначале была сделана попытка организовать «добровольные соглашения» между производителями определенных товаров о поддержании цен на заданном уровне. Поскольку эта попытка провалилась, в 1938 г. было решено создать центральный комитет по ценам (с подчиненными ему местными комитетами), в задачу которых входило установление максимального уровня цен на бо­лее чем тысячу основных товаров. Решения комитета имели силу закона, а контроль за их исполнением возлагался на экономиче­скую полицию и инспекторов по ценам. Однако быстрый рост цен на товары, оставшиеся вне контро­ля, вынудил правительство принять чрезвычайные меры. В октяб­ре 1939 г. был издан указ, по которому цены на все товары, а так­же арендная плата, плата за фрахт и заработная плата фиксирова­лись на уровне, существовавшем на день публикации указа, и мог­ли быть повышены только с разрешения государственных органов. Введение этих мер вызвало огромный рост спекуляции и воз­никновение «черного рынка», что подтолкнуло правительство к следующему шагу — введению системы рационирования. В пер- г Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945) 445 вую очередь она коснулась сырья и полуфабрикатов, использовав­шихся для производства вооружений и промышленного оборудо­вания. Затем было введено рационирование основных предметов потребления, а в 1940 г. был завершен перевод населения на кар­точное снабжение. Однако ни государственный контроль над ценами, ни попытки удержать их путем щедрого субсидирования предприятий не смог­ли предотвратить их быстрого роста, и под давлением рыночных сил само государство вынуждено было периодически пересматри­вать их уровень. Дело в том, что в военные годы под обеспечение государственных облигаций резко увеличились масштабы денеж­ной эмиссии: общая сумма денег в обращении возросла с 1400 млн. иен в июле 1937 г. до 5934 млн. иен в конце 1941 г. и 26200 млн. иен в июне 1945 г. Поскольку увеличение масштабов эмис­сии происходило при одновременном сокращении производства в гражданских отраслях, с первых же лет войны в стране началась инфляция. В результате по сравнению с 1936 г. индекс оптовых цен к 1941 г. поднялся до 184, а розничных цен—до 204; в 1944 г. эти показатели составляли уже, соответственно, 325 и 390. „ - Благодаря жесткому и всеобъем- Японская промыш- г „ лющему контролю над экономикой ленность в годы воины японскому государству удалось со­средоточить значительную часть национальных ресурсов в отрас­лях, прямо или косвенно обслуживавших нужды армии и флота, и на протяжении почти всего периода военных действий поддержи­вать военный потенциал страны на достаточно высоком уровне. Однако обратной стороной такой политики стало крайне нерав­номерное и однобокое хозяйственное развитие, перекосы в отрас­левой структуре (раздутые мощности военной промышленности и сократившиеся производственные возможности гражданских от­раслей, резкий рост доли тяжелой промышленности и сокраще­ние доли легкой), нарушение нормальных пропорций между по­треблением и накоплением, приведшее к резкому снижению жиз­ненного уровня населения, деградация ряда важнейших отраслей народного хозяйства. Наиболее яркий пример такого рода явила текстильная про­мышленность. Вмешательство государства в ее развитие началось с первых же лет войны. На первых этапах оно ограничивалось распоряжениями об обязательном примешивании к пряже искус­ственных волокон (30% от общего объема) при производстве тка­ней для внутреннего рынка, введением некоторых ограничений на импорт сырья и экспорт готовой продукции. Однако со второй по- Часть 3. Япония на пути военных авантюр ловины 1941 г. начала осуществляться программа насильствен­ной концентрации текстильного производства, перепрофилирова­ние предприятий, массовое их закрытие и уничтожение основных фондов. В результате к середине 1943 г. были закрыты почти все