Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заявка команды 11 страница




В марте 1942 г. был создан полуправительственньш Банк раз­вития стран Южных морей, в задачи которого входил выпуск ок­купационных «военных денег» и финансирование японских пред­приятий, эксплуатировавших сырьевые ресурсы захваченных рай­онов. Параллельно под предлогом «реорганизации» валютной сис­темы были ликвидированы все местные банки. Таким образом бы­ла подорвана и полностью подчинена Японии валютная система оккупированных стран. Война привела к истощению ресурсов не только Японии, но и ее колоний. При этом, если до 1943 г. из Японии в колонии все Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945) еще продолжались поставки некоторых видов товаров, то с 1943 года они практически прекратились, и начался по существу от­крытый грабеж колоний, ограниченный лишь неблагоприятным для Японии ходом военных действий и тяжелыми потерями ее торгового флота. Внутреннее положение в Японии в годы войны К началу тихоокеанской войны в Японии уже существовали «новая политическая» и «новая экономическая» структуры, на­правленные на обеспечение «тотальной мобилизации» японского народа для ведения войны. Довоенные политические партии и профсоюзы были распущены, вся политическая жизнь страны ре­гулировалась государственно-бюрократической Ассоциацией по­мощи трону, существовали серьезные ограничения политических свобод. Вместе с тем, конституция 1889 г. не была изменена, а ее дей­ствие не было каким-либо образом ограничено. В Японии продол­жал действовать парламент, осуществлялись обычные политиче­ские процедуры, менялись и реорганизовывались кабинеты мини­стров, даже проводились выборы. Японская государственно-поли­тическая система оказалась вполне приспособленной для прове­дения в жизнь любых чрезвычайных мер военного времени без внесения в нее каких-либо формальных изменений. Деятельность япон- Деятельность японского парламента в ского парламента в 1941-1945 гг. в основном сводилась к годы войны утверждению многочисленных прави- тельственных законопроектов, направ­ленных на обеспечение военных действий. Через 9 дней после на­падения на Пирл-Харбор, 16 декабря 1941 г., открылась 78-я чрезвычайная сессия парламента, созванная специально для ут­верждения срочных правительственных мероприятий, связанных с войной. Она, в частности, приняла новый закон, жестко ограни­чивавший свободу слова, печати и собраний и предусматривав­ший получение специальных разрешений на деятельность не только для новых, но и уже существующих общественных органи­заций. На основании этого-закона были закрыты несколько сот различных обществ. Следующая, регулярная сессия, работавшая с 26 декабря 1941 года по 26 марта 1942 г., утвердила военный бюджет Японии на 1942/43 фин. г., а также еще 84 правительственных законопро­екта. Среди них был закон о трудовой повинности, предоставив­ Часть 3. Япония на пути военных авантюр ший правительству право призывать гражданских лиц мужского и женского пола в возрасте от 12 до 70 лет для работы в любой от­расли промышленности и в любом районе Японии вне зависимо­сти от постоянного местожительства. В конце января 1942 г. кабинет министров назначил новые парламентские выборы — первые после самороспуска политиче­ских партий. Всю подготовку к ним провела Ассоциация помощи трону. В частности, была создана специальная организация, кото­рая рекомендовала кандидатов для избрания в нижнюю палату. Таким образом заранее обеспечивалась лояльность будущего де­путатского корпуса по отношению к правительственной полити­ке. В результате на выборах, состоявшихся 30 апреля 1942 г., из 466 избранных депутатов 381 чел. (около 82%) был рекомендован Ассоциацией. Однако даже такой состав парламента не полностью удовле­творил правительство Тбдзё, и оно сделало попытку усовершен­ствовать «новую политическую структуру». 