КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заявка команды 13 страница
Напряженные бои шли и в ходе Курильской десантной операции, которая началась 18 августа десантом на о-в Шумшу и завершилась высадкой на о-в Кунашир 1 сентября. Всего на Курильских о-вах было взято в плен до 60 тыс. японских солдат и офицеров. В обращении к советскому народу по случаю подписания Японией акта о безоговорочной капитуляции 2 сентября 1945 г. говорилось: «Поражение русских войск в 1904 г. в период русско-японской войны оставило в сознании народа тяжелые воспоминания... Сегодня Япония признала себя побежденной и подписала акт безоговорочной капитуляции. Это означает, что Южный Сахалин и Курильские острова отойдут к Советскому Союзу, и отныне они будут служить не средством отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны от японской агрессии». * * * После принятия Японией условий Потсдамской декларации вся подготовительная работа по организации официального подписания акта о капитуляции проводилась штабом Макартура в Маниле. Там 20 августа японским представителям был вручен акт о капитуляции, согласованный союзными державами. Церемония его подписания была назначена на 2 сентября 1945 г. Этот день принято считать датой окончания второй мировой войны. РАЗДЕЛ III ЯПОНИЯ НА ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ПУТИ РАЗВИТИЯ Часть 1 ЯПОНИЯ В ПЕРИОД ОККУПАЦИИ В девять часов утра 2 сентября 1945 г. на борту американского линкора «Миссури», вошедшего в Токийский залив, был подписан акт о капитуляции Японии. От Японии это сделали министр иностранных дел Сигэмицу Мамору и генерал Умэдзу Ёси-дзирб, представлявшие, соответственно, правительство и императорскую ставку. От имени всех держав-победительниц акт подписал главнокомандующий союзными оккупационными войсками генерал Д.Макартур, от США — адмирал Ч.Нимиц, от Китая— генерал Су Юнчан, от Великобритании — адмирал Б.Фрейзер, от Советского Союза — генерал К.Н.Деревянко. За ними последовали подписи представителей Австралии, Франции, Голландии, Новой Зеландии и Канады. Генерал К.Н.Деревянко ставит подпись под актом о капитуляции Любивший театральные эффекты Макартур выставил на борту «Миссури» взятый из музея американский флаг, под которым коммодор Перри приплыл в 1854 г. «открывать» Японию. Ему хотелось подчеркнуть своеобразную преемственность американской политики диктата в отношении Японии. Однако смысл происходивших событий был иным. Часть 1. Япония в период оккупации Глава 1 ПОСЛЕДСТВИЯ ПОРАЖЕНИЯ ЯПОНИИ Непосредственные итоги войны для Японии Международные Поражение Японии ознаменовало собой кар-последствия по- динальное изменение соотношения сил в раження Японии Азии и на Тихом океане. Со времени японо-китайской войны (1894-1895) Япония выступала там как региональная, а после Портсмутского мира (1905) и как великая держава. Ни одна международная проблема в этом регионе не могла решаться без ее участия или, во всяком случае, без тщательного учета японских интересов. Японская империя включила в сферу своего влияния территории, население которых значительно превосходило население собственно Японских о-вов. После капитуляции Японская империя как фактор международной политики перестала существовать. На огромных пространствах Восточной и Юго-Восточной Азии и Тихого океана образовался вакуум, который стремились заполнить новые силы. В новых условиях резко усилились позиции США. Во-первых, именно они сыграли главную роль в военном разгроме Японии, что автоматически обеспечило им мощное военное присутствие на территории и в сфере влияния бывшего противника. Во-вторых, метрополии других стран, традиционно имевших интересы и колониальные владения в этом районе мира (Великобритания, Франция, Голландия), были серьезно ослаблены в результате войны в Европе и не могли составить полноценную конкуренцию американцам. В-третьих, Китай в то время не мог претендовать на роль новой региональной державы, поскольку также был разорен войной и находился в состоянии внутренней нестабильности, вылившейся в многолетнее вооруженное противоборство сил правительства Чан Кайши и коммунистических повстанческих армий под руководством Мао Цзэдуна. На востоке Азии остались только две силы, способные противодействовать американской политике. Это