мелкие и средние предприятия, а из крупных продолжали дейст­вовать лишь около 30%. С 1942 г. началось массовое уничтоже­ние прядильных и ткацких станков, которые превращались в лом для металлургической промышленности. К концу войны из 13782 тыс. веретен осталось лишь 2713 тыс. (около 20%), а из 338,5 тыс. ткацких станков — лишь 109 тыс. (около 1 /3). Похожей была судьба и другой крупнейшей отрасли — хими­ческой промышленности. Поскольку в годы, предшествовавшие войне, она развивалась очень быстро, имевшихся мощностей с лихвой хватало на удовлетворение потребностей армии и флота во взрывчатых и отравляющих веществах и в ряде других продук­тов. В то же время спрос на продукцию отрасли со стороны граж­данских отраслей и населения резко уменьшился. В результате произошло обвальное снижение объемов выпуска всех основных видов химической продукции. Так, производство искусственного шелка сократилось в 15 раз, штапельных волокон — в 2 раза, сульфата аммония — в 2,4 раза, каустической соды — в 2,6 раза. Характерно, что даже в отраслях, выделенных с самого начала войны в разряд приоритетных (к ним были отнесены угольная промышленность, черная металлургия, производство цветных ме­таллов, самолетостроение и судостроение) дела обстояли отнюдь не лучшим образом. Из 5 приоритетных отраслей лишь 2 — произ­водство цветных металлов и самолетостроение — развивались очень успешно: выпуск самолетов за 1937-1944 гг. увеличился с 2,7 тыс. до 28,4 тыс. в год (в 10,5 раз); производство алюминия возросло с 14 тыс. ф в 1937 г. до 141 тыс. ф в 1943 г. (в 1944 г. оно снизилось до 110,4 тыс. т, так как основные поставщики в Япо­нию бокситов — страны Южных морей — оказались отрезанными от нее); производство магния увеличилось с 232 ф в 1935 г. до 4800 ф в 1944 г. Что касается судостроения, то несмотря на обильные субси­дии, освобождение от налогов, льготное финансирование и про­чие меры поддержки до 1943 г. производство находилось в стагна­ции: в 1937 г. на воду было спущено судов общим водоизмеще­нием 451 тыс. т, а в 1942 г. — 424 тыс. т. И только с 1943 г., когда стало очевидно, что потери японского флота достигли катастро­фических масштабов, началось быстрое наращивание объемов выпуска (до 1124 тыс. ф в 1943 г. и 1584 тыс. ф в 1944 г.). Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945) На протяжении всего военного периода довольно сложным ос­тавалось положение в черной металлургии и угольной промыш­ленности. Несмотря на огромные субсидии (на производство спе­циальных сталей, на проведение НИОКР, за использование руд с низким содержанием металла и т.д.), монопольное положение по­лугосударственного комбината «Нихон сэйтэцу» и строгий госу­дарственный контроль, производство черных металлов все время отставало от потребностей в них военной экономики. За 1937-1943 гг. выпуск стали увеличился с 5,8 млн. ф до 7,8 млн. т, а чу­гуна — с 2,4 млн. ф до 4,4 млн. т, но уже в 1944 г. произошло резкое его снижение — соответственно до 5,9 млн. ф и 2,8 млн. т. Еще более скромными были успехи угольной промышленно­сти: несмотря на всестороннюю государственную помощь и под­держку угольных компаний (вплоть до организации массового за­воза на шахты рабочей силы из Кореи и Китая), добыча угля уве­личилась с 45,3 млн. ф в 1937 г. до 55,5 млн. тонн в 1943 г. и упала до 49,3 млн. ф в 1944 г. г „До 1943 г. сельскохозяйственное произ- Сельское хозяйств водство в самой Японии и ввоз продо-в енного времени вольствия с оккупированных территорий позволяли в основном удовлетворять потребности вооруженных сил и населения страны (при нормированном снабжении). В 1942 году в метрополии было выращено 10,7 млн. ф риса (в 1941 г. — 8,8 млн. т) и ввезено почти 2,6 млн. ф (довоенное потребление ри­са составляло 12-13 млн. т). В 1943 г. положение стало ухудшаться: в метрополии было произведено около 9,4 млн. ф и ввезено 1,2 млн. ф риса. В селе стала остро ощущаться нехватка рабочей силы. В феврале,1944 г. правительство было вынуждено освободить сельскохозяйствен­ных рабочих от трудовой мобилизации и привлечь к работе стар­шеклассников из сельских школ и учащихся средних сельскохо­зяйственных учебных заведений. Несмотря на это, Япония в 1944 году произвела и ввезла в страну всего 9 млн. ф риса, а посевная площадь уменьшилась с 3079 тыс. до 2950 тыс. га. В целом, война нанесла тяжелый урон сельскому хозяйству страны. Шелководство было сильно подорвано, применение удо­брений резко сократилось, производство всех основных видов продукции заметно снизилось. Всего за 1937-1945 гг. производ­ство риса сократилось более, чем на 40%, овощей — на 20%, фруктов — на 40%, коконов — на 75%. Из-за реквизиции рыбо­ловных судов (для обнаружения минных постановок и дозорной Часть 3. Япония на пути военных авантюр службы), сокращения районов рыболовства и уменьшения чис­ленности рыбаков уменьшился вылов рыбы. Социальные по в°йна резко ухудшила условия жизни рядо-следствия войны вых япон*ев- В roP°*ax наблюдалась острая нехватка промышленных потребительских товаров и продовольствия, а воспользоваться услугами «черного рынка» могли немногие. Осложнилось положение трудящихся. Продолжительность рабо­чего дня в 1942 г., по официальным данным, составляла 12-13 ча­сов. В январе 1942 г. была принята программа чрезвычайных ме­роприятий по трудовой мобилизации населения, согласно которой рабочие военно-промышленных компаний закреплялись за теми предприятиями, где они трудились. Наряду с этим правительство осуществило широкую мобили­зацию на военное производство женщин и учащихся. В марте 1942 г. вступил в действие новый закон о трудовой повинности мужчин и женщин в возрасте от 12 до 70 лет. После этого число мобилизованных в военную промышленность стало быстро расти и к концу года достигло 623385 чел. (в 1940 г. — 311734 чел.). Положение мобилизованных в военную промышленность мало отличалось от положения заключенных. Они жили в общежитиях под надзором полицейских и под постоянной угрозой наказания и лишения продовольственного пайка. Еще хуже приходилось рабо­чим из колоний и оккупированных стран (главным образом, из Ко­реи и Китая), которых десятками тысяч принудительно ввозили в Японию для работы на шахтах и вредных производствах. Основная масса населения сидела на голодном пайке: если в 1941 г. дневное потребление калорий на душу населения состав­ляло 2105, то к 1945 г. оно упало до 1793, или на 15%. В 1942 г. система нормированного распределения риса была распростране­на на всю страну. В том же году произошла частичная замена в пайке риса пшеницей и ячменем, а в 1943 г. — картофелем. Рыба, являвшаяся одним из основных продуктов питания, выдавалась в мизерном количестве. Из-за снижения производства и ввоза риса в 1944 г. уменьши­лись нормы выдачи продовольствия по карточкам. Лица в возрас­те от 11 до 60 лет получали лишь по 330 г риса в день. К рису ста­ли подмешивать гаолян, кукурузу, ячмень. Систематическое недо­едание вело к физическому истощению людей. Кризис военной Вплоть до 1944 г. рост военной продук- экономики Японии Чии в Японии обеспечивался увеличе­нием ввоза стратегического сырья с за­ Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945) хваченных территорий и сокращением невоенных отраслей про­мышленности. Тогда этапе промышленность производила для японской армии в основном достаточное количество оружия. Начиная с 1944 г. основные отрасли промышленности Японии стали испытывать серьезные трудности. Несмотря на рост по­требностей в основных видах промышленной продукции, соответ­ствующим образом увеличить ее выпуск не удалось. Производ­ство электроэнергии, угля, чугуна, стали, цветных металлов, дос­тигнув в 1943 г. высшей точки, пошло на убыль. По сравнению с предыдущим финансовым годом в 1944/45 фин. г. добыча угля на территории Японии снизилась с 55,5 млн. до 49,3 млн. т, выработка электроэнергии — с 34,8 млрд. кВт-ч до 32,2 млрд., выплавка стали — с 7,8 млн. ф до 5,9 млн., производст­во проката—с 4,1 млн. ф до 2,6 млн., алюминия (включая Корею и Тайвань) — со 141,1 тыс. ф до 110,4 тыс. Правда, несмотря на трудности, японскому правительству в основном удалось обеспечить потребности военной промышлен­ности в стали и других металлах и увеличить производство воо­ружения. Если в 1943/44 фин. г. общая стоимость его составила 11 млрд. иен (в ценах 1945 г.), то в 1944/45 фин. г. — 15,8 млрд. иен. Авиационная промышленность Японии с января по декабрь 1944 г. выпустила более 28 тыс. самолетов, тогда как годом ранее их число не доходило до 17 тыс. Однако к концу 1944 г. кризис коснулся и чисто военных от­раслей. Индекс производства вооружения, достигший в сентябре наивысшего за всю войну уровня — 332,5, в декабре снизился до 314,9 (1941 г.=100). Производство самолетов продолжало расти до сентября 1944 г. включительно, а затем пошло на убыль. Подъ­ем производства различных видов вооружения для военно-мор­ского флота продолжался лишь до лета — осени 1944 г., после че­го оно также стало снижаться. В первой половине 1944 г. выпуск полевой артиллерии оставался на уровне предшествовавшего по­лугодия (около 3200 орудий за 6 мес), а производство танков и минометов уменьшилось на 35%. Снижение выпуска вооружения и боевой техники было вы­звано прежде всего уменьшением поступления стратегического сырья. В 1944 г. его ввоз в Японию значительно сократился, и его резервы в метрополии быстро уменьшались. Несмотря на то, что был принят ряд законов, жестко регламентировавших производ­ство и потребление металла, запасы железного лома с апреля 1943 г. по март 1944 г. понизились с 3099 тыс. ф до 1437 тыс., бокситов с декабря 1943 г. по март 1944 г. — с 297 тыс. ф до 238 Часть 3. Япония на пути военных авантюр тыс. Возросшее в связи с войной потребление нефти и нефтепро­дуктов также пришлось удовлетворять за счет стратегических за­пасов: еще в 1942/43 фин. г. из них было использовано 10664 тыс. баррелей (в 1941 /42 фин. г. — 688 тыс. баррелей). ~ После занятия японскими войсками Экономика японских „ г> значительной части Юго-Восточной колонии и оккупиро-. „ л J К, Азии и стран Южных морей был орга-ванных территории г., г г rt г низован массовый захват ценных эко- номических объектов японскими компаниями. Судоверфи Синга­пура перешли во владения «Мицубиси дзіокбгеЧ, судоверфи и склады Гонконга были переданы концернам «Мицуи» и «Мицуби­си», «Мицуи» достались медные рудники на Филиппинах. Происходил интенсивный ввоз стратегического сырья и про­довольствия из колоний и с оккупированных территорий. В 1941/42 фин. г. добыча и импорт железной руды в Японии соста­вили 7412 тыс. т, причем ввоз почти в 2 раза превышал добычу. В том же году из Индокитая, Таиланда и Бирмы было вывезено 1424 тыс. т, а из Кореи и Тайваня— 1157 тыс. ф риса. В годы войны в Корее и Маньчжурии (и, отчасти, на Тайване) в качестве придатка военной экономики метрополии получили заметное развитие добывающая промышленность, металлургия, а также некоторые производства военного машиностроения. В стра­нах Южных морей упор был сделан на развитие нефтепромыслов и лесопереработки. Для увеличения площадей под продовольственные культуры японские оккупационные власти заставляли местное население сокращать плантации каучука в Малайе, кофейные — на Яве и са­харного тростника — на Филиппинах. Важнейшей продовольст­венной базой Японии должна была стать Маньчжурия. Предпола­галось направить туда поток японских колонистов и организовать там крупные хозяйства фермерского типа. Однако из-за недостат­ка средств и времени этот план не был полностью реализован.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.