20 мая 1942 г. с одоб­рения премьера было основано Общество политического содейст­вия трону (Ёкусан сэйдзи кай) во главе с бывшим премьер-мини­стром Абэ Нобуюки. Программа общества предусматривала спло­чение всех политических сил страны для достижения победы в войне, создания «сферы совместного процветания» в Восточной Азии и построения «нового порядка» во всем мире. После его соз­дания все сохранившиеся до тех пор политические организации объявили о своем самороспуске. Последующие сессии парламента продолжали исправно ут­верждать военные бюджеты и правительственные законопроекты, направленные на тотальную мобилизацию материальных и люд­ских ресурсов Японии для ведения войны. Максимум, что позво­ляли себе депутаты — это запросы по поводу неотложных мер для ликвидации нехваток продовольствия в стране. Ближе к концу войны, когда положение Японии сильно ухуд­шилось, японские правящие круги стали искать новые политиче­ские средства для того, чтобы еще больше сплотить нацию для «решающих военных усилий». Одним из них стало создание но­вой всеяпонской политической организации, которая объединила в себе функции Ассоциации помощи трону и Общества политиче­ского содействия трону (т.е. идеологию и политику). 30 марта 1945 г. состоялся учредительный съезд новой орга­низации, получившей название «Политическое общество Великой Японии» (Дайниппон сэйдзикай). Ее руководителем стал генерал Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945) Минами Дзирб. Задачей Политического общества была прямая поддержка всех военных и политических мероприятия правитель­ства. По сути, это была попытка сцементировать японский народ, в котором к тому времени стали проявляться признаки брожения, путем создания массовой политической организации. Такое реше­ние не соответствовало японским традициям и было свидетельст­вом кризиса японской политической системы и замешательства правящих кругов страны. Другим признаком политического кризиса было беспрецедент­ное решение 86-й парламентской сессии (26 декабря 1944 г. — 26 марта 1945 г.) о резервировании специальных мест в парламенте для представителей Кореи и Тайваня (Корее предоставлялось 7 мест в верхней палате и 23 места в нижней, Тайваню — 3 места в верхней и 5 мест в нижней). Правда, оно так и не было реализова­но, так как выборы предполагалось провести лишь 28 сентября 1946 г. Последней сессией японского императорского парламента до капитуляции стала 87-я чрезвычайная, прошедшая 9-13 июня 1945 г. Одним из важнейших ее решений стало принятие законов о чрезвычайных мерах военного времени и о добровольной воен­ной службе населения. Правительству были предоставлены пол­номочия призвать в армию любого подданного (мужчин в возрас­те от 15 до 60 лет и женшин — от 17 до 40 лет). Сессия также ут­вердила закон о предоставлении правительству права без одобре­ния парламента осуществлять любые меры военного характера и издавать декреты, имеющие силу закона. Тем самым кабинет ми­нистров получил диктаторские полномочия. Проявления недо- По мере того, как война затягивалась, и вольства войной достижение победы становилось пробле­матичным, в Японии стали все отчетли­вее проявляться настроения недовольства. В стране, где отсутствовали легальные политические партии и организации, а профсоюзы были распущены, протест против не­выносимых условий жизни, созданных войной, принимал причуд­ливые формы. Одной из них были массовые прогулы рабочих промышленных предприятий. Так, в 1943 г. около 10% всех рабо­чих Японии не являлись на работу без уважительных причин. С течением времени количество прогулов все возрастало. В 1944 г. 15% рабочих, занятых на 761 заводе, под различными предлогами уклонились от явки на работу. При этом на некото­рых заводах количество прогульщиков достигало 40%. Массовые прогулы большей частью охватывали ппрпппиятия ипрннпы ппл. Часть 3. Япония на пути военных авантюр мышленности, что было связано, по-видимому, с большим числом отбывающих трудовую повинность на таких предприятиях. К концу войны число невыходов на работу драматически воз­росло. Если в июле 1944 г. процент не вышедших на работу на предприятиях, производивших вооружение, составлял 18, в судо­строительных доках— 24 и на авиазаводах — 21, то в июле 1945 г. он соответственно повысился до 40, 52 и 51. В первую очередь, это объяснялось массовым недоеданием в результате нищенских зарплат и недостаточного снабжения по продовольственным кар­точкам. Рабочие стремились под различными предлогами не вы­ходить на работу, пытаясь найти способы выживания — уезжали в деревню, чтобы выменять продовольствие и т.п. Помимо массовых прогулов, в Японии во время войны случа­лись и обычные забастовки и характерные для довоенной Японии арендные конфликты. Например, осенью 1942 г. бастовали рабо­чие предприятий «Фурукава» (префектура Тотиги) и «Хитати» (Токио). Ежегодно возникали 300-400 трудовых конфликтов на промышленных предприятиях и 2-3 тыс. арендных конфликтов в деревне. р „С началом войны на Тихом океане в Политика «духовной п, - J Японии были усилены репрессии про- мобилизации» народа тив «ненадежных элементов» - паци- фистов, предполагаемых коммунистов, вообще всех несогласных с политикой правительства. Уже на второй день войны по всей Японии было арестовано 3 тыс. чел. Репрессии коснулись также и профсоюзов. Взамен распущенных профсоюзных организаций насаждались «патриотические» профсоюзы, входившие в Общество служения отечеству на производстве (Дайниппон сангё хбкоку кай), соз­данное с целью увеличения выпуска военной продукции и дости­жения «социального мира». Из-за принудительного характера членства его ряды постоянно росли: с 3,5 млн. чел. в апреле 1940 года до 5,8 млн. чел. в июне 1943 г. К идеологической обработке населения были привлечены и многие деятели культуры и искусства. Активно велась радиопро­паганда, выпускались кинофильмы, прославлявшие японские по­беды. В ноябре 1942 г. в Токио был созван съезд писателей «Ве­ликой Восточной Азии», на котором обсуждались вопросы «духов­ной мобилизации» народов для победоносного завершения войны. Наряду с пропагандой и с проведением политики вовлечения людей в организации, находившиеся под правительственным конт- пппАм пггягти nnufipranu ЙЯ ПРППРГГИЯМ и ПТЫГШТРРИИ TPY КТО ПП Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941—1945) являл признаки недовольства. Летом 1943 г. премьер-министр Тбдзё на конференции губернаторов префектур прямо указал, что «народ не должен выражать нетерпения и недовольства» и что ан­типравительственные митинги должны немедленно разгоняться. В стране свирепствовала цензура. В частности, летом 1944 г. «за пропаганду пацифизма» были закрыты популярные общественно-политические журналы «Кайдзб» и «Тюбкброн». Кроме того в стране насаждались шпиономания и повальная полицейская слежка. Проводились даже многодневные «учения Открытие II съезда писателен «великой Восточной Азии», Токио, август 1943 г. по поимке шпионов», когда полиция и жандармерия проводили повальные проверки документов на улицах городов. Под наблю­дением находились все бывшие профсоюзные деятели, руководи­тели и члены давно распущенных левых партий и организаций, ученые, деятели культуры и т.п. Жандармерия ежемесячно при­влекала к ответственности за распространение «вредных слухов» более 6 тыс. чел. В 1944 г. в палате пэров рассматривался вопрос о создании специального комитета, призванного бороться с «не­патриотическими» настроениями населения. Часть 3. Япония на пути военных авантюр ~ Начало поисков компромиссного мира Сторонники пре- r г кращения войны в Вй*ньши ЗР°™ политиками отно- правящих кругах сится еще к 1942 г' когда хРанитель им­ператорской печати Кидо Коити в беседе с бывшим послом в Лондоне Ёсида Сигэру обсуждал вопрос о по­ездке Коноэ Фумимаро в Европу, чтобы «проложить дорогу к за­ключению мира». В 1943 г. под влиянием неудач Японии в сражениях на Тихом океане, а также общих изменений стратегической обстановки не в пользу стран «оси», идея заключения компромиссного мира оформилась уже вполне четко. Ее главными проводниками в пра­вящих кругах Японии были Коноэ и Кидо. Оценивая перспективы войны как неблагоприятные, они пришли к выводу, что необхо­димо, пока не поздно, найти пути выхода из войны. В этом они видели возможность спасти Японию от тяжелых условий капитуляции и сохра­нить ее как великую державу. К Коноэ и Кидо примыкали бывшие премьер-министры Вакацуки, Хиранума и Окада. По свидетельству Кидо, идею о скорейшем прекращении войны разде­лял и император Японии Хирохито. В русле попыток прекратить войну (по крайней мере, на одном фронте) нахо­дилась и «новая политика» в отношении Китая, главным архитектором которой бЫЛ МИНИСТР ИНОСТраннЫХ Дел СИГЭМИ- Кидо Коити цу Мамору. В первой половине 1944 г. деятельность группы Коноэ-Кидо заметно активизировалась. 6 января 1944 г. Кидо сформулировал условия, на которых он считал возможным начать мирные пере­говоры с США и Великобританией: - Тихоокеанская проблема должна быть урегулирована державами, рас­положенными в бассейне Тихого океана; - должна быть создана смешанная комиссия в составе Японии, Совет­ского Союза, Китая, США и Великобритании; - районы, оккупированные Японией, и острова Тихого океана должны быть превращены в демилитаризованные зоны; - независимые государства, расположенные в этом районе (за исключе­нием Маньчжоуго), должны обрести нейтральный статус; другие окку­пированные районы должны управляться вышеупомянутой смешанной комиссией; Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945) - экономическая политика в этих районах должна основываться на принципе взаимного благоприятствования и равных возможностей. Однако высшее японское командование не желало расставать­ся с захваченными территориями и настаивало на продолжении войны любыми средствами. Поэтому попытка вступить в перего­воры с США и Великобританией так и не состоялась. Отставка прави- К началУ 1944 г- опасное ухудшение стра-тельства Тбдзё тегического положения Японии стало оче­видным. Выступая на 84-й сессии парла­мента, премьер-министр Тбдзё вынужден был признать итоги во­енных операций на тихоокеанском театре неудовлетворительны­ми и потребовал санкции парламента на проведение новой, еще более «тотальной» мобилизации ресурсов для ведения войны. В феврале І944 г. Тбдзё реорганизовал свой кабинет. В част­ности, в дополнение к постам премьера, военного министра и ми­нистра вооружений он занял еще и пост начальника генерального штаба армии, сместив с него маршала Сугияма. Таким образом, Тбдзё фактически взял на себя полную ответственность за ход боевых действий. В июле 1944 г. Япония потеряла о-в Сайпан. Воспользовав­шись этим предлогом, 17 июля часть бывших премьер-минист-ров-дзнюин (Коноэ, Окада, Вакацуки и Хиранума), особые сове­щания которых после смерти в 1940 г. последнего гэнро Сайондзи пришли на смену системе «государственных старейшин», приня­ли резолюцию, требовавшую отставки Тбдзё, поскольку, «когда нация в опасности», «частичные реорганизации кабинета не име­ют смысла». Тбдзё попытался принять меры к сохранению своей власти. Он немедленно составил меморандум правительству от лица воен­ного министерства, в котором обвинил группу бывших премьер-министров в антиправительственном заговоре. 18 июля Тбдзе отказался от поста начальника генерального штаба, назначив на него командующего Квантунской армией гене­рала Умэдзу Ёсидзирб, рассчитывая после этого сохранить за со­бой посты премьера и военного министра. Однако в тот же день весь состав правительства подал в отставку. Тбдзё ничего не оста­валось, как отправится во дворец с аналогичным прошением. 20 июля 1944 г. император поручил «Чрезвычайная» поли- Коисо Куниаки и Ёнаи Мицумаса тика кабинета Коисо сформировать новое правительство. Для Коисо, который занимал перед Часть 3. Япония на пути военных авантюр этим должность генерал-губернатора Кореи, новое назначение было совершенно неожиданным. Только во время аудиенции у им­ператора он узнал о том, что назначен премьером, а Ёнаи — его заместителем и военно-морским министром; военным министром стал Сугияма, а пост начальника генерального штаба сохранил Умэдзу. 22 июля Коисо сделал официальное заявление о программе своей деятельности. Он признал, что положение страны стало чрезвычайно опасным, но подчеркнул, что никаких принципиаль­ных изменений во внешней политике страны не произойдет, и война будет продолжена до полной победы. В начале августа 1944 г. Коисо создал высший совет по руко­водству войной {сайкб сэнсб сидо кайги) в составе премьера, ми­нистра иностранных дел, военного и военно-морского министров и начальников генеральных штабов армии и флота. Таким обра­зом Коисо надеялся сосредоточить в своих руках всю полноту во­енной и гражданской власти. Однако он натолкнулся на реши­тельное сопротивление руководителей армии и флота, которые возражали против его вмешательства в вопросы ведения войны на том основании, что он находился в отставке. Основой своей программы кабинет Кои­со сделал «тотальную мобилизацию» ре­сурсов для ведения войны. В военной сфере было, в частности, развернуто дви­жение с мертни ко в-ксшакадзэ в япон­ских вооруженных силах. Кроме того с" конца 1944 г. была начата подготовка к созданию специальных отрядов из граж-| данского населения для обороны Японии] в случае вражеского вторжения. Однако, несмотря на «чрезвычайный» характер всех проводившихся им мер, Коисо так и не смог сделаться автори-| тетным лидером страны. О слабости его! позиций свидетельствовали и унизитель-* ные препирательства с военными, и час-' тые реорганизации кабинета, и открытая критика деятельности правительства в парламенте и в печати. Несмотря на все чрезвычайные меры, ка­бинет Коисо оказался бессильным справиться с создавшимся по­ложением и был вынужден уйти в отставку. Коисо Куннакн Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945) Япония на пороге поражения Последнее японское правительство во­енного времени 7 апреля 1945 г. к власти пришел ка­бинет адмирала Судзуки Кантарб, по­следний японский кабинет военного времени. Главные министерские посты в нем заняли: министра иностранных дел и министра по делам Восточной Азии — Того Сигэнори; военного министра — генерал Анами Корэтика; военно-морского министра — адмирал Ёнаи Ми­цумаса; министра вооружений — адмирал Тоёда Тэйдзиро. Формально кабинет Судзуки про­возгласил продолжение войны против США и Великобритании до полной победы, однако всем было понятно, что главной его задачей должен стать поиск путей для приемлемого завершения войны. В своем первом выступлении в качестве премьера 7 апреля 1945 г. Судзуки признал, что империя нахо­дится перед лицом величайшего кри­зиса. Далее он заявил о необходимо­сти крепить «боевой дух народа» и «самоотверженно защищать родину». Этот призыв отражал мнение воен­ных кругов, в частности, военного министра Анами, что только отчаянное сопротивление может дать надежду избежать безоговорочной капитуляции и сохранить япон­ский государственный строй. Одновременно, находясь в почти полной международной изо­ляции, Япония стремилась каким-либо образом вступить в пере­говоры относительно условий прекращения войны. Критическое военное и внешнеполити­ческое положение Японии побудило наиболее дальновидных представите-рочной капитуляции лей японских правящих ксгГ0В к по- иску пути, который мог бы привести к достижению компромис­сного мира. К числу «миротворцев» принадлежали видные госу­дарственные деятели, бывшие премьер-министры Вакацуки, Ока-да, Коноэ, министры иностранных дел Того, Сигэмицу и др. ■ Зондирование велось по трем направлениям: во-первых, Япо­ния стремилась заключить сепаратный мир с чанкайшистским Ки­ Судзѵки Кантаро Попытки Японии избежать безогово- Часть 3. Япония на пути военных авантюр таем: во-вторых, пыталась начать переговоры о мире непосредст­венно США и Великобританией; в-третьих, старалась использо­вать Советский Союз в качестве посредника в таких переговорах-или хотя бы удержать его от вступления в войну. Попытка достичь сепаратного мира с Китаем была сделана в марте 1945 г., когда в Японию был приглашен Мяо Бин — один из высокопоставленных чиновников марионеточного правительства Ван Цзинвэя, который тем не менее продолжал поддерживать тес­ные связи со многими деятелями чунцинского правительства. На основании имевшейся у него информации Мяо Бин озна­комил японского премьер-министра Коисо Куниаки с примерными условиями, выполнение которых могло бы побудить Чан Кайши к заключению сепаратного мира с Японией. Они включали в себя вывод японских войск из Китая, признание правительства Чан Кайши и его переезд в Нанкин, проведение переговоров о статусе Маньчжурии и заключении мира между Японией и западными со­юзниками. Эти условия рассматривались на заседаниях япон­ского высшего совета по руководству войной, однако были при­знаны неприемлемыми. Еще осенью 1944 г. японское правительство попыталось уста­новить связь с руководителями Великобритании и США путем неофициальных контактов со шведским посланником в Японии В.Багге. Эти попытки продолжались вплоть до мая 1945 г., когда из-за разногласий в японских правящих кругах по вопросу об ус­ловиях начала мирных переговоров министр иностранных дел Японии Того не смог отправить Багге, уже вернувшемуся в то время на родину, официального подтверждения просьбы японско­го правительства о посредничестве Швеции. В результате связь по этой линии прервалась. Не получили развития и контакты, ко­торые японцы установили с А.Даллесом в Швейцарии и с сотруд­никами американской миссии в Лиссабоне. В данном случае по­мешала неуступчивость японской стороны в вопросе о сохране­нии за Японией территорий, захваченных ею до начала второй ми­ровой войны. Идея каким-то образом разыграть «советскую карту» имела в японской дипломатии относительно долгую историю. Еще в сен­тябре 1943 г. Токио выступил с дипломатической инициативой о посредничестве между СССР и Германией в мирных переговорах. Японское предложение по-видимому преследовало несколько целей. Во-первых, японские правящие круги рассчитывали в слу­чае его принятия советской стороной и достижения перемирия на советско-германском фронте облегчить стратегическое положе­ Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945) ние своего основного союзника — гитлеровской Германии. Во-вто­рых, японское предложение содержало в себе элемент «диплома­тической провокации»: согласие советского правительства вести подобные переговоры, даже если бы они окончились безрезуль­татно, означало бы нарушение им своих союзнических обяза­тельств и, возможно, привело бы к развалу антигитлеровской коа­лиции. Наконец, в обоих случаях Япония надеялась обезопасить себя от вступления СССР в тихоокеанскую войну на стороне США и Великобритании, чего японские правящие круги стали к тому времени серьезно опасаться. Тогда СССР отверг японское предложение и немедленно по­ставил в известность своих союзников о дипломатических манев­рах Японии. Тем не менее, в сентябре 1944 г. японское прави­тельство попыталось возобновить переговоры по данному вопро­су. К тому времени военное положение как Японии, так и Герма­нии драматически ухудшилось, поэтому в основе японской иници­ативы помимо тех же причин, что и в 1943 г., лежало стремление в случае успеха миссии найти для себя путь к заключению ком­промиссного мира с США и Великобританией при содействии СССР. Во главе миссии в Москву и Берлин предполагалось по­ставить Хирота К5ки. Однако советское правительство снова от­ветило на японское предложение отказом. 5 апреля 1945 г. советское правительство объявило о денонса­ции советско-японского пакта о нейтралитете. В тот день народ-ный комиссар иностранных дел В.М.Молотов заявил послу Япо­нии в Москве Сатб Наотакэ: «Пакт о нейтралитете между Советским Союзом и Японией был заклю­чен... до нападения Германии на СССР и до возникновения войны меж­ду Японией, с одной стороны, и Англией и Соединенными Штатами Америки, с другой. С того времени обстановка изменилась в корне. Германия напала на СССР, а Япония, союзница Германии, помогает по­следней в ее войне против СССР. Кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками Советского Союза. При таком положении пакт о нейтралитете между Японией и СССР потерял смысл, и продление этого пакта стало невозможным... В соответствии со статьей 3-й упомянутого пакта, предусматривающей право денонса­ции за один год до истечения пятилетнего срока действия пакта, со­ветское правительство настоящим заявляет... о своем желании денонси­ровать пакт от 13 апреля 1941 г.». Несмотря на это безрадостное для Японии событие, японские правящие круги не оставили надежды втянуть Советский Союз в свою дипломатическую игру. На этот раз речь шла только о воз­ Часть 3. Япония на пути военных авантюр можном посредничестве СССР в достижении мира между Япони­ей с одной стороны и США и Великобританией — с другой. 20 ап­реля 1945 г. министр иностранных дел Тбгб «неофициально» вы­сказал советскому послу в Токио Я.А.Малику пожелание о встре­че с Молотовым при его возвращении с учредительной конфе­ренции ООН в Сан-Франциско. После того как и эта попытка не дала результата, Тбгб поручил Хирота, который считался специа­листом по Советскому Союзу, поскольку в 30-х годах занимал пост посла Японии в СССР, вновь встретиться с Маликом и выяс­нить его позицию. Эти встречи состоялись в июне 1945 г., однако остались без каких-либо практических последствий. Поэтому в июле 1945 г. Того сделал попытку организовать поездку в Советский Союз официальной миссии. После консультаций было решено, что ее возглавит Коноэ Фумимаро. 13 июля 1945 г. японский посол в СССР Сатб Наотакэ посетил заместителя народного комиссара иностранных дел С.А.Лозов­ского и вручил ему письмо на имя Молотова, в котором сообща­лось, что японский император изъявил желание командировать в СССР Коноэ в качестве своего официального представителя. Бы­ло передано также послание императора, в котором указывалось, что он хочет «положить скорее конец войне». 18 июля Лозовский передал послу ответ советского прави­тельства: «Высказанные в послании императора Японии соображения имеют об­щую форму и не содержат каких-либо конкретных предложений. Со­ветскому правительству представляется неясным также, в чем заключа­ются задачи миссии князя Коноэ... Ввиду вышеизложенного советское правительство не видит возможности дать какой-либо определенный ответ по поводу послания императора, а также по поводу миссии Ко­ноэ». Когда 30 июля Сатб вновь посетил Лозовского, чтобы выяс­нить советскую позицию относительно миссии Коноэ, Лозовский сообщил ему, что ввиду отсутствия в Москве председателя совета министров и министра иностранных дел советское правительство не может дать окончательного ответа. Однако фактически ответ уже имелся. 26 июля 1945 г. была опубликована Потсдамская декларация США, Великобритании и Китая, требовавшая от Япо­нии немедленной безоговорочной капитуляции. ¥т««™„.««.- „ Проект совместной декларации Потсдамская декларация г * союзных держав был подготовлен Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-194$) Соединенными Штатами еще до начала конференции в Потсдаме. По идее демарш трех держав должен был побудить Японию капи­тулировать. Однако подготовка декларации имела для американ­цев еще один, скрытый, смысл. В случае отказа Японии принять ее условия США получали формальный повод применить против нее ядерное оружие. Характерно, что текст декларации был пере­дан Черчиллю и Чан Кайши только 24 июля — после того, как Трумэн одобрил приказ командующему стратегической авиацией генералу Спаатсу об атомной бомбардировке Японии. Потсдамская декларация была выработана без непосредствен­ного участия СССР. Ее текст был направлен советской делегации одновременно с его передачей для объявления по радио. Вместе с тем, в ней в целом были учтены советская позиция и советские интересы, что позволило СССР в дальнейшем солидаризировать­ся с ее духом и основными положениями. В Потсдамской декларации были подытожены прежние заяв­ления и соглашения, касавшиеся совместной борьбы против Япо­нии. В ней содержались не только конкретные условия капитуля­ции, но и принципы основных послевоенных преобразований, ко­торые должны были быть проведены в этой стране. В декларации указывалось, что «навсегда должны быть устра­нены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуж­дение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завое­ваний»; что «японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кіосю, Сикоку и теми менее крупными остро­вами, которые мы укажем»; что «японское правительство должно устранить все препятствия к возрождению и укреплению демо­кратических тенденций среди японского народа». «Мы призываем правительство Японии, — говорилось в ней в заключение, — про­возгласить теперь же безоговорочную капитуляцию всех япон­ских вооруженных сил... Иначе Японию ждет быстрый и полный разгром». Правительство Японии в течение двух дней не могло решить, как реагировать на Потсдамскую декларацию. Колебания были связаны главным образом с тем, что под ней отсутствовала под­пись Советского Союза, и Японии не была ясна его позиция. Ми­нистр иностранных дел Того предлагал не отвергать условия де­кларации и продолжить ее изучение, а самое главное — выяснить точку зрения СССР. Руководители же армии и флота требовали отклонить декларацию, поскольку они считали, что в то время, когда японские войска еще оккупируют огромные территории за Часть 3. Япония на пути военных авантюр пределами собственно Японии, говорить о капитуляции прежде­временно. На состоявшемся 27 июля совещании высшего совета по ру­ководству войной японские руководители решили поручить послу в Москве Сатб выяснить намерения СССР, а до тех пор опуб­ликовать Потсдамскую декларацию в сокращенном виде, а в ком­ментариях намекнуть, что Япония, по-видимому, оставит ее без внимания. Однако под давлением генералитета премьер-министр Судзуки уже 28 июля выступил с заявлением, в котором говори­лось, что правительство «игнорирует» декларацию и «будет неот­ступно продолжать движение вперед для успешного завершения войны». Это заявление фактически предрешило атомную бомбар­дировку Японии. Атомные бомбардиров- 10 июля 1945 г в пустынном рай­ки японских городов оне штата Нью-Мексико, недалеко от авиабазы Аламогордо, был про­изведен первый экспериментальный ядерный взрыв мощностью 15-20 тыс. килотонн. Продолжавшийся 4 года атомный «Манхэт-тенский проект» завершился полным успехом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.