был, во-первых, Советский Союз, позиции которого на Дальнем Востоке в 1945 г. чрезвычайно укрепились после размещения там мощной военной группировки и прямого военного участия в разгроме Японии. Другой такой силой было национально-освободительное движение народов колониальных стран Азии. В нем также имелась Глава 1, Последствия поражения Японии коммунистическая составляющая, что делало его потенциальным резервом роста советского влияния. Со своей стороны, и Соединенные Штаты стремились использовать его для укрепления собственных позиций и вытеснения из Азии своих европейских конкурентов. Американская пропаганда подчеркивала, что, в отличие от Великобритании, Франции и Голландии, США не имели колоний и выступали за политическое освобождение азиатских народов. Таким образом, все новые районы мира втягивались в глобальную конфронтацию США и СССР. На Восточную и Юго-Восточную Азию распространилось то же советско-американское противостояние, которое наметилось в Европе после разгрома гитлеровской Германии. Правда, возможности США были здесь в тот момент более предпочтительными. Что же касается Японии, то она не играла больше никакой активной роли ни в мировых, ни даже в региональных делах. Внѵтриполитиче- С военным поражением и капитуляцией ские последствия императорской Японии начался относите-иораженияввойне *™% короткий (сентябрь 1945 г.-апрель г 1952 г.), но насыщенный очень важными событиями период японской истории. Главным политическим инструментом японского монархического строя была фактически неподконтрольная общественности бюрократическая машина, добивавшаяся от граждан подчинения всеми, в том числе и репрессивными, методами. В свое время утверждение такого типа политической организации помогло Японии мобилизовать внутренние ресурсы, чтобы отстоять свою независимость, провести модернизацию и даже выйти в разряд мировых держав. Вместе с тем такой режим был несовместим с тенденцией к расширению гражданских прав и политических свобод, которая отражала реальные изменения в социально-экономической структуре японского общества. Появившиеся было в 20-е годы надежды на постепенную демократизацию в рамках политического строя, определенного конституцией 1889 г., оказались иллюзорными. Напротив, произошел рост экспансионистских устремлений, усилилась милитаризация всех областей жизни, и Япония вступила в долгую полосу военных авантюр. Поэтому поражение Японии во второй мировой войне означало одновременно окончательный крах веры японцев в незыблемость прежних государственных устоев, полное банкротство ее прежней политической системы. Часть 1. Япония в период оккупации Экономические и "омимо проведения демократических ре- форм перед Японией стояли неотложные за-социальные по- Y r г, дачи восстановления деформированного и следствия воины „ r г разрушенного войной народного хозяйства, перевода милитаризованной экономики на мирные рельсы, разрешения многочисленных социальных проблем. Поражение в войне лишило Японию всего, что принесли ей военные успехи прежних лет, начиная с победы в японо-китайской войне 1894-1895 гг. Она потеряла все свои колонии и сферы влияния в Азии, со всем находящимся в них имуществом (промышленными предприятиями, рудниками, земельными участками и т.д.). В ходе войны прекратились зарубежные поставки в Японию сырьевых и топливных ресурсов, была потеряна большая часть грузовых судов. В результате в стране ощущалась острая нехватка сырья, топлива и продуктов питания. Самый драматический характер приобрела продовольственная проблема. Япония, из-за отсталости ее сельского хозяйства, и до войны не могла обеспечить себя полностью собственными продуктами питания. Зависимость от импорта главного вида продовольствия - риса - приближалась к 20%. К концу войны собственное производство риса резко сократилось (в 1945 г. —до 5,8 млн. т, т.е. до 57% от уровня 1939 г.). При этом ввоз риса из Кореи и с оккупированных территорий был затруднен, а в августе 1945 г.— полностью прекращен. Введенная в 1939 г. государственная система распределения риса и «замещающих продуктов» предусматривала нормы, не удовлетворявшие физиологические потребности человека. На этом фоне после войны расцвел продовольственный «черный рынок», цены которого были недоступны для большинства населения. Огромные потери Япония понесла от американских «ковровых» бомбардировок. Было разрушено 98 из 206 городов. Страна лишилась четверти всего жилого фонда. Пострадала и японская промышленность — четверть производственных мощностей в станкостроении, автомобилестроении, паровозо- и вагоностроении, производстве меди и алюминия перестали существовать. Правда, в большинстве ключевых отраслей все же сохранилось до 70-80% производственного оборудования. Однако оно было сильно изношено из-за сверхнормативной загрузки в военные годы. Кроме того, промышленность была ориентирована на военное производство, и чтобы эффективно использовать ее в мирное время, требовалась широкомасштабная конверсия. В полный упадок пришли отрасли, производившие потребительские товары, на Глава 1. Последствия поражения Японии пример, текстильная промышленность. В конце войны дело доходило до скрапирования машин и оборудования на сырье для производства оружия. Экономическое положение осложнялось миграционными процессами. После войны в Японию вернулось 5,38 млн. демобилизованных и репатриантов из колоний. Их нужно было накормить, обеспечить жильем, работой. К тому же к прежним местам жительства возвращались и многие насильно призванные на работу в военную промышленность (их было более 6 млн. чел.). На де- Солдаты бывшей японской императорской армии прибывают в порт Хаката из Кореи кабрь 1945 г. насчитывалось 13,2 млн. чел., искавших новое место работы. В апреле 1946 г. число фактически безработных превышало 10% трудоспособного населения, а вместе с занятыми лишь частично — 20%. Преодолению нищеты и восстановлению народного хозяйства мешала прогрессирующая инфляция. В военное время финансирование военных расходов нельзя было обеспечить только за счет налогов, и правительство широко прибегало к государственным займам. К концу 1944 г. накопленный государственный долг в 2 Часть I. Япония в период оккупации раза превышал размер годового валового национального продукта (ВНП). Наконец, Япония была поставлена перед необходимостью выплаты колоссальных репараций странам, пострадавшим в результате оккупации или в ходе военных действий. Тяжелое положение экономики углублялось и неопределенностью политического будущего страны. Особенности оккупации Японии Механизм осущест- В середине августа 1945 г., непосредствен-вления оккупации но после заявления Японии о капитуляции, между И.В.Сталиным и президентом США Г.Трумэном состоялся обмен письмами по поводу определения районов сдачи японских войск, соответственно, советским и американским вооруженным силам, а также по вопросам, связанным с последующей оккупацией японской территории. В своем письме от 16 августа Сталин заметил, что поскольку «японцы в 1919-1921 гг. держали под оккупацией своих войск весь Советский Дальний Восток», то «русское общественное мнение было бы серьезно обижено, если бы русские войска не имели бы района оккупации в какой-либо части собственно японской территории». Однако в условиях уже явно наметившегося противоборства между СССР и западными союзниками в вопросе о послевоенном мировом устройстве правительство США стремилось осуществить оккупацию Японии только своими силами. В своем ответе Сталину от 18 августа Трумэн отклонил предложение Советского Союза об участии его войск в оккупации северной части Хоккайдо, заметив, что генерал Д.Макартур (в тот момент — командующий вооруженными силами США на Тихом океане) будет использовать «символические союзные вооруженные силы, которые, конечно, будут включать и советские вооруженные силы» для «временной оккупации» «части собственно Японии». Такой вариант не устроил Сталина, и вопрос об участии советских войск в оккупации Японии был закрыт. Накануне подписания акта о капитуляции главнокомандующим союзными оккупационными войсками (в них, помимо американцев, реально входил лишь небольшой британский контингент) был назначен генерал Макартур. Штаб главнокомандующего, учрежденный 28 августа 1945 г. в Иокогаме, 15 сентября переместился в Токио. Глава 1. Последствия поражения Японии 6 сентября 1945 г. Трумэн одобрил разработанные совместно госдепартаментом, военным и морским министерствами «Основные принципы политики США в отношении Японии в начальный период оккупации». Этот документ был направлен Макарту-ру в виде директивы (в Гарри Трумэн и Дуглас Макартур ЯПОНИИ ОПублИКОВЭН 22 сентября). В нем были указаны конечные цели оккупации: во-первых, «обеспечить, чтобы Япония не стала вновь угрозой для Соединенных Штатов или для мира и безопасности во всем мире»; во-вторых, «создать миролюбивое и ответственное правительство, которое уважало бы права других государств и поддерживало бы американские цели, (У отраженные в идеалах и принципах хартии Объединенных наций». Главнокомандующего оккупационными войсками ориентировали действовать «через японское правительство, включая императора и другие органы». За японским народом признавалась «свобода перемены формы правления в Японии, если подобная перемена не будет противоречить безопасности американской армии и осуществлению целей оккупации». Стремление Вашингтона обеспечить приоритет национальных интересов США нашло отражение в указании главнокомандующему «следовать американской политике» в тех случаях, когда «между главными союзными державами возникнут разногласия». В результате, для оккупационного режима в Японии были характерны два момента. Во-первых, оккупация осуществлялась американскими войсками, выступавшими от имени союзных дер-,.__у жав. Во-вторых, назначенный правительством США главнокомандующий оккупационными войсками, определяя направление преобразований в Японии, издавал обязательные для исполнения рекомендации (меморандумы и директивы главнокомандующего) и передавал их правительству Японии, которое проводило их в жизнь от своего имени, под свою ответственность и во многих случаях при необходимом законодательном оформлении. С большим трудом, главным образом из-за советско-американ Часть 1. Япония в период оккупации ских разногласии, продвигалось учреждение странами-союзницами по второй мировой войне совместного механизма контроля над осуществлением условий капитуляции Японии. По компромиссному решению, достигнутому в декабре 1945 г. на Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, были созданы два таких органа: Дальневосточная комиссия и Союзный совет для Японии. Дальневосточная комиссия учреждалась в Вашингтоне из представителей СССР, США, Англии, Китая, Франции, Голландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Филиппин (позже также Бирмы и Пакистана). Она должна была «формулировать политическую линию, принципы и общие основания, в соответствии с которыми может осуществляться выполнение Японией ее обязательств по условиям капитуляции». Решения комиссии принимались большинством при совпадении голосов представителей СССР, США, Англии и Китая (принцип единогласия великих держав). Было определено, что директивы правительства США главнокомандующему оккупационными войсками в Японии должны соответствовать политической линии, установленной Дальневосточной комиссией, а по особо важным вопросам, включая изменение конституции, даваться с согласия комиссии. Союзный совет для Японии учреждался в Токио как совещательный орган из представителей США, СССР, Китая и еще одного члена Совета, представляющего Великобританию, Австралию, Новую Зеландию и Индию. Главнокомандующий должен был консультироваться с Советом «до дачи приказов по вопросам, имеющим существенное значение». Предусматривалось право каждого члена Совета приостановить действия главнокомандующего и передать спорную проблему на обсуждение Дальневосточной комиссии. Этапы оккупаци- Весь период оккупации Японии можно раз-онной политики делить на два этапа — 1945-1948 и 1949-1951 гг. Главным содержанием первого из них стали охватившие все стороны жизни страны реформы, которые открыли возможность для ее развития по новому, демократическому пути. Второй период характеризовался, прежде всего, стремлением стабилизировать общественно-политическую жизнь Японии при одновременном фактическом отказе от некоторых наиболее радикальных преобразований в сфере экономики и политики, за что он получил в публицистической и научной литературе название «обратного курса». Глава 1. Последствия поражения Японии Чтобы понять причины изменений в оккупационной политике, нужно обратиться к анализу сил, определявших ее направленность, и обстоятельств, в которых она осуществлялась. Главным фактором, определявшим направление развития Японии, была, конечно, оккупационная администрация, в которой, как уже говорилось, полностью доминировали американцы. Таким образом, несмотря на формальное представительство в ней других стран-победительниц, можно считать, что ее деятельность была отражением внешней политики США. Соответственно, на развитие событий в Японии исключительно сильное воздействие оказывали глобальные цели, которые преследовала эта формировавшаяся сверхдержава, уже выдвинувшая свои претензии на мировое лидерство. Непосредственно после войны правящие круги США стремились упрочить американские позиции в Азии, как бы наследуя бывшую сферу влияния Японской империи. Об этом свидетельствует их высокая военно-политическая и дипломатическая активность в Китае, Корее, на Филиппинах и на островах Тихого океана (а позднее и в Юго-Восточной Азии, где США стали постепенно брать на себя роль ослабленных в результате войны Франции, Голландии и Великобритании). В Китае и на Корейском п-ове геополитические устремления американцев столкнулись с планами Советского Союза, также старавшегося включить в сферу своего влияния долю японского наследства, оказывая поддержку быстро укреплявшимся там коммунистическим силам. Это сделало неизбежным возникновение важнейшей в то время зоны советско-американского противостояния вне Европы и предопределило усиление антикоммунистической направленности американской политики. В дальнейшем борьбу вокруг определения целей и задач оккупационной политики определяли три взаимосвязанных фактора. Во-первых, нарастание глобального противоборства между США и СССР и развитие «холодной войны». Этот процесс сопро-иождался поляризацией сил на мировой арене, постепенным во--пленением большинства стран мира в противостояние в качестве «клиентов» одной из двух сверхдержав. Это касалось и Японии, где США старались всячески упрочить свое влияние, а Советский Союз — по мере возможности их влияние подорвать. Во-вторых, заметная радикализация политических сил в самой послевоенной Японии. На фоне всеобъемлющего социально-экономического кризиса, на волне отрицания милитаризма и прежней имперской политики выросло влияние наиболее оаликальныѵ Часть 1. Япония в период оккупации критиков «проклятого прошлого» — левых социалистов и коммунистов. Их роль была тем более значительной, что они сумели занять прочные позиции в профсоюзном движении. Хотя эти силы поначалу в целом лояльно сотрудничали с оккупационными властями, в дальнейшем их антиамериканский потенциал стал проявляться все более отчетливо. Любопытно, что в своем неприятии «американского империализма» японские левые стали, возможно, самыми громкими защитниками японских «национальных ценностей» в обстановке, когда даже мелкие проявления национализма решительно осуждались. В-третьих, в результате успеха коммунистов в гражданской войне в Китае существенно изменилась международная ситуация. Это привело к пересмотру важнейших стратегических установок американской политики в Азии. Если в первые послевоенные годы США ориентировались на правительство Чан Кайши в качестве своего главного военно-политического союзника в этом районе мира, делая ставку на его победу над силами Мао Цзэдуна, то позже эта роль стала переходить к Японии. Соответственно, примерно в середине 1948 г. подвергся корректировке и курс оккупационных властей. Японский «государственный пацифизм» стал невыгоден Соединенным Штатам, так же как и полное подавление японского военно-промышленного потенциала. Это проявилось особенно отчетливо, когда «холодная война» перешла в «горячую» фазу на Корейском п-ове. Глава 2 ПЕРВЫЙ ЭТАП ОККУПАЦИИ (1945-1948) Задачи первого этапа оккупации Пока главным партнером Соединенных Штатов в первые послевоенные годы оставался гоминдановский Китай, в отношении Японии нее проводилась, скорее, политика нейтрализации возможного конкурента. Преобладающее внимание уделялось тому, как исключить на будущее военную угрозу со стороны Японии и не допустить возрождения ее военного потенциала. В экономической сфере предполагалось обеспечить развитие японской экономики до уровня самоудовлетворения социальных потребностей, исключая возможность превращения ее в конкурента США на внешних рынках. В области общественно-политической ставилась задача создать в стране демократический режим, подобный существующим на Западе, который возглавляли бы лояльные Соединенным Штатам политики. С одной стороны, это отвечало идеологическим установкам американских правящих кругов, с другой — считалось, что такой режим служил бы гарантией против реанимации милитаризма и позывов к внешней экспансии. Вопрос о «коммунистической угрозе» в начальный период оккупации в практическом плане еще не стоял — отчасти потому, что советско-американские отношения не успели обостриться до крайности; отчасти, поскольку коммунистического движения в Японии в начале осени 1945 г. попросту не существовало, оно было полностью разгромлено еще в предвоенные годы. Поэтому оккупационные власти считали возможным стимулировать в Японии любую «позитивную», т.е. антимилитаристскую и демократическую политическую активность — в частности, развитие профсоюзного движения. Впрочем, оккупационный режим в Японии обеспечивал внутриполитическую стабильность на время формирования и упрочения новой системы государственной власти и преодоления наиболее острой фазы послевоенного экономического кризиса. Это предоставило возможность последовательно проводить реформы, не слишком опасаясь того, что радикальным политическим элементам какого-либо толка удастся дестабилизировать положение в стране. Часть 1. Япония в период оккупации Кроме того, тот факт, что большая часть демократических реформ проводилась в то время, когда политическая жизнь в Японии еще не столь ощутимо, как в последующие годы, испытывала влияние логики глобальной конфронтации двух систем, благоприятно сказался на качестве и темпах преобразований. В результате политика оккупационной администрации Макартура в значительной степени совпала с чаяниями другой мощной силы, стимулировавшей процесс реформ — широкого демократического движения японского народа. Требование Потсдамской декларации отстранить от власти и ликвидировать влияние сил, толкнувших Японию на путь безответственного милитаризма, нашло живой отклик в стране. Хотя реформы проводились под руководством и при активном участии оккупационной администрации, японское общество не было лишь пассивным объектом реформаторской деятельности, и это сказалось на характере и темпах перемен. Надо отдать должное авторам Потсдамской декларации, потребовавшим снять все препятствия «к возрождению демократических тенденций среди японского народа». Слово «возрождение», включенное в текст, как утверждается, по предложению британского правительства, свидетельствует о понимании того, что успехи будущих реформ во многом зависели от опоры на демократические тенденции, вызревшие в ходе исторического развития самого японского общества. В результате, в начальный период оккупации были предприняты шаги, чтобы включить в процесс демократических преобразований самые разнообразные общественные силы, чья политическая деятельность прежде искусственно ограничивалась и подавлялась. Одновременно были удалены с политической сцены военные круги, наиболее одиозные реакционные политики, а также распущены суррогатные структуры, подменявшие партии и профсоюзы. Было бы также неверно недооценивать роль государственных деятелей Японии периода оккупации в осуществлении реформ. Избранная победителями косвенная (в отличие от Германии) система управления для оккупированной Японии оставляла им немалые возможности проявить свое политическое лицо и не быть простыми марионетками в руках оккупационных властей. В соответствии с актом о капитуляции японское правительство обязалось «честно выполнять условия Потсдамской декларации, отдавать те распоряжения, предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует верховный командующий союзных держав». В целом японские кабинеты Глава 2. Первый этап оккупации (1945-1948) периода оккупации следовали этому обязательству. Японские политики, большинство из которых проявило себя еще в предвоенные годы, сумели осознать, что провозглашенные Потсдамской декларацией цели демократизации и демилитаризации Японии независимо от того, чем руководствовались государства-победители, были приемлемы для Японии, объективно отвечая ее долгосрочным национальным интересам. Демократизация общественно-политической жизни Подготовка условий Среди первых шагов оккупационных вла-для демократизации CTe** наибольшее значение имели принятые ими решительные меры, направленные на устранение многочисленных преград на пути демократизации японского общества. Необходимо было преодолеть сопротивление и консерватизм японских правящих кругов. Образованное 17 августа 1945 г., на второй день после капитуляции Японии, правительство во главе с принцем Хигасикуни Нарухико, в целом, не было нацелено на крупные реформы. Стараясь по мере возможности сохранить прежние основы государственного строя, кабинет Хигасикуни (его называли «правительством императорской семьи») не имел намерения активно сотрудничать с победителями в осуществлении требований Потсдамской декларации. Его обещания демократических свобод сопровождались разного рода условиями и оговорками при отсутствии конкретных дел. Поэтому инициатива в деле демократизации общественно-политической жизни Японии на этом этапе целиком оказалась в руках оккупационных властей. В сентябре 1945 г. главнокомандующий оккупационными войсками направил правительству серию меморандумов, касавшихся свободы слова, правил работы газет и радио. В них содержались требования обеспечить независимость суждений средств массовой информации (но в части информации и оценок, касавшихся оккупационных властей, вводились ограничения). 4 октября штаб главнокомандующего вручил правительству «Меморандум об отмене политической полиции», включавший следующие требования: - гарантировать свободу мысли (в том числе свободу дискуссии об императоре и императорском дворе), свободу совести, собраний, слова; - отменить Закон об охране общественного порядка и другие законы, указы, министерские приказы и правила, подавляющие свободы; немедленно приостановить их действие; Часть 1. Япония в период оккупации - освободить политических заключенных; - упразднить политическую полицию (токко) и органы надзора за общественным мнением; - отстранить от службы министра внутренних дел и чиновников, причастных к деятельности политической полиции и преследованиям за политические убеждения. Политика кабинета Хигасикуни была основана на использовании авторитета императора для того, чтобы предотвратить эксцессы, связанные со сдачей войск, и возможные общественные беспорядки (голодные бунты и т.п.). Полная отмена ограничений на политические, гражданские и религиозные свободы была несовместима с такой линией. 5 октября Хигасикуни объявил об отставке кабинета министров под предлогом, что он выполнил свою задачу. При неофициальном одобрении штаба главнокомандующего оккупационными войсками император назначил премьер-министром Сидэхара Кидзюрб. Это был более приемлемый для американцев политик. Занимая во второй половине 20-х годов в ряде довоенных правительств посты министра иностранных дел, Сидэхара считал желательным достижение согласия с США и Великобританией (выражение «дипломатия Сидэхара» в смысле «примирительная, прозападная дипломатия» было нарицательным на рубеже 20-30-х годов). После того, как в 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию, он отошел от активной политической деятельности. В сформированном им 9 октября правительстве осталось несколько человек из предыдущего, в том числе министр иностранных дел Ёсида Сигэру — видный дипломат, пользовавшийся доверием американцев. 11 октября Макартур при личной встрече с новым премьер-министром указал на необходимость либерализации конституции и проведения реформ с целью гарантировать права человека. Главными направлениями таких реформ были названы обеспечение участия женщин в политике, поощрение деятельности профсоюзов, свободное школьное образование, исключение проявлений абсолютизма и политических притеснений, ограничение монополии в промышленности и внешней торговле, а также демократизация экономического механизма. Правительство Сидэхара начало осуществление этой программы. 10 октября началось освобождение политических заключенных: из тюрем вышло около 3 тыс. чел. Затем последовала отмена Глава 2. Первый этап оккупации (1945-1948) ряда реакционных законов, в том числе Закона об охране общественного порядка. Лидеры японских коммунистов выходят из тюрьмы Ц утю (октябрь 1945 года). Крайний слева — Токуда Кюнтн, на переднем плане — Сига Есио. Оба провели в заключении по 18 лет. Арестованный вместе с ними Итикава Сёити не дожил до освобождения полгода